
LCB: твердотельные АКБ – очередной тупик или прорыв?
Новости об улучшении или создании новых аккумуляторов для электрокаров в интернете появляются с завидной регулярностью. И это понятно: батареи – самое «больное» место для набирающей популярность техники. Здесь заключено сразу несколько проблем: емкость, связанная с габаритами и обеспечивающая дальность поездки, время зарядки и, наверное, самое главное – стоимость.
При этом литий-ионные батареи на сегодня являющиеся самыми распространенными для электромобилей, продолжают совершенствоваться. С другой стороны, есть амбициозные проекты, в случае реализации которых на рынке может появиться аккумулятор с характеристиками, как минимум, вдвое, а максимум, на порядок превышающими параметры ныне используемых АКБ.
Их главная особенность – отсутствие жидкого электролита, переносящего заряженные частицы от одного электрода к другому. Вместо химического раствора, способствующего деградации АКБ, применяется материал, изготовленный из литий-керамических компонентов.
В LCB нет жидкого электролита. Фото: YouTube.com
Как будут выглядеть внешне такие батареи? Их разработкой занимается множество компаний, и у каждой – свои предпочтения. Например, Prologium из Тайваня, заявившая с минувшем году, что она в этом направлении опережает конкурентов, показала АКБ в виде пачек. Это такие пакеты, внутри которых отдельные «листы» соединены электродами.
LCB состоит из отдельных «листов». Фото: YouTube.com
Компания разрабатывает LCB совместно с серьезным партнером – Mercedes-Benz. Prologium вложила в строительство завода по производству твердотельных батарей не менее 5,2 млрд евро. Предприятие будет располагаться во Франции, городе Дюнкерк. Однако, чем же так хороши эти батареи?
В первую очередь, это высокая плотность энергии: т. е. на одной единице площади, объема, можно сохранить больше емкости. Если сравнивать с литий-ионными АКБ, то, как минимум, в 2 раза. Это значит, что примерно во столько же увеличится запас хода и уменьшится масса батареи. Второй плюс – сравнительно небольшой нагрев твердотельного аккумулятора, т. к. материал его изготовления сам по себе неплохо рассеивает тепло.
Так может выглядеть твердотельная батарея для авто. Фото: YouTube.com
Отсутствие жидкости делает изделие более безопасным, невоспламеняемым, химически нейтральным. Еще LCB способны выдерживать сотни тысяч перезарядок без потери изначальных параметров, что недостижимо для литий-ионных изделий. Да и рабочий диапазон температуры, в котором LCB нормально функционируют, находится в пределах от -30°С до +100°С. В Prologium заявили, что уже передали в конце 2023 года партию своих LCB для испытаний автопроизводителям. Но пока – тишина. А что конкуренты?
В августе минувшего года компания на выставке SNE Battery Day, проходившей в Сеуле, объявила, что уже построила «пилотную линию» на одном из своих предприятий, для выпуска оксидно-твердотельных аккумуляторов. При этом первая их партия уже отправлена на тестирование. Правда, крупномасштабное производство обещают начать в 2027-м.
На одном из аккумуляторных заводов Samsung. Фото: YouTube.com
По словам представителей компании, их аккумуляторы будут заряжаться за 9 минут и обеспечивать запас хода на 1000 км. При этом срок службы новых АКБ достигнет 20 лет. Аккумуляторы от «Самсунг» имеют плотность энергии 500 Вт*ч/кг (литий-ионные – 270 Вт*ч/кг).
Дорогая технология изготовления и материалы. Все «прелести» твердотельных аккумуляторов смогут распознать только владельцы супердорогих электрокаров. Для бюджетных авто тот же Samsung разрабатывает все те же АКБ на основе лития. Правда, пытаются их удешевить, добавляя железо, фосфаты, отстраняясь от дорого кобальта.
А китайцы? Там тоже работа кипит: недавно было объявлено о создании нового материала LPSO, являющегося основой электролита. Он состоит из пары синтезированных засекреченных «недорогих компонентов». По словам главы компании Ма Чэна все другие разработки конкурентов ведутся на основе сульфидов, цена которого в среднем – 195 долларов за кило. По мнению китайцев, эта цифра не должна превышать 50 «зеленых»: только тогда электромобили станут общедоступными. Научно-технический университет КНР решает эту задачу, утверждая, что стоимость их синтезированного материала составляет 15 долларов за кг.
В Chery утверждают что у них уже работает линия по выпуску LCB с плотностью 280 Вт*ч/кг. Фото: YouTube.com
Можно сделать обобщенный вывод: ранее конца 2020-х годов массовое производство твердотельных аккумуляторов нереально. И еще не факт, что именно эта технология будет лидирующей. Еще год назад прогнозировали падение стоимости электрокаров на 50% к 2026-му. Ну что ж, посмотрим, подождем...
При этом литий-ионные батареи на сегодня являющиеся самыми распространенными для электромобилей, продолжают совершенствоваться. С другой стороны, есть амбициозные проекты, в случае реализации которых на рынке может появиться аккумулятор с характеристиками, как минимум, вдвое, а максимум, на порядок превышающими параметры ныне используемых АКБ.
Твердотельные литий-керамические батареи (LCB)
Их главная особенность – отсутствие жидкого электролита, переносящего заряженные частицы от одного электрода к другому. Вместо химического раствора, способствующего деградации АКБ, применяется материал, изготовленный из литий-керамических компонентов.

Как будут выглядеть внешне такие батареи? Их разработкой занимается множество компаний, и у каждой – свои предпочтения. Например, Prologium из Тайваня, заявившая с минувшем году, что она в этом направлении опережает конкурентов, показала АКБ в виде пачек. Это такие пакеты, внутри которых отдельные «листы» соединены электродами.

Компания разрабатывает LCB совместно с серьезным партнером – Mercedes-Benz. Prologium вложила в строительство завода по производству твердотельных батарей не менее 5,2 млрд евро. Предприятие будет располагаться во Франции, городе Дюнкерк. Однако, чем же так хороши эти батареи?
Достоинства LCB
В первую очередь, это высокая плотность энергии: т. е. на одной единице площади, объема, можно сохранить больше емкости. Если сравнивать с литий-ионными АКБ, то, как минимум, в 2 раза. Это значит, что примерно во столько же увеличится запас хода и уменьшится масса батареи. Второй плюс – сравнительно небольшой нагрев твердотельного аккумулятора, т. к. материал его изготовления сам по себе неплохо рассеивает тепло.

Отсутствие жидкости делает изделие более безопасным, невоспламеняемым, химически нейтральным. Еще LCB способны выдерживать сотни тысяч перезарядок без потери изначальных параметров, что недостижимо для литий-ионных изделий. Да и рабочий диапазон температуры, в котором LCB нормально функционируют, находится в пределах от -30°С до +100°С. В Prologium заявили, что уже передали в конце 2023 года партию своих LCB для испытаний автопроизводителям. Но пока – тишина. А что конкуренты?
Samsung
В августе минувшего года компания на выставке SNE Battery Day, проходившей в Сеуле, объявила, что уже построила «пилотную линию» на одном из своих предприятий, для выпуска оксидно-твердотельных аккумуляторов. При этом первая их партия уже отправлена на тестирование. Правда, крупномасштабное производство обещают начать в 2027-м.

По словам представителей компании, их аккумуляторы будут заряжаться за 9 минут и обеспечивать запас хода на 1000 км. При этом срок службы новых АКБ достигнет 20 лет. Аккумуляторы от «Самсунг» имеют плотность энергии 500 Вт*ч/кг (литий-ионные – 270 Вт*ч/кг).
Что препятствует распространению LCB
Дорогая технология изготовления и материалы. Все «прелести» твердотельных аккумуляторов смогут распознать только владельцы супердорогих электрокаров. Для бюджетных авто тот же Samsung разрабатывает все те же АКБ на основе лития. Правда, пытаются их удешевить, добавляя железо, фосфаты, отстраняясь от дорого кобальта.
Электрокар Nio ET7 из Китая оснащен полутвердотельными АКБ с плотностью энергии 360 Вт*ч/кг (запас хода 1000 км). Фото: YouTube.com
А китайцы? Там тоже работа кипит: недавно было объявлено о создании нового материала LPSO, являющегося основой электролита. Он состоит из пары синтезированных засекреченных «недорогих компонентов». По словам главы компании Ма Чэна все другие разработки конкурентов ведутся на основе сульфидов, цена которого в среднем – 195 долларов за кило. По мнению китайцев, эта цифра не должна превышать 50 «зеленых»: только тогда электромобили станут общедоступными. Научно-технический университет КНР решает эту задачу, утверждая, что стоимость их синтезированного материала составляет 15 долларов за кг.

Можно сделать обобщенный вывод: ранее конца 2020-х годов массовое производство твердотельных аккумуляторов нереально. И еще не факт, что именно эта технология будет лидирующей. Еще год назад прогнозировали падение стоимости электрокаров на 50% к 2026-му. Ну что ж, посмотрим, подождем...
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....