Как продлить срок службы АКПП зимой
Прыгая морозным утром в салон автомобиля, большинство водителей считает, что самое важное на данный момент – прогреть двигатель и только потом можно отправляться в путь. Об автоматической коробке мало кто заботится, как о «второстепенном» агрегате. А зря!
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.
С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.
Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.
Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.
И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).
И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
Причины
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.
Ремонт АКПП – затратная процедура. Фото: youtube.com
С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Что делать
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.
Вверху слева виден переключатель W. Фото: youtube.com
Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Зимним режимом нельзя пользоваться летом.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.
Прогревайте АКПП в режиме D. Фото:youtube.com
Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Что делать не рекомендуется
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Как ехать первые сотни метров
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.
При чередовании асфальта и снега лучше не газовать. Фото:youtube.com
И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).
Пробуксовки опасны для АКПП в любое время года. Фото:youtube.com
И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....