«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
После окончания войны страна оказалась перед множеством проблем, которые надо было решать незамедлительно. И речь шла не только о восстановлении народного хозяйства. Его нужно было развивать в соответствии с современными требованиями.
Среди прочих проблем наиболее остро стояла транспортная. Особенно на селе, где, учитывая состояние дорог, основным средством передвижения для рядовых колхозников служила упряжка с лошадью.
В 1950-х они уже начали появляться. Кроме наиболее распространенного ГАЗ-69 и кое-где оставшихся «Виллисов», советский автопром выпускал немногочисленные партии полноприводных авто на базе серийных легковушек-седанов. Примером может служить «Победа» 4х4 (ГАЗ-М72), а также 410 и 411 модели «Москвича». После испытаний выяснилось, что автомобили ненадежны, коробки (особенно раздаточные) слабые. Поэтому крупномасштабное производство этих машин так и не началось.
В то время неким эталоном внедорожника считался автомобиль на своей отдельной раме, типа «Виллиса». Конструкции с несущим кузовом, как позже у «Нивы», для настоящего внедорожника даже не рассматривались. А попытки (см. выше) просто приделать второй ведущий мост и раздатку к серийному седану, оказались неудачными. Нужно было делать внедорожник с нуля. «Масла в огонь» подлил Никита Хрущев, выдвинувший лозунг-требование «Сделайте автомобиль для колхозника!». На московском автозаводе восприняли это, как приказ и приступили к делу.
Разработка стартовала на столичном МЗМА в 1957-м. Чтобы удешевить и упростить конструкцию, по максимуму использовали узлы, детали от уже выпускавшихся машин. Коробки, мосты взяли у «Москвича-410», а движок в 45 л. с. – у серийного 407-го. Рама и кузов – уникальные, сделанные с «нуля».
Первый собранный прототип сильно смахивал на Willys MB. Впрочем, тут ничего удивительного нет. Точно так же поступали и многие зарубежные производители: например, английский Land Rover, Fiat Campagnola (Италия), Toyota Land Cruiser.
Она получилась жесткой и прочной, т. к. состояла из лонжеронов. Передний мост крепился на шести, задний – девяти листовых рессорах. Небольшой свес, короткая колесная база в 2,03 м с клиренсом в 22 см способствовали лучшей проходимости. Модель 415 была открытой, 416-я в 1960-м получила полный металлический кузов с крышей. Позже на внедорожник стали устанавливать мотор от «Москвича-408» мощностью 50 «лошадей».
Расход на первых моделях был относительно небольшим (для того времени). По трассе на скорости 59-70 км/ч – 10,4-11 л, по городу – 14 л и на грунтовке – 19 л/100 км. «Максималка» по шоссе достигала 106 км/ч. Не особо, конечно, но зато «Москвич-415» шутя справлялся с бродами глубиной до 60 см и поднимался в горку с уклоном 31°.
Первое тестирование стартовало под Москвой весной 1959-го. Выявленные недостатки оперативно устраняли. К лету этого же года начался второй этап испытаний. Он подразумевал пробег по грунтовке (7 тыс. км), асфальтированной трассе (5 тыс. км) и городу (2 тыс. км). Считалось, что примерно в таких пропорциях и будет ездить внедорожник. Машины загоняли в глухие дебри, проверяли на болотах, кочках и в буераках.
Были и нарекания. Первое – слабый мотор, второе – ненадежное сцепление, которое зачастую горело. Амортизаторы тоже работали неэффективно, рессоры ломались. Однако, часть проблем была вызвана низким качество комплектующих. Тем не менее, в целом автомобили отработали очень даже неплохо.
После проведения очередной модернизации была подготовлена техническая документация для организации серийного выпуска. Информация о советском «джипе» просочилась в газеты. Жители села выражали надежду, что скоро увидят у себя на проселках недорогую и надежную машину.
Крупномасштабное производство было утверждено правительством еще осенью 1959, после окончания испытаний.
Одновременно на МЗМА машину совершенствовали, поставили движок от М-408, «облагородили» внешний вид и салон.
Производить машину в Москве оказалось невозможно: не хватало мощностей. В то время предприятие активно выпускало «Москвич-407», который шел на экспорт (иногда до 60% от общего количества!) и приносил в государственную казну валюту. К этому моменту полноприводной «Москвич-410» и 411-й сняли с конвейера. А тут на «горизонте замаячил» 415-й. И что, опять сокращать выпуск выгодного заводу и стране автомобиля, отдать площади, финансы под новую модель, которую, еще неизвестно как будут покупать? Это было не в советских традициях.
Правда, попытка организации серийного производства все же была. Сборку внедорожника хотели перенести в Новосибирск и поручить предприятию «Сибсельмаш». Но завод, видимо, был не в восторге от такой перспективы: начались бюрократические проволочки, да и денег так и не выделили. Чуть позже попытались заинтересовать Минобороны. Для этого передали опытный образец в Бронницы (НИИИ-21). Но машина не понравилась из-за малой вместительности и небольшого прочностного запаса. Проект заглох «автоматически». Но это еще не все, так просто не сдаются!
В 1970-м Предсовета министров СССР А. Косыгин перед заводами АЗЛК, Иж и только что введенного в строй ВАЗа, поставил задачу разработать комфортный легковой автомобиль с хорошей проходимостью. Реакция была довольно оперативной. На ВАЗе, например, первый прототип будущей «Нивы» собрали уже в 1972-м. В этом же году «Ижмаш» представил свою, четырнадцатую модель.
А что АЗЛК? Там в 1973-м подготовили «Москвич-2150», базирующийся на старых и, частично, новых наработках. Агрегаты унифицировали с готовящимся к серийному производству «Москвичом 2140». Построили пару прототипов: один, с мягким брезентовым верхом, носил индекс М-2148. Другой, М-2150, имел жесткий металлический кузов. Полноприводной «Москвич» сохранил свою главную особенность – рамную конструкцию на лонжеронах.
Результат конкурса общеизвестен: победила «Нива», получившаяся более комфортной, хотя и имевшая менее «внедорожные способности». Была еще одна причина – моральное устаревание модели «Москвич-415», разработанной полтора десятка лет назад. Что касается военных, то там начал «править бал» УАЗ-469, массовое производство которого стартовало в 1971 году.
Как ни удивительно, но был еще один всплеск интереса к «Москвичу-2150» в «лихие» 90-е. На фактически «тонущее» в долгах предприятие зачастили чиновники. Почему-то считалось, что организовать производство новой машины совсем несложно: тогда пойдет прибыль, завод снова заработает. Полузабытую модель осмотрели, даже пыль с архивных чертежей стряхнули. Однако, скоро власть имущим стало понятно, что есть менее хлопотные способы зарабатывания денег.
«Москвич-415», а позже 2150, так и остался долгожданным, но нереализованным проектом. От других, ему подобных, он отличается куда большей жизнеспособностью, но – увы!
Среди прочих проблем наиболее остро стояла транспортная. Особенно на селе, где, учитывая состояние дорог, основным средством передвижения для рядовых колхозников служила упряжка с лошадью.
Полноприводные машины
В 1950-х они уже начали появляться. Кроме наиболее распространенного ГАЗ-69 и кое-где оставшихся «Виллисов», советский автопром выпускал немногочисленные партии полноприводных авто на базе серийных легковушек-седанов. Примером может служить «Победа» 4х4 (ГАЗ-М72), а также 410 и 411 модели «Москвича». После испытаний выяснилось, что автомобили ненадежны, коробки (особенно раздаточные) слабые. Поэтому крупномасштабное производство этих машин так и не началось.
Универсал «Москвич-411» с приводом 4х4. Фото: youtube.com
В то время неким эталоном внедорожника считался автомобиль на своей отдельной раме, типа «Виллиса». Конструкции с несущим кузовом, как позже у «Нивы», для настоящего внедорожника даже не рассматривались. А попытки (см. выше) просто приделать второй ведущий мост и раздатку к серийному седану, оказались неудачными. Нужно было делать внедорожник с нуля. «Масла в огонь» подлил Никита Хрущев, выдвинувший лозунг-требование «Сделайте автомобиль для колхозника!». На московском автозаводе восприняли это, как приказ и приступили к делу.
«Москвич-415»
Разработка стартовала на столичном МЗМА в 1957-м. Чтобы удешевить и упростить конструкцию, по максимуму использовали узлы, детали от уже выпускавшихся машин. Коробки, мосты взяли у «Москвича-410», а движок в 45 л. с. – у серийного 407-го. Рама и кузов – уникальные, сделанные с «нуля».
Toyota Land Cruiser 1950-х: ну чем не «Виллис»! Фото: youtube.com
Первый собранный прототип сильно смахивал на Willys MB. Впрочем, тут ничего удивительного нет. Точно так же поступали и многие зарубежные производители: например, английский Land Rover, Fiat Campagnola (Италия), Toyota Land Cruiser.
Конструкция
Она получилась жесткой и прочной, т. к. состояла из лонжеронов. Передний мост крепился на шести, задний – девяти листовых рессорах. Небольшой свес, короткая колесная база в 2,03 м с клиренсом в 22 см способствовали лучшей проходимости. Модель 415 была открытой, 416-я в 1960-м получила полный металлический кузов с крышей. Позже на внедорожник стали устанавливать мотор от «Москвича-408» мощностью 50 «лошадей».
Первый вариант 415-й модели тоже смахивал на Willys. Фото: youtube.com
Расход на первых моделях был относительно небольшим (для того времени). По трассе на скорости 59-70 км/ч – 10,4-11 л, по городу – 14 л и на грунтовке – 19 л/100 км. «Максималка» по шоссе достигала 106 км/ч. Не особо, конечно, но зато «Москвич-415» шутя справлялся с бродами глубиной до 60 см и поднимался в горку с уклоном 31°.
Испытания
Первое тестирование стартовало под Москвой весной 1959-го. Выявленные недостатки оперативно устраняли. К лету этого же года начался второй этап испытаний. Он подразумевал пробег по грунтовке (7 тыс. км), асфальтированной трассе (5 тыс. км) и городу (2 тыс. км). Считалось, что примерно в таких пропорциях и будет ездить внедорожник. Машины загоняли в глухие дебри, проверяли на болотах, кочках и в буераках.
Мосты брали от своих же «Москвичей». Фото: youtube.com
Были и нарекания. Первое – слабый мотор, второе – ненадежное сцепление, которое зачастую горело. Амортизаторы тоже работали неэффективно, рессоры ломались. Однако, часть проблем была вызвана низким качество комплектующих. Тем не менее, в целом автомобили отработали очень даже неплохо.
Финал 415-го
После проведения очередной модернизации была подготовлена техническая документация для организации серийного выпуска. Информация о советском «джипе» просочилась в газеты. Жители села выражали надежду, что скоро увидят у себя на проселках недорогую и надежную машину.
Внутри обстановка совсем не комфортная. Фото: youtube.com
Крупномасштабное производство было утверждено правительством еще осенью 1959, после окончания испытаний.
По результатам тестирования машиной заинтересовалось Минобороны, считавшее, что авто может использоваться, как штабная или связная техника.
Одновременно на МЗМА машину совершенствовали, поставили движок от М-408, «облагородили» внешний вид и салон.
Препоны
Производить машину в Москве оказалось невозможно: не хватало мощностей. В то время предприятие активно выпускало «Москвич-407», который шел на экспорт (иногда до 60% от общего количества!) и приносил в государственную казну валюту. К этому моменту полноприводной «Москвич-410» и 411-й сняли с конвейера. А тут на «горизонте замаячил» 415-й. И что, опять сокращать выпуск выгодного заводу и стране автомобиля, отдать площади, финансы под новую модель, которую, еще неизвестно как будут покупать? Это было не в советских традициях.
В авто поставили движок от М-408. Фото: youtube.com
Правда, попытка организации серийного производства все же была. Сборку внедорожника хотели перенести в Новосибирск и поручить предприятию «Сибсельмаш». Но завод, видимо, был не в восторге от такой перспективы: начались бюрократические проволочки, да и денег так и не выделили. Чуть позже попытались заинтересовать Минобороны. Для этого передали опытный образец в Бронницы (НИИИ-21). Но машина не понравилась из-за малой вместительности и небольшого прочностного запаса. Проект заглох «автоматически». Но это еще не все, так просто не сдаются!
Последняя схватка
В 1970-м Предсовета министров СССР А. Косыгин перед заводами АЗЛК, Иж и только что введенного в строй ВАЗа, поставил задачу разработать комфортный легковой автомобиль с хорошей проходимостью. Реакция была довольно оперативной. На ВАЗе, например, первый прототип будущей «Нивы» собрали уже в 1972-м. В этом же году «Ижмаш» представил свою, четырнадцатую модель.
«Москвич-415» и сегодня на ходу
А что АЗЛК? Там в 1973-м подготовили «Москвич-2150», базирующийся на старых и, частично, новых наработках. Агрегаты унифицировали с готовящимся к серийному производству «Москвичом 2140». Построили пару прототипов: один, с мягким брезентовым верхом, носил индекс М-2148. Другой, М-2150, имел жесткий металлический кузов. Полноприводной «Москвич» сохранил свою главную особенность – рамную конструкцию на лонжеронах.
Открытая версия для военных. Фото: youtube.com
Результат конкурса общеизвестен: победила «Нива», получившаяся более комфортной, хотя и имевшая менее «внедорожные способности». Была еще одна причина – моральное устаревание модели «Москвич-415», разработанной полтора десятка лет назад. Что касается военных, то там начал «править бал» УАЗ-469, массовое производство которого стартовало в 1971 году.
Также не стоит забывать о высокой централизованности государственной системы. Предполагалось, что каждый завод должен «заниматься своим делом». Если, например, АЗЛК выпускает «легковушки», значит, не нужно лезть во «внедорожный сегмент». Пусть им занимается УАЗ.
Как ни удивительно, но был еще один всплеск интереса к «Москвичу-2150» в «лихие» 90-е. На фактически «тонущее» в долгах предприятие зачастили чиновники. Почему-то считалось, что организовать производство новой машины совсем несложно: тогда пойдет прибыль, завод снова заработает. Полузабытую модель осмотрели, даже пыль с архивных чертежей стряхнули. Однако, скоро власть имущим стало понятно, что есть менее хлопотные способы зарабатывания денег.
Не помог даже облагороженный экстерьер. Фото: youtube.com
«Москвич-415», а позже 2150, так и остался долгожданным, но нереализованным проектом. От других, ему подобных, он отличается куда большей жизнеспособностью, но – увы!
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...