
Уникальный Mercedes-Benz Type 122 Indianapolis Racer 1923 года
Сто лет назад немецкий бренд Mercedes-Benz уже считался признаком престижа и отменного качества. А чтобы еще раз подтвердить это высокое звание, представители компании начали уверенно осваивать нишу конструирования и сборки техники для гонок и других соревнований.
С момента своего основания тогда еще Daimler-Benz уделял особое внимание автоспорту. Поэтому история компании тесно переплетена с этой дисциплиной. Скажем больше, и сегодня Mercedes продолжает успешно конкурировать с другими на известных мировых трассах в различных соревнованиях.
Отреставрированный Mercedes-Benz Type 122 Indianapolis Racer 1923 года. Фото: rmsothebys.com
До момента слияния Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) и Benz & Cie, произошедшего в 1926 году, обе компании производили легендарные гоночные автомобили. Среди которых стоит упомянуть Mercedes Simplex и Blitzen Benz.
В начале 20-х годов прошлого века мировая экономика постепенно восстанавливалась от потрясений предыдущего десятилетия. В таких условиях Пауль Даймлер попытался воплотить на деле идею получения индукции силы с помощью обычного нагнетателя.
Процесс неплохо подстегнуло то, что Автомобильный клуб Франции в 1922 году обнародовал новые правила Гран-при на будущий сезон. Среди прочего, они ограничивали рабочий объем гоночных моделей двумя литрами. Да, с такими жесткими рамками креативные идеи стали реальным спасательным кругом.
Руль и скромная приборная панель. Фото: rmsothebys.com
Даймлеру удалось разработать необычный для того периода четырехцилиндровый двигатель с двумя верхними кулачками. Они приводили в действие четыре клапана на каждый цилиндр. Коленвал с роликовыми подшипниками давал мотору преимущество, позволяя показывать немыслимые для начала 20-х цифры – 4800 об/мин.
Чтобы обеспечить несущую нагрузку элемента, двигатели заводских новинок прикрепили болтовым соединением непосредственно к шасси. Подобная конструкция стала значительным вкладом Даймлера во всю историю марки.
В Daimler Motoren Gesellschaft не сомневались, что невероятная мощь сконструированных ими автомобилей обязательно принесет свои результаты на Indianapolis 500 того года. И не только здесь. Новинка подтвердила перспективность выбранного решения, одержав победу на Targa Florio 1924 года. Дальнейшее развитие шло таким путем:
✅ Пола Даймлера сменил Фердинанд Порше
✅ заводчане сосредоточились на двухлитровой силовой установке
✅ авто получило второе сиденье в салоне
Все дело в том, что в DMG осознали факт соблюдения безопасности, который требовал наличия в экипаже гоночной техники второго лица – механика. После этого немцы смогли увидеть растущую важность американского рынка, а усилия Ральфа де Пальмы с Mercedes на Indianapolis 500 прошлых лет не исчезли бесследно.
Теперь заводская команда планировала уверенное наступление по всем фронтам, для достижения самых высоких результатов на предстоящих соревнованиях. Поэтому произведены следующие шаги:
✅ 4 автомобиля подготовлены для гонок и отправлены в США
✅ ведущим гонщиком стал главный инженер завода Макс Зайлер
✅ резервным – его племянник Карл Зайлер
✅ итогом стало почетное 8-е место в общем зачете
При проведении субботней квалификации опытный Макс при неблагоприятных погодных условиях попал в дождевой занос. Результат оказался очень печальным, кроме травм гонщика и механика, произошло повреждение и самого болида.
Не оставалось ничего другого, как выпустить резервного пилота Карла на запасном авто № 26913. Он квалифицировался для команды и стартовал с 7-го ряда. Все завершилось тем, что Макс полностью выбыл из соревнований, а еще один из гоночных автомобилей разбился во время заезда.
Под капотом – 2-литровый турбированный двигатель. Фото: rmsothebys.com
Оставшиеся 320 миль все надежды возлагались на племянника Карла, который оправдал их, показав итоговый восьмой результат в общем зачете. Это стало самым высоким достижением как для самой компании Mercedes, так и для любого другого европейского автомобиля. Обратим немного внимания и на характеристики примененного в нем силового агрегата:
✅ рабочий объем – 2 литра
✅ компрессор Roots
✅ два распредвала
✅ мощность – ок. 150 л. с
После описанной выше гонки немецкий автомобиль № 26913 стал в определенном смысле героем, поэтому был сохранен для истории американской Mercedes Company из Нью-Йорка. Немного позже (31 марта 1924 года) он был продан EJ Schroder из Саммита, Нью-Джерси.
К середине следующего десятилетия его кузов подвергся значительной модификации и у авто сменился владелец. Им стал Майк Карузо из Hicksville Auto Wrecking Co., Лонг-Айленд. Именно этот однофамилец знаменитого итальянского оперного певца являлся любителем гонок на малолитражном транспорте. Поэтому и принял участие в розыгрыше Кубка Вандербильта 1936 года. Правда, с технической стороны там прошло не все гладко. Дальнейшие события развивались так:
✅ после Кубка Вандербильта 1936 года модель выставили на продажу
✅ приобретен Йозефом Рейтершаном в качестве дорожного автомобиля
✅ в конце 40-х перекуплен Алеком Ульманом
Чтобы ездить на нем по обычным дорогам, Рейтершан установил на кузове фары и ветровое стекло. А вот новый владелец Ульман решил вновь вернуть технику в привычную для нее среду. Будучи президентом Американского клуба ветеранов автомобильного спорта, он принял участие в Бриджхэмптоне 1949 года.
На этих же соревнованиях два года спустя спорткар завоевал приз как лучший старинный автомобиль. Правда, к тому времени его владельцем числился уже Кортни Роджерс. По прошествии еще нескольких лет легенда автоспорта 20-х перешла в коллекцию Генри Остина Кларка-младшего, оказавшись в Автомобильном музее Лонг-Айленда.
Передняя часть и спицованные колеса. Фото: rmsothebys.com
Новый хозяин позволил своему приятелю Чарльзу (создателю знаменитой «Семейки Адамсов») принять участие во все том же Бриджхэмптоне 1952 и 1959 годов. Однако в начале следующего десятилетия автомобиль всплыл в коллекции уже другого ценителя ретро-техники – Лью Шефера. Последний инициировал реставрацию образца, но так и не завершив процесс, решил его снова перепродать. Дальнейшими владельцами легендарного Mercedes-Benz Type 122 Indianapolis Racer становились:
✅ коллекционер из Санта-Барбары Бен Мозер
✅ Йосиюки Хаяши из Готембе (1978 год)
✅ Берни Экклстоун из Соединенного Королевства (1995 год)
✅ Ауманн (1996 год)
Последний потратил на приобретение знаменитого болида кругленькую сумму в 750 тысяч марок (чему даже имеется сохранившееся подтверждение в виде договора купли-продажи). В том же 1996 году новый владелец из немецкого Бабенхаузена принял участие в ретроспективном итальянском ралли Mille Miglia, протяженностью 1000 миль. Позже автомобиль демонстрировался на различных мероприятиях и стартовал в нескольких ралли.
В 2011 году авто, возраст которого приближался к солидному девяностолетнему рубежу, подвергли полной переборке двигателя и другим манипуляциям на базе уважаемой компании Capricorn Engineering. Общая сумма затрат при этом вылилась в солидную «копеечку» – 150 тысяч евро.
У Mercedes-Benz Type 122 – два посадочных места. Фото: rmsothebys.com
Значимость сохраненного образца трудно переоценить, ведь количество оставшихся гоночных 2-литровых Mercedes с турбонаддувом можно пересчитать по пальцам. Тем более, с максимальным сохранением оригинальных комплектующих. Поэтому, в связи с прошлогодним уходом в мир иной последнего владельца, автомобиль выставили на торги. Его стоимость была оценена приблизительно в 3,8-5 млн евро (413,3 -543,8 млн рублей).
С момента своего основания тогда еще Daimler-Benz уделял особое внимание автоспорту. Поэтому история компании тесно переплетена с этой дисциплиной. Скажем больше, и сегодня Mercedes продолжает успешно конкурировать с другими на известных мировых трассах в различных соревнованиях.

До момента слияния Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) и Benz & Cie, произошедшего в 1926 году, обе компании производили легендарные гоночные автомобили. Среди которых стоит упомянуть Mercedes Simplex и Blitzen Benz.
Как создавались уникальный двигатель и гоночный автомобиль
В начале 20-х годов прошлого века мировая экономика постепенно восстанавливалась от потрясений предыдущего десятилетия. В таких условиях Пауль Даймлер попытался воплотить на деле идею получения индукции силы с помощью обычного нагнетателя.
Процесс неплохо подстегнуло то, что Автомобильный клуб Франции в 1922 году обнародовал новые правила Гран-при на будущий сезон. Среди прочего, они ограничивали рабочий объем гоночных моделей двумя литрами. Да, с такими жесткими рамками креативные идеи стали реальным спасательным кругом.

Даймлеру удалось разработать необычный для того периода четырехцилиндровый двигатель с двумя верхними кулачками. Они приводили в действие четыре клапана на каждый цилиндр. Коленвал с роликовыми подшипниками давал мотору преимущество, позволяя показывать немыслимые для начала 20-х цифры – 4800 об/мин.
Чтобы обеспечить несущую нагрузку элемента, двигатели заводских новинок прикрепили болтовым соединением непосредственно к шасси. Подобная конструкция стала значительным вкладом Даймлера во всю историю марки.
В 1923 году гоночное авто Mercedes Type 122 Indianapolis Racers с турбонаддувом было тем же, что и сегодняшние болиды «Формулы 1» (типа Mercedes-AMG Petronas Льюиса Хэмилтона). Производитель был настолько уверен в успехе, что создал сразу четыре образца передовых конструкций.
В Daimler Motoren Gesellschaft не сомневались, что невероятная мощь сконструированных ими автомобилей обязательно принесет свои результаты на Indianapolis 500 того года. И не только здесь. Новинка подтвердила перспективность выбранного решения, одержав победу на Targa Florio 1924 года. Дальнейшее развитие шло таким путем:
✅ Пола Даймлера сменил Фердинанд Порше
✅ заводчане сосредоточились на двухлитровой силовой установке
✅ авто получило второе сиденье в салоне
Все дело в том, что в DMG осознали факт соблюдения безопасности, который требовал наличия в экипаже гоночной техники второго лица – механика. После этого немцы смогли увидеть растущую важность американского рынка, а усилия Ральфа де Пальмы с Mercedes на Indianapolis 500 прошлых лет не исчезли бесследно.
Высшее спортивное достижение
Теперь заводская команда планировала уверенное наступление по всем фронтам, для достижения самых высоких результатов на предстоящих соревнованиях. Поэтому произведены следующие шаги:
✅ 4 автомобиля подготовлены для гонок и отправлены в США
✅ ведущим гонщиком стал главный инженер завода Макс Зайлер
✅ резервным – его племянник Карл Зайлер
✅ итогом стало почетное 8-е место в общем зачете
При проведении субботней квалификации опытный Макс при неблагоприятных погодных условиях попал в дождевой занос. Результат оказался очень печальным, кроме травм гонщика и механика, произошло повреждение и самого болида.
Не оставалось ничего другого, как выпустить резервного пилота Карла на запасном авто № 26913. Он квалифицировался для команды и стартовал с 7-го ряда. Все завершилось тем, что Макс полностью выбыл из соревнований, а еще один из гоночных автомобилей разбился во время заезда.

Оставшиеся 320 миль все надежды возлагались на племянника Карла, который оправдал их, показав итоговый восьмой результат в общем зачете. Это стало самым высоким достижением как для самой компании Mercedes, так и для любого другого европейского автомобиля. Обратим немного внимания и на характеристики примененного в нем силового агрегата:
✅ рабочий объем – 2 литра
✅ компрессор Roots
✅ два распредвала
✅ мощность – ок. 150 л. с
После описанной выше гонки немецкий автомобиль № 26913 стал в определенном смысле героем, поэтому был сохранен для истории американской Mercedes Company из Нью-Йорка. Немного позже (31 марта 1924 года) он был продан EJ Schroder из Саммита, Нью-Джерси.
Дальнейшая судьба легендарного автомобиля
К середине следующего десятилетия его кузов подвергся значительной модификации и у авто сменился владелец. Им стал Майк Карузо из Hicksville Auto Wrecking Co., Лонг-Айленд. Именно этот однофамилец знаменитого итальянского оперного певца являлся любителем гонок на малолитражном транспорте. Поэтому и принял участие в розыгрыше Кубка Вандербильта 1936 года. Правда, с технической стороны там прошло не все гладко. Дальнейшие события развивались так:
✅ после Кубка Вандербильта 1936 года модель выставили на продажу
✅ приобретен Йозефом Рейтершаном в качестве дорожного автомобиля
✅ в конце 40-х перекуплен Алеком Ульманом
Чтобы ездить на нем по обычным дорогам, Рейтершан установил на кузове фары и ветровое стекло. А вот новый владелец Ульман решил вновь вернуть технику в привычную для нее среду. Будучи президентом Американского клуба ветеранов автомобильного спорта, он принял участие в Бриджхэмптоне 1949 года.
На этих же соревнованиях два года спустя спорткар завоевал приз как лучший старинный автомобиль. Правда, к тому времени его владельцем числился уже Кортни Роджерс. По прошествии еще нескольких лет легенда автоспорта 20-х перешла в коллекцию Генри Остина Кларка-младшего, оказавшись в Автомобильном музее Лонг-Айленда.

Новый хозяин позволил своему приятелю Чарльзу (создателю знаменитой «Семейки Адамсов») принять участие во все том же Бриджхэмптоне 1952 и 1959 годов. Однако в начале следующего десятилетия автомобиль всплыл в коллекции уже другого ценителя ретро-техники – Лью Шефера. Последний инициировал реставрацию образца, но так и не завершив процесс, решил его снова перепродать. Дальнейшими владельцами легендарного Mercedes-Benz Type 122 Indianapolis Racer становились:
✅ коллекционер из Санта-Барбары Бен Мозер
✅ Йосиюки Хаяши из Готембе (1978 год)
✅ Берни Экклстоун из Соединенного Королевства (1995 год)
✅ Ауманн (1996 год)
Последний потратил на приобретение знаменитого болида кругленькую сумму в 750 тысяч марок (чему даже имеется сохранившееся подтверждение в виде договора купли-продажи). В том же 1996 году новый владелец из немецкого Бабенхаузена принял участие в ретроспективном итальянском ралли Mille Miglia, протяженностью 1000 миль. Позже автомобиль демонстрировался на различных мероприятиях и стартовал в нескольких ралли.
В 2011 году авто, возраст которого приближался к солидному девяностолетнему рубежу, подвергли полной переборке двигателя и другим манипуляциям на базе уважаемой компании Capricorn Engineering. Общая сумма затрат при этом вылилась в солидную «копеечку» – 150 тысяч евро.

Значимость сохраненного образца трудно переоценить, ведь количество оставшихся гоночных 2-литровых Mercedes с турбонаддувом можно пересчитать по пальцам. Тем более, с максимальным сохранением оригинальных комплектующих. Поэтому, в связи с прошлогодним уходом в мир иной последнего владельца, автомобиль выставили на торги. Его стоимость была оценена приблизительно в 3,8-5 млн евро (413,3 -543,8 млн рублей).
- Иван Гончаров
- rmsothebys.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Isuzu Elf повышенной проходимости – японские технологии и российские доработки
Легкие грузовые автомобили Isuzu Elf выпускаются в Японии с 1959 года. Неплохо известна эта модель и в России, особенно в регионах, расположенных поближе к...