Беспилотники в мире и России: с водителем или без?
На сегодня почти у каждого крупного автопроизводителя имеется собственная разработка, позволяющая управлять машиной в беспилотном режиме. Другое дело – на каком уровне автономности находится система. Впрочем, полноценное авто, способное перевозить людей без водителя могут создать (и создают) многие производители. Вот только ставить на конвейер такие «чудеса техники» пока не торопятся.
Все дело в законодательстве: большинство стран настороженно относятся к подобным новшествам и не позволяют использование «полного» автопилота. К тому же, случаи наездов на пешеходов далеко не единичны. Чтобы понять, на какой стадии разработки находится тот или иной автопроизводитель, сначала имеет смысл разобраться с самой системой (общепринятой в мире) автономного вождения.
Изначально в машине не было никаких «прибамбасов», если не считать на некоторых моделях пресловутый «ручной газ», позволяющий не держать постоянно ногу на педали акселератора. Тогда машина могла ехать по ровной дороге с одинаковой скоростью. В начале ХХI века о беспилотных авто стали говорить все активнее. И вот Ford Focus 2004 года оснастили звуковыми оповещателями, срабатывающими, например, при опасном сближении с другой машиной. Это и есть нулевой уровень.
Дальше пошла модернизация: появился адаптивный круиз-контроль. Эта система поддерживала заданную скорость, при необходимости увеличивая ее или уменьшая.Также заработала помощь при парковке, предупреждение о выезде за пределы полосы.
Во многих моделях, выпущенных относительно недавно, имеются эти функции. Примером могут служить «Тойота Королла» 2018 года или «Шевроле Малибу» 2015-го.
Дальнейшая автоматизация подразумевает помощь в управлении машиной при движении в своей полосе. В машине второго уровня водитель держит руки на руле, чтобы оперативно отреагировать на возникновение непредвиденной ситуации. В качестве примера можно привести машины Tesla Model S или X.
Третий уровень позволяет водителю не держать руки на руле. Но человек должен иметь возможность в любой момент вмешаться в управление для предотвращение аварии. Правда, система имеет существенное ограничение: она сможет функционировать только при идеальных дорожных условиях.
Например, «Ауди» создала свою систему Traffic Jam Pilot, которая на магистрали, обустроенной разделительным «отбойником», позволяет водителю не касаться руля. Правда, на скорости до 60 км/ч. Но тут в дело вмешалось законодательство: пока правовые нормы удерживают будущее машин третьей степени автономности в туманной неопределенности.
Здесь тоже нужны идеальные условия на дороге: т. е. в случае снегопада или дождя водителю придется взять управление на себя. Еще один «недостаток», отличающий 4-й уровень от 5-го – необходимость использования 3D карт местности. Если их нет, автопилот отключится либо перейдет на третью степень.
Пятый уровень присутствия человека вообще не требует. Такие машины передвигаются самостоятельно, только пока возят не людей, а товары. Компания Nuro (США) испытывает подобную технику, доставляющую продукты на дом. Но с небольшой скоростью и на малые расстояния. Если говорить о пятом уровне, то стоит упомянуть разработку российского «Сбера» (компания SberAutoTech): электротакси FLIP, впервые показанного летом 2021 года. Как утверждает разработчик, в основе шаттла – их собственная платформа.
Подробности о технических данных не сообщались. В машине изначально отсутствует ручное управление. Пассажиры допускаются в салон с использованием биометрии. Связь с машиной – через ассистента «Салют». Однако, эта разработка и ей подобные (ранее были «Матрешка», «Шаттл» от НАМИ) пока «лежат в ящике»: ждут появления соответствующих законодательных актов. И Россия не одна в таком ожидании – подобная ситуация складывается и в других странах. А какие там разработали системы?
Изначально этот стартап развивался, как один из проектов Google, поэтому о нем почти ничего не знали. Главная особенность беспилотных автомобилей «гугловской» дочерней компании Alphabet Inc. – широкое использовании ИИ – искусственного интеллекта. В минувшем году машины «Ваймо» осуществили свыше 700 тыс. поездок без участи человека (больше, чем у любого конкурента).
При этом беспилотники попадали в аварии гораздо меньше любых других автомобилей подобного типа, тестируемых иными компаниями. Однако, продукция Waymo требует доработки: на испытаниях некоторые машины игнорировали сигналы светофора и даже выезжали на «встречку».
General Motors плелся в «хвосте» у конкурентов, преуспевающих в разработках беспилотников. Ситуация изменилась с приобретением Cruise Automation. Эта компания занималась выпуском комплектов автономного вождения для Audi. После вхождения в GM усилия переключились на адаптацию разработанной технологии под автомобиль Chevy Bolt.
Также «Дженерал Моторз» предлагает «продвинутую» систему Super Cruise, обеспечивающую автономное вождение по магистралям. Однако, это возможно только на территории, где GM проложила свою «зону».
Казалось бы, компания находится в авангарде разработок, связанных с автопилотом. Да, у «Тесла» имеется усовершенствованная система помощи водителя, но конечной целью является создание полностью автономного транспорта. Препятствием стали частые неудачи: аварии на дорогах при тестировании беспилотных систем. Амбициозный проект роботакси – Cybercab, подразумевал запуск в эксплуатацию автономной машины еще в 2020 году. Однако старт перенесли на 2024-й.
И, скорее всего, дата снова будет передвинута. Тем более: представители регулирующих органов США уверяют, что Tesla не запрашивала никаких разрешений насчет беспилотника. Его официальная стоимость пока не озвучена, но Илон Маск намекал, что она будет в пределах 30 тыс. долларов.
Именитый производитель, пожалуй, самый осторожный в плане серийного выпуска машин с автономным вождением. Компания сосредоточилась на совершенствовании ассистентов водителей. В некоторых моделях применен модернизированный круиз-контроль. Он распознает пешеходов, дорожные препятствия и объезжает их. В отношении полностью автономных автомобилей, в компании заявили, что авто пятого уровня будут созданы, но их эксплуатация станет осуществимой в «сервисах совместных поездок».
Помимо уже упомянутых «Сбера», НАМИ, в РФ разработкой беспилотных авто занимается еще целый ряд компаний. Например, в недавно опубликованном нами материале вы можете узнать о магистральном тягаче Navio L5. А вот Self-Driving Cars – проект Яндекса. Такси этой компании проходят испытания на некоторых столичных улицах. Но водитель за рулем в них все же сидит. А вот насколько часто он вмешивается в управление – не разглашается.
BaseTracK – еще одна российская компания, занимающаяся разработкой маршрутного такси на базе «ГАЗели». Только здесь присутствие человека обязательно: он отвечает за управление, т. е. крутит «баранку». Все остальное – торможение, переключение и т. п. за него делает автопилот. Есть серьезные разработки у КАМАЗа, уже испытывающего беспилотные машины для перевозки грузов между столицей и Санкт-Петербургом.
Все дело в законодательстве: большинство стран настороженно относятся к подобным новшествам и не позволяют использование «полного» автопилота. К тому же, случаи наездов на пешеходов далеко не единичны. Чтобы понять, на какой стадии разработки находится тот или иной автопроизводитель, сначала имеет смысл разобраться с самой системой (общепринятой в мире) автономного вождения.
Нулевой и первый уровни
Изначально в машине не было никаких «прибамбасов», если не считать на некоторых моделях пресловутый «ручной газ», позволяющий не держать постоянно ногу на педали акселератора. Тогда машина могла ехать по ровной дороге с одинаковой скоростью. В начале ХХI века о беспилотных авто стали говорить все активнее. И вот Ford Focus 2004 года оснастили звуковыми оповещателями, срабатывающими, например, при опасном сближении с другой машиной. Это и есть нулевой уровень.
Ford Focus – один из первенцев автономного вождения. Фото: youtube.com
Дальше пошла модернизация: появился адаптивный круиз-контроль. Эта система поддерживала заданную скорость, при необходимости увеличивая ее или уменьшая.Также заработала помощь при парковке, предупреждение о выезде за пределы полосы.
Адаптивный круиз-контроль на серийных авто впервые внедрил Mercedes-Benz в 1999 году на модели W220
Во многих моделях, выпущенных относительно недавно, имеются эти функции. Примером могут служить «Тойота Королла» 2018 года или «Шевроле Малибу» 2015-го.
Второй и третий уровни
Дальнейшая автоматизация подразумевает помощь в управлении машиной при движении в своей полосе. В машине второго уровня водитель держит руки на руле, чтобы оперативно отреагировать на возникновение непредвиденной ситуации. В качестве примера можно привести машины Tesla Model S или X.
Третий уровень позволяет водителю не держать руки на руле. Но человек должен иметь возможность в любой момент вмешаться в управление для предотвращение аварии. Правда, система имеет существенное ограничение: она сможет функционировать только при идеальных дорожных условиях.
США: беспилотные такси испытывают в Аризоне, где как раз идеальные дорожные условия: ни дождя, ни снега, видимость отличная. Фото: youtube.com
Например, «Ауди» создала свою систему Traffic Jam Pilot, которая на магистрали, обустроенной разделительным «отбойником», позволяет водителю не касаться руля. Правда, на скорости до 60 км/ч. Но тут в дело вмешалось законодательство: пока правовые нормы удерживают будущее машин третьей степени автономности в туманной неопределенности.
Четвертый и пятый уровни
Здесь тоже нужны идеальные условия на дороге: т. е. в случае снегопада или дождя водителю придется взять управление на себя. Еще один «недостаток», отличающий 4-й уровень от 5-го – необходимость использования 3D карт местности. Если их нет, автопилот отключится либо перейдет на третью степень.
Водителя нет, наверху – лидар: устройства для отслеживания препятствий. Фото: youtube.com
Пятый уровень присутствия человека вообще не требует. Такие машины передвигаются самостоятельно, только пока возят не людей, а товары. Компания Nuro (США) испытывает подобную технику, доставляющую продукты на дом. Но с небольшой скоростью и на малые расстояния. Если говорить о пятом уровне, то стоит упомянуть разработку российского «Сбера» (компания SberAutoTech): электротакси FLIP, впервые показанного летом 2021 года. Как утверждает разработчик, в основе шаттла – их собственная платформа.
Российский беспилотник от SberAutoTech
Подробности о технических данных не сообщались. В машине изначально отсутствует ручное управление. Пассажиры допускаются в салон с использованием биометрии. Связь с машиной – через ассистента «Салют». Однако, эта разработка и ей подобные (ранее были «Матрешка», «Шаттл» от НАМИ) пока «лежат в ящике»: ждут появления соответствующих законодательных актов. И Россия не одна в таком ожидании – подобная ситуация складывается и в других странах. А какие там разработали системы?
Waymo
Изначально этот стартап развивался, как один из проектов Google, поэтому о нем почти ничего не знали. Главная особенность беспилотных автомобилей «гугловской» дочерней компании Alphabet Inc. – широкое использовании ИИ – искусственного интеллекта. В минувшем году машины «Ваймо» осуществили свыше 700 тыс. поездок без участи человека (больше, чем у любого конкурента).
У Waymo дела идут очень неплохо. Фото: youtube.com
При этом беспилотники попадали в аварии гораздо меньше любых других автомобилей подобного типа, тестируемых иными компаниями. Однако, продукция Waymo требует доработки: на испытаниях некоторые машины игнорировали сигналы светофора и даже выезжали на «встречку».
GM Cruise
General Motors плелся в «хвосте» у конкурентов, преуспевающих в разработках беспилотников. Ситуация изменилась с приобретением Cruise Automation. Эта компания занималась выпуском комплектов автономного вождения для Audi. После вхождения в GM усилия переключились на адаптацию разработанной технологии под автомобиль Chevy Bolt.
Chevy Bolt EUV: за руль можно не держаться. Фото: youtube.com
Также «Дженерал Моторз» предлагает «продвинутую» систему Super Cruise, обеспечивающую автономное вождение по магистралям. Однако, это возможно только на территории, где GM проложила свою «зону».
Tesla
Казалось бы, компания находится в авангарде разработок, связанных с автопилотом. Да, у «Тесла» имеется усовершенствованная система помощи водителя, но конечной целью является создание полностью автономного транспорта. Препятствием стали частые неудачи: аварии на дорогах при тестировании беспилотных систем. Амбициозный проект роботакси – Cybercab, подразумевал запуск в эксплуатацию автономной машины еще в 2020 году. Однако старт перенесли на 2024-й.
Tesla X 2022 года: страшновато не держаться за руль, но можно! Фото: youtube.com
И, скорее всего, дата снова будет передвинута. Тем более: представители регулирующих органов США уверяют, что Tesla не запрашивала никаких разрешений насчет беспилотника. Его официальная стоимость пока не озвучена, но Илон Маск намекал, что она будет в пределах 30 тыс. долларов.
Mercedes-Benz
Именитый производитель, пожалуй, самый осторожный в плане серийного выпуска машин с автономным вождением. Компания сосредоточилась на совершенствовании ассистентов водителей. В некоторых моделях применен модернизированный круиз-контроль. Он распознает пешеходов, дорожные препятствия и объезжает их. В отношении полностью автономных автомобилей, в компании заявили, что авто пятого уровня будут созданы, но их эксплуатация станет осуществимой в «сервисах совместных поездок».
Что в России
Помимо уже упомянутых «Сбера», НАМИ, в РФ разработкой беспилотных авто занимается еще целый ряд компаний. Например, в недавно опубликованном нами материале вы можете узнать о магистральном тягаче Navio L5. А вот Self-Driving Cars – проект Яндекса. Такси этой компании проходят испытания на некоторых столичных улицах. Но водитель за рулем в них все же сидит. А вот насколько часто он вмешивается в управление – не разглашается.
Self-Driving Cars от водителя не отказывается. Фото: youtube.com
BaseTracK – еще одна российская компания, занимающаяся разработкой маршрутного такси на базе «ГАЗели». Только здесь присутствие человека обязательно: он отвечает за управление, т. е. крутит «баранку». Все остальное – торможение, переключение и т. п. за него делает автопилот. Есть серьезные разработки у КАМАЗа, уже испытывающего беспилотные машины для перевозки грузов между столицей и Санкт-Петербургом.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, VK Видео
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...