Boeing-747-8: последняя версия легенды
В конце 2022 года последний собранный на заводе Boeing-747-8 передали заказчику – авиаперевозчику Atlas Air. Так закончилась история одной из интереснейшей модификации семейства «747», длившейся с 2010-го, когда был совершен первый полет этой модели.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.
Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.
Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.
Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.
В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.
Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.
Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.
Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».
Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.
Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
Выпущено 154 единицы техники, из которых больше всего грузовых (107 экземпляров), 36 пассажирских и 11 самолетов VIP-категории, включая президентский борт. Двухпалубная широкофюзеляжная машина является наибольшей из всех сделанных в Америке коммерческих самолетов. А еще это самый длинный лайнер, превосходящий по данному показателю даже Airbus A340-600 примерно на 1 м.
Предыстория
Семейство 747-х начало свое шествие по миру довольно давно – в 1969 году публике впервые продемонстрировали двухпалубную машину на авиашоу в Ле-Бурже. Огромное воздушное судно с четырьмя двигателями произвело настоящий фурор. Журналисты немедленно окрестили самолет, назвав его по имени популярного тогда слона Джамбо – «Jumbo Jet». Пока в 2005-м не появился Airbus, «Боинг-747» являлся самым большим пассажирским лайнером в истории авиации, имеющим внутреннюю площадь 445 кв. м.
Предшественник 747-8I – Boeing-747-400. Фото: youtube.com
Но вернемся к самой последнему варианту легенды – Boeing-747-8. Впервые его продемонстрировали в 2005 году, в небо поднялся в 2010-м. Разработка модификации с большой пассажировместимостью задумывалась еще в конце 90-х и начале 2000-х. Основой для создании «восьмерки» стал eXperimental Quiet Long Range (в переводе – «экспериментальный дальнемагистральный и тихий») – опытная модель 747-400XQLR. Данный вариант «Боинга» меньше расходовал топлива, имел улучшенную звукоизоляцию салона, получил винглеты гребневого типа. Эта версия самолета на конвейер не встала, но многие технические решения, примененные на нем, были использованы на Boeing-747 Advanced, позднее получивший индекс 747-8.
Чтобы получить сертификат соответствия, пассажирский 747-8I совершил 1500 испытательных полетов. Фото: youtube.com
Официальная разработка пассажирской машины стартовала в 2004 году, «грузовика» – через пару лет. Но первыми запустили в производство последний вариант – 747-8F Freighter (г. Эверетт, 2008 год). Это связано с тем, что пассажирскую машину как-то не очень собирались покупать: нашелся всего один заказчик в лице немецкой Lufthansa, которой потребовался 1 самолет. Американская корпорация даже рассматривала вариант с отказом от производства лайнера для перевозки людей. Грузовые же машины заказывали: Cargolux (13 экземпляров), Korean Air (5 штук), Cargolux – 2 самолета.
Презентация 747-8. Фото: youtube.com
Тем не менее, проект пассажирской версии все же не закрыли. Самолет с индексом 747-8I Intercontinental поднялся в воздух в марте 2011-го.
Технические отличия
Помимо удлиненного фюзеляжа, новый Boeing оказался еще и самым тяжелым самолетом, как среди гражданских, так и военных воздушных судов за всю историю американской авиации. В плане конструкции «восьмерка» отличается крылом, которое стало тоньше, шире. Законцовки (винглеты) такие же, как у Boeing 777-200LR: они уменьшают сопротивление потоку и расход горючего. Механизация крыла управляется электродинстанционным способом, что привело к снижению массы машины, и, опять же, экономии топлива. Для этой же цели часть планера сделана и углекомпозитных материалов. Однако, на этом не успокоились, и модернизация модели продолжалась.
Особая конфигурация задней части двигателя обеспечивает меньшую шумность. Фото: youtube.com
В 2014-м компания приступила к реализации проекта Ozark, предусматривающего увеличение преодолеваемого расстояния и дальнейшего снижения веса, расхода горючего. Результат такой: машины, начиная с 2014 года, стали иметь массу, меньше на 4,1 тонны, по сравнению с первыми моделями. Экономия топлива – 3,5%. Дальность полета вскоре достигла 15 тыс. 200 км.
Грузовой вариант
До появления этой машины, лидером по перевозкам считался «Боинг-747-400F». Поэтому логично, что 747-8 сравнивали с ним. Новинка была длиннее на 5,6 метров, тяжелее, объем фюзеляжа позволял вместить больше груза. При этом стоимость тонно-километра оказалась меньше на 16%.
Первый заказчик грузового 747-8 – компания Cargolux. Фото: youtube.com
Грузоподъемность модификации 8F составляет 140 т, дальность – 8 тыс. 130 км. Правда, эти цифры имеют «варианты». Если машина берет меньше груза, то может заполнить баки «под завязку» и улететь дальше. И наоборот.
Пассажирский вариант
Интерконтинентальная версия перевозит до 467 человек за 15 тыс. км. Если сравнивать с предыдущей моделью 747-400, увеличение составит 51 пассажир. Изначально хотели модель 8I сделать короче «грузовика», но позже от этой идеи отказались. Правда, верхнюю палубу все же удлинили. Если провести общее сравнение с 747-400, то, по утверждению производителя, 8I имеет меньшую (30%) шумность и цену пассажиро-километра (13%). А экономия топлива составила 16%.
Немецкая Lufthansa первой заказала пассажирский 747-8. Фото: youtube.com
Изменения интерьера не особенно большие. Внимание привлекает изогнутая лестница-трап, ведущая наверх, расширенный основной вход.
Один из вариантов компоновки салона. Фото: youtube.com
Салон – такой же, как на 787-й модели. Зато освещение – более «продвинутое», комфортное, на твердотельных светодиодах.
VIP-лайнер
Предыдущие версии президентского самолета базировались на Вoeing-747-200 (второе название VC-25), разработанного еще в 1970-е годы. В конце 2014-го руководство ВВС США заявило, что заказывается новый «Борт №1» – Air Force One, в количестве три единицы. Договор был заключен еще при Обаме, но тут в президентском кресле оказался Дональд Трамп.
Споры о цене
Новый глава государства, узнав о стоимости заказанного «Борта №1», вознамерился любыми методами снизить ее. Изначально она равнялась 5,3 млрд долларов. Дело дошло до угроз отказаться от соглашения. После проведенных встреч с руководством Boeing появилась новая цифра – 3,9 млрд «зеленых».
Президентские самолеты всегда стоят дорого. Фото: youtube.com
Разумеется: Белый Дом торжественно, на весь мир, заявил об сэкономленных деньгах налогоплательщиков в размере 1,4 млрд в американской валюте. Но давайте сравним основные технические показатели с предшественником (в скобках):
✅ максимальная дальность полета – 14 тыс. 300 км (была 12 тыс. 500 км)
✅ взлетный вес – до 444 тонны (374 т)
✅ средняя скорость – 1050 км/ч (1030 км/ч)
✅ длина и размах крыльев – 76 и 68 м (70 и 60 м)
Новая машина летит дальше и быстрее, при этом может взять на борт больше груза. Собственно, его не так много, если не считать спецоборудования. По сравнению с сотнями пассажиров, заполняющих обычный лайнер, в президентском самолете летит несколько VIP-персон и сопровождающие лица. Но есть интересное отличие от предшественника: отсутствие возможности дозаправки машины в воздухе. Наверное, «отключение» опции было связано со стремлением удешевить модель. К тому же, дозаправка в воздухе президентского лайнера ранее никогда не использовалась.
Дональд Трамп в президентском самолете. Фото: youtube.com
Еще Дональд Трамп «приложил руку» к дизайну самолета: ему не нравилась традиционная сине-белая раскраска «Борта №1». В 2019-м машина была заснята в новой ливрее, где преобладали патриотические красно-белые оттенки.
При чем тут российская «Трансаэро»
Пытаясь хоть немного сэкономить, компания «Боинг» предложила купить ВВС США пару машин Boeing-747-8I, изначально предназначенных для авиакомпании из РФ.
На борту самолета президента США Вoeing-747-200
«Трансаэро» признала себя банкротом еще до получения этих лайнеров. В итоге самолеты были приобретены американскими военными, которые начали проводить доработки.
Почему прекращен выпуск 747-х
Основной причиной стала пандемия коронавируса: именно она показала нерентабельность огромных широкофюзеляжных лайнеров. Эксплуатация, обслуживание четырехмоторных гигантов обходится куда дороже, чем их «собратьев» с парой двигателей. Современные авиаперевозчики стали отдавать предпочтение более компактным машинам.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....