L-410UVP-E20: гидроверсия популярного Л-410
Этот пассажирский региональный самолет разработали в Чехословакии в конце 1960-х в компании Let. Если считать с 1969 года, произведено свыше 1000 машин, из которых 800 оказались в СССР. Лайнер получился довольно удачным: на сегодня его эксплуатируют примерно в 17-ти странах мира, как гражданское воздушное судно, и почти в десятке государств, как военное.
В «лихие» 90-е темпы производства самолета, которое в рамках СЭВ поддерживал Советский Союз, резко снизились (с пятидесяти единиц техники до пяти в год). В 2008-м Уральский металлургический завод (УГМК) приобрел 51% акций Aircraft Industries – компании, производившей L-410. Оставшаяся доля была выкуплена тем же российским предприятием в 2013-м.
Изначально машина, способная совершать взлет и посадку на коротких грунтовых полосах (длина – до 500 м), использовалась для перевозки 19-ти пассажиров и груза в двух багажных отсеках. В переднем 100 кг и хвостовом – 150 кг. Позже появились модификации базовой версии:
✅ санитарная – рассчитана на 6 больных или пострадавших, двух медработников и пару сопровождающих лиц
✅ скорая медпомощь – внутри расположено необходимое оборудования, включая кислородные баллоны и операционный стол
✅ грузовая – позволяет транспортировать до 1,7 т
✅ парашютная – оснащается подъемными дверями, световой сигнализацией и площадкой для фотографирования прыжков
В 2018 году в России разработали вариант L-410 для эксплуатации на водной поверхности. Впервые эту машину представил УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) на салоне в Геленджике. Все было сделано официально: чешская компания предоставила российскому предприятию документацию, а оно разрабатывало модификацию в строгом соответствии с правилами Е АП21. В частности, речь идет о разделе, посвященному внесению конструкционных изменений в типовой вариант самолета. Его полное название – L-410UVP-E20.
Их разработкой занимался ЦАГИ: была создана форма нового «шасси» с учетом гидродинамических особенностей конструкции. Специалисты в своих расчетах добились минимально возможного брызгообразования и устойчивого глиссирования гидросамолета. Проведенные испытания (буксировка и катапульта) подтвердили верность прогнозируемых ЦАГИ характеристик.
С первого взгляда кажется: что тут особенного – пристроил поплавки и гидросамолет готов. В реальности это совсем не так. В ходе разработки на УЗГА усилили фюзеляж, на крылья установили концевые шайбы, штатные ниши под шасси прикрыли створками. Также доработали хвостовое оперение. Самолет оборудовали средствами спасений на воде в случае возникновения аварийной ситуации.
Они проходили на Волге, недалеко от аэродрома. В результате выяснилось, что машина показывает расчетные характеристики и не требует от пилотов какого-то особенного мастерства при взлете и посадке. А они возможны при волнении на водной поверхности до двух баллов.
При этом максимальная высота волн – до полуметра, скорость ветра – до 15 м/сек. В таких условиях возможна высадка/посадка пассажиров с причала. Тестирование показало, что гидросамолет способен перевозить 14 человек на расстояние до 400 км или 10 на 780 км. Полет проходит на крейсерской скорости 310 км/ч. Для взлета необходима полоса воды длиной 600 м, посадки – 400 м.
Из дополнительного электронного оборудования – радиоизмеритель, определяющий высоту волн и присутствие посторонних предметов. Это позволяет прямо с воздуха подбирать для посадки наиболее безопасную акваторию не только визуально, но и с использованием приборов.
Главный конкурент гидроварианта L-410 – канадский Twin Otter. Он имеет схожие характеристики и тоже был разработан в 1960-е годы. Но вот только стоит на треть дороже L-410.
В «лихие» 90-е темпы производства самолета, которое в рамках СЭВ поддерживал Советский Союз, резко снизились (с пятидесяти единиц техники до пяти в год). В 2008-м Уральский металлургический завод (УГМК) приобрел 51% акций Aircraft Industries – компании, производившей L-410. Оставшаяся доля была выкуплена тем же российским предприятием в 2013-м.
Версии Л-410
Изначально машина, способная совершать взлет и посадку на коротких грунтовых полосах (длина – до 500 м), использовалась для перевозки 19-ти пассажиров и груза в двух багажных отсеках. В переднем 100 кг и хвостовом – 150 кг. Позже появились модификации базовой версии:
✅ санитарная – рассчитана на 6 больных или пострадавших, двух медработников и пару сопровождающих лиц
✅ скорая медпомощь – внутри расположено необходимое оборудования, включая кислородные баллоны и операционный стол
✅ грузовая – позволяет транспортировать до 1,7 т
✅ парашютная – оснащается подъемными дверями, световой сигнализацией и площадкой для фотографирования прыжков
В 2018 году в России разработали вариант L-410 для эксплуатации на водной поверхности. Впервые эту машину представил УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) на салоне в Геленджике. Все было сделано официально: чешская компания предоставила российскому предприятию документацию, а оно разрабатывало модификацию в строгом соответствии с правилами Е АП21. В частности, речь идет о разделе, посвященному внесению конструкционных изменений в типовой вариант самолета. Его полное название – L-410UVP-E20.
Поплавки
Их разработкой занимался ЦАГИ: была создана форма нового «шасси» с учетом гидродинамических особенностей конструкции. Специалисты в своих расчетах добились минимально возможного брызгообразования и устойчивого глиссирования гидросамолета. Проведенные испытания (буксировка и катапульта) подтвердили верность прогнозируемых ЦАГИ характеристик.
Поплавки – дело серьезное. Фото: youtube.com
С первого взгляда кажется: что тут особенного – пристроил поплавки и гидросамолет готов. В реальности это совсем не так. В ходе разработки на УЗГА усилили фюзеляж, на крылья установили концевые шайбы, штатные ниши под шасси прикрыли створками. Также доработали хвостовое оперение. Самолет оборудовали средствами спасений на воде в случае возникновения аварийной ситуации.
Испытания
Они проходили на Волге, недалеко от аэродрома. В результате выяснилось, что машина показывает расчетные характеристики и не требует от пилотов какого-то особенного мастерства при взлете и посадке. А они возможны при волнении на водной поверхности до двух баллов.
Гидросамолет привезли на первые испытания. Фото: youtube.com
При этом максимальная высота волн – до полуметра, скорость ветра – до 15 м/сек. В таких условиях возможна высадка/посадка пассажиров с причала. Тестирование показало, что гидросамолет способен перевозить 14 человек на расстояние до 400 км или 10 на 780 км. Полет проходит на крейсерской скорости 310 км/ч. Для взлета необходима полоса воды длиной 600 м, посадки – 400 м.
Установка поплавков на L-410
Из дополнительного электронного оборудования – радиоизмеритель, определяющий высоту волн и присутствие посторонних предметов. Это позволяет прямо с воздуха подбирать для посадки наиболее безопасную акваторию не только визуально, но и с использованием приборов.
Современные приборы помогут сесть безопасно. Фото: youtube.com
Главный конкурент гидроварианта L-410 – канадский Twin Otter. Он имеет схожие характеристики и тоже был разработан в 1960-е годы. Но вот только стоит на треть дороже L-410.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...