Почему в пути меняют локомотивы?
Те, кому часто приходилось путешествовать поездом, наверняка обращали внимание, что в дороге постоянно происходит замена локомотива. Причем, даже если состав отошел от пункта отправления не очень далеко. Зачем это делается – неужели нельзя, чтобы вагоны тащил один локомотив – так же быстрее?
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.
Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.
Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.
Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Источник энергии
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.
Электрификация ж/д – дорогостоящее мероприятие. Фото: youtube.com
Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Переменный или постоянный
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.
ЭП20 может ездить и на постоянном и на переменном токе. Фото: youtube.com
Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
Участки
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.
В депо обслуживают локомотивы всех типов. Фото: youtube.com
Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Экипировка
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Работа машиниста требует хорошей подготовки, внимания, сосредоточенности
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...