Почему никто не верил в идею аэроплана братьев Райт
В эти дни для всех любителей воздухоплавания приближается очень важная дата. Именно 17 декабря, 121 год назад, был зафиксирован первый официальный полет аэроплана. Многим тогда казалось, что жизнь уже больше никогда не будет прежней – ведь мы смогли полететь как птицы.
Но попробую немного вас и самого себя спустить на землю. Так как не прошло и одиннадцати лет, как изобретение (в которое вложили свой труд и умения многие энтузиасты) начало применяться совсем не с теми целями, что планировалось.
Но и это еще не все. Сам процесс подготовки к запуску «железной птицы» (хотя первые летательные аппараты часто выполнялись из немного других материалов) не всегда проходил гладко. Скажем так, имелась группа подкованных скептиков, которая авторитетно заявляла – «не взлетит». И многие обыватели им свято верили.
Именно по этой причине, как опыты братьев Райт, так и более ранние попытки Уайтхеда и его соратников попросту не документировались вообще. Многие газетчики были уверены, что снять нечто, через несколько секунд камнем упавшее на землю, вряд ли тянет на сенсацию.
К счастью, такие наши прагматичные коллеги просчитались. А можно же было снять эпохальный материал, ведь попытки «взлететь» в начале ХХ века не прекращались во многих европейских странах и Америке. Вот только большинство из них осталось за объективами простеньких черно-белых камер того времени.
По этой и другим причинам произошел удивительный конфуз: когда братьям Райт все же удалось поднять свой летательный аппарат в воздух… этого, кажется, никто попросту не заметил. Скажем больше, даже пару лет спустя, когда полеты стали более уверенными и продолжительными, многие зрители предполагали, что в Дейтоне (американский штат Огайо) попросту проводится какое-то шоу с элементами оптического обмана. Причин такого скепсиса было несколько:
✅ заверение авторитетных экспертов о невозможности полетов в принципе
✅ множество прошлых неудачных попыток «икаров» из разных стран
✅ человеческое доверие «экспертам» и неверие в прогресс
Так или иначе, но и спустя пару-тройку лет подавляющему большинству людей казалось, что в опытных полетах нет никакого практического смысла. Ведь даже если аэроплан и продержится в воздухе несколько секунд (ладно – минут!), то он все равно неизменно упадет на землю. Но настойчивые изобретатели смогли разбить стену неверия, доказав, что:
✅ полет может длится намного дольше
✅ им можно умело управлять
✅ он не обязательно должен завершиться авиакатастрофой
Все мы наблюдаем как каждую весну после зимней «спячки» просыпается природа. Но в 1908 году проснулась не только она. Очнулись наши коллеги-газетчики из американских СМИ того времени. Они поняли, что происходящее рядом с ними – настоящая сенсация. И будет непростительной глупостью остаться в стороне, так как назрела новая эпоха в истории человечества – эра воздухоплавания!
Журналисты наперебой стали строчить сенсационные материалы. Все восхищались умением и навыками братьев Райт. Их восхвалял каждый, кто мог держать перо в руках. Кто-то даже возвел изобретателей в ранг небожителей. Но при этом забыл, что по сути, они не были первыми, кто уверенно поднялся в воздух на летательном аппарате.
Дальность «первого» успешного полета на побережье Кити Хоук в 1903 году сначала измерялось скромными 38 метрами (позже – 60 м). Но я не напрасно взял второе слово предложения в кавычки. Ведь еще более чем двумя годами ранее, свое изобретение в воздух поднял Густав Уайтхед. Это произошло в Коннектикуте 14 августа 1901 года, чему имелись свидетельские подтверждения и даже небольшой газетный очерк. Аппарат смог достичь высоты 15 метров и успешно приземлиться.
Но тогда многие пытались поднять в воздух свои «посудины». И нередко желаемое выдавалось за действительное. Уайтхед оказался, с одной стороны – гениальным изобретателем, а с другой – не очень успешным и предприимчивым человеком. А ведь он летал раньше и дальше, чем братья Райт. Вот только, как сейчас сказали бы, раскрутить его было некому.
Даже авторитетный Scientific American упомянул Густава как успешного конструктора аэропланов. Но его слава и первичный успех поблекли под влиянием сенсации, вызванной творением братьев Райт. И не удивительно, в тот период десятки конкурирующих команд прилагали немыслимые попытки взлета своих детищ. Большинство из них так и ушли в небытие неузнанными.
Подобная же судьба постигла и Густава Уайтхеда. Уже к 1915-му его мало кто мог вспомнить. А ко времени смерти в 1927 году талантливый изобретатель и вовсе пребывал в определенной безвестности. Лишь в следующем десятилетии появились сначала журнальная статья, а потом и книга, в которых рассказывалось о моторных полетах 1901/02 годов, предпринятых командой Уайтхеда. Но и здесь вмешался авторитетный Орвилл Райт, назвавший все это досужей выдумкой.
Только ближе к нашему времени (в начале 80-х) американские и немецкие энтузиасты, по имевшимся чертежам, воссоздали первичный Number 21 Уайтхеда. Хотя они применили современные силовые агрегаты и некоторые доработки, опыты доказали жизнеспособность первых машин изобретателя.
Братья Райт не просто так старались не слишком афишировать свои достижения. Ведь, кроме чисто научной стороны, имелся еще и немалый коммерческий интерес. Все-таки создание самолетов, вертолетов и т. д. сегодня является очень развитой отраслью. Это понимали и более ста лет назад. Аэроплану сразу прочили роль:
✅ военной машины
✅ игрушки для богатых
✅ транспортного судна
Поэтому братья Райт с опаской ожидали времени, когда наконец смогут получить патент на свое изобретение. И очень переживали, чтобы пальму первенства у них не перехватил кто-то другой. Например, летавший раньше них Уайтхед. Но с Густавом произошло то, о чем предупреждал мудрый Соломон: «не всегда быстрые выигрывают забег, ведь все они – во власти времени и случая». А последние два оказались как раз не на стороне Уайтхеда и его соратников.
Конструкторы Райт, напротив, попали в самый эпицентр событий и до сих пор все авторитетные издания именно их называют создателями аэроплана. Хотя начальный скепсис прошел не сразу. Но, даже признав возможность полетов, многие не верили в их практическую ценность. Так авторитетная Washington Post в 1909 году уверяла своих читателей:
Однако, не прошло и полгода, как в воздух поднялся первый грузовой самолет. А сегодня, благодаря коммерции и международному туризму, этот вид транспорта можно считать очень востребованным. Кто-то даже утверждает, что и самым безопасным.
В завершение отметим, что братья Райт более ста лет назад создали прототип самолета с… вертикальным взлетом и посадкой! Но на тот момент такая чудо-техника оказалась невостребованной. К идее конструкторов вновь обратились лишь многие десятилетия спустя.
Но попробую немного вас и самого себя спустить на землю. Так как не прошло и одиннадцати лет, как изобретение (в которое вложили свой труд и умения многие энтузиасты) начало применяться совсем не с теми целями, что планировалось.
Иллюстрация из Bridgeport Herald: как считается, первый в мире аэроплан Уайтхеда. Фото: wikipedia. com
Но и это еще не все. Сам процесс подготовки к запуску «железной птицы» (хотя первые летательные аппараты часто выполнялись из немного других материалов) не всегда проходил гладко. Скажем так, имелась группа подкованных скептиков, которая авторитетно заявляла – «не взлетит». И многие обыватели им свято верили.
Именно по этой причине, как опыты братьев Райт, так и более ранние попытки Уайтхеда и его соратников попросту не документировались вообще. Многие газетчики были уверены, что снять нечто, через несколько секунд камнем упавшее на землю, вряд ли тянет на сенсацию.
Первые полеты – за объективами камер
К счастью, такие наши прагматичные коллеги просчитались. А можно же было снять эпохальный материал, ведь попытки «взлететь» в начале ХХ века не прекращались во многих европейских странах и Америке. Вот только большинство из них осталось за объективами простеньких черно-белых камер того времени.
Уайтхед с дочерью Роуз и соратниками у своего творения. Фото: wikipedia. com
По этой и другим причинам произошел удивительный конфуз: когда братьям Райт все же удалось поднять свой летательный аппарат в воздух… этого, кажется, никто попросту не заметил. Скажем больше, даже пару лет спустя, когда полеты стали более уверенными и продолжительными, многие зрители предполагали, что в Дейтоне (американский штат Огайо) попросту проводится какое-то шоу с элементами оптического обмана. Причин такого скепсиса было несколько:
✅ заверение авторитетных экспертов о невозможности полетов в принципе
✅ множество прошлых неудачных попыток «икаров» из разных стран
✅ человеческое доверие «экспертам» и неверие в прогресс
Так или иначе, но и спустя пару-тройку лет подавляющему большинству людей казалось, что в опытных полетах нет никакого практического смысла. Ведь даже если аэроплан и продержится в воздухе несколько секунд (ладно – минут!), то он все равно неизменно упадет на землю. Но настойчивые изобретатели смогли разбить стену неверия, доказав, что:
✅ полет может длится намного дольше
✅ им можно умело управлять
✅ он не обязательно должен завершиться авиакатастрофой
Все мы наблюдаем как каждую весну после зимней «спячки» просыпается природа. Но в 1908 году проснулась не только она. Очнулись наши коллеги-газетчики из американских СМИ того времени. Они поняли, что происходящее рядом с ними – настоящая сенсация. И будет непростительной глупостью остаться в стороне, так как назрела новая эпоха в истории человечества – эра воздухоплавания!
Для выхода из прострации понадобилось четыре с половиной года. Но уже в мае 1908-го на аэроплан братьев Райт обратили свое внимание самые авторитетные репортеры Америки.
Журналисты наперебой стали строчить сенсационные материалы. Все восхищались умением и навыками братьев Райт. Их восхвалял каждый, кто мог держать перо в руках. Кто-то даже возвел изобретателей в ранг небожителей. Но при этом забыл, что по сути, они не были первыми, кто уверенно поднялся в воздух на летательном аппарате.
Ранние опыты Уайтхеда
Дальность «первого» успешного полета на побережье Кити Хоук в 1903 году сначала измерялось скромными 38 метрами (позже – 60 м). Но я не напрасно взял второе слово предложения в кавычки. Ведь еще более чем двумя годами ранее, свое изобретение в воздух поднял Густав Уайтхед. Это произошло в Коннектикуте 14 августа 1901 года, чему имелись свидетельские подтверждения и даже небольшой газетный очерк. Аппарат смог достичь высоты 15 метров и успешно приземлиться.
Опытный планер братьев Райт 1900 года. Фото: wikipedia. com
Но тогда многие пытались поднять в воздух свои «посудины». И нередко желаемое выдавалось за действительное. Уайтхед оказался, с одной стороны – гениальным изобретателем, а с другой – не очень успешным и предприимчивым человеком. А ведь он летал раньше и дальше, чем братья Райт. Вот только, как сейчас сказали бы, раскрутить его было некому.
Даже авторитетный Scientific American упомянул Густава как успешного конструктора аэропланов. Но его слава и первичный успех поблекли под влиянием сенсации, вызванной творением братьев Райт. И не удивительно, в тот период десятки конкурирующих команд прилагали немыслимые попытки взлета своих детищ. Большинство из них так и ушли в небытие неузнанными.
Подобная же судьба постигла и Густава Уайтхеда. Уже к 1915-му его мало кто мог вспомнить. А ко времени смерти в 1927 году талантливый изобретатель и вовсе пребывал в определенной безвестности. Лишь в следующем десятилетии появились сначала журнальная статья, а потом и книга, в которых рассказывалось о моторных полетах 1901/02 годов, предпринятых командой Уайтхеда. Но и здесь вмешался авторитетный Орвилл Райт, назвавший все это досужей выдумкой.
Поворот с использованием деформации крыла. Фото: wikipedia. com
Только ближе к нашему времени (в начале 80-х) американские и немецкие энтузиасты, по имевшимся чертежам, воссоздали первичный Number 21 Уайтхеда. Хотя они применили современные силовые агрегаты и некоторые доработки, опыты доказали жизнеспособность первых машин изобретателя.
Меньше информации – меньше помощи для конкурентов
Братья Райт не просто так старались не слишком афишировать свои достижения. Ведь, кроме чисто научной стороны, имелся еще и немалый коммерческий интерес. Все-таки создание самолетов, вертолетов и т. д. сегодня является очень развитой отраслью. Это понимали и более ста лет назад. Аэроплану сразу прочили роль:
✅ военной машины
✅ игрушки для богатых
✅ транспортного судна
Поэтому братья Райт с опаской ожидали времени, когда наконец смогут получить патент на свое изобретение. И очень переживали, чтобы пальму первенства у них не перехватил кто-то другой. Например, летавший раньше них Уайтхед. Но с Густавом произошло то, о чем предупреждал мудрый Соломон: «не всегда быстрые выигрывают забег, ведь все они – во власти времени и случая». А последние два оказались как раз не на стороне Уайтхеда и его соратников.
Конструкторы Райт, напротив, попали в самый эпицентр событий и до сих пор все авторитетные издания именно их называют создателями аэроплана. Хотя начальный скепсис прошел не сразу. Но, даже признав возможность полетов, многие не верили в их практическую ценность. Так авторитетная Washington Post в 1909 году уверяла своих читателей:
Полеты по воздуху – не больше чем развлечение и демонстрация возможностей. Коммерсанты же будут предпочитать и дальше, чтобы их грузы перемещались по твердой земной поверхности, с минимумом риска для их сохранности.
Однако, не прошло и полгода, как в воздух поднялся первый грузовой самолет. А сегодня, благодаря коммерции и международному туризму, этот вид транспорта можно считать очень востребованным. Кто-то даже утверждает, что и самым безопасным.
Первый успешный полет аэроплана братьев Райт (17 декабря 1903 года). Фото: wikipedia. com
В завершение отметим, что братья Райт более ста лет назад создали прототип самолета с… вертикальным взлетом и посадкой! Но на тот момент такая чудо-техника оказалась невостребованной. К идее конструкторов вновь обратились лишь многие десятилетия спустя.
- Иван Гончаров
- wikipedia. com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...