Как продлить срок службы АКПП зимой
Прыгая морозным утром в салон автомобиля, большинство водителей считает, что самое важное на данный момент – прогреть двигатель и только потом можно отправляться в путь. Об автоматической коробке мало кто заботится, как о «второстепенном» агрегате. А зря!
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.
С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.
Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.
Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.
И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).
И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
Причины
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.
Ремонт АКПП – затратная процедура. Фото: youtube.com
С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Что делать
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.
Вверху слева виден переключатель W. Фото: youtube.com
Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Зимним режимом нельзя пользоваться летом.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.
Прогревайте АКПП в режиме D. Фото:youtube.com
Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Что делать не рекомендуется
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Как ехать первые сотни метров
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.
При чередовании асфальта и снега лучше не газовать. Фото:youtube.com
И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).
Пробуксовки опасны для АКПП в любое время года. Фото:youtube.com
И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Зачем в Ан-2 отверстия в сиденьях и почему нет туалета
Советский авиапром выпускал Ан-2 в разных вариациях: были обычные версии, санитарные, пожарные, десантные и многие другие. Но некоторые характерные приметы...
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
HA420 Honda Jet – самолет, более чем надежный
Эта модель самолета проходила многолетние проверки, прежде чем попасть в первому заказчику. Япония не известна своими самолетами, но этот вызывает должное...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
SpaceX: после шестого полета Starship взят курс на Луну
SpaceX отчиталась о шестом успешном испытательном полете Starship: ускорительный многоразовый модуль и космический корабль вернулись на Землю. Впереди – полеты...
Эксклюзивный полет на советском авиалайнере Ту-134
Авиалайнер Ту-134 – это легенда советской пассажирской авиации. Его производство началось в 1966, а закончилось в 1989 году. Считается одним из самых массовых...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Космические корабли Boeing и SpaceX – попытка США отказаться от российских «Союзов»
Почти 10 лет США не имели собственных космических кораблей. И только благодаря частным корпорациям ситуацию удалось исправить....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...