
Тормозная жидкость: смешиваем и смотрим не только на цвет
Еще в советское время более-менее опытные водители четко знали, что заводы в СССР выпускают только два типа тормозной жидкости (ТЖ): «Нева» (для «Жигулей») и БСК (для «Москвичей»). Интересно: расшифровка второго названия говорит о компонентах – бутиловый спирт плюс касторовое масло.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.
ДОТ-3 встречается редко. Средняя цена за 455 мл: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.
DOT-4 – самая распространенная ТЖ. Фото: youtube.com
Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.
Тормозная жидкость SUPER DOT-4, 450 мл. Средняя цена: 276 руб. Фото: market.yandex.ru
Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.
Тормозная жидкость DOT-5, 360 мл. Средняя цена: 5813 руб. Фото: market.yandex.ru
Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».
Тормозная жидкость FELIX DOT 5.1, 500 мл. Средняя цена: 744 руб. Фото: market.yandex.ru
Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
Но вот пришли 90-е, и, после известной «Росы» рынок заполонила тормозная жидкость под названием DOT. Влияние американцев на РФ тогда было сильное – оно проникало всюду, и безобидная ТЖ не стала исключением. DOT – сокращенно от Department of Transportation, т. е. транспортный департамент США. Именно его классификация сегодня используется российскими производителями «торомзухи».
Требования, предъявляемые к ТЖ
Идеальную пока еще не придумали: у каждой разновидности есть свои достоинства и минусы. Жидкость должна сохранять текучесть при сильном морозе. С другой стороны – поздно закипать: чем температура выше, тем лучше, т. к. узлы и детали тормозной системы при частом использовании сильно нагреваются. И еще одно требование к ТЖ – отсутствие агрессивности, чтобы резиновые уплотнители, кольца и т. п. не разъедало. Что же предлагает современный рынок (устаревшие варианты типа DOT-1 и DOT-2 рассматривать не будем)?
DOT-3
Этот вид жидкости тоже почти не используется и найти его в магазинах сложно. Впрочем, и не надо. DOT-3 изготовлена на базе простых гликолей, «неравнодушна» к влаге (гигроскопична) и активно ее впитывает, стоит только оставить бутылку открытой.

Закипает при 220°С, а если довольно старая, то уже и при 150°С. Средний срок службы – два года.
DOT-4
В основе этой жидкости тоже гликоли, но со смазывающими и антикоррозийными добавками. Она не так гигроскопична, как DOT-3, благодаря наличию в составе борной кислоты, которые мешают влаге смешиваться с базовым веществом. Держать бутылку с DOT-4 открытой тоже не рекомендуется. Но, если разгерметизировать заводскую упаковку, пользоваться можно долго.

Внутри этого класса тормозной жидкости есть свои «модификации». Например, DOT 4 class 6 (другое название DOT-4+) характеризуется высокой текучестью при низкой температуре. Подобный продукт подойдет для применения в авто, эксплуатирующихся в суровых северных регионах. Еще одна версия «четверки» – DOT 4 Super, закипающая при высокой температуре +240°С и отличающаяся нейтральностью по отношению к резинотехническим изделиям.

Хорошо подходит машинам, оборудованными ABS и ESP: при торможении улучшает устойчивость авто. Однако, в последнем случае логичнее использовать жидкость того же четвертого класса с индексами DOT 4 ESP, DOT 4 HP. Данные ТЖ официально одобрены белорусским МАЗ и российским АВТОВАЗ. Однако, по большому счету, все подвиды DOT-4 не имеют принципиальных различий, поэтому их можно смело смешивать между собой.
DOT-5
Этот тип тормозной жидкости стоит, в отличие от других, «особняком». Дело в том, что в ее составе главным элементом является силикон, точнее, полимеры на основе кремния и органики. Эта ТЖ имеет высокостабильную вязкость, не впитывает влагу и не является «агрессором» по отношению к металлам и резине.

Но вот по смазывающим свойствам и замерзанию DOT-5 сильно отстает от своих конкурентов рангом пониже и рассмотренных выше. Поэтому жидкость пятого класса применяют в гоночных машинах. DOT-5 нельзя добавлять в другие ТЖ и наоборот.
О DOT-5.1 и смешивании
Тут американская система дала, видимо, сбой: в основе этой жидкости тот же гликоль, что в DOT-4, правда, с небольшим добавлением силиконов. Да и по всем основным качествам она напоминает «четверку».

Что касается смешивания, то сначала упомянем DOT-5: ее доливать или замещать нельзя ни какой другой жидкостью, т. к. в основе – силикон, который не замещается гликолем. В «тройку» можно лить любую ТЖ, исключая вышеупомянутую «пятерку». Ее же нельзя смешивать с DOT-5.1.
Как заменить тормозную жидкость самостоятельно
В абсолютном большинстве современных массовых автомобилях сегодня используется DOT-4 и ее «модификации». Вот их между собой можно смешивать, как угодно. А «тройку» добавлять в систему, где «господствует» «четверка», нельзя.
О цвете
При покупке ориентируйтесь прежде всего на маркировку. Оттенок жидкости тоже может кое-что подсказать. Например, у DOT-3, «четверки» и DOT-5.1 цвета вообще нет или он носит желтоватый, янтарный характер. DOT-5 чаще всего имеет фиолетовый или ярко-красный цвет. Но, как говорится, могут быть варианты, поэтому повторимся: ориентируйтесь на этикетку. И не забывайте менять ТЖ раз в 3 года.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....