
Адсорбер в авто – необходимость или можно убрать?
Те автовладельцы, которые интересуются содержимым подкапотного пространства, наверняка замечали небольшой цилиндр или коробку с подходящими к ней проводами и патрубками. Обычно она находится ближе к левому или правому крылу, иногда у бака. Это адсорбер – устройство, собирающее излишние пары бензина, не давая им выходить в атмосферу.
Вообще-то, своим появлением устройство обязано введению экологического стандарта «Евро 2». Помимо защиты окружающей среды, адсорбер не дает испарениям проникать в салон, и даже чуть-чуть экономит горючее. Так что вещь нужная. Хотя кое-кто избавляется от нее, но об этом расскажем позже. А вот начнем с названия.
Общее слово, от которого произошли эти термины – sorbeo, что с латыни переводится, как «поглощаю». Второе слово означает полное впитывание чего-либо. Примером может служить губка с водой. Адсорбирование – процесс, в ходе которого один из компонентов не поглощается, а осаждается на поверхности. Что и происходит с парами бензина в автомобиле.
Внешне он напоминает большую банку или ящичек, закрепленный на кузове машины под капотом. Внутри емкости находится активированный уголь, на котором и оседают бензиновые пары. Основные компоненты современной адсорбирующей системы:
✅ сепаратор – собирает пары топлива и отправляет их в бак
✅ гравитационный клапан – предотвращает выливание горючего при опрокидывании (например, в случае ДТП)
✅ датчик давления сбрасывает его в жару, не давая емкости раздуться
✅ фильтр – активированный уголь (гранулы) в банке собирает топливо
✅ электромагнитный переключатель-клапан – направляет пары в нужное место
В некоторых автомобилях элементы адсорбера могут находиться в разных местах. Например, иногда электромагнитный клапан размещают отдельно от колбы с углем.
Адсорбер может находиться и около бензобака. Фото: youtube.com
Также к системе можно отнести патрубки и провода, подсоединяемые через отдельный разъем. Рассмотрим работу адсорбера в двух вариантах.
В этом случае пары поднимаются кверху и тут же попадают в сепаратор, где благополучно конденсируются, разделяясь с воздухом и возвращаясь в бак. Но не все – некоторая часть проникает по шлангу в адсорбер и оседает там на гранулах активированного угля. Как раз он не дает парам прорваться в атмосферу. А куда они деваются потом?
Как только двигатель начинает работать, в магистрали создается разрежение и открывается электромагнитный клапан. Внутрь емкости поступает воздух, который, смешиваясь с осевшим бензином, образует воспламеняющуюся смесь.
Адсорбер для а/м ВАЗ 2108, 2109, 2110-2115, Нива, Газель. Средняя цена: 931 руб. Фото: market.yandex.ru
Начинается, т. н. продувка, заставляющая пары переходить во впускной коллектор. В результате получается, пусть и небольшая, но экономия горючего. При этом освободившийся от него уголь снова готов к накоплению паров.
Вся электроника современного автомобиля, включая его «мозги», рассчитывает пропорции смеси с учетом накопленных паров. Если они не идут в коллектор, начинаются сбои системы питания. Из-за чего? Например, уголь в «банке» после длительного простоя машины может банально слежаться, превратившись в жесткий ком. Газы, пары не смогут проходить через него, давление вырастет и в трубках образуются воздушные пробки.
Топливо в цилиндры будет поступать с перебоями. Итогом станут плавающие холостые обороты, провалы педали газа при разгоне.
Неустойчивые холостые обороты могут быть из-за вышедшего из строя адсорбера. Фото: youtube.com
Понять, что адсорбер неисправен, можно по горящему «чеку» на панели или запаху бензина в салоне и под капотом. Другие симптомы:
✅ потеря мощности двигателя на 10-15%
✅ после пуска и резком нажатии на газ движок глохнет, машина едет рывками
✅ стрелка прибора «болтается», показывая бак то пустым, то полным (из-за чрезмерного давления)
✅ расход горючего возрастает
✅ на «холодную» под капотом слышен стук, похожий на звуки, издаваемые клапанами, но они отрегулированы правильно
Еще один признак – шипение или свист, раздающееся в момент откручивания пробки бака.
Сначала осмотрите корпус: если он пластиковый, с годами возможно появление трещин. Также могут быть ослаблены хомуты на шлангах. Как итог – разгерметизация и невозможность сбора бензиновых паров. Это понятно по их запаху, появляющемуся при открытии капота.
Шипение, свист при отворачивании крышки могут говорить о неисправности адсорбера. Фото: youtube.com
Чаще всего причиной неисправности является электромагнитный клапан. Чтобы определить его состояние, отсоедините трубки и разъем, продуйте ртом или насосом. При отсутствии напряжения клапан будет закрыт, т. е. герметичен. Если подать 12 вольт (полярность соблюдать необязательно), он откроется, воздух пройдет. При этом будет слышен характерный щелчок.
Так выглядит электромагнитный клапан адсорбера. Фото: youtube.com
Также можно проверить катушку клапана при помощи тестера. Поставьте его в режим омметра и произведите измерения: стрелка должна показать сопротивление 10-30 Ом. Если получаются другие данные, клапан нужно заменить. Слежался уголь или нет, определить можно простой встряской снятого адсорбера. Должно быть слышно, как вещество пересыпается. Заодно проверьте патрубки: не исключено, что они засорились угольными гранулами.
Возможна, если данное устройство разборное. Вряд ли большинство автовладельцев будут заниматься этим, поэтому раздел рассчитан на любителей покопаться в недрах авто! Начать можно с сепаратора, точнее, его фильтра, сделанного из поролона. Последний промойте, например, очистителем тормозов. Далее нужно высыпать уголь на противень и прокалить в духовом шкафу.
Уголь в адсорбере Ford Focus I. Фото: youtube.com
Нагрейте сначала вещество до 100°С, через час температуру поднимите до 300°С. Как только запах исчезнет, процедуру заканчивайте. Попутно очистите корпус и уплотнительные резинки. При разборке используйте телефонную съемку, чтобы потом все детали оказались на старых местах.
Аргументы стандартные, типа: «Зачем он нужен, раньше без него обходились, это лишняя головная боль, чем проще авто, тем надежнее…» и т. п. Убрать устройство, конечно, можно. Если это сделать грамотно, последствий для двигателя никаких не будет. Что имеется в виду?
На патрубок, идущий от цилиндра адсорбера к сепаратору, надевают фильтр тонкой очистки (такие когда-то использовали в карбюраторных легковушках). Это делается, чтобы в бак не проникли посторонние частицы. Теперь бензиновые пары будут уходить в атмосферу. А выходной шланг просто перекрывают, корпус удаляют из подкапотного пространства. И последний этап – перепрошивка «мозгов» авто, иначе Check будет постоянно гореть.
Снятие адсорбера много времени не займет. Фото: youtube.com
Однако, после проведенной «операции» могут появиться минусы. А именно: не исключено появление в салоне запаха бензина, особенно в жару, когда испарения усиливаются. Второй недостаток, на который меньше всего обращают внимание – загрязнение окружающей среды, и, как следствие, несоответствие стандартам «Евро 2». Еще один минус – экономии топлива не станет. Пусть и немного, но несколько километров пробега иногда не бывают лишними.
Плюсы тоже есть. Это дополнительное пространство под капотом, более быстрый поиск причин неисправности при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах – адсорбер можно сразу исключить. Ну, и, в случае поломки последнего, не придется тратить деньги на его приобретение.
Вообще-то, своим появлением устройство обязано введению экологического стандарта «Евро 2». Помимо защиты окружающей среды, адсорбер не дает испарениям проникать в салон, и даже чуть-чуть экономит горючее. Так что вещь нужная. Хотя кое-кто избавляется от нее, но об этом расскажем позже. А вот начнем с названия.
Адсорбер или абсорбер?
Общее слово, от которого произошли эти термины – sorbeo, что с латыни переводится, как «поглощаю». Второе слово означает полное впитывание чего-либо. Примером может служить губка с водой. Адсорбирование – процесс, в ходе которого один из компонентов не поглощается, а осаждается на поверхности. Что и происходит с парами бензина в автомобиле.
Как устроен адсорбер
Внешне он напоминает большую банку или ящичек, закрепленный на кузове машины под капотом. Внутри емкости находится активированный уголь, на котором и оседают бензиновые пары. Основные компоненты современной адсорбирующей системы:
✅ сепаратор – собирает пары топлива и отправляет их в бак
✅ гравитационный клапан – предотвращает выливание горючего при опрокидывании (например, в случае ДТП)
✅ датчик давления сбрасывает его в жару, не давая емкости раздуться
✅ фильтр – активированный уголь (гранулы) в банке собирает топливо
✅ электромагнитный переключатель-клапан – направляет пары в нужное место
В некоторых автомобилях элементы адсорбера могут находиться в разных местах. Например, иногда электромагнитный клапан размещают отдельно от колбы с углем.

Также к системе можно отнести патрубки и провода, подсоединяемые через отдельный разъем. Рассмотрим работу адсорбера в двух вариантах.
При заглушенном двигателе
В этом случае пары поднимаются кверху и тут же попадают в сепаратор, где благополучно конденсируются, разделяясь с воздухом и возвращаясь в бак. Но не все – некоторая часть проникает по шлангу в адсорбер и оседает там на гранулах активированного угля. Как раз он не дает парам прорваться в атмосферу. А куда они деваются потом?
При запущенном ДВС
Как только двигатель начинает работать, в магистрали создается разрежение и открывается электромагнитный клапан. Внутрь емкости поступает воздух, который, смешиваясь с осевшим бензином, образует воспламеняющуюся смесь.

Начинается, т. н. продувка, заставляющая пары переходить во впускной коллектор. В результате получается, пусть и небольшая, но экономия горючего. При этом освободившийся от него уголь снова готов к накоплению паров.
Что происходит, когда адсорбер не работает
Вся электроника современного автомобиля, включая его «мозги», рассчитывает пропорции смеси с учетом накопленных паров. Если они не идут в коллектор, начинаются сбои системы питания. Из-за чего? Например, уголь в «банке» после длительного простоя машины может банально слежаться, превратившись в жесткий ком. Газы, пары не смогут проходить через него, давление вырастет и в трубках образуются воздушные пробки.
Чтобы бак не раздуло, имеется предохранительный клапан, однако, он срабатывает позже, после проявления неисправностей.
Топливо в цилиндры будет поступать с перебоями. Итогом станут плавающие холостые обороты, провалы педали газа при разгоне.

Понять, что адсорбер неисправен, можно по горящему «чеку» на панели или запаху бензина в салоне и под капотом. Другие симптомы:
✅ потеря мощности двигателя на 10-15%
✅ после пуска и резком нажатии на газ движок глохнет, машина едет рывками
✅ стрелка прибора «болтается», показывая бак то пустым, то полным (из-за чрезмерного давления)
✅ расход горючего возрастает
✅ на «холодную» под капотом слышен стук, похожий на звуки, издаваемые клапанами, но они отрегулированы правильно
Еще один признак – шипение или свист, раздающееся в момент откручивания пробки бака.
Как проверить адсорбер
Сначала осмотрите корпус: если он пластиковый, с годами возможно появление трещин. Также могут быть ослаблены хомуты на шлангах. Как итог – разгерметизация и невозможность сбора бензиновых паров. Это понятно по их запаху, появляющемуся при открытии капота.

Чаще всего причиной неисправности является электромагнитный клапан. Чтобы определить его состояние, отсоедините трубки и разъем, продуйте ртом или насосом. При отсутствии напряжения клапан будет закрыт, т. е. герметичен. Если подать 12 вольт (полярность соблюдать необязательно), он откроется, воздух пройдет. При этом будет слышен характерный щелчок.

Также можно проверить катушку клапана при помощи тестера. Поставьте его в режим омметра и произведите измерения: стрелка должна показать сопротивление 10-30 Ом. Если получаются другие данные, клапан нужно заменить. Слежался уголь или нет, определить можно простой встряской снятого адсорбера. Должно быть слышно, как вещество пересыпается. Заодно проверьте патрубки: не исключено, что они засорились угольными гранулами.
Чистка адсорбера
Возможна, если данное устройство разборное. Вряд ли большинство автовладельцев будут заниматься этим, поэтому раздел рассчитан на любителей покопаться в недрах авто! Начать можно с сепаратора, точнее, его фильтра, сделанного из поролона. Последний промойте, например, очистителем тормозов. Далее нужно высыпать уголь на противень и прокалить в духовом шкафу.

Нагрейте сначала вещество до 100°С, через час температуру поднимите до 300°С. Как только запах исчезнет, процедуру заканчивайте. Попутно очистите корпус и уплотнительные резинки. При разборке используйте телефонную съемку, чтобы потом все детали оказались на старых местах.
А если убрать адсорбер?
Аргументы стандартные, типа: «Зачем он нужен, раньше без него обходились, это лишняя головная боль, чем проще авто, тем надежнее…» и т. п. Убрать устройство, конечно, можно. Если это сделать грамотно, последствий для двигателя никаких не будет. Что имеется в виду?
Демонтаж адсорбера на UAZ-Patriot
На патрубок, идущий от цилиндра адсорбера к сепаратору, надевают фильтр тонкой очистки (такие когда-то использовали в карбюраторных легковушках). Это делается, чтобы в бак не проникли посторонние частицы. Теперь бензиновые пары будут уходить в атмосферу. А выходной шланг просто перекрывают, корпус удаляют из подкапотного пространства. И последний этап – перепрошивка «мозгов» авто, иначе Check будет постоянно гореть.

Однако, после проведенной «операции» могут появиться минусы. А именно: не исключено появление в салоне запаха бензина, особенно в жару, когда испарения усиливаются. Второй недостаток, на который меньше всего обращают внимание – загрязнение окружающей среды, и, как следствие, несоответствие стандартам «Евро 2». Еще один минус – экономии топлива не станет. Пусть и немного, но несколько километров пробега иногда не бывают лишними.
Плюсы тоже есть. Это дополнительное пространство под капотом, более быстрый поиск причин неисправности при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах – адсорбер можно сразу исключить. Ну, и, в случае поломки последнего, не придется тратить деньги на его приобретение.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....