Двигатели для «Белого лебедя»
В конце 2020 года крупное авиационное издание из США Aviation Week & Space Technology опубликовало статью, в которой новый модернизированный российский двигатель НК-32-02 назван «событием года». Этот силовой агрегат устанавливается на стратегические реактивные ракетоносцы «Белый лебедь» – так негласно называют Ту-160.
К началу 70-х годов минувшего века «внезапно» выяснилось, что у СССР нет сверхдальнего стратегического бомбардировщика: все усилия до это были направлены Хрущевым на создание ракетных войск. В итоге военная авиация осталась на «задворках» и кроме дозвукового Ту-95, который не мог преодолевать ПВО НАТО, у Советского Союза не было «нужных» самолетов. А США в это время уже создали В-1. Поэтому приняли решение о разработке нового сверхдальнего бомбардировщика, способного преодолевать порог в 1200 км/ч и обладающего дальностью полета не менее 10-11 тыс. км на высоте от 7-8 тыс. м. Для такого самолета нужен был соответствующий двигатель.
Работы над силовой установкой стартовали только в 1977 году под началом конструктора Николая Кузнецова. По сути инженеры совершенствовали ранее выпускавшиеся агрегаты НК-22, 25. Поставить на массовое производство новый двигатель сумели лишь в 1983-м (НПО «Труд»). Впрочем, прототип будущего «Белого Лебедя» под названием «70-01» поднялся в воздух с аэродрома «Раменское» в конце 1981-го. Выпуск стратегического продукта поручили Куйбышевскому заводу. Изделие по габаритам получилось внушительным:
С такими силовыми агрегатами (всего их четыре – по два с каждой стороны) самолет преодолевал звуковой барьер (максимальная скорость – до 2200 км/ч), летал на расстояние в 13950 км без дозаправки на высоте до 18 тыс. м. Бомбардировщикам давали собственные имена и первый назвали «Ильей Муромцем». Новый двигатель устанавливался не только на «Белый лебедь». Этим мотором оснащался пассажирский лайнер Ту-144 и первый в СССР газотурбинный локомотив ГТ1 (на нем – модифицированный вариант НК-361). Он ставил «свои» рекорды: в 2008 году сумел протянуть состав общим весом в 15 тыс. тонн, включающий 159 (!) вагонов. «Пригодился» и Ту-144: при разработке «Белого лебедя» применялись конструкторские решения, уже апробированные на пассажирском лайнере.
Производство шло достаточно успешно и к 1993 году было выпущено 250 единиц изделия. За это время укомплектовали свыше 30 самолетов и сделали запас на складах. Благодаря последнему обстоятельству, позже ракетоносцы стабильно обеспечивались силовыми установками, т. к. из-за развала СССР НК-32 перестали выпускать.
В 90-х западные «партнеры» посоветовали отказаться от производства самого большого в мире ракетоносца. А, следовательно, и двигатели к нему не потребуются. В обмен на прекращение производства как всегда – дружба, мир, жвачка. С последней получилось, а вот с первыми двумя как-то не особо. Пострадали не только предприятия, причастные к выпуску НК-32. Дело дошло до того, что была полностью уничтожена документация по созданию фюзеляжей Ту-160 на Казанском авиазаводе, а специальное оборудование разукомплектовано, разворовано, продано на металлолом. Все пришлось создавать практически с нуля.
После стабилизации экономической ситуации в России в начале 2000-х встал вопрос о возобновлении производства авиадвигателей НК-32. При этом речь шла о модернизации серийного мотора с учетом новых технологий и появлении усовершенствованных моделей «Белого лебедя» - Ту-160М (а в перспективе и Ту-160М2). В частности, осваивались и (или) совершенствовались новейшие способы магниевого, титанового фасонного крупногабаритного литья.
О новом поколении «тридцать вторых» было объявлено предприятием «Кузнецов» в 2016 году. Двигатель рассчитан для установки на Ту-160М и М2. Также предполагается использовать модифицированный агрегат на самолете «Руслан» и новом проекте «ПАК ДА» (перспективный комплекс дальней авиации). К 2019 году в ПАО «Кузнецов» (Самара) было инвестировано 3,4 млрд. руб.
Основные параметры, включая массу, остались прежними. Это тяга в 25 тс, двухконтурная трехвальная конструкция. Обновлению подверглись некоторые компоненты, включая систему управления. Был произведен ряд доработок: благодаря им удалось сократить расход горючего на 10 % (без увеличения емкости баков). Это значит, что дальность полета «Белого лебедя» вырастет на 1000 км. Подобными характеристиками не обладает ни один двигатель в мире, установленный на военный самолет. На форуме «Армия 2020» было официально объявлено, что авиадвигатель НК-32-02 запущен в серию и одна партия уже принята заказчиком. Первый полет с новым двигателем «Белый лебедь» Ту-160М совершил 3.11.2020 года.
Тем же ОДК «Кузнецов» разработан двигатель НК-74, также устанавливаемый на Ту-160. Данные силовые агрегаты собираются по заказу и отличаются большей экономичностью. Еще была попытка использования силовых агрегатов, функционирующих на жидком водороде. Данное топливо проходило процесс резервирования при температуре -253°. Дополнительно предполагалось задействовать две системы. Азотная контролировала вакуум в полостях бомбардировщика, а гелиевая «занималась» управлением режимами работы двигателей. Но все это пока осталось в проектах.
Объем предстоящей работы для ОДК «Кузнецов» довольно большой. Минобороны РФ собирается модернизировать устаревшие пятнадцать Ту-160 до версии «М», на которые предстоит поставить новые двигатели, заменить авионику. Всего необходимо в рамках данного контракта изготовить 22 авиамотора НК-32-2. Однако учитывая дальнейшие «аппетиты» Минобороны, требуется не менее 100 двигателей. При этом Казани предстоит еще и построить в ближайшие годы 50 новых Ту-160М2. Сюда же стоит приплюсовать разрабатываемый в глубокой тайне бомбардировщик ПАК ДА. И еще на основе НК-32-2 собираются создать отдельную силовую установку для транспортников Ан-124 вместо украинской Д-18Т.
Можно сделать выводы: темпы создания нового двигателя пока скромные, но этого достаточно, чтобы выполнять текущие планы по ремонту и строительству бомбардировщиков. Т. е. стоявшая раньше острая проблема по поддержанию парка Ту-160 и его модификаций в боевом состоянии на сегодня решена. Теперь все внимание уделяется модернизации «Белого Лебедя» в плане приведения существующих ракетоносцев к модификации М2. На это дело и направляются основные финансовые средства, выделяемые государством. Что касается ПАК ДА, проект пока так и остается на стадии разработки и о конкретных решениях по нему (в частности насчет двигателей) на официальном уровне пока ничего не слышно.
Как создавался НК-32
К началу 70-х годов минувшего века «внезапно» выяснилось, что у СССР нет сверхдальнего стратегического бомбардировщика: все усилия до это были направлены Хрущевым на создание ракетных войск. В итоге военная авиация осталась на «задворках» и кроме дозвукового Ту-95, который не мог преодолевать ПВО НАТО, у Советского Союза не было «нужных» самолетов. А США в это время уже создали В-1. Поэтому приняли решение о разработке нового сверхдальнего бомбардировщика, способного преодолевать порог в 1200 км/ч и обладающего дальностью полета не менее 10-11 тыс. км на высоте от 7-8 тыс. м. Для такого самолета нужен был соответствующий двигатель.
Проектирование и запуск в серию
Работы над силовой установкой стартовали только в 1977 году под началом конструктора Николая Кузнецова. По сути инженеры совершенствовали ранее выпускавшиеся агрегаты НК-22, 25. Поставить на массовое производство новый двигатель сумели лишь в 1983-м (НПО «Труд»). Впрочем, прототип будущего «Белого Лебедя» под названием «70-01» поднялся в воздух с аэродрома «Раменское» в конце 1981-го. Выпуск стратегического продукта поручили Куйбышевскому заводу. Изделие по габаритам получилось внушительным:
- ? длина, диаметр – 7,5 и 1,8 м
- ? вес – 3500 кг
- ? количество ступеней в компрессоре – 15
- ? максимальная температура – 1300°
- ? тяга (режим форсажа) – 25 тс
С такими силовыми агрегатами (всего их четыре – по два с каждой стороны) самолет преодолевал звуковой барьер (максимальная скорость – до 2200 км/ч), летал на расстояние в 13950 км без дозаправки на высоте до 18 тыс. м. Бомбардировщикам давали собственные имена и первый назвали «Ильей Муромцем». Новый двигатель устанавливался не только на «Белый лебедь». Этим мотором оснащался пассажирский лайнер Ту-144 и первый в СССР газотурбинный локомотив ГТ1 (на нем – модифицированный вариант НК-361). Он ставил «свои» рекорды: в 2008 году сумел протянуть состав общим весом в 15 тыс. тонн, включающий 159 (!) вагонов. «Пригодился» и Ту-144: при разработке «Белого лебедя» применялись конструкторские решения, уже апробированные на пассажирском лайнере.
Габариты авиационного двигателя действительно впечатляют. А ведь их на самолете 4! Фото: YouTube. com
Производство шло достаточно успешно и к 1993 году было выпущено 250 единиц изделия. За это время укомплектовали свыше 30 самолетов и сделали запас на складах. Благодаря последнему обстоятельству, позже ракетоносцы стабильно обеспечивались силовыми установками, т. к. из-за развала СССР НК-32 перестали выпускать.
В 90-х западные «партнеры» посоветовали отказаться от производства самого большого в мире ракетоносца. А, следовательно, и двигатели к нему не потребуются. В обмен на прекращение производства как всегда – дружба, мир, жвачка. С последней получилось, а вот с первыми двумя как-то не особо. Пострадали не только предприятия, причастные к выпуску НК-32. Дело дошло до того, что была полностью уничтожена документация по созданию фюзеляжей Ту-160 на Казанском авиазаводе, а специальное оборудование разукомплектовано, разворовано, продано на металлолом. Все пришлось создавать практически с нуля.
В 1993 году Ту-160 оценивался в $250 млн.
После стабилизации экономической ситуации в России в начале 2000-х встал вопрос о возобновлении производства авиадвигателей НК-32. При этом речь шла о модернизации серийного мотора с учетом новых технологий и появлении усовершенствованных моделей «Белого лебедя» - Ту-160М (а в перспективе и Ту-160М2). В частности, осваивались и (или) совершенствовались новейшие способы магниевого, титанового фасонного крупногабаритного литья.
НК-32-02
О новом поколении «тридцать вторых» было объявлено предприятием «Кузнецов» в 2016 году. Двигатель рассчитан для установки на Ту-160М и М2. Также предполагается использовать модифицированный агрегат на самолете «Руслан» и новом проекте «ПАК ДА» (перспективный комплекс дальней авиации). К 2019 году в ПАО «Кузнецов» (Самара) было инвестировано 3,4 млрд. руб.
Характеристики
Основные параметры, включая массу, остались прежними. Это тяга в 25 тс, двухконтурная трехвальная конструкция. Обновлению подверглись некоторые компоненты, включая систему управления. Был произведен ряд доработок: благодаря им удалось сократить расход горючего на 10 % (без увеличения емкости баков). Это значит, что дальность полета «Белого лебедя» вырастет на 1000 км. Подобными характеристиками не обладает ни один двигатель в мире, установленный на военный самолет. На форуме «Армия 2020» было официально объявлено, что авиадвигатель НК-32-02 запущен в серию и одна партия уже принята заказчиком. Первый полет с новым двигателем «Белый лебедь» Ту-160М совершил 3.11.2020 года.
Час полета российского ракетоносца обходится в $23,3 тыс. В то время как бомбардировщик В-1B (США) такого же класса, что и «Белый лебедь», требует $57,8 тыс.
Модификации
Тем же ОДК «Кузнецов» разработан двигатель НК-74, также устанавливаемый на Ту-160. Данные силовые агрегаты собираются по заказу и отличаются большей экономичностью. Еще была попытка использования силовых агрегатов, функционирующих на жидком водороде. Данное топливо проходило процесс резервирования при температуре -253°. Дополнительно предполагалось задействовать две системы. Азотная контролировала вакуум в полостях бомбардировщика, а гелиевая «занималась» управлением режимами работы двигателей. Но все это пока осталось в проектах.
Летом 2010 года Ту-160 с двигателем НК-32-02 поставил мировой рекорд дальности полета. За 24 ч и 24 минуты самолет пролетел 18000 км.
Перспективы
Объем предстоящей работы для ОДК «Кузнецов» довольно большой. Минобороны РФ собирается модернизировать устаревшие пятнадцать Ту-160 до версии «М», на которые предстоит поставить новые двигатели, заменить авионику. Всего необходимо в рамках данного контракта изготовить 22 авиамотора НК-32-2. Однако учитывая дальнейшие «аппетиты» Минобороны, требуется не менее 100 двигателей. При этом Казани предстоит еще и построить в ближайшие годы 50 новых Ту-160М2. Сюда же стоит приплюсовать разрабатываемый в глубокой тайне бомбардировщик ПАК ДА. И еще на основе НК-32-2 собираются создать отдельную силовую установку для транспортников Ан-124 вместо украинской Д-18Т.
Ни сам двигатель НК-32, ни один из его компонентов на экспорт не идут.
Итоги
Можно сделать выводы: темпы создания нового двигателя пока скромные, но этого достаточно, чтобы выполнять текущие планы по ремонту и строительству бомбардировщиков. Т. е. стоявшая раньше острая проблема по поддержанию парка Ту-160 и его модификаций в боевом состоянии на сегодня решена. Теперь все внимание уделяется модернизации «Белого Лебедя» в плане приведения существующих ракетоносцев к модификации М2. На это дело и направляются основные финансовые средства, выделяемые государством. Что касается ПАК ДА, проект пока так и остается на стадии разработки и о конкретных решениях по нему (в частности насчет двигателей) на официальном уровне пока ничего не слышно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...