FIAT S76: как московский городовой воевал с «Туринским чудовищем»
Историки автомобильной отрасли – уважаемые люди, объективные и кропотливые. Каждой модели уделяют должное внимание. Фиксируют документальные вещи: чертежи, макеты, фото, газетные материалы, кинохронику и проч. Однако с великолепной фиатовской моделью под индексом S76 вышла форменная ерунда. Те самые «объективные» насобирали разрозненные сведения. Скажем сильнее, не намереваясь обидеть «кропотливых»: надергали неподтвержденных «фактов», пользовались слухами.
Например, не установили простую вещь: сколько экземпляров создал производитель, один или два? Может, больше? Летописец машиностроения, соавтор «Энциклопедии автомобилей» Майкл Седжвик утверждал: FIAT S76 произвели в единичном варианте. Тогда почему на фото 1911-1913 годов машина то с глушителем, то без него? Элемент был съемным? Возможно.
Но есть снимки, где выпускной коллектор справа, а на других фотокарточках слева. Отверстия для выбросов: то два квадратных, то четыре круглых. Разная окраска облицовки радиатора тоже свидетельствует о существовании, как минимум, двух образцов модели. Но ведь можно и перекрасить, отполировать передок?.. Почему так много белых пятен в истории «итальянца», и о чем это мы вообще?
На дворе нулевые прошлого века. Американец Фред Мэрриотт в 1906 году разогнал паровой (!) автомобиль Stanley Rocket до 205,443 км/ч. Карл Бенц моментально ответил моделью Blitzen Benz с объемом двигателя 21,5 л. Родстер под управлением Боба Бармэна в 1911-ом побил рекорд Фреда в Дайтоне-Бич – 228 км/ч.
Официально скорость не зарегистрировали: были нарушены некие правила соревнований. Но в автомире разразилось, взорвалось с ураганной силой гоночное шоу. Оно, правда, и так наблюдалось со дня выхода первого автомобиля.
«Фиат», образованный в 1899 году, к этому моменту усилиями Джованни Аньелли стал транснациональной компанией. Мог ли один из старейших автопроизводителей не реагировать на подобные вызовы?
В 1911-ом, начав работы двумя годами ранее, здесь создали настоящее чудо – FIAT S76. Машину соотечественники назвали «Туринским зверем», «крупнейшей ошибкой Фиат», «трудно управляемым монстром». Еще и «Белым слоном» обзывали, намекая на короля Сиама. Этот дарил чрезвычайно дорогое животное подданному, которого решил разорить: работать на царском презенте нельзя, а кормить, содержать сильно накладно.
Почему современники насмешливо именовали, а потомки забыли модель на долгие десятилетия? О легендарном двухместном трек-каре напомнил реставратор Дункан Питтавей на «Фестивале скорости» 2015 в британском Гудвуде. Восстановленный FIAT S76 стал звездой международного мероприятия.
В начале эры автостроения производители не видели другого способа повысить мощность мотора, кроме как увеличить рабочий объем. Если К. Бенц выставил 21,5-литровый 200-сильный движок, то итальянцы пошли в параметрах дальше.
Говорят, двигатель разработали для дирижабля Forlanini F.5, но решили поставить на гоночный автомобиль. Оппоненты считают утверждение некорректным и даже позорящим компанию. Все, мол, было с точностью до наоборот. Оставим аргументы спорщиков без комментариев, посмотрим на агрегат.
А он просто красавец, этот 16-клапанник с жидкостным охлаждением:
✅ объем – 28 353 см3
✅ количество цилиндров – 4
✅ мощность – 290 л. с. при 1,9 тыс. об/мин
В нормальном современном грузовике 15 л распределяются на 6 цилиндров, а у «Фиат» 28 литров на четыре. Какие же они? Да это же ведра с диаметром поршня 190 мм и ходом 250 мм! Объем каждого цилиндра более 7 л. Впечатляет, что установка предназначалась для легковушки. Запускалась от магнето низкого напряжения, на каждый цилиндр приходилось по 3 свечи.
Распредвал головки двигателя располагался сверху. Привод посредством 4-ступенчатой механической трансмиссии и цепной передачи подавался на задние колеса.
Огромный и тяжелый силовой агрегат конструкторы расположили продольно на вновь созданном шасси. Есть версия, «тележку», дескать, взяли от предыдущей модели S74. Не станем заострять на этом внимание. Факт, что двигатель занимал 2/3 крепкой лестничной рамы с неразрезными мостами.
Кузов создали металлический, аэродинамической формы с ярко выраженным задним обтекателем. Выкрасили, соблюдая уже сложившуюся спортивную традицию «Фиат», в красный цвет. Установили латунный радиатор шириной 700 мм и толщиной 280 мм.
Размеры «Туринского монстра»:
✅ длина – 3750 мм
✅ ширина – 1300 мм
✅ высота – 1600 мм
Между осями пролегало 2740 мм, вес авто составлял 1650 кг. Подвеска вкруговую зависимая на полуэллиптических рессорах. Барабанные механические тормоза стояли только на задних колесах.
Заводские испытания аппарата проводил Феличе Наццаро. Заключение: машина неуправляема. Тем не менее, ее отправили в Англию. Впервые FIAT S76 показали публике 10 июня 1911 года в понедельник после праздника Троицы.
В этот день в Бруклендсе состоялись соревнования местного автомобильного клуба. Пилотировал родстер гонщик Пьетро Бордино. Итальянцы предвкушали победу, намеревались побить скоростной рекорд – те самые 228 км/ч. Но уже пробный заезд показал: трасса с крутыми поворотами не годится для тяжелого и мощного трек-кара.
Скорость 200 км/ч не устроила Пьетро. Машину погнали на 5-километровый пляж Салтбурн. Но погода не благоволила: родстер здорово увяз в мокром песке. Вытягивали лошадьми, успели до прилива. Кстати, второе имя, под которым известен наш герой, – Fiat 300 HP Record.
Эта часть истории авто нам особенно дорога. В 1913 году машину купил Московский князь Борис Николаевич Суханов. Сразу вопрос: тот ли это родстер, несостоявшийся рекордсмен, или все же второй, доработанный, экземпляр? Точного ответа нет, поэтому каждый автомобильный эксперт предлагает свою убедительную версию, имеющую право на существование.
Вторая загадка: кто такой князь Б.Н. Суханов? Юсупова знаем, Голицына помним. А про Сухановых сохранились сведения как о купцах, но не из Москвы. Но важно ли? Главное, богатый был человек, владел несколькими машинами и штатом механиков. Историки, чтобы сильно не заморачиваться, решили называть его «русским аристократом». Пусть так.
Привез (как?) Суханов Фиат S76 в нашу столицу. Тут информация абсолютно правдивая – газеты писали. Повод был такой: автомобиль ревел, изрыгал пламя. Лошади шарахались, добропорядочные граждане глохли от 94 дБ. Котелки слетали с мужских голов, шляпки – с женских.
Городовой возмущался, призывал владельца к дисциплине. Грозился штрафом и конфискацией. Пожаловался-таки страж порядка самому генерал-губернатору. Суханову запретили ездить по Московским улицам. Да он и сам не хотел: российские дороги не позволяли испытывать силу машины.
Борис Николаевич взял пилотом французского гонщика Артура Дюре и отправился атаковать рекорд скорости в тот же Бруклендс. Артур позднее писал:
Суханов проехал с Дюре со скоростью 200 км/ч некоторое расстояние. Но скоро дал знак остановиться, понимая, что центробежная сила готова выбросить их из салона и размазать по треку. Официально зафиксированная скорость автомобиля не дотянула до Blitzen Benz, составила 225 км/ч.
Но говорят, в Лонг-Айленде на прямом отрезке «Фиат» с индексом S76 разгонялся до 300 км/ч. Вроде даже «Нью-Йорк Таймс» писала об этом. Надеемся, правда…
Например, не установили простую вещь: сколько экземпляров создал производитель, один или два? Может, больше? Летописец машиностроения, соавтор «Энциклопедии автомобилей» Майкл Седжвик утверждал: FIAT S76 произвели в единичном варианте. Тогда почему на фото 1911-1913 годов машина то с глушителем, то без него? Элемент был съемным? Возможно.
FIAT S76 в 2015 году на «Фестивале скорости» в Гудвуде, Англия. Фото: YouTube.com
Но есть снимки, где выпускной коллектор справа, а на других фотокарточках слева. Отверстия для выбросов: то два квадратных, то четыре круглых. Разная окраска облицовки радиатора тоже свидетельствует о существовании, как минимум, двух образцов модели. Но ведь можно и перекрасить, отполировать передок?.. Почему так много белых пятен в истории «итальянца», и о чем это мы вообще?
Создание автомобиля
На дворе нулевые прошлого века. Американец Фред Мэрриотт в 1906 году разогнал паровой (!) автомобиль Stanley Rocket до 205,443 км/ч. Карл Бенц моментально ответил моделью Blitzen Benz с объемом двигателя 21,5 л. Родстер под управлением Боба Бармэна в 1911-ом побил рекорд Фреда в Дайтоне-Бич – 228 км/ч.
Официально скорость не зарегистрировали: были нарушены некие правила соревнований. Но в автомире разразилось, взорвалось с ураганной силой гоночное шоу. Оно, правда, и так наблюдалось со дня выхода первого автомобиля.
До наших дней не дошел ни один оригинальный спорткар FIAT S76. Фото: YouTube.com
«Фиат», образованный в 1899 году, к этому моменту усилиями Джованни Аньелли стал транснациональной компанией. Мог ли один из старейших автопроизводителей не реагировать на подобные вызовы?
В 1911-ом, начав работы двумя годами ранее, здесь создали настоящее чудо – FIAT S76. Машину соотечественники назвали «Туринским зверем», «крупнейшей ошибкой Фиат», «трудно управляемым монстром». Еще и «Белым слоном» обзывали, намекая на короля Сиама. Этот дарил чрезвычайно дорогое животное подданному, которого решил разорить: работать на царском презенте нельзя, а кормить, содержать сильно накладно.
Почему современники насмешливо именовали, а потомки забыли модель на долгие десятилетия? О легендарном двухместном трек-каре напомнил реставратор Дункан Питтавей на «Фестивале скорости» 2015 в британском Гудвуде. Восстановленный FIAT S76 стал звездой международного мероприятия.
Как выглядел оригинал
В начале эры автостроения производители не видели другого способа повысить мощность мотора, кроме как увеличить рабочий объем. Если К. Бенц выставил 21,5-литровый 200-сильный движок, то итальянцы пошли в параметрах дальше.
Мотор итальянского монстра FIAT S76. Фото: YouTube.com
Говорят, двигатель разработали для дирижабля Forlanini F.5, но решили поставить на гоночный автомобиль. Оппоненты считают утверждение некорректным и даже позорящим компанию. Все, мол, было с точностью до наоборот. Оставим аргументы спорщиков без комментариев, посмотрим на агрегат.
А он просто красавец, этот 16-клапанник с жидкостным охлаждением:
✅ объем – 28 353 см3
✅ количество цилиндров – 4
✅ мощность – 290 л. с. при 1,9 тыс. об/мин
В нормальном современном грузовике 15 л распределяются на 6 цилиндров, а у «Фиат» 28 литров на четыре. Какие же они? Да это же ведра с диаметром поршня 190 мм и ходом 250 мм! Объем каждого цилиндра более 7 л. Впечатляет, что установка предназначалась для легковушки. Запускалась от магнето низкого напряжения, на каждый цилиндр приходилось по 3 свечи.
FIAT S76 в Гудвуде, 2015 год
Распредвал головки двигателя располагался сверху. Привод посредством 4-ступенчатой механической трансмиссии и цепной передачи подавался на задние колеса.
Другие особенности авто
Огромный и тяжелый силовой агрегат конструкторы расположили продольно на вновь созданном шасси. Есть версия, «тележку», дескать, взяли от предыдущей модели S74. Не станем заострять на этом внимание. Факт, что двигатель занимал 2/3 крепкой лестничной рамы с неразрезными мостами.
Момент подготовки восстановленного FIAT S76 к показу публике. Фото: YouTube.com
Кузов создали металлический, аэродинамической формы с ярко выраженным задним обтекателем. Выкрасили, соблюдая уже сложившуюся спортивную традицию «Фиат», в красный цвет. Установили латунный радиатор шириной 700 мм и толщиной 280 мм.
Размеры «Туринского монстра»:
✅ длина – 3750 мм
✅ ширина – 1300 мм
✅ высота – 1600 мм
Между осями пролегало 2740 мм, вес авто составлял 1650 кг. Подвеска вкруговую зависимая на полуэллиптических рессорах. Барабанные механические тормоза стояли только на задних колесах.
Судьба
Заводские испытания аппарата проводил Феличе Наццаро. Заключение: машина неуправляема. Тем не менее, ее отправили в Англию. Впервые FIAT S76 показали публике 10 июня 1911 года в понедельник после праздника Троицы.
Редкие кадры кинохроники: FIAT S76 в Британии с П. Бордино за рулем. Фото: YouTube.com
В этот день в Бруклендсе состоялись соревнования местного автомобильного клуба. Пилотировал родстер гонщик Пьетро Бордино. Итальянцы предвкушали победу, намеревались побить скоростной рекорд – те самые 228 км/ч. Но уже пробный заезд показал: трасса с крутыми поворотами не годится для тяжелого и мощного трек-кара.
Скорость 200 км/ч не устроила Пьетро. Машину погнали на 5-километровый пляж Салтбурн. Но погода не благоволила: родстер здорово увяз в мокром песке. Вытягивали лошадьми, успели до прилива. Кстати, второе имя, под которым известен наш герой, – Fiat 300 HP Record.
«Фиат S76» в России
Эта часть истории авто нам особенно дорога. В 1913 году машину купил Московский князь Борис Николаевич Суханов. Сразу вопрос: тот ли это родстер, несостоявшийся рекордсмен, или все же второй, доработанный, экземпляр? Точного ответа нет, поэтому каждый автомобильный эксперт предлагает свою убедительную версию, имеющую право на существование.
Вторая загадка: кто такой князь Б.Н. Суханов? Юсупова знаем, Голицына помним. А про Сухановых сохранились сведения как о купцах, но не из Москвы. Но важно ли? Главное, богатый был человек, владел несколькими машинами и штатом механиков. Историки, чтобы сильно не заморачиваться, решили называть его «русским аристократом». Пусть так.
Реставратор Дункан Питтавей уверяет, что нашел шасси «монстра» в Австралии, но спорткомитет страны опровергает информацию. Фото: YouTube.com
Привез (как?) Суханов Фиат S76 в нашу столицу. Тут информация абсолютно правдивая – газеты писали. Повод был такой: автомобиль ревел, изрыгал пламя. Лошади шарахались, добропорядочные граждане глохли от 94 дБ. Котелки слетали с мужских голов, шляпки – с женских.
Городовой возмущался, призывал владельца к дисциплине. Грозился штрафом и конфискацией. Пожаловался-таки страж порядка самому генерал-губернатору. Суханову запретили ездить по Московским улицам. Да он и сам не хотел: российские дороги не позволяли испытывать силу машины.
Заграничная эпопея
Борис Николаевич взял пилотом французского гонщика Артура Дюре и отправился атаковать рекорд скорости в тот же Бруклендс. Артур позднее писал:
… уже через несколько кругов я понял, что настаивать на этой трассе бессмысленно. У меня не было никакого желания убивать себя
Суханов проехал с Дюре со скоростью 200 км/ч некоторое расстояние. Но скоро дал знак остановиться, понимая, что центробежная сила готова выбросить их из салона и размазать по треку. Официально зафиксированная скорость автомобиля не дотянула до Blitzen Benz, составила 225 км/ч.
Непросто управлять такой машиной. Фото: YouTube.com
Но говорят, в Лонг-Айленде на прямом отрезке «Фиат» с индексом S76 разгонялся до 300 км/ч. Вроде даже «Нью-Йорк Таймс» писала об этом. Надеемся, правда…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Ан-72 – почему этот советский самолет такой странный
Авиация начала развиваться стремительными темпами еще во второй половине 1930-х годов. Особенно повлияла на этот процесс Вторая мировая война. Окончание...
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
Для строительства крупнейшего аэропорта понадобится искусственный остров
Кроме развития инфраструктуры, в сфере авиаперевозок Китая также есть новости. Самолет C919 продолжает ставить рекорды. Обо всех подробностях можно узнать из...
Россия разрабатывает стандарты для серийного выпуска дирижаблей
Это первая классификация такого типа в России. Стандарты охватят весь «жизненный цикл» дирижаблей и аэростатов....
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...
Прокатились на самом новом поезде в России
Обновленная «Аврора» совершила свою первую поездку. Скоростной рейс №744 проходил по маршруту из столицы в Санкт-Петербург. Отправка была с Ленинградского...