Внедорожник Bertone Freeclimber (1989-1995) – «выразительнее, чем кусок мыла», и на том спасибо
400

Внедорожник Bertone Freeclimber (1989-1995) – «выразительнее, чем кусок мыла», и на том спасибо

Итальянцы – это про дизайн. Джузеппе (Нуччио) Бертоне – про шикарный, люксовый дизайн. Имя великого мастера стайлинга – синоним подлинной красоты, изящества, чистых, выверенных линий. Блистательные модели брали призы на всех мыслимых конкурсах, получали дипломы, скажем, «Автомобиль Мечты» в 1967-ом на Всемирной выставке в Монреале.


Громкие титулы сопровождали работы синьора Нуччио на всем протяжении его деятельности. Художника считали законодателем автомобильной моды 20-го столетия. Пожалуй, круче – он определял стиль легковушек. Сложно пройти мимо такой личности.

Кто он такой, Джузеппе Бертоне (1914-1997)


Маэстро. Хорошее и, главное, подходящее слово для итальянского дизайнера. Так именуют крупных композиторов, музыкантов. А в обиходе обращаются к видным представителям прочих творческих профессий. Почему бы и не к кузовщикам? Ведь корпуса автомобилей – настоящее искусство.

Внедорожник Bertone Freeclimber (1989-1995) – «выразительнее, чем кусок мыла», и на том спасибо Внедорожник Bertone Freeclimber – нетипичная работа для итальянского кузовщика. Фото: YouTube.com

Кто только не брался за это дело! А больших спецов по пальцам пересчитать. Ремесло, если разобраться. Но без природного дарования, тонкого чутья не обойтись. Талант, словом, нужен.

А они там, на Апеннинах, сплошь обладают этим даром. Шумные, темпераментные, взбалмошные. Говорят – как из пулемета строчат. Энергично размахивают руками, поминают святых угодников и усопших родственников в третьем колене. Но когда в этих руках оказывается остро заточенный карандаш, жди шедевра. Климат ли, роскошная природа, а может, не дремлющие вулканы наделили жителей полуострова способностью видеть и ценить прекрасное.

«Бертоне Фриклаймбер» входит в топ-10 редких внедорожников. Фото: YouTube.com

Не обидеть бы другие области Италии, но Милан и Турин особо богаты на таланты. Всякий предмет создают с выдумкой и изяществом. Рыцарские доспехи в старину украшали тончайшей резьбой, писали бессмертные полотна. Дошло до карет – создавали нарядные выезды. Устарели экипажи – начали творить кузова машин.

Становление мастера


Пошло все с папаши – синьора Джованни Бертоне. Туринский крестьянин организовал в 1912-ом каретную мастерскую. Фабрика Carrozzeria Bertone SpA, к слову, просуществовала до 2014 года.

Но продолжим историю. Добросовестное отношение к делу способствовало процветанию бизнеса. Первая мировая обратило труды в прах. Но сил подняться с колен хватило. В тот момент пришло логическое решение заниматься автомобильными кузовами: конные экипажи приказали долго жить.

Внедорожник Bertone Freeclimber создан на основе японского джипа Rugger. Фото: YouTube.com

Компания с трудом пережила Великую депрессию. В основном, благодаря заказам Fiat и Lancia. Штат возрос с 20 до 50 сотрудников. В 30-х к семейному предприятию подключился сын Джузеппе. Ему-то и суждено было в последующем определять модные направления стилистики автокузовов.

Сплетники и завистники поговаривают, дескать, не очень-то юноша блистал одаренностью. Мол, был отличным организатором, больше менеджером, чем разработчиком. Кадры, болтают, умел подбирать.

Bertone Freeclimber демонстрирует внедорожные качества. Фото: YouTube.com

Долю истины обнаружим в утверждении, если вспомним имена сотоварищей Нуччио:

Франко Скаглионе (1916-1993). Художник пришел в студию молодого хозяина после того, как Баттиста Пининфарина (небожитель в кузовостроении) отказался называть имя Франко, как автора концептов. Заслуг Скаглионе не счесть, но назовем хотя бы футуристичные Alfa Romeo Giulietta Sprint, Maserati 3500 GT Bertone, Arnolt-Aston Martin DB 2/4
Марчелло Гандини (1938-2024). Ему пророчили карьеру музыканта. Но, потрясенный американским Cord 810, Марчелло увлекся автомобилями. Запомнился острыми углами, плоскими панелями, «слепыми» фарами и дверями-бабочками в корпусах машин. Из последних работ – сногсшибательный кабриолет De Tomaso Bigua
Джорджетто Джуджаро. Стилист родился в 1938-ом, здравствует и поныне. Насчитывают 200 моделей, созданных мастером. Ему принадлежит титул «Автомобильный дизайнер века» и местечко в Зале славы. Достаточно упомянуть миллионник Volkswagen Golf и больше ни словечка не добавлять к послужному списку Джорджетто. А у него, на минуточку, дизайны корпусов фотоаппаратов Nikon и мобильных телефонов

С такими соратниками путь на самый верх – вопрос времени. В вечных соперниках Бертоне из многочисленной плеяды итальянских кузовщиков ходил Пининфарина. Однажды надеемся пройтись с пристрастием и по его творчеству.

Обзор внедорожника


Где-то в середине 50-х фирма Carrozzeria Bertone начала мелкосерийное производство собственных автомобилей. Точнее так: команда выбирала понравившийся экземпляр легковушки и сочиняла его интерпретацию.

Двухцветный кузов Bertone Freeclimber смотрится эффектно. Фото: YouTube.com

Как утверждал маэстро, достаточно было 30% деталей исходника. Далее каждый высококлассный специалист работал над своим узлом, привнося в конструкцию что-то новенькое. Но оригинальные идеи связывал с общей концепцией. Талантливый художник Джузеппе поддавался влиянию товарищей. В живых обсуждениях и жарких спорах рождались уникальные вещи.

Пришел 1984 год. Японцы из компании Daihatsu – любители вездеходов – выпустили на рынок Rugger. Крепкий рамный 3-дверный джип с неразрезными мостами произвел впечатление на пользователей. Чем-то приглянулся и Нуччио. Когда на него снизошло вдохновение и карандаш начертал на бумаге силуэт «Риггера», трудно сказать. Важно, что это был нетипичный случай для итальянца, который находился уже в зрелых годах. Что же, взвешенный подход просматривается.

В салоне Bertone Freeclimber. Фото: YouTube.com

Эта модель была вызовом обществу, первым (и последним) опытом в части техники повышенной проходимости. Когда перечисляют достижения дизайнера, почему-то забывают охать и ахать над «Фриклаймбером». Машина входит в топы «странных внедорожников», списки тех, «о которых вы не слышали» и т. д. С какой стати, спрашивается?

Экстерьер, моторы, ходовая


Компактный Freeclimber – замечательно хорош. Вполне себе серьезный, для «взрослых дядь». Угловатый, с мощным бампером, простой радиаторной решеткой, незамысловатой оптикой. Похож, кстати, на «Ниву Шевроле».

Люк без стекла в крыше Bertone Freeclimber. Фото: YouTube.com

Но Бертоне не был бы таковым, если бы не придал изящества двухцветным боковинам. Еще придумал оригинальную конструкцию люка на крыше. А салон устроил просто и эргономично. Кожа, правда, внутри, кондиционер, электростеклоподъемники.

Габариты авто при базе колес 2530 мм и дорожном просвете 18 см:

✅ Длина – 3995 мм
✅ Ширина – 1650 мм
✅ Высота – 1650 мм

Снаряженная масса 4-местного «Фриклаймбера» – 1582 кг. Посмотрев на свое творение критическим взглядом, Нуччио, похоже, решил добавить внедорожнику «мужественности». Усложнил задачу, благо, партнерство с баварцами позволяло. Взял в стандартную версию немецкие дизельные моторы, которые стояли на «Линкольнах Континенталь Марк VII», BMW серии 324td E30 и 524td E28.

Под капотом Bertone Freeclimber. Фото: YouTube.com

«Взрослые дяди» не возражали против полного привода, турбонаддува и характеристик агрегата:

✅ Объем – 2443 см3
✅ Количество цилиндров – 6 рядной конфигурации
✅ Мощность – 115 л. с. при 4,8 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 222 Н*м при 2,4 тыс. об/мин

С двигателем сочеталась 5-скоростная механическая коробка и раздатка с вакуумным подключением передней оси. Владельцев устраивали барабанные тормоза и зависимая рессорная подвеска по кругу. Жесткость амортизаторов регулировалась с кнопки из салона. В заднем мосту была блокировка LSD.

Успех нашего героя был настолько неожиданным, что на заводе продлили выпуск. Сегодня желающих купить Bertone Freeclimber немало. Беда, что «по запросу ничего не найдено». Да! Про «кусок мыла» сказал сам автор...
Как вам модель «Бертоне Фриклаймбер»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас