Необычный и редкий кабриолет Saab 900
В Европе есть популярное название «янгтаймер». Обычно к нему относят BMW E30, Porsche 911 (964), Mercedes W124 или Golf MK1. Сюда же можно смело добавить и Saab 900. Правда, лишь тот, который с надписью TURBO и большим антикрылом сзади.
Да, модель первого поколения автомобиля неизгладимо вписана не только в историю самой компании, но и в ее мировой неприкосновенный запас. И дело не в том, что представители шведского бренда смогли первенствовать в популярных на то время гоночных соревнованиях. Просто Saab косвенно подтолкнул все профильные стандарты к тем параметрам, которые мы имеем и сегодня.
Шведские специалисты смогли четыре десятилетия назад прибегнуть к необычным и передовым для своего времени ноу-хау. Это позволило им создавать выразительные с самого первого взгляда авто, заметно выделявшиеся из общей массы. И тому было сразу несколько причин:
✅ турбокомпрессор в обычной семейной модели
✅ максимально богатое оснащение
✅ множество функций безопасности
✅ безошибочное решение в плане внешнего дизайна
Проект, предназначенный для инженерных исследований начала 70-х, обозначался как Х36. Но шведская компания прежде всего ориентировалась на американский рынок, где они имели довольно солидный и динамичный сбыт.
А там, в свою очередь, на первое место выходили новые стандарты по выбросам и уровню пассивной безопасности. Это означало только одно: вместо бесконечных доработок 99-й серии, стоило позаботиться о чем-то улучшенном и более совершенном.
Конечно, все начиналось не прямо-таки с нуля. Конструкторы опирались на упомянутый выше автомобиль, но внесли в него ряд кардинальных изменений. При этом разработчики уделяли внимание каждой детали, стараясь:
✅ расширить колесную базу
✅ увеличить переднюю часть
✅ занизить передок в целях безопасности
✅ повысить жесткость кузова
Все вместе это дало рост производительности, комфорта, управляемости и общего уровня безопасной эксплуатации новой модели. Улучшенную приборную панель также постарались сделать интуитивно более понятной и удобной для водителя.
Наиболее часто используемые органы управления расположили максимально близко к пилоту. К примеру, магнитолу установили в верхней части приборной панели. Все сводилось к тому, чтобы взгляд водителя был постоянно сосредоточен на дороге, не отвлекаясь на что-то второстепенное.
Чтобы обеспечить будущей новинке максимальную географию, ее подвергли тщательным испытаниям на устойчивость ко всем климатическим зонам. Во-первых, это происходило в морозных регионах севера Скандинавии. Во-вторых, в сухих и жарких условиях американской Калифорнии. А по такой инновации как введение салонного фильтра компания Saab вообще смогла занять первое место.
Спустя всего полгода происходит запуск серийной сборки первичных экземпляров. Но компания продолжает постоянное совершенствование конструкции, включая тюнинг и выпуск спецверсий модели, занявшей важную нишу в линейке шведского бренда. Первым улучшение касается модернизации отопительной и вентиляционной систем.
Первое поколение автомобиля предлагалось изначально в двух вариантах кузова и с пятью различными типами двигателей. Основным можно считать трехдверный хэтчбек (в Швеции часто упоминалось название комби-купе) со следующими физическими параметрами:
✅ длина – 4,74 м
✅ ширина – 1,69 м
✅ высота – 1,4 м
Он обладал простыми линиями, которые прерывались лишь массивными черными бамперами. Пятидверная версия имела типичные окна в задних стойках кузова. Особую популярность получила модификация с открытым салоном.
Идея выпуска автомобилей в таком исполнении возникла у руководителя представительства Saab в США Роберта Синклера. Он же обеспечил и производство первого заокеанского прототипа. Второй создавался в финском филиале Saab (Valmet).
Это создало здоровую конкуренцию, в которой разбиралась авторитетная комиссия. В прямом противостоянии победа оказалась на стороне американской версии. Больше всего перевешивало наличие безупречной функции опускания крыши.
Такая техника всегда относилась к элитному классу, поэтому имела более высокую стоимость. То же можно сказать и об открытой версии Saab 900. Несмотря на приличную цену, автомобиль отлично продавался в США. Поэтому первая серия быстро закончилась и наступил период ожидания дальнейшего производства, растянувшийся на пару лет. Вот основные изменения в конструкции:
✅ кузов основан на версии Combi-Coupe
✅ длина выросла до 4,95 м
✅ снаряженная масса – до 1,34 т
Текстильную трехслойную крышу с электроприводом разместили за задними сиденьями в сложенном состоянии. Все сделали так, чтобы она не выходила за боковую линию автомобиля. Приподнятую корму дополнили задней кромкой, улучшившей аэродинамические показатели.
Складывающиеся и сдвигающиеся передние сиденья облегчали доступ к заднему ряду. Все они компоновались подголовниками и самонаматывающимися ремнями безопасности. В общем, все было выполнено в лучшем виде и на высшем уровне.
На следующий год после начала выпуска у базового автомобиля появились двойные задние фонари. Они еще больше разнят его с предшественником. Происходят и другие важные изменения, в том числе:
✅ регулируемые по вертикали подголовники
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
✅ модификация в виде четырехдверного седана
Позже запаску перенесли под пол багажника и видоизменили мосты. Спереди теперь имелись двойные поперечные рычаги, а сзади – жесткий сайдинг с поперечной тягой Панара. А за доплату можно было получить электрические стеклоподъемники. Все версии Turbo компоновались передним резиновым спойлером.
Более интересно, что с 1982 года автомобиль оснащался системой APC (Automatic Performance Control). Это клапан, который мог регулировать давление турбонаддува, доводя двигатель до предела детонации. Так достигалась возможность использования бензина с разными октановыми числами. С 1986-го появился новый 16-клапанный двигатель В202. Это принесло улучшенные показатели:
✅ мощность выросла до 175 л. с
✅ максимальная скорость – до 210 км/ч (у Saab 900 Turbo 16 Aero)
✅ разгон до 100 км/ч – за 8,7 секунды (у Turbo 16 Aero)
Еще через год модель получила новые: наклонную решетку радиатора, основные фары и интегрированные боковые бамперы. Все это коснулось и модификации в кузове кабриолет. Позже «копилка» пополнилась преднатяжителями ремней безопасности и управляемым катализатором выхлопных газов.
В сентябре 1993 года история первого поколения у Saab 900 (Classic) подошла к своему концу. За 15 лет было выпущено 908 тысяч единиц техники, из которой 50 000 – в кузове кабриолет. Дальше компания перешла к производству автомобилей второго поколения. Кстати, образец, фото которого сопровождают данный материал, хозяин выставил на продажу за смешную цену – 2 тысячи евро (211 тысяч рублей).
Да, модель первого поколения автомобиля неизгладимо вписана не только в историю самой компании, но и в ее мировой неприкосновенный запас. И дело не в том, что представители шведского бренда смогли первенствовать в популярных на то время гоночных соревнованиях. Просто Saab косвенно подтолкнул все профильные стандарты к тем параметрам, которые мы имеем и сегодня.
Saab 900 кабриолет – красивые очертания даже 40 лет спустя. Фото автора
Шведские специалисты смогли четыре десятилетия назад прибегнуть к необычным и передовым для своего времени ноу-хау. Это позволило им создавать выразительные с самого первого взгляда авто, заметно выделявшиеся из общей массы. И тому было сразу несколько причин:
✅ турбокомпрессор в обычной семейной модели
✅ максимально богатое оснащение
✅ множество функций безопасности
✅ безошибочное решение в плане внешнего дизайна
Проект, предназначенный для инженерных исследований начала 70-х, обозначался как Х36. Но шведская компания прежде всего ориентировалась на американский рынок, где они имели довольно солидный и динамичный сбыт.
А там, в свою очередь, на первое место выходили новые стандарты по выбросам и уровню пассивной безопасности. Это означало только одно: вместо бесконечных доработок 99-й серии, стоило позаботиться о чем-то улучшенном и более совершенном.
Долгий путь к Saab 900
Конечно, все начиналось не прямо-таки с нуля. Конструкторы опирались на упомянутый выше автомобиль, но внесли в него ряд кардинальных изменений. При этом разработчики уделяли внимание каждой детали, стараясь:
✅ расширить колесную базу
✅ увеличить переднюю часть
✅ занизить передок в целях безопасности
✅ повысить жесткость кузова
Все вместе это дало рост производительности, комфорта, управляемости и общего уровня безопасной эксплуатации новой модели. Улучшенную приборную панель также постарались сделать интуитивно более понятной и удобной для водителя.
Наиболее часто используемые органы управления расположили максимально близко к пилоту. К примеру, магнитолу установили в верхней части приборной панели. Все сводилось к тому, чтобы взгляд водителя был постоянно сосредоточен на дороге, не отвлекаясь на что-то второстепенное.
Приборная панель Saab 900 в шикарной деревянной окантовке. Фото автора
Чтобы обеспечить будущей новинке максимальную географию, ее подвергли тщательным испытаниям на устойчивость ко всем климатическим зонам. Во-первых, это происходило в морозных регионах севера Скандинавии. Во-вторых, в сухих и жарких условиях американской Калифорнии. А по такой инновации как введение салонного фильтра компания Saab вообще смогла занять первое место.
12 мая 1978 года на общий суд представили результат кропотливых трудов – Saab 900. Автомобиль сразу завоевал симпатии журналистов и потенциальных покупателей.
Спустя всего полгода происходит запуск серийной сборки первичных экземпляров. Но компания продолжает постоянное совершенствование конструкции, включая тюнинг и выпуск спецверсий модели, занявшей важную нишу в линейке шведского бренда. Первым улучшение касается модернизации отопительной и вентиляционной систем.
Первое поколение автомобиля предлагалось изначально в двух вариантах кузова и с пятью различными типами двигателей. Основным можно считать трехдверный хэтчбек (в Швеции часто упоминалось название комби-купе) со следующими физическими параметрами:
✅ длина – 4,74 м
✅ ширина – 1,69 м
✅ высота – 1,4 м
Он обладал простыми линиями, которые прерывались лишь массивными черными бамперами. Пятидверная версия имела типичные окна в задних стойках кузова. Особую популярность получила модификация с открытым салоном.
Как и с каким успехом создавался Saab 900 кабриолет
Идея выпуска автомобилей в таком исполнении возникла у руководителя представительства Saab в США Роберта Синклера. Он же обеспечил и производство первого заокеанского прототипа. Второй создавался в финском филиале Saab (Valmet).
Массивные пластиковые бамперы – отличительная черта модели. Фото автора
Это создало здоровую конкуренцию, в которой разбиралась авторитетная комиссия. В прямом противостоянии победа оказалась на стороне американской версии. Больше всего перевешивало наличие безупречной функции опускания крыши.
Впервые прототип кабриолета Saab 900 представили в рамках Женевского автосалона 1983 года. Правда, первая серия из 400 единиц появилась лишь по прошествии трех лет.
Такая техника всегда относилась к элитному классу, поэтому имела более высокую стоимость. То же можно сказать и об открытой версии Saab 900. Несмотря на приличную цену, автомобиль отлично продавался в США. Поэтому первая серия быстро закончилась и наступил период ожидания дальнейшего производства, растянувшийся на пару лет. Вот основные изменения в конструкции:
✅ кузов основан на версии Combi-Coupe
✅ длина выросла до 4,95 м
✅ снаряженная масса – до 1,34 т
Текстильную трехслойную крышу с электроприводом разместили за задними сиденьями в сложенном состоянии. Все сделали так, чтобы она не выходила за боковую линию автомобиля. Приподнятую корму дополнили задней кромкой, улучшившей аэродинамические показатели.
Передние сиденья в 2-дверном салоне были сдвижными. Фото автора
Складывающиеся и сдвигающиеся передние сиденья облегчали доступ к заднему ряду. Все они компоновались подголовниками и самонаматывающимися ремнями безопасности. В общем, все было выполнено в лучшем виде и на высшем уровне.
Дальнейшие доработки конструкции
На следующий год после начала выпуска у базового автомобиля появились двойные задние фонари. Они еще больше разнят его с предшественником. Происходят и другие важные изменения, в том числе:
✅ регулируемые по вертикали подголовники
✅ пятиступенчатая механическая коробка передач
✅ модификация в виде четырехдверного седана
Позже запаску перенесли под пол багажника и видоизменили мосты. Спереди теперь имелись двойные поперечные рычаги, а сзади – жесткий сайдинг с поперечной тягой Панара. А за доплату можно было получить электрические стеклоподъемники. Все версии Turbo компоновались передним резиновым спойлером.
Более интересно, что с 1982 года автомобиль оснащался системой APC (Automatic Performance Control). Это клапан, который мог регулировать давление турбонаддува, доводя двигатель до предела детонации. Так достигалась возможность использования бензина с разными октановыми числами. С 1986-го появился новый 16-клапанный двигатель В202. Это принесло улучшенные показатели:
✅ мощность выросла до 175 л. с
✅ максимальная скорость – до 210 км/ч (у Saab 900 Turbo 16 Aero)
✅ разгон до 100 км/ч – за 8,7 секунды (у Turbo 16 Aero)
Еще через год модель получила новые: наклонную решетку радиатора, основные фары и интегрированные боковые бамперы. Все это коснулось и модификации в кузове кабриолет. Позже «копилка» пополнилась преднатяжителями ремней безопасности и управляемым катализатором выхлопных газов.
Saab 900 имел простые, но не лишенные шика задние фонари. Фото автора
В сентябре 1993 года история первого поколения у Saab 900 (Classic) подошла к своему концу. За 15 лет было выпущено 908 тысяч единиц техники, из которой 50 000 – в кузове кабриолет. Дальше компания перешла к производству автомобилей второго поколения. Кстати, образец, фото которого сопровождают данный материал, хозяин выставил на продажу за смешную цену – 2 тысячи евро (211 тысяч рублей).
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....