
Комбайн СК-6 «Колос» – один из конкурентов «Нивы»
Зерноуборочный комбайн «Колос» был разработан под руководством изобретателя, конструктора К. И, Изаксона и выпускался в Таганроге в 1973-1979 годах, а модификация СК-6-II производилась вплоть до 1984-го. Сельскохозяйственная машина имела две технологические особенности: двухсекционный бункер и широкую полутораметровую молотилку. В 1985-м запустили в производство модель СК-6А, где стоял один барабан, но она «не пошла» и вскоре была снята с производства.
Для уборки риса использовалась версия СКПР-6, а также СКГ-6 и СКГД-6. Эти модели предназначались для использования в районах с переувлажненной почвой и оснащались гусеницами. Серия комбайнов данного типа отправлялась на экспорт в Камбоджу, Вьетнам, Ирак, Монголию, Сирию, Китай и некоторые другие страны.
Популярности машины способствовала возможность ее быстрого переоснащения под выполнение различных работ. Комбайн не являлся полностью уникальным: мосты и некоторые другие узлы использовались от более распространенной «Нивы». Основные технические данные «Колоса»:
Пуск мотора осуществлялся из кабины комбайнера посредством кнопки. Однако данная система часто выходила из строя и дизель запускали «по старинке» – дергая за веревку, намотанную на вал бензинового «пускача» П-350. За один час работы «Колос» способен собрать до 8,5 тонн зерновых. Для сравнения: более популярная в хозяйствах «Нива» за такое же время «добывала» с полей только 3,6 т.
Два конкурента в поле: по некоторым параметрам «Нива» уступала «Колосу» и наоборот. Фото: YouTube.com
Деревянные планки на вращающемся мотовиле наклоняют стебли растений, которые подпадают под режущий аппарат (сегменты с серповидной заточкой). Затем ворох колосьев с помощью шнека закидывается на транспортер и продвигается к битеру – четырехлопастному барабану. Он своими билам ударяет по житу, выбивая зерна. Последние сползают к шнеку и перемещаются в бункер. Если какие-то колоски остались невымолоченными, они снова попадают на барабан. Пустые стебли отправляются в копнитель, откуда выбрасываются в поле при нажатии на специальную педаль, находящуюся под ногами оператора.
Отличалась некоторым комфортом. В частности, на окнах стояли жалюзи, защищающие от солнца, кабина комплектовалась вентилятором, имелся даже отопитель, который включали при работе в холодные вечера. Стоит напомнить: например, гречиху убирали поздней осенью, когда по ночам бывали и заморозки. Так что в такое время обогрев был весьма кстати. Операторское «помещение» даже оборудовалось шумоизоляционными материалами. Органы управления и приборы в эргономичном плане размещены удобно. Продумана система сигнализации в виде звуковых и световых индикаторов, сообщающих, например, о наличии зерна в бункерах, неисправностях механизмов.
Комфортную по тем временам кабину в наше время хозяин дополнил рулем от легковушки. Фото: YouTube.com
Широко использовались осветительные приборы. Две фары ФГ-305 стояли впереди, пара ФГ-304 – сзади. Плюс, стоп-сигналы и «поворотники». Кроме того, имелась подсветка в шнеках, бункерах, копнителе и иных важных механизмах, системах. Считается, что эксплуатационный ресурс СК-6 составляет 50-60 лет: и это не сказка! Комбайн получился достаточно надежным – некоторые экземпляры работают и по сей день. Технику предлагают по цене от 250 тыс. руб. (в основном это второе поколение – СК-6-II).
Однако широкого распространения машина, по крайней мере в Средней полосе РФ, не получила. Автор этих строк сам был свидетелем, как в начале 80-х прибывавшие в хозяйство новенькие «Колосы» не использовались, а потихоньку разбирались на запчасти. Благо, многие из них подходили к «Ниве». Так чем же не понравилась эта сельхозмашина механизаторам?
Первое, что бросалось в глаза при виде «Колоса» – высоко поднятая кабина с жалюзи, расположенная между парой бункеров. Такое размещение в эстетическом плане удачно, но в практическом оказалось неправильным:
Был и еще один серьезный минус, заключавшийся в затрудненном обслуживании двигателя, т. к. вокруг мало места. В то время, как на «Ниве» дизель обслуживать было удобнее. К тому же сам мотор для «Колоса» с полутораметровой молотилкой явно слабоват. Ходовые качества тоже не получили высокой оценки: комбайн уверенно чувствовал себя лишь на ровном месте. Как только покруче спуск или подъем, не говоря уж о совсем пересеченной местности, машина давала «сбой». Требовалось обладать особыми навыками, чтобы собирать урожай по косогорам.
Помимо неудачного расположения кабины, комбайн имел два молотильных барабана. Т. е. количество деталей и узлов соответственно увеличивалось в 2 раза. Это усложняло эксплуатацию и ремонт. В кабине машины летом стояла жара: сзади механизатора горячий дизель, по бокам – бункеры с зерном. Вентиляторы, конечно, помогали, но плохо. Приходилось постоянно смотреть, чтобы рядом с выхлопной трубой не скапливалась солома и подсохшая трава, которые могут вызвать пожар. Еще один минус заключался в плохом функционировании систем машины в случае высокой влажности на полях. Барабаны просто намертво забивались мокрыми колосьями: за рабочий день приходилось заниматься очисткой раз 15-20, пролезая под комбайн и открывая кучу лючков.
Все дело было в конструкции зерновых элеваторов, которые изготавливались в виде шнеков. Умельцы заменяли их на скребково-цепные транспортеры (такие устанавливались на «Сибиряк» и «Ниву»): тогда дело шло более успешно. Правда, впоследствии эту недоработку учли и на «Колос» устанавливали обычные элеваторы.
Есть и положительные отзывы. В основном они связаны с надежностью машины и доступностью запчастей, которые обходятся сравнительно недорого. Главное достоинство комбайна – высокая производительность. В умелых руках машина за единицу времени способна собрать большее количество зерна, чем «Нива». Если учитывать при этом экономное расходование «Колосом» горючего по сравнению с СК-5, получается серьезная экономия на топливе и сроках. Ведь урожай необходимо убрать как можно скорее – погода ждать не будет.
Характеристики, модификации, эксплуатация
Для уборки риса использовалась версия СКПР-6, а также СКГ-6 и СКГД-6. Эти модели предназначались для использования в районах с переувлажненной почвой и оснащались гусеницами. Серия комбайнов данного типа отправлялась на экспорт в Камбоджу, Вьетнам, Ирак, Монголию, Сирию, Китай и некоторые другие страны.
Популярности машины способствовала возможность ее быстрого переоснащения под выполнение различных работ. Комбайн не являлся полностью уникальным: мосты и некоторые другие узлы использовались от более распространенной «Нивы». Основные технические данные «Колоса»:
- ? длина, ширина, высота – 1,049х0,53х4 м
- ? вес – 9,455 т
- ? мощность дизельного 6-цилиндрового двигателя СМД-64 – 150 л. с.
- ? обороты коленчатого вала – до 1900 в минуту
- ? скорость – 18,7 км/ч при транспортировке и 7,4 км/ч на уборке урожая
- ? минимальная высота среза колосьев (при переустановке башмаков) – 50 мм
- ? захват жатки – от 3,2 до 7 метров
- ? объем бункеров – 3 кубометра
- ? топливный бак рассчитан на 190 л горючего (расход в час – 27,5 л)
Пуск мотора осуществлялся из кабины комбайнера посредством кнопки. Однако данная система часто выходила из строя и дизель запускали «по старинке» – дергая за веревку, намотанную на вал бензинового «пускача» П-350. За один час работы «Колос» способен собрать до 8,5 тонн зерновых. Для сравнения: более популярная в хозяйствах «Нива» за такое же время «добывала» с полей только 3,6 т.

Как комбайн собирает урожай
Деревянные планки на вращающемся мотовиле наклоняют стебли растений, которые подпадают под режущий аппарат (сегменты с серповидной заточкой). Затем ворох колосьев с помощью шнека закидывается на транспортер и продвигается к битеру – четырехлопастному барабану. Он своими билам ударяет по житу, выбивая зерна. Последние сползают к шнеку и перемещаются в бункер. Если какие-то колоски остались невымолоченными, они снова попадают на барабан. Пустые стебли отправляются в копнитель, откуда выбрасываются в поле при нажатии на специальную педаль, находящуюся под ногами оператора.
Кабина комбайнера
Отличалась некоторым комфортом. В частности, на окнах стояли жалюзи, защищающие от солнца, кабина комплектовалась вентилятором, имелся даже отопитель, который включали при работе в холодные вечера. Стоит напомнить: например, гречиху убирали поздней осенью, когда по ночам бывали и заморозки. Так что в такое время обогрев был весьма кстати. Операторское «помещение» даже оборудовалось шумоизоляционными материалами. Органы управления и приборы в эргономичном плане размещены удобно. Продумана система сигнализации в виде звуковых и световых индикаторов, сообщающих, например, о наличии зерна в бункерах, неисправностях механизмов.

Широко использовались осветительные приборы. Две фары ФГ-305 стояли впереди, пара ФГ-304 – сзади. Плюс, стоп-сигналы и «поворотники». Кроме того, имелась подсветка в шнеках, бункерах, копнителе и иных важных механизмах, системах. Считается, что эксплуатационный ресурс СК-6 составляет 50-60 лет: и это не сказка! Комбайн получился достаточно надежным – некоторые экземпляры работают и по сей день. Технику предлагают по цене от 250 тыс. руб. (в основном это второе поколение – СК-6-II).
Однако широкого распространения машина, по крайней мере в Средней полосе РФ, не получила. Автор этих строк сам был свидетелем, как в начале 80-х прибывавшие в хозяйство новенькие «Колосы» не использовались, а потихоньку разбирались на запчасти. Благо, многие из них подходили к «Ниве». Так чем же не понравилась эта сельхозмашина механизаторам?
Отзывы комбайнеров
Первое, что бросалось в глаза при виде «Колоса» – высоко поднятая кабина с жалюзи, расположенная между парой бункеров. Такое размещение в эстетическом плане удачно, но в практическом оказалось неправильным:
- ✅ боковой обзор был очень плохим: мешали бункеры, даже несмотря на то, что кабина находилась высоко
- ✅ не видно, что делалось за «кормой» комбайна – движение задним ходом затруднительно: приходилось посылать помощника или самому вылезать, чтобы не въехать куда-нибудь (На «Ниве» для обзора достаточно просто открыть дверь)
- ✅ для технического обслуживания СК-6 и его эффективного использования на полях (особенно гусеничных моделей) требовались специальные навыки, приобрести которые можно было лишь через опыт работы на машине
Был и еще один серьезный минус, заключавшийся в затрудненном обслуживании двигателя, т. к. вокруг мало места. В то время, как на «Ниве» дизель обслуживать было удобнее. К тому же сам мотор для «Колоса» с полутораметровой молотилкой явно слабоват. Ходовые качества тоже не получили высокой оценки: комбайн уверенно чувствовал себя лишь на ровном месте. Как только покруче спуск или подъем, не говоря уж о совсем пересеченной местности, машина давала «сбой». Требовалось обладать особыми навыками, чтобы собирать урожай по косогорам.
О других конструктивных недостатках
Помимо неудачного расположения кабины, комбайн имел два молотильных барабана. Т. е. количество деталей и узлов соответственно увеличивалось в 2 раза. Это усложняло эксплуатацию и ремонт. В кабине машины летом стояла жара: сзади механизатора горячий дизель, по бокам – бункеры с зерном. Вентиляторы, конечно, помогали, но плохо. Приходилось постоянно смотреть, чтобы рядом с выхлопной трубой не скапливалась солома и подсохшая трава, которые могут вызвать пожар. Еще один минус заключался в плохом функционировании систем машины в случае высокой влажности на полях. Барабаны просто намертво забивались мокрыми колосьями: за рабочий день приходилось заниматься очисткой раз 15-20, пролезая под комбайн и открывая кучу лючков.
Парадокс, но неприятная ситуация складывалась и в случае обильного урожая. Если он превышала 40 центнеров с гектара, комбайн попросту не справлялся с ним из-за своей маломощности и барабаны тоже забивались.
Все дело было в конструкции зерновых элеваторов, которые изготавливались в виде шнеков. Умельцы заменяли их на скребково-цепные транспортеры (такие устанавливались на «Сибиряк» и «Ниву»): тогда дело шло более успешно. Правда, впоследствии эту недоработку учли и на «Колос» устанавливали обычные элеваторы.
Выводы
Есть и положительные отзывы. В основном они связаны с надежностью машины и доступностью запчастей, которые обходятся сравнительно недорого. Главное достоинство комбайна – высокая производительность. В умелых руках машина за единицу времени способна собрать большее количество зерна, чем «Нива». Если учитывать при этом экономное расходование «Колосом» горючего по сравнению с СК-5, получается серьезная экономия на топливе и сроках. Ведь урожай необходимо убрать как можно скорее – погода ждать не будет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...