Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цвет
82

Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цвет

Еще в советское время более-менее опытные водители четко знали, что заводы в СССР выпускают только два типа тормозной жидкости (ТЖ): «Нева» (для «Жигулей») и БСК (для «Москвичей»). Интересно: расшифровка второго названия говорит о компонентах – бутиловый спирт плюс касторовое масло.


Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».

Требования, предъявляемые к ТЖ


Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?

DOT-3


Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.

Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цветДОТ-3 встречается редко. Средняя цена за 455 мл: 276 руб. Фото: market.yandex.ru

Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.

DOT-4


В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.

DOT-4 – самая распространенная ТЖ. Фото: youtube.com

Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.

Тормозная жидкость SUPER DOT-4, 450 мл. Средняя цена: 276 руб. Фото: market.yandex.ru

Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.

DOT-5


Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.

Тормозная жидкость DOT-5, 360 мл. Средняя цена: 5813 руб. Фото: market.yandex.ru

Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.

О DOT-5.1 и смешивании


Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».

Тормозная жидкость FELIX DOT 5.1, 500 мл. Средняя цена: 744 руб. Фото: market.yandex.ru

Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.

Как заменить тормозную жидкость самостоятельно

В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.

О цвете


При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
А вы смешиваете тормозную жидкость?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Как в Китае плавают над горами

Как в Китае плавают над горами

Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели

Как «КАМАЗ» делает новые дизели

КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...