Электрокары: перегрев и замерзание АКБ – как избежать этого и зачем
Минусы серийных электрокаров общеизвестны: относительно малый срок службы аккумуляторов и долгая их зарядка. Сегодня ученые, инженеры, конструкторы ищут все новые способы накопления энергии, разрабатывают сложные системы для быстрого восстановления емкости АКБ.
А между тем, вышеперечисленные недостатки можно свести к минимуму, если «всего лишь» обеспечить правильный температурный режим батарей. Его соблюдение важно не только при поездке, но и зарядке.
В большинстве выпускаемых ныне электрокаров применяются литий-ионные аккумуляторы. Несмотря на все свои достоинства, батареи отличаются «капризным характером». При температуре ниже -10°С электролит в них загустевает, что приводит к увеличению вязкости и снижению проводимости. Скорость зарядки падает, аккумулятор «неохотно» отдает энергию, растрачивая ее на себя.
Но и перегрев ничем не лучше: тут даже наоборот, все серьезнее. Увеличение температуры выше критической (+80°С) чревато самовоспламенением АКБ. Например, если машина долго стоит под солнечными лучами, батарея может нагреться до +50°С. Наилучший вариант – диапазон от +20°С до +30°С. Производители знают об этом и предпринимают меры. Как сегодня оптимизируется температура аккумуляторов электромобилей?
Относится к бюджетному решению, использовался, например, на серийных машинах Nissan Leaf. В них аккумуляторный отсек находится под днищем и при езде обдувается воздухом. Но это охлаждение, а как же прогрев? Да никак. Тут уже поле деятельности для «самодельщиков». Например, в РФ, с ее морозами, чтобы повысить температуру АКБ при пуске, защитный кожух отсека опутывают т. н. греющим кабелем, к которому подключают вилку и выводят в зарядный лючок.
Остается присоединить удлинитель и вставить штепсель в розетку, если она, конечно, есть. От перегрева АКБ защищает электроника: в случае превышения критической температуры ЭБУ просто прекращает зарядку.
Более эффективное, если сравнивать с воздушным. Здесь чаще всего задействуется климатическая система электромобиля, которая отвечает за температурное регулирование всех узлов и агрегатов, а также микроклимат в салоне. Внутри силовой батареи имеются трубки, по которым и циркулирует охлаждающая жидкость. Забираемое тепло передается воздуху через радиатор. В этом разделе уместно упомянуть об еще одном способе понижения температуры АКБ.
Речь идет о т. н. иммерсионном охлаждении. Это инновационная технология, смысл которой – покрытие корпуса аккумуляторов диэлектрическим гелем MIVOLT, используемым, как изоляционный материал в иных сферах. Это простой, недорогой и доступный метод, подходящий, например, для электрокаров, где батареи охлаждаются низкоэффективным воздушным способом. Разработки в этом направлении ведет английская компания Ricardo.
Здесь внутрь тягового аккумулятора интегрируется испаритель с расширительным клапаном. Тепло отводит хладагент (фреон, например), используемый в системе кондиционирования электромобиля. Данный способ, пожалуй, наиболее сложный, и ведет к удорожанию самого автомобиля.
Поэтому сегодня производители предпочитают применять объединенные системы, позволяющие поддерживать нужную температуру, то повышая, то понижая ее. В один общий контур включают микроклимат в салоне, охлаждение и нагрев узлов электрокара, а также его аккумулятора. При этом используются возможности кондиционера и теплового насоса.
Очевидно, что оптимальную температуру АКБ сможет поддерживать только активная система терморегуляции. Именно она снижает нагрев батареи при быстрой зарядке, увеличивает температуру, когда за бортом – морозы. И то, и другое важно для суровых климатических условий РФ.
А между тем, вышеперечисленные недостатки можно свести к минимуму, если «всего лишь» обеспечить правильный температурный режим батарей. Его соблюдение важно не только при поездке, но и зарядке.
Нагрев и охлаждение
В большинстве выпускаемых ныне электрокаров применяются литий-ионные аккумуляторы. Несмотря на все свои достоинства, батареи отличаются «капризным характером». При температуре ниже -10°С электролит в них загустевает, что приводит к увеличению вязкости и снижению проводимости. Скорость зарядки падает, аккумулятор «неохотно» отдает энергию, растрачивая ее на себя.
В КНР научились очень быстро заменять АКБ: достаточно заехать на эстакаду. Фото: youtube.com
Но и перегрев ничем не лучше: тут даже наоборот, все серьезнее. Увеличение температуры выше критической (+80°С) чревато самовоспламенением АКБ. Например, если машина долго стоит под солнечными лучами, батарея может нагреться до +50°С. Наилучший вариант – диапазон от +20°С до +30°С. Производители знают об этом и предпринимают меры. Как сегодня оптимизируется температура аккумуляторов электромобилей?
Воздушное охлаждение
Относится к бюджетному решению, использовался, например, на серийных машинах Nissan Leaf. В них аккумуляторный отсек находится под днищем и при езде обдувается воздухом. Но это охлаждение, а как же прогрев? Да никак. Тут уже поле деятельности для «самодельщиков». Например, в РФ, с ее морозами, чтобы повысить температуру АКБ при пуске, защитный кожух отсека опутывают т. н. греющим кабелем, к которому подключают вилку и выводят в зарядный лючок.
Самодельный подогрев АКБ саморегулирующим кабелем (Nissan Leaf ZE1). Фото: youtube.com
Остается присоединить удлинитель и вставить штепсель в розетку, если она, конечно, есть. От перегрева АКБ защищает электроника: в случае превышения критической температуры ЭБУ просто прекращает зарядку.
Жидкостное охлаждение
Более эффективное, если сравнивать с воздушным. Здесь чаще всего задействуется климатическая система электромобиля, которая отвечает за температурное регулирование всех узлов и агрегатов, а также микроклимат в салоне. Внутри силовой батареи имеются трубки, по которым и циркулирует охлаждающая жидкость. Забираемое тепло передается воздуху через радиатор. В этом разделе уместно упомянуть об еще одном способе понижения температуры АКБ.
Частое использование быстрой зарядки сокращает ресурс аккумулятора. Фото: youtube.com
Речь идет о т. н. иммерсионном охлаждении. Это инновационная технология, смысл которой – покрытие корпуса аккумуляторов диэлектрическим гелем MIVOLT, используемым, как изоляционный материал в иных сферах. Это простой, недорогой и доступный метод, подходящий, например, для электрокаров, где батареи охлаждаются низкоэффективным воздушным способом. Разработки в этом направлении ведет английская компания Ricardo.
Прямое охлаждение
Здесь внутрь тягового аккумулятора интегрируется испаритель с расширительным клапаном. Тепло отводит хладагент (фреон, например), используемый в системе кондиционирования электромобиля. Данный способ, пожалуй, наиболее сложный, и ведет к удорожанию самого автомобиля.
Группе голландских студентов из Eindhoven University of Technology удалось подвести хладагент к каждой ячейке АКБ на 29,9 кВт*ч гоночного болида. Это позволило снизить выделение тепла при быстрой зарядке, время которой сократилось до 3 мин. 56 сек.
Поэтому сегодня производители предпочитают применять объединенные системы, позволяющие поддерживать нужную температуру, то повышая, то понижая ее. В один общий контур включают микроклимат в салоне, охлаждение и нагрев узлов электрокара, а также его аккумулятора. При этом используются возможности кондиционера и теплового насоса.
Как правильно заряжать Evolute i-Joy
Очевидно, что оптимальную температуру АКБ сможет поддерживать только активная система терморегуляции. Именно она снижает нагрев батареи при быстрой зарядке, увеличивает температуру, когда за бортом – морозы. И то, и другое важно для суровых климатических условий РФ.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...