LCB: твердотельные АКБ – очередной тупик или прорыв?
Новости об улучшении или создании новых аккумуляторов для электрокаров в интернете появляются с завидной регулярностью. И это понятно: батареи – самое «больное» место для набирающей популярность техники. Здесь заключено сразу несколько проблем: емкость, связанная с габаритами и обеспечивающая дальность поездки, время зарядки и, наверное, самое главное – стоимость.
При этом литий-ионные батареи на сегодня являющиеся самыми распространенными для электромобилей, продолжают совершенствоваться. С другой стороны, есть амбициозные проекты, в случае реализации которых на рынке может появиться аккумулятор с характеристиками, как минимум, вдвое, а максимум, на порядок превышающими параметры ныне используемых АКБ.
Их главная особенность – отсутствие жидкого электролита, переносящего заряженные частицы от одного электрода к другому. Вместо химического раствора, способствующего деградации АКБ, применяется материал, изготовленный из литий-керамических компонентов.
Как будут выглядеть внешне такие батареи? Их разработкой занимается множество компаний, и у каждой – свои предпочтения. Например, Prologium из Тайваня, заявившая с минувшем году, что она в этом направлении опережает конкурентов, показала АКБ в виде пачек. Это такие пакеты, внутри которых отдельные «листы» соединены электродами.
Компания разрабатывает LCB совместно с серьезным партнером – Mercedes-Benz. Prologium вложила в строительство завода по производству твердотельных батарей не менее 5,2 млрд евро. Предприятие будет располагаться во Франции, городе Дюнкерк. Однако, чем же так хороши эти батареи?
В первую очередь, это высокая плотность энергии: т. е. на одной единице площади, объема, можно сохранить больше емкости. Если сравнивать с литий-ионными АКБ, то, как минимум, в 2 раза. Это значит, что примерно во столько же увеличится запас хода и уменьшится масса батареи. Второй плюс – сравнительно небольшой нагрев твердотельного аккумулятора, т. к. материал его изготовления сам по себе неплохо рассеивает тепло.
Отсутствие жидкости делает изделие более безопасным, невоспламеняемым, химически нейтральным. Еще LCB способны выдерживать сотни тысяч перезарядок без потери изначальных параметров, что недостижимо для литий-ионных изделий. Да и рабочий диапазон температуры, в котором LCB нормально функционируют, находится в пределах от -30°С до +100°С. В Prologium заявили, что уже передали в конце 2023 года партию своих LCB для испытаний автопроизводителям. Но пока – тишина. А что конкуренты?
В августе минувшего года компания на выставке SNE Battery Day, проходившей в Сеуле, объявила, что уже построила «пилотную линию» на одном из своих предприятий, для выпуска оксидно-твердотельных аккумуляторов. При этом первая их партия уже отправлена на тестирование. Правда, крупномасштабное производство обещают начать в 2027-м.
По словам представителей компании, их аккумуляторы будут заряжаться за 9 минут и обеспечивать запас хода на 1000 км. При этом срок службы новых АКБ достигнет 20 лет. Аккумуляторы от «Самсунг» имеют плотность энергии 500 Вт*ч/кг (литий-ионные – 270 Вт*ч/кг).
Дорогая технология изготовления и материалы. Все «прелести» твердотельных аккумуляторов смогут распознать только владельцы супердорогих электрокаров. Для бюджетных авто тот же Samsung разрабатывает все те же АКБ на основе лития. Правда, пытаются их удешевить, добавляя железо, фосфаты, отстраняясь от дорого кобальта.
А китайцы? Там тоже работа кипит: недавно было объявлено о создании нового материала LPSO, являющегося основой электролита. Он состоит из пары синтезированных засекреченных «недорогих компонентов». По словам главы компании Ма Чэна все другие разработки конкурентов ведутся на основе сульфидов, цена которого в среднем – 195 долларов за кило. По мнению китайцев, эта цифра не должна превышать 50 «зеленых»: только тогда электромобили станут общедоступными. Научно-технический университет КНР решает эту задачу, утверждая, что стоимость их синтезированного материала составляет 15 долларов за кг.
Можно сделать обобщенный вывод: ранее конца 2020-х годов массовое производство твердотельных аккумуляторов нереально. И еще не факт, что именно эта технология будет лидирующей. Еще год назад прогнозировали падение стоимости электрокаров на 50% к 2026-му. Ну что ж, посмотрим, подождем...
При этом литий-ионные батареи на сегодня являющиеся самыми распространенными для электромобилей, продолжают совершенствоваться. С другой стороны, есть амбициозные проекты, в случае реализации которых на рынке может появиться аккумулятор с характеристиками, как минимум, вдвое, а максимум, на порядок превышающими параметры ныне используемых АКБ.
Твердотельные литий-керамические батареи (LCB)
Их главная особенность – отсутствие жидкого электролита, переносящего заряженные частицы от одного электрода к другому. Вместо химического раствора, способствующего деградации АКБ, применяется материал, изготовленный из литий-керамических компонентов.
В LCB нет жидкого электролита. Фото: YouTube.com
Как будут выглядеть внешне такие батареи? Их разработкой занимается множество компаний, и у каждой – свои предпочтения. Например, Prologium из Тайваня, заявившая с минувшем году, что она в этом направлении опережает конкурентов, показала АКБ в виде пачек. Это такие пакеты, внутри которых отдельные «листы» соединены электродами.
LCB состоит из отдельных «листов». Фото: YouTube.com
Компания разрабатывает LCB совместно с серьезным партнером – Mercedes-Benz. Prologium вложила в строительство завода по производству твердотельных батарей не менее 5,2 млрд евро. Предприятие будет располагаться во Франции, городе Дюнкерк. Однако, чем же так хороши эти батареи?
Достоинства LCB
В первую очередь, это высокая плотность энергии: т. е. на одной единице площади, объема, можно сохранить больше емкости. Если сравнивать с литий-ионными АКБ, то, как минимум, в 2 раза. Это значит, что примерно во столько же увеличится запас хода и уменьшится масса батареи. Второй плюс – сравнительно небольшой нагрев твердотельного аккумулятора, т. к. материал его изготовления сам по себе неплохо рассеивает тепло.
Так может выглядеть твердотельная батарея для авто. Фото: YouTube.com
Отсутствие жидкости делает изделие более безопасным, невоспламеняемым, химически нейтральным. Еще LCB способны выдерживать сотни тысяч перезарядок без потери изначальных параметров, что недостижимо для литий-ионных изделий. Да и рабочий диапазон температуры, в котором LCB нормально функционируют, находится в пределах от -30°С до +100°С. В Prologium заявили, что уже передали в конце 2023 года партию своих LCB для испытаний автопроизводителям. Но пока – тишина. А что конкуренты?
Samsung
В августе минувшего года компания на выставке SNE Battery Day, проходившей в Сеуле, объявила, что уже построила «пилотную линию» на одном из своих предприятий, для выпуска оксидно-твердотельных аккумуляторов. При этом первая их партия уже отправлена на тестирование. Правда, крупномасштабное производство обещают начать в 2027-м.
На одном из аккумуляторных заводов Samsung. Фото: YouTube.com
По словам представителей компании, их аккумуляторы будут заряжаться за 9 минут и обеспечивать запас хода на 1000 км. При этом срок службы новых АКБ достигнет 20 лет. Аккумуляторы от «Самсунг» имеют плотность энергии 500 Вт*ч/кг (литий-ионные – 270 Вт*ч/кг).
Что препятствует распространению LCB
Дорогая технология изготовления и материалы. Все «прелести» твердотельных аккумуляторов смогут распознать только владельцы супердорогих электрокаров. Для бюджетных авто тот же Samsung разрабатывает все те же АКБ на основе лития. Правда, пытаются их удешевить, добавляя железо, фосфаты, отстраняясь от дорого кобальта.
Электрокар Nio ET7 из Китая оснащен полутвердотельными АКБ с плотностью энергии 360 Вт*ч/кг (запас хода 1000 км). Фото: YouTube.com
А китайцы? Там тоже работа кипит: недавно было объявлено о создании нового материала LPSO, являющегося основой электролита. Он состоит из пары синтезированных засекреченных «недорогих компонентов». По словам главы компании Ма Чэна все другие разработки конкурентов ведутся на основе сульфидов, цена которого в среднем – 195 долларов за кило. По мнению китайцев, эта цифра не должна превышать 50 «зеленых»: только тогда электромобили станут общедоступными. Научно-технический университет КНР решает эту задачу, утверждая, что стоимость их синтезированного материала составляет 15 долларов за кг.
В Chery утверждают что у них уже работает линия по выпуску LCB с плотностью 280 Вт*ч/кг. Фото: YouTube.com
Можно сделать обобщенный вывод: ранее конца 2020-х годов массовое производство твердотельных аккумуляторов нереально. И еще не факт, что именно эта технология будет лидирующей. Еще год назад прогнозировали падение стоимости электрокаров на 50% к 2026-му. Ну что ж, посмотрим, подождем...
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....
До 300 000 рублей за выезд на встречную полосу и другие изменения в ПДД
В 2025 году водителей ждут серьезные изменения, которые коснутся практически всех. В первую очередь грядет массовая замена водительских прав. Если ваше...
Китайский двигатель «лег» через 35 тысяч пробега – в чем причина?
Неприятно, если автомобиль выходит из строя. Еще хуже, когда на него нет гарантии. Китайский Exeed был ввезен в нашу страну посредством популярной схемы...
Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....
«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....
Масштабное обновление БАМ и Транссиба – главные события месяца
Железные дороги нашей страны меняются буквально на глазах. В нашем материале подробно описаны наиболее объемные из реализованных работ....
«Буханка» не заржавеет: УАЗ поменял подход к грунтовке кузова
Теперь грунт наносят в два слоя новым методом. Ожидается, что это продлит срок службы кузова....
Компания Bosch переизобрела тормозную систему автомобиля
Систему тестировали за Полярным кругом и она выдержала все нагрузки. Автобренды уже сделали миллионы предзаказов....
Символом выставки «Нева-2025» выбран исполинский «Иван Фролов»
Судно еще не достроено, но уже вызывает восхищение. Планируют спустить на воду в 2028 году....
«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....
Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....
Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....
«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....
Сможет ли КАМАЗ потеснить ПАЗ в среднем классе автобусов – опыт против финансовых вложений
Недавно компания КАМАЗ решила попробовать силы в новом для себя классе – среднеразмерном автобусном. Подумали, что нужна многогранность – это же новые рынки,...
Bombardier CRJ700: как маршрутка, только в небе
Довольно тесный, но столь же надежный и мало «ест». В чем секрет его популярности у авиакомпаний?...
Внедорожные самолеты – такие тоже бывают
Малая авиация удивляет конструкторскими решениями. Казалось бы, для любого, даже небольшого самолета, нужна взлетная полоса. По факту, требуется она и...