
Пассажирский и грузовой локомотив – какая разница?
На железной дороге используется множество разновидностей локомотивов. Они отличаются по способу тяги (электрическая или тепловая) и предназначению. Кроме пассажирских и грузовых, существуют еще маневровые и универсальные машины.
Казалось бы: не все ли равно, что тащить локомотиву: вагоны с пассажирами или цистерны с нефтью? Оказывается, разница есть, хотя в любом правиле имеется исключение. Но давайте обо всем подробнее.
Первое внешнее отличие – количество секций: в данном случае она всего одна. И выполнена в виде цельнонесущего кузова, имеющего сложную конструкцию из поперечных, продольных металлических профилей, стержней. Снаружи все это прикрывается обшивкой. Роль силовой установки обычно играет дизель в 16 цилиндров, развивающий мощность в 4 тыс. «лошадей».
ТЭП70 – классический пассажирский односекционный тепловоз. Фото: youtube.com
Пассажирский локомотив изначально проектируется с расчетом на высокие динамические показатели. Скорость – 160 км/ч (этому в немалой степени способствуют колеса диаметром 1220 мм), нагрузка на рельсы от оси достигает 245 кН, а тяга в продолжительном режиме составляет от 130 до 180 кН (47-50 км/ч). Радиус прохождения поворотов равен 125 м. Классическим примером могут служить тепловозы ТЭП70, ТЭП70БС. Еще одна важная особенность пассажирского поезда заключается в наличии электропневматических тормозов.
Колеса большего диаметра, тормоза – пневматические. Фото: youtube.com
Не будем углубляться в их конструкцию, скажем лишь, что они работают одновременно на всех вагонах и локомотиве. Это позволяет при экстренном торможении сравнительно быстро остановиться всему поезду. Если взять обычные пневматические тормоза, то они действуют в два раза медленнее. Ну, и еще есть «мелкие бытовые» отличия в виде силовых кабелей, по которым вагоны снабжаются электричеством.
Делать это «не положено» даже в теории. Но на практике такое, хоть и редко, случается. Локомотив пассажирского поезда представляет собой по конструкции кузова единое целое. И поэтому не рассчитан на тяжеловесные вагоны, способные создавать продольно-динамическую «волну»: многие наверняка ее замечали, когда, например, поезд только начинает двигаться.
В кабине локомотива ТЭП70 – машинист несет ответственность за пассажиров. Фото: youtube.com
Большая масса состава создаст трудности при буксировке: общий вес пассажирских вагонов гораздо меньше. Увеличенный диаметр колес локомотива делает проблематичным даже съезд с места. В принципе, таскать грузовые вагоны пассажирской машине можно, если их масса не слишком велика.
У них более одной секции: две, три, а то и больше. Диаметр колес меньше и равен 1050 мм. Зато мощность силовой установки больше (как и осей) и доходит до 8 тыс. «лошадей». Нагрузку на рельсы такой тепловоз, благодаря увеличенному количеству колес, имеет почти такую же, что и пассажирский локомотив. Зато тяга находится в диапазоне от 250 до 300 кН (24-27 км/ч): это в среднем больше в два раза. Правда, конструкционная скорость меньше – до 100 км/ч. Но для грузового состава она не столь важна, как тяга.
ВЛ80 – грузовой локомотив с двумя секциями. Фото: youtube.com
Кузов имеет иную конструкцию: он съемный, рама – несущая, усиленная. Последняя особенно важна при начале движения: в этот момент происходит рывок, сильно нагружающий конструкцию корпуса. Тормоза – пневматические и замедление начинается «по цепочке»: сначала останавливается локомотив, потом, один за другим, вагоны. В качестве примера можно рассматривать марки 2ТЭ25КМ, 2М62 и другие.
Теоретически – да, но на практике так делается редко. Для этого локомотив должен иметь возможность подключения электрооборудования к вагонам. Второй момент – «либеральный» график. Если на перегоне нужно где-то «догнать» расписание, то на грузовом локомотиве с его небольшой скоростью сделать это будет сложно.
Двухсекционный грузовой локомотив тащит пассажирский состав. Фото: youtube.com
Зато есть плюс: при поломке силового агрегата в одной секции, состав можно будет дотащить на второй (такие случаи бывали). Масса пассажирских вагонов (их всегда меньше) в разы уступает грузовым. При необходимости (например, когда авария), 2М62 сможет перегнать и два состава с людьми.
Работу, связанную с управлением этими машинами, железнодорожники в шутку называют «элитной». В таких тепловозах одна кабина, кузов – капотного типа, съемный, рама несущая. Дизель по своей мощности уступает перечисленным выше: он развивает всего 1200 «лошадей». Однако маневровая машина способна в течение длительного времени обеспечивать тягу до 350 кН на скорости в 10 км/ч.
Маневровые ТЭМ2 зачастую можно видеть на крупных предприятиях. Фото: youtube.com
Тепловоз довольно юркий и маневровым его называют не зря, т. к. способен вписываться в кривые радиусом в 80 метров. При этом нагрузка на рельсы чуть меньше: до 220 кН. Это позволяет машине таскать составы на путях со слабой основой – например, на промышленных предприятиях. Зато скорость маневровый локомотив развивает такую же, что и «грузовики» – до 100 км/ч. Поэтому, в виде исключения, такие тепловозы иногда таскают вагоны на дальние расстояния, но только на участках, где нет жесткого графика, и если масса состава не превышает эксплуатационные допуски. В Росси маневровые тепловозы носят марку ЧМЭЗ, ТЭМ18Д, ТЭМ2 и т. п.
В их названии все сказано: они предназначены для вождения как пассажирских, так и грузовых вагонов. А кроме того, способны выполнять маневровые работы. На российских железных дорогах ныне используется только одна серия универсальных машин.
М62 – универсальная машина. Фото: youtube.com
Это М62 и ее модернизированный вариант ДМ62.Технические характеристики у них, по сравнению с вышеописанными тепловозами, усредненные.
Мощность двигателя, например, 2 тыс. л. с., тормозная система – точно такая же, как у пассажирских машин.
Здесь отличия примерно такие же, что и для локомотивов, работающих на дизельном топливе. Тяговый редуктор, точнее, его передаточное соотношение, у грузовых локомотивов больше, чем у пассажирских. Универсальные электровозы имею усредненное значение. Редуктор здесь играет ту же роль, что и коробка передач на автомобиле. Как и у тепловозов, усиленная рама характерна для грузовых локомотивов. Пассажирские отличаются системой электроснабжения, чтобы, например, открывать двери одновременно во всех вагонах электрички, иметь связь машиниста с перевозимыми людьми.
ЧС200, в соответствии со своим названием, развивает 200 км/ч. Фото: youtube.com
Из грузовых локомотивов, работающих от контактной сети, можно выделить ВЛ80С, пассажирских – ЧС200, ЧС7. Среди универсальных локомотивов – Re-420 производства Швейцарии. Ранее маневровые машины делали только на дизельной тяге. Но сегодня стали появляться исключения. Примером может служить российский гибрид ЭМКА2, прототип которого впервые был показа на выставке «PRO//Движение.Экспо» в 2023 году. Внешне машина похожа на серийный ТЭМ23: отличие заключается в токосъемнике на кабине.
Аккумуляторы разрабатывал столичный «Техноспарк», собирали новинку в Новочеркасске на заводе. Энергию маневровый электровоз получает через контактную сеть или батареи. В последнем случае запас хода с поездом массой до 2 тыс. тонн составит 14 км. Мощность тяговых электродвигателей достигает 500 кВт, из которых 300 приходится на аккумуляторы. Средняя скорость ЭМКА2 – 90 км/ч. Прогресс движется вперед и теперь локомотивы «на батарейках» – уже не новость.
Казалось бы: не все ли равно, что тащить локомотиву: вагоны с пассажирами или цистерны с нефтью? Оказывается, разница есть, хотя в любом правиле имеется исключение. Но давайте обо всем подробнее.
Пассажирские тепловозы
Первое внешнее отличие – количество секций: в данном случае она всего одна. И выполнена в виде цельнонесущего кузова, имеющего сложную конструкцию из поперечных, продольных металлических профилей, стержней. Снаружи все это прикрывается обшивкой. Роль силовой установки обычно играет дизель в 16 цилиндров, развивающий мощность в 4 тыс. «лошадей».

Пассажирский локомотив изначально проектируется с расчетом на высокие динамические показатели. Скорость – 160 км/ч (этому в немалой степени способствуют колеса диаметром 1220 мм), нагрузка на рельсы от оси достигает 245 кН, а тяга в продолжительном режиме составляет от 130 до 180 кН (47-50 км/ч). Радиус прохождения поворотов равен 125 м. Классическим примером могут служить тепловозы ТЭП70, ТЭП70БС. Еще одна важная особенность пассажирского поезда заключается в наличии электропневматических тормозов.

Не будем углубляться в их конструкцию, скажем лишь, что они работают одновременно на всех вагонах и локомотиве. Это позволяет при экстренном торможении сравнительно быстро остановиться всему поезду. Если взять обычные пневматические тормоза, то они действуют в два раза медленнее. Ну, и еще есть «мелкие бытовые» отличия в виде силовых кабелей, по которым вагоны снабжаются электричеством.
А если к пассажирскому тепловозу прицепить грузовой состав?
Делать это «не положено» даже в теории. Но на практике такое, хоть и редко, случается. Локомотив пассажирского поезда представляет собой по конструкции кузова единое целое. И поэтому не рассчитан на тяжеловесные вагоны, способные создавать продольно-динамическую «волну»: многие наверняка ее замечали, когда, например, поезд только начинает двигаться.

Большая масса состава создаст трудности при буксировке: общий вес пассажирских вагонов гораздо меньше. Увеличенный диаметр колес локомотива делает проблематичным даже съезд с места. В принципе, таскать грузовые вагоны пассажирской машине можно, если их масса не слишком велика.
Грузовые тепловозы
У них более одной секции: две, три, а то и больше. Диаметр колес меньше и равен 1050 мм. Зато мощность силовой установки больше (как и осей) и доходит до 8 тыс. «лошадей». Нагрузку на рельсы такой тепловоз, благодаря увеличенному количеству колес, имеет почти такую же, что и пассажирский локомотив. Зато тяга находится в диапазоне от 250 до 300 кН (24-27 км/ч): это в среднем больше в два раза. Правда, конструкционная скорость меньше – до 100 км/ч. Но для грузового состава она не столь важна, как тяга.

Кузов имеет иную конструкцию: он съемный, рама – несущая, усиленная. Последняя особенно важна при начале движения: в этот момент происходит рывок, сильно нагружающий конструкцию корпуса. Тормоза – пневматические и замедление начинается «по цепочке»: сначала останавливается локомотив, потом, один за другим, вагоны. В качестве примера можно рассматривать марки 2ТЭ25КМ, 2М62 и другие.
Можно ли тянуть пассажирские вагоны грузовым тепловозом?
Теоретически – да, но на практике так делается редко. Для этого локомотив должен иметь возможность подключения электрооборудования к вагонам. Второй момент – «либеральный» график. Если на перегоне нужно где-то «догнать» расписание, то на грузовом локомотиве с его небольшой скоростью сделать это будет сложно.

Зато есть плюс: при поломке силового агрегата в одной секции, состав можно будет дотащить на второй (такие случаи бывали). Масса пассажирских вагонов (их всегда меньше) в разы уступает грузовым. При необходимости (например, когда авария), 2М62 сможет перегнать и два состава с людьми.
Маневровые локомотивы
Работу, связанную с управлением этими машинами, железнодорожники в шутку называют «элитной». В таких тепловозах одна кабина, кузов – капотного типа, съемный, рама несущая. Дизель по своей мощности уступает перечисленным выше: он развивает всего 1200 «лошадей». Однако маневровая машина способна в течение длительного времени обеспечивать тягу до 350 кН на скорости в 10 км/ч.

Тепловоз довольно юркий и маневровым его называют не зря, т. к. способен вписываться в кривые радиусом в 80 метров. При этом нагрузка на рельсы чуть меньше: до 220 кН. Это позволяет машине таскать составы на путях со слабой основой – например, на промышленных предприятиях. Зато скорость маневровый локомотив развивает такую же, что и «грузовики» – до 100 км/ч. Поэтому, в виде исключения, такие тепловозы иногда таскают вагоны на дальние расстояния, но только на участках, где нет жесткого графика, и если масса состава не превышает эксплуатационные допуски. В Росси маневровые тепловозы носят марку ЧМЭЗ, ТЭМ18Д, ТЭМ2 и т. п.
Универсальные локомотивы
В их названии все сказано: они предназначены для вождения как пассажирских, так и грузовых вагонов. А кроме того, способны выполнять маневровые работы. На российских железных дорогах ныне используется только одна серия универсальных машин.

Это М62 и ее модернизированный вариант ДМ62.Технические характеристики у них, по сравнению с вышеописанными тепловозами, усредненные.
Когда-то грузопассажирский ДМ62 таскал состав БЖРК с ядерными ракетами.
Мощность двигателя, например, 2 тыс. л. с., тормозная система – точно такая же, как у пассажирских машин.
А что же электровозы?
Здесь отличия примерно такие же, что и для локомотивов, работающих на дизельном топливе. Тяговый редуктор, точнее, его передаточное соотношение, у грузовых локомотивов больше, чем у пассажирских. Универсальные электровозы имею усредненное значение. Редуктор здесь играет ту же роль, что и коробка передач на автомобиле. Как и у тепловозов, усиленная рама характерна для грузовых локомотивов. Пассажирские отличаются системой электроснабжения, чтобы, например, открывать двери одновременно во всех вагонах электрички, иметь связь машиниста с перевозимыми людьми.

Из грузовых локомотивов, работающих от контактной сети, можно выделить ВЛ80С, пассажирских – ЧС200, ЧС7. Среди универсальных локомотивов – Re-420 производства Швейцарии. Ранее маневровые машины делали только на дизельной тяге. Но сегодня стали появляться исключения. Примером может служить российский гибрид ЭМКА2, прототип которого впервые был показа на выставке «PRO//Движение.Экспо» в 2023 году. Внешне машина похожа на серийный ТЭМ23: отличие заключается в токосъемнике на кабине.
Тестирование первого российского маневрового гибрида ЭМКА2
Аккумуляторы разрабатывал столичный «Техноспарк», собирали новинку в Новочеркасске на заводе. Энергию маневровый электровоз получает через контактную сеть или батареи. В последнем случае запас хода с поездом массой до 2 тыс. тонн составит 14 км. Мощность тяговых электродвигателей достигает 500 кВт, из которых 300 приходится на аккумуляторы. Средняя скорость ЭМКА2 – 90 км/ч. Прогресс движется вперед и теперь локомотивы «на батарейках» – уже не новость.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....