Спасательные шлюпки и плоты: чем комплектуют корабли сегодня
Когда человек научился строить большие деревянные парусники и путешествовать по океану долгие месяцы, возникла необходимость возить с собой лодки. Но изначально они не были предназначены для спасения: об этом в то время думали как-то в последнюю очередь.
Шлюпки были нужны, чтобы подплывать к неизвестным землям, островам для пополнения запаса воды и провизии. Кому первому пришла идея загрузить на борт корабля лодки специально для спасения в случае крушения, неизвестно. Но официальная версия все-таки есть.
Толчком к ее постройке послужил печальный инцидент, случившийся на реке Тайн в Англии в 1789 году. Недалеко от ее впадения в море на мель село судно. Все члены экипажа, а их было восемь человек, хорошо просматривались с берега, но спасать их на утлых рыбацких лодчонках никто не осмелился. И вот, менее, чем через год, состоялись испытания первой специальной спасательной шлюпки «Ориджинал».
Это довольно крупное судно, оборудованное десятью веслами. К 1839 году более 30 береговых станций оснастили подобными средствами. А первенец – лодка «Ориджинал» прослужила 40 лет и, благодаря ей, были спасены сотни жизней.
К его началу правила безопасности, касающиеся мореплавания, безнадежно устарели. Например, в английских законах было правило, регулирующее количество спасательных шлюпок на борту. Но оно относилось только к судам водоизмещением от 10 тыс. тонн. И лишь после крушения «Титаника» в 1912 году серьезно задумались о внесении изменений в существовавшие законы.
Ведь по ним, на Titanic должно было находиться 20 шлюпок на 1178 пассажиров и членов экипажа, хотя по тогдашним правилам, достаточно было иметь плавсредств на 1060 человек. И все равно: «законного» количества лодок на всех не хватало. Общая вместимость лайнера – 3330 пассажиров и моряков – т. е. оставшиеся 2152 человека в случае кораблекрушения шансов не имели.
Расшифровывается и переводится, как «международное соглашение об охране человека на море». Общие правила по спасательным средствам заложили в 1974 году, в 1983-м дополнили. Грузовые корабли неограниченного района плавания должны иметь полный комплект спасательных шлюпок с каждого борта, т. е. 200%.
Для пассажирских судов цифра вдвое меньше: плавсредств должно хватать на 100% находящихся на борту людей. СОЛАС упоминает и спасательные плоты: каждый из них «обязан» вмещать в 2 раза больше человек, чем предусмотрено «штатным расписанием». Эти плавсредства должны быть рассчитаны не менее, чем на шестерых терпящих бедствие.
Из кино мы как-то привыкли к «классическому» виду этих плавсредств: открытые лодки с ребристым корпусом, висящие вдоль бортов на полукруглых балках. Но сегодня такие шлюпки встретить уже довольно сложно.
Переводится и расшифровывается, как «моторное судно для выживания, полностью закрытое». Изначально плавсредство разрабатывалось для комплектования морских платформ, добывающих нефть. Первое судно подобного типа, изготовленное из стекловолокна, появилось в 1968 году (США).
По конструкции это закрытая капсула с мотором, защищенная от пожара, проникновения ядовитых испарений, жидкостей, а также ненастных погодных условий и небольших волн.
Сегодня закрытые шлюпки TEMPSC, помимо платформ, обязательны для торговых кораблей, танкеров, газовозов.
Интересный вариант закрытого плавсредства. По кинофильмам многие помнят, что спуск лодки на воду – относительно долгий процесс. А если на судне паника, и какой-нибудь блок тали заел? Для таких случаев и сконструировали особый тип шлюпок.
На корабле они сразу устанавливаются в наклонном положении на специальных эллингах-рамах. Как только будет разблокирован стопор, лодка понесется вниз, на море. Штатным считается ее падение на воду с высоты не более 20 м. Усаживающиеся в шлюпку пассажиры, как в автомобиле, пристегиваются ремнями. На сегодня такие средства считаются самыми надежными.
Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) четко определяет необходимый комплект оборудования. Не будем перечислять все – там 31 пункт, остановимся на необходимом.
Прежде всего, это пресная вода из расчета не менее 3 л на человека (иногда устройство для опреснения) .
Далее идет продовольственный паек, компас, сигнальное зеркало, ракеты, веревка, спасательный круг, дымовые шашки, средства пожаротушения, нож, фонарик и многое другое. Обязательный «атрибут» – аптечка, а также черпаки, ведра, одеяла.
В 1945 году противник потопил американский крейсер «Индианополис». Корабль был укомплектован спасательными лодками, но ни одну из них не удалось спустить на воду. На борту имелись плоты из бальзового дерева. И только благодаря им, удалось спастись 316-ти членам экипажа из 1196. Так что преуменьшать роль плотов в случае кораблекрушения неосмотрительно. И это, как нельзя лучше, отображено в требованиях SOLAS. Кстати, все спасательные плоты (PACK) на кораблях делятся на три типа:
✅ А – при неограниченном районе плавания
✅ В – прибрежном (река – море)
✅ С – внутреннем судоходстве
В зависимости от вида, спасательные средства имеют соответствующую комплектацию. Но есть и общие требования: плот должен находиться на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях. Спасательное средство сконструировано таким образом, что выдерживает падение с высоты не менее 18 м и прыжки в него с 4,5 м.
Жесткими или надувными, спускаемыми либо сбрасываемыми. Особый технический интерес представляют спасательные средства, наполняемые газом. Процесс начинается в случае принудительного открытия клапана или при ударе о воду. Время наполнения газом (он должен быть нетоксичным) – от одной до трех минут. По внешнему виду это большие цилиндры, располагаемые вдоль борта судна.
Габаритные плоты делают из нескольких надуваемых секций, расположенных друг над другом. В случае повреждения одного отсека, целые будут поддерживать конструкцию на плаву. В такие средства спасения может поместиться до 150 человек. При использовании плота главное для него – как можно быстрее оказаться в воде.
Упав с высоты, конструкция погружается на глубину 1,5-4 м (в зависимости от габаритов и массы), где срабатывает система газонаполнения. С кораблем плот связан линем, который после погружения спасательного средства разрывается в предусмотренном слабом месте.
Список необходимого оборудования для плотов также регламентирован LSA: фактически в него входит то же самое, что и шлюпки, правда, в меньшем количестве.
Не сразу он стал обязательным: только с 1962 года. Ранее использовались светлые, белые оттенки. Однако, на фоне морской пены такой цвет оказывался малозаметным. Если же плот, жилет или шлюпка окрашены в ярко-оранжевый цвет, то он не будет сливаться ни с небом, ни с океаном.
А что главное при спасении на море? В 1952 году доктор Аллен Бомбар по своей воле в надувной лодке сумел пересечь Атлантический океан, питаясь только пойманной рыбой и добывая из нее воду (иногда помогал дождь). Смысл его «мероприятия» в том, чтобы доказать: спасение – психологическое понятие. И многие, потерпевшие катастрофу на море, выжили бы, если бы не «умерли раньше смерти», отдавшись отчаянию.
Шлюпки были нужны, чтобы подплывать к неизвестным землям, островам для пополнения запаса воды и провизии. Кому первому пришла идея загрузить на борт корабля лодки специально для спасения в случае крушения, неизвестно. Но официальная версия все-таки есть.
Первая шлюпка
Толчком к ее постройке послужил печальный инцидент, случившийся на реке Тайн в Англии в 1789 году. Недалеко от ее впадения в море на мель село судно. Все члены экипажа, а их было восемь человек, хорошо просматривались с берега, но спасать их на утлых рыбацких лодчонках никто не осмелился. И вот, менее, чем через год, состоялись испытания первой специальной спасательной шлюпки «Ориджинал».
Когда-то спасательные шлюпки вместо моторов оборудовались парусами. Фото: youtube.com
Это довольно крупное судно, оборудованное десятью веслами. К 1839 году более 30 береговых станций оснастили подобными средствами. А первенец – лодка «Ориджинал» прослужила 40 лет и, благодаря ей, были спасены сотни жизней.
ХХ век
К его началу правила безопасности, касающиеся мореплавания, безнадежно устарели. Например, в английских законах было правило, регулирующее количество спасательных шлюпок на борту. Но оно относилось только к судам водоизмещением от 10 тыс. тонн. И лишь после крушения «Титаника» в 1912 году серьезно задумались о внесении изменений в существовавшие законы.
На Titanic шлюпок на всех не хватило. Фото: youtube.com
Ведь по ним, на Titanic должно было находиться 20 шлюпок на 1178 пассажиров и членов экипажа, хотя по тогдашним правилам, достаточно было иметь плавсредств на 1060 человек. И все равно: «законного» количества лодок на всех не хватало. Общая вместимость лайнера – 3330 пассажиров и моряков – т. е. оставшиеся 2152 человека в случае кораблекрушения шансов не имели.
SOLAS
Расшифровывается и переводится, как «международное соглашение об охране человека на море». Общие правила по спасательным средствам заложили в 1974 году, в 1983-м дополнили. Грузовые корабли неограниченного района плавания должны иметь полный комплект спасательных шлюпок с каждого борта, т. е. 200%.
Открытая спасательная шлюпка. Фото: youtube.com
Для пассажирских судов цифра вдвое меньше: плавсредств должно хватать на 100% находящихся на борту людей. СОЛАС упоминает и спасательные плоты: каждый из них «обязан» вмещать в 2 раза больше человек, чем предусмотрено «штатным расписанием». Эти плавсредства должны быть рассчитаны не менее, чем на шестерых терпящих бедствие.
Виды спасательных шлюпок
Из кино мы как-то привыкли к «классическому» виду этих плавсредств: открытые лодки с ребристым корпусом, висящие вдоль бортов на полукруглых балках. Но сегодня такие шлюпки встретить уже довольно сложно.
TEMPSC
Переводится и расшифровывается, как «моторное судно для выживания, полностью закрытое». Изначально плавсредство разрабатывалось для комплектования морских платформ, добывающих нефть. Первое судно подобного типа, изготовленное из стекловолокна, появилось в 1968 году (США).
Закрытая спасательная лодка. Фото: youtube.com
По конструкции это закрытая капсула с мотором, защищенная от пожара, проникновения ядовитых испарений, жидкостей, а также ненастных погодных условий и небольших волн.
Сегодня закрытые шлюпки TEMPSC, помимо платформ, обязательны для торговых кораблей, танкеров, газовозов.
Шлюпки свободного падения
Интересный вариант закрытого плавсредства. По кинофильмам многие помнят, что спуск лодки на воду – относительно долгий процесс. А если на судне паника, и какой-нибудь блок тали заел? Для таких случаев и сконструировали особый тип шлюпок.
Спасательное средство свободного падения на штатном месте. Фото: youtube.com
На корабле они сразу устанавливаются в наклонном положении на специальных эллингах-рамах. Как только будет разблокирован стопор, лодка понесется вниз, на море. Штатным считается ее падение на воду с высоты не более 20 м. Усаживающиеся в шлюпку пассажиры, как в автомобиле, пристегиваются ремнями. На сегодня такие средства считаются самыми надежными.
Что должно быть в шлюпке
Международный кодекс по спасательным средствам (LSA) четко определяет необходимый комплект оборудования. Не будем перечислять все – там 31 пункт, остановимся на необходимом.
Внутри спасательного плавсредства. Фото: youtube.com
Прежде всего, это пресная вода из расчета не менее 3 л на человека (иногда устройство для опреснения) .
Каждые 3 месяца кто-то из членов экипажа проводит ревизию содержимого спасательных шлюпок.
Далее идет продовольственный паек, компас, сигнальное зеркало, ракеты, веревка, спасательный круг, дымовые шашки, средства пожаротушения, нож, фонарик и многое другое. Обязательный «атрибут» – аптечка, а также черпаки, ведра, одеяла.
Плот или шлюпка?
В 1945 году противник потопил американский крейсер «Индианополис». Корабль был укомплектован спасательными лодками, но ни одну из них не удалось спустить на воду. На борту имелись плоты из бальзового дерева. И только благодаря им, удалось спастись 316-ти членам экипажа из 1196. Так что преуменьшать роль плотов в случае кораблекрушения неосмотрительно. И это, как нельзя лучше, отображено в требованиях SOLAS. Кстати, все спасательные плоты (PACK) на кораблях делятся на три типа:
✅ А – при неограниченном районе плавания
✅ В – прибрежном (река – море)
✅ С – внутреннем судоходстве
В зависимости от вида, спасательные средства имеют соответствующую комплектацию. Но есть и общие требования: плот должен находиться на плаву в течение не менее 30 суток при любых условиях. Спасательное средство сконструировано таким образом, что выдерживает падение с высоты не менее 18 м и прыжки в него с 4,5 м.
Какими бывают плоты?
Жесткими или надувными, спускаемыми либо сбрасываемыми. Особый технический интерес представляют спасательные средства, наполняемые газом. Процесс начинается в случае принудительного открытия клапана или при ударе о воду. Время наполнения газом (он должен быть нетоксичным) – от одной до трех минут. По внешнему виду это большие цилиндры, располагаемые вдоль борта судна.
Так выглядит спасательный плот изначально. Фото: youtube.com
Габаритные плоты делают из нескольких надуваемых секций, расположенных друг над другом. В случае повреждения одного отсека, целые будут поддерживать конструкцию на плаву. В такие средства спасения может поместиться до 150 человек. При использовании плота главное для него – как можно быстрее оказаться в воде.
Процесс надува. Фото: youtube.com
Упав с высоты, конструкция погружается на глубину 1,5-4 м (в зависимости от габаритов и массы), где срабатывает система газонаполнения. С кораблем плот связан линем, который после погружения спасательного средства разрывается в предусмотренном слабом месте.
Спуск одного из самых современных плотов на воду
Список необходимого оборудования для плотов также регламентирован LSA: фактически в него входит то же самое, что и шлюпки, правда, в меньшем количестве.
Почему спасательные средства оранжевого цвета
Не сразу он стал обязательным: только с 1962 года. Ранее использовались светлые, белые оттенки. Однако, на фоне морской пены такой цвет оказывался малозаметным. Если же плот, жилет или шлюпка окрашены в ярко-оранжевый цвет, то он не будет сливаться ни с небом, ни с океаном.
Оранжевый цвет – самый заметный в океане. Фото: youtube.com
А что главное при спасении на море? В 1952 году доктор Аллен Бомбар по своей воле в надувной лодке сумел пересечь Атлантический океан, питаясь только пойманной рыбой и добывая из нее воду (иногда помогал дождь). Смысл его «мероприятия» в том, чтобы доказать: спасение – психологическое понятие. И многие, потерпевшие катастрофу на море, выжили бы, если бы не «умерли раньше смерти», отдавшись отчаянию.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Ан-72 – почему этот советский самолет такой странный
Авиация начала развиваться стремительными темпами еще во второй половине 1930-х годов. Особенно повлияла на этот процесс Вторая мировая война. Окончание...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Полноприводный российский мотоцикл Скаут-5 – возрождение Иж возможно
Этот мотоцикл, как и все семейств «Скаут», делают в Ижевске. Только до полного цикла производства там еще далеко....
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Для строительства крупнейшего аэропорта понадобится искусственный остров
Кроме развития инфраструктуры, в сфере авиаперевозок Китая также есть новости. Самолет C919 продолжает ставить рекорды. Обо всех подробностях можно узнать из...
Haven-1: США готовят к запуску первый модуль будущей станции
Мы уже рассказывали о планах России по созданию своей орбитальной станции (РОС). А что американцы делают в этом направлении?...
Россия разрабатывает стандарты для серийного выпуска дирижаблей
Это первая классификация такого типа в России. Стандарты охватят весь «жизненный цикл» дирижаблей и аэростатов....
Завершено строительство самого большого в мире подводного туннеля – это рекорд
И, не поверите, снова в Поднебесной. Все подробности об уникальном проекте, а главное, о рекордных сроках его реализации, читайте в нашем материале....
Прокатились на самом новом поезде в России
Обновленная «Аврора» совершила свою первую поездку. Скоростной рейс №744 проходил по маршруту из столицы в Санкт-Петербург. Отправка была с Ленинградского...
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...