
ЗиЛ-4421СЕ: взлет и падение спортивной звезды завода
У многих читателей автомобильные гонки ассоциируются с мощными болидами Formula I, совершающими головокружительные виражи, порой смертельные для их пилотов. Но не меньшей популярностью пользуются гонки грузовиков – точнее, седельных тягачей. Соревнования под названием FIA European Truck Racing Championship проводятся с 1985 года.
В СССР решили, что должны участвовать в престижных гонках. Для этого на ЗиЛе специально изготовили в 1989 году три грузовика под индексом 4421С. Официально они считались серийными машинами, но на деле их «допиливали» вручную.
Внешне автомобили выглядели, как их стандартные «собратья» ЗиЛ-4421 – обычные седельные тягачи. Изначально на спортивную версию устанавливали трансмиссию Eaton (на пять передач), задний мост Raba и двигатель КАМАЗ-740, развивавший 300 «лошадей».
Серийные ЗиЛ-4421 встречаются и сегодня. Фото: youtube.com
Однако пробное выступление в сезоне 1990 года показало, что мощности явно не хватает. Поэтому решили поставить американские Cummins L10, выдававшие солидные 600 л. с.
«Камминз» ожиданий не оправдал. Фото: youtube.com
Позже произошла еще одна модернизация: к 1993 году гоночный ЗиЛ обзавелся более мощным, в 900 л. с., мотором Caterpillar 3176. Коробку тоже заменили на ZF 5HP-600.
Речь идет об английском гонщике, которому чем-то понравился ЗиЛ. Его он и решил приобрести (сначала арендовал) у завода для участия в гонках. Руководство пошло навстречу и Ходжу продали одну из трех машин, правда, без силового агрегата и коробки. Британец поставил свой мотор и КПП Allison NT-754. А также задний мост Rockwell и передний Ford Cargo. В итоге от ЗиЛа осталась рама и кабина, хотя позже заменили и ее. Англичанин назвал модернизированный автомобиль «Никита» – разумеется, с ударением на последнем слоге.
Сезоны 1991-92 годов не принесли побед нашим гонщикам. Готовясь к следующим соревнованиям, конструкторы серьезно доработали грузовик, как мы писали выше, поставили иной движок, который сдвинули назад, коробку. Выбрали другой задний мост – Rockwell S-160. А еще была заменена электроника на Lucas Electronics. Авто тщательно, до последнего болта, перебрали заново: даже присвоили дополнительную букву – теперь стал ЗиЛ-4421СЕ. И это принесло свои плоды.
За рулем сидел известный советский и российский гонщик А. Маркин. В итоге на соревнованиях команда заняла третье место в группе «А». такого успеха не ожидал никто: это все равно, что заштатный городской клуб внезапно победит в УЕФА. Однако, первые тревожные сигналы, связанные с отсутствием финансов у завода, начали проявляться уже тогда.
Например, в одном из состязаний авто Маркина не допустили ко второй гонки из-за стершихся покрышек: заменить их было нечем.
ЗиЛ-4421С на гонках 1991 года. Фото: youtube.com
После 1994 года российская команда больше не выступала: столичному предприятию не на что было ее содержать.
К сезону 1995 года англичанин провел реконструкцию: от московского грузовика осталась рама и (частично) панели кабины. Которая, кстати, неожиданно стала откидываться …назад. Достижениями Ходжа заинтересовалась компания Caterpillar, предоставившая гонщику деньги для участия в дальнейших соревнованиях.
ЗиЛ-4421С на гоночной трассе. Фото: youtube.com
За руль теперь сел финн Харри Луостаринен (сам Ходж сформировал целую команду и руководил ей). В 1996 году машину укомплектовали двигателем С12, развивавшим запредельные 1200 лошадиных сил. Кабину к этому времени заменили полностью, на более просторную модель Sisu SR340. И в 1997-м Луостаринен стал чемпионом гонки, обойдя таких именитых соперников, как Mercedes и Man.
В СССР решили, что должны участвовать в престижных гонках. Для этого на ЗиЛе специально изготовили в 1989 году три грузовика под индексом 4421С. Официально они считались серийными машинами, но на деле их «допиливали» вручную.
О конструкции
Внешне автомобили выглядели, как их стандартные «собратья» ЗиЛ-4421 – обычные седельные тягачи. Изначально на спортивную версию устанавливали трансмиссию Eaton (на пять передач), задний мост Raba и двигатель КАМАЗ-740, развивавший 300 «лошадей».

Однако пробное выступление в сезоне 1990 года показало, что мощности явно не хватает. Поэтому решили поставить американские Cummins L10, выдававшие солидные 600 л. с.

Позже произошла еще одна модернизация: к 1993 году гоночный ЗиЛ обзавелся более мощным, в 900 л. с., мотором Caterpillar 3176. Коробку тоже заменили на ZF 5HP-600.
«Экспорт» для Криса Ходжа
Речь идет об английском гонщике, которому чем-то понравился ЗиЛ. Его он и решил приобрести (сначала арендовал) у завода для участия в гонках. Руководство пошло навстречу и Ходжу продали одну из трех машин, правда, без силового агрегата и коробки. Британец поставил свой мотор и КПП Allison NT-754. А также задний мост Rockwell и передний Ford Cargo. В итоге от ЗиЛа осталась рама и кабина, хотя позже заменили и ее. Англичанин назвал модернизированный автомобиль «Никита» – разумеется, с ударением на последнем слоге.
Выводы и результаты для ЗиЛа
Сезоны 1991-92 годов не принесли побед нашим гонщикам. Готовясь к следующим соревнованиям, конструкторы серьезно доработали грузовик, как мы писали выше, поставили иной движок, который сдвинули назад, коробку. Выбрали другой задний мост – Rockwell S-160. А еще была заменена электроника на Lucas Electronics. Авто тщательно, до последнего болта, перебрали заново: даже присвоили дополнительную букву – теперь стал ЗиЛ-4421СЕ. И это принесло свои плоды.
Сезон 1993 года
За рулем сидел известный советский и российский гонщик А. Маркин. В итоге на соревнованиях команда заняла третье место в группе «А». такого успеха не ожидал никто: это все равно, что заштатный городской клуб внезапно победит в УЕФА. Однако, первые тревожные сигналы, связанные с отсутствием финансов у завода, начали проявляться уже тогда.
По оценкам экспертов, команда россиян могла бы претендовать на призовые места и в 1994-и и в 1995 году.
Например, в одном из состязаний авто Маркина не допустили ко второй гонки из-за стершихся покрышек: заменить их было нечем.

После 1994 года российская команда больше не выступала: столичному предприятию не на что было ее содержать.
Как Ходж продолжил спортивное дело ЗиЛ
К сезону 1995 года англичанин провел реконструкцию: от московского грузовика осталась рама и (частично) панели кабины. Которая, кстати, неожиданно стала откидываться …назад. Достижениями Ходжа заинтересовалась компания Caterpillar, предоставившая гонщику деньги для участия в дальнейших соревнованиях.

За руль теперь сел финн Харри Луостаринен (сам Ходж сформировал целую команду и руководил ей). В 1996 году машину укомплектовали двигателем С12, развивавшим запредельные 1200 лошадиных сил. Кабину к этому времени заменили полностью, на более просторную модель Sisu SR340. И в 1997-м Луостаринен стал чемпионом гонки, обойдя таких именитых соперников, как Mercedes и Man.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....