
L-410UVP-E20: гидроверсия популярного Л-410
Этот пассажирский региональный самолет разработали в Чехословакии в конце 1960-х в компании Let. Если считать с 1969 года, произведено свыше 1000 машин, из которых 800 оказались в СССР. Лайнер получился довольно удачным: на сегодня его эксплуатируют примерно в 17-ти странах мира, как гражданское воздушное судно, и почти в десятке государств, как военное.
В «лихие» 90-е темпы производства самолета, которое в рамках СЭВ поддерживал Советский Союз, резко снизились (с пятидесяти единиц техники до пяти в год). В 2008-м Уральский металлургический завод (УГМК) приобрел 51% акций Aircraft Industries – компании, производившей L-410. Оставшаяся доля была выкуплена тем же российским предприятием в 2013-м.
Изначально машина, способная совершать взлет и посадку на коротких грунтовых полосах (длина – до 500 м), использовалась для перевозки 19-ти пассажиров и груза в двух багажных отсеках. В переднем 100 кг и хвостовом – 150 кг. Позже появились модификации базовой версии:
✅ санитарная – рассчитана на 6 больных или пострадавших, двух медработников и пару сопровождающих лиц
✅ скорая медпомощь – внутри расположено необходимое оборудования, включая кислородные баллоны и операционный стол
✅ грузовая – позволяет транспортировать до 1,7 т
✅ парашютная – оснащается подъемными дверями, световой сигнализацией и площадкой для фотографирования прыжков
В 2018 году в России разработали вариант L-410 для эксплуатации на водной поверхности. Впервые эту машину представил УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) на салоне в Геленджике. Все было сделано официально: чешская компания предоставила российскому предприятию документацию, а оно разрабатывало модификацию в строгом соответствии с правилами Е АП21. В частности, речь идет о разделе, посвященному внесению конструкционных изменений в типовой вариант самолета. Его полное название – L-410UVP-E20.
Их разработкой занимался ЦАГИ: была создана форма нового «шасси» с учетом гидродинамических особенностей конструкции. Специалисты в своих расчетах добились минимально возможного брызгообразования и устойчивого глиссирования гидросамолета. Проведенные испытания (буксировка и катапульта) подтвердили верность прогнозируемых ЦАГИ характеристик.
Поплавки – дело серьезное. Фото: youtube.com
С первого взгляда кажется: что тут особенного – пристроил поплавки и гидросамолет готов. В реальности это совсем не так. В ходе разработки на УЗГА усилили фюзеляж, на крылья установили концевые шайбы, штатные ниши под шасси прикрыли створками. Также доработали хвостовое оперение. Самолет оборудовали средствами спасений на воде в случае возникновения аварийной ситуации.
Они проходили на Волге, недалеко от аэродрома. В результате выяснилось, что машина показывает расчетные характеристики и не требует от пилотов какого-то особенного мастерства при взлете и посадке. А они возможны при волнении на водной поверхности до двух баллов.
Гидросамолет привезли на первые испытания. Фото: youtube.com
При этом максимальная высота волн – до полуметра, скорость ветра – до 15 м/сек. В таких условиях возможна высадка/посадка пассажиров с причала. Тестирование показало, что гидросамолет способен перевозить 14 человек на расстояние до 400 км или 10 на 780 км. Полет проходит на крейсерской скорости 310 км/ч. Для взлета необходима полоса воды длиной 600 м, посадки – 400 м.
Из дополнительного электронного оборудования – радиоизмеритель, определяющий высоту волн и присутствие посторонних предметов. Это позволяет прямо с воздуха подбирать для посадки наиболее безопасную акваторию не только визуально, но и с использованием приборов.
Современные приборы помогут сесть безопасно. Фото: youtube.com
Главный конкурент гидроварианта L-410 – канадский Twin Otter. Он имеет схожие характеристики и тоже был разработан в 1960-е годы. Но вот только стоит на треть дороже L-410.
В «лихие» 90-е темпы производства самолета, которое в рамках СЭВ поддерживал Советский Союз, резко снизились (с пятидесяти единиц техники до пяти в год). В 2008-м Уральский металлургический завод (УГМК) приобрел 51% акций Aircraft Industries – компании, производившей L-410. Оставшаяся доля была выкуплена тем же российским предприятием в 2013-м.
Версии Л-410
Изначально машина, способная совершать взлет и посадку на коротких грунтовых полосах (длина – до 500 м), использовалась для перевозки 19-ти пассажиров и груза в двух багажных отсеках. В переднем 100 кг и хвостовом – 150 кг. Позже появились модификации базовой версии:
✅ санитарная – рассчитана на 6 больных или пострадавших, двух медработников и пару сопровождающих лиц
✅ скорая медпомощь – внутри расположено необходимое оборудования, включая кислородные баллоны и операционный стол
✅ грузовая – позволяет транспортировать до 1,7 т
✅ парашютная – оснащается подъемными дверями, световой сигнализацией и площадкой для фотографирования прыжков
В 2018 году в России разработали вариант L-410 для эксплуатации на водной поверхности. Впервые эту машину представил УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) на салоне в Геленджике. Все было сделано официально: чешская компания предоставила российскому предприятию документацию, а оно разрабатывало модификацию в строгом соответствии с правилами Е АП21. В частности, речь идет о разделе, посвященному внесению конструкционных изменений в типовой вариант самолета. Его полное название – L-410UVP-E20.
Поплавки
Их разработкой занимался ЦАГИ: была создана форма нового «шасси» с учетом гидродинамических особенностей конструкции. Специалисты в своих расчетах добились минимально возможного брызгообразования и устойчивого глиссирования гидросамолета. Проведенные испытания (буксировка и катапульта) подтвердили верность прогнозируемых ЦАГИ характеристик.

С первого взгляда кажется: что тут особенного – пристроил поплавки и гидросамолет готов. В реальности это совсем не так. В ходе разработки на УЗГА усилили фюзеляж, на крылья установили концевые шайбы, штатные ниши под шасси прикрыли створками. Также доработали хвостовое оперение. Самолет оборудовали средствами спасений на воде в случае возникновения аварийной ситуации.
Испытания
Они проходили на Волге, недалеко от аэродрома. В результате выяснилось, что машина показывает расчетные характеристики и не требует от пилотов какого-то особенного мастерства при взлете и посадке. А они возможны при волнении на водной поверхности до двух баллов.

При этом максимальная высота волн – до полуметра, скорость ветра – до 15 м/сек. В таких условиях возможна высадка/посадка пассажиров с причала. Тестирование показало, что гидросамолет способен перевозить 14 человек на расстояние до 400 км или 10 на 780 км. Полет проходит на крейсерской скорости 310 км/ч. Для взлета необходима полоса воды длиной 600 м, посадки – 400 м.
Установка поплавков на L-410
Из дополнительного электронного оборудования – радиоизмеритель, определяющий высоту волн и присутствие посторонних предметов. Это позволяет прямо с воздуха подбирать для посадки наиболее безопасную акваторию не только визуально, но и с использованием приборов.

Главный конкурент гидроварианта L-410 – канадский Twin Otter. Он имеет схожие характеристики и тоже был разработан в 1960-е годы. Но вот только стоит на треть дороже L-410.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....