Почему никто не верил в идею аэроплана братьев Райт
186

Почему никто не верил в идею аэроплана братьев Райт

В эти дни для всех любителей воздухоплавания приближается очень важная дата. Именно 17 декабря, 121 год назад, был зафиксирован первый официальный полет аэроплана. Многим тогда казалось, что жизнь уже больше никогда не будет прежней – ведь мы смогли полететь как птицы.


Но попробую немного вас и самого себя спустить на землю. Так как не прошло и одиннадцати лет, как изобретение (в которое вложили свой труд и умения многие энтузиасты) начало применяться совсем не с теми целями, что планировалось.

Почему никто не верил в идею аэроплана братьев РайтИллюстрация из Bridgeport Herald: как считается, первый в мире аэроплан Уайтхеда. Фото: wikipedia. com

Но и это еще не все. Сам процесс подготовки к запуску «железной птицы» (хотя первые летательные аппараты часто выполнялись из немного других материалов) не всегда проходил гладко. Скажем так, имелась группа подкованных скептиков, которая авторитетно заявляла – «не взлетит». И многие обыватели им свято верили.

Именно по этой причине, как опыты братьев Райт, так и более ранние попытки Уайтхеда и его соратников попросту не документировались вообще. Многие газетчики были уверены, что снять нечто, через несколько секунд камнем упавшее на землю, вряд ли тянет на сенсацию.

Первые полеты – за объективами камер


К счастью, такие наши прагматичные коллеги просчитались. А можно же было снять эпохальный материал, ведь попытки «взлететь» в начале ХХ века не прекращались во многих европейских странах и Америке. Вот только большинство из них осталось за объективами простеньких черно-белых камер того времени.

Уайтхед с дочерью Роуз и соратниками у своего творения. Фото: wikipedia. com

По этой и другим причинам произошел удивительный конфуз: когда братьям Райт все же удалось поднять свой летательный аппарат в воздух… этого, кажется, никто попросту не заметил. Скажем больше, даже пару лет спустя, когда полеты стали более уверенными и продолжительными, многие зрители предполагали, что в Дейтоне (американский штат Огайо) попросту проводится какое-то шоу с элементами оптического обмана. Причин такого скепсиса было несколько:

✅ заверение авторитетных экспертов о невозможности полетов в принципе
✅ множество прошлых неудачных попыток «икаров» из разных стран
✅ человеческое доверие «экспертам» и неверие в прогресс

Так или иначе, но и спустя пару-тройку лет подавляющему большинству людей казалось, что в опытных полетах нет никакого практического смысла. Ведь даже если аэроплан и продержится в воздухе несколько секунд (ладно – минут!), то он все равно неизменно упадет на землю. Но настойчивые изобретатели смогли разбить стену неверия, доказав, что:

✅ полет может длится намного дольше
✅ им можно умело управлять
✅ он не обязательно должен завершиться авиакатастрофой

Все мы наблюдаем как каждую весну после зимней «спячки» просыпается природа. Но в 1908 году проснулась не только она. Очнулись наши коллеги-газетчики из американских СМИ того времени. Они поняли, что происходящее рядом с ними – настоящая сенсация. И будет непростительной глупостью остаться в стороне, так как назрела новая эпоха в истории человечества – эра воздухоплавания!

Для выхода из прострации понадобилось четыре с половиной года. Но уже в мае 1908-го на аэроплан братьев Райт обратили свое внимание самые авторитетные репортеры Америки.


Журналисты наперебой стали строчить сенсационные материалы. Все восхищались умением и навыками братьев Райт. Их восхвалял каждый, кто мог держать перо в руках. Кто-то даже возвел изобретателей в ранг небожителей. Но при этом забыл, что по сути, они не были первыми, кто уверенно поднялся в воздух на летательном аппарате.

Ранние опыты Уайтхеда


Дальность «первого» успешного полета на побережье Кити Хоук в 1903 году сначала измерялось скромными 38 метрами (позже – 60 м). Но я не напрасно взял второе слово предложения в кавычки. Ведь еще более чем двумя годами ранее, свое изобретение в воздух поднял Густав Уайтхед. Это произошло в Коннектикуте 14 августа 1901 года, чему имелись свидетельские подтверждения и даже небольшой газетный очерк. Аппарат смог достичь высоты 15 метров и успешно приземлиться.

Опытный планер братьев Райт 1900 года. Фото: wikipedia. com

Но тогда многие пытались поднять в воздух свои «посудины». И нередко желаемое выдавалось за действительное. Уайтхед оказался, с одной стороны – гениальным изобретателем, а с другой – не очень успешным и предприимчивым человеком. А ведь он летал раньше и дальше, чем братья Райт. Вот только, как сейчас сказали бы, раскрутить его было некому.

Даже авторитетный Scientific American упомянул Густава как успешного конструктора аэропланов. Но его слава и первичный успех поблекли под влиянием сенсации, вызванной творением братьев Райт. И не удивительно, в тот период десятки конкурирующих команд прилагали немыслимые попытки взлета своих детищ. Большинство из них так и ушли в небытие неузнанными.

Подобная же судьба постигла и Густава Уайтхеда. Уже к 1915-му его мало кто мог вспомнить. А ко времени смерти в 1927 году талантливый изобретатель и вовсе пребывал в определенной безвестности. Лишь в следующем десятилетии появились сначала журнальная статья, а потом и книга, в которых рассказывалось о моторных полетах 1901/02 годов, предпринятых командой Уайтхеда. Но и здесь вмешался авторитетный Орвилл Райт, назвавший все это досужей выдумкой.

Поворот с использованием деформации крыла. Фото: wikipedia. com

Только ближе к нашему времени (в начале 80-х) американские и немецкие энтузиасты, по имевшимся чертежам, воссоздали первичный Number 21 Уайтхеда. Хотя они применили современные силовые агрегаты и некоторые доработки, опыты доказали жизнеспособность первых машин изобретателя.

Меньше информации – меньше помощи для конкурентов


Братья Райт не просто так старались не слишком афишировать свои достижения. Ведь, кроме чисто научной стороны, имелся еще и немалый коммерческий интерес. Все-таки создание самолетов, вертолетов и т. д. сегодня является очень развитой отраслью. Это понимали и более ста лет назад. Аэроплану сразу прочили роль:

✅ военной машины
✅ игрушки для богатых
✅ транспортного судна

Поэтому братья Райт с опаской ожидали времени, когда наконец смогут получить патент на свое изобретение. И очень переживали, чтобы пальму первенства у них не перехватил кто-то другой. Например, летавший раньше них Уайтхед. Но с Густавом произошло то, о чем предупреждал мудрый Соломон: «не всегда быстрые выигрывают забег, ведь все они – во власти времени и случая». А последние два оказались как раз не на стороне Уайтхеда и его соратников.

Конструкторы Райт, напротив, попали в самый эпицентр событий и до сих пор все авторитетные издания именно их называют создателями аэроплана. Хотя начальный скепсис прошел не сразу. Но, даже признав возможность полетов, многие не верили в их практическую ценность. Так авторитетная Washington Post в 1909 году уверяла своих читателей:

Полеты по воздуху – не больше чем развлечение и демонстрация возможностей. Коммерсанты же будут предпочитать и дальше, чтобы их грузы перемещались по твердой земной поверхности, с минимумом риска для их сохранности.


Однако, не прошло и полгода, как в воздух поднялся первый грузовой самолет. А сегодня, благодаря коммерции и международному туризму, этот вид транспорта можно считать очень востребованным. Кто-то даже утверждает, что и самым безопасным.

Первый успешный полет аэроплана братьев Райт (17 декабря 1903 года). Фото: wikipedia. com

В завершение отметим, что братья Райт более ста лет назад создали прототип самолета с… вертикальным взлетом и посадкой! Но на тот момент такая чудо-техника оказалась невостребованной. К идее конструкторов вновь обратились лишь многие десятилетия спустя.
А вы знали о том, как появился аэроплан?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас