Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
992

Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»

Этот самолет разработала и поставила на конвейер голландская компания с одноименным названием. Предприятие было организовано в 1912 году и уже в Первую мировую войну получило известность, благодаря своим истребителям.


Среднемагистральный лайнер разрабатывался на основе своего предшественника Fokker 28. Впрочем, от него был взят только планер, и то, с некоторыми изменениями. Новый самолет получил индекс «100», что указывает на количество перевозимых пассажиров. Хотя в реальности салон лайнера рассчитан на 107 человек.

Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»Для взлета Fokker 100 достаточно ВПП длиной около 1,5 км. Фото: youtube.com

Машина получилась удачной и была востребована, как в самих Нидерландах, так и за рубежом, где ее неплохо покупали. Однако производили Fokker 100 относительно недолго: менее 11 лет. Что же было не так с этой моделью? Но сначала давайте посмотрим, что за конструкция у «Фоккера».

Особенности


Самолет относится к узкофюзеляжным реактивным воздушным судам. Его предназначение – выполнение рейсов на близкие и средние расстояния. По сравнению с предшественником, корпус сделали длиннее на 5,51 м, размах крыльев увеличили на 3 м. На машину поставили турбореактивные двигатели от известной в авиации и автомобилестроении компании «Роллс-Ройс».

По сравнению с предшественником, тяга двигателей выросла на 30-40%. Фото: youtube.com

Это модель Mk 620-15 или Tay Mk 650-15, развивающие тягу в 61,6 или 67,2 кН соответственно. Также кардинально изменили интерьер салона, кабины пилотов, куда установили новое оборудование.

Первые полеты, испытания


В небо лайнер поднялся в ноябре 1986-го, а спустя год он уже был сертифицирован. Еще через три месяца самолет поступил первому заказчику. Промежутки очень короткие: с момента взлета до начала эксплуатации не прошло и полутора лет.

Для начала 80-х кабина выглядела очень и очень неплохо. Фото: youtube.com

Для сравнения: SSJ-100, схожий по летным параметрам с Fokker 100, поднялся в небо 19.05.2008 года, а его коммерческая эксплуатация стартовала 21.04.2011: т. е. через почти три года. Можно сказать, что тут «Фоккеру» повезло или он просто оказался хорошим самолетом.

Эксплуатация


К 1991-му компания из Нидерландов выпустила 70 машин и получила заказы еще на 230. Причем одним из покупателей Fokker 100 являлся американский авиаперевозчик American Airlines. Машину приобретали в Латинской Америке, он летал в Афганистане, Иране, Африке: да по всему миру. Чем не успех?

Ободренные хорошим состоянием дел, конструкторы компании в 1993-м представили обновленный вариант «Фоккера» с увеличенной дальностью полета. Для этого по центру фюзеляжа поставили дополнительные топливные емкости. В этом же году «Фоккер» презентовала укороченную версию «сотки» с индексом «70» и вмещавшую до 80 пассажиров. Фактически это было замена устаревшего Fokker 28. В 1994-м разработана очередная версия машины – Fokker 100QC. Ее особенность – оперативная трансформация из пассажирского самолета в грузовой. Позже предлагался вариант более вместительного лайнера, рассчитанного на 130 человек.

Ширина от борта до борта в салоне неплохая – 3,1 м. Фото: youtube.com

Дела у фирмы шли неплохо, однако, несмотря на заказы, компания умудрилась к марту 1996 года обанкротится. В 1997-м Fokker 100 производить перестали: всего успели выпустить 283 единицы техники. Однако, история самолета на этом не закончилась.

Аварии и инциденты


До того, как машина перестала выпускаться серийно, было зафиксировано всего три серьезных происшествия, повлекших гибель людей. Причем одно из них связано с терактом, когда в хвосте самолета взорвалась бомба. Несмотря на дыру в 2х1,5 м лайнер сумел успешно сесть в Сан-Паулу.

Где-то Fokker 100 летает и сегодня. Фото: youtube.com

Однако, после снятия машины с конвейера, как «прорвало»: аварии, падения – происшествия следовали одно за другим. До 2019-го официально их было восемь (всего потеряно по тем или иным причинам 16 лайнеров). Можно сказать, что наиболее значимым, «переполнившим чашу терпения», было последнее. Речь идет о Fokker 100 (произведен в 1996-м), который при взлете потерял высоту и врезался в бетонный забор в аэропорту г. Алматы. Из 93 пассажиров, членов экипажа, 12 (по другим данным 15) погибли, включая командира корабля. Причина – пренебрежение правилами техобслуживания.

Хроника катастрофы в Алматы

Вот так хорошему в принципе самолету, не повезло с компанией-производителем, менеджментом, эксплуатантами. А может, просто не хватило удачи. А все начиналось так хорошо…
А вы что думаете о Fokker 100?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Как в Китае плавают над горами

Как в Китае плавают над горами

Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели

Как «КАМАЗ» делает новые дизели

КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...