Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
3 398

Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться

Незавидное, если не сказать – бедственное, положение российского автопрома не составляет тайны. Правительственные меры, поддержка, инвестиции в отрасль ощутимые, явные, похвальные.


Но «воз и ныне там». Нет, для кого-то еще хуже: автомобили бренда «Эволют», скорее, вообще уйдут с российских дорог. Если не случится чуда. А пока крупные дилеры отказываются от шоу-румов «Моторинвест», многие в 2025-ом вовсе прекратят сотрудничество с липецким машиностроителем.

Как все начиналось


Истории завода с десяток лет. В 2014 году руководство Липецкой области, Минпромторг и компания «Моторинвест» заключили инвестиционное соглашение. В соответствии с контрактом, означенное предприятие начало сборку перспективных электромобилей.

Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнутьсяСедан i-Pro начали выпускать с 2022-го. Фото: YouTube.com

Сначала собирали внедорожники Great Wall, затем кроссоверы Changan. После очередного перезапуска в 2022 году на конвейер встал «Эволют».

Применили широко распространенную мировую практику бейдж‑инжиниринга. Вездесущий и могучий Китай подставил плечо: компания Dongfeng Motor Corporation экспортировала машинокомплекты и технологии. А в Липецке начали бодро собирать автомобили «отверточным» способом.

Дело пошло неплохо. Во всяком случае, модельный ряд порадовал: минивэны, седаны, кроссоверы. Фирменные донфенговские силуэты Evolute не сильно расстроили россиян. Смутила цена, значительно превышающая заграничные модели подобного класса. А покупатель, как известно, абсолютно равнодушен к объективному и логичному объяснению крутой стоимости.

К чему пришли


Рынок электромобилей у нас крайне скудный. Не в смысле предложения: тут есть из чего выбрать. Покупать не спешим. Причины: слабо развитая инфраструктура, дороговизна товара, ненадежность авто. Также, будем честны, предвзятость к отечественному автомобильному продукту на батареях. Да еще и с китайским «душком».

Машинокомплекты компании «Донгфенг» в цехах «Моторинвеста». Фото: YouTube.com

Окончательных цифр по 2024-ому еще не опубликовано. Однако понятно, что это меньше 1% от общего числа проданных машин. При таком положении вещей эксперты прогнозируют: рынок электрокаров возрастет до 2,3% только к далекому 2030 году.

Что же происходит с липецкими моделями «Эволют»? В прошлом году, сообщают осведомленные источники, предприятие намеревалось продать порядка 12 тыс. экземпляров. Однако показатель за 11 месяцев 2024-го составил 1372 шт. – менее 10% плана.

Кто они, эти энтузиасты, которые принесли свои деньги в кассу «Моторинвест»? Возможно, убежденные патриоты, поддерживающие отечественный автопром. Или сознательные «зеленые»? Могут быть экспериментаторы, любопытствующие, что выйдет из российских электрокаров.

Высокотехнологичная сборочная линия на заводе «Моторинвест». Фото: YouTube.com

Как бы там ни было, армия пользователей «Эволют» не самая многочисленная. А кривая продаж упорно стремится вниз. На запланированные в 2025-ом 15-18 тыс. электромобилей рассчитывать не приходится. А ведь только с этого порога автокомпания должна была начать получать прибыль.

Перспективы


И без того безрадостное будущее усугубилось сообщениями из Минпромторга. Эта головная организация, скажем упрощенно, регулирует госсубсидии автопроизводителям, занятым электромобилями.

Электрокар ждет последних доработок. Фото: YouTube.com

Министерство решило скорректировать механизм доступа к государственным деньгам. Постановили: чем выше уровень локализации производства, тем больший пакет субсидий достанется компаниям-автостроителям. Получается, государство, в конечном итоге, стимулирует рост уровня локализации производств.

Замечательно. Только масштабная локализация возможна на таких гигантах, как АвтоВАЗ. А для «Моторинвест» эта задача еще более сложная, чем для «Москвича». Ведь она предполагает серьезные финансовые вливания и большие продажи. А кто их может гарантировать, эти продажи: таксопарк и каршеринг – и те не хотят брать «Эволюты».

Итак, сложился замкнутый круг: хочешь госсубсидии, повысь локализацию продукта. А она возможна только при больших инвестициях. Приехали…

Обзор кроссовера «Эволют»

Вырвется Липецкий завод из сложившейся ситуации, сложно сказать. Скорее, нет. Проще и выгоднее закрыть производство электромобилей. Но не будем спешить с прогнозами.

Есть крохотное обстоятельство, которое помешает повесить замок на проходной «Моторинвеста». Дело в новых аккумуляторных батареях, которые проходят испытания на предприятии. А эти источники питания нужны во многих областях промышленности.

Что потеряем


Сложись неблагоприятный сценарий с закрытием Липецкого автозавода, российский парк автомобилей несколько обеднеет. Чем не повод пройтись еще раз по ассортименту Липецких электричек.

Минивэн i-Van


Фургон грузоподъемностью 800 кг дружески назвали «Иваном» со дня появления у дилеров. Автомобиль смахивает на китайский DongFeng Lingzhi M5EV.

Цена за минивэн i-Van начинается с 4 млн руб. Фото: YouTube.com

Семиместный российский вэн с посадочной формулой 2+2+3 располагает внутренними размерами (ДхШхВ) 2590х1530х1285 мм. Наружные габариты следующие:

✅ Длина – 5135 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1990 мм

Литий-железно-фосфатная батарея емкостью 67,5 кВт*ч генерирует 122 л. с. пиковой мощности. Максимальный момент силы 300 Н*м. Запас хода, обещанный производителем, равен 400 км пути.

Привод подается на задние колеса. В подвеске спереди независимый торсионный механизм на двойных поперечных рычагах. Сзади дорожные коллизии отрабатывает мост на рессорах. Замедлением на ведомых колесах заведуют диски, сзади установлены барабанные тормоза.

Кроссовер i-Joy


Дизайн 5-местной модели внушительный, стильный. Бортовой разъем CCS Combo Type 2 позволяет быстро пополнять энергию на зарядных станциях. Бесплатные муниципальные парковки и такой же проезд по платным дорогам – преимущества, которые получает владелец отечественного электрического кросса.

Кроссоверы i-Joy по цене 1 750 тыс. руб. – результат крупноузловой сборки на Липецком заводе «Моторинвест» Фото: YouTube.com

Бесключевой допуск, панорамная крыша с открывающейся секцией – уже приятная заявка. В салоне царство электроники. Два дисплея: приборной панели и мультимедиа. В набор дорожных развлечений входит цифровое и обычное радио FM, возможность транслировать аудио и видео с телефона, Ютуб и т. д.

Привод передний. Запас хода 407 км: уж точно свяжет соседние райцентры. Мощность электромотора 163 л. с.

Седан i-Pro


Знатоки с первого взгляда увидели в профиле седана «китайца» Dongfeng Aeolus E70. Спринтерская дистанция 0-100 км/ч автомобилю со 150-сильным электродвижком покоряется за 9,9 сек. Крутящий момент – 210 Н*м, доступная скорость – 145 км/ч. Пробег до пополнения энергии заявлен в 420 км.

Модель i-Pro можно купить за 1 550 000 руб. в любимом кузове седан. Фото: YouTube.com

Размеры машины:

✅ Длина – 4680 мм
✅ Ширина – 1720 мм
✅ Высота – 1530 мм
✅ Багажный отсек – 502 л (открывается дистанционно)

Была надежда, что просторный салон понравится таксистам. На заднем диване нет подлокотников и подстаканников. Не предусмотрели и карманов в спинках передних сидений. Но дефлекторы и два USB-порта должны порадовать пассажиров.

Заключительная часть


Мы не высказывали своего отношения к электрокарам из Липецка. Не добавляли сарказма, насмешек, отрицательных или, напротив, хвалебных отзывов пользователей. Эта тема звучала в ранних материалах о Evolute i-Pro.

Оснащенность электрокаров «Эволют» не отстает от времени. Фото: YouTube.com

Сегодня выражаем тревогу по поводу состояния российского машиностроения. Если Минпромторг ограничит или лишит компанию «Моторинвест» государственных субсидий, бренд перестанет существовать. Надеемся, выход будет найден, 2 тыс. сотрудников не останутся без работы. Когда одна дверь закрывается, другая открывается…
А какими вы видите перспективы электромобилей в России?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Почему в пути меняют локомотивы?

Почему в пути меняют локомотивы?

Замена заранее предопределена – тому есть множество причин: от технических до экономических. От чего это зависит и как часто перецепляют локомотивы?...
Когда авто в «хлам», но ехать надо

Когда авто в «хлам», но ехать надо

Состояние этих автомобилей вызывает не только удивление, но и вопрос: как эти «чудеса» техники могут вообще ездить? Когда-то нечто подобное встречалось и на...