Амфибия СК-142: проблема в двигателях?
Любителям малой гидроавиации хорошо знакомы амфибии СК-12 и СК-14. Сегодня «Орион-Авиа» из Тюмени перешел на выпуск модернизированной версии популярных машин – СК-142. Ее главное отличие от предшественников – инжекторные двигатели и новая авиоаника российского производства.
Амфибии этого типа широко востребованы в отдаленных таежных уголках Сибири, на Камчатке, их знают на плато Путоран (горный массив). В общем, везде, куда невозможно добраться на автомобиле или по рекам. При этом не стоит забывать, что использование вертолетов или региональников типа Ан-2 – сегодня достаточно дорогое «удовольствие».
Сфера применения амфибий СК – не только доставка грузов. Гидропланы покупают путешественники, любители отдыха на природе. Такую свободу перемещения, как на самолете, не может дать ни одна машина.
На борт помещается до четырех человек – т. е. можно отправляться в «турне» с семьей или хорошей компанией. Самолет с полными баками может улететь на расстояние в 600 км и вернуться обратно с «добычей» весом 100 кг, что интересно рыбакам и охотникам.
Фюзеляж – лодочного типа, с колесами. При необходимости машину можно быстро переставить на лыжи. Два двигателя интегрированы в крыло высокоплана, поддерживаемое раскосами. Установка инжекторных агрегатов позволила сократить расход горючего примерно на 15% (с 38-ми до 33-х литров в час), что означает увеличение дальности полета при одинаковом объеме баков.
Предыдущая модель летала на 1300, СК-142 – до 1500 км. При этом «максималка» не изменилась – 220 км/ч, крейсерская скорость тоже прежняя: 170-205 км/ч, в зависимости от потолка и забортной температуры. Масса пустого СК-142 – 750 кг, наибольший взлетный вес – 1,2 т, с учетом горючего. Вид топлива – АИ-95, но при его отсутствии можно плеснуть и «девяносто второго».
Амфибия имеет вместительный передний багажный отсек длиной 1,5 м. Туда можно укладывать легкое туристическое, рыболовное, охотничье снаряжение: удочки, ружья, палатки и т. п. Если нужно отвезти груз, задние сиденья складываются, образуя площадку размерами 1,2х1,7 м. При полете вдвоем можно транспортировать до 200 кг оборудования, вещей, продуктов.
Днище самолета делают из стекловолокна, которое вручную укладывают слой за слоем, обрабатывая каждый эпоксидным клеем. Конструкция получается прочной и легкой: низ весит 30 кг. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение изготавливают из металла.
В цехе машину собирают на 100%, потом проверяют. К заказчику амфибия отправляется почти готовой к эксплуатации – потребуется только закрепить крылья, которые демонтируют для удобства транспортировки.
По словам главы предприятия, Карпова Сергея, основные заказчики – частные лица. Но есть и покупатели иного рода. Например, известный авиаперевозчик «ЮТэйр» приобрел гидросамолет для обучения своих пилотов.
Машина очень предсказуема и подходит для, например, сдачи нормативов, применяемых к воздушным судам подобного типа. Еще один гидросамолет приобрело областное правительство: машина будет использоваться для выявления очагов лесных пожаров.
Одна из проблем – импортные силовые агрегаты. В 2022-м году Rotax еще поставлялись, т. к. тогда не попали под санкции. Сегодня, видимо, ситуация иная: на официальном сайте компании – только предшествующая модель «Орион» СК-12, оснащаемая карбюраторным мотором ROTAX 912 ULS. Ее стоимость в базовой комплектации – 20 млн рублей. Остается пожелать компании, чтобы вопрос с инжекторным двигателем был решен.
Амфибии этого типа широко востребованы в отдаленных таежных уголках Сибири, на Камчатке, их знают на плато Путоран (горный массив). В общем, везде, куда невозможно добраться на автомобиле или по рекам. При этом не стоит забывать, что использование вертолетов или региональников типа Ан-2 – сегодня достаточно дорогое «удовольствие».
Бетонная полоса амфибии не требуется. Фото: youtube.com
Сфера применения амфибий СК – не только доставка грузов. Гидропланы покупают путешественники, любители отдыха на природе. Такую свободу перемещения, как на самолете, не может дать ни одна машина.
По воде, «аки посуху». Фото: youtube.com
На борт помещается до четырех человек – т. е. можно отправляться в «турне» с семьей или хорошей компанией. Самолет с полными баками может улететь на расстояние в 600 км и вернуться обратно с «добычей» весом 100 кг, что интересно рыбакам и охотникам.
О конструкции
Фюзеляж – лодочного типа, с колесами. При необходимости машину можно быстро переставить на лыжи. Два двигателя интегрированы в крыло высокоплана, поддерживаемое раскосами. Установка инжекторных агрегатов позволила сократить расход горючего примерно на 15% (с 38-ми до 33-х литров в час), что означает увеличение дальности полета при одинаковом объеме баков.
Двигатели модели 912iS Sport экономичнее 912ULS. Фото: youtube.com
Предыдущая модель летала на 1300, СК-142 – до 1500 км. При этом «максималка» не изменилась – 220 км/ч, крейсерская скорость тоже прежняя: 170-205 км/ч, в зависимости от потолка и забортной температуры. Масса пустого СК-142 – 750 кг, наибольший взлетный вес – 1,2 т, с учетом горючего. Вид топлива – АИ-95, но при его отсутствии можно плеснуть и «девяносто второго».
В случае необходимости, под ответственность пилота, машина способна транспортировать 1,5 т на 1400 км. Но нужно быть уверенным в благоприятствующей погоде.
Амфибия имеет вместительный передний багажный отсек длиной 1,5 м. Туда можно укладывать легкое туристическое, рыболовное, охотничье снаряжение: удочки, ружья, палатки и т. п. Если нужно отвезти груз, задние сиденья складываются, образуя площадку размерами 1,2х1,7 м. При полете вдвоем можно транспортировать до 200 кг оборудования, вещей, продуктов.
Как собирают СК-142
Днище самолета делают из стекловолокна, которое вручную укладывают слой за слоем, обрабатывая каждый эпоксидным клеем. Конструкция получается прочной и легкой: низ весит 30 кг. Фюзеляж, крылья, хвостовое оперение изготавливают из металла.
Производитель утверждает: авионика – российского происхождения. Фото: youtube.com
В цехе машину собирают на 100%, потом проверяют. К заказчику амфибия отправляется почти готовой к эксплуатации – потребуется только закрепить крылья, которые демонтируют для удобства транспортировки.
Кто покупает амфибию
По словам главы предприятия, Карпова Сергея, основные заказчики – частные лица. Но есть и покупатели иного рода. Например, известный авиаперевозчик «ЮТэйр» приобрел гидросамолет для обучения своих пилотов.
Амфибия СК-142 на авиаслете в Пензе (2023 год)
Машина очень предсказуема и подходит для, например, сдачи нормативов, применяемых к воздушным судам подобного типа. Еще один гидросамолет приобрело областное правительство: машина будет использоваться для выявления очагов лесных пожаров.
Что в перспективе
Одна из проблем – импортные силовые агрегаты. В 2022-м году Rotax еще поставлялись, т. к. тогда не попали под санкции. Сегодня, видимо, ситуация иная: на официальном сайте компании – только предшествующая модель «Орион» СК-12, оснащаемая карбюраторным мотором ROTAX 912 ULS. Ее стоимость в базовой комплектации – 20 млн рублей. Остается пожелать компании, чтобы вопрос с инжекторным двигателем был решен.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...