
Почему никто не верил в идею аэроплана братьев Райт
В эти дни для всех любителей воздухоплавания приближается очень важная дата. Именно 17 декабря, 121 год назад, был зафиксирован первый официальный полет аэроплана. Многим тогда казалось, что жизнь уже больше никогда не будет прежней – ведь мы смогли полететь как птицы.
Но попробую немного вас и самого себя спустить на землю. Так как не прошло и одиннадцати лет, как изобретение (в которое вложили свой труд и умения многие энтузиасты) начало применяться совсем не с теми целями, что планировалось.
Иллюстрация из Bridgeport Herald: как считается, первый в мире аэроплан Уайтхеда. Фото: wikipedia. com
Но и это еще не все. Сам процесс подготовки к запуску «железной птицы» (хотя первые летательные аппараты часто выполнялись из немного других материалов) не всегда проходил гладко. Скажем так, имелась группа подкованных скептиков, которая авторитетно заявляла – «не взлетит». И многие обыватели им свято верили.
Именно по этой причине, как опыты братьев Райт, так и более ранние попытки Уайтхеда и его соратников попросту не документировались вообще. Многие газетчики были уверены, что снять нечто, через несколько секунд камнем упавшее на землю, вряд ли тянет на сенсацию.
К счастью, такие наши прагматичные коллеги просчитались. А можно же было снять эпохальный материал, ведь попытки «взлететь» в начале ХХ века не прекращались во многих европейских странах и Америке. Вот только большинство из них осталось за объективами простеньких черно-белых камер того времени.
Уайтхед с дочерью Роуз и соратниками у своего творения. Фото: wikipedia. com
По этой и другим причинам произошел удивительный конфуз: когда братьям Райт все же удалось поднять свой летательный аппарат в воздух… этого, кажется, никто попросту не заметил. Скажем больше, даже пару лет спустя, когда полеты стали более уверенными и продолжительными, многие зрители предполагали, что в Дейтоне (американский штат Огайо) попросту проводится какое-то шоу с элементами оптического обмана. Причин такого скепсиса было несколько:
✅ заверение авторитетных экспертов о невозможности полетов в принципе
✅ множество прошлых неудачных попыток «икаров» из разных стран
✅ человеческое доверие «экспертам» и неверие в прогресс
Так или иначе, но и спустя пару-тройку лет подавляющему большинству людей казалось, что в опытных полетах нет никакого практического смысла. Ведь даже если аэроплан и продержится в воздухе несколько секунд (ладно – минут!), то он все равно неизменно упадет на землю. Но настойчивые изобретатели смогли разбить стену неверия, доказав, что:
✅ полет может длится намного дольше
✅ им можно умело управлять
✅ он не обязательно должен завершиться авиакатастрофой
Все мы наблюдаем как каждую весну после зимней «спячки» просыпается природа. Но в 1908 году проснулась не только она. Очнулись наши коллеги-газетчики из американских СМИ того времени. Они поняли, что происходящее рядом с ними – настоящая сенсация. И будет непростительной глупостью остаться в стороне, так как назрела новая эпоха в истории человечества – эра воздухоплавания!
Журналисты наперебой стали строчить сенсационные материалы. Все восхищались умением и навыками братьев Райт. Их восхвалял каждый, кто мог держать перо в руках. Кто-то даже возвел изобретателей в ранг небожителей. Но при этом забыл, что по сути, они не были первыми, кто уверенно поднялся в воздух на летательном аппарате.
Дальность «первого» успешного полета на побережье Кити Хоук в 1903 году сначала измерялось скромными 38 метрами (позже – 60 м). Но я не напрасно взял второе слово предложения в кавычки. Ведь еще более чем двумя годами ранее, свое изобретение в воздух поднял Густав Уайтхед. Это произошло в Коннектикуте 14 августа 1901 года, чему имелись свидетельские подтверждения и даже небольшой газетный очерк. Аппарат смог достичь высоты 15 метров и успешно приземлиться.
Опытный планер братьев Райт 1900 года. Фото: wikipedia. com
Но тогда многие пытались поднять в воздух свои «посудины». И нередко желаемое выдавалось за действительное. Уайтхед оказался, с одной стороны – гениальным изобретателем, а с другой – не очень успешным и предприимчивым человеком. А ведь он летал раньше и дальше, чем братья Райт. Вот только, как сейчас сказали бы, раскрутить его было некому.
Даже авторитетный Scientific American упомянул Густава как успешного конструктора аэропланов. Но его слава и первичный успех поблекли под влиянием сенсации, вызванной творением братьев Райт. И не удивительно, в тот период десятки конкурирующих команд прилагали немыслимые попытки взлета своих детищ. Большинство из них так и ушли в небытие неузнанными.
Подобная же судьба постигла и Густава Уайтхеда. Уже к 1915-му его мало кто мог вспомнить. А ко времени смерти в 1927 году талантливый изобретатель и вовсе пребывал в определенной безвестности. Лишь в следующем десятилетии появились сначала журнальная статья, а потом и книга, в которых рассказывалось о моторных полетах 1901/02 годов, предпринятых командой Уайтхеда. Но и здесь вмешался авторитетный Орвилл Райт, назвавший все это досужей выдумкой.
Поворот с использованием деформации крыла. Фото: wikipedia. com
Только ближе к нашему времени (в начале 80-х) американские и немецкие энтузиасты, по имевшимся чертежам, воссоздали первичный Number 21 Уайтхеда. Хотя они применили современные силовые агрегаты и некоторые доработки, опыты доказали жизнеспособность первых машин изобретателя.
Братья Райт не просто так старались не слишком афишировать свои достижения. Ведь, кроме чисто научной стороны, имелся еще и немалый коммерческий интерес. Все-таки создание самолетов, вертолетов и т. д. сегодня является очень развитой отраслью. Это понимали и более ста лет назад. Аэроплану сразу прочили роль:
✅ военной машины
✅ игрушки для богатых
✅ транспортного судна
Поэтому братья Райт с опаской ожидали времени, когда наконец смогут получить патент на свое изобретение. И очень переживали, чтобы пальму первенства у них не перехватил кто-то другой. Например, летавший раньше них Уайтхед. Но с Густавом произошло то, о чем предупреждал мудрый Соломон: «не всегда быстрые выигрывают забег, ведь все они – во власти времени и случая». А последние два оказались как раз не на стороне Уайтхеда и его соратников.
Конструкторы Райт, напротив, попали в самый эпицентр событий и до сих пор все авторитетные издания именно их называют создателями аэроплана. Хотя начальный скепсис прошел не сразу. Но, даже признав возможность полетов, многие не верили в их практическую ценность. Так авторитетная Washington Post в 1909 году уверяла своих читателей:
Однако, не прошло и полгода, как в воздух поднялся первый грузовой самолет. А сегодня, благодаря коммерции и международному туризму, этот вид транспорта можно считать очень востребованным. Кто-то даже утверждает, что и самым безопасным.
Первый успешный полет аэроплана братьев Райт (17 декабря 1903 года). Фото: wikipedia. com
В завершение отметим, что братья Райт более ста лет назад создали прототип самолета с… вертикальным взлетом и посадкой! Но на тот момент такая чудо-техника оказалась невостребованной. К идее конструкторов вновь обратились лишь многие десятилетия спустя.
Но попробую немного вас и самого себя спустить на землю. Так как не прошло и одиннадцати лет, как изобретение (в которое вложили свой труд и умения многие энтузиасты) начало применяться совсем не с теми целями, что планировалось.

Но и это еще не все. Сам процесс подготовки к запуску «железной птицы» (хотя первые летательные аппараты часто выполнялись из немного других материалов) не всегда проходил гладко. Скажем так, имелась группа подкованных скептиков, которая авторитетно заявляла – «не взлетит». И многие обыватели им свято верили.
Именно по этой причине, как опыты братьев Райт, так и более ранние попытки Уайтхеда и его соратников попросту не документировались вообще. Многие газетчики были уверены, что снять нечто, через несколько секунд камнем упавшее на землю, вряд ли тянет на сенсацию.
Первые полеты – за объективами камер
К счастью, такие наши прагматичные коллеги просчитались. А можно же было снять эпохальный материал, ведь попытки «взлететь» в начале ХХ века не прекращались во многих европейских странах и Америке. Вот только большинство из них осталось за объективами простеньких черно-белых камер того времени.

По этой и другим причинам произошел удивительный конфуз: когда братьям Райт все же удалось поднять свой летательный аппарат в воздух… этого, кажется, никто попросту не заметил. Скажем больше, даже пару лет спустя, когда полеты стали более уверенными и продолжительными, многие зрители предполагали, что в Дейтоне (американский штат Огайо) попросту проводится какое-то шоу с элементами оптического обмана. Причин такого скепсиса было несколько:
✅ заверение авторитетных экспертов о невозможности полетов в принципе
✅ множество прошлых неудачных попыток «икаров» из разных стран
✅ человеческое доверие «экспертам» и неверие в прогресс
Так или иначе, но и спустя пару-тройку лет подавляющему большинству людей казалось, что в опытных полетах нет никакого практического смысла. Ведь даже если аэроплан и продержится в воздухе несколько секунд (ладно – минут!), то он все равно неизменно упадет на землю. Но настойчивые изобретатели смогли разбить стену неверия, доказав, что:
✅ полет может длится намного дольше
✅ им можно умело управлять
✅ он не обязательно должен завершиться авиакатастрофой
Все мы наблюдаем как каждую весну после зимней «спячки» просыпается природа. Но в 1908 году проснулась не только она. Очнулись наши коллеги-газетчики из американских СМИ того времени. Они поняли, что происходящее рядом с ними – настоящая сенсация. И будет непростительной глупостью остаться в стороне, так как назрела новая эпоха в истории человечества – эра воздухоплавания!
Для выхода из прострации понадобилось четыре с половиной года. Но уже в мае 1908-го на аэроплан братьев Райт обратили свое внимание самые авторитетные репортеры Америки.
Журналисты наперебой стали строчить сенсационные материалы. Все восхищались умением и навыками братьев Райт. Их восхвалял каждый, кто мог держать перо в руках. Кто-то даже возвел изобретателей в ранг небожителей. Но при этом забыл, что по сути, они не были первыми, кто уверенно поднялся в воздух на летательном аппарате.
Ранние опыты Уайтхеда
Дальность «первого» успешного полета на побережье Кити Хоук в 1903 году сначала измерялось скромными 38 метрами (позже – 60 м). Но я не напрасно взял второе слово предложения в кавычки. Ведь еще более чем двумя годами ранее, свое изобретение в воздух поднял Густав Уайтхед. Это произошло в Коннектикуте 14 августа 1901 года, чему имелись свидетельские подтверждения и даже небольшой газетный очерк. Аппарат смог достичь высоты 15 метров и успешно приземлиться.

Но тогда многие пытались поднять в воздух свои «посудины». И нередко желаемое выдавалось за действительное. Уайтхед оказался, с одной стороны – гениальным изобретателем, а с другой – не очень успешным и предприимчивым человеком. А ведь он летал раньше и дальше, чем братья Райт. Вот только, как сейчас сказали бы, раскрутить его было некому.
Даже авторитетный Scientific American упомянул Густава как успешного конструктора аэропланов. Но его слава и первичный успех поблекли под влиянием сенсации, вызванной творением братьев Райт. И не удивительно, в тот период десятки конкурирующих команд прилагали немыслимые попытки взлета своих детищ. Большинство из них так и ушли в небытие неузнанными.
Подобная же судьба постигла и Густава Уайтхеда. Уже к 1915-му его мало кто мог вспомнить. А ко времени смерти в 1927 году талантливый изобретатель и вовсе пребывал в определенной безвестности. Лишь в следующем десятилетии появились сначала журнальная статья, а потом и книга, в которых рассказывалось о моторных полетах 1901/02 годов, предпринятых командой Уайтхеда. Но и здесь вмешался авторитетный Орвилл Райт, назвавший все это досужей выдумкой.

Только ближе к нашему времени (в начале 80-х) американские и немецкие энтузиасты, по имевшимся чертежам, воссоздали первичный Number 21 Уайтхеда. Хотя они применили современные силовые агрегаты и некоторые доработки, опыты доказали жизнеспособность первых машин изобретателя.
Меньше информации – меньше помощи для конкурентов
Братья Райт не просто так старались не слишком афишировать свои достижения. Ведь, кроме чисто научной стороны, имелся еще и немалый коммерческий интерес. Все-таки создание самолетов, вертолетов и т. д. сегодня является очень развитой отраслью. Это понимали и более ста лет назад. Аэроплану сразу прочили роль:
✅ военной машины
✅ игрушки для богатых
✅ транспортного судна
Поэтому братья Райт с опаской ожидали времени, когда наконец смогут получить патент на свое изобретение. И очень переживали, чтобы пальму первенства у них не перехватил кто-то другой. Например, летавший раньше них Уайтхед. Но с Густавом произошло то, о чем предупреждал мудрый Соломон: «не всегда быстрые выигрывают забег, ведь все они – во власти времени и случая». А последние два оказались как раз не на стороне Уайтхеда и его соратников.
Конструкторы Райт, напротив, попали в самый эпицентр событий и до сих пор все авторитетные издания именно их называют создателями аэроплана. Хотя начальный скепсис прошел не сразу. Но, даже признав возможность полетов, многие не верили в их практическую ценность. Так авторитетная Washington Post в 1909 году уверяла своих читателей:
Полеты по воздуху – не больше чем развлечение и демонстрация возможностей. Коммерсанты же будут предпочитать и дальше, чтобы их грузы перемещались по твердой земной поверхности, с минимумом риска для их сохранности.
Однако, не прошло и полгода, как в воздух поднялся первый грузовой самолет. А сегодня, благодаря коммерции и международному туризму, этот вид транспорта можно считать очень востребованным. Кто-то даже утверждает, что и самым безопасным.

В завершение отметим, что братья Райт более ста лет назад создали прототип самолета с… вертикальным взлетом и посадкой! Но на тот момент такая чудо-техника оказалась невостребованной. К идее конструкторов вновь обратились лишь многие десятилетия спустя.
- Иван Гончаров
- wikipedia. com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....