
Boeing-747-8: последняя версия легенды
В конце 2022 года последний собранный на заводе Boeing-747-8 передали заказчику – авиаперевозчику Atlas Air. Так закончилась история одной из интереснейшей модификации семейства «747», длившейся с 2010-го, когда был совершен первый полет этой модели.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.
Предшественник 747-8I – Boeing-747-400. Фото: youtube.com
Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.
Чтобы получить сертификат соответствия, пассажирский 747-8I совершил 1500 испытательных полетов. Фото: youtube.com
Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.
Презентация 747-8. Фото: youtube.com
Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.
Особая конфигурация задней части двигателя обеспечивает меньшую шумность. Фото: youtube.com
В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.
Первый заказчик грузового 747-8 – компания Cargolux. Фото: youtube.com
Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.
Немецкая Lufthansa первой заказала пассажирский 747-8. Фото: youtube.com
Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.
Один из вариантов компоновки салона. Фото: youtube.com
Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».
Президентские самолеты всегда стоят дорого. Фото: youtube.com
Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.
Дональд Трамп в президентском самолете. Фото: youtube.com
Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Предыстория
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.

Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.

Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.

Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Технические отличия
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.

В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
Грузовой вариант
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.

Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Пассажирский вариант
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.

Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.

Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
VIP-лайнер
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Споры о цене
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».

Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.

Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
При чем тут российская «Трансаэро»
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
На борту самолета президента США Вoeing-747-200
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Почему прекращен выпуск 747-х
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....