РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
Юрий Борисов, занимающий пост главы «Роскосмоса», 2 июля текущего года озвучил график по созданию модульной Российской орбитальной станции (РОС). Объявлены и сроки: период с 2027 по 2033 годы. Одни компоненты блочной конструкции сегодня проектируются, другие находятся на стадии строительства, третьи уже испытывают.
Первая в истории космонавтики станция «Мир» была построена Советским Союзом: начало ее эксплуатации – 1986 год. После окончания срока службы в 2001-м ее затопили в океане. Первый блок при формировании МКС построен в РФ и доставлен на орбиту российской РН «Протон К» в конце 1998 года. Сегодня эксплуатационный ресурс станции подходит к финалу, поэтому Россия строит свою орбитальную систему, включающую несколько модулей.
О том, что РФ построит свою станцию, «Роскосмос» объявил в 2014 году. В следующем была озвучена программа, где предусматривался отказ от пилотируемых полетов на естественный спутник Земли. В условиях кризиса такое решение позволило не только сэкономить 90 млрд руб., но и вплотную заняться разработкой РОС.
Причин довольно много, но главная из них – обеспечение независимости в космосе. Пока еще международное сотрудничество за пределами земной атмосферы находится вне санкций. Но кто знает, что будет дальше? Если у нас нет свой базы на орбите, множество научных экспериментов проводить станет невозможно. В космосе отрабатываются технологии, жизненно важные для людей, которые потом используют на Земле. Например, создание лекарств или выращивание органов человека.
На станции проводятся испытания, связанные с полетами к другим небесным телам: той же Луне, Марсу. Проверяют новые скафандры, воздействие на космонавтов невесомости и облучения при длительном нахождении вне Земли в замкнутом пространстве. Исследуются возможности создания спецреактивов, позволяющих выращивать пищу при многомесячных перелетах.
И, наконец, на станции будут отрабатываться новые технологии, способы стыковки, возможности электроники в экстремальных условиях. Еще один момент – изменение угла наклона РОС (он станет равным 97°). Это позволит видеть сверху территорию России почти на 100%, включая Арктику.
К примеру: с МКС, наклоненной на 52°, можно разглядеть только 10% РФ. О военной необходимости иметь свою станцию даже говорить не приходится.
Это было сделано в праздник, 12.04.2021 года. На закрытом совещании президент РФ заявил о выходе страны из проекта МКС (тогда ориентировочно указали 2025-й) и старте строительства российской станции. Целый год согласовывали стоимость программы: 608,9 млрд рублей. В 2022-м впервые был продемонстрирован макет. Если говорить проще, то РОС представляет собой большой шар с шестью (как минимум) пристыкованными блоками-портами. Каковы этапы создания станции?
Речь идет о научно-энергетическом модуле. Именно его первым запустят на орбиту, чтобы заложить основу конструкции РОС. НЭМ (индекс 371КК63) имеет массу в 22 т и полетит в космос на РН «Ангара-А5М» в конце 2027-го.
Как заявил глава КБ РКК «Энергия» В. Соловьев, модуль уже создан «в металле», и в следующем году пройдут «электрические испытания». Предназначение НЭМ – обеспечение станции энергией, кислородом, средствами управления. Также аппарат будет использоваться для проведения научных опытов.
Один из них – узловой, под названием «Ядро», который находится в центре конструкции. По сути, это аналог используемого ныне блока «Причал», пристыкованного к российскому сегменту МКС. Данный модуль будет надежным и простым. Его эксплуатационный ресурс – от тридцати лет.
Базовый блок разработан под экипаж в составе из четырех человек. Внутри – все необходимое для комфортного пребывания в условиях невесомости. Автоматические системы жизнеобеспечения допускают присутствие меньшего количества людей – двух человек. Еще сделают шлюзовый модуль, производственный и целевой. К «Ядру» пристыкуют платформы для «причаливания» аппаратов разного типа.
При проектировании РОС обсуждалась возможность использования медицинского и туристического блоков. Но пока их создание не планируется. Особенность станции – в ее архитектуре: при выходе из строя или изношенности любой модуль (включая базовый и узловой) заменяется на новый. Это позволяет сделать РОС практически «вечной».
РОС имеет возможность принимать космические корабли из других стран. Единственное условие заключается в соответствии стыковочных конструкций российским параметрам. Кстати: они считаются общепринятыми стандартами.
Новая станция, разрабатывается с применением недавно созданных материалов. При этом используются аддитивные технологии: например, для изготовления нестандартных металлических элементов. Прямо на РОС можно напечатать на 3D-устройстве, например, необходимые элементы интерьера. Будут задействована робототехника, ранее в космосе никогда не применявшаяся.
Например, при выходе в космос для проведения техобслуживания, ремонтных работ. Заделы, правда, были и ранее (предполагалось что-то использовать на «Буране»), но до орбиты они не добрались.
Планируется вспомнить почти что утраченные технологии, не дошедшие до МКС. Например, гироскопические комплексы, связанные с мощной энергетической подпиткой.
Есть и еще одно существенное отличие: российская станция «зависнет» на полярной орбите. Благодаря такому расположению, станет видна почти вся территорию РФ. Однако, за плюс придется «заплатить» минусом: РОС будет функционировать в режиме прилета-отлета космонавтов.
Их постоянное присутствие невозможно из-за прохождения в определенное время станцией пояса радиации, возникающей по причине полярного сияния. Нынешняя МКС без человека существовать не может: ее консервация – трудозатратное и долгое дело. РОС подготовят при отлете всего экипажа за сутки. За такое же время ее возвращают в рабочее состояние.
Для этого строится космический корабль ПТК НП: разработка конструкторской документации закончена, уже изготавливают корпусные элементы, для комплектации аппарата подготавливается бортовое оборудование. Сделаны макеты, проходящие статическое тестирование.
По словам В. Кожевникова, главного конструктора РОС, первые космонавты полетят на станцию, когда она будет готова, на этом «шаттле». Предусматривается создание его модификаций, способных доставлять грузы в беспилотном режиме. Сам аппарат будет многоразовым.
Это серия космических кораблей, которые станут привозить все необходимое на новую российскую станцию. После того, как НЭМ окажется на орбите, 3 корабля отправятся в космос в 2028-м, четыре в 2029-м и еще три – в 2030-м. Сначала пуски будут совершаться с Байконура, потом – с космодрома «Восточный».
Первая в истории космонавтики станция «Мир» была построена Советским Союзом: начало ее эксплуатации – 1986 год. После окончания срока службы в 2001-м ее затопили в океане. Первый блок при формировании МКС построен в РФ и доставлен на орбиту российской РН «Протон К» в конце 1998 года. Сегодня эксплуатационный ресурс станции подходит к финалу, поэтому Россия строит свою орбитальную систему, включающую несколько модулей.
Предыстория
О том, что РФ построит свою станцию, «Роскосмос» объявил в 2014 году. В следующем была озвучена программа, где предусматривался отказ от пилотируемых полетов на естественный спутник Земли. В условиях кризиса такое решение позволило не только сэкономить 90 млрд руб., но и вплотную заняться разработкой РОС.
Зачем РФ своя собственная станция
Причин довольно много, но главная из них – обеспечение независимости в космосе. Пока еще международное сотрудничество за пределами земной атмосферы находится вне санкций. Но кто знает, что будет дальше? Если у нас нет свой базы на орбите, множество научных экспериментов проводить станет невозможно. В космосе отрабатываются технологии, жизненно важные для людей, которые потом используют на Земле. Например, создание лекарств или выращивание органов человека.
Угол наклона РОС обеспечит постоянное нахождение солнечных панелей на свету. Фото: youtube.com
На станции проводятся испытания, связанные с полетами к другим небесным телам: той же Луне, Марсу. Проверяют новые скафандры, воздействие на космонавтов невесомости и облучения при длительном нахождении вне Земли в замкнутом пространстве. Исследуются возможности создания спецреактивов, позволяющих выращивать пищу при многомесячных перелетах.
РОС позволит постоянно наблюдать всю территорию РФ. Фото: youtube.com
И, наконец, на станции будут отрабатываться новые технологии, способы стыковки, возможности электроники в экстремальных условиях. Еще один момент – изменение угла наклона РОС (он станет равным 97°). Это позволит видеть сверху территорию России почти на 100%, включая Арктику.
МКС скоро закончит свою работу. Фото: youtube.com
К примеру: с МКС, наклоненной на 52°, можно разглядеть только 10% РФ. О военной необходимости иметь свою станцию даже говорить не приходится.
Согласование проекта на правительственном уровне
Это было сделано в праздник, 12.04.2021 года. На закрытом совещании президент РФ заявил о выходе страны из проекта МКС (тогда ориентировочно указали 2025-й) и старте строительства российской станции. Целый год согласовывали стоимость программы: 608,9 млрд рублей. В 2022-м впервые был продемонстрирован макет. Если говорить проще, то РОС представляет собой большой шар с шестью (как минимум) пристыкованными блоками-портами. Каковы этапы создания станции?
НЭМ
Речь идет о научно-энергетическом модуле. Именно его первым запустят на орбиту, чтобы заложить основу конструкции РОС. НЭМ (индекс 371КК63) имеет массу в 22 т и полетит в космос на РН «Ангара-А5М» в конце 2027-го.
НЭМ скоро будет готов. Фото: youtube.com
Как заявил глава КБ РКК «Энергия» В. Соловьев, модуль уже создан «в металле», и в следующем году пройдут «электрические испытания». Предназначение НЭМ – обеспечение станции энергией, кислородом, средствами управления. Также аппарат будет использоваться для проведения научных опытов.
Другие модули
Один из них – узловой, под названием «Ядро», который находится в центре конструкции. По сути, это аналог используемого ныне блока «Причал», пристыкованного к российскому сегменту МКС. Данный модуль будет надежным и простым. Его эксплуатационный ресурс – от тридцати лет.
Так будет выглядеть узловой модуль. Фото: youtube.com
Базовый блок разработан под экипаж в составе из четырех человек. Внутри – все необходимое для комфортного пребывания в условиях невесомости. Автоматические системы жизнеобеспечения допускают присутствие меньшего количества людей – двух человек. Еще сделают шлюзовый модуль, производственный и целевой. К «Ядру» пристыкуют платформы для «причаливания» аппаратов разного типа.
Изготовление одного из модулей РОС. Фото: youtube.com
При проектировании РОС обсуждалась возможность использования медицинского и туристического блоков. Но пока их создание не планируется. Особенность станции – в ее архитектуре: при выходе из строя или изношенности любой модуль (включая базовый и узловой) заменяется на новый. Это позволяет сделать РОС практически «вечной».
Стыковка – процедура, требующая высокой точности. Фото: youtube.com
РОС имеет возможность принимать космические корабли из других стран. Единственное условие заключается в соответствии стыковочных конструкций российским параметрам. Кстати: они считаются общепринятыми стандартами.
Разница между РОС и предшественницами
Новая станция, разрабатывается с применением недавно созданных материалов. При этом используются аддитивные технологии: например, для изготовления нестандартных металлических элементов. Прямо на РОС можно напечатать на 3D-устройстве, например, необходимые элементы интерьера. Будут задействована робототехника, ранее в космосе никогда не применявшаяся.
Аддитивные технологии подразумевают создание трехмерных предметов путем добавления слоев любого материала (металл, пластик, камень, в будущем – органика) на 3D-принтере.
Например, при выходе в космос для проведения техобслуживания, ремонтных работ. Заделы, правда, были и ранее (предполагалось что-то использовать на «Буране»), но до орбиты они не добрались.
У России есть своя технология дозаправки космических кораблей, разработанная и опробованная еще в 1978 году. Сегодня она станет актуальной при полетах на Луну, Марс.
Планируется вспомнить почти что утраченные технологии, не дошедшие до МКС. Например, гироскопические комплексы, связанные с мощной энергетической подпиткой.
На космодроме «Восточный» построят площадки для пуска ракет, доставляющих грузы на РОС. Фото: youtube.com
Есть и еще одно существенное отличие: российская станция «зависнет» на полярной орбите. Благодаря такому расположению, станет видна почти вся территорию РФ. Однако, за плюс придется «заплатить» минусом: РОС будет функционировать в режиме прилета-отлета космонавтов.
Так будет работать в космосе РОС
Их постоянное присутствие невозможно из-за прохождения в определенное время станцией пояса радиации, возникающей по причине полярного сияния. Нынешняя МКС без человека существовать не может: ее консервация – трудозатратное и долгое дело. РОС подготовят при отлете всего экипажа за сутки. За такое же время ее возвращают в рабочее состояние.
Как доставят космонавтов на РОС
Для этого строится космический корабль ПТК НП: разработка конструкторской документации закончена, уже изготавливают корпусные элементы, для комплектации аппарата подготавливается бортовое оборудование. Сделаны макеты, проходящие статическое тестирование.
ПТК НП – пилотируемый транспортный корабль нового поколения.
По словам В. Кожевникова, главного конструктора РОС, первые космонавты полетят на станцию, когда она будет готова, на этом «шаттле». Предусматривается создание его модификаций, способных доставлять грузы в беспилотном режиме. Сам аппарат будет многоразовым.
«Прогресс РОС»
Это серия космических кораблей, которые станут привозить все необходимое на новую российскую станцию. После того, как НЭМ окажется на орбите, 3 корабля отправятся в космос в 2028-м, четыре в 2029-м и еще три – в 2030-м. Сначала пуски будут совершаться с Байконура, потом – с космодрома «Восточный».
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...
Российский экипаж поднимает в небо 400-тонный Boeing за 25 секунд
Современный «навороченный» автомобиль разгоняется до «сотни» за 2-3 секунды. А как взлетает самолет? Его масса просто несравнима с весом любой легковушки, не...
Как в Китае мосты строят по воздуху
Китай – уникальная страна, где не только экономика растет огромными темпами, но и строительство от нее тоже не отстает. В том числе обустройство дорог. В КНР,...