ЗиЛ-4421СЕ: взлет и падение спортивной звезды завода
У многих читателей автомобильные гонки ассоциируются с мощными болидами Formula I, совершающими головокружительные виражи, порой смертельные для их пилотов. Но не меньшей популярностью пользуются гонки грузовиков – точнее, седельных тягачей. Соревнования под названием FIA European Truck Racing Championship проводятся с 1985 года.
В СССР решили, что должны участвовать в престижных гонках. Для этого на ЗиЛе специально изготовили в 1989 году три грузовика под индексом 4421С. Официально они считались серийными машинами, но на деле их «допиливали» вручную.
Внешне автомобили выглядели, как их стандартные «собратья» ЗиЛ-4421 – обычные седельные тягачи. Изначально на спортивную версию устанавливали трансмиссию Eaton (на пять передач), задний мост Raba и двигатель КАМАЗ-740, развивавший 300 «лошадей».
Однако пробное выступление в сезоне 1990 года показало, что мощности явно не хватает. Поэтому решили поставить американские Cummins L10, выдававшие солидные 600 л. с.
Позже произошла еще одна модернизация: к 1993 году гоночный ЗиЛ обзавелся более мощным, в 900 л. с., мотором Caterpillar 3176. Коробку тоже заменили на ZF 5HP-600.
Речь идет об английском гонщике, которому чем-то понравился ЗиЛ. Его он и решил приобрести (сначала арендовал) у завода для участия в гонках. Руководство пошло навстречу и Ходжу продали одну из трех машин, правда, без силового агрегата и коробки. Британец поставил свой мотор и КПП Allison NT-754. А также задний мост Rockwell и передний Ford Cargo. В итоге от ЗиЛа осталась рама и кабина, хотя позже заменили и ее. Англичанин назвал модернизированный автомобиль «Никита» – разумеется, с ударением на последнем слоге.
Сезоны 1991-92 годов не принесли побед нашим гонщикам. Готовясь к следующим соревнованиям, конструкторы серьезно доработали грузовик, как мы писали выше, поставили иной движок, который сдвинули назад, коробку. Выбрали другой задний мост – Rockwell S-160. А еще была заменена электроника на Lucas Electronics. Авто тщательно, до последнего болта, перебрали заново: даже присвоили дополнительную букву – теперь стал ЗиЛ-4421СЕ. И это принесло свои плоды.
За рулем сидел известный советский и российский гонщик А. Маркин. В итоге на соревнованиях команда заняла третье место в группе «А». такого успеха не ожидал никто: это все равно, что заштатный городской клуб внезапно победит в УЕФА. Однако, первые тревожные сигналы, связанные с отсутствием финансов у завода, начали проявляться уже тогда.
Например, в одном из состязаний авто Маркина не допустили ко второй гонки из-за стершихся покрышек: заменить их было нечем.
После 1994 года российская команда больше не выступала: столичному предприятию не на что было ее содержать.
К сезону 1995 года англичанин провел реконструкцию: от московского грузовика осталась рама и (частично) панели кабины. Которая, кстати, неожиданно стала откидываться …назад. Достижениями Ходжа заинтересовалась компания Caterpillar, предоставившая гонщику деньги для участия в дальнейших соревнованиях.
За руль теперь сел финн Харри Луостаринен (сам Ходж сформировал целую команду и руководил ей). В 1996 году машину укомплектовали двигателем С12, развивавшим запредельные 1200 лошадиных сил. Кабину к этому времени заменили полностью, на более просторную модель Sisu SR340. И в 1997-м Луостаринен стал чемпионом гонки, обойдя таких именитых соперников, как Mercedes и Man.
В СССР решили, что должны участвовать в престижных гонках. Для этого на ЗиЛе специально изготовили в 1989 году три грузовика под индексом 4421С. Официально они считались серийными машинами, но на деле их «допиливали» вручную.
О конструкции
Внешне автомобили выглядели, как их стандартные «собратья» ЗиЛ-4421 – обычные седельные тягачи. Изначально на спортивную версию устанавливали трансмиссию Eaton (на пять передач), задний мост Raba и двигатель КАМАЗ-740, развивавший 300 «лошадей».
Серийные ЗиЛ-4421 встречаются и сегодня. Фото: youtube.com
Однако пробное выступление в сезоне 1990 года показало, что мощности явно не хватает. Поэтому решили поставить американские Cummins L10, выдававшие солидные 600 л. с.
«Камминз» ожиданий не оправдал. Фото: youtube.com
Позже произошла еще одна модернизация: к 1993 году гоночный ЗиЛ обзавелся более мощным, в 900 л. с., мотором Caterpillar 3176. Коробку тоже заменили на ZF 5HP-600.
«Экспорт» для Криса Ходжа
Речь идет об английском гонщике, которому чем-то понравился ЗиЛ. Его он и решил приобрести (сначала арендовал) у завода для участия в гонках. Руководство пошло навстречу и Ходжу продали одну из трех машин, правда, без силового агрегата и коробки. Британец поставил свой мотор и КПП Allison NT-754. А также задний мост Rockwell и передний Ford Cargo. В итоге от ЗиЛа осталась рама и кабина, хотя позже заменили и ее. Англичанин назвал модернизированный автомобиль «Никита» – разумеется, с ударением на последнем слоге.
Выводы и результаты для ЗиЛа
Сезоны 1991-92 годов не принесли побед нашим гонщикам. Готовясь к следующим соревнованиям, конструкторы серьезно доработали грузовик, как мы писали выше, поставили иной движок, который сдвинули назад, коробку. Выбрали другой задний мост – Rockwell S-160. А еще была заменена электроника на Lucas Electronics. Авто тщательно, до последнего болта, перебрали заново: даже присвоили дополнительную букву – теперь стал ЗиЛ-4421СЕ. И это принесло свои плоды.
Сезон 1993 года
За рулем сидел известный советский и российский гонщик А. Маркин. В итоге на соревнованиях команда заняла третье место в группе «А». такого успеха не ожидал никто: это все равно, что заштатный городской клуб внезапно победит в УЕФА. Однако, первые тревожные сигналы, связанные с отсутствием финансов у завода, начали проявляться уже тогда.
По оценкам экспертов, команда россиян могла бы претендовать на призовые места и в 1994-и и в 1995 году.
Например, в одном из состязаний авто Маркина не допустили ко второй гонки из-за стершихся покрышек: заменить их было нечем.
ЗиЛ-4421С на гонках 1991 года. Фото: youtube.com
После 1994 года российская команда больше не выступала: столичному предприятию не на что было ее содержать.
Как Ходж продолжил спортивное дело ЗиЛ
К сезону 1995 года англичанин провел реконструкцию: от московского грузовика осталась рама и (частично) панели кабины. Которая, кстати, неожиданно стала откидываться …назад. Достижениями Ходжа заинтересовалась компания Caterpillar, предоставившая гонщику деньги для участия в дальнейших соревнованиях.
ЗиЛ-4421С на гоночной трассе. Фото: youtube.com
За руль теперь сел финн Харри Луостаринен (сам Ходж сформировал целую команду и руководил ей). В 1996 году машину укомплектовали двигателем С12, развивавшим запредельные 1200 лошадиных сил. Кабину к этому времени заменили полностью, на более просторную модель Sisu SR340. И в 1997-м Луостаринен стал чемпионом гонки, обойдя таких именитых соперников, как Mercedes и Man.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...