
Boeing-747-8: последняя версия легенды
В конце 2022 года последний собранный на заводе Boeing-747-8 передали заказчику – авиаперевозчику Atlas Air. Так закончилась история одной из интереснейшей модификации семейства «747», длившейся с 2010-го, когда был совершен первый полет этой модели.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.
Предшественник 747-8I – Boeing-747-400. Фото: youtube.com
Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.
Чтобы получить сертификат соответствия, пассажирский 747-8I совершил 1500 испытательных полетов. Фото: youtube.com
Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.
Презентация 747-8. Фото: youtube.com
Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.
Особая конфигурация задней части двигателя обеспечивает меньшую шумность. Фото: youtube.com
В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.
Первый заказчик грузового 747-8 – компания Cargolux. Фото: youtube.com
Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.
Немецкая Lufthansa первой заказала пассажирский 747-8. Фото: youtube.com
Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.
Один из вариантов компоновки салона. Фото: youtube.com
Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».
Президентские самолеты всегда стоят дорого. Фото: youtube.com
Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.
Дональд Трамп в президентском самолете. Фото: youtube.com
Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Предыстория
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.

Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.

Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.

Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Технические отличия
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.

В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
Грузовой вариант
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.

Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Пассажирский вариант
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.

Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.

Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
VIP-лайнер
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Споры о цене
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».

Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.

Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
При чем тут российская «Трансаэро»
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
На борту самолета президента США Вoeing-747-200
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Почему прекращен выпуск 747-х
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....