РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
Юрий Борисов, занимающий пост главы «Роскосмоса», 2 июля текущего года озвучил график по созданию модульной Российской орбитальной станции (РОС). Объявлены и сроки: период с 2027 по 2033 годы. Одни компоненты блочной конструкции сегодня проектируются, другие находятся на стадии строительства, третьи уже испытывают.
Первая в истории космонавтики станция «Мир» была построена Советским Союзом: начало ее эксплуатации – 1986 год. После окончания срока службы в 2001-м ее затопили в океане. Первый блок при формировании МКС построен в РФ и доставлен на орбиту российской РН «Протон К» в конце 1998 года. Сегодня эксплуатационный ресурс станции подходит к финалу, поэтому Россия строит свою орбитальную систему, включающую несколько модулей.
О том, что РФ построит свою станцию, «Роскосмос» объявил в 2014 году. В следующем была озвучена программа, где предусматривался отказ от пилотируемых полетов на естественный спутник Земли. В условиях кризиса такое решение позволило не только сэкономить 90 млрд руб., но и вплотную заняться разработкой РОС.
Причин довольно много, но главная из них – обеспечение независимости в космосе. Пока еще международное сотрудничество за пределами земной атмосферы находится вне санкций. Но кто знает, что будет дальше? Если у нас нет свой базы на орбите, множество научных экспериментов проводить станет невозможно. В космосе отрабатываются технологии, жизненно важные для людей, которые потом используют на Земле. Например, создание лекарств или выращивание органов человека.
На станции проводятся испытания, связанные с полетами к другим небесным телам: той же Луне, Марсу. Проверяют новые скафандры, воздействие на космонавтов невесомости и облучения при длительном нахождении вне Земли в замкнутом пространстве. Исследуются возможности создания спецреактивов, позволяющих выращивать пищу при многомесячных перелетах.
И, наконец, на станции будут отрабатываться новые технологии, способы стыковки, возможности электроники в экстремальных условиях. Еще один момент – изменение угла наклона РОС (он станет равным 97°). Это позволит видеть сверху территорию России почти на 100%, включая Арктику.
К примеру: с МКС, наклоненной на 52°, можно разглядеть только 10% РФ. О военной необходимости иметь свою станцию даже говорить не приходится.
Это было сделано в праздник, 12.04.2021 года. На закрытом совещании президент РФ заявил о выходе страны из проекта МКС (тогда ориентировочно указали 2025-й) и старте строительства российской станции. Целый год согласовывали стоимость программы: 608,9 млрд рублей. В 2022-м впервые был продемонстрирован макет. Если говорить проще, то РОС представляет собой большой шар с шестью (как минимум) пристыкованными блоками-портами. Каковы этапы создания станции?
Речь идет о научно-энергетическом модуле. Именно его первым запустят на орбиту, чтобы заложить основу конструкции РОС. НЭМ (индекс 371КК63) имеет массу в 22 т и полетит в космос на РН «Ангара-А5М» в конце 2027-го.
Как заявил глава КБ РКК «Энергия» В. Соловьев, модуль уже создан «в металле», и в следующем году пройдут «электрические испытания». Предназначение НЭМ – обеспечение станции энергией, кислородом, средствами управления. Также аппарат будет использоваться для проведения научных опытов.
Один из них – узловой, под названием «Ядро», который находится в центре конструкции. По сути, это аналог используемого ныне блока «Причал», пристыкованного к российскому сегменту МКС. Данный модуль будет надежным и простым. Его эксплуатационный ресурс – от тридцати лет.
Базовый блок разработан под экипаж в составе из четырех человек. Внутри – все необходимое для комфортного пребывания в условиях невесомости. Автоматические системы жизнеобеспечения допускают присутствие меньшего количества людей – двух человек. Еще сделают шлюзовый модуль, производственный и целевой. К «Ядру» пристыкуют платформы для «причаливания» аппаратов разного типа.
При проектировании РОС обсуждалась возможность использования медицинского и туристического блоков. Но пока их создание не планируется. Особенность станции – в ее архитектуре: при выходе из строя или изношенности любой модуль (включая базовый и узловой) заменяется на новый. Это позволяет сделать РОС практически «вечной».
РОС имеет возможность принимать космические корабли из других стран. Единственное условие заключается в соответствии стыковочных конструкций российским параметрам. Кстати: они считаются общепринятыми стандартами.
Новая станция, разрабатывается с применением недавно созданных материалов. При этом используются аддитивные технологии: например, для изготовления нестандартных металлических элементов. Прямо на РОС можно напечатать на 3D-устройстве, например, необходимые элементы интерьера. Будут задействована робототехника, ранее в космосе никогда не применявшаяся.
Например, при выходе в космос для проведения техобслуживания, ремонтных работ. Заделы, правда, были и ранее (предполагалось что-то использовать на «Буране»), но до орбиты они не добрались.
Планируется вспомнить почти что утраченные технологии, не дошедшие до МКС. Например, гироскопические комплексы, связанные с мощной энергетической подпиткой.
Есть и еще одно существенное отличие: российская станция «зависнет» на полярной орбите. Благодаря такому расположению, станет видна почти вся территория РФ. Однако, за плюс придется «заплатить» минусом: РОС будет функционировать в режиме прилета-отлета космонавтов.
Их постоянное присутствие невозможно из-за прохождения в определенное время станцией пояса радиации, возникающей по причине полярного сияния. Нынешняя МКС без человека существовать не может: ее консервация – трудозатратное и долгое дело. РОС подготовят при отлете всего экипажа за сутки. За такое же время ее возвращают в рабочее состояние.
Для этого строится космический корабль ПТК НП: разработка конструкторской документации закончена, уже изготавливают корпусные элементы, для комплектации аппарата подготавливается бортовое оборудование. Сделаны макеты, проходящие статическое тестирование.
По словам В. Кожевникова, главного конструктора РОС, первые космонавты полетят на станцию, когда она будет готова, на этом «шаттле». Предусматривается создание его модификаций, способных доставлять грузы в беспилотном режиме. Сам аппарат будет многоразовым.
Это серия космических кораблей, которые станут привозить все необходимое на новую российскую станцию. После того как НЭМ окажется на орбите, 3 корабля отправятся в космос в 2028-м, четыре в 2029-м и еще три – в 2030-м. Сначала пуски будут совершаться с Байконура, потом – с космодрома «Восточный».
Первая в истории космонавтики станция «Мир» была построена Советским Союзом: начало ее эксплуатации – 1986 год. После окончания срока службы в 2001-м ее затопили в океане. Первый блок при формировании МКС построен в РФ и доставлен на орбиту российской РН «Протон К» в конце 1998 года. Сегодня эксплуатационный ресурс станции подходит к финалу, поэтому Россия строит свою орбитальную систему, включающую несколько модулей.
Предыстория
О том, что РФ построит свою станцию, «Роскосмос» объявил в 2014 году. В следующем была озвучена программа, где предусматривался отказ от пилотируемых полетов на естественный спутник Земли. В условиях кризиса такое решение позволило не только сэкономить 90 млрд руб., но и вплотную заняться разработкой РОС.
Зачем РФ своя собственная станция
Причин довольно много, но главная из них – обеспечение независимости в космосе. Пока еще международное сотрудничество за пределами земной атмосферы находится вне санкций. Но кто знает, что будет дальше? Если у нас нет свой базы на орбите, множество научных экспериментов проводить станет невозможно. В космосе отрабатываются технологии, жизненно важные для людей, которые потом используют на Земле. Например, создание лекарств или выращивание органов человека.
Угол наклона РОС обеспечит постоянное нахождение солнечных панелей на свету. Фото: youtube.com
На станции проводятся испытания, связанные с полетами к другим небесным телам: той же Луне, Марсу. Проверяют новые скафандры, воздействие на космонавтов невесомости и облучения при длительном нахождении вне Земли в замкнутом пространстве. Исследуются возможности создания спецреактивов, позволяющих выращивать пищу при многомесячных перелетах.
РОС позволит постоянно наблюдать всю территорию РФ. Фото: youtube.com
И, наконец, на станции будут отрабатываться новые технологии, способы стыковки, возможности электроники в экстремальных условиях. Еще один момент – изменение угла наклона РОС (он станет равным 97°). Это позволит видеть сверху территорию России почти на 100%, включая Арктику.
МКС скоро закончит свою работу. Фото: youtube.com
К примеру: с МКС, наклоненной на 52°, можно разглядеть только 10% РФ. О военной необходимости иметь свою станцию даже говорить не приходится.
Согласование проекта на правительственном уровне
Это было сделано в праздник, 12.04.2021 года. На закрытом совещании президент РФ заявил о выходе страны из проекта МКС (тогда ориентировочно указали 2025-й) и старте строительства российской станции. Целый год согласовывали стоимость программы: 608,9 млрд рублей. В 2022-м впервые был продемонстрирован макет. Если говорить проще, то РОС представляет собой большой шар с шестью (как минимум) пристыкованными блоками-портами. Каковы этапы создания станции?
НЭМ
Речь идет о научно-энергетическом модуле. Именно его первым запустят на орбиту, чтобы заложить основу конструкции РОС. НЭМ (индекс 371КК63) имеет массу в 22 т и полетит в космос на РН «Ангара-А5М» в конце 2027-го.
НЭМ скоро будет готов. Фото: youtube.com
Как заявил глава КБ РКК «Энергия» В. Соловьев, модуль уже создан «в металле», и в следующем году пройдут «электрические испытания». Предназначение НЭМ – обеспечение станции энергией, кислородом, средствами управления. Также аппарат будет использоваться для проведения научных опытов.
Другие модули
Один из них – узловой, под названием «Ядро», который находится в центре конструкции. По сути, это аналог используемого ныне блока «Причал», пристыкованного к российскому сегменту МКС. Данный модуль будет надежным и простым. Его эксплуатационный ресурс – от тридцати лет.
Так будет выглядеть узловой модуль. Фото: youtube.com
Базовый блок разработан под экипаж в составе из четырех человек. Внутри – все необходимое для комфортного пребывания в условиях невесомости. Автоматические системы жизнеобеспечения допускают присутствие меньшего количества людей – двух человек. Еще сделают шлюзовый модуль, производственный и целевой. К «Ядру» пристыкуют платформы для «причаливания» аппаратов разного типа.
Изготовление одного из модулей РОС. Фото: youtube.com
При проектировании РОС обсуждалась возможность использования медицинского и туристического блоков. Но пока их создание не планируется. Особенность станции – в ее архитектуре: при выходе из строя или изношенности любой модуль (включая базовый и узловой) заменяется на новый. Это позволяет сделать РОС практически «вечной».
Стыковка – процедура, требующая высокой точности. Фото: youtube.com
РОС имеет возможность принимать космические корабли из других стран. Единственное условие заключается в соответствии стыковочных конструкций российским параметрам. Кстати: они считаются общепринятыми стандартами.
Разница между РОС и предшественницами
Новая станция, разрабатывается с применением недавно созданных материалов. При этом используются аддитивные технологии: например, для изготовления нестандартных металлических элементов. Прямо на РОС можно напечатать на 3D-устройстве, например, необходимые элементы интерьера. Будут задействована робототехника, ранее в космосе никогда не применявшаяся.
Аддитивные технологии подразумевают создание трехмерных предметов путем добавления слоев любого материала (металл, пластик, камень, в будущем – органика) на 3D-принтере.
Например, при выходе в космос для проведения техобслуживания, ремонтных работ. Заделы, правда, были и ранее (предполагалось что-то использовать на «Буране»), но до орбиты они не добрались.
У России есть своя технология дозаправки космических кораблей, разработанная и опробованная еще в 1978 году. Сегодня она станет актуальной при полетах на Луну, Марс.
Планируется вспомнить почти что утраченные технологии, не дошедшие до МКС. Например, гироскопические комплексы, связанные с мощной энергетической подпиткой.
На космодроме «Восточный» построят площадки для пуска ракет, доставляющих грузы на РОС. Фото: youtube.com
Есть и еще одно существенное отличие: российская станция «зависнет» на полярной орбите. Благодаря такому расположению, станет видна почти вся территория РФ. Однако, за плюс придется «заплатить» минусом: РОС будет функционировать в режиме прилета-отлета космонавтов.
Так будет работать в космосе РОС
Их постоянное присутствие невозможно из-за прохождения в определенное время станцией пояса радиации, возникающей по причине полярного сияния. Нынешняя МКС без человека существовать не может: ее консервация – трудозатратное и долгое дело. РОС подготовят при отлете всего экипажа за сутки. За такое же время ее возвращают в рабочее состояние.
Как доставят космонавтов на РОС
Для этого строится космический корабль ПТК НП: разработка конструкторской документации закончена, уже изготавливают корпусные элементы, для комплектации аппарата подготавливается бортовое оборудование. Сделаны макеты, проходящие статическое тестирование.
ПТК НП – пилотируемый транспортный корабль нового поколения.
По словам В. Кожевникова, главного конструктора РОС, первые космонавты полетят на станцию, когда она будет готова, на этом «шаттле». Предусматривается создание его модификаций, способных доставлять грузы в беспилотном режиме. Сам аппарат будет многоразовым.
«Прогресс РОС»
Это серия космических кораблей, которые станут привозить все необходимое на новую российскую станцию. После того как НЭМ окажется на орбите, 3 корабля отправятся в космос в 2028-м, четыре в 2029-м и еще три – в 2030-м. Сначала пуски будут совершаться с Байконура, потом – с космодрома «Восточный».
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...