
Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цвет
Еще в советское время более-менее опытные водители четко знали, что заводы в СССР выпускают только два типа тормозной жидкости (ТЖ): «Нева» (для «Жигулей») и БСК (для «Москвичей»). Интересно: расшифровка второго названия говорит о компонентах – бутиловый спирт плюс касторовое масло.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.
ДОТ-3 встречается редко. Средняя цена за 455 мл: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.
DOT-4 – самая распространенная ТЖ. Фото: youtube.com
Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.
Тормозная жидкость SUPER DOT-4, 450 мл. Средняя цена: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.
Тормозная жидкость DOT-5, 360 мл. Средняя цена: 5813 руб. Фото: market.yandex.ru
Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».
Тормозная жидкость FELIX DOT 5.1, 500 мл. Средняя цена: 744 руб. Фото: market.yandex.ru
Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Требования, предъявляемые к ТЖ
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
DOT-3
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.

Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
DOT-4
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.

Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.

Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
DOT-5
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.

Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
О DOT-5.1 и смешивании
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».

Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
Как заменить тормозную жидкость самостоятельно
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
О цвете
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....