
Как продлить срок службы АКПП зимой
Прыгая морозным утром в салон автомобиля, большинство водителей считает, что самое важное на данный момент – прогреть двигатель и только потом можно отправляться в путь. Об автоматической коробке мало кто заботится, как о «второстепенном» агрегате. А зря!
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.
Ремонт АКПП – затратная процедура. Фото: youtube.com
С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.
Вверху слева виден переключатель W. Фото: youtube.com
Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.
Прогревайте АКПП в режиме D. Фото:youtube.com
Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.
При чередовании асфальта и снега лучше не газовать. Фото:youtube.com
И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).
Пробуксовки опасны для АКПП в любое время года. Фото:youtube.com
И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
Если кто-то не сталкивался лично, то наверняка слышал, как дорого стоит ремонт АКПП, даже самый небольшой. Поломки «автомата» как раз чаще всего происходят зимой. Все дело – в нежелании знать несложные эксплуатационные правила, о которых мы расскажем ниже. А иногда водитель просто не сталкивался с таким «сюрпризом», как ремонт АКПП. Но почему именно зимой выходят из строя коробки-автоматы: летом им ведь тоже «несладко»?
Причины
В процессе эксплуатации коробки масло (ATF) в ней неизбежно стареет, загрязняется продуктами износа металлических деталей агрегата. Наиболее крупные частицы остаются в поддоне на магните, а те, что помельче, образуют взвесь, которая плавает в технической жидкости. Кое-что, конечно, задерживает фильтр.

С понижением температуры на улице в коробке образуется конденсат. Частично он испаряется, но не весь: что-то остается в фильтре и подмерзает. За ночь масло густеет и не может обеспечить нужного давления. После съезда с места «автомат» переходит на вторую, третью передачу. А т. к. в фильтре замерзший конденсат, техническая жидкость не может добраться до каждой детали. Давления не хватает, в итоге фрикционные диски подгорают.
Что делать
Осмотрите селектор выбора режимов и надписи около него. Вполне, возможно, увидите положение W или Winter (т. е. «зима»). Это специальная кнопка (переключатель), переводящая «автомат» в режим работы, который не допускает пробуксовки и обеспечивает перевод диапазонов при минимально возможных оборотах.

Вся тяжесть нагрузок ложится на гидротрансформатор, сглаживающий рывки. В итоге масло прогревается быстрее.
Зимним режимом нельзя пользоваться летом.
Когда двигатель запущен, прогрет (обороты упали до холостых), нажмите на тормоз и переведите селектор в режим Drive. Не отпуская педали, увеличьте число оборотов в минуту до 1000-1200. При таком «раскладе» АКПП будет прогреваться плавно, металлические детали постепенно расширятся. Подшипники в такой момент не работают, но давление в них устанавливается.

Время прогрева? Все зависит от габаритов коробки, ее мощности, а также температуры окружающей среды. Минимум – пять, максимум – восемь минут при -20°С.
Что делать не рекомендуется
Многие считают: в процессе прогрева необходимо, держа ногу на тормозной педали, переходить из одного режима в другой. При этом на каждом нужно задержаться на несколько секунд. Однако делать так крайне нежелательно. Каждое переключение вызывает скачок давления в непрогретой АКПП, особенно сильный получается при переходе в R. А если смену режимов производить чрезмерно быстро, самодиагностика коробки вообще воспримет это, как нештатную ситуацию, выход из строя деталей, узлов. Блокировка не исключена!
Еще один метод, тоже неправильный, подразумевает увеличение числа оборотов до 2-3 тыс. В этом случае может пострадать гидротрансформатор и маслонасос, т. к. нагрузка на эти детали возрастет в несколько раз. Получится, что вы гоняете холодную вязкую техническую жидкость под большим давлением. Причем, она пойдет в обход, минуя фильтр.
Как ехать первые сотни метров
Если дорожное покрытие представляет собой чередование сухого асфальта и снега, льда, не стоит сильно давить на педаль газа. Дело в том, что при пробуксовке АКПП выберет повышенную передачу. При попадании на сухое место – пониженную.

И так может происходить несколько раз за малый временной отрезок. Подобный режим езды вызывает большие нагрузки на АКПП, что чревато, например, разрывом тормозной ленты (исчезнут 2-4 передачи).

И напоследок: масло в АКПП все-таки нужно менять раз в 30 тыс. км пробега. Россия – страна с суровым климатом и зачастую экстремальными условиями езды.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....