
Почему в пути меняют локомотивы?
Те, кому часто приходилось путешествовать поездом, наверняка обращали внимание, что в дороге постоянно происходит замена локомотива. Причем, даже если состав отошел от пункта отправления не очень далеко. Зачем это делается – неужели нельзя, чтобы вагоны тащил один локомотив – так же быстрее?
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.
Электрификация ж/д – дорогостоящее мероприятие. Фото: youtube.com
Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.
ЭП20 может ездить и на постоянном и на переменном токе. Фото: youtube.com
Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.
В депо обслуживают локомотивы всех типов. Фото: youtube.com
Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
Причины есть: их несколько. И возникли они по техническим или экономическим соображениям. Давайте разберемся с каждой из них подробнее.
Источник энергии
Им может быть электричество или дизельное топливо. Разумеется, первый вариант предпочтительнее: как в экологическом, так и экономическом плане. Но на сегодня еще не везде железная дорога электрифицирована: на ряде участков это делать просто невыгодно, т. к. поездов ходит совсем мало. Впрочем, не исключено, что есть и какие-то иные причины, о которых знает только руководство ж/д.

Например, маршрут Москва – Владивосток сложно назвать мало востребованным. Однако, поезд №100 останавливается в Галиче и Костроме, между которыми всего-то 2,5 часа езды. Но расстояние придется преодолевать с помощью тепловоза, т. к. участок не электрифицирован. Такая же проблема возникает при поездке из столицы в Ригу: через 2 ч поезд останавливается в Волоколамске.
Переменный или постоянный
Экономически более выгоден первый тип тока, который и течет в большинстве своем по контактной сети РЖД. Однако, на заре элекровозостроения, применялось постоянное напряжение. Например, в окрестностях столицы и Санкт-Петербурга, где появились первые ветки с контактной сетью, до сих пор переменный ток не используется. Переделка инфраструктуры считается нецелесообразной из-за дороговизны. Например, на маршруте из Петрозаводска в Москву поезд на станции Свирь простаивает полчаса: ждет, пока один электровоз заменят на другой.

Но тут есть исключения в виде универсальных локомотивов, способных питаться от контактной сети и с переменным, и постоянным током. Примером может служить экспресс «Стриж», ходящий между столицей и Нижним Новгородом. Во Владимире он останавливается только на пару минут, чтобы переключиться с одного режима на другой. А всего в России есть 26 станций, на которых локомотивы приходится менять из-за другого рода тока.
Участки
У каждого локомотива есть «своя» зона, что связано с, например, обслуживанием, работой машинистов. Ведь электровозами, тепловозами владеют разные компании, которые их и ремонтируют за свой счет в депо, расположенных на определенной территории. Локомотивы регулярно возвращаются к «станции приписки», где их осматривают, прежде чем снова выпустить на линию.

Поездная бригада должна качественно отдыхать. Поэтому, чаще всего, доехав до участка своей зоны, она передает «эстафету» другим машинистам, проводницам. А сами принимают ее у состава, следующего в противоположном направлении – домой. Кстати, бригада на длинном маршруте бывает неприкрепленной (сменной) к какому-либо определенному локомотиву.
Экипировка
Под этим термином железнодорожники понимают не одежду, а запасы, которые нужно периодически пополнять. Это топливо для дизельных локомотивов, уголь для титанов, вода, смазочные материалы, песок, продукты в вагонах-ресторанах и т. д. Экипировка обычно осуществляется вместе с техобслуживанием на «станции приписки» в депо.
Работа машиниста требует хорошей подготовки, внимания, сосредоточенности
Однако, стоит заметить: в последние годы участки, по которым едет одна и та же бригада машинистов, значительно удлинились. Примером может служить маршрут из столицы в Адлер, составляющий 1700 км. Здесь всю дорогу вагоны тянет один электровоз. Или такой же рейс из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород: длина пути составляет почти 1000 км.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....