Почему в пути меняют локомотивы?
Те, кому часто приходилось путешествовать поездом, наверняка обращали внимание, что в дороге постоянно происходит замена локомотива. Причем, даже если состав отошел от пункта отправления не очень далеко. Зачем это делается – неужели нельзя, чтобы вагоны тащил один локомотив – так же быстрее?
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.
Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.
Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.
Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Источник энергии
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.
Электрификация ж/д – дорогостоящее мероприятие. Фото: youtube.com
Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Переменный или постоянный
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.
ЭП20 может ездить и на постоянном и на переменном токе. Фото: youtube.com
Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
Участки
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.
В депо обслуживают локомотивы всех типов. Фото: youtube.com
Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Экипировка
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Работа машиниста требует хорошей подготовки, внимания, сосредоточенности
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Сверхзвуковой авиалайнер Ту-144 – несмотря на возраст готов к полету
Советский авиалайнер Ту-144 даже сейчас поражает воображение. Мало того, что первый самолет появился в 1968 году, так он еще и оказался единственной...
Новые подробности о степени готовности российского пассажирского лайнера «Ладога»
А именно о том, на каком этапе сейчас находится сборка фюзеляжа и о намеченных сроках окончательной сборки самолета. Все подробности в нашем материале....
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
The Fast Loaf – американцы тоже любят «Быструю буханку»
Можно долго удивляться, но против фактов не пойдешь: УАЗ-452 хорошо покупают не только в России, но и за границей. Причем, в Америке тоже. Непонятно, почему...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
ЗИЛ-130 – скопированный с грузовиков США, но более «живучий»
Советские среднетоннажные грузовики ГАЗ и ЗИЛ до сих пор попадаются на дорогах общего пользования. Несмотря на годы и бензиновые двигатели, не отличающиеся...
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
Мокрый пол, или что еще показало «вскрытие» трехлетнего Haval Jolion
Скептическое отношение к китайским машинам у российских водителей не могло появиться из ниоткуда. «Защитники» автомобилей из Поднебесной утверждают, что прошло...
Почему в пути меняют локомотивы?
Замена заранее предопределена – тому есть множество причин: от технических до экономических. От чего это зависит и как часто перецепляют локомотивы?...
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Когда авто в «хлам», но ехать надо
Состояние этих автомобилей вызывает не только удивление, но и вопрос: как эти «чудеса» техники могут вообще ездить? Когда-то нечто подобное встречалось и на...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
РАФ-22038 – главное маршрутное такси Советского Союза
Маршрутное такси – это обыденность крупных советских городов 1980-х. Попадались они часто, но вот прокатиться на такой удавалось далеко не всегда. На...
Новогоднее повышение акциза на топливо в России – мнения водителей
Ничего странного в этом нет – повышение цен с 1 января плановое. Но водителям это вряд ли понравится....