
Электрокары: перегрев и замерзание АКБ – как избежать этого и зачем
Минусы серийных электрокаров общеизвестны: относительно малый срок службы аккумуляторов и долгая их зарядка. Сегодня ученые, инженеры, конструкторы ищут все новые способы накопления энергии, разрабатывают сложные системы для быстрого восстановления емкости АКБ.
А между тем, вышеперечисленные недостатки можно свести к минимуму, если «всего лишь» обеспечить правильный температурный режим батарей. Его соблюдение важно не только при поездке, но и зарядке.
В большинстве выпускаемых ныне электрокаров применяются литий-ионные аккумуляторы. Несмотря на все свои достоинства, батареи отличаются «капризным характером». При температуре ниже -10°С электролит в них загустевает, что приводит к увеличению вязкости и снижению проводимости. Скорость зарядки падает, аккумулятор «неохотно» отдает энергию, растрачивая ее на себя.
В КНР научились очень быстро заменять АКБ: достаточно заехать на эстакаду. Фото: youtube.com
Но и перегрев ничем не лучше: тут даже наоборот, все серьезнее. Увеличение температуры выше критической (+80°С) чревато самовоспламенением АКБ. Например, если машина долго стоит под солнечными лучами, батарея может нагреться до +50°С. Наилучший вариант – диапазон от +20°С до +30°С. Производители знают об этом и предпринимают меры. Как сегодня оптимизируется температура аккумуляторов электромобилей?
Относится к бюджетному решению, использовался, например, на серийных машинах Nissan Leaf. В них аккумуляторный отсек находится под днищем и при езде обдувается воздухом. Но это охлаждение, а как же прогрев? Да никак. Тут уже поле деятельности для «самодельщиков». Например, в РФ, с ее морозами, чтобы повысить температуру АКБ при пуске, защитный кожух отсека опутывают т. н. греющим кабелем, к которому подключают вилку и выводят в зарядный лючок.
Самодельный подогрев АКБ саморегулирующим кабелем (Nissan Leaf ZE1). Фото: youtube.com
Остается присоединить удлинитель и вставить штепсель в розетку, если она, конечно, есть. От перегрева АКБ защищает электроника: в случае превышения критической температуры ЭБУ просто прекращает зарядку.
Более эффективное, если сравнивать с воздушным. Здесь чаще всего задействуется климатическая система электромобиля, которая отвечает за температурное регулирование всех узлов и агрегатов, а также микроклимат в салоне. Внутри силовой батареи имеются трубки, по которым и циркулирует охлаждающая жидкость. Забираемое тепло передается воздуху через радиатор. В этом разделе уместно упомянуть об еще одном способе понижения температуры АКБ.
Частое использование быстрой зарядки сокращает ресурс аккумулятора. Фото: youtube.com
Речь идет о т. н. иммерсионном охлаждении. Это инновационная технология, смысл которой – покрытие корпуса аккумуляторов диэлектрическим гелем MIVOLT, используемым, как изоляционный материал в иных сферах. Это простой, недорогой и доступный метод, подходящий, например, для электрокаров, где батареи охлаждаются низкоэффективным воздушным способом. Разработки в этом направлении ведет английская компания Ricardo.
Здесь внутрь тягового аккумулятора интегрируется испаритель с расширительным клапаном. Тепло отводит хладагент (фреон, например), используемый в системе кондиционирования электромобиля. Данный способ, пожалуй, наиболее сложный, и ведет к удорожанию самого автомобиля.
Поэтому сегодня производители предпочитают применять объединенные системы, позволяющие поддерживать нужную температуру, то повышая, то понижая ее. В один общий контур включают микроклимат в салоне, охлаждение и нагрев узлов электрокара, а также его аккумулятора. При этом используются возможности кондиционера и теплового насоса.
Очевидно, что оптимальную температуру АКБ сможет поддерживать только активная система терморегуляции. Именно она снижает нагрев батареи при быстрой зарядке, увеличивает температуру, когда за бортом – морозы. И то, и другое важно для суровых климатических условий РФ.
А между тем, вышеперечисленные недостатки можно свести к минимуму, если «всего лишь» обеспечить правильный температурный режим батарей. Его соблюдение важно не только при поездке, но и зарядке.
Нагрев и охлаждение
В большинстве выпускаемых ныне электрокаров применяются литий-ионные аккумуляторы. Несмотря на все свои достоинства, батареи отличаются «капризным характером». При температуре ниже -10°С электролит в них загустевает, что приводит к увеличению вязкости и снижению проводимости. Скорость зарядки падает, аккумулятор «неохотно» отдает энергию, растрачивая ее на себя.

Но и перегрев ничем не лучше: тут даже наоборот, все серьезнее. Увеличение температуры выше критической (+80°С) чревато самовоспламенением АКБ. Например, если машина долго стоит под солнечными лучами, батарея может нагреться до +50°С. Наилучший вариант – диапазон от +20°С до +30°С. Производители знают об этом и предпринимают меры. Как сегодня оптимизируется температура аккумуляторов электромобилей?
Воздушное охлаждение
Относится к бюджетному решению, использовался, например, на серийных машинах Nissan Leaf. В них аккумуляторный отсек находится под днищем и при езде обдувается воздухом. Но это охлаждение, а как же прогрев? Да никак. Тут уже поле деятельности для «самодельщиков». Например, в РФ, с ее морозами, чтобы повысить температуру АКБ при пуске, защитный кожух отсека опутывают т. н. греющим кабелем, к которому подключают вилку и выводят в зарядный лючок.

Остается присоединить удлинитель и вставить штепсель в розетку, если она, конечно, есть. От перегрева АКБ защищает электроника: в случае превышения критической температуры ЭБУ просто прекращает зарядку.
Жидкостное охлаждение
Более эффективное, если сравнивать с воздушным. Здесь чаще всего задействуется климатическая система электромобиля, которая отвечает за температурное регулирование всех узлов и агрегатов, а также микроклимат в салоне. Внутри силовой батареи имеются трубки, по которым и циркулирует охлаждающая жидкость. Забираемое тепло передается воздуху через радиатор. В этом разделе уместно упомянуть об еще одном способе понижения температуры АКБ.

Речь идет о т. н. иммерсионном охлаждении. Это инновационная технология, смысл которой – покрытие корпуса аккумуляторов диэлектрическим гелем MIVOLT, используемым, как изоляционный материал в иных сферах. Это простой, недорогой и доступный метод, подходящий, например, для электрокаров, где батареи охлаждаются низкоэффективным воздушным способом. Разработки в этом направлении ведет английская компания Ricardo.
Прямое охлаждение
Здесь внутрь тягового аккумулятора интегрируется испаритель с расширительным клапаном. Тепло отводит хладагент (фреон, например), используемый в системе кондиционирования электромобиля. Данный способ, пожалуй, наиболее сложный, и ведет к удорожанию самого автомобиля.
Группе голландских студентов из Eindhoven University of Technology удалось подвести хладагент к каждой ячейке АКБ на 29,9 кВт*ч гоночного болида. Это позволило снизить выделение тепла при быстрой зарядке, время которой сократилось до 3 мин. 56 сек.
Поэтому сегодня производители предпочитают применять объединенные системы, позволяющие поддерживать нужную температуру, то повышая, то понижая ее. В один общий контур включают микроклимат в салоне, охлаждение и нагрев узлов электрокара, а также его аккумулятора. При этом используются возможности кондиционера и теплового насоса.
Как правильно заряжать Evolute i-Joy
Очевидно, что оптимальную температуру АКБ сможет поддерживать только активная система терморегуляции. Именно она снижает нагрев батареи при быстрой зарядке, увеличивает температуру, когда за бортом – морозы. И то, и другое важно для суровых климатических условий РФ.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....