Почему из отверстий в бортах корабля вытекает вода
Многие, разглядывая мощные сухогрузы, танкеры в порту, наверняка замечали, как из них вдруг ни с того, ни с сего, начинает литься вода. Причем из, видимо, специально проделанных отверстий. Что это и зачем?
Кто-то решает: так избавляются от воды, проникающей в трюмы из морей и океанов. У кого-то возникает мысль, что мы видим излишки после мытья палубы. Отчасти, верно, но все же далековато от истины: причина «исторжения» воды через борта совсем другая, и она не одна.
Он необходим современному судну для обеспечения его устойчивости в шторма, способности маневрировать, увеличения или уменьшения осадки. Если последняя будет чрезмерно велика, корабль не сможет заходить в некоторые порты. С другой стороны, отсутствие балласта приведет к тому, что у пустого судна винт и руль окажется над поверхностью воды. Соответственно управлять таким кораблем станет затруднительно.
В наше время эту роль играет забортная вода: внутри судна ее может быть от нескольких сотен литров до 130 тыс. тонн и более. Главный плюс такой дополнительной нагрузки – простая возможность увеличить или избавиться от нее в любой момент.
Управление балластом на современных судах происходит в автоматическом режиме. Как только корабль накренился, датчики подают сигнал, включаются насосы и тут же вода «перекочевывает» в нужное место, чтобы обеспечить устойчивость. «Командует» этим, довольно сложным, процессом бортовой компьютер. Закачивают воду в специальные отсеки, расположенные между трюмами и бортами.
Лишний балласт сливают, например, при погрузке или в случае посадки судна на мель. Причем, удаляют воду равномерно, чтобы корпус не кренился. Существует даже специальная международная конвенция по балласту. Согласно ей, его (с 2004 года) необходимо периодически менять, чтобы предотвратить распространение вредных микроорганизмов.
Ведь судно может пройти тысячи миль и слить в порту назначения (после разгрузки) с забортной водой нечто, способное повредить местную экосистему. Поэтому избавляться от такой воды разрешается где-то далеко в море. Например, если корабль плывет из Мурманск в Африку, балласт нужно постепенно заменять во время следования по маршруту.
Это еще пара причин, по которым мы видим потоки, вырывающиеся из бортов корабля. Вода может скапливаться на палубе после ее мойки, а также в результате прошедшего ливня или шторма, когда волны запросто «перемахивают» через борт.
Сначала влага скапливается в ватервейсах (специальных желобах), а затем самотеком сливается наружу через шпигаты (от голландского spuiten и gat: «лить» + «отверстие»), находящиеся выше ватерлинии.
Что касается якорной цепи, то она при отходе судна затягивается в клюз. Как раз туда и осуществляется подача воды для того, чтобы отмыть эти металлические элементы.
Лежа на дне (если долго), цепь и якорь «примагничивают» к себе микроорганизмы и грязь. Чтобы они не попадали в ящик для хранения, все промывается забортной жидкостью.
Разумеется, морская вода для этого не подходит. Но она все-таки выполняет эту функцию, «работая» в наружном контуре и охлаждая чистую жидкость, которая проходит непосредственно в блоках силовой установки. Чтобы обеспечить регулярное понижение их температуры, забортную воду постоянно заменяют, сливая ее при сильном нагреве.
Кто-то решает: так избавляются от воды, проникающей в трюмы из морей и океанов. У кого-то возникает мысль, что мы видим излишки после мытья палубы. Отчасти, верно, но все же далековато от истины: причина «исторжения» воды через борта совсем другая, и она не одна.
Балласт
Он необходим современному судну для обеспечения его устойчивости в шторма, способности маневрировать, увеличения или уменьшения осадки. Если последняя будет чрезмерно велика, корабль не сможет заходить в некоторые порты. С другой стороны, отсутствие балласта приведет к тому, что у пустого судна винт и руль окажется над поверхностью воды. Соответственно управлять таким кораблем станет затруднительно.
Примерно до 1880- года, когда широко стали распространяться суда с металлическим корпусом, в качестве балласта использовали песок, щебень, камни.
В наше время эту роль играет забортная вода: внутри судна ее может быть от нескольких сотен литров до 130 тыс. тонн и более. Главный плюс такой дополнительной нагрузки – простая возможность увеличить или избавиться от нее в любой момент.
Балласт помогал парусникам быть устойчивыми при огромной площади движителей. Фото: youtube.com
Управление балластом на современных судах происходит в автоматическом режиме. Как только корабль накренился, датчики подают сигнал, включаются насосы и тут же вода «перекочевывает» в нужное место, чтобы обеспечить устойчивость. «Командует» этим, довольно сложным, процессом бортовой компьютер. Закачивают воду в специальные отсеки, расположенные между трюмами и бортами.
Слив балластной воды в море. Фото: youtube.com
Лишний балласт сливают, например, при погрузке или в случае посадки судна на мель. Причем, удаляют воду равномерно, чтобы корпус не кренился. Существует даже специальная международная конвенция по балласту. Согласно ей, его (с 2004 года) необходимо периодически менять, чтобы предотвратить распространение вредных микроорганизмов.
Во время штормов волны заливают палубу морской водой
Ведь судно может пройти тысячи миль и слить в порту назначения (после разгрузки) с забортной водой нечто, способное повредить местную экосистему. Поэтому избавляться от такой воды разрешается где-то далеко в море. Например, если корабль плывет из Мурманск в Африку, балласт нужно постепенно заменять во время следования по маршруту.
Удаление влаги с палубы и очистка цепи
Это еще пара причин, по которым мы видим потоки, вырывающиеся из бортов корабля. Вода может скапливаться на палубе после ее мойки, а также в результате прошедшего ливня или шторма, когда волны запросто «перемахивают» через борт.
Вода на палубе в шторм. Фото: youtube.com
Сначала влага скапливается в ватервейсах (специальных желобах), а затем самотеком сливается наружу через шпигаты (от голландского spuiten и gat: «лить» + «отверстие»), находящиеся выше ватерлинии.
Якорей с цепями может быть несколько и все нужно промывать. Фото: youtube.com
Что касается якорной цепи, то она при отходе судна затягивается в клюз. Как раз туда и осуществляется подача воды для того, чтобы отмыть эти металлические элементы.
На крупных кораблях имеется система, специально приспособленная для закачивания забортной воды.
Лежа на дне (если долго), цепь и якорь «примагничивают» к себе микроорганизмы и грязь. Чтобы они не попадали в ящик для хранения, все промывается забортной жидкостью.
Охлаждение двигателя
Разумеется, морская вода для этого не подходит. Но она все-таки выполняет эту функцию, «работая» в наружном контуре и охлаждая чистую жидкость, которая проходит непосредственно в блоках силовой установки. Чтобы обеспечить регулярное понижение их температуры, забортную воду постоянно заменяют, сливая ее при сильном нагреве.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Кузов УАЗ СГР глобально доработали – прощай, одна из основных проблем «Буханки»
Производитель обещает, что проблемы с кузовом УАЗ СГР уйдут в прошлое. Ведь штампы заменены новыми на 90%....
АВТОВАЗ начал промышленную сборку новейшей «Нивы»
Это не «светодиодные поворотники», а настоящее обновление. Уже известна дата поступления в продажу и обнародованы некоторые технические подробности....
Завершено строительство самого большого в мире подводного туннеля – это рекорд
И, не поверите, снова в Поднебесной. Все подробности об уникальном проекте, а главное, о рекордных сроках его реализации, читайте в нашем материале....
На КАМАЗе теперь можно будет ездить с правами категории «B»
Для этого появится новая модель. Она станет самой доступной в линейке. Уже известны первые технические подробности, а также ориентировочная дата выхода на...
Ан-72 – почему этот советский самолет такой странный
Авиация начала развиваться стремительными темпами еще во второй половине 1930-х годов. Особенно повлияла на этот процесс Вторая мировая война. Окончание...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Почему из отверстий в бортах корабля вытекает вода
Такая процедура необходима для любого современного судна. Причин на это множество: и о каждой из них мы расскажем далее....
Однотактный E-REX: 35 кг и 0,5 л объема выдают 120 л. с. мощности
ДВС многие прочат скорое забвение и полный переход на электрическую тягу. Однако, так считают далеко не все: ниже – подтверждение этому....
«Он улетел, но обещал вернуться» – или почему закрылся многообещающий авиационный проект
Речь о немецком стартапе Lilium, который уже в следующем году должен был начать поставки первых своих самолетов. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Полноприводный российский мотоцикл Скаут-5 – возрождение Иж возможно
Этот мотоцикл, как и все семейств «Скаут», делают в Ижевске. Только до полного цикла производства там еще далеко....
Как двигатель GTF от Pratt & Whitney оставил на земле сотни самолетов
Двигатель GTF от Pratt & Whitney стал одним из самых обсуждаемых в авиационной индустрии благодаря своим инновациям и проблемам. Разработанный для...
SSJ-100 New с российскими двигателями приступают к летным испытаниям
Сколько запланировано тестовых полетов и кого еще они должны заменить в отечественных авиакомпаниях, а также о намеченных объемах производства новых лайнеров –...
Правда об одном «китайце» – что случилось с Geely Tugella за два года
О надежности китайских автомобилей слагают легенды. При этом в них машины скорее не хвалят, а откровенно ругают. Впрочем, сколько людей – столько и мнений....
Почему локомотив в середине поезда?
Когда один локомотив прицепляют сзади, а другой впереди – такая картинка еще понятна. Получается, как у электрички: сначала она едет в одну сторону, а потом,...
Haven-1: США готовят к запуску первый модуль будущей станции
Мы уже рассказывали о планах России по созданию своей орбитальной станции (РОС). А что американцы делают в этом направлении?...
Россия разрабатывает стандарты для серийного выпуска дирижаблей
Это первая классификация такого типа в России. Стандарты охватят весь «жизненный цикл» дирижаблей и аэростатов....