Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Очень странно все это выглядит: если Президент РФ летает на Ил-96, значит, это самый лучший лайнер в авиапарке страны. Но его почему-то нет в собственности ни одного российского перевозчика.
Логично предположить: раз машина надежная, то ее стоит задействовать и под перевозку пассажиров, вместо того чтобы мучительно разрабатывать новые лайнеры или совершенствовать старые. Частично ответ на вопрос кроется в истории Ил-96, к которой мы и обратимся.
К 80-м годам в стране стал нарастать объем пассажирских перевозок на большие расстояния. Чтобы удовлетворить спрос, необходимо было создать широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, вмещающий солидное количество пассажиров. За основу взяли Ил-86, летавший на маршрутах средней протяженности.
Впервые Ил-96 поднялся в небо в 1988 году. А с 1993-го пошел в серийное производство на предприятии Воронежского акционерного общества.
Основные технические данные базовой (о модификациях расскажем далее) машины Ил-96-300:
✅ размах крыла, длина, высота в хвосте – 57,66, 55,345 и 17,55 м
✅ наибольший взлетный вес – 250 т
✅ количество пассажиров – 300 (для Ил-96-400 – 435) человек
✅ дальность – 9 тыс. км
✅ потолок – 12 км
✅ скорость – до 910 км/ч
На лайнере устанавливается четыре двигателя ПС-90А, также самолет комплектовался и Pratt&Whitney PW2337.
Это низкоплан с широким фюзеляжем, диаметр которого такой же, как и у Ил-86 – 6,08 м. Однако, длина, по сравнению с предшественником, уменьшена на 5,23 м для повышения прочности конструкции и увеличения срока ее службы. Из отличительных особенностей стоит выделить законцовки на крыльях, высота которых достигает 3,1 м. На фюзеляже число сварочных швов сведено к минимуму. Шасси состоит из 14 колес, размещенных на трех опорах.
Салон самолета в стандартном варианте предполагает три ряда кресел с проходами шириной в 55 см. Предусмотрены буфетные стойки и восемь туалетов. Есть даже гардероб. Всего в самолете три салона: бизнес-, эконом-класс и VIP (в нем 40 мест).
На Ил-96 впервые был установлен пилотажный комплекс, позволяющий количество членов экипажа сократить до трех человек (без штурмана). Кроме аналоговых приборов, на панели появились мониторы.
Их было достаточно много. Помимо базовой версии Ил-96-300 и президентского самолета со сложным наименованием Ил-96-300ПУ, а позже – ПУ (М1), выпускались машины с индексами:
✅ 400 – усовершенствованный вариант 300-й модели с зарубежными силовыми агрегатами PW2337 и увеличившейся дальностью до 13 тыс. км
✅ 400Т – грузовой самолет, имевший свои модификации – топливозаправщика ТЗ и пункта управления 400ВПУ
✅ Ил-96М (или МО) – самый вместительный самолет (435 пассажиров)
✅ Ил-96МД – версия лайнера с парой двигателей PW4082, была сертифицирован в США в 1997 году
Кроме вышеперечисленных реальных моделей, существовали проекты на базе серийной машины. Это Ил-96-500Т, имевший удлиненный фюзеляж и предназначенный для транспортировки негабаритного груза. Еще одна нереализованная разработка – Ил-96-550: проект двухпалубной машины на 600 пассажиров. И последняя модификация – Ил-96-400М, предусматривает использование российской авионики и двигателей ПД-35, в порядке импортозамещения. Данная модель испытана, но с четырьмя ПС‑90А1.
За все время эксплуатации данной модели самолета, катастроф, повлекших гибель людей, не случилось. Уже только один этот факт говорит о надежности самолета, летающего с 1993 года на протяжении 32 лет. Правда, машин выпущено не так много: на 5.07.2023 – 33 единицы техники.
Первый серьезный инцидент зафиксирован в 2004 году. После старта из Лиссабона самолет вернулся на ВПП: предположительно, из-за столкновения со стаей голубей. Уже через день машину осматривали авиатехники, прибывшие из России. Президента тогда на борту не было, он находился в Саратове. После изучения лайнера, эксперты сделали вывод, что во всем виноваты не птицы, а конденсат, попавший на приборы, который «инициировал» неправильные их показания. Силовая установка функционировала штатно, а оборудование «било тревогу» о невыходе двигателей на взлетный режим.
В 2005-м президентский Ил-96 остался в финском аэропорту из-за обнаруженного отказа тормозной системы. В. В. Путин улетел на запасном Ил-62. В итоге, через несколько дней все полеты данной модели лайнеров запретили распоряжением Федеральной службы по транспорту. Выяснилось: один из узлов шасси, собранный в Балашихе, бракованный. Немедленно изготовили новую партию, но уже на другом предприятии – столичном НПО «Молния».
Переполох поднялся резонансный: гендиректора Воронежского авиазавода Саликова В. уволили. Запрет на полеты через 42 дня сняли, но авиаперевозчики, и, в первую очередь, «Аэрофлот», потерпели серьезные убытки. Начиная с апреля 2014-го все Ил-96, являвшиеся собственностью «Аэрофлота», были выведены из эксплуатации. Один из них отдали в лизинг кубинскому авиаперевозчику Cubana.
В 2014 году на стоянке в Шереметьево внезапно, без всяких на то причин, загорелся пустой, уже выведенный из эксплуатации, Ил-96-300.
Пострадавших не оказалось, зато машину признали полностью негодной и не подлежащий ремонту: разрезали на металлолом.
Основная часть – в специальном летном отряде «Россия», обслуживающим первых лиц государства. Эксплуатируется 10 машин Ил-96-300, одна – Ил-96-400. На Кубе летает три самолета: в основном, они выполняют рейс Гавана – Мадрид. Еще несколько лайнеров находятся на хранении в КБ Ильюшина, на Воронежском авиазаводе, у компаний-перевозчиков «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии», «Полет». Есть планы постройки новых, модернизированных версий Ил-96 с российскими двигателями и авионикой.
Причины банальны: вспомните хотя бы о четырех двигателях, которые потребляют больше топлива, чем два, например, на Boeing-777-200. Второй момент заключается в техобслуживании широкофюзеляжной машины.
Практически все аэропорты РФ «заточены» под импортные самолеты (в основном «Боинги», «Аэрбасы») и проведение работ с «чужаком» обойдется авиаперевозчику в дополнительную сумму. А оно ему это надо? Сюда же можно добавить подготовку летного состава, разработку тренажерных комплексов, доступность и оперативность доставки запчастей…
Тогда параллельно возникает второй вопрос: почему на таком воздушном судне летает Президент РФ? Во-первых, Ил-96 – надежная и безопасная машина, хотя и требующая тщательного обслуживания. Плановые проверки занимают 30% всего срока эксплуатации. Для сравнения: у «Боинга» эта цифра составляет 7%.
Однако, стоит учитывать: самолет первого лица государства напичкан спецоборудованием. Устанавливать его на машины, выпущенные за границей, небезопасно, т. к. возможен перехват информации с борта лайнера.
Что касается дальнейшей судьбы модели самолета, то она пока не очень понятна, но обнадеживающие известия есть. Испытательный полет Ил-96-400М состоялся 1 ноября 2023 года. Также была информация, что в ОАК работают над двухдвигательным вариантом самолета.
Логично предположить: раз машина надежная, то ее стоит задействовать и под перевозку пассажиров, вместо того чтобы мучительно разрабатывать новые лайнеры или совершенствовать старые. Частично ответ на вопрос кроется в истории Ил-96, к которой мы и обратимся.
Когда и для чего создавался самолет
К 80-м годам в стране стал нарастать объем пассажирских перевозок на большие расстояния. Чтобы удовлетворить спрос, необходимо было создать широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, вмещающий солидное количество пассажиров. За основу взяли Ил-86, летавший на маршрутах средней протяженности.
Ил-86 уже давно не летает. Фото: youtube.com
Впервые Ил-96 поднялся в небо в 1988 году. А с 1993-го пошел в серийное производство на предприятии Воронежского акционерного общества.
Из-за сложностей финансового характера новый самолет полгода «обкатывали» в «Аэрофлоте», совмещая испытания с коммерческим грузоперевозками: такого, пожалуй, в истории еще не было!
Основные технические данные базовой (о модификациях расскажем далее) машины Ил-96-300:
✅ размах крыла, длина, высота в хвосте – 57,66, 55,345 и 17,55 м
✅ наибольший взлетный вес – 250 т
✅ количество пассажиров – 300 (для Ил-96-400 – 435) человек
✅ дальность – 9 тыс. км
✅ потолок – 12 км
✅ скорость – до 910 км/ч
На лайнере устанавливается четыре двигателя ПС-90А, также самолет комплектовался и Pratt&Whitney PW2337.
Конструкция
Это низкоплан с широким фюзеляжем, диаметр которого такой же, как и у Ил-86 – 6,08 м. Однако, длина, по сравнению с предшественником, уменьшена на 5,23 м для повышения прочности конструкции и увеличения срока ее службы. Из отличительных особенностей стоит выделить законцовки на крыльях, высота которых достигает 3,1 м. На фюзеляже число сварочных швов сведено к минимуму. Шасси состоит из 14 колес, размещенных на трех опорах.
На крыльях хорошо видны мощные законцовки. Фото: youtube.com
Салон самолета в стандартном варианте предполагает три ряда кресел с проходами шириной в 55 см. Предусмотрены буфетные стойки и восемь туалетов. Есть даже гардероб. Всего в самолете три салона: бизнес-, эконом-класс и VIP (в нем 40 мест).
Салон пассажирского Ил-96. Фото: youtube.com
На Ил-96 впервые был установлен пилотажный комплекс, позволяющий количество членов экипажа сократить до трех человек (без штурмана). Кроме аналоговых приборов, на панели появились мониторы.
Модификации
Их было достаточно много. Помимо базовой версии Ил-96-300 и президентского самолета со сложным наименованием Ил-96-300ПУ, а позже – ПУ (М1), выпускались машины с индексами:
✅ 400 – усовершенствованный вариант 300-й модели с зарубежными силовыми агрегатами PW2337 и увеличившейся дальностью до 13 тыс. км
✅ 400Т – грузовой самолет, имевший свои модификации – топливозаправщика ТЗ и пункта управления 400ВПУ
✅ Ил-96М (или МО) – самый вместительный самолет (435 пассажиров)
✅ Ил-96МД – версия лайнера с парой двигателей PW4082, была сертифицирован в США в 1997 году
Кроме вышеперечисленных реальных моделей, существовали проекты на базе серийной машины. Это Ил-96-500Т, имевший удлиненный фюзеляж и предназначенный для транспортировки негабаритного груза. Еще одна нереализованная разработка – Ил-96-550: проект двухпалубной машины на 600 пассажиров. И последняя модификация – Ил-96-400М, предусматривает использование российской авионики и двигателей ПД-35, в порядке импортозамещения. Данная модель испытана, но с четырьмя ПС‑90А1.
Происшествия с Ил-96
За все время эксплуатации данной модели самолета, катастроф, повлекших гибель людей, не случилось. Уже только один этот факт говорит о надежности самолета, летающего с 1993 года на протяжении 32 лет. Правда, машин выпущено не так много: на 5.07.2023 – 33 единицы техники.
Ил-96 могут управлять три пилота (здесь – на испытаниях). Фото: youtube.com
Первый серьезный инцидент зафиксирован в 2004 году. После старта из Лиссабона самолет вернулся на ВПП: предположительно, из-за столкновения со стаей голубей. Уже через день машину осматривали авиатехники, прибывшие из России. Президента тогда на борту не было, он находился в Саратове. После изучения лайнера, эксперты сделали вывод, что во всем виноваты не птицы, а конденсат, попавший на приборы, который «инициировал» неправильные их показания. Силовая установка функционировала штатно, а оборудование «било тревогу» о невыходе двигателей на взлетный режим.
ПД-35 – обнадеживающее будущее для Ил-96. Фото: youtube.com
В 2005-м президентский Ил-96 остался в финском аэропорту из-за обнаруженного отказа тормозной системы. В. В. Путин улетел на запасном Ил-62. В итоге, через несколько дней все полеты данной модели лайнеров запретили распоряжением Федеральной службы по транспорту. Выяснилось: один из узлов шасси, собранный в Балашихе, бракованный. Немедленно изготовили новую партию, но уже на другом предприятии – столичном НПО «Молния».
Бракованный узел шасси стал причиной приостановки полетов Ил-96. Фото: youtube.com
Переполох поднялся резонансный: гендиректора Воронежского авиазавода Саликова В. уволили. Запрет на полеты через 42 дня сняли, но авиаперевозчики, и, в первую очередь, «Аэрофлот», потерпели серьезные убытки. Начиная с апреля 2014-го все Ил-96, являвшиеся собственностью «Аэрофлота», были выведены из эксплуатации. Один из них отдали в лизинг кубинскому авиаперевозчику Cubana.
Ил-96 на Кубе. Фото: youtube.com
В 2014 году на стоянке в Шереметьево внезапно, без всяких на то причин, загорелся пустой, уже выведенный из эксплуатации, Ил-96-300.
Пожар в Шереметьево. Фото: youtube.com
Пострадавших не оказалось, зато машину признали полностью негодной и не подлежащий ремонту: разрезали на металлолом.
Где сейчас находятся Ил-96
Основная часть – в специальном летном отряде «Россия», обслуживающим первых лиц государства. Эксплуатируется 10 машин Ил-96-300, одна – Ил-96-400. На Кубе летает три самолета: в основном, они выполняют рейс Гавана – Мадрид. Еще несколько лайнеров находятся на хранении в КБ Ильюшина, на Воронежском авиазаводе, у компаний-перевозчиков «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии», «Полет». Есть планы постройки новых, модернизированных версий Ил-96 с российскими двигателями и авионикой.
Почему авиакомпании отказываются от Ил-96
Причины банальны: вспомните хотя бы о четырех двигателях, которые потребляют больше топлива, чем два, например, на Boeing-777-200. Второй момент заключается в техобслуживании широкофюзеляжной машины.
Когда создавался Ил-96, поднять в воздух тяжелый лайнер на двух двигателях было нереально.
Практически все аэропорты РФ «заточены» под импортные самолеты (в основном «Боинги», «Аэрбасы») и проведение работ с «чужаком» обойдется авиаперевозчику в дополнительную сумму. А оно ему это надо? Сюда же можно добавить подготовку летного состава, разработку тренажерных комплексов, доступность и оперативность доставки запчастей…
Четыре двигателя – дополнительный расход топлива. Фото: youtube.com
Тогда параллельно возникает второй вопрос: почему на таком воздушном судне летает Президент РФ? Во-первых, Ил-96 – надежная и безопасная машина, хотя и требующая тщательного обслуживания. Плановые проверки занимают 30% всего срока эксплуатации. Для сравнения: у «Боинга» эта цифра составляет 7%.
Безопасность – прежде всего! Фото: youtube.com
Однако, стоит учитывать: самолет первого лица государства напичкан спецоборудованием. Устанавливать его на машины, выпущенные за границей, небезопасно, т. к. возможен перехват информации с борта лайнера.
Испытательный полет Ил-96-400М 1.11.2023
Что касается дальнейшей судьбы модели самолета, то она пока не очень понятна, но обнадеживающие известия есть. Испытательный полет Ил-96-400М состоялся 1 ноября 2023 года. Также была информация, что в ОАК работают над двухдвигательным вариантом самолета.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Сверхзвуковой авиалайнер Ту-144 – несмотря на возраст готов к полету
Советский авиалайнер Ту-144 даже сейчас поражает воображение. Мало того, что первый самолет появился в 1968 году, так он еще и оказался единственной...
Новые подробности о степени готовности российского пассажирского лайнера «Ладога»
А именно о том, на каком этапе сейчас находится сборка фюзеляжа и о намеченных сроках окончательной сборки самолета. Все подробности в нашем материале....
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
The Fast Loaf – американцы тоже любят «Быструю буханку»
Можно долго удивляться, но против фактов не пойдешь: УАЗ-452 хорошо покупают не только в России, но и за границей. Причем, в Америке тоже. Непонятно, почему...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
ЗИЛ-130 – скопированный с грузовиков США, но более «живучий»
Советские среднетоннажные грузовики ГАЗ и ЗИЛ до сих пор попадаются на дорогах общего пользования. Несмотря на годы и бензиновые двигатели, не отличающиеся...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
Почему в пути меняют локомотивы?
Замена заранее предопределена – тому есть множество причин: от технических до экономических. От чего это зависит и как часто перецепляют локомотивы?...
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Когда авто в «хлам», но ехать надо
Состояние этих автомобилей вызывает не только удивление, но и вопрос: как эти «чудеса» техники могут вообще ездить? Когда-то нечто подобное встречалось и на...
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
РАФ-22038 – главное маршрутное такси Советского Союза
Маршрутное такси – это обыденность крупных советских городов 1980-х. Попадались они часто, но вот прокатиться на такой удавалось далеко не всегда. На...
На этих внедорожных автомобилях можно сразу отправляться в экспедицию
Путешествовать там, где хочется – это мечта многих. Жаль только, что забираться в самые отдаленные места сложно. Это возможно, но придется терпеть неудобства....