«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
После окончания войны страна оказалась перед множеством проблем, которые надо было решать незамедлительно. И речь шла не только о восстановлении народного хозяйства. Его нужно было развивать в соответствии с современными требованиями.
Среди прочих проблем наиболее остро стояла транспортная. Особенно на селе, где, учитывая состояние дорог, основным средством передвижения для рядовых колхозников служила упряжка с лошадью.
В 1950-х они уже начали появляться. Кроме наиболее распространенного ГАЗ-69 и кое-где оставшихся «Виллисов», советский автопром выпускал немногочисленные партии полноприводных авто на базе серийных легковушек-седанов. Примером может служить «Победа» 4х4 (ГАЗ-М72), а также 410 и 411 модели «Москвича». После испытаний выяснилось, что автомобили ненадежны, коробки (особенно раздаточные) слабые. Поэтому крупномасштабное производство этих машин так и не началось.
В то время неким эталоном внедорожника считался автомобиль на своей отдельной раме, типа «Виллиса». Конструкции с несущим кузовом, как позже у «Нивы», для настоящего внедорожника даже не рассматривались. А попытки (см. выше) просто приделать второй ведущий мост и раздатку к серийному седану, оказались неудачными. Нужно было делать внедорожник с нуля. «Масла в огонь» подлил Никита Хрущев, выдвинувший лозунг-требование «Сделайте автомобиль для колхозника!». На московском автозаводе восприняли это, как приказ и приступили к делу.
Разработка стартовала на столичном МЗМА в 1957-м. Чтобы удешевить и упростить конструкцию, по максимуму использовали узлы, детали от уже выпускавшихся машин. Коробки, мосты взяли у «Москвича-410», а движок в 45 л. с. – у серийного 407-го. Рама и кузов – уникальные, сделанные с «нуля».
Первый собранный прототип сильно смахивал на Willys MB. Впрочем, тут ничего удивительного нет. Точно так же поступали и многие зарубежные производители: например, английский Land Rover, Fiat Campagnola (Италия), Toyota Land Cruiser.
Она получилась жесткой и прочной, т. к. состояла из лонжеронов. Передний мост крепился на шести, задний – девяти листовых рессорах. Небольшой свес, короткая колесная база в 2,03 м с клиренсом в 22 см способствовали лучшей проходимости. Модель 415 была открытой, 416-я в 1960-м получила полный металлический кузов с крышей. Позже на внедорожник стали устанавливать мотор от «Москвича-408» мощностью 50 «лошадей».
Расход на первых моделях был относительно небольшим (для того времени). По трассе на скорости 59-70 км/ч – 10,4-11 л, по городу – 14 л и на грунтовке – 19 л/100 км. «Максималка» по шоссе достигала 106 км/ч. Не особо, конечно, но зато «Москвич-415» шутя справлялся с бродами глубиной до 60 см и поднимался в горку с уклоном 31°.
Первое тестирование стартовало под Москвой весной 1959-го. Выявленные недостатки оперативно устраняли. К лету этого же года начался второй этап испытаний. Он подразумевал пробег по грунтовке (7 тыс. км), асфальтированной трассе (5 тыс. км) и городу (2 тыс. км). Считалось, что примерно в таких пропорциях и будет ездить внедорожник. Машины загоняли в глухие дебри, проверяли на болотах, кочках и в буераках.
Были и нарекания. Первое – слабый мотор, второе – ненадежное сцепление, которое зачастую горело. Амортизаторы тоже работали неэффективно, рессоры ломались. Однако, часть проблем была вызвана низким качество комплектующих. Тем не менее, в целом автомобили отработали очень даже неплохо.
После проведения очередной модернизации была подготовлена техническая документация для организации серийного выпуска. Информация о советском «джипе» просочилась в газеты. Жители села выражали надежду, что скоро увидят у себя на проселках недорогую и надежную машину.
Крупномасштабное производство было утверждено правительством еще осенью 1959, после окончания испытаний.
Одновременно на МЗМА машину совершенствовали, поставили движок от М-408, «облагородили» внешний вид и салон.
Производить машину в Москве оказалось невозможно: не хватало мощностей. В то время предприятие активно выпускало «Москвич-407», который шел на экспорт (иногда до 60% от общего количества!) и приносил в государственную казну валюту. К этому моменту полноприводной «Москвич-410» и 411-й сняли с конвейера. А тут на «горизонте замаячил» 415-й. И что, опять сокращать выпуск выгодного заводу и стране автомобиля, отдать площади, финансы под новую модель, которую, еще неизвестно как будут покупать? Это было не в советских традициях.
Правда, попытка организации серийного производства все же была. Сборку внедорожника хотели перенести в Новосибирск и поручить предприятию «Сибсельмаш». Но завод, видимо, был не в восторге от такой перспективы: начались бюрократические проволочки, да и денег так и не выделили. Чуть позже попытались заинтересовать Минобороны. Для этого передали опытный образец в Бронницы (НИИИ-21). Но машина не понравилась из-за малой вместительности и небольшого прочностного запаса. Проект заглох «автоматически». Но это еще не все, так просто не сдаются!
В 1970-м Предсовета министров СССР А. Косыгин перед заводами АЗЛК, Иж и только что введенного в строй ВАЗа, поставил задачу разработать комфортный легковой автомобиль с хорошей проходимостью. Реакция была довольно оперативной. На ВАЗе, например, первый прототип будущей «Нивы» собрали уже в 1972-м. В этом же году «Ижмаш» представил свою, четырнадцатую модель.
А что АЗЛК? Там в 1973-м подготовили «Москвич-2150», базирующийся на старых и, частично, новых наработках. Агрегаты унифицировали с готовящимся к серийному производству «Москвичом 2140». Построили пару прототипов: один, с мягким брезентовым верхом, носил индекс М-2148. Другой, М-2150, имел жесткий металлический кузов. Полноприводной «Москвич» сохранил свою главную особенность – рамную конструкцию на лонжеронах.
Результат конкурса общеизвестен: победила «Нива», получившаяся более комфортной, хотя и имевшая менее «внедорожные способности». Была еще одна причина – моральное устаревание модели «Москвич-415», разработанной полтора десятка лет назад. Что касается военных, то там начал «править бал» УАЗ-469, массовое производство которого стартовало в 1971 году.
Как ни удивительно, но был еще один всплеск интереса к «Москвичу-2150» в «лихие» 90-е. На фактически «тонущее» в долгах предприятие зачастили чиновники. Почему-то считалось, что организовать производство новой машины совсем несложно: тогда пойдет прибыль, завод снова заработает. Полузабытую модель осмотрели, даже пыль с архивных чертежей стряхнули. Однако, скоро власть имущим стало понятно, что есть менее хлопотные способы зарабатывания денег.
«Москвич-415», а позже 2150, так и остался долгожданным, но нереализованным проектом. От других, ему подобных, он отличается куда большей жизнеспособностью, но – увы!
Среди прочих проблем наиболее остро стояла транспортная. Особенно на селе, где, учитывая состояние дорог, основным средством передвижения для рядовых колхозников служила упряжка с лошадью.
Полноприводные машины
В 1950-х они уже начали появляться. Кроме наиболее распространенного ГАЗ-69 и кое-где оставшихся «Виллисов», советский автопром выпускал немногочисленные партии полноприводных авто на базе серийных легковушек-седанов. Примером может служить «Победа» 4х4 (ГАЗ-М72), а также 410 и 411 модели «Москвича». После испытаний выяснилось, что автомобили ненадежны, коробки (особенно раздаточные) слабые. Поэтому крупномасштабное производство этих машин так и не началось.
Универсал «Москвич-411» с приводом 4х4. Фото: youtube.com
В то время неким эталоном внедорожника считался автомобиль на своей отдельной раме, типа «Виллиса». Конструкции с несущим кузовом, как позже у «Нивы», для настоящего внедорожника даже не рассматривались. А попытки (см. выше) просто приделать второй ведущий мост и раздатку к серийному седану, оказались неудачными. Нужно было делать внедорожник с нуля. «Масла в огонь» подлил Никита Хрущев, выдвинувший лозунг-требование «Сделайте автомобиль для колхозника!». На московском автозаводе восприняли это, как приказ и приступили к делу.
«Москвич-415»
Разработка стартовала на столичном МЗМА в 1957-м. Чтобы удешевить и упростить конструкцию, по максимуму использовали узлы, детали от уже выпускавшихся машин. Коробки, мосты взяли у «Москвича-410», а движок в 45 л. с. – у серийного 407-го. Рама и кузов – уникальные, сделанные с «нуля».
Toyota Land Cruiser 1950-х: ну чем не «Виллис»! Фото: youtube.com
Первый собранный прототип сильно смахивал на Willys MB. Впрочем, тут ничего удивительного нет. Точно так же поступали и многие зарубежные производители: например, английский Land Rover, Fiat Campagnola (Италия), Toyota Land Cruiser.
Конструкция
Она получилась жесткой и прочной, т. к. состояла из лонжеронов. Передний мост крепился на шести, задний – девяти листовых рессорах. Небольшой свес, короткая колесная база в 2,03 м с клиренсом в 22 см способствовали лучшей проходимости. Модель 415 была открытой, 416-я в 1960-м получила полный металлический кузов с крышей. Позже на внедорожник стали устанавливать мотор от «Москвича-408» мощностью 50 «лошадей».
Первый вариант 415-й модели тоже смахивал на Willys. Фото: youtube.com
Расход на первых моделях был относительно небольшим (для того времени). По трассе на скорости 59-70 км/ч – 10,4-11 л, по городу – 14 л и на грунтовке – 19 л/100 км. «Максималка» по шоссе достигала 106 км/ч. Не особо, конечно, но зато «Москвич-415» шутя справлялся с бродами глубиной до 60 см и поднимался в горку с уклоном 31°.
Испытания
Первое тестирование стартовало под Москвой весной 1959-го. Выявленные недостатки оперативно устраняли. К лету этого же года начался второй этап испытаний. Он подразумевал пробег по грунтовке (7 тыс. км), асфальтированной трассе (5 тыс. км) и городу (2 тыс. км). Считалось, что примерно в таких пропорциях и будет ездить внедорожник. Машины загоняли в глухие дебри, проверяли на болотах, кочках и в буераках.
Мосты брали от своих же «Москвичей». Фото: youtube.com
Были и нарекания. Первое – слабый мотор, второе – ненадежное сцепление, которое зачастую горело. Амортизаторы тоже работали неэффективно, рессоры ломались. Однако, часть проблем была вызвана низким качество комплектующих. Тем не менее, в целом автомобили отработали очень даже неплохо.
Финал 415-го
После проведения очередной модернизации была подготовлена техническая документация для организации серийного выпуска. Информация о советском «джипе» просочилась в газеты. Жители села выражали надежду, что скоро увидят у себя на проселках недорогую и надежную машину.
Внутри обстановка совсем не комфортная. Фото: youtube.com
Крупномасштабное производство было утверждено правительством еще осенью 1959, после окончания испытаний.
По результатам тестирования машиной заинтересовалось Минобороны, считавшее, что авто может использоваться, как штабная или связная техника.
Одновременно на МЗМА машину совершенствовали, поставили движок от М-408, «облагородили» внешний вид и салон.
Препоны
Производить машину в Москве оказалось невозможно: не хватало мощностей. В то время предприятие активно выпускало «Москвич-407», который шел на экспорт (иногда до 60% от общего количества!) и приносил в государственную казну валюту. К этому моменту полноприводной «Москвич-410» и 411-й сняли с конвейера. А тут на «горизонте замаячил» 415-й. И что, опять сокращать выпуск выгодного заводу и стране автомобиля, отдать площади, финансы под новую модель, которую, еще неизвестно как будут покупать? Это было не в советских традициях.
В авто поставили движок от М-408. Фото: youtube.com
Правда, попытка организации серийного производства все же была. Сборку внедорожника хотели перенести в Новосибирск и поручить предприятию «Сибсельмаш». Но завод, видимо, был не в восторге от такой перспективы: начались бюрократические проволочки, да и денег так и не выделили. Чуть позже попытались заинтересовать Минобороны. Для этого передали опытный образец в Бронницы (НИИИ-21). Но машина не понравилась из-за малой вместительности и небольшого прочностного запаса. Проект заглох «автоматически». Но это еще не все, так просто не сдаются!
Последняя схватка
В 1970-м Предсовета министров СССР А. Косыгин перед заводами АЗЛК, Иж и только что введенного в строй ВАЗа, поставил задачу разработать комфортный легковой автомобиль с хорошей проходимостью. Реакция была довольно оперативной. На ВАЗе, например, первый прототип будущей «Нивы» собрали уже в 1972-м. В этом же году «Ижмаш» представил свою, четырнадцатую модель.
«Москвич-415» и сегодня на ходу
А что АЗЛК? Там в 1973-м подготовили «Москвич-2150», базирующийся на старых и, частично, новых наработках. Агрегаты унифицировали с готовящимся к серийному производству «Москвичом 2140». Построили пару прототипов: один, с мягким брезентовым верхом, носил индекс М-2148. Другой, М-2150, имел жесткий металлический кузов. Полноприводной «Москвич» сохранил свою главную особенность – рамную конструкцию на лонжеронах.
Открытая версия для военных. Фото: youtube.com
Результат конкурса общеизвестен: победила «Нива», получившаяся более комфортной, хотя и имевшая менее «внедорожные способности». Была еще одна причина – моральное устаревание модели «Москвич-415», разработанной полтора десятка лет назад. Что касается военных, то там начал «править бал» УАЗ-469, массовое производство которого стартовало в 1971 году.
Также не стоит забывать о высокой централизованности государственной системы. Предполагалось, что каждый завод должен «заниматься своим делом». Если, например, АЗЛК выпускает «легковушки», значит, не нужно лезть во «внедорожный сегмент». Пусть им занимается УАЗ.
Как ни удивительно, но был еще один всплеск интереса к «Москвичу-2150» в «лихие» 90-е. На фактически «тонущее» в долгах предприятие зачастили чиновники. Почему-то считалось, что организовать производство новой машины совсем несложно: тогда пойдет прибыль, завод снова заработает. Полузабытую модель осмотрели, даже пыль с архивных чертежей стряхнули. Однако, скоро власть имущим стало понятно, что есть менее хлопотные способы зарабатывания денег.
Не помог даже облагороженный экстерьер. Фото: youtube.com
«Москвич-415», а позже 2150, так и остался долгожданным, но нереализованным проектом. От других, ему подобных, он отличается куда большей жизнеспособностью, но – увы!
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...