
Ariel Atom 500 – когда 90-килограммовый мотор выдает 500 л. с.
Ariel Atom 500 V8 в свое время установил дерзкий рекорд скорости на треке Top Gear, оставив позади легендарные Bugatti Veyron Super Sport, Lamborghini Aventador и Mercedes-AMG GT. Но дело не только в цифрах, которые мы раскроем дальше. Этот автомобиль – воплощение безумия и мастерства, способное превращать каждое нажатие педали газа во взрыв эмоций.
Да, у него нет крыши, дверей и прочих удобств. Он весит 550 кг и точно не подходит для поездок по автобану, но от этого не становится менее интересным. Давайте рассмотрим историю появления Ariel Atom 500 и узнаем, из-за каких характеристик он поставил скоростной рекорд.
Первый Ariel Atom, вышедший аккурат к новому тысячелетию в 2000 году, стал олицетворением философии «ничего лишнего». Открытая рама, оголившая почти все внутренности, дерзкий вид и легчайший корпус (456 кг) затмили такие неудобные нюансы, как «вялый» 113-сильный мотор и скромные 145 Н*м крутящего момента. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 5,5 секунды.
При желании кататься на Atom 500 можно вдвоем. Фото: youtube.com
В 2003 году появился Ariel Atom 2, поднявший планку мощности. На смену двигателю Rover пришел 2,0-литровый ДВС Honda K20C с системой i-VTEC. Было два варианта: без турбины мотор выдавал 223 л. с. и 197 Н*м, а с турбонагнетателем развивал 304 л. с. и 259 Н*м. В более мощной модификации он разгонялся до 100 км/ч за 4,4 секунды, уверенно обходя своего предка.
Наконец, В 2008 году свет увидел Ariel Atom 500. Старый двигатель от Honda убрали, заменив его на уникальную разработку американской компании Hartley. Его собрали из двух ДВС Suzuki Hayabusa. Что касается дизайна, он не претерпел особых изменений: не очень комфортно, но это и не так важно – машина создавалась исключительно для того, чтобы дарить эмоции.
Серия Atom 500 V8 ограничилась 25 экземплярами. Каждый автомобиль собирался вручную и индивидуально настраивался под владельца. Машина получила золотистое порошковое покрытие шасси, карбоновые элементы кузова и памятную табличку, уникальную для каждого авто.
Когда инженеры Ariel задумали Atom 500 V8, они искали двигатель, который смог бы воплотить их амбициозные идеи. Задача была не из простых: мотор должен был быть компактным, легким, при этом мощным. Думаете, что так не бывает? Вот и нет: решение удалось найти за океаном, в США, где компания Hartley любезно разработала и предоставила в пользование Ariel уникальный ДВС.
Силовая установка находится в задней части кузова. Фото: youtube.com
Двигатель Atom 500 V8 – это уникальный 3,0-литровый восьмицилиндровый мотор, созданный на основе двух рядных «четверок» от мотоцикла Suzuki Hayabusa. Использование мотоциклетных ДВС в качестве «доноров» дало то, что искала компания: мощность, легкость и компактность.
Созданный таким образом V8 весил всего 90 кг, и это тоже своего рода заявка на рекорд. Так, для сравнения, большинство современных ДВС такой же мощности весят в среднем вдвое больше.
Но перейдем к самому интересному – к характеристикам. Американский «Франкенштейн» из двух ранее самостоятельных половинок выдавал мощность в 500 л. с., достигая пиковых 10600 об/мин.
Максимальный крутящий момент – 363 Н*м при 7750 об/мин. Таким образом, удельная мощность составила 167 л. с. на один литр объема, и это отличный результат, еще и для столь малого веса.
V8 Atom 500 получил плоский коленчатый вал, который применяется в гоночных автомобилях. Такая конфигурация позволила сократить инерцию вращения, улучшить отклик на газ и достичь настолько высоких оборотов. В красной зоне тахометра ДВС ревет как силовая установка болида.
Спереди установлен большой сплиттер из углеволокна. Фото: youtube.com
От 0 до 100 км/ч необычный автомобиль разгоняется за 2,3 секунды. В 2011 году он поставил рекорд круга на знаменитой трассе Top Gear, показав результат 1:15.1. Следующие два года его не могли побить, пока на треке не появился Pagani Huayra – он продемонстрировал 1:13.8.
Несмотря на ушедший в прошлое рекорд, Atom 500 все еще держится высоко в топе трассы Top Gear, занимая пятую позицию. Он превосходит многие суперкары от Lamborghini, Bugatti, McLaren и Maserati, не говоря уже про спортивные версии «гражданских» авто от BMW, Porsche и Ford.
Для столь мощного двигателя нужна была особая КПП, способная не только справляться с нагрузками, но и молниеносно переключать передачи. Выбор пал на шестиступенчатую секвентальную коробку передач Sadev, разработанную специально для гоночных автомобилей.
Приборная панель простая, но на ней есть все необходимое. Фото: youtube.com
В основу работы трансмиссии лег гидравлический механизм, быстро и точно меняющий ступени в обе стороны. Время переключения одной передачи составляет всего 40 миллисекунд, поэтому видимых человеку задержек при разгоне нет.
Для переключения передач в Atom 500 предусмотрены подрулевые лепестки из карбона. Для включения первой ступени надо выжимать сцепление, но дальше при понижении и повышении в этом уже нет необходимости. За счет этого водителю проще сосредоточить внимание на трассе.
В основе Atom 500 лежит трубчатое стальное шасси из высокопрочных сплавов, покрытое золотистым порошковым напылением. Последнее не только придает автомобилю эффектный вид, но и защищает металлическую конструкцию от коррозии и повреждений.
Каркас Atom 500 – это минимализм в чистом виде. Открытая структура влечет за собой легкость и прочность. Благодаря ее использованию массу автомобиля удалось удержать на отметке 550 кг.
Из-за отсутствия крыши и лобового стекла все поездки получаются с ветерком. Фото: youtube.com
Не последнюю роль в эффективности машины на треке сыграло ее низкое аэродинамическое сопротивление. Передний сплиттер и заднее антикрыло из углеродного волокна обеспечивают достаточную прижимную силу, улучшая сцепление с дорогой и устойчивость. По необходимости пилот может изменить угол наклона заднего спойлера.
Карбоновые боковые «юбки» внесли вклад не только в спортивный дизайн машины, но еще и уменьшили подъемную силу. Размещенные на боковых панелях воздухозаборники отвечают за эффективное охлаждение двигателя и трансмиссии во время скоростных заездов.
Интерьер Atom 500 лишний раз подчеркивает предназначение машины – сугубо гоночное. Хотя салон обустроен довольно аскетично, в нем есть все, что пригодится пилоту:
✅ отделанное алькантарой рулевое колесо, которое не выскальзывает из рук даже при высокой влажности воздуха
✅ компактная панель приборов с отображением оборотов двигателя, выбранной передачи, таймера круга и температуры жидкостей
✅ гоночные сидения анатомической формы с мощной боковой поддержкой и пятиточечными ремнями безопасности
✅ элементы управления по типу подрулевых лепестков и кнопок для настройки контроля тяги – все из углеродного волокна
Так как Atom 500 – это про ручную сборку и дорогой сервис, каждый автомобиль в той или иной степени подгонялся под требования конкретного владельца.
Сложно предположить, в какую цену обошелся владельцам каждый из экземпляров Ariel Atom 500. В некоторых зарубежных источниках упоминается стоимость в 150000 долларов США или 15,6 млн рублей по текущему курсу. Однако цена некоторых автомобилей может отличаться в ту или иную сторону – все же не стоит забывать о кастомизации под запросы конкретного владельца.
Да, у него нет крыши, дверей и прочих удобств. Он весит 550 кг и точно не подходит для поездок по автобану, но от этого не становится менее интересным. Давайте рассмотрим историю появления Ariel Atom 500 и узнаем, из-за каких характеристик он поставил скоростной рекорд.
Краткая история успеха
Первый Ariel Atom, вышедший аккурат к новому тысячелетию в 2000 году, стал олицетворением философии «ничего лишнего». Открытая рама, оголившая почти все внутренности, дерзкий вид и легчайший корпус (456 кг) затмили такие неудобные нюансы, как «вялый» 113-сильный мотор и скромные 145 Н*м крутящего момента. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 5,5 секунды.

В 2003 году появился Ariel Atom 2, поднявший планку мощности. На смену двигателю Rover пришел 2,0-литровый ДВС Honda K20C с системой i-VTEC. Было два варианта: без турбины мотор выдавал 223 л. с. и 197 Н*м, а с турбонагнетателем развивал 304 л. с. и 259 Н*м. В более мощной модификации он разгонялся до 100 км/ч за 4,4 секунды, уверенно обходя своего предка.
Наконец, В 2008 году свет увидел Ariel Atom 500. Старый двигатель от Honda убрали, заменив его на уникальную разработку американской компании Hartley. Его собрали из двух ДВС Suzuki Hayabusa. Что касается дизайна, он не претерпел особых изменений: не очень комфортно, но это и не так важно – машина создавалась исключительно для того, чтобы дарить эмоции.
Серия Atom 500 V8 ограничилась 25 экземплярами. Каждый автомобиль собирался вручную и индивидуально настраивался под владельца. Машина получила золотистое порошковое покрытие шасси, карбоновые элементы кузова и памятную табличку, уникальную для каждого авто.
Что в «сердце Атома»?
Когда инженеры Ariel задумали Atom 500 V8, они искали двигатель, который смог бы воплотить их амбициозные идеи. Задача была не из простых: мотор должен был быть компактным, легким, при этом мощным. Думаете, что так не бывает? Вот и нет: решение удалось найти за океаном, в США, где компания Hartley любезно разработала и предоставила в пользование Ariel уникальный ДВС.

Двигатель Atom 500 V8 – это уникальный 3,0-литровый восьмицилиндровый мотор, созданный на основе двух рядных «четверок» от мотоцикла Suzuki Hayabusa. Использование мотоциклетных ДВС в качестве «доноров» дало то, что искала компания: мощность, легкость и компактность.
Созданный таким образом V8 весил всего 90 кг, и это тоже своего рода заявка на рекорд. Так, для сравнения, большинство современных ДВС такой же мощности весят в среднем вдвое больше.
Но перейдем к самому интересному – к характеристикам. Американский «Франкенштейн» из двух ранее самостоятельных половинок выдавал мощность в 500 л. с., достигая пиковых 10600 об/мин.
Максимальный крутящий момент – 363 Н*м при 7750 об/мин. Таким образом, удельная мощность составила 167 л. с. на один литр объема, и это отличный результат, еще и для столь малого веса.
V8 Atom 500 получил плоский коленчатый вал, который применяется в гоночных автомобилях. Такая конфигурация позволила сократить инерцию вращения, улучшить отклик на газ и достичь настолько высоких оборотов. В красной зоне тахометра ДВС ревет как силовая установка болида.

От 0 до 100 км/ч необычный автомобиль разгоняется за 2,3 секунды. В 2011 году он поставил рекорд круга на знаменитой трассе Top Gear, показав результат 1:15.1. Следующие два года его не могли побить, пока на треке не появился Pagani Huayra – он продемонстрировал 1:13.8.
Несмотря на ушедший в прошлое рекорд, Atom 500 все еще держится высоко в топе трассы Top Gear, занимая пятую позицию. Он превосходит многие суперкары от Lamborghini, Bugatti, McLaren и Maserati, не говоря уже про спортивные версии «гражданских» авто от BMW, Porsche и Ford.
О трансмиссии
Для столь мощного двигателя нужна была особая КПП, способная не только справляться с нагрузками, но и молниеносно переключать передачи. Выбор пал на шестиступенчатую секвентальную коробку передач Sadev, разработанную специально для гоночных автомобилей.

В основу работы трансмиссии лег гидравлический механизм, быстро и точно меняющий ступени в обе стороны. Время переключения одной передачи составляет всего 40 миллисекунд, поэтому видимых человеку задержек при разгоне нет.
Для переключения передач в Atom 500 предусмотрены подрулевые лепестки из карбона. Для включения первой ступени надо выжимать сцепление, но дальше при понижении и повышении в этом уже нет необходимости. За счет этого водителю проще сосредоточить внимание на трассе.
Легкое и прочное шасси
В основе Atom 500 лежит трубчатое стальное шасси из высокопрочных сплавов, покрытое золотистым порошковым напылением. Последнее не только придает автомобилю эффектный вид, но и защищает металлическую конструкцию от коррозии и повреждений.
Каркас Atom 500 – это минимализм в чистом виде. Открытая структура влечет за собой легкость и прочность. Благодаря ее использованию массу автомобиля удалось удержать на отметке 550 кг.

Не последнюю роль в эффективности машины на треке сыграло ее низкое аэродинамическое сопротивление. Передний сплиттер и заднее антикрыло из углеродного волокна обеспечивают достаточную прижимную силу, улучшая сцепление с дорогой и устойчивость. По необходимости пилот может изменить угол наклона заднего спойлера.
Карбоновые боковые «юбки» внесли вклад не только в спортивный дизайн машины, но еще и уменьшили подъемную силу. Размещенные на боковых панелях воздухозаборники отвечают за эффективное охлаждение двигателя и трансмиссии во время скоростных заездов.
Минималистичный салон
Интерьер Atom 500 лишний раз подчеркивает предназначение машины – сугубо гоночное. Хотя салон обустроен довольно аскетично, в нем есть все, что пригодится пилоту:
✅ отделанное алькантарой рулевое колесо, которое не выскальзывает из рук даже при высокой влажности воздуха
✅ компактная панель приборов с отображением оборотов двигателя, выбранной передачи, таймера круга и температуры жидкостей
✅ гоночные сидения анатомической формы с мощной боковой поддержкой и пятиточечными ремнями безопасности
✅ элементы управления по типу подрулевых лепестков и кнопок для настройки контроля тяги – все из углеродного волокна
Так как Atom 500 – это про ручную сборку и дорогой сервис, каждый автомобиль в той или иной степени подгонялся под требования конкретного владельца.
Сколько это стоит?
Сложно предположить, в какую цену обошелся владельцам каждый из экземпляров Ariel Atom 500. В некоторых зарубежных источниках упоминается стоимость в 150000 долларов США или 15,6 млн рублей по текущему курсу. Однако цена некоторых автомобилей может отличаться в ту или иную сторону – все же не стоит забывать о кастомизации под запросы конкретного владельца.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....