
175-кубовые мотоциклы Jawa-CZ: от type 356 до 470-спорт
Если кто-то из наших читателей скажет, что он не знает о «Ява» или «Чезет», то одно из двух. Либо он и вправду далек от мотоциклетной тематики, или же просто находится в молодых летах. Да, все, чья юность прошла в советский период истории, прекрасно понимают о чем идет речь.
В нашу страну за почти три десятилетия поставлено такое огромное количество чехословацкой мототехники, что некоторые даже считали ее выпускавшейся на территории СССР! Правда, немного смущали надписи на иностранном языке. Но, с другой стороны, мопед «Рига», собираемый в Латвии, тоже маркировался латиницей. Как и двигатели, шедшие к нему в комплекте.
Jawa-CZ-175 «Svazarmovec» – оригинальный молодежный мотоцикл. Фото: aukro.cz
Да, только за первые 20 лет плодотворного сотрудничества чехословацкая сторона поставила нашим клиентам 1,5 млн мотоциклов разных моделей. И это лишь «Ява», не считая выпускавшихся меньшими тиражами «Чезет». А также того, что после 1983 года эти отличные аппараты продолжали регулярно поступать к нам, вплоть до завершения истории обеих стран.
Приведенные выше цифры показывают, что в какой-то момент, импорт Jawa-CZ в нашу страну превысил количество мотоциклов, поставляемых на внутренний рынок. Естественно, что советским покупателям предлагалась та продукция, которую заводы выпускали в данный момент. И при смене модели, отечественные клиенты также могли получить какую-то из чехословацких новинок.
Конечно, здесь была и обратная сторона медали. Как оптовый клиент, Советский Союз иногда диктовал свои правила игры. И когда чехи уже были готовы выпускать конкурентоспособные четырехтактные модели, на них надавили, заставив остаться в «двухтактной плоскости».
Спортивная перемычка руля и простенький спидометр. Фото: aukro.cz
Это обеспечило безоблачное настоящее, но после распада СССР и закрытия огромного рынка – печальное будущее. Завод Jawa еще как-то попытался выкарабкиваться, а CZ и вовсе канул в лета. Но, не будем о грустном. Ведь в свое время эти заводы производили огромное количество прекрасных моделей мотоциклов, пользовавшихся популярностью не только в Союзе и самой Чехословакии.
И, кстати, в модельном ряду имелись позиции, которые никогда не поставлялись в СССР, и поэтому малознакомы даже нашим мотолюбителям со стажем. Сегодня мы постараемся немного расширить кругозор, обратив свое внимание именно на такую технику. И коснемся периода истории, когда на наш рынок она еще не поступала вообще, а производственное объединение именовалось как Jawa-CZ.
Благодаря т. н. национальной программе, новое социалистическое правительство Чехословакии решило объединить двух местных ведущих производителей мототехники в одну корпорацию. Казалось, что таким образом получится добиться более плотного сотрудничества, избежать чуждой для социализма конкуренции и иметь экономический эффект.
Фара имела специальный кожух для защиты от повреждений. Фото: aukro.cz
Спустя какое-то время пришло осознание ошибочности направления и каждое из предприятий пошло своим путем. Тем не менее в какой-то период образование Jawa-CZ имело место. Именно в это время и появился один из наших сегодняшних героев, о которых пойдет речь ниже.
Он также имел задний маятник, как у моделей 250/353 или 350/354, собиравшихся на «явовских» мощностях. Но меньший двигатель и другие характеристики побудили производителей комплектовать мотоцикл облегченной рамой и иными элементами:
✅ 16-дюймовыми колесами
✅ каркасом из трубчатой стали
✅ жидкостными амортизаторами
Последние обеспечивали более комфортную езду, что на конец 50-х могло считаться реальным шиком. Рама мотоцикла выполнена в простом закрытом типе, как сварная из стальных труб прямоугольного сечения и штамповок из того же материала. Двигатель получил традиционный для чехов одинарный рычажный запуск и следующие характеристики:
✅ двухтактный одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 8 л. с (5,9 кВт) при 5500 об/мин
✅ степень сжатия – 7:1
✅ четырехступенчатая коробка передача
К уже перечисленным характеристикам стоит добавить, что техника имела скромный сухой вес в 115 кг (готовый – 125 кг). Ее максимальная скорость достигала показателя в 90 км/ч, что являлось неплохими цифрами для дорожных мотоциклов конца 50-х. Расход топлива составлял 3,1 л/100 км.
В этот же период, специально для местной молодежи, выпускается спортивная версия мотоцикла Jawa-CZ-175 «Svazarmovec». Этот аппарат имеет ряд отличий от оригинальной конструкции. Во-первых, сразу в глаза бросается рулевая перемычка, которая позже стала неотъемлемым атрибутом молодежных мотоциклов.
175-кубовый двигатель чехословацкого производства. Фото: aukro.cz
Во-вторых, это укороченное седло и высоко поднятые крылья. Первое подчеркивало тот факт, что мотоцикл позиционировался как одноместный. Тем более, что в комплектации полностью отсутствовали задние подножки и традиционный багажник.
Еще один немаловажный элемент – защитный кожух фары, который мог предохранять ее от повреждений во время падений или при вылетании из-под колес (на высокой скорости) посторонних предметов. Кстати, на сопроводительных фото находится один из таких мотоциклов, которым в 1960 году владел молодой гонщик по имени Олдржих.
Спустя два года конструкцию подвергли заметной омологации. Распределительную коробку перенесли с бака на маску, а глушители сменили но новинку «сигарного типа». В таком виде мотоцикл просуществовал до 1960 года, когда был полностью снят с производства. Его преемником стал CZ 175/450 с одинарным выхлопом и следующими показателями:
✅ барабанные тормоза – 140 мм
✅ мощность двигателя увеличена до 10 л. с
✅ рама из круглого профиля
✅ запас топлива – 13 литров
Двигатель претерпел ряд модернизаций, немного улучшивших его показатеди. Цилиндр с картерами получили впускные каналы большего размера, а кривошипно-шатунный механизм – увеличенный поршневой палец (с 15 до 18 мм).
Мотоцикл стал ведущей моделью завода 60-х. Его сборка осуществлялась вплоть до 1968 года, уже под эгидой самостоятельной компании CZ из Страконице. Коробка передач получила звездочки с более прочными проушинами для увеличения срока службы. Вторая шестерня на главном валу для большей точности переключения закреплена стопорным кольцом.
CZ Type 470 SPORT: в 60-х такие аппараты были мечтой каждого мальчишки. Фото: youtube.com
Боковые ящики изменились на открывающиеся в том месте, где у предшественника спереди имелась поворотная ручка с пазом для ключа зажигания. Однако сначала приходилось отпереть и поднять седло, а лишь после того изнутри с помощью гибких пластин появлялся доступ к ящикам для хранения. Мотоцикл приобрел популярность, а некоторые из его модификаций даже экспортировались в СССР и стали основой для нашего «Ковровца». Вот весь модельный ряд:
✅ тип 450.01/02/09 – стандартная версия
✅ тип 450.00.74 – опытная версия
✅ тип 450.05 de luxe – имел маску и крышку панели руля от Jawa 250/559
Кроме того, существовала еще и специальная спортивная версия 470 SPORT. Она производилась заводом начиная с 1962 года. Этот более шустрый вариант рассчитан на молодых и других любителей быстрой езды. Вот его основные характеристики:
✅ масса – 120 кг
✅ максимальная скорость – 100 км/ч
✅ потребление топлива – 2,5 л/100 км
Чтобы добиться результата, производитель заменил в CZ Type 470 SPORT 16-дюймовые колеса на 19-дюймовую альтернативу (3,00х19 – спереди и 3,25х19 – сзади). Также снова применено увеличение высоты обоих крыльев, а задняя качающаяся вилка и защита цепи пережили небольшие изменения. В 1968 году такой роскошный для своего времени мотоцикл стоил в районе 7300 чехословацких крон (912,5 советских рублей).
В нашу страну за почти три десятилетия поставлено такое огромное количество чехословацкой мототехники, что некоторые даже считали ее выпускавшейся на территории СССР! Правда, немного смущали надписи на иностранном языке. Но, с другой стороны, мопед «Рига», собираемый в Латвии, тоже маркировался латиницей. Как и двигатели, шедшие к нему в комплекте.

Да, только за первые 20 лет плодотворного сотрудничества чехословацкая сторона поставила нашим клиентам 1,5 млн мотоциклов разных моделей. И это лишь «Ява», не считая выпускавшихся меньшими тиражами «Чезет». А также того, что после 1983 года эти отличные аппараты продолжали регулярно поступать к нам, вплоть до завершения истории обеих стран.
Неизвестные, несмотря на очень широкий ассортимент
Приведенные выше цифры показывают, что в какой-то момент, импорт Jawa-CZ в нашу страну превысил количество мотоциклов, поставляемых на внутренний рынок. Естественно, что советским покупателям предлагалась та продукция, которую заводы выпускали в данный момент. И при смене модели, отечественные клиенты также могли получить какую-то из чехословацких новинок.
Конечно, здесь была и обратная сторона медали. Как оптовый клиент, Советский Союз иногда диктовал свои правила игры. И когда чехи уже были готовы выпускать конкурентоспособные четырехтактные модели, на них надавили, заставив остаться в «двухтактной плоскости».

Это обеспечило безоблачное настоящее, но после распада СССР и закрытия огромного рынка – печальное будущее. Завод Jawa еще как-то попытался выкарабкиваться, а CZ и вовсе канул в лета. Но, не будем о грустном. Ведь в свое время эти заводы производили огромное количество прекрасных моделей мотоциклов, пользовавшихся популярностью не только в Союзе и самой Чехословакии.
И, кстати, в модельном ряду имелись позиции, которые никогда не поставлялись в СССР, и поэтому малознакомы даже нашим мотолюбителям со стажем. Сегодня мы постараемся немного расширить кругозор, обратив свое внимание именно на такую технику. И коснемся периода истории, когда на наш рынок она еще не поступала вообще, а производственное объединение именовалось как Jawa-CZ.
Благодаря т. н. национальной программе, новое социалистическое правительство Чехословакии решило объединить двух местных ведущих производителей мототехники в одну корпорацию. Казалось, что таким образом получится добиться более плотного сотрудничества, избежать чуждой для социализма конкуренции и иметь экономический эффект.

Спустя какое-то время пришло осознание ошибочности направления и каждое из предприятий пошло своим путем. Тем не менее в какой-то период образование Jawa-CZ имело место. Именно в это время и появился один из наших сегодняшних героев, о которых пойдет речь ниже.
В 1956 году с конвейера завода в Страконице начал сходить Jawa-CZ 175 type 356. Местные прозвали его «маленькой кивачкой», из-за конструктивного сходства со знаменитой моделью, но меньшим в два раза объемом двигателя.
Он также имел задний маятник, как у моделей 250/353 или 350/354, собиравшихся на «явовских» мощностях. Но меньший двигатель и другие характеристики побудили производителей комплектовать мотоцикл облегченной рамой и иными элементами:
✅ 16-дюймовыми колесами
✅ каркасом из трубчатой стали
✅ жидкостными амортизаторами
Последние обеспечивали более комфортную езду, что на конец 50-х могло считаться реальным шиком. Рама мотоцикла выполнена в простом закрытом типе, как сварная из стальных труб прямоугольного сечения и штамповок из того же материала. Двигатель получил традиционный для чехов одинарный рычажный запуск и следующие характеристики:
✅ двухтактный одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 8 л. с (5,9 кВт) при 5500 об/мин
✅ степень сжатия – 7:1
✅ четырехступенчатая коробка передача
К уже перечисленным характеристикам стоит добавить, что техника имела скромный сухой вес в 115 кг (готовый – 125 кг). Ее максимальная скорость достигала показателя в 90 км/ч, что являлось неплохими цифрами для дорожных мотоциклов конца 50-х. Расход топлива составлял 3,1 л/100 км.
В этот же период, специально для местной молодежи, выпускается спортивная версия мотоцикла Jawa-CZ-175 «Svazarmovec». Этот аппарат имеет ряд отличий от оригинальной конструкции. Во-первых, сразу в глаза бросается рулевая перемычка, которая позже стала неотъемлемым атрибутом молодежных мотоциклов.

Во-вторых, это укороченное седло и высоко поднятые крылья. Первое подчеркивало тот факт, что мотоцикл позиционировался как одноместный. Тем более, что в комплектации полностью отсутствовали задние подножки и традиционный багажник.
Еще один немаловажный элемент – защитный кожух фары, который мог предохранять ее от повреждений во время падений или при вылетании из-под колес (на высокой скорости) посторонних предметов. Кстати, на сопроводительных фото находится один из таких мотоциклов, которым в 1960 году владел молодой гонщик по имени Олдржих.
450-й с одной выхлопной трубой
Спустя два года конструкцию подвергли заметной омологации. Распределительную коробку перенесли с бака на маску, а глушители сменили но новинку «сигарного типа». В таком виде мотоцикл просуществовал до 1960 года, когда был полностью снят с производства. Его преемником стал CZ 175/450 с одинарным выхлопом и следующими показателями:
✅ барабанные тормоза – 140 мм
✅ мощность двигателя увеличена до 10 л. с
✅ рама из круглого профиля
✅ запас топлива – 13 литров
Двигатель претерпел ряд модернизаций, немного улучшивших его показатеди. Цилиндр с картерами получили впускные каналы большего размера, а кривошипно-шатунный механизм – увеличенный поршневой палец (с 15 до 18 мм).
Мотоцикл стал ведущей моделью завода 60-х. Его сборка осуществлялась вплоть до 1968 года, уже под эгидой самостоятельной компании CZ из Страконице. Коробка передач получила звездочки с более прочными проушинами для увеличения срока службы. Вторая шестерня на главном валу для большей точности переключения закреплена стопорным кольцом.

Боковые ящики изменились на открывающиеся в том месте, где у предшественника спереди имелась поворотная ручка с пазом для ключа зажигания. Однако сначала приходилось отпереть и поднять седло, а лишь после того изнутри с помощью гибких пластин появлялся доступ к ящикам для хранения. Мотоцикл приобрел популярность, а некоторые из его модификаций даже экспортировались в СССР и стали основой для нашего «Ковровца». Вот весь модельный ряд:
✅ тип 450.01/02/09 – стандартная версия
✅ тип 450.00.74 – опытная версия
✅ тип 450.05 de luxe – имел маску и крышку панели руля от Jawa 250/559
Кроме того, существовала еще и специальная спортивная версия 470 SPORT. Она производилась заводом начиная с 1962 года. Этот более шустрый вариант рассчитан на молодых и других любителей быстрой езды. Вот его основные характеристики:
✅ масса – 120 кг
✅ максимальная скорость – 100 км/ч
✅ потребление топлива – 2,5 л/100 км
Чтобы добиться результата, производитель заменил в CZ Type 470 SPORT 16-дюймовые колеса на 19-дюймовую альтернативу (3,00х19 – спереди и 3,25х19 – сзади). Также снова применено увеличение высоты обоих крыльев, а задняя качающаяся вилка и защита цепи пережили небольшие изменения. В 1968 году такой роскошный для своего времени мотоцикл стоил в районе 7300 чехословацких крон (912,5 советских рублей).
- Иван Гончаров
- Фото: aukro.cz, youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....