
Двигатели для «Белого лебедя»
В конце 2020 года крупное авиационное издание из США Aviation Week & Space Technology опубликовало статью, в которой новый модернизированный российский двигатель НК-32-02 назван «событием года». Этот силовой агрегат устанавливается на стратегические реактивные ракетоносцы «Белый лебедь» – так негласно называют Ту-160.
К началу 70-х годов минувшего века «внезапно» выяснилось, что у СССР нет сверхдальнего стратегического бомбардировщика: все усилия до это были направлены Хрущевым на создание ракетных войск. В итоге военная авиация осталась на «задворках» и кроме дозвукового Ту-95, который не мог преодолевать ПВО НАТО, у Советского Союза не было «нужных» самолетов. А США в это время уже создали В-1. Поэтому приняли решение о разработке нового сверхдальнего бомбардировщика, способного преодолевать порог в 1200 км/ч и обладающего дальностью полета не менее 10-11 тыс. км на высоте от 7-8 тыс. м. Для такого самолета нужен был соответствующий двигатель.
Работы над силовой установкой стартовали только в 1977 году под началом конструктора Николая Кузнецова. По сути инженеры совершенствовали ранее выпускавшиеся агрегаты НК-22, 25. Поставить на массовое производство новый двигатель сумели лишь в 1983-м (НПО «Труд»). Впрочем, прототип будущего «Белого Лебедя» под названием «70-01» поднялся в воздух с аэродрома «Раменское» в конце 1981-го. Выпуск стратегического продукта поручили Куйбышевскому заводу. Изделие по габаритам получилось внушительным:
С такими силовыми агрегатами (всего их четыре – по два с каждой стороны) самолет преодолевал звуковой барьер (максимальная скорость – до 2200 км/ч), летал на расстояние в 13950 км без дозаправки на высоте до 18 тыс. м. Бомбардировщикам давали собственные имена и первый назвали «Ильей Муромцем». Новый двигатель устанавливался не только на «Белый лебедь». Этим мотором оснащался пассажирский лайнер Ту-144 и первый в СССР газотурбинный локомотив ГТ1 (на нем – модифицированный вариант НК-361). Он ставил «свои» рекорды: в 2008 году сумел протянуть состав общим весом в 15 тыс. тонн, включающий 159 (!) вагонов. «Пригодился» и Ту-144: при разработке «Белого лебедя» применялись конструкторские решения, уже апробированные на пассажирском лайнере.
Габариты авиационного двигателя действительно впечатляют. А ведь их на самолете 4! Фото: YouTube. com
Производство шло достаточно успешно и к 1993 году было выпущено 250 единиц изделия. За это время укомплектовали свыше 30 самолетов и сделали запас на складах. Благодаря последнему обстоятельству, позже ракетоносцы стабильно обеспечивались силовыми установками, т. к. из-за развала СССР НК-32 перестали выпускать.
В 90-х западные «партнеры» посоветовали отказаться от производства самого большого в мире ракетоносца. А, следовательно, и двигатели к нему не потребуются. В обмен на прекращение производства как всегда – дружба, мир, жвачка. С последней получилось, а вот с первыми двумя как-то не особо. Пострадали не только предприятия, причастные к выпуску НК-32. Дело дошло до того, что была полностью уничтожена документация по созданию фюзеляжей Ту-160 на Казанском авиазаводе, а специальное оборудование разукомплектовано, разворовано, продано на металлолом. Все пришлось создавать практически с нуля.
После стабилизации экономической ситуации в России в начале 2000-х встал вопрос о возобновлении производства авиадвигателей НК-32. При этом речь шла о модернизации серийного мотора с учетом новых технологий и появлении усовершенствованных моделей «Белого лебедя» - Ту-160М (а в перспективе и Ту-160М2). В частности, осваивались и (или) совершенствовались новейшие способы магниевого, титанового фасонного крупногабаритного литья.
О новом поколении «тридцать вторых» было объявлено предприятием «Кузнецов» в 2016 году. Двигатель рассчитан для установки на Ту-160М и М2. Также предполагается использовать модифицированный агрегат на самолете «Руслан» и новом проекте «ПАК ДА» (перспективный комплекс дальней авиации). К 2019 году в ПАО «Кузнецов» (Самара) было инвестировано 3,4 млрд. руб.
Основные параметры, включая массу, остались прежними. Это тяга в 25 тс, двухконтурная трехвальная конструкция. Обновлению подверглись некоторые компоненты, включая систему управления. Был произведен ряд доработок: благодаря им удалось сократить расход горючего на 10 % (без увеличения емкости баков). Это значит, что дальность полета «Белого лебедя» вырастет на 1000 км. Подобными характеристиками не обладает ни один двигатель в мире, установленный на военный самолет. На форуме «Армия 2020» было официально объявлено, что авиадвигатель НК-32-02 запущен в серию и одна партия уже принята заказчиком. Первый полет с новым двигателем «Белый лебедь» Ту-160М совершил 3.11.2020 года.
Тем же ОДК «Кузнецов» разработан двигатель НК-74, также устанавливаемый на Ту-160. Данные силовые агрегаты собираются по заказу и отличаются большей экономичностью. Еще была попытка использования силовых агрегатов, функционирующих на жидком водороде. Данное топливо проходило процесс резервирования при температуре -253°. Дополнительно предполагалось задействовать две системы. Азотная контролировала вакуум в полостях бомбардировщика, а гелиевая «занималась» управлением режимами работы двигателей. Но все это пока осталось в проектах.
Объем предстоящей работы для ОДК «Кузнецов» довольно большой. Минобороны РФ собирается модернизировать устаревшие пятнадцать Ту-160 до версии «М», на которые предстоит поставить новые двигатели, заменить авионику. Всего необходимо в рамках данного контракта изготовить 22 авиамотора НК-32-2. Однако учитывая дальнейшие «аппетиты» Минобороны, требуется не менее 100 двигателей. При этом Казани предстоит еще и построить в ближайшие годы 50 новых Ту-160М2. Сюда же стоит приплюсовать разрабатываемый в глубокой тайне бомбардировщик ПАК ДА. И еще на основе НК-32-2 собираются создать отдельную силовую установку для транспортников Ан-124 вместо украинской Д-18Т.
Можно сделать выводы: темпы создания нового двигателя пока скромные, но этого достаточно, чтобы выполнять текущие планы по ремонту и строительству бомбардировщиков. Т. е. стоявшая раньше острая проблема по поддержанию парка Ту-160 и его модификаций в боевом состоянии на сегодня решена. Теперь все внимание уделяется модернизации «Белого Лебедя» в плане приведения существующих ракетоносцев к модификации М2. На это дело и направляются основные финансовые средства, выделяемые государством. Что касается ПАК ДА, проект пока так и остается на стадии разработки и о конкретных решениях по нему (в частности насчет двигателей) на официальном уровне пока ничего не слышно.
Как создавался НК-32
К началу 70-х годов минувшего века «внезапно» выяснилось, что у СССР нет сверхдальнего стратегического бомбардировщика: все усилия до это были направлены Хрущевым на создание ракетных войск. В итоге военная авиация осталась на «задворках» и кроме дозвукового Ту-95, который не мог преодолевать ПВО НАТО, у Советского Союза не было «нужных» самолетов. А США в это время уже создали В-1. Поэтому приняли решение о разработке нового сверхдальнего бомбардировщика, способного преодолевать порог в 1200 км/ч и обладающего дальностью полета не менее 10-11 тыс. км на высоте от 7-8 тыс. м. Для такого самолета нужен был соответствующий двигатель.
Проектирование и запуск в серию
Работы над силовой установкой стартовали только в 1977 году под началом конструктора Николая Кузнецова. По сути инженеры совершенствовали ранее выпускавшиеся агрегаты НК-22, 25. Поставить на массовое производство новый двигатель сумели лишь в 1983-м (НПО «Труд»). Впрочем, прототип будущего «Белого Лебедя» под названием «70-01» поднялся в воздух с аэродрома «Раменское» в конце 1981-го. Выпуск стратегического продукта поручили Куйбышевскому заводу. Изделие по габаритам получилось внушительным:
- ? длина, диаметр – 7,5 и 1,8 м
- ? вес – 3500 кг
- ? количество ступеней в компрессоре – 15
- ? максимальная температура – 1300°
- ? тяга (режим форсажа) – 25 тс
С такими силовыми агрегатами (всего их четыре – по два с каждой стороны) самолет преодолевал звуковой барьер (максимальная скорость – до 2200 км/ч), летал на расстояние в 13950 км без дозаправки на высоте до 18 тыс. м. Бомбардировщикам давали собственные имена и первый назвали «Ильей Муромцем». Новый двигатель устанавливался не только на «Белый лебедь». Этим мотором оснащался пассажирский лайнер Ту-144 и первый в СССР газотурбинный локомотив ГТ1 (на нем – модифицированный вариант НК-361). Он ставил «свои» рекорды: в 2008 году сумел протянуть состав общим весом в 15 тыс. тонн, включающий 159 (!) вагонов. «Пригодился» и Ту-144: при разработке «Белого лебедя» применялись конструкторские решения, уже апробированные на пассажирском лайнере.

Производство шло достаточно успешно и к 1993 году было выпущено 250 единиц изделия. За это время укомплектовали свыше 30 самолетов и сделали запас на складах. Благодаря последнему обстоятельству, позже ракетоносцы стабильно обеспечивались силовыми установками, т. к. из-за развала СССР НК-32 перестали выпускать.
В 90-х западные «партнеры» посоветовали отказаться от производства самого большого в мире ракетоносца. А, следовательно, и двигатели к нему не потребуются. В обмен на прекращение производства как всегда – дружба, мир, жвачка. С последней получилось, а вот с первыми двумя как-то не особо. Пострадали не только предприятия, причастные к выпуску НК-32. Дело дошло до того, что была полностью уничтожена документация по созданию фюзеляжей Ту-160 на Казанском авиазаводе, а специальное оборудование разукомплектовано, разворовано, продано на металлолом. Все пришлось создавать практически с нуля.
В 1993 году Ту-160 оценивался в $250 млн.
После стабилизации экономической ситуации в России в начале 2000-х встал вопрос о возобновлении производства авиадвигателей НК-32. При этом речь шла о модернизации серийного мотора с учетом новых технологий и появлении усовершенствованных моделей «Белого лебедя» - Ту-160М (а в перспективе и Ту-160М2). В частности, осваивались и (или) совершенствовались новейшие способы магниевого, титанового фасонного крупногабаритного литья.
НК-32-02
О новом поколении «тридцать вторых» было объявлено предприятием «Кузнецов» в 2016 году. Двигатель рассчитан для установки на Ту-160М и М2. Также предполагается использовать модифицированный агрегат на самолете «Руслан» и новом проекте «ПАК ДА» (перспективный комплекс дальней авиации). К 2019 году в ПАО «Кузнецов» (Самара) было инвестировано 3,4 млрд. руб.
Характеристики
Основные параметры, включая массу, остались прежними. Это тяга в 25 тс, двухконтурная трехвальная конструкция. Обновлению подверглись некоторые компоненты, включая систему управления. Был произведен ряд доработок: благодаря им удалось сократить расход горючего на 10 % (без увеличения емкости баков). Это значит, что дальность полета «Белого лебедя» вырастет на 1000 км. Подобными характеристиками не обладает ни один двигатель в мире, установленный на военный самолет. На форуме «Армия 2020» было официально объявлено, что авиадвигатель НК-32-02 запущен в серию и одна партия уже принята заказчиком. Первый полет с новым двигателем «Белый лебедь» Ту-160М совершил 3.11.2020 года.
Час полета российского ракетоносца обходится в $23,3 тыс. В то время как бомбардировщик В-1B (США) такого же класса, что и «Белый лебедь», требует $57,8 тыс.
Модификации
Тем же ОДК «Кузнецов» разработан двигатель НК-74, также устанавливаемый на Ту-160. Данные силовые агрегаты собираются по заказу и отличаются большей экономичностью. Еще была попытка использования силовых агрегатов, функционирующих на жидком водороде. Данное топливо проходило процесс резервирования при температуре -253°. Дополнительно предполагалось задействовать две системы. Азотная контролировала вакуум в полостях бомбардировщика, а гелиевая «занималась» управлением режимами работы двигателей. Но все это пока осталось в проектах.
Летом 2010 года Ту-160 с двигателем НК-32-02 поставил мировой рекорд дальности полета. За 24 ч и 24 минуты самолет пролетел 18000 км.
Перспективы
Объем предстоящей работы для ОДК «Кузнецов» довольно большой. Минобороны РФ собирается модернизировать устаревшие пятнадцать Ту-160 до версии «М», на которые предстоит поставить новые двигатели, заменить авионику. Всего необходимо в рамках данного контракта изготовить 22 авиамотора НК-32-2. Однако учитывая дальнейшие «аппетиты» Минобороны, требуется не менее 100 двигателей. При этом Казани предстоит еще и построить в ближайшие годы 50 новых Ту-160М2. Сюда же стоит приплюсовать разрабатываемый в глубокой тайне бомбардировщик ПАК ДА. И еще на основе НК-32-2 собираются создать отдельную силовую установку для транспортников Ан-124 вместо украинской Д-18Т.
Ни сам двигатель НК-32, ни один из его компонентов на экспорт не идут.
Итоги
Можно сделать выводы: темпы создания нового двигателя пока скромные, но этого достаточно, чтобы выполнять текущие планы по ремонту и строительству бомбардировщиков. Т. е. стоявшая раньше острая проблема по поддержанию парка Ту-160 и его модификаций в боевом состоянии на сегодня решена. Теперь все внимание уделяется модернизации «Белого Лебедя» в плане приведения существующих ракетоносцев к модификации М2. На это дело и направляются основные финансовые средства, выделяемые государством. Что касается ПАК ДА, проект пока так и остается на стадии разработки и о конкретных решениях по нему (в частности насчет двигателей) на официальном уровне пока ничего не слышно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Самый большой и тихий «Тасманский» паром спущен на воду
Речь о Hull 096, созданном по заказу компании-оператора Buquebus. Теперь он не только самый крупный — смотрите подробности в нашем материале....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...

В поисках альтернативы «Искре» — восстановление старой Subaru Impreza
Давайте начистоту: предположительные 1,6 миллиона «целковых» за автомобиль, сильно напоминающий «Весту», готов выложить далеко не каждый житель нашей страны....

Новая модель Genesis могла быть «круче» BMW М3
Есть небольшое «но»: седан не планируют запускать в серию, хотя авто адаптировано не только для трека, но и для дорог общего пользования...

Новый Alfa Romeo Stelvio – когда отзывчивость важнее диагонали дисплеев
Этот внедорожник предназначен для тех, кому управляемость и уверенность на дороге важнее, чем информационно-развлекательная система. Дизайн экстерьера также...