Привод – задний, передний, полный или автоматический?
197

Привод – задний, передний, полный или автоматический?

Если говорить простыми словами, привод можно назвать способом, который заставляет автомобиль двигаться. Ведущими могут быть передние, задние или обе пары осей. Не будем углубляться в грузовые варианты трансмиссий, где число колес может достигать нескольких десятков, и остановимся на легковых машинах.


Существует международное обозначение типа приводов. Если он передний, то – Front wheel drive (FWD), задний – RWD (Rear Wheel Drive), полный, на все четыре колеса – Four wheel drive (4WD). Есть еще один тип привода, о котором мы обязательно расскажем в конце статьи – All wheel drive (AWD). Теперь все это разнообразие стоит рассмотреть по отдельности и выяснить плюсы, минусы каждого типа трансмиссии. Но сначала обратимся к истории.

Задний привод


Когда автомобиль только-только завоевывал мир, технологий, позволяющих передавать энергию вращения через управляемые колеса, просто не существовало. Поэтому вполне естественно, что первые машины имели исключительно задний привод. На «корме» располагался двигатель, который «сообщался» с колесами, чаще всего через цепную передачу.

Привод – задний, передний, полный или автоматический?Renault 1905 года: мотор уже впереди. Фото: youtube.com

Из-за того, что центр тяжести был сзади, автомобиль отличался неустойчивостью при управлении. Исправить положение удалось французскому конструктору Луи Рено, который разместил двигатель впереди, а для передачи крутящего момента использовал карданный вал. Такие машины, имеющие классический задний привод, начали распространяться в 1910-х годах, но авто с заднемоторной компоновкой постепенно начали сходить со «сцены» только в 1950-е.

Передний привод


В 1930-х годах инженеры всего мира решали непростую задачу: как сделать авто дешевле, проще в производстве и безопаснее? Ответ виделся в разработке машины с передним приводом: это позволяло отказаться от заднего моста и карданного вала. В 1929 году публике был представлен Cord L29, а в 1934-м – Citroen 7CV.

Cord L29: первый переднеприводной американец. Фото: youtube.com

Изначально в этих авто применялась конструкция ШРУСов, напоминающая сегодняшнюю. Но из-за отсутствия в то время нужных сплавов и прецизионных станков для точной обработки, от конструкции отказались, отдав предпочтение укороченным карданам. Однако, идея забыта не была, и, по мере развития технологий, к ней вернулись в 1950-е. Первым автомобилем с ШРУСами современного типа стал Renault 4. И окончательную точку в формировании переднеприводной машины поставила модель Austin Mini, где движок располагался поперечно.

Полный привод


До начала Второй мировой войны он был достаточно популярен в мире, но только для военных и спортивных машин. Считалось, что устанавливать 4WD на серийные легковушки – дорогое и невыгодное предприятие. Но шаги в этом направлении все же делались, и первым автомобилем с колесной формулой 4Х4 стал английский Jensen FF (1966 год). Однако, машина представляла собой опытный экземпляр, выпускавшийся мелкими партиями, на котором обкатывались нестандартные инженерные решения. Поэтому все лавры достались более простому по конструкции купе Audi Quattro, поставленному на конвейер.

Jensen FF: на нем ставились эксперименты с полным приводом. Фото: youtube.com

Здесь же стоит упомянуть внедорожники: полный привод изначала применялся на военных авто, а вот первым гражданским стал в 1948 году Land Rover. Интересно: изначально модель предназначалась фермерам, чтобы облегчить их тяжелый труд. Но очень скоро полноприводные внедорожники превратились в предмет роскоши. Однако, вернемся в наше время и посмотрим, какие плюсы и минусы имеют автомобили с тем или иным типом привода.

RWD и FWD


Сначала рассмотрим авто с наиболее распространенной передней компоновкой двигателя и задним приводом. Здесь крутящий момент от КПП, которая размещена сразу за ДВС, передается через карданный вал на редуктор моста и его дифференциал.

Достоинства и недостатки


При съезде с места задняя нагруженная ось у авто с RWD не пробуксовывает, и машина быстро разгоняется. Второй плюс – меньший радиус поворота, разворота из-за отсутствия на ведущих колесах ШРУСов, являющихся сложной конструкцией. К другим достоинствам относится равномерное распределение массы, что делает технику более устойчивой. Любителям дрифта тоже задний привод понравится.

Любителям полихачить задний привод явно подходит. Фото: youtube.com

А что насчет минусов? У каждого автовладельца свое к ним отношение. Например, кому-то не нравится тоннель в салоне, под которым проходит карданный вал.

Выход из заноса переднеприводного авто. Фото: youtube.com

Другие корят RWD за высокую возможность заносов на скользкой дороге при входе в поворот. Иное дело – FWD: из сугроба выбраться проще, на скользкой дороге с заносами справляться легче.

Из снежного плена RWD выбраться сложнее. Фото: youtube.com

Впрочем, частично можно ликвидировать этот минус, если сзади – пассажиры либо груз. И еще пара недостатков – сравнительно высокая стоимость, дороговизна обслуживания, ремонта, связанная с большим количеством деталей. У машин с RWD агрегатов и узлов меньше, значит, цена ниже и обслуживание проще, дешевле. Эти плюсы, в основном, и обусловили господство на рынке переднеприводной техники.

Заднемоторная компоновка


У этих машин отсутствует карданная передача, т. к. мотор стоит сзади: багажник впереди. Здесь больше места в салоне. Те, кому приходилось ездить на переднем пассажирском кресле в «Запорожце», знают, как далеко можно вытянуть ноги вперед. Из минусов – проблемы с охлаждением ДВС, если оно воздушное, а также неудобство обслуживания: все основные агрегаты собраны в одно место. Зато авто с заднемоторной компоновкой из-за тяжелой «кормы» и гладкого днища обладают лучшей проходимостью. И еще один плюс – сравнительно невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции.

Высокая проходимость «Запорожца» сомнений никогда не вызывала. Фото: youtube.com

Из наиболее знаменитых авто подобного типа стоит выделить «Фольксваген Жук», «Фиат-500», в СССР – «Запорожец». Заднемоторная компоновка и сегодня не забыта: примером могут служить «Рено Твинго», «Смарт Форту».

Как энтузиасты восстанавливают одну из самых популярных машина в мире – VW Beetle

На многих спортивных авто бывает так, что движок располагают посередине кузова. Это придает высокую устойчивость машине, масса распределяется равномерно, но уменьшается объем салона. На обычных авто среднемоторная компоновка тоже, хоть и редко, но встречается. Например, у Audi A8.

4WD


Главное преимущество полноприводных машин – высокая проходимость. С блокирующимися дифференциалами такой внедорожник выберется из любой грязи, снега: достаточно, чтобы за поверхность зацепилось хотя бы одно колесо. Несомненное достоинство – лучшая управляемость на скользкой дороге, в т. ч. при маневрировании. Однако, вывести из заноса полноприводной автомобиль трудно.

Даже речка для полного привода – не помеха. Фото: youtube.com

Из минусов выделяется высокая стоимость авто, связанная со сложностью конструкции, и вытекающая отсюда дороговизна ремонта, обслуживания. Машина 4WD тяжелая, менее динамичная и расходует больше горючего. На зато какое-то время (в РФ – в 1990-е) считалась престижной техникой.

AWD – All wheel drive


Авто с таким приводом можно назвать «подвидом» 4WD. Здесь все 4 колеса подключаются к коробке автоматически – в случае пробуксовки. В обычном режиме машина использует один привод. Подключением дополнительного командует электроника через вискомуфту. Она же может сделать из авто 4WD в случае чрезмерно резкого поворота при сильном наклоне кузова. В некоторых моделях с AWD вторую ось можно подключать вручную.

Mazda AWD на проселке. Фото: youtube.com

Ранее в таких машинах применялась механическая муфта, сегодня она автоматическая (Haldex) и работает по сигналу от ЭБУ, реагирующего на информацию от датчиков. Муфту нельзя перегреть: при превышении температурного максимума она отключается. Если авто с AWD, его стоимость, как минимум, будет выше моноприводной машины на 10-15%. Некоторые автокомпании разработали свои системы AWD, которым присвоили собственные наименования:

✅ Quattro – «Ауди», устанавливается почти на все полноприводные модели с 2016 года
✅ 4MATIC – «Мерседес», ведущей может быть, как задняя, так и передняя ось
✅ XDrive – BMW, межосевой дифференциал заменен на муфту
✅ 4Motion – VAG, система AWD применяется на машинах с АКПП и «механикой»

Привод 4Х4 с муфтой Haldex устанавливается на авто и других производителей – Volvo, Ford, Renault, включая, разумеется, китайские концерны. Современные машины с AWD уже не могут ездить по бездорожью: при буксовании электроника просто отключит привод из-за нагрева.
А вы что думаете о типе привода?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Как в Китае плавают над горами

Как в Китае плавают над горами

Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный

Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Как «КАМАЗ» делает новые дизели

Как «КАМАЗ» делает новые дизели

КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...