Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цвет
Еще в советское время более-менее опытные водители четко знали, что заводы в СССР выпускают только два типа тормозной жидкости (ТЖ): «Нева» (для «Жигулей») и БСК (для «Москвичей»). Интересно: расшифровка второго названия говорит о компонентах – бутиловый спирт плюс касторовое масло.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.
Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.
Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.
Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.
Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».
Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Требования, предъявляемые к ТЖ
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
DOT-3
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.
ДОТ-3 встречается редко. Средняя цена за 455 мл: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
DOT-4
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.
DOT-4 – самая распространенная ТЖ. Фото: youtube.com
Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.
Тормозная жидкость SUPER DOT-4, 450 мл. Средняя цена: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
DOT-5
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.
Тормозная жидкость DOT-5, 360 мл. Средняя цена: 5813 руб. Фото: market.yandex.ru
Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
О DOT-5.1 и смешивании
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».
Тормозная жидкость FELIX DOT 5.1, 500 мл. Средняя цена: 744 руб. Фото: market.yandex.ru
Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
Как заменить тормозную жидкость самостоятельно
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
О цвете
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...