Anderson Greenwood AG-14 – «редкая птица» из 50-х
Последнее слово в науке и технике никогда не будет сказано. Как не переведутся горячие головы и беспокойные умы, которые не желают ходить проторенными дорожками.
Этим изобретательский зуд покоя не дает. За примером далеко ходить не нужно.
Предпринимателей звали Бен Андерсон, Марвин Гринвуд и Ломис Слотер. Последний не засветил свое имя на модели. Из маркетинговых соображений или, возможно, поскромничал. Как бы там ни было, двухместный моноплан несет на борту фамилии Андерсона и Гринвуда.
Машину с индексом AG-14 инженеры придумали еще до Второй мировой. Но из-за дефицита в военное время стратегических материалов (сталь, резина, алюминий) отложили проект до лучших времен. А пока все трое работали в «Боинге», совершенствуя знания и навыки.
Когда мир отпраздновал победу над фашизмом, друзья вернулись к детищу. Небезосновательно ожидали резкий всплеск потребности в частных, персональных самолетах. Да и спортивная авиация набирала обороты. Построили в аэропорту Хьюстона то, что задумали. В 1947 году аппарат подняли в небо.
Проверенное, надежное – не для наших парней. В строительстве воздушного судна пошли не то, чтобы экспериментальным путем. Но применили нетрадиционный дизайн и компоновку. Сделали необычной саму конфигурацию самолета.
Рисковали. Ведь в таких случаях ярко высвечиваются, становятся экстремальными сильные и слабые стороны конструкции. В основу летательного аппарата положили трехопорное неубиремое шасси. Это привычно для планера. А далее в ход пустили авторские оригинальные идеи.
В обычном самолете этого класса пропеллер располагается в носовой части перед кабиной. Винт как бы тянет высокоплан за собой. В модели AG-14 авиаторы применили технологию толкающего винта. То есть поместили пропеллер (толкатель) за кабиной.
Отличное решение с точки зрения безопасности на земле: никто не попадет под раскрученные лопасти. Тем более, винт защищен с боков двумя балками, а сзади – хвостовым оперением. Но может ли пилот, у которого вращающийся элемент в «слепой» зоне, быть уверенным, что там никого нет?.. По этой причине эксперты подвергли скепсису безопасность подобной компоновки.
Непривычным было и размещение фиксированного крыла позади легкой остекленной кабины. Доступ в салон – как в автомобиле, через двери с двух сторон. Удобный вариант теперь практикуют часто: мы недавно рассматривали его в материале про кизлярский лайнер «Альфа-КМ».
Но вернемся к «АГ-14». Другие конструктивные особенности:
✅ Двухпозиционные закрылки управляются механическим рычагом, размещенным на полу между сиденьями
✅ Стартер двигателя срабатывает от ножной педали
✅ Носовое колесо соединено со штурвалом и подчиняется его манипуляциям
Толкатель (винт) активируется двигателем Continental C-90, отдающим 90 л. с. Моноплан весом порядка 1000 фунтов развивает крейсерскую скорость 180 км/ч. Одной заправки бака хватает на 4-часовой полет.
Аэродинамические испытания в трубе показали хорошие результаты. Крыло с 7-градусным двухгранным углом для лучшей курсовой устойчивости оптимально разделяет воздушный поток между крылом и корпусом.
Соотношение веса по сторонам – 9,6:1. Высокий показатель для планера. Четырехдюймовый удлинитель вала винта позволяет устанавливать мотор ближе к центру тяжести (ЦТ). Движение вверх руля высоты ограничено, чтобы усилить сопротивление сваливанию и штопору самолета.
Плюсом к перечисленному идет практически неограниченный обзор из кабины: спереди нет винта и капота, с боков не мешают крылья. Но у самолета были и большие минусы. Прежде всего, вес, который увеличивался из-за сложности двухбалочной хвостовой части.
Вторая инженерная проблема – балансировка. Традиционно в самолетах места с переменным весом (пассажирский салон, топливные баки) размещают ближе к ЦТ. Здесь же кабина выдвинута далеко вперед.
Это обстоятельство придало нежелательные характеристики самолету: усилием одного человека можно приподнять нос и завалить машину на хвост. А при разбеге переднее колесо даже на низких скоростях приподнимается над взлетной полосой, усложняя рулежку.
Бизнесмены с трудом прошли сертификацию воздушного судна. Построили 5 единиц Anderson Greenwood AG-14. Потом началась Корейская война с нехваткой тех же стратегических материалов. Дело заглохло. В 60-х дважды находились инвесторы, готовые продолжить производство самолетов. Не вышло.
Один экземпляр, сохранившийся до наших дней, восстановили энтузиасты из Ошкоша, Аризона. Теперь все призы на авиашоу достаются «редкой птице» из 50-х. Кстати, о цене: она была эквивалентной стоимости нового «Кадиллака» – 4200 долларов.
Этим изобретательский зуд покоя не дает. За примером далеко ходить не нужно.
Техасская тройка
Предпринимателей звали Бен Андерсон, Марвин Гринвуд и Ломис Слотер. Последний не засветил свое имя на модели. Из маркетинговых соображений или, возможно, поскромничал. Как бы там ни было, двухместный моноплан несет на борту фамилии Андерсона и Гринвуда.
Anderson Greenwood AG-14 в музее редких и уникальных самолетов. Фото: YouTube.com
Машину с индексом AG-14 инженеры придумали еще до Второй мировой. Но из-за дефицита в военное время стратегических материалов (сталь, резина, алюминий) отложили проект до лучших времен. А пока все трое работали в «Боинге», совершенствуя знания и навыки.
Когда мир отпраздновал победу над фашизмом, друзья вернулись к детищу. Небезосновательно ожидали резкий всплеск потребности в частных, персональных самолетах. Да и спортивная авиация набирала обороты. Построили в аэропорту Хьюстона то, что задумали. В 1947 году аппарат подняли в небо.
Anderson Greenwood AG-14: особенности конструкции
Проверенное, надежное – не для наших парней. В строительстве воздушного судна пошли не то, чтобы экспериментальным путем. Но применили нетрадиционный дизайн и компоновку. Сделали необычной саму конфигурацию самолета.
Тяжелое хвостовое оперение Anderson Greenwood AG-14. Фото: YouTube.com
Рисковали. Ведь в таких случаях ярко высвечиваются, становятся экстремальными сильные и слабые стороны конструкции. В основу летательного аппарата положили трехопорное неубиремое шасси. Это привычно для планера. А далее в ход пустили авторские оригинальные идеи.
В обычном самолете этого класса пропеллер располагается в носовой части перед кабиной. Винт как бы тянет высокоплан за собой. В модели AG-14 авиаторы применили технологию толкающего винта. То есть поместили пропеллер (толкатель) за кабиной.
Винт-толкатель за кабиной моноплана. Фото: YouTube.com
Отличное решение с точки зрения безопасности на земле: никто не попадет под раскрученные лопасти. Тем более, винт защищен с боков двумя балками, а сзади – хвостовым оперением. Но может ли пилот, у которого вращающийся элемент в «слепой» зоне, быть уверенным, что там никого нет?.. По этой причине эксперты подвергли скепсису безопасность подобной компоновки.
Прочие «отступления от правил»
Непривычным было и размещение фиксированного крыла позади легкой остекленной кабины. Доступ в салон – как в автомобиле, через двери с двух сторон. Удобный вариант теперь практикуют часто: мы недавно рассматривали его в материале про кизлярский лайнер «Альфа-КМ».
Посадка в Anderson Greenwood AG-14 возможна с обеих сторон. Фото: YouTube.com
Но вернемся к «АГ-14». Другие конструктивные особенности:
✅ Двухпозиционные закрылки управляются механическим рычагом, размещенным на полу между сиденьями
✅ Стартер двигателя срабатывает от ножной педали
✅ Носовое колесо соединено со штурвалом и подчиняется его манипуляциям
Толкатель (винт) активируется двигателем Continental C-90, отдающим 90 л. с. Моноплан весом порядка 1000 фунтов развивает крейсерскую скорость 180 км/ч. Одной заправки бака хватает на 4-часовой полет.
Преимущества и недостатки модели
Аэродинамические испытания в трубе показали хорошие результаты. Крыло с 7-градусным двухгранным углом для лучшей курсовой устойчивости оптимально разделяет воздушный поток между крылом и корпусом.
Anderson Greenwood AG-14 в полете. Фото: YouTube.com
Соотношение веса по сторонам – 9,6:1. Высокий показатель для планера. Четырехдюймовый удлинитель вала винта позволяет устанавливать мотор ближе к центру тяжести (ЦТ). Движение вверх руля высоты ограничено, чтобы усилить сопротивление сваливанию и штопору самолета.
Плюсом к перечисленному идет практически неограниченный обзор из кабины: спереди нет винта и капота, с боков не мешают крылья. Но у самолета были и большие минусы. Прежде всего, вес, который увеличивался из-за сложности двухбалочной хвостовой части.
Мотор самолета «Андерсен Гринвуд АГ-14». Фото: YouTube.com
Вторая инженерная проблема – балансировка. Традиционно в самолетах места с переменным весом (пассажирский салон, топливные баки) размещают ближе к ЦТ. Здесь же кабина выдвинута далеко вперед.
Это обстоятельство придало нежелательные характеристики самолету: усилием одного человека можно приподнять нос и завалить машину на хвост. А при разбеге переднее колесо даже на низких скоростях приподнимается над взлетной полосой, усложняя рулежку.
Один человек может завалить самолет назад. Фото: YouTube.com
Бизнесмены с трудом прошли сертификацию воздушного судна. Построили 5 единиц Anderson Greenwood AG-14. Потом началась Корейская война с нехваткой тех же стратегических материалов. Дело заглохло. В 60-х дважды находились инвесторы, готовые продолжить производство самолетов. Не вышло.
Один экземпляр, сохранившийся до наших дней, восстановили энтузиасты из Ошкоша, Аризона. Теперь все призы на авиашоу достаются «редкой птице» из 50-х. Кстати, о цене: она была эквивалентной стоимости нового «Кадиллака» – 4200 долларов.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...