Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
К концу текущего года в российском гражданском самолетостроении сложилась непростая ситуация. «Боинги» и «Аэрбасы» постепенно вырабатывают свой ресурс, а полноценной замены им пока нет. Слишком много у нас импортных машин – примерно 60% от всего авиапарка.
На этом фоне встает логичный вопрос: а может, зря в свое время забросили проект Ту-334? Конечно, машина не новая, но и не такая уж старая – ее разработка стартовала в конце 1980-х. Лайнер должен был заменить Ту-134, Як-42, Ту-154. Воздушное судно прошло все «классические» стадии российского авиапрома: сначала его хвалили, затем стали «хоронить», и, в конце концов, отправили на «свалку истории». Впрочем, подобная же участь (исключая последний пункт) постигла Ту-214, Ил-96. Но эти лайнеры удалось отстоять.
Главный плюс заключается в том, что машина унифицирована со своим «братом» Ту-214 (и 204-м) примерно на 60%. У этого авиалайнера такой же, только укороченный, фюзеляж, бортовое оборудование комплектовалось российскими компонентами. Все это можно отнести к серьезным преимуществам в сложившейся санкционной ситуации. «Суперджет» и МС-21 все еще не локализованы на 100%.
К тому же, в 2003-м Ту-334-100 сертифицировали: после завершения испытаний на нем можно было летать по всему миру. Интерес к модели высказывали не только российские авиаперевозчики, но даже и Управление делами президента РФ, где справедливо полагали, что самолет главы государства не должен зависеть от поставок импортных запчастей. В Минобороны РФ также присматривались к воздушному судну.
Но контраргументы тоже были не слабыми. Главный из них – двигатели Д436Т1, выпускавшиеся на Украине предприятием «Мотор Сич». После событий 2014 года о поставках в РФ этих агрегатов можно забыть, а с началом СВО – тем более. Из технических минусов озвучивалось якобы неудачная схема размещения силовых агрегатов (они находятся в хвосте лайнера). Мол, это усложняет обслуживание и ремонт.
Еще авиаперевозчикам не нравилась компоновка кабины, рассчитанная на 3-х пилотов. Зачем платить еще одному члену экипажа? Однако, эти аргументы выдвигались лет 10 назад, а то и раньше.
Да, об украинском двигателе можно забыть, но есть ПД-8, проходящий испытания и ожидающий сертификации. Произвести ремоторизацию Ту-334, чтобы «подогнать» машину под эти двигатели – дело вполне реальное. Сейчас они обкатываются на «Суперджете» и часть экспертов говорит о слишком низком расположении моторов.
Тут уж невольно вспоминаешь Ту-334, где движки высоко в хвосте: видимо, рано такую компоновку «сбросили со счетов». Что касается количества членов экипажа, то разработана версия СМ, где их двое.
Они были еще в 2016 году: В ГК «Аскон» заявили, что начинают модифицировать (проектировать) некоторые элементы Ту-334 в режиме 3D. Дело в том, что еще в 1993-м европейские специалисты посчитали, что нужно крыло большей площади.
Но тогда машину оставили в ее первозданном виде. В начале июня 2020 года в Совете Федерации РФ предлагали возобновить производство Ту-334 из-за «проблем технического характера» с SSJ-100.
Белоруссия всегда проявляла живейший интерес к авиационным проектам России. Например, уже имеется соглашение о выпуске предприятиями соседней страны компонентов для Ту-214. Кто-скажет, что в России нет мощностей под производство Ту-334.
Так почему бы не организовать совместное предприятие в рамках союзного государства, тем более: многие компоненты и узлы у двух машин одинаковые? Такое развитие событий было бы коммерчески выгодно и РФ и РБ. И этому есть основания: на фоне санкций у российских авиаперевозчиков резко усилился спрос на Ту-214. Значит, и Ту-334СМ «пришелся бы ко двору».
На этом фоне встает логичный вопрос: а может, зря в свое время забросили проект Ту-334? Конечно, машина не новая, но и не такая уж старая – ее разработка стартовала в конце 1980-х. Лайнер должен был заменить Ту-134, Як-42, Ту-154. Воздушное судно прошло все «классические» стадии российского авиапрома: сначала его хвалили, затем стали «хоронить», и, в конце концов, отправили на «свалку истории». Впрочем, подобная же участь (исключая последний пункт) постигла Ту-214, Ил-96. Но эти лайнеры удалось отстоять.
Короткая история и преимущества Ту-334
Главный плюс заключается в том, что машина унифицирована со своим «братом» Ту-214 (и 204-м) примерно на 60%. У этого авиалайнера такой же, только укороченный, фюзеляж, бортовое оборудование комплектовалось российскими компонентами. Все это можно отнести к серьезным преимуществам в сложившейся санкционной ситуации. «Суперджет» и МС-21 все еще не локализованы на 100%.
У Ту-214 с Ту-334 большой уровень унификации. Фото: youtube.com
К тому же, в 2003-м Ту-334-100 сертифицировали: после завершения испытаний на нем можно было летать по всему миру. Интерес к модели высказывали не только российские авиаперевозчики, но даже и Управление делами президента РФ, где справедливо полагали, что самолет главы государства не должен зависеть от поставок импортных запчастей. В Минобороны РФ также присматривались к воздушному судну.
Ту-334 успешно прошел все испытания и был сертифицирован. Фото: youtube.com
Но контраргументы тоже были не слабыми. Главный из них – двигатели Д436Т1, выпускавшиеся на Украине предприятием «Мотор Сич». После событий 2014 года о поставках в РФ этих агрегатов можно забыть, а с началом СВО – тем более. Из технических минусов озвучивалось якобы неудачная схема размещения силовых агрегатов (они находятся в хвосте лайнера). Мол, это усложняет обслуживание и ремонт.
Ту-334: пассажирский салон. Фото: youtube.com
Еще авиаперевозчикам не нравилась компоновка кабины, рассчитанная на 3-х пилотов. Зачем платить еще одному члену экипажа? Однако, эти аргументы выдвигались лет 10 назад, а то и раньше.
Современные условия
Да, об украинском двигателе можно забыть, но есть ПД-8, проходящий испытания и ожидающий сертификации. Произвести ремоторизацию Ту-334, чтобы «подогнать» машину под эти двигатели – дело вполне реальное. Сейчас они обкатываются на «Суперджете» и часть экспертов говорит о слишком низком расположении моторов.
В 2011-м Иран высказывал желание покупать Ту-334, если они будут оснащаться ПД-8. Скорее всего, и сегодня не против.
Тут уж невольно вспоминаешь Ту-334, где движки высоко в хвосте: видимо, рано такую компоновку «сбросили со счетов». Что касается количества членов экипажа, то разработана версия СМ, где их двое.
Попытки возобновления производства
Они были еще в 2016 году: В ГК «Аскон» заявили, что начинают модифицировать (проектировать) некоторые элементы Ту-334 в режиме 3D. Дело в том, что еще в 1993-м европейские специалисты посчитали, что нужно крыло большей площади.
Пока нет решений на официальном уровне о возобновлении проекта Ту-334. Фото: youtube.com
Но тогда машину оставили в ее первозданном виде. В начале июня 2020 года в Совете Федерации РФ предлагали возобновить производство Ту-334 из-за «проблем технического характера» с SSJ-100.
Кооперация
Белоруссия всегда проявляла живейший интерес к авиационным проектам России. Например, уже имеется соглашение о выпуске предприятиями соседней страны компонентов для Ту-214. Кто-скажет, что в России нет мощностей под производство Ту-334.
Демонстрация Ту-334 на авиасалоне МАКС
Так почему бы не организовать совместное предприятие в рамках союзного государства, тем более: многие компоненты и узлы у двух машин одинаковые? Такое развитие событий было бы коммерчески выгодно и РФ и РБ. И этому есть основания: на фоне санкций у российских авиаперевозчиков резко усилился спрос на Ту-214. Значит, и Ту-334СМ «пришелся бы ко двору».
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...