ЗиЛ-4421СЕ: взлет и падение спортивной звезды завода
342

ЗиЛ-4421СЕ: взлет и падение спортивной звезды завода

У многих читателей автомобильные гонки ассоциируются с мощными болидами Formula I, совершающими головокружительные виражи, порой смертельные для их пилотов. Но не меньшей популярностью пользуются гонки грузовиков – точнее, седельных тягачей. Соревнования под названием FIA European Truck Racing Championship проводятся с 1985 года.


В СССР решили, что должны участвовать в престижных гонках. Для этого на ЗиЛе специально изготовили в 1989 году три грузовика под индексом 4421С. Официально они считались серийными машинами, но на деле их «допиливали» вручную.

О конструкции


Внешне автомобили выглядели, как их стандартные «собратья» ЗиЛ-4421 – обычные седельные тягачи. Изначально на спортивную версию устанавливали трансмиссию Eaton (на пять передач), задний мост Raba и двигатель КАМАЗ-740, развивавший 300 «лошадей».

ЗиЛ-4421СЕ: взлет и падение спортивной звезды заводаСерийные ЗиЛ-4421 встречаются и сегодня. Фото: youtube.com

Однако пробное выступление в сезоне 1990 года показало, что мощности явно не хватает. Поэтому решили поставить американские Cummins L10, выдававшие солидные 600 л. с.

«Камминз» ожиданий не оправдал. Фото: youtube.com

Позже произошла еще одна модернизация: к 1993 году гоночный ЗиЛ обзавелся более мощным, в 900 л. с., мотором Caterpillar 3176. Коробку тоже заменили на ZF 5HP-600.

«Экспорт» для Криса Ходжа


Речь идет об английском гонщике, которому чем-то понравился ЗиЛ. Его он и решил приобрести (сначала арендовал) у завода для участия в гонках. Руководство пошло навстречу и Ходжу продали одну из трех машин, правда, без силового агрегата и коробки. Британец поставил свой мотор и КПП Allison NT-754. А также задний мост Rockwell и передний Ford Cargo. В итоге от ЗиЛа осталась рама и кабина, хотя позже заменили и ее. Англичанин назвал модернизированный автомобиль «Никита» – разумеется, с ударением на последнем слоге.

Выводы и результаты для ЗиЛа


Сезоны 1991-92 годов не принесли побед нашим гонщикам. Готовясь к следующим соревнованиям, конструкторы серьезно доработали грузовик, как мы писали выше, поставили иной движок, который сдвинули назад, коробку. Выбрали другой задний мост – Rockwell S-160. А еще была заменена электроника на Lucas Electronics. Авто тщательно, до последнего болта, перебрали заново: даже присвоили дополнительную букву – теперь стал ЗиЛ-4421СЕ. И это принесло свои плоды.

Сезон 1993 года


За рулем сидел известный советский и российский гонщик А. Маркин. В итоге на соревнованиях команда заняла третье место в группе «А». такого успеха не ожидал никто: это все равно, что заштатный городской клуб внезапно победит в УЕФА. Однако, первые тревожные сигналы, связанные с отсутствием финансов у завода, начали проявляться уже тогда.

По оценкам экспертов, команда россиян могла бы претендовать на призовые места и в 1994-и и в 1995 году.

Например, в одном из состязаний авто Маркина не допустили ко второй гонки из-за стершихся покрышек: заменить их было нечем.

ЗиЛ-4421С на гонках 1991 года. Фото: youtube.com

После 1994 года российская команда больше не выступала: столичному предприятию не на что было ее содержать.

Как Ходж продолжил спортивное дело ЗиЛ


К сезону 1995 года англичанин провел реконструкцию: от московского грузовика осталась рама и (частично) панели кабины. Которая, кстати, неожиданно стала откидываться …назад. Достижениями Ходжа заинтересовалась компания Caterpillar, предоставившая гонщику деньги для участия в дальнейших соревнованиях.

ЗиЛ-4421С на гоночной трассе. Фото: youtube.com

За руль теперь сел финн Харри Луостаринен (сам Ходж сформировал целую команду и руководил ей). В 1996 году машину укомплектовали двигателем С12, развивавшим запредельные 1200 лошадиных сил. Кабину к этому времени заменили полностью, на более просторную модель Sisu SR340. И в 1997-м Луостаринен стал чемпионом гонки, обойдя таких именитых соперников, как Mercedes и Man.
А вы что скажете о гонках на ЗиЛ-4421С?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас