«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
1 182

«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались

После окончания войны страна оказалась перед множеством проблем, которые надо было решать незамедлительно. И речь шла не только о восстановлении народного хозяйства. Его нужно было развивать в соответствии с современными требованиями.


Среди прочих проблем наиболее остро стояла транспортная. Особенно на селе, где, учитывая состояние дорог, основным средством передвижения для рядовых колхозников служила упряжка с лошадью.

Полноприводные машины


В 1950-х они уже начали появляться. Кроме наиболее распространенного ГАЗ-69 и кое-где оставшихся «Виллисов», советский автопром выпускал немногочисленные партии полноприводных авто на базе серийных легковушек-седанов. Примером может служить «Победа» 4х4 (ГАЗ-М72), а также 410 и 411 модели «Москвича». После испытаний выяснилось, что автомобили ненадежны, коробки (особенно раздаточные) слабые. Поэтому крупномасштабное производство этих машин так и не началось.

«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказалисьУниверсал «Москвич-411» с приводом 4х4. Фото: youtube.com

В то время неким эталоном внедорожника считался автомобиль на своей отдельной раме, типа «Виллиса». Конструкции с несущим кузовом, как позже у «Нивы», для настоящего внедорожника даже не рассматривались. А попытки (см. выше) просто приделать второй ведущий мост и раздатку к серийному седану, оказались неудачными. Нужно было делать внедорожник с нуля. «Масла в огонь» подлил Никита Хрущев, выдвинувший лозунг-требование «Сделайте автомобиль для колхозника!». На московском автозаводе восприняли это, как приказ и приступили к делу.

«Москвич-415»


Разработка стартовала на столичном МЗМА в 1957-м. Чтобы удешевить и упростить конструкцию, по максимуму использовали узлы, детали от уже выпускавшихся машин. Коробки, мосты взяли у «Москвича-410», а движок в 45 л. с. – у серийного 407-го. Рама и кузов – уникальные, сделанные с «нуля».

Toyota Land Cruiser 1950-х: ну чем не «Виллис»! Фото: youtube.com

Первый собранный прототип сильно смахивал на Willys MB. Впрочем, тут ничего удивительного нет. Точно так же поступали и многие зарубежные производители: например, английский Land Rover, Fiat Campagnola (Италия), Toyota Land Cruiser.

Конструкция


Она получилась жесткой и прочной, т. к. состояла из лонжеронов. Передний мост крепился на шести, задний – девяти листовых рессорах. Небольшой свес, короткая колесная база в 2,03 м с клиренсом в 22 см способствовали лучшей проходимости. Модель 415 была открытой, 416-я в 1960-м получила полный металлический кузов с крышей. Позже на внедорожник стали устанавливать мотор от «Москвича-408» мощностью 50 «лошадей».

Первый вариант 415-й модели тоже смахивал на Willys. Фото: youtube.com

Расход на первых моделях был относительно небольшим (для того времени). По трассе на скорости 59-70 км/ч – 10,4-11 л, по городу – 14 л и на грунтовке – 19 л/100 км. «Максималка» по шоссе достигала 106 км/ч. Не особо, конечно, но зато «Москвич-415» шутя справлялся с бродами глубиной до 60 см и поднимался в горку с уклоном 31°.

Испытания


Первое тестирование стартовало под Москвой весной 1959-го. Выявленные недостатки оперативно устраняли. К лету этого же года начался второй этап испытаний. Он подразумевал пробег по грунтовке (7 тыс. км), асфальтированной трассе (5 тыс. км) и городу (2 тыс. км). Считалось, что примерно в таких пропорциях и будет ездить внедорожник. Машины загоняли в глухие дебри, проверяли на болотах, кочках и в буераках.

Мосты брали от своих же «Москвичей». Фото: youtube.com

Были и нарекания. Первое – слабый мотор, второе – ненадежное сцепление, которое зачастую горело. Амортизаторы тоже работали неэффективно, рессоры ломались. Однако, часть проблем была вызвана низким качество комплектующих. Тем не менее, в целом автомобили отработали очень даже неплохо.

Финал 415-го


После проведения очередной модернизации была подготовлена техническая документация для организации серийного выпуска. Информация о советском «джипе» просочилась в газеты. Жители села выражали надежду, что скоро увидят у себя на проселках недорогую и надежную машину.

Внутри обстановка совсем не комфортная. Фото: youtube.com

Крупномасштабное производство было утверждено правительством еще осенью 1959, после окончания испытаний.

По результатам тестирования машиной заинтересовалось Минобороны, считавшее, что авто может использоваться, как штабная или связная техника.

Одновременно на МЗМА машину совершенствовали, поставили движок от М-408, «облагородили» внешний вид и салон.

Препоны


Производить машину в Москве оказалось невозможно: не хватало мощностей. В то время предприятие активно выпускало «Москвич-407», который шел на экспорт (иногда до 60% от общего количества!) и приносил в государственную казну валюту. К этому моменту полноприводной «Москвич-410» и 411-й сняли с конвейера. А тут на «горизонте замаячил» 415-й. И что, опять сокращать выпуск выгодного заводу и стране автомобиля, отдать площади, финансы под новую модель, которую, еще неизвестно как будут покупать? Это было не в советских традициях.

В авто поставили движок от М-408. Фото: youtube.com

Правда, попытка организации серийного производства все же была. Сборку внедорожника хотели перенести в Новосибирск и поручить предприятию «Сибсельмаш». Но завод, видимо, был не в восторге от такой перспективы: начались бюрократические проволочки, да и денег так и не выделили. Чуть позже попытались заинтересовать Минобороны. Для этого передали опытный образец в Бронницы (НИИИ-21). Но машина не понравилась из-за малой вместительности и небольшого прочностного запаса. Проект заглох «автоматически». Но это еще не все, так просто не сдаются!

Последняя схватка


В 1970-м Предсовета министров СССР А. Косыгин перед заводами АЗЛК, Иж и только что введенного в строй ВАЗа, поставил задачу разработать комфортный легковой автомобиль с хорошей проходимостью. Реакция была довольно оперативной. На ВАЗе, например, первый прототип будущей «Нивы» собрали уже в 1972-м. В этом же году «Ижмаш» представил свою, четырнадцатую модель.

«Москвич-415» и сегодня на ходу

А что АЗЛК? Там в 1973-м подготовили «Москвич-2150», базирующийся на старых и, частично, новых наработках. Агрегаты унифицировали с готовящимся к серийному производству «Москвичом 2140». Построили пару прототипов: один, с мягким брезентовым верхом, носил индекс М-2148. Другой, М-2150, имел жесткий металлический кузов. Полноприводной «Москвич» сохранил свою главную особенность – рамную конструкцию на лонжеронах.

Открытая версия для военных. Фото: youtube.com

Результат конкурса общеизвестен: победила «Нива», получившаяся более комфортной, хотя и имевшая менее «внедорожные способности». Была еще одна причина – моральное устаревание модели «Москвич-415», разработанной полтора десятка лет назад. Что касается военных, то там начал «править бал» УАЗ-469, массовое производство которого стартовало в 1971 году.

Также не стоит забывать о высокой централизованности государственной системы. Предполагалось, что каждый завод должен «заниматься своим делом». Если, например, АЗЛК выпускает «легковушки», значит, не нужно лезть во «внедорожный сегмент». Пусть им занимается УАЗ.

Как ни удивительно, но был еще один всплеск интереса к «Москвичу-2150» в «лихие» 90-е. На фактически «тонущее» в долгах предприятие зачастили чиновники. Почему-то считалось, что организовать производство новой машины совсем несложно: тогда пойдет прибыль, завод снова заработает. Полузабытую модель осмотрели, даже пыль с архивных чертежей стряхнули. Однако, скоро власть имущим стало понятно, что есть менее хлопотные способы зарабатывания денег.

Не помог даже облагороженный экстерьер. Фото: youtube.com

«Москвич-415», а позже 2150, так и остался долгожданным, но нереализованным проектом. От других, ему подобных, он отличается куда большей жизнеспособностью, но – увы!
А вы что думаете о «Москвиче-415»
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас