Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
К концу текущего года в российском гражданском самолетостроении сложилась непростая ситуация. «Боинги» и «Аэрбасы» постепенно вырабатывают свой ресурс, а полноценной замены им пока нет. Слишком много у нас импортных машин – примерно 60% от всего авиапарка.
На этом фоне встает логичный вопрос: а может, зря в свое время забросили проект Ту-334? Конечно, машина не новая, но и не такая уж старая – ее разработка стартовала в конце 1980-х. Лайнер должен был заменить Ту-134, Як-42, Ту-154. Воздушное судно прошло все «классические» стадии российского авиапрома: сначала его хвалили, затем стали «хоронить», и, в конце концов, отправили на «свалку истории». Впрочем, подобная же участь (исключая последний пункт) постигла Ту-214, Ил-96. Но эти лайнеры удалось отстоять.
Главный плюс заключается в том, что машина унифицирована со своим «братом» Ту-214 (и 204-м) примерно на 60%. У этого авиалайнера такой же, только укороченный, фюзеляж, бортовое оборудование комплектовалось российскими компонентами. Все это можно отнести к серьезным преимуществам в сложившейся санкционной ситуации. «Суперджет» и МС-21 все еще не локализованы на 100%.
К тому же, в 2003-м Ту-334-100 сертифицировали: после завершения испытаний на нем можно было летать по всему миру. Интерес к модели высказывали не только российские авиаперевозчики, но даже и Управление делами президента РФ, где справедливо полагали, что самолет главы государства не должен зависеть от поставок импортных запчастей. В Минобороны РФ также присматривались к воздушному судну.
Но контраргументы тоже были не слабыми. Главный из них – двигатели Д436Т1, выпускавшиеся на Украине предприятием «Мотор Сич». После событий 2014 года о поставках в РФ этих агрегатов можно забыть, а с началом СВО – тем более. Из технических минусов озвучивалось якобы неудачная схема размещения силовых агрегатов (они находятся в хвосте лайнера). Мол, это усложняет обслуживание и ремонт.
Еще авиаперевозчикам не нравилась компоновка кабины, рассчитанная на 3-х пилотов. Зачем платить еще одному члену экипажа? Однако, эти аргументы выдвигались лет 10 назад, а то и раньше.
Да, об украинском двигателе можно забыть, но есть ПД-8, проходящий испытания и ожидающий сертификации. Произвести ремоторизацию Ту-334, чтобы «подогнать» машину под эти двигатели – дело вполне реальное. Сейчас они обкатываются на «Суперджете» и часть экспертов говорит о слишком низком расположении моторов.
Тут уж невольно вспоминаешь Ту-334, где движки высоко в хвосте: видимо, рано такую компоновку «сбросили со счетов». Что касается количества членов экипажа, то разработана версия СМ, где их двое.
Они были еще в 2016 году: В ГК «Аскон» заявили, что начинают модифицировать (проектировать) некоторые элементы Ту-334 в режиме 3D. Дело в том, что еще в 1993-м европейские специалисты посчитали, что нужно крыло большей площади.
Но тогда машину оставили в ее первозданном виде. В начале июня 2020 года в Совете Федерации РФ предлагали возобновить производство Ту-334 из-за «проблем технического характера» с SSJ-100.
Белоруссия всегда проявляла живейший интерес к авиационным проектам России. Например, уже имеется соглашение о выпуске предприятиями соседней страны компонентов для Ту-214. Кто-скажет, что в России нет мощностей под производство Ту-334.
Так почему бы не организовать совместное предприятие в рамках союзного государства, тем более: многие компоненты и узлы у двух машин одинаковые? Такое развитие событий было бы коммерчески выгодно и РФ и РБ. И этому есть основания: на фоне санкций у российских авиаперевозчиков резко усилился спрос на Ту-214. Значит, и Ту-334СМ «пришелся бы ко двору».
На этом фоне встает логичный вопрос: а может, зря в свое время забросили проект Ту-334? Конечно, машина не новая, но и не такая уж старая – ее разработка стартовала в конце 1980-х. Лайнер должен был заменить Ту-134, Як-42, Ту-154. Воздушное судно прошло все «классические» стадии российского авиапрома: сначала его хвалили, затем стали «хоронить», и, в конце концов, отправили на «свалку истории». Впрочем, подобная же участь (исключая последний пункт) постигла Ту-214, Ил-96. Но эти лайнеры удалось отстоять.
Короткая история и преимущества Ту-334
Главный плюс заключается в том, что машина унифицирована со своим «братом» Ту-214 (и 204-м) примерно на 60%. У этого авиалайнера такой же, только укороченный, фюзеляж, бортовое оборудование комплектовалось российскими компонентами. Все это можно отнести к серьезным преимуществам в сложившейся санкционной ситуации. «Суперджет» и МС-21 все еще не локализованы на 100%.
У Ту-214 с Ту-334 большой уровень унификации. Фото: youtube.com
К тому же, в 2003-м Ту-334-100 сертифицировали: после завершения испытаний на нем можно было летать по всему миру. Интерес к модели высказывали не только российские авиаперевозчики, но даже и Управление делами президента РФ, где справедливо полагали, что самолет главы государства не должен зависеть от поставок импортных запчастей. В Минобороны РФ также присматривались к воздушному судну.
Ту-334 успешно прошел все испытания и был сертифицирован. Фото: youtube.com
Но контраргументы тоже были не слабыми. Главный из них – двигатели Д436Т1, выпускавшиеся на Украине предприятием «Мотор Сич». После событий 2014 года о поставках в РФ этих агрегатов можно забыть, а с началом СВО – тем более. Из технических минусов озвучивалось якобы неудачная схема размещения силовых агрегатов (они находятся в хвосте лайнера). Мол, это усложняет обслуживание и ремонт.
Ту-334: пассажирский салон. Фото: youtube.com
Еще авиаперевозчикам не нравилась компоновка кабины, рассчитанная на 3-х пилотов. Зачем платить еще одному члену экипажа? Однако, эти аргументы выдвигались лет 10 назад, а то и раньше.
Современные условия
Да, об украинском двигателе можно забыть, но есть ПД-8, проходящий испытания и ожидающий сертификации. Произвести ремоторизацию Ту-334, чтобы «подогнать» машину под эти двигатели – дело вполне реальное. Сейчас они обкатываются на «Суперджете» и часть экспертов говорит о слишком низком расположении моторов.
В 2011-м Иран высказывал желание покупать Ту-334, если они будут оснащаться ПД-8. Скорее всего, и сегодня не против.
Тут уж невольно вспоминаешь Ту-334, где движки высоко в хвосте: видимо, рано такую компоновку «сбросили со счетов». Что касается количества членов экипажа, то разработана версия СМ, где их двое.
Попытки возобновления производства
Они были еще в 2016 году: В ГК «Аскон» заявили, что начинают модифицировать (проектировать) некоторые элементы Ту-334 в режиме 3D. Дело в том, что еще в 1993-м европейские специалисты посчитали, что нужно крыло большей площади.
Пока нет решений на официальном уровне о возобновлении проекта Ту-334. Фото: youtube.com
Но тогда машину оставили в ее первозданном виде. В начале июня 2020 года в Совете Федерации РФ предлагали возобновить производство Ту-334 из-за «проблем технического характера» с SSJ-100.
Кооперация
Белоруссия всегда проявляла живейший интерес к авиационным проектам России. Например, уже имеется соглашение о выпуске предприятиями соседней страны компонентов для Ту-214. Кто-скажет, что в России нет мощностей под производство Ту-334.
Демонстрация Ту-334 на авиасалоне МАКС
Так почему бы не организовать совместное предприятие в рамках союзного государства, тем более: многие компоненты и узлы у двух машин одинаковые? Такое развитие событий было бы коммерчески выгодно и РФ и РБ. И этому есть основания: на фоне санкций у российских авиаперевозчиков резко усилился спрос на Ту-214. Значит, и Ту-334СМ «пришелся бы ко двору».
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...