Anderson Greenwood AG-14 – «редкая птица» из 50-х
Последнее слово в науке и технике никогда не будет сказано. Как не переведутся горячие головы и беспокойные умы, которые не желают ходить проторенными дорожками.
Этим изобретательский зуд покоя не дает. За примером далеко ходить не нужно.
Предпринимателей звали Бен Андерсон, Марвин Гринвуд и Ломис Слотер. Последний не засветил свое имя на модели. Из маркетинговых соображений или, возможно, поскромничал. Как бы там ни было, двухместный моноплан несет на борту фамилии Андерсона и Гринвуда.
Машину с индексом AG-14 инженеры придумали еще до Второй мировой. Но из-за дефицита в военное время стратегических материалов (сталь, резина, алюминий) отложили проект до лучших времен. А пока все трое работали в «Боинге», совершенствуя знания и навыки.
Когда мир отпраздновал победу над фашизмом, друзья вернулись к детищу. Небезосновательно ожидали резкий всплеск потребности в частных, персональных самолетах. Да и спортивная авиация набирала обороты. Построили в аэропорту Хьюстона то, что задумали. В 1947 году аппарат подняли в небо.
Проверенное, надежное – не для наших парней. В строительстве воздушного судна пошли не то, чтобы экспериментальным путем. Но применили нетрадиционный дизайн и компоновку. Сделали необычной саму конфигурацию самолета.
Рисковали. Ведь в таких случаях ярко высвечиваются, становятся экстремальными сильные и слабые стороны конструкции. В основу летательного аппарата положили трехопорное неубиремое шасси. Это привычно для планера. А далее в ход пустили авторские оригинальные идеи.
В обычном самолете этого класса пропеллер располагается в носовой части перед кабиной. Винт как бы тянет высокоплан за собой. В модели AG-14 авиаторы применили технологию толкающего винта. То есть поместили пропеллер (толкатель) за кабиной.
Отличное решение с точки зрения безопасности на земле: никто не попадет под раскрученные лопасти. Тем более, винт защищен с боков двумя балками, а сзади – хвостовым оперением. Но может ли пилот, у которого вращающийся элемент в «слепой» зоне, быть уверенным, что там никого нет?.. По этой причине эксперты подвергли скепсису безопасность подобной компоновки.
Непривычным было и размещение фиксированного крыла позади легкой остекленной кабины. Доступ в салон – как в автомобиле, через двери с двух сторон. Удобный вариант теперь практикуют часто: мы недавно рассматривали его в материале про кизлярский лайнер «Альфа-КМ».
Но вернемся к «АГ-14». Другие конструктивные особенности:
✅ Двухпозиционные закрылки управляются механическим рычагом, размещенным на полу между сиденьями
✅ Стартер двигателя срабатывает от ножной педали
✅ Носовое колесо соединено со штурвалом и подчиняется его манипуляциям
Толкатель (винт) активируется двигателем Continental C-90, отдающим 90 л. с. Моноплан весом порядка 1000 фунтов развивает крейсерскую скорость 180 км/ч. Одной заправки бака хватает на 4-часовой полет.
Аэродинамические испытания в трубе показали хорошие результаты. Крыло с 7-градусным двухгранным углом для лучшей курсовой устойчивости оптимально разделяет воздушный поток между крылом и корпусом.
Соотношение веса по сторонам – 9,6:1. Высокий показатель для планера. Четырехдюймовый удлинитель вала винта позволяет устанавливать мотор ближе к центру тяжести (ЦТ). Движение вверх руля высоты ограничено, чтобы усилить сопротивление сваливанию и штопору самолета.
Плюсом к перечисленному идет практически неограниченный обзор из кабины: спереди нет винта и капота, с боков не мешают крылья. Но у самолета были и большие минусы. Прежде всего, вес, который увеличивался из-за сложности двухбалочной хвостовой части.
Вторая инженерная проблема – балансировка. Традиционно в самолетах места с переменным весом (пассажирский салон, топливные баки) размещают ближе к ЦТ. Здесь же кабина выдвинута далеко вперед.
Это обстоятельство придало нежелательные характеристики самолету: усилием одного человека можно приподнять нос и завалить машину на хвост. А при разбеге переднее колесо даже на низких скоростях приподнимается над взлетной полосой, усложняя рулежку.
Бизнесмены с трудом прошли сертификацию воздушного судна. Построили 5 единиц Anderson Greenwood AG-14. Потом началась Корейская война с нехваткой тех же стратегических материалов. Дело заглохло. В 60-х дважды находились инвесторы, готовые продолжить производство самолетов. Не вышло.
Один экземпляр, сохранившийся до наших дней, восстановили энтузиасты из Ошкоша, Аризона. Теперь все призы на авиашоу достаются «редкой птице» из 50-х. Кстати, о цене: она была эквивалентной стоимости нового «Кадиллака» – 4200 долларов.
Этим изобретательский зуд покоя не дает. За примером далеко ходить не нужно.
Техасская тройка
Предпринимателей звали Бен Андерсон, Марвин Гринвуд и Ломис Слотер. Последний не засветил свое имя на модели. Из маркетинговых соображений или, возможно, поскромничал. Как бы там ни было, двухместный моноплан несет на борту фамилии Андерсона и Гринвуда.
Anderson Greenwood AG-14 в музее редких и уникальных самолетов. Фото: YouTube.com
Машину с индексом AG-14 инженеры придумали еще до Второй мировой. Но из-за дефицита в военное время стратегических материалов (сталь, резина, алюминий) отложили проект до лучших времен. А пока все трое работали в «Боинге», совершенствуя знания и навыки.
Когда мир отпраздновал победу над фашизмом, друзья вернулись к детищу. Небезосновательно ожидали резкий всплеск потребности в частных, персональных самолетах. Да и спортивная авиация набирала обороты. Построили в аэропорту Хьюстона то, что задумали. В 1947 году аппарат подняли в небо.
Anderson Greenwood AG-14: особенности конструкции
Проверенное, надежное – не для наших парней. В строительстве воздушного судна пошли не то, чтобы экспериментальным путем. Но применили нетрадиционный дизайн и компоновку. Сделали необычной саму конфигурацию самолета.
Тяжелое хвостовое оперение Anderson Greenwood AG-14. Фото: YouTube.com
Рисковали. Ведь в таких случаях ярко высвечиваются, становятся экстремальными сильные и слабые стороны конструкции. В основу летательного аппарата положили трехопорное неубиремое шасси. Это привычно для планера. А далее в ход пустили авторские оригинальные идеи.
В обычном самолете этого класса пропеллер располагается в носовой части перед кабиной. Винт как бы тянет высокоплан за собой. В модели AG-14 авиаторы применили технологию толкающего винта. То есть поместили пропеллер (толкатель) за кабиной.
Винт-толкатель за кабиной моноплана. Фото: YouTube.com
Отличное решение с точки зрения безопасности на земле: никто не попадет под раскрученные лопасти. Тем более, винт защищен с боков двумя балками, а сзади – хвостовым оперением. Но может ли пилот, у которого вращающийся элемент в «слепой» зоне, быть уверенным, что там никого нет?.. По этой причине эксперты подвергли скепсису безопасность подобной компоновки.
Прочие «отступления от правил»
Непривычным было и размещение фиксированного крыла позади легкой остекленной кабины. Доступ в салон – как в автомобиле, через двери с двух сторон. Удобный вариант теперь практикуют часто: мы недавно рассматривали его в материале про кизлярский лайнер «Альфа-КМ».
Посадка в Anderson Greenwood AG-14 возможна с обеих сторон. Фото: YouTube.com
Но вернемся к «АГ-14». Другие конструктивные особенности:
✅ Двухпозиционные закрылки управляются механическим рычагом, размещенным на полу между сиденьями
✅ Стартер двигателя срабатывает от ножной педали
✅ Носовое колесо соединено со штурвалом и подчиняется его манипуляциям
Толкатель (винт) активируется двигателем Continental C-90, отдающим 90 л. с. Моноплан весом порядка 1000 фунтов развивает крейсерскую скорость 180 км/ч. Одной заправки бака хватает на 4-часовой полет.
Преимущества и недостатки модели
Аэродинамические испытания в трубе показали хорошие результаты. Крыло с 7-градусным двухгранным углом для лучшей курсовой устойчивости оптимально разделяет воздушный поток между крылом и корпусом.
Anderson Greenwood AG-14 в полете. Фото: YouTube.com
Соотношение веса по сторонам – 9,6:1. Высокий показатель для планера. Четырехдюймовый удлинитель вала винта позволяет устанавливать мотор ближе к центру тяжести (ЦТ). Движение вверх руля высоты ограничено, чтобы усилить сопротивление сваливанию и штопору самолета.
Плюсом к перечисленному идет практически неограниченный обзор из кабины: спереди нет винта и капота, с боков не мешают крылья. Но у самолета были и большие минусы. Прежде всего, вес, который увеличивался из-за сложности двухбалочной хвостовой части.
Мотор самолета «Андерсен Гринвуд АГ-14». Фото: YouTube.com
Вторая инженерная проблема – балансировка. Традиционно в самолетах места с переменным весом (пассажирский салон, топливные баки) размещают ближе к ЦТ. Здесь же кабина выдвинута далеко вперед.
Это обстоятельство придало нежелательные характеристики самолету: усилием одного человека можно приподнять нос и завалить машину на хвост. А при разбеге переднее колесо даже на низких скоростях приподнимается над взлетной полосой, усложняя рулежку.
Один человек может завалить самолет назад. Фото: YouTube.com
Бизнесмены с трудом прошли сертификацию воздушного судна. Построили 5 единиц Anderson Greenwood AG-14. Потом началась Корейская война с нехваткой тех же стратегических материалов. Дело заглохло. В 60-х дважды находились инвесторы, готовые продолжить производство самолетов. Не вышло.
Один экземпляр, сохранившийся до наших дней, восстановили энтузиасты из Ошкоша, Аризона. Теперь все призы на авиашоу достаются «редкой птице» из 50-х. Кстати, о цене: она была эквивалентной стоимости нового «Кадиллака» – 4200 долларов.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...