Вода в баке: откуда берется и как от нее избавиться
Сразу скажем, хотя и прозвучит это несколько странно: вода в топливном баке – явление, избежать которого на 100% невозможно. Даже если изначально емкость абсолютно сухая, рано или поздно эта жидкость появится. Все дело в том, сколько ее там.
Наиболее «продвинутые» владельцы самых современных авто возразят: существует EVAP, улавливающая пары бензина и предполагающая герметичность топливной системы. Однако это не совсем верно. Воздух все равно попадает внутрь: например, через клапан адсорбера или такое же устройство в крышке бензобака.
Система EVAP не может гарантировать абсолютную изоляцию топливопроводов от влияния внешней среды. Да говорить об этом просто смешно: в емкость с топливом воздух проникает в момент, когда вы отворачиваете крышку бака на АЗС.
Можно спорить, вредно или нет для автомобиля, когда его топливный резервуар постоянно заполняется «под завязку». Однако, если вы частенько ездите с полупустым баком, вероятность образования капелек на внутренней свободной поверхности металлической емкости резко возрастает. Это и есть конденсат, который впоследствии оседает на дне, т. к. вода тяжелее топлива.
В конце концов, жидкость по магистралям приближается к рампе и попадает в цилиндры. Отсюда – плохой пуск двигателя, его «чихание» и «пыхтение». Но все это характерно для автомобилей с большим пробегом, у которых бензобак никогда не чистился с момента установки его на заводе. В авто, за которым следят и вовремя удаляют влагу (об этом – чуть позже) количество конденсата слишком мало, чтобы он принес какие-то проблемы для ДВС.
Когда-то автор этих строк утверждал (в шутку, конечно), что идеальный способ заправиться качественным топливом – сделать это прямо на нефтеперекачивающем заводе. И доля правды тут есть. Дело в том, что пока горючее довезут до АЗС, воздух вместе с влагой наверняка попадет в цистерну. Да и на самой заправке топливо хранится в больших металлических резервуарах, закопанных в землю. Конечно, на АЗС есть свои системы очистки, инструкции по содержанию хранилищ: только выполняются ли эти правила – большой вопрос. Пожалуй, недобросовестные продавцы даже лучшие, по сравнению с конденсатом, «поставщики» воды в бак вашего автомобиля.
И еще один способ попадания влаги – «естественный»: в открытую горловину могут залететь снежинки или дождь, капельки тумана. В общем, вода в баке есть всегда, и автоконструкторы об этом прекрасно осведомлены.
С первым разобраться сложнее. Выявить проблему можно по отсутствию давления в топливной системе (рампе). Это говорит о том, что где-то лед забил трубки. Машину нужно отогреть. Лучший вариант – добираться до отапливаемого гаража и уже там удалять влагу из бака, а не только оттаивать магистрали. Иначе на следующий день все повторится снова.
Коррозия – еще одна беда, которую приносит с собой конденсат. В первую очередь, она вредит форсункам. А если это авто с непосредственным впрыском, то еще и ТНВД. Все это совсем недешевые детали. И дело не в ржавлении, а забивании продуктами коррозии. В таких случаях замена насоса бессмысленна: надо прочищать всю магистраль. Образующиеся частицы ржавчины, как магниты, притягивают к себе другую грязь.
Рассчитывать на то, что эти элементы коррозии когда-нибудь сгорят вместе с бензином или соляркой, не приходится. Вся грязь оседает на дно бака вместе с водой. Попытки «прохватить» по трассе с кочками, чтобы все это «взболтнуть» тоже результата не дадут: разве что подвеска пострадает. Теоретически можно перемешать всю эту «бурду» на крутых виражах. Но такой метод вряд ли кому придет в голову применять. Многие при обнаружении сильной ржавчины в баке просто заменяют его.
Самый распространенный способ – приобрести в автомагазине удалитель влаги и залить его в бак. Что собой представляет этот химикат? По сути, речь идет о смеси спирта с преобразователем ржавчины. Задача состава – превратить влагу в такое вещество, которое сгорит вместе с топливом в цилиндрах двигателя. Ингибитор нужен для того, чтобы не «провоцировать» спирт на образование новых очагов коррозии, что он делает еще лучше воды. Вроде, все просто и понятно.
Однако, тут, как и везде, существуют свои «но». Описываемое средство идеально подходит для профилактических целей. Периодическая его (особенно с наступлением холодов) заливка в бак – хорошая привычка, если она без «фанатизма». Но для «лечения» застарелой «болезни» такое средство уже не подойдет. Сколько воды может связать один флакончик со стандартным объемом 330-350 мл? Примерно 30-35 мл (10%) воды. А в баке может плескаться пол-литра и даже больше. Также, если в магистралях уже сформировались кристаллы льда, лить средство бесполезно.
Их полно в интернете. Одни советуют высосать остатки бензина вместе с водой через шланг. В принципе, такое возможно, если нет фильтрационных сеток. Только как быть с частицами ржавчины, если они уже образовались и осели на дно? То же самое можно сказать об идее откачать содержимое бензонасосом, предварительно сняв его и подсоединив к аккумулятору напрямую. Вряд ли удастся забраться во все укромные уголки бензобака: что-то наверняка останется. Иногда вообще натыкаешься на полный абсурд: типа, в жару, если ездить с открытым баком, все само испарится.
Бензин легче воды и всегда находится сверху. Ну, если только подождать, пока сначала топливо изъездится, а потом то, что внизу, высохнет само собой. Так себе идейка… И уж совсем непонятно предложение залить в бак бутылку водки, в которой воды больше, чем спирта. Вот его можно: не более 0,4 л на сорокалитровый бак. Но не забывайте (см. выше) что эта жидкость способствует коррозии и применять ее регулярно крайне не рекомендуется.
Как ни странно, но с ним дело обстоит проще. В моторах этого типа проникновение воды в топливную систему приведет к еще большим расходам, т. к. ТНВД и форсунки данную жидкость не «воспринимают» в принципе и быстро выходят из строя.
Как раз в силу этой причины на дизелях устанавливают фильтры-отстойники. На приборной панели имеется индикатор, который при наполнении этой емкости водой выдает соответствующий сигнал. Нужно слить воду с отстойника и высушить его: т. е. контроль за влагой в топливной системе заложен с завода.
Идеальный способ избавиться от воды в баке только один: демонтаж емкости и ее выпаривание с последующей просушкой. О процедуре чистки бака подробно можно прочитать в том же интернете.
Не стоит без надобности открывать крышку топливной емкости. Делать это нужно в двух случаях: при доливке горючего и добавления профессиональных средств: например, для удаления влаги или чистки форсунок. Вспомните: еще недавно лючки баков были запираемыми, с ключами. Сегодня об этом как-то забыли. А зря! Если машина хранится во дворе, не исключено, что найдутся «шутники-экспериментаторы», которые плесканут в бак водички. Или недоброжелатели, жаждущие влить что-нибудь «поинтереснее».
Еще один момент: старайтесь не заправляться во время сильного дождя, тумана, снегопада. Держите бак полным: тогда конденсату негде будет образовываться. С наступлением холодов заливайте профилактику – влагоудалитель. Не забывайте: для дизельных и бензиновых двигателей продают разные средства.
Наиболее «продвинутые» владельцы самых современных авто возразят: существует EVAP, улавливающая пары бензина и предполагающая герметичность топливной системы. Однако это не совсем верно. Воздух все равно попадает внутрь: например, через клапан адсорбера или такое же устройство в крышке бензобака.
Место нахождения адсорбера (ВАЗ 2113-2115). Фото: youtube.com
Система EVAP не может гарантировать абсолютную изоляцию топливопроводов от влияния внешней среды. Да говорить об этом просто смешно: в емкость с топливом воздух проникает в момент, когда вы отворачиваете крышку бака на АЗС.
Конденсат
Можно спорить, вредно или нет для автомобиля, когда его топливный резервуар постоянно заполняется «под завязку». Однако, если вы частенько ездите с полупустым баком, вероятность образования капелек на внутренней свободной поверхности металлической емкости резко возрастает. Это и есть конденсат, который впоследствии оседает на дне, т. к. вода тяжелее топлива.
Бак в разрезе: на стенках видны капли конденсата. Фото: youtube.com
В конце концов, жидкость по магистралям приближается к рампе и попадает в цилиндры. Отсюда – плохой пуск двигателя, его «чихание» и «пыхтение». Но все это характерно для автомобилей с большим пробегом, у которых бензобак никогда не чистился с момента установки его на заводе. В авто, за которым следят и вовремя удаляют влагу (об этом – чуть позже) количество конденсата слишком мало, чтобы он принес какие-то проблемы для ДВС.
Качество топлива
Когда-то автор этих строк утверждал (в шутку, конечно), что идеальный способ заправиться качественным топливом – сделать это прямо на нефтеперекачивающем заводе. И доля правды тут есть. Дело в том, что пока горючее довезут до АЗС, воздух вместе с влагой наверняка попадет в цистерну. Да и на самой заправке топливо хранится в больших металлических резервуарах, закопанных в землю. Конечно, на АЗС есть свои системы очистки, инструкции по содержанию хранилищ: только выполняются ли эти правила – большой вопрос. Пожалуй, недобросовестные продавцы даже лучшие, по сравнению с конденсатом, «поставщики» воды в бак вашего автомобиля.
Путь топлива до АЗС может быть долгим. Фото: youtube.com
И еще один способ попадания влаги – «естественный»: в открытую горловину могут залететь снежинки или дождь, капельки тумана. В общем, вода в баке есть всегда, и автоконструкторы об этом прекрасно осведомлены.
Лед, коррозия и мусор
С первым разобраться сложнее. Выявить проблему можно по отсутствию давления в топливной системе (рампе). Это говорит о том, что где-то лед забил трубки. Машину нужно отогреть. Лучший вариант – добираться до отапливаемого гаража и уже там удалять влагу из бака, а не только оттаивать магистрали. Иначе на следующий день все повторится снова.
Лед в элементах питания (Renault Logan). Фото: youtube.com
Коррозия – еще одна беда, которую приносит с собой конденсат. В первую очередь, она вредит форсункам. А если это авто с непосредственным впрыском, то еще и ТНВД. Все это совсем недешевые детали. И дело не в ржавлении, а забивании продуктами коррозии. В таких случаях замена насоса бессмысленна: надо прочищать всю магистраль. Образующиеся частицы ржавчины, как магниты, притягивают к себе другую грязь.
Ржавчина в баке. Фото: youtube.com
Рассчитывать на то, что эти элементы коррозии когда-нибудь сгорят вместе с бензином или соляркой, не приходится. Вся грязь оседает на дно бака вместе с водой. Попытки «прохватить» по трассе с кочками, чтобы все это «взболтнуть» тоже результата не дадут: разве что подвеска пострадает. Теоретически можно перемешать всю эту «бурду» на крутых виражах. Но такой метод вряд ли кому придет в голову применять. Многие при обнаружении сильной ржавчины в баке просто заменяют его.
Избавление от воды
Самый распространенный способ – приобрести в автомагазине удалитель влаги и залить его в бак. Что собой представляет этот химикат? По сути, речь идет о смеси спирта с преобразователем ржавчины. Задача состава – превратить влагу в такое вещество, которое сгорит вместе с топливом в цилиндрах двигателя. Ингибитор нужен для того, чтобы не «провоцировать» спирт на образование новых очагов коррозии, что он делает еще лучше воды. Вроде, все просто и понятно.
LAVR LN2103 LAVR Нейтрализатор воды присадка в бензин, 310 мл. Средняя цена: 560 руб. Фото: market.yandex.ru
Однако, тут, как и везде, существуют свои «но». Описываемое средство идеально подходит для профилактических целей. Периодическая его (особенно с наступлением холодов) заливка в бак – хорошая привычка, если она без «фанатизма». Но для «лечения» застарелой «болезни» такое средство уже не подойдет. Сколько воды может связать один флакончик со стандартным объемом 330-350 мл? Примерно 30-35 мл (10%) воды. А в баке может плескаться пол-литра и даже больше. Также, если в магистралях уже сформировались кристаллы льда, лить средство бесполезно.
Дедовские способы
Их полно в интернете. Одни советуют высосать остатки бензина вместе с водой через шланг. В принципе, такое возможно, если нет фильтрационных сеток. Только как быть с частицами ржавчины, если они уже образовались и осели на дно? То же самое можно сказать об идее откачать содержимое бензонасосом, предварительно сняв его и подсоединив к аккумулятору напрямую. Вряд ли удастся забраться во все укромные уголки бензобака: что-то наверняка останется. Иногда вообще натыкаешься на полный абсурд: типа, в жару, если ездить с открытым баком, все само испарится.
Как быстро снять бензобак для чистки (замены) на ВАЗ 2110-12
Бензин легче воды и всегда находится сверху. Ну, если только подождать, пока сначала топливо изъездится, а потом то, что внизу, высохнет само собой. Так себе идейка… И уж совсем непонятно предложение залить в бак бутылку водки, в которой воды больше, чем спирта. Вот его можно: не более 0,4 л на сорокалитровый бак. Но не забывайте (см. выше) что эта жидкость способствует коррозии и применять ее регулярно крайне не рекомендуется.
А что дизель?
Как ни странно, но с ним дело обстоит проще. В моторах этого типа проникновение воды в топливную систему приведет к еще большим расходам, т. к. ТНВД и форсунки данную жидкость не «воспринимают» в принципе и быстро выходят из строя.
Фильтр-отстойник грубой очистки. Фото: youtube.com
Как раз в силу этой причины на дизелях устанавливают фильтры-отстойники. На приборной панели имеется индикатор, который при наполнении этой емкости водой выдает соответствующий сигнал. Нужно слить воду с отстойника и высушить его: т. е. контроль за влагой в топливной системе заложен с завода.
Проверка работы топливной системы и бака в климатической камере. Фото: youtube.com
Идеальный способ избавиться от воды в баке только один: демонтаж емкости и ее выпаривание с последующей просушкой. О процедуре чистки бака подробно можно прочитать в том же интернете.
Как предупредить попадание воды в бак
Не стоит без надобности открывать крышку топливной емкости. Делать это нужно в двух случаях: при доливке горючего и добавления профессиональных средств: например, для удаления влаги или чистки форсунок. Вспомните: еще недавно лючки баков были запираемыми, с ключами. Сегодня об этом как-то забыли. А зря! Если машина хранится во дворе, не исключено, что найдутся «шутники-экспериментаторы», которые плесканут в бак водички. Или недоброжелатели, жаждущие влить что-нибудь «поинтереснее».
Держите бак на замке! Фото: youtube.com
Еще один момент: старайтесь не заправляться во время сильного дождя, тумана, снегопада. Держите бак полным: тогда конденсату негде будет образовываться. С наступлением холодов заливайте профилактику – влагоудалитель. Не забывайте: для дизельных и бензиновых двигателей продают разные средства.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Почему Ил-96 летает только «под» президентом?
Эта модель самолета могла бы использоваться российскими компаниями для перевозки пассажиров. Но этого не происходит, и на то есть свои причины....
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Российские Evolute: очередной «автомобильный пузырь» готов схлопнуться
Похоже, дело идет к концу, едва начавшись. Электрокары отечественного бренда «Эволют» не пошли в народ. Положение дел грозит стать катастрофическим. Попробуем...
В России началось производство нового грузовика «Урал-80»
Он получил двигатель ЯМЗ-535 и современный дизайн. Техника будет универсальной....
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Бесстыковые рельсы: стука колес не будет?
Бесстыковая технология укладки ж/д пути распространена во всем мире, в т. ч. и РФ. Какие плюсы и минусы у рельсов без стыков?...
Илон Маск «впереди планеты всей» – в 10 раз больше груза
Компания SpaceX за 2024 год вывела на орбиту почти 1500 тонн полезных грузов, опередив все остальные космические организации мира, вместе взятые, десятикратно....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Известный производитель снегоходов завершит выпуск техники в 2025 году
Причина тому – падение спроса на технику. Проблемы испытывают и другие популярные бренды....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...