Почему из отверстий в бортах корабля вытекает вода
2 736

Почему из отверстий в бортах корабля вытекает вода

Многие, разглядывая мощные сухогрузы, танкеры в порту, наверняка замечали, как из них вдруг ни с того, ни с сего, начинает литься вода. Причем из, видимо, специально проделанных отверстий. Что это и зачем?


Кто-то решает: так избавляются от воды, проникающей в трюмы из морей и океанов. У кого-то возникает мысль, что мы видим излишки после мытья палубы. Отчасти, верно, но все же далековато от истины: причина «исторжения» воды через борта совсем другая, и она не одна.

Балласт


Он необходим современному судну для обеспечения его устойчивости в шторма, способности маневрировать, увеличения или уменьшения осадки. Если последняя будет чрезмерно велика, корабль не сможет заходить в некоторые порты. С другой стороны, отсутствие балласта приведет к тому, что у пустого судна винт и руль окажется над поверхностью воды. Соответственно управлять таким кораблем станет затруднительно.

Примерно до 1880- года, когда широко стали распространяться суда с металлическим корпусом, в качестве балласта использовали песок, щебень, камни.

В наше время эту роль играет забортная вода: внутри судна ее может быть от нескольких сотен литров до 130 тыс. тонн и более. Главный плюс такой дополнительной нагрузки – простая возможность увеличить или избавиться от нее в любой момент.

Почему из отверстий в бортах корабля вытекает водаБалласт помогал парусникам быть устойчивыми при огромной площади движителей. Фото: youtube.com

Управление балластом на современных судах происходит в автоматическом режиме. Как только корабль накренился, датчики подают сигнал, включаются насосы и тут же вода «перекочевывает» в нужное место, чтобы обеспечить устойчивость. «Командует» этим, довольно сложным, процессом бортовой компьютер. Закачивают воду в специальные отсеки, расположенные между трюмами и бортами.

Слив балластной воды в море. Фото: youtube.com

Лишний балласт сливают, например, при погрузке или в случае посадки судна на мель. Причем, удаляют воду равномерно, чтобы корпус не кренился. Существует даже специальная международная конвенция по балласту. Согласно ей, его (с 2004 года) необходимо периодически менять, чтобы предотвратить распространение вредных микроорганизмов.

Во время штормов волны заливают палубу морской водой

Ведь судно может пройти тысячи миль и слить в порту назначения (после разгрузки) с забортной водой нечто, способное повредить местную экосистему. Поэтому избавляться от такой воды разрешается где-то далеко в море. Например, если корабль плывет из Мурманск в Африку, балласт нужно постепенно заменять во время следования по маршруту.

Удаление влаги с палубы и очистка цепи


Это еще пара причин, по которым мы видим потоки, вырывающиеся из бортов корабля. Вода может скапливаться на палубе после ее мойки, а также в результате прошедшего ливня или шторма, когда волны запросто «перемахивают» через борт.

Вода на палубе в шторм. Фото: youtube.com

Сначала влага скапливается в ватервейсах (специальных желобах), а затем самотеком сливается наружу через шпигаты (от голландского spuiten и gat: «лить» + «отверстие»), находящиеся выше ватерлинии.

Якорей с цепями может быть несколько и все нужно промывать. Фото: youtube.com

Что касается якорной цепи, то она при отходе судна затягивается в клюз. Как раз туда и осуществляется подача воды для того, чтобы отмыть эти металлические элементы.

На крупных кораблях имеется система, специально приспособленная для закачивания забортной воды.

Лежа на дне (если долго), цепь и якорь «примагничивают» к себе микроорганизмы и грязь. Чтобы они не попадали в ящик для хранения, все промывается забортной жидкостью.

Охлаждение двигателя


Разумеется, морская вода для этого не подходит. Но она все-таки выполняет эту функцию, «работая» в наружном контуре и охлаждая чистую жидкость, которая проходит непосредственно в блоках силовой установки. Чтобы обеспечить регулярное понижение их температуры, забортную воду постоянно заменяют, сливая ее при сильном нагреве.
А вы что думаете о сливе воды?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Почему локомотив в середине поезда?

Почему локомотив в середине поезда?

Когда один локомотив прицепляют сзади, а другой впереди – такая картинка еще понятна. Получается, как у электрички: сначала она едет в одну сторону, а потом,...