
Falcon 9: эпопея успеха продолжается
Предыдущий рекорд – 23 использования многоразовой первой ступени тоже принадлежит Falcon 9. Четвертого декабря этого года ракета-носитель стартовала с мыса Канаверал для доставки спутника SXM-9 на орбиту. Уже через 8,5 минут после пуска первая ступень РН успешно села на плавучую платформу.
Не исключено, что это еще не последнее использование блока. Ранее три другие первые ступени возвращались обратно по 23 раза и вот теперь одна из них опередила «соперниц».
При разработке программы предполагалось, что возвращаемые ступени будут использоваться не более 10 раз. Однако мы видим: цифра оказалась заниженной. После каждого старта блок тщательно исследуется, если нужно, часть деталей, узлов заменяется. При этом разрыв между возвращением блока и новым его стартом постоянно сокращается. Сегодня он составляет несколько недель.
С пуском 4 декабря связаны и другие «юбилеи». Это сотое успешное возвращение ускорителя на плавучую беспилотную платформу Just Read the Instructions и 380-я посадка за время использования Falcone 9. Однако, продвижение к столь впечатляющим результатам было непростым.
О создании многоразовой ракеты-носителя Илон Маск заявил комитету сената по транспорту и науке весной 2004 года. Суть его доклада была в том, как выводить спутники на орбиту с меньшими расходами. Официально «Фалькон 9» был представлен в сентябре 2005-го. Тогда Маск озвучил стоимость пуска: 27 млн долларов за вывод в космос 9,5 т полезного груза. Испытания Falcon начались в январе 2008 года. Предстояло проверить все девять двигателей. Кстати, это число используется в названии ракеты-носителя.
Огневые испытания Falcon 9 на земле в 2009-м. Фото: youtube.com
Тестирование завершили 22.11.2008: все агрегаты проработали, по тогдашним расчетам, 178 секунд – время, соответствующее длительности полета. Первый старт ракеты запланировали на конец 2008-го, но мероприятие постоянно откладывалось.
Первый пуск Falcon 9 и вывод на орбиту корабля Dragon в 2012 году. Фото: youtube.com
Запуск «Фалькон 9» и первое успешное возвращение ускорительной ступени обратно на землю (тот же мыс Канаверал) произошло только 22.12.2015 года. Тогда на орбиту были выведены 11 спутников.
Посадка на плавающую платформу в апреле 2016-го. Фото: youtube.com
Через полгода ускоритель этой же РН сумел сесть на плавающую платформу, чего ранее в истории ракетостроения не было. А в конце марта 2017-го эта же ступень использовалась повторно и – снова успешная посадка на «баржу».
Сначала первая ступень до максимума разгоняет вторую, затем отключает свои двигатели и через 2,5 мин. отстыковывается на высоте 70 км. Время и потолок зависят от веса полезного груза и вида орбиты.
Разделение первой и второй ступеней. Фото: youtube.com
Последняя может быть ниже или выше (околоземная, геопереходная и т. д.). Затем первая ступень делает маневр, чтобы не попасть под выхлопы уходящего в космос блока, и разворачивается. Для этого аппарату приходится делать сложную «петлю», высота которой может достигать 200 км.
Возвращение на землю. Фото: youtube.com
Затем, спустившись до 70 км, ступень запускает двигатели торможения. Время их работы составляет от 15 до 30 секунд. Одновременно включается система рулей, направляющая блок в нужное место. Снизившись до 40 км, аппарат отключает двигатели. За полминуты до приземления активируется центральный силовой агрегат, обеспечивающий мягкую посадку.
Экономическая отдача от использования многоразовой первой ступени очевидна. И это, несмотря на то, что масса полезной нагрузки на «шаттле» уменьшается на 30-40%. Подобный «недостаток» связан с необходимостью сохранения запаса топлива для работы двигателей торможения. В начале 2024 года пуск Falcon 9 с выводом космического аппарата (5,5 т) на орбиту стоил 69,75 млн долларов или 12 тыс. 680 «зеленых» за «кило».
Сколько раз еще используют эту ступень? Фото: youtube.com
Что касается «Роскосмоса», то цена старта РН «Протон М» в 2020-м обходилась коммерческому заказчику в 65 млн долларов. Но это было 4 года назад. Более свежих данных от РФ пока нет. Разумеется: цены будут расти и у Маска и у «Роскосмоса». А в этом месяце, с 12-го до 30 декабря, у SpaseX запланировано, как минимум, еще 6 пусков.
Не исключено, что это еще не последнее использование блока. Ранее три другие первые ступени возвращались обратно по 23 раза и вот теперь одна из них опередила «соперниц».
Особенности повторных пусков
При разработке программы предполагалось, что возвращаемые ступени будут использоваться не более 10 раз. Однако мы видим: цифра оказалась заниженной. После каждого старта блок тщательно исследуется, если нужно, часть деталей, узлов заменяется. При этом разрыв между возвращением блока и новым его стартом постоянно сокращается. Сегодня он составляет несколько недель.
С пуском 4 декабря связаны и другие «юбилеи». Это сотое успешное возвращение ускорителя на плавучую беспилотную платформу Just Read the Instructions и 380-я посадка за время использования Falcone 9. Однако, продвижение к столь впечатляющим результатам было непростым.
Коротко об история Falcon 9
О создании многоразовой ракеты-носителя Илон Маск заявил комитету сената по транспорту и науке весной 2004 года. Суть его доклада была в том, как выводить спутники на орбиту с меньшими расходами. Официально «Фалькон 9» был представлен в сентябре 2005-го. Тогда Маск озвучил стоимость пуска: 27 млн долларов за вывод в космос 9,5 т полезного груза. Испытания Falcon начались в январе 2008 года. Предстояло проверить все девять двигателей. Кстати, это число используется в названии ракеты-носителя.

Тестирование завершили 22.11.2008: все агрегаты проработали, по тогдашним расчетам, 178 секунд – время, соответствующее длительности полета. Первый старт ракеты запланировали на конец 2008-го, но мероприятие постоянно откладывалось.

Запуск «Фалькон 9» и первое успешное возвращение ускорительной ступени обратно на землю (тот же мыс Канаверал) произошло только 22.12.2015 года. Тогда на орбиту были выведены 11 спутников.

Через полгода ускоритель этой же РН сумел сесть на плавающую платформу, чего ранее в истории ракетостроения не было. А в конце марта 2017-го эта же ступень использовалась повторно и – снова успешная посадка на «баржу».
Как происходит возвращение
Сначала первая ступень до максимума разгоняет вторую, затем отключает свои двигатели и через 2,5 мин. отстыковывается на высоте 70 км. Время и потолок зависят от веса полезного груза и вида орбиты.

Последняя может быть ниже или выше (околоземная, геопереходная и т. д.). Затем первая ступень делает маневр, чтобы не попасть под выхлопы уходящего в космос блока, и разворачивается. Для этого аппарату приходится делать сложную «петлю», высота которой может достигать 200 км.

Затем, спустившись до 70 км, ступень запускает двигатели торможения. Время их работы составляет от 15 до 30 секунд. Одновременно включается система рулей, направляющая блок в нужное место. Снизившись до 40 км, аппарат отключает двигатели. За полминуты до приземления активируется центральный силовой агрегат, обеспечивающий мягкую посадку.
Перспективы для Falcon 9
Экономическая отдача от использования многоразовой первой ступени очевидна. И это, несмотря на то, что масса полезной нагрузки на «шаттле» уменьшается на 30-40%. Подобный «недостаток» связан с необходимостью сохранения запаса топлива для работы двигателей торможения. В начале 2024 года пуск Falcon 9 с выводом космического аппарата (5,5 т) на орбиту стоил 69,75 млн долларов или 12 тыс. 680 «зеленых» за «кило».

Что касается «Роскосмоса», то цена старта РН «Протон М» в 2020-м обходилась коммерческому заказчику в 65 млн долларов. Но это было 4 года назад. Более свежих данных от РФ пока нет. Разумеется: цены будут расти и у Маска и у «Роскосмоса». А в этом месяце, с 12-го до 30 декабря, у SpaseX запланировано, как минимум, еще 6 пусков.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....