L-410UVP-E20: гидроверсия популярного Л-410
200

L-410UVP-E20: гидроверсия популярного Л-410

Этот пассажирский региональный самолет разработали в Чехословакии в конце 1960-х в компании Let. Если считать с 1969 года, произведено свыше 1000 машин, из которых 800 оказались в СССР. Лайнер получился довольно удачным: на сегодня его эксплуатируют примерно в 17-ти странах мира, как гражданское воздушное судно, и почти в десятке государств, как военное.


В «лихие» 90-е темпы производства самолета, которое в рамках СЭВ поддерживал Советский Союз, резко снизились (с пятидесяти единиц техники до пяти в год). В 2008-м Уральский металлургический завод (УГМК) приобрел 51% акций Aircraft Industries – компании, производившей L-410. Оставшаяся доля была выкуплена тем же российским предприятием в 2013-м.

Версии Л-410


Изначально машина, способная совершать взлет и посадку на коротких грунтовых полосах (длина – до 500 м), использовалась для перевозки 19-ти пассажиров и груза в двух багажных отсеках. В переднем 100 кг и хвостовом – 150 кг. Позже появились модификации базовой версии:

✅ санитарная – рассчитана на 6 больных или пострадавших, двух медработников и пару сопровождающих лиц
✅ скорая медпомощь – внутри расположено необходимое оборудования, включая кислородные баллоны и операционный стол
✅ грузовая – позволяет транспортировать до 1,7 т
✅ парашютная – оснащается подъемными дверями, световой сигнализацией и площадкой для фотографирования прыжков

В 2018 году в России разработали вариант L-410 для эксплуатации на водной поверхности. Впервые эту машину представил УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) на салоне в Геленджике. Все было сделано официально: чешская компания предоставила российскому предприятию документацию, а оно разрабатывало модификацию в строгом соответствии с правилами Е АП21. В частности, речь идет о разделе, посвященному внесению конструкционных изменений в типовой вариант самолета. Его полное название – L-410UVP-E20.

Поплавки


Их разработкой занимался ЦАГИ: была создана форма нового «шасси» с учетом гидродинамических особенностей конструкции. Специалисты в своих расчетах добились минимально возможного брызгообразования и устойчивого глиссирования гидросамолета. Проведенные испытания (буксировка и катапульта) подтвердили верность прогнозируемых ЦАГИ характеристик.

L-410UVP-E20: гидроверсия популярного Л-410Поплавки – дело серьезное. Фото: youtube.com

С первого взгляда кажется: что тут особенного – пристроил поплавки и гидросамолет готов. В реальности это совсем не так. В ходе разработки на УЗГА усилили фюзеляж, на крылья установили концевые шайбы, штатные ниши под шасси прикрыли створками. Также доработали хвостовое оперение. Самолет оборудовали средствами спасений на воде в случае возникновения аварийной ситуации.

Испытания


Они проходили на Волге, недалеко от аэродрома. В результате выяснилось, что машина показывает расчетные характеристики и не требует от пилотов какого-то особенного мастерства при взлете и посадке. А они возможны при волнении на водной поверхности до двух баллов.

Гидросамолет привезли на первые испытания. Фото: youtube.com

При этом максимальная высота волн – до полуметра, скорость ветра – до 15 м/сек. В таких условиях возможна высадка/посадка пассажиров с причала. Тестирование показало, что гидросамолет способен перевозить 14 человек на расстояние до 400 км или 10 на 780 км. Полет проходит на крейсерской скорости 310 км/ч. Для взлета необходима полоса воды длиной 600 м, посадки – 400 м.

Установка поплавков на L-410

Из дополнительного электронного оборудования – радиоизмеритель, определяющий высоту волн и присутствие посторонних предметов. Это позволяет прямо с воздуха подбирать для посадки наиболее безопасную акваторию не только визуально, но и с использованием приборов.

Современные приборы помогут сесть безопасно. Фото: youtube.com

Главный конкурент гидроварианта L-410 – канадский Twin Otter. Он имеет схожие характеристики и тоже был разработан в 1960-е годы. Но вот только стоит на треть дороже L-410.
А вы что думаете о L-410 на поплавках?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас