Почему из отверстий в бортах корабля вытекает вода
Многие, разглядывая мощные сухогрузы, танкеры в порту, наверняка замечали, как из них вдруг ни с того, ни с сего, начинает литься вода. Причем из, видимо, специально проделанных отверстий. Что это и зачем?
Кто-то решает: так избавляются от воды, проникающей в трюмы из морей и океанов. У кого-то возникает мысль, что мы видим излишки после мытья палубы. Отчасти, верно, но все же далековато от истины: причина «исторжения» воды через борта совсем другая, и она не одна.
Он необходим современному судну для обеспечения его устойчивости в шторма, способности маневрировать, увеличения или уменьшения осадки. Если последняя будет чрезмерно велика, корабль не сможет заходить в некоторые порты. С другой стороны, отсутствие балласта приведет к тому, что у пустого судна винт и руль окажется над поверхностью воды. Соответственно управлять таким кораблем станет затруднительно.
В наше время эту роль играет забортная вода: внутри судна ее может быть от нескольких сотен литров до 130 тыс. тонн и более. Главный плюс такой дополнительной нагрузки – простая возможность увеличить или избавиться от нее в любой момент.
Управление балластом на современных судах происходит в автоматическом режиме. Как только корабль накренился, датчики подают сигнал, включаются насосы и тут же вода «перекочевывает» в нужное место, чтобы обеспечить устойчивость. «Командует» этим, довольно сложным, процессом бортовой компьютер. Закачивают воду в специальные отсеки, расположенные между трюмами и бортами.
Лишний балласт сливают, например, при погрузке или в случае посадки судна на мель. Причем, удаляют воду равномерно, чтобы корпус не кренился. Существует даже специальная международная конвенция по балласту. Согласно ей, его (с 2004 года) необходимо периодически менять, чтобы предотвратить распространение вредных микроорганизмов.
Ведь судно может пройти тысячи миль и слить в порту назначения (после разгрузки) с забортной водой нечто, способное повредить местную экосистему. Поэтому избавляться от такой воды разрешается где-то далеко в море. Например, если корабль плывет из Мурманск в Африку, балласт нужно постепенно заменять во время следования по маршруту.
Это еще пара причин, по которым мы видим потоки, вырывающиеся из бортов корабля. Вода может скапливаться на палубе после ее мойки, а также в результате прошедшего ливня или шторма, когда волны запросто «перемахивают» через борт.
Сначала влага скапливается в ватервейсах (специальных желобах), а затем самотеком сливается наружу через шпигаты (от голландского spuiten и gat: «лить» + «отверстие»), находящиеся выше ватерлинии.
Что касается якорной цепи, то она при отходе судна затягивается в клюз. Как раз туда и осуществляется подача воды для того, чтобы отмыть эти металлические элементы.
Лежа на дне (если долго), цепь и якорь «примагничивают» к себе микроорганизмы и грязь. Чтобы они не попадали в ящик для хранения, все промывается забортной жидкостью.
Разумеется, морская вода для этого не подходит. Но она все-таки выполняет эту функцию, «работая» в наружном контуре и охлаждая чистую жидкость, которая проходит непосредственно в блоках силовой установки. Чтобы обеспечить регулярное понижение их температуры, забортную воду постоянно заменяют, сливая ее при сильном нагреве.
Кто-то решает: так избавляются от воды, проникающей в трюмы из морей и океанов. У кого-то возникает мысль, что мы видим излишки после мытья палубы. Отчасти, верно, но все же далековато от истины: причина «исторжения» воды через борта совсем другая, и она не одна.
Балласт
Он необходим современному судну для обеспечения его устойчивости в шторма, способности маневрировать, увеличения или уменьшения осадки. Если последняя будет чрезмерно велика, корабль не сможет заходить в некоторые порты. С другой стороны, отсутствие балласта приведет к тому, что у пустого судна винт и руль окажется над поверхностью воды. Соответственно управлять таким кораблем станет затруднительно.
Примерно до 1880- года, когда широко стали распространяться суда с металлическим корпусом, в качестве балласта использовали песок, щебень, камни.
В наше время эту роль играет забортная вода: внутри судна ее может быть от нескольких сотен литров до 130 тыс. тонн и более. Главный плюс такой дополнительной нагрузки – простая возможность увеличить или избавиться от нее в любой момент.
Балласт помогал парусникам быть устойчивыми при огромной площади движителей. Фото: youtube.com
Управление балластом на современных судах происходит в автоматическом режиме. Как только корабль накренился, датчики подают сигнал, включаются насосы и тут же вода «перекочевывает» в нужное место, чтобы обеспечить устойчивость. «Командует» этим, довольно сложным, процессом бортовой компьютер. Закачивают воду в специальные отсеки, расположенные между трюмами и бортами.
Слив балластной воды в море. Фото: youtube.com
Лишний балласт сливают, например, при погрузке или в случае посадки судна на мель. Причем, удаляют воду равномерно, чтобы корпус не кренился. Существует даже специальная международная конвенция по балласту. Согласно ей, его (с 2004 года) необходимо периодически менять, чтобы предотвратить распространение вредных микроорганизмов.
Во время штормов волны заливают палубу морской водой
Ведь судно может пройти тысячи миль и слить в порту назначения (после разгрузки) с забортной водой нечто, способное повредить местную экосистему. Поэтому избавляться от такой воды разрешается где-то далеко в море. Например, если корабль плывет из Мурманск в Африку, балласт нужно постепенно заменять во время следования по маршруту.
Удаление влаги с палубы и очистка цепи
Это еще пара причин, по которым мы видим потоки, вырывающиеся из бортов корабля. Вода может скапливаться на палубе после ее мойки, а также в результате прошедшего ливня или шторма, когда волны запросто «перемахивают» через борт.
Вода на палубе в шторм. Фото: youtube.com
Сначала влага скапливается в ватервейсах (специальных желобах), а затем самотеком сливается наружу через шпигаты (от голландского spuiten и gat: «лить» + «отверстие»), находящиеся выше ватерлинии.
Якорей с цепями может быть несколько и все нужно промывать. Фото: youtube.com
Что касается якорной цепи, то она при отходе судна затягивается в клюз. Как раз туда и осуществляется подача воды для того, чтобы отмыть эти металлические элементы.
На крупных кораблях имеется система, специально приспособленная для закачивания забортной воды.
Лежа на дне (если долго), цепь и якорь «примагничивают» к себе микроорганизмы и грязь. Чтобы они не попадали в ящик для хранения, все промывается забортной жидкостью.
Охлаждение двигателя
Разумеется, морская вода для этого не подходит. Но она все-таки выполняет эту функцию, «работая» в наружном контуре и охлаждая чистую жидкость, которая проходит непосредственно в блоках силовой установки. Чтобы обеспечить регулярное понижение их температуры, забортную воду постоянно заменяют, сливая ее при сильном нагреве.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...