
Спасательные шлюпки и плоты: чем комплектуют корабли сегодня
Когда человек научился строить большие деревянные парусники и путешествовать по океану долгие месяцы, возникла необходимость возить с собой лодки. Но изначально они не были предназначены для спасения: об этом в то время думали как-то в последнюю очередь.
Шлюпки были нужны, чтобы подплывать к неизвестным землям, островам для пополнения запаса воды и провизии. Кому первому пришла идея загрузить на борт корабля лодки специально для спасения в случае крушения, неизвестно. Но официальная версия все-таки есть.
Толчком к ее постройке послужил печальный инцидент, случившийся на реке Тайн в Англии в 1789 году. Недалеко от ее впадения в море на мель село судно. Все члены экипажа, а их было восемь человек, хорошо просматривались с берега, но спасать их на утлых рыбацких лодчонках никто не осмелился. И вот, менее, чем через год, состоялись испытания первой специальной спасательной шлюпки «Ориджинал».
Когда-то спасательные шлюпки вместо моторов оборудовались парусами. Фото: youtube.com
Это довольно крупное судно, оборудованное десятью веслами. К 1839 году более 30 береговых станций оснастили подобными средствами. А первенец – лодка «Ориджинал» прослужила 40 лет и, благодаря ей, были спасены сотни жизней.
К его началу правила безопасности, касающиеся мореплавания, безнадежно устарели. Например, в английских законах было правило, регулирующее количество спасательных шлюпок на борту. Но оно относилось только к судам водоизмещением от 10 тыс. тонн. И лишь после крушения «Титаника» в 1912 году серьезно задумались о внесении изменений в существовавшие законы.
На Titanic шлюпок на всех не хватило. Фото: youtube.com
Ведь по ним, на Titanic должно было находиться 20 шлюпок на 1178 пассажиров и членов экипажа, хотя по тогдашним правилам, достаточно было иметь плавсредств на 1060 человек. И все равно: «законного» количества лодок на всех не хватало. Общая вместимость лайнера – 3330 пассажиров и моряков – т. е. оставшиеся 2152 человека в случае кораблекрушения шансов не имели.
Расшифровывается и переводится, как «международное соглашение об охране человека на море». Общие правила по спасательным средствам заложили в 1974 году, в 1983-м дополнили. Грузовые корабли неограниченного района плавания должны иметь полный комплект спасательных шлюпок с каждого борта, т. е. 200%.
Открытая спасательная шлюпка. Фото: youtube.com
Для пассажирских судов цифра вдвое меньше: плавсредств должно хватать на 100% находящихся на борту людей. СОЛАС упоминает и спасательные плоты: каждый из них «обязан» вмещать в 2 раза больше человек, чем предусмотрено «штатным расписанием». Эти плавсредства должны быть рассчитаны не менее, чем на шестерых терпящих бедствие.
Из кино мы как-то привыкли к «классическому» виду этих плавсредств: открытые лодки с ребристым корпусом, висящие вдоль бортов на полукруглых балках. Но сегодня такие шлюпки встретить уже довольно сложно.
Переводится и расшифровывается, как «моторное судно для выживания, полностью закрытое». Изначально плавсредство разрабатывалось для комплектования морских платформ, добывающих нефть. Первое судно подобного типа, изготовленное из стекловолокна, появилось в 1968 году (США).
Закрытая спасательная лодка. Фото: youtube.com
По конструкции это закрытая капсула с мотором, защищенная от пожара, проникновения ядовитых испарений, жидкостей, а также ненастных погодных условий и небольших волн.
Сегодня закрытые шлюпки TEMPSC, помимо платформ, обязательны для торговых кораблей, танкеров, газовозов.
Интересный вариант закрытого плавсредства. По кинофильмам многие помнят, что спуск лодки на воду – относительно долгий процесс. А если на судне паника, и какой-нибудь блок тали заел? Для таких случаев и сконструировали особый тип шлюпок.
Спасательное средство свободного падения на штатном месте. Фото: youtube.com
На корабле они сразу устанавливаются в наклонном положении на специальных эллингах-рамах. Как только будет разблокирован стопор, лодка понесется вниз, на море. Штатным считается ее падение на воду с высоты не более 20 м. Усаживающиеся в шлюпку пассажиры, как в автомобиле, пристегиваются ремнями. На сегодня такие средства считаются самыми надежными.
Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) четко определяет необходимый комплект оборудования. Не будем перечислять все – там 31 пункт, остановимся на необходимом.
Внутри спасательного плавсредства. Фото: youtube.com
Прежде всего, это пресная вода из расчета не менее 3 л на человека (иногда устройство для опреснения) .
Далее идет продовольственный паек, компас, сигнальное зеркало, ракеты, веревка, спасательный круг, дымовые шашки, средства пожаротушения, нож, фонарик и многое другое. Обязательный «атрибут» – аптечка, а также черпаки, ведра, одеяла.
В 1945 году противник потопил американский крейсер «Индианополис». Корабль был укомплектован спасательными лодками, но ни одну из них не удалось спустить на воду. На борту имелись плоты из бальзового дерева. И только благодаря им, удалось спастись 316-ти членам экипажа из 1196. Так что преуменьшать роль плотов в случае кораблекрушения неосмотрительно. И это, как нельзя лучше, отображено в требованиях SOLAS. Кстати, все спасательные плоты (PACK) на кораблях делятся на три типа:
✅ А – при неограниченном районе плавания
✅ В – прибрежном (река – море)
✅ С – внутреннем судоходстве
В зависимости от вида, спасательные средства имеют соответствующую комплектацию. Но есть и общие требования: плот должен находиться на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях. Спасательное средство сконструировано таким образом, что выдерживает падение с высоты не менее 18 м и прыжки в него с 4,5 м.
Жесткими или надувными, спускаемыми либо сбрасываемыми. Особый технический интерес представляют спасательные средства, наполняемые газом. Процесс начинается в случае принудительного открытия клапана или при ударе о воду. Время наполнения газом (он должен быть нетоксичным) – от одной до трех минут. По внешнему виду это большие цилиндры, располагаемые вдоль борта судна.
Так выглядит спасательный плот изначально. Фото: youtube.com
Габаритные плоты делают из нескольких надуваемых секций, расположенных друг над другом. В случае повреждения одного отсека, целые будут поддерживать конструкцию на плаву. В такие средства спасения может поместиться до 150 человек. При использовании плота главное для него – как можно быстрее оказаться в воде.
Процесс надува. Фото: youtube.com
Упав с высоты, конструкция погружается на глубину 1,5-4 м (в зависимости от габаритов и массы), где срабатывает система газонаполнения. С кораблем плот связан линем, который после погружения спасательного средства разрывается в предусмотренном слабом месте.
Список необходимого оборудования для плотов также регламентирован LSA: фактически в него входит то же самое, что и шлюпки, правда, в меньшем количестве.
Не сразу он стал обязательным: только с 1962 года. Ранее использовались светлые, белые оттенки. Однако, на фоне морской пены такой цвет оказывался малозаметным. Если же плот, жилет или шлюпка окрашены в ярко-оранжевый цвет, то он не будет сливаться ни с небом, ни с океаном.
Оранжевый цвет – самый заметный в океане. Фото: youtube.com
А что главное при спасении на море? В 1952 году доктор Аллен Бомбар по своей воле в надувной лодке сумел пересечь Атлантический океан, питаясь только пойманной рыбой и добывая из нее воду (иногда помогал дождь). Смысл его «мероприятия» в том, чтобы доказать: спасение – психологическое понятие. И многие, потерпевшие катастрофу на море, выжили бы, если бы не «умерли раньше смерти», отдавшись отчаянию.
Шлюпки были нужны, чтобы подплывать к неизвестным землям, островам для пополнения запаса воды и провизии. Кому первому пришла идея загрузить на борт корабля лодки специально для спасения в случае крушения, неизвестно. Но официальная версия все-таки есть.
Первая шлюпка
Толчком к ее постройке послужил печальный инцидент, случившийся на реке Тайн в Англии в 1789 году. Недалеко от ее впадения в море на мель село судно. Все члены экипажа, а их было восемь человек, хорошо просматривались с берега, но спасать их на утлых рыбацких лодчонках никто не осмелился. И вот, менее, чем через год, состоялись испытания первой специальной спасательной шлюпки «Ориджинал».

Это довольно крупное судно, оборудованное десятью веслами. К 1839 году более 30 береговых станций оснастили подобными средствами. А первенец – лодка «Ориджинал» прослужила 40 лет и, благодаря ей, были спасены сотни жизней.
ХХ век
К его началу правила безопасности, касающиеся мореплавания, безнадежно устарели. Например, в английских законах было правило, регулирующее количество спасательных шлюпок на борту. Но оно относилось только к судам водоизмещением от 10 тыс. тонн. И лишь после крушения «Титаника» в 1912 году серьезно задумались о внесении изменений в существовавшие законы.

Ведь по ним, на Titanic должно было находиться 20 шлюпок на 1178 пассажиров и членов экипажа, хотя по тогдашним правилам, достаточно было иметь плавсредств на 1060 человек. И все равно: «законного» количества лодок на всех не хватало. Общая вместимость лайнера – 3330 пассажиров и моряков – т. е. оставшиеся 2152 человека в случае кораблекрушения шансов не имели.
SOLAS
Расшифровывается и переводится, как «международное соглашение об охране человека на море». Общие правила по спасательным средствам заложили в 1974 году, в 1983-м дополнили. Грузовые корабли неограниченного района плавания должны иметь полный комплект спасательных шлюпок с каждого борта, т. е. 200%.

Для пассажирских судов цифра вдвое меньше: плавсредств должно хватать на 100% находящихся на борту людей. СОЛАС упоминает и спасательные плоты: каждый из них «обязан» вмещать в 2 раза больше человек, чем предусмотрено «штатным расписанием». Эти плавсредства должны быть рассчитаны не менее, чем на шестерых терпящих бедствие.
Виды спасательных шлюпок
Из кино мы как-то привыкли к «классическому» виду этих плавсредств: открытые лодки с ребристым корпусом, висящие вдоль бортов на полукруглых балках. Но сегодня такие шлюпки встретить уже довольно сложно.
TEMPSC
Переводится и расшифровывается, как «моторное судно для выживания, полностью закрытое». Изначально плавсредство разрабатывалось для комплектования морских платформ, добывающих нефть. Первое судно подобного типа, изготовленное из стекловолокна, появилось в 1968 году (США).

По конструкции это закрытая капсула с мотором, защищенная от пожара, проникновения ядовитых испарений, жидкостей, а также ненастных погодных условий и небольших волн.
Сегодня закрытые шлюпки TEMPSC, помимо платформ, обязательны для торговых кораблей, танкеров, газовозов.
Шлюпки свободного падения
Интересный вариант закрытого плавсредства. По кинофильмам многие помнят, что спуск лодки на воду – относительно долгий процесс. А если на судне паника, и какой-нибудь блок тали заел? Для таких случаев и сконструировали особый тип шлюпок.

На корабле они сразу устанавливаются в наклонном положении на специальных эллингах-рамах. Как только будет разблокирован стопор, лодка понесется вниз, на море. Штатным считается ее падение на воду с высоты не более 20 м. Усаживающиеся в шлюпку пассажиры, как в автомобиле, пристегиваются ремнями. На сегодня такие средства считаются самыми надежными.
Что должно быть в шлюпке
Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) четко определяет необходимый комплект оборудования. Не будем перечислять все – там 31 пункт, остановимся на необходимом.

Прежде всего, это пресная вода из расчета не менее 3 л на человека (иногда устройство для опреснения) .
Каждые 3 месяца кто-то из членов экипажа проводит ревизию содержимого спасательных шлюпок.
Далее идет продовольственный паек, компас, сигнальное зеркало, ракеты, веревка, спасательный круг, дымовые шашки, средства пожаротушения, нож, фонарик и многое другое. Обязательный «атрибут» – аптечка, а также черпаки, ведра, одеяла.
Плот или шлюпка?
В 1945 году противник потопил американский крейсер «Индианополис». Корабль был укомплектован спасательными лодками, но ни одну из них не удалось спустить на воду. На борту имелись плоты из бальзового дерева. И только благодаря им, удалось спастись 316-ти членам экипажа из 1196. Так что преуменьшать роль плотов в случае кораблекрушения неосмотрительно. И это, как нельзя лучше, отображено в требованиях SOLAS. Кстати, все спасательные плоты (PACK) на кораблях делятся на три типа:
✅ А – при неограниченном районе плавания
✅ В – прибрежном (река – море)
✅ С – внутреннем судоходстве
В зависимости от вида, спасательные средства имеют соответствующую комплектацию. Но есть и общие требования: плот должен находиться на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях. Спасательное средство сконструировано таким образом, что выдерживает падение с высоты не менее 18 м и прыжки в него с 4,5 м.
Какими бывают плоты?
Жесткими или надувными, спускаемыми либо сбрасываемыми. Особый технический интерес представляют спасательные средства, наполняемые газом. Процесс начинается в случае принудительного открытия клапана или при ударе о воду. Время наполнения газом (он должен быть нетоксичным) – от одной до трех минут. По внешнему виду это большие цилиндры, располагаемые вдоль борта судна.

Габаритные плоты делают из нескольких надуваемых секций, расположенных друг над другом. В случае повреждения одного отсека, целые будут поддерживать конструкцию на плаву. В такие средства спасения может поместиться до 150 человек. При использовании плота главное для него – как можно быстрее оказаться в воде.

Упав с высоты, конструкция погружается на глубину 1,5-4 м (в зависимости от габаритов и массы), где срабатывает система газонаполнения. С кораблем плот связан линем, который после погружения спасательного средства разрывается в предусмотренном слабом месте.
Спуск одного из самых современных плотов на воду
Список необходимого оборудования для плотов также регламентирован LSA: фактически в него входит то же самое, что и шлюпки, правда, в меньшем количестве.
Почему спасательные средства оранжевого цвета
Не сразу он стал обязательным: только с 1962 года. Ранее использовались светлые, белые оттенки. Однако, на фоне морской пены такой цвет оказывался малозаметным. Если же плот, жилет или шлюпка окрашены в ярко-оранжевый цвет, то он не будет сливаться ни с небом, ни с океаном.

А что главное при спасении на море? В 1952 году доктор Аллен Бомбар по своей воле в надувной лодке сумел пересечь Атлантический океан, питаясь только пойманной рыбой и добывая из нее воду (иногда помогал дождь). Смысл его «мероприятия» в том, чтобы доказать: спасение – психологическое понятие. И многие, потерпевшие катастрофу на море, выжили бы, если бы не «умерли раньше смерти», отдавшись отчаянию.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....