
Что и как льют в баки пассажирских самолетов
От свойств топлива, заливаемого в баки воздушных лайнеров, зависит, прежде всего, безопасность полета. А также срок службы двигателя летательного аппарата, дальность и экологическая чистота атмосферы. Все это в той или иной степени, отражается на стоимости билета, который мы с вами покупаем, отправляясь в путешествие.
В самолетах применяется два вида горючего: авиационный керосин и бензин. Первый тип топлива необходим для самолетов с турбовентиляторными и реактивными силовыми установками. Авиационный бензин заливают в баки летательных аппаратов с поршневыми моторами. Стоит подробнее разобраться с каждым видом топлива.
Ег основная «привлекательность» – высокая энергетическая плотность, а также низкая испаряемость. Грубо говоря, если сравнивать с обычным бензином, то при одном и том же объеме авиационный керосин позволит преодолеть большее расстояние. Второе важное качество – относительная безопасность. Имеется в виду более высокая температура воспламенения.
На цистерне видна марка топлива – ТС1. Фото: youtube.com
На сегодня существует несколько марок авиационного керосина: Т1 и Т2, Т6, Т8В, РТ и ТС1. Последний является самым популярным и чаще других используется для заправки самолетов. Его зарубежный аналог – Jet A-1. Данную марку керосина получают методом прямой перегонки нефти. После стадии переработки в топливо добавляют целый ряд присадок. Эти вещества:
✅ уменьшают возможность образования статического электричества, способного привести к воспламенению
✅ не допускают окисления, приводящего к появлению смолы, забивающей топливную систему двигателя
✅ снижают трение, что увеличивает ресурс силового агрегата
✅ не дают воде превратиться в лед
Точный процентный состав авиационного керосина известен технологам компании, производящей данную продукцию. По сути, это коммерческая тайна.
Первый вопрос, который возникает: а чем он отличается от автомобильного? Лучшей устойчивостью к детонации, что важно для моторов, где требуется высокая степень сжатия. Во-вторых, авиабензин быстрее испаряется, что позволяет оперативнее формироваться горючей смеси. И третье – химическая стабильность: топливо не теряет своих качеств при длительном хранении и перевозке. Ранее использовались такие марки авиабензина, как Б-70, Б-92 (ТУ38.401-58-47-92), Б-95, Б100, Б130. Два последних типа горючего соответствуют условиям европейских стандартов ASTM D 910. Зарубежные аналоги – Avgas 100LL с низким содержанием свинца, а также Avgas 100.
Заправка Ан-2: в крылья от бензовоза. Фото: youtube.com
Один из критериев применения той или иной марки авиационного бензина является его стоимость. Поэтому неудивительно, что большинство машин малой авиации заправляют автомобильным топливом. Более того: двигатели небольших самолетов изначально рассчитаны на применение, например, АИ-95.
Все начинается на нефтеперерабатывающем заводе. После прямой перегонки полученный керосин очищают в несколько этапов.
НПЗ «Газпромнефть»: основной поставщик авиатоплива в столичные аэропорты. Фото: youtube.com
На заключительной стадии добавляют в него присадки. На «выходе» продукт подвергают серьезным испытаниям: проверяют количество серы, температуру возникновения кристаллизации, вязкость и плотность. И только потом конкретной партии топлива выдают паспорт качества.
Тут есть несколько вариантов: все зависит от требуемого количества горючего и расстояния. Например, в столице и некоторых других крупных городах специально прокладывают трубопроводы. По ним готовое авиационное горючее перекачивается в топливозаправочный комплекс (на перроны), расположенный на территории аэродрома около стоянок воздушных судов. В аэропорт топливо может «приехать» и по железной дороге. Цистерны останавливают на эстакаде, где их заземляют. Только потом начинается слив через подключаемую магистраль. Керосин также фильтруется и проверяется на качество. И еще один вариант – автомобильными цистернами.
Однако, в резервуары керосин попадает не сразу: на пути стоят тончайшие фильтры, способные отсеивать примеси размером в несколько микрон. Затем – снова лабораторные испытания. Первое заключается в определении наличия воды. Для этого в колбу под давлением подают топливо, которое закручивается, формируя воронку. Т. к. керосин легче воды, то последняя вместе с примесями осядет на дно.
Проверка на тяжелые примеси с помощью закручивающейся воронки. Фото: youtube.com
Заключительный этап – тестирование с помощью специальных приборов: индикаторов качества. Если претензий нет, керосин закачивается в резервуары.
Это не просто цистерны на колесах. В сущности, речь идет о передвижном компьютере, под контролем которого – до 10 систем, обеспечивающих безопасность, следящих за качеством и учитывающих поступление, расход горючего. Сегодня на аэродромах используется несколько видов автомобилей для подвоза керосина, бензина. Это могут быть машины с цистернами объемом в десятки тысяч литров. Например, для Airbus A380, баки которого вмещают 310 тыс. л, потребуется несколько топливозаправщиков. А для «Суперджета 100» хватит 22 тыс. л, что соответствует объему цистерны машины ТЗА-22.
Крупным аэродромам невыгодно содержать топливозаправщики с малой грузоподъемностью. Среди автомобилей-шасси – как российские, так и зарубежные марки. Например, Mercedes-Benz Actros 3336 с мотором в 360 л. с. оснащается универсальной цистерной АТЗ-12,5. Используют и КАМАЗы: модель 43118 с цистерной ТЗА на 11 кубометров. Или на базе «ГАЗ Next» объемом 5 куб. м. Примерный расход топлива (л/час) некоторыми самолетами:
✅ Ан-2 – 130
✅ Л-410 – 300
✅ Як-40 – 1500
✅ Ту-134 – 2500
✅ МС-21 – 2150
✅ Boeing-747 – 2256
Малая авиация тоже не забыта. Для ее нужд используют совсем небольшие топливозаправщики: например, один из таких делают на базе УАЗ-профи с полным приводом и однорядной кабиной.
Им занимается пилот: причем, результаты пишутся не в литрах, а килограммах. Плотность керосина составляет 780 кг/куб. м, а воды – 1000 кг/кубометр. При расчете учитывается не только расстояние до пункта назначения, но и возможность ухода на запасной аэродром или второй круг, а также иные факторы (даже износ двигателя). Чаще всего лишнего топлива (например, на обратный путь) на борт не берут: машина становится тяжелее, расход горючего увеличивается, управление усложняется. Исключение – случаи, когда в аэропорту прибытия керосин значительно дороже, чем «дома».
Пилот сравнивает данные по топливу в кабине самолета через планшет. Фото: youtube.com
Подать заявку летчик может откуда угодно: хоть из гостиницы. Делается это через планшет и облачный сервис – им пользуется авиаперевозчик, пилоты, банки, топливная компания. Когда заправщик подъезжает к самолету, водитель-оператор уже знает, сколько горючего надо залить в лайнер. Пилот контролирует процесс по планшету и приборам на панели управления. Показывается количество, плотность и температура керосина.
Когда-то у летчиков были такие планшеты. Фото: youtube.com
Однако, такая система работает не везде: кое-где все проходит «по старинке». Подъезжает заправщик, командир корабля дает ему бумажную заявку. А после окончания процесса получает расходный ордер. Все это минут на 10-15 увеличивает время налива топлива. А в баки оно поступает в любом случае довольно быстро – примерно 1000 л/мин.
Почему именно в крыльях – неужели нет другого места: под днищем, например? Все дело в центровке: правильном распределении массы самолета. Но есть и другие причины. Если крылья будут все время полыми, они станут прогибаться по центру, т. е. в наиболее тяжелом месте.
Так выглядит «горловина бензобака» в крыле Boeing-737. Фото: youtube.com
А это «испортит» профиль плоскости и подъемная сила уменьшится. Да, с пустыми крыльями лайнеры тоже летают, но не постоянно, обычно в конце маршрута (о вынужденном сбросе топлива мы поговорим в одной из ближайших статей). И последняя причина элементарная – экономия свободного места, которого в воздушном судне и так немного. Впрочем, частично керосин может находиться в задней части самолета, а также в центре.
В самолетах применяется два вида горючего: авиационный керосин и бензин. Первый тип топлива необходим для самолетов с турбовентиляторными и реактивными силовыми установками. Авиационный бензин заливают в баки летательных аппаратов с поршневыми моторами. Стоит подробнее разобраться с каждым видом топлива.
Керосин
Ег основная «привлекательность» – высокая энергетическая плотность, а также низкая испаряемость. Грубо говоря, если сравнивать с обычным бензином, то при одном и том же объеме авиационный керосин позволит преодолеть большее расстояние. Второе важное качество – относительная безопасность. Имеется в виду более высокая температура воспламенения.

На сегодня существует несколько марок авиационного керосина: Т1 и Т2, Т6, Т8В, РТ и ТС1. Последний является самым популярным и чаще других используется для заправки самолетов. Его зарубежный аналог – Jet A-1. Данную марку керосина получают методом прямой перегонки нефти. После стадии переработки в топливо добавляют целый ряд присадок. Эти вещества:
✅ уменьшают возможность образования статического электричества, способного привести к воспламенению
✅ не допускают окисления, приводящего к появлению смолы, забивающей топливную систему двигателя
✅ снижают трение, что увеличивает ресурс силового агрегата
✅ не дают воде превратиться в лед
Точный процентный состав авиационного керосина известен технологам компании, производящей данную продукцию. По сути, это коммерческая тайна.
Авиационный бензин
Первый вопрос, который возникает: а чем он отличается от автомобильного? Лучшей устойчивостью к детонации, что важно для моторов, где требуется высокая степень сжатия. Во-вторых, авиабензин быстрее испаряется, что позволяет оперативнее формироваться горючей смеси. И третье – химическая стабильность: топливо не теряет своих качеств при длительном хранении и перевозке. Ранее использовались такие марки авиабензина, как Б-70, Б-92 (ТУ38.401-58-47-92), Б-95, Б100, Б130. Два последних типа горючего соответствуют условиям европейских стандартов ASTM D 910. Зарубежные аналоги – Avgas 100LL с низким содержанием свинца, а также Avgas 100.

Один из критериев применения той или иной марки авиационного бензина является его стоимость. Поэтому неудивительно, что большинство машин малой авиации заправляют автомобильным топливом. Более того: двигатели небольших самолетов изначально рассчитаны на применение, например, АИ-95.
Как авиационное горючее доходит до самолетов
Все начинается на нефтеперерабатывающем заводе. После прямой перегонки полученный керосин очищают в несколько этапов.

На заключительной стадии добавляют в него присадки. На «выходе» продукт подвергают серьезным испытаниям: проверяют количество серы, температуру возникновения кристаллизации, вязкость и плотность. И только потом конкретной партии топлива выдают паспорт качества.
НПЗ – аэропорт
Тут есть несколько вариантов: все зависит от требуемого количества горючего и расстояния. Например, в столице и некоторых других крупных городах специально прокладывают трубопроводы. По ним готовое авиационное горючее перекачивается в топливозаправочный комплекс (на перроны), расположенный на территории аэродрома около стоянок воздушных судов. В аэропорт топливо может «приехать» и по железной дороге. Цистерны останавливают на эстакаде, где их заземляют. Только потом начинается слив через подключаемую магистраль. Керосин также фильтруется и проверяется на качество. И еще один вариант – автомобильными цистернами.
Дополнительные проверки в аэропорту
Однако, в резервуары керосин попадает не сразу: на пути стоят тончайшие фильтры, способные отсеивать примеси размером в несколько микрон. Затем – снова лабораторные испытания. Первое заключается в определении наличия воды. Для этого в колбу под давлением подают топливо, которое закручивается, формируя воронку. Т. к. керосин легче воды, то последняя вместе с примесями осядет на дно.

Заключительный этап – тестирование с помощью специальных приборов: индикаторов качества. Если претензий нет, керосин закачивается в резервуары.
О топливозаправщиках
Это не просто цистерны на колесах. В сущности, речь идет о передвижном компьютере, под контролем которого – до 10 систем, обеспечивающих безопасность, следящих за качеством и учитывающих поступление, расход горючего. Сегодня на аэродромах используется несколько видов автомобилей для подвоза керосина, бензина. Это могут быть машины с цистернами объемом в десятки тысяч литров. Например, для Airbus A380, баки которого вмещают 310 тыс. л, потребуется несколько топливозаправщиков. А для «Суперджета 100» хватит 22 тыс. л, что соответствует объему цистерны машины ТЗА-22.
Как работает оператор-топливозапращик на живом примере
Крупным аэродромам невыгодно содержать топливозаправщики с малой грузоподъемностью. Среди автомобилей-шасси – как российские, так и зарубежные марки. Например, Mercedes-Benz Actros 3336 с мотором в 360 л. с. оснащается универсальной цистерной АТЗ-12,5. Используют и КАМАЗы: модель 43118 с цистерной ТЗА на 11 кубометров. Или на базе «ГАЗ Next» объемом 5 куб. м. Примерный расход топлива (л/час) некоторыми самолетами:
✅ Ан-2 – 130
✅ Л-410 – 300
✅ Як-40 – 1500
✅ Ту-134 – 2500
✅ МС-21 – 2150
✅ Boeing-747 – 2256
Малая авиация тоже не забыта. Для ее нужд используют совсем небольшие топливозаправщики: например, один из таких делают на базе УАЗ-профи с полным приводом и однорядной кабиной.
Расчет нужного количества топлива
Им занимается пилот: причем, результаты пишутся не в литрах, а килограммах. Плотность керосина составляет 780 кг/куб. м, а воды – 1000 кг/кубометр. При расчете учитывается не только расстояние до пункта назначения, но и возможность ухода на запасной аэродром или второй круг, а также иные факторы (даже износ двигателя). Чаще всего лишнего топлива (например, на обратный путь) на борт не берут: машина становится тяжелее, расход горючего увеличивается, управление усложняется. Исключение – случаи, когда в аэропорту прибытия керосин значительно дороже, чем «дома».

Подать заявку летчик может откуда угодно: хоть из гостиницы. Делается это через планшет и облачный сервис – им пользуется авиаперевозчик, пилоты, банки, топливная компания. Когда заправщик подъезжает к самолету, водитель-оператор уже знает, сколько горючего надо залить в лайнер. Пилот контролирует процесс по планшету и приборам на панели управления. Показывается количество, плотность и температура керосина.

Однако, такая система работает не везде: кое-где все проходит «по старинке». Подъезжает заправщик, командир корабля дает ему бумажную заявку. А после окончания процесса получает расходный ордер. Все это минут на 10-15 увеличивает время налива топлива. А в баки оно поступает в любом случае довольно быстро – примерно 1000 л/мин.
Где находится топливо в самолете
Почему именно в крыльях – неужели нет другого места: под днищем, например? Все дело в центровке: правильном распределении массы самолета. Но есть и другие причины. Если крылья будут все время полыми, они станут прогибаться по центру, т. е. в наиболее тяжелом месте.

А это «испортит» профиль плоскости и подъемная сила уменьшится. Да, с пустыми крыльями лайнеры тоже летают, но не постоянно, обычно в конце маршрута (о вынужденном сбросе топлива мы поговорим в одной из ближайших статей). И последняя причина элементарная – экономия свободного места, которого в воздушном судне и так немного. Впрочем, частично керосин может находиться в задней части самолета, а также в центре.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....