Беспилотники в мире и России: с водителем или без?
45

Беспилотники в мире и России: с водителем или без?

На сегодня почти у каждого крупного автопроизводителя имеется собственная разработка, позволяющая управлять машиной в беспилотном режиме. Другое дело – на каком уровне автономности находится система. Впрочем, полноценное авто, способное перевозить людей без водителя могут создать (и создают) многие производители. Вот только ставить на конвейер такие «чудеса техники» пока не торопятся.


Все дело в законодательстве: большинство стран настороженно относятся к подобным новшествам и не позволяют использование «полного» автопилота. К тому же, случаи наездов на пешеходов далеко не единичны. Чтобы понять, на какой стадии разработки находится тот или иной автопроизводитель, сначала имеет смысл разобраться с самой системой (общепринятой в мире) автономного вождения.

Нулевой и первый уровни


Изначально в машине не было никаких «прибамбасов», если не считать на некоторых моделях пресловутый «ручной газ», позволяющий не держать постоянно ногу на педали акселератора. Тогда машина могла ехать по ровной дороге с одинаковой скоростью. В начале ХХI века о беспилотных авто стали говорить все активнее. И вот Ford Focus 2004 года оснастили звуковыми оповещателями, срабатывающими, например, при опасном сближении с другой машиной. Это и есть нулевой уровень.

Беспилотники в мире и России: с водителем или без?Ford Focus – один из первенцев автономного вождения. Фото: youtube.com

Дальше пошла модернизация: появился адаптивный круиз-контроль. Эта система поддерживала заданную скорость, при необходимости увеличивая ее или уменьшая.Также заработала помощь при парковке, предупреждение о выезде за пределы полосы.

Адаптивный круиз-контроль на серийных авто впервые внедрил Mercedes-Benz в 1999 году на модели W220

Во многих моделях, выпущенных относительно недавно, имеются эти функции. Примером могут служить «Тойота Королла» 2018 года или «Шевроле Малибу» 2015-го.

Второй и третий уровни


Дальнейшая автоматизация подразумевает помощь в управлении машиной при движении в своей полосе. В машине второго уровня водитель держит руки на руле, чтобы оперативно отреагировать на возникновение непредвиденной ситуации. В качестве примера можно привести машины Tesla Model S или X.

Третий уровень позволяет водителю не держать руки на руле. Но человек должен иметь возможность в любой момент вмешаться в управление для предотвращение аварии. Правда, система имеет существенное ограничение: она сможет функционировать только при идеальных дорожных условиях.

США: беспилотные такси испытывают в Аризоне, где как раз идеальные дорожные условия: ни дождя, ни снега, видимость отличная. Фото: youtube.com

Например, «Ауди» создала свою систему Traffic Jam Pilot, которая на магистрали, обустроенной разделительным «отбойником», позволяет водителю не касаться руля. Правда, на скорости до 60 км/ч. Но тут в дело вмешалось законодательство: пока правовые нормы удерживают будущее машин третьей степени автономности в туманной неопределенности.

Четвертый и пятый уровни


Здесь тоже нужны идеальные условия на дороге: т. е. в случае снегопада или дождя водителю придется взять управление на себя. Еще один «недостаток», отличающий 4-й уровень от 5-го – необходимость использования 3D карт местности. Если их нет, автопилот отключится либо перейдет на третью степень.

Водителя нет, наверху – лидар: устройства для отслеживания препятствий. Фото: youtube.com

Пятый уровень присутствия человека вообще не требует. Такие машины передвигаются самостоятельно, только пока возят не людей, а товары. Компания Nuro (США) испытывает подобную технику, доставляющую продукты на дом. Но с небольшой скоростью и на малые расстояния. Если говорить о пятом уровне, то стоит упомянуть разработку российского «Сбера» (компания SberAutoTech): электротакси FLIP, впервые показанного летом 2021 года. Как утверждает разработчик, в основе шаттла – их собственная платформа.

Российский беспилотник от SberAutoTech

Подробности о технических данных не сообщались. В машине изначально отсутствует ручное управление. Пассажиры допускаются в салон с использованием биометрии. Связь с машиной – через ассистента «Салют». Однако, эта разработка и ей подобные (ранее были «Матрешка», «Шаттл» от НАМИ) пока «лежат в ящике»: ждут появления соответствующих законодательных актов. И Россия не одна в таком ожидании – подобная ситуация складывается и в других странах. А какие там разработали системы?

Waymo


Изначально этот стартап развивался, как один из проектов Google, поэтому о нем почти ничего не знали. Главная особенность беспилотных автомобилей «гугловской» дочерней компании Alphabet Inc. – широкое использовании ИИ – искусственного интеллекта. В минувшем году машины «Ваймо» осуществили свыше 700 тыс. поездок без участи человека (больше, чем у любого конкурента).

У Waymo дела идут очень неплохо. Фото: youtube.com

При этом беспилотники попадали в аварии гораздо меньше любых других автомобилей подобного типа, тестируемых иными компаниями. Однако, продукция Waymo требует доработки: на испытаниях некоторые машины игнорировали сигналы светофора и даже выезжали на «встречку».

GM Cruise


General Motors плелся в «хвосте» у конкурентов, преуспевающих в разработках беспилотников. Ситуация изменилась с приобретением Cruise Automation. Эта компания занималась выпуском комплектов автономного вождения для Audi. После вхождения в GM усилия переключились на адаптацию разработанной технологии под автомобиль Chevy Bolt.

Chevy Bolt EUV: за руль можно не держаться. Фото: youtube.com

Также «Дженерал Моторз» предлагает «продвинутую» систему Super Cruise, обеспечивающую автономное вождение по магистралям. Однако, это возможно только на территории, где GM проложила свою «зону».

Tesla


Казалось бы, компания находится в авангарде разработок, связанных с автопилотом. Да, у «Тесла» имеется усовершенствованная система помощи водителя, но конечной целью является создание полностью автономного транспорта. Препятствием стали частые неудачи: аварии на дорогах при тестировании беспилотных систем. Амбициозный проект роботакси – Cybercab, подразумевал запуск в эксплуатацию автономной машины еще в 2020 году. Однако старт перенесли на 2024-й.

Tesla X 2022 года: страшновато не держаться за руль, но можно! Фото: youtube.com

И, скорее всего, дата снова будет передвинута. Тем более: представители регулирующих органов США уверяют, что Tesla не запрашивала никаких разрешений насчет беспилотника. Его официальная стоимость пока не озвучена, но Илон Маск намекал, что она будет в пределах 30 тыс. долларов.

Mercedes-Benz


Именитый производитель, пожалуй, самый осторожный в плане серийного выпуска машин с автономным вождением. Компания сосредоточилась на совершенствовании ассистентов водителей. В некоторых моделях применен модернизированный круиз-контроль. Он распознает пешеходов, дорожные препятствия и объезжает их. В отношении полностью автономных автомобилей, в компании заявили, что авто пятого уровня будут созданы, но их эксплуатация станет осуществимой в «сервисах совместных поездок».

Что в России


Помимо уже упомянутых «Сбера», НАМИ, в РФ разработкой беспилотных авто занимается еще целый ряд компаний. Например, в недавно опубликованном нами материале вы можете узнать о магистральном тягаче Navio L5. А вот Self-Driving Cars – проект Яндекса. Такси этой компании проходят испытания на некоторых столичных улицах. Но водитель за рулем в них все же сидит. А вот насколько часто он вмешивается в управление – не разглашается.

Self-Driving Cars от водителя не отказывается. Фото: youtube.com

BaseTracK – еще одна российская компания, занимающаяся разработкой маршрутного такси на базе «ГАЗели». Только здесь присутствие человека обязательно: он отвечает за управление, т. е. крутит «баранку». Все остальное – торможение, переключение и т. п. за него делает автопилот. Есть серьезные разработки у КАМАЗа, уже испытывающего беспилотные машины для перевозки грузов между столицей и Санкт-Петербургом.
А вы что думаете о беспилотных машинах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас