Амфибия СК-142: проблема в двигателях?
Любителям малой гидроавиации хорошо знакомы амфибии СК-12 и СК-14. Сегодня «Орион-Авиа» из Тюмени перешел на выпуск модернизированной версии популярных машин – СК-142. Ее главное отличие от предшественников – инжекторные двигатели и новая авиоаника российского производства.
Амфибии этого типа широко востребованы в отдаленных таежных уголках Сибири, на Камчатке, их знают на плато Путоран (горный массив). В общем, везде, куда невозможно добраться на автомобиле или по рекам. При этом не стоит забывать, что использование вертолетов или региональников типа Ан-2 – сегодня достаточно дорогое «удовольствие».
Сфера применения амфибий СК – не только доставка грузов. Гидропланы покупают путешественники, любители отдыха на природе. Такую свободу перемещения, как на самолете, не может дать ни одна машина.
На борт помещается до четырех человек – т. е. можно отправляться в «турне» с семьей или хорошей компанией. Самолет с полными баками может улететь на расстояние в 600 км и вернуться обратно с «добычей» весом 100 кг, что интересно рыбакам и охотникам.
Фюзеляж – лодочного типа, с колесами. При необходимости машину можно быстро переставить на лыжи. Два двигателя интегрированы в крыло высокоплана, поддерживаемое раскосами. Установка инжекторных агрегатов позволила сократить расход горючего примерно на 15% (с 38-ми до 33-х литров в час), что означает увеличение дальности полета при одинаковом объеме баков.
Предыдущая модель летала на 1300, СК-142 – до 1500 км. При этом «максималка» не изменилась – 220 км/ч, крейсерская скорость тоже прежняя: 170-205 км/ч, в зависимости от потолка и забортной температуры. Масса пустого СК-142 – 750 кг, наибольший взлетный вес – 1,2 т, с учетом горючего. Вид топлива – АИ-95, но при его отсутствии можно плеснуть и «девяносто второго».
Амфибия имеет вместительный передний багажный отсек длиной 1,5 м. Туда можно укладывать легкое туристическое, рыболовное, охотничье снаряжение: удочки, ружья, палатки и т. п. Если нужно отвезти груз, задние сиденья складываются, образуя площадку размерами 1,2х1,7 м. При полете вдвоем можно транспортировать до 200 кг оборудования, вещей, продуктов.
Днище самолета делают из стекловолокна, которое вручную укладывают слой за слоем, обрабатывая каждый эпоксидным клеем. Конструкция получается прочной и легкой: низ весит 30 кг. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение изготавливают из металла.
В цехе машину собирают на 100%, потом проверяют. К заказчику амфибия отправляется почти готовой к эксплуатации – потребуется только закрепить крылья, которые демонтируют для удобства транспортировки.
По словам главы предприятия, Карпова Сергея, основные заказчики – частные лица. Но есть и покупатели иного рода. Например, известный авиаперевозчик «ЮТэйр» приобрел гидросамолет для обучения своих пилотов.
Машина очень предсказуема и подходит для, например, сдачи нормативов, применяемых к воздушным судам подобного типа. Еще один гидросамолет приобрело областное правительство: машина будет использоваться для выявления очагов лесных пожаров.
Одна из проблем – импортные силовые агрегаты. В 2022-м году Rotax еще поставлялись, т. к. тогда не попали под санкции. Сегодня, видимо, ситуация иная: на официальном сайте компании – только предшествующая модель «Орион» СК-12, оснащаемая карбюраторным мотором ROTAX 912 ULS. Ее стоимость в базовой комплектации – 20 млн рублей. Остается пожелать компании, чтобы вопрос с инжекторным двигателем был решен.
Амфибии этого типа широко востребованы в отдаленных таежных уголках Сибири, на Камчатке, их знают на плато Путоран (горный массив). В общем, везде, куда невозможно добраться на автомобиле или по рекам. При этом не стоит забывать, что использование вертолетов или региональников типа Ан-2 – сегодня достаточно дорогое «удовольствие».
Бетонная полоса амфибии не требуется. Фото: youtube.com
Сфера применения амфибий СК – не только доставка грузов. Гидропланы покупают путешественники, любители отдыха на природе. Такую свободу перемещения, как на самолете, не может дать ни одна машина.
По воде, «аки посуху». Фото: youtube.com
На борт помещается до четырех человек – т. е. можно отправляться в «турне» с семьей или хорошей компанией. Самолет с полными баками может улететь на расстояние в 600 км и вернуться обратно с «добычей» весом 100 кг, что интересно рыбакам и охотникам.
О конструкции
Фюзеляж – лодочного типа, с колесами. При необходимости машину можно быстро переставить на лыжи. Два двигателя интегрированы в крыло высокоплана, поддерживаемое раскосами. Установка инжекторных агрегатов позволила сократить расход горючего примерно на 15% (с 38-ми до 33-х литров в час), что означает увеличение дальности полета при одинаковом объеме баков.
Двигатели модели 912iS Sport экономичнее 912ULS. Фото: youtube.com
Предыдущая модель летала на 1300, СК-142 – до 1500 км. При этом «максималка» не изменилась – 220 км/ч, крейсерская скорость тоже прежняя: 170-205 км/ч, в зависимости от потолка и забортной температуры. Масса пустого СК-142 – 750 кг, наибольший взлетный вес – 1,2 т, с учетом горючего. Вид топлива – АИ-95, но при его отсутствии можно плеснуть и «девяносто второго».
В случае необходимости, под ответственность пилота, машина способна транспортировать 1,5 т на 1400 км. Но нужно быть уверенным в благоприятствующей погоде.
Амфибия имеет вместительный передний багажный отсек длиной 1,5 м. Туда можно укладывать легкое туристическое, рыболовное, охотничье снаряжение: удочки, ружья, палатки и т. п. Если нужно отвезти груз, задние сиденья складываются, образуя площадку размерами 1,2х1,7 м. При полете вдвоем можно транспортировать до 200 кг оборудования, вещей, продуктов.
Как собирают СК-142
Днище самолета делают из стекловолокна, которое вручную укладывают слой за слоем, обрабатывая каждый эпоксидным клеем. Конструкция получается прочной и легкой: низ весит 30 кг. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение изготавливают из металла.
Производитель утверждает: авионика – российского происхождения. Фото: youtube.com
В цехе машину собирают на 100%, потом проверяют. К заказчику амфибия отправляется почти готовой к эксплуатации – потребуется только закрепить крылья, которые демонтируют для удобства транспортировки.
Кто покупает амфибию
По словам главы предприятия, Карпова Сергея, основные заказчики – частные лица. Но есть и покупатели иного рода. Например, известный авиаперевозчик «ЮТэйр» приобрел гидросамолет для обучения своих пилотов.
Амфибия СК-142 на авиаслете в Пензе (2023 год)
Машина очень предсказуема и подходит для, например, сдачи нормативов, применяемых к воздушным судам подобного типа. Еще один гидросамолет приобрело областное правительство: машина будет использоваться для выявления очагов лесных пожаров.
Что в перспективе
Одна из проблем – импортные силовые агрегаты. В 2022-м году Rotax еще поставлялись, т. к. тогда не попали под санкции. Сегодня, видимо, ситуация иная: на официальном сайте компании – только предшествующая модель «Орион» СК-12, оснащаемая карбюраторным мотором ROTAX 912 ULS. Ее стоимость в базовой комплектации – 20 млн рублей. Остается пожелать компании, чтобы вопрос с инжекторным двигателем был решен.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Ан-72 – почему этот советский самолет такой странный
Авиация начала развиваться стремительными темпами еще во второй половине 1930-х годов. Особенно повлияла на этот процесс Вторая мировая война. Окончание...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Полноприводный российский мотоцикл Скаут-5 – возрождение Иж возможно
Этот мотоцикл, как и все семейств «Скаут», делают в Ижевске. Только до полного цикла производства там еще далеко....
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Для строительства крупнейшего аэропорта понадобится искусственный остров
Кроме развития инфраструктуры, в сфере авиаперевозок Китая также есть новости. Самолет C919 продолжает ставить рекорды. Обо всех подробностях можно узнать из...
Россия разрабатывает стандарты для серийного выпуска дирижаблей
Это первая классификация такого типа в России. Стандарты охватят весь «жизненный цикл» дирижаблей и аэростатов....
Haven-1: США готовят к запуску первый модуль будущей станции
Мы уже рассказывали о планах России по созданию своей орбитальной станции (РОС). А что американцы делают в этом направлении?...
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
Прокатились на самом новом поезде в России
Обновленная «Аврора» совершила свою первую поездку. Скоростной рейс №744 проходил по маршруту из столицы в Санкт-Петербург. Отправка была с Ленинградского...