Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
1 422

Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»

К сожалению, очень часто политические разногласия между какими-то странами сильно «аукались» в транспортной сфере. Об одном из самых ярких примеров данной зависимости мы недавно вспоминали с вами. Я имею в виду статью об американском эмбарго на поставку легковых и других автомобилей на остров Куба.


Что-то похожее произошло в 50-е годы и между малонаселенной Исландией и ее более экономически развитым соседом – Великобританией. Все дело в том, что британские моряки имели неплохой улов трески вблизи исландских берегов. В какой-то момент островное государство решило воспрепятствовать этому процессу, приняв закон о расширении собственных границ исключительной экономической зоны. Так назрел конфликт, растянувшийся на долгие годы.

Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»ГАЗ-69: в Исландии его тент заменяли жесткой крышей. Фото: youtube.com

Кроме дипломатических и даже военных рычагов, в ход пошел и другой излюбленный метод – экономическое давление. Маленькая и холодная Исландия почти не имела собственной профильной отрасли. В то же время, ее суровый климат нуждался в специальном и выносливом транспорте. Раньше в этом отношении помогала соседняя Великобритания, поставлявшая:

✅ различную сельскохозяйственную технику
✅ мощные грузовики
✅ внедорожники Land Rover

Все эти модификации были рассчитаны специально для сурового и сырого исландского климата. Кроме того, и местные дороги можно назвать довольно специфическими. Так что полноприводная рамная техника для них – самое то.

Британское эмбарго открыло путь для советских образцов


Вот только из-за «трескового конфликта» британцы попросту приостановили поставки, чтобы образумить исландцев и склонить их на отмену принятого решения. Северным ребятам оказалось непросто и пришлось срочно искать достойную замену теперь уже недоступной британской технике. И помощь пришла откуда не ждали.

Силовой агрегат ГАЗ-69. Фото: youtube.com

Сначала сделаем небольшое отступление с экскурсом в географию и народонаселение. На тот момент в государстве, имевшем территорию в 103 тыс кв. км, проживало не более 150 тысяч человек. И подавляющее большинство из них были так или иначе связаны с рыбным промыслом или обработкой морепродуктов.

В условиях сурового климата, низкой плотности населения и отсутствия необходимой базы ни о каком развитии собственного производства не могло идти и речи. А срочно нужна была выносливая техника, способная трудиться при очень низких температурах и по доступной цене. И тогда правительству пришлось оставить в стороне какие-либо политические моменты и обратиться за помощью к СССР.

Советский автопром, не слишком-то избалованный вниманием заграничных потребителей, с радостью откликнулся на отличную перспективу. В далекую северную страну начались поставки всех необходимых типов техники. Но основным стал легендарный «козлик» – ГАЗ-69.


Исландское правительство начало переговоры с советским «Автоэкспортом», которые завершились быстро и положительно для обеих сторон. СССР получил возможность продавать свою транспортную продукцию хоть и далеко не в ведущую, но все же капстрану.

Советский экспорт автомобильной техники в Исландию


Конечно, ранее уже имелся опыт поставок «Москвичей» (а позже и «Жигулей») в ту же Англию. Небольшие партии покупали и другие представители западного мира. Прежде всего позарившись на очень низкую стоимость, а также сильно интересуясь, что же могут производить там, за «железным занавесом».

Классика джипа: запаска на задней стенке. Фото: youtube.com

Довольно редко в это число попадали «Волги» и «Запорожцы». Первые были не такими уж и дешевыми, тем более что заметно уступали западным аналогам. А вот «жужика» могли вообще взять только ради шутки или прикола. В такой ситуации пусть и не очень объемный, но стабильный и разнообразный исландский заказ оказался как нельзя кстати.

Так в «страну льдов» стартовали поставки советских тракторов, грузовых автомобилей и т. н. внедорожников. Под последними имелся в виду именно ГАЗ-69, выпуск которого начался в 1952 году и продлился более двух десятилетий. Как оказалось, он вполне себе может конкурировать с хваленной британской техникой, имея:

✅ лучшую проходимость
✅ большую выносливость
✅ гораздо более низкую цену

Конечно, по комфортности управления и эксплуатации советский аскетичный вариант не шел ни в какое сравнение с Land Rover того времени. Но, пожалуй, в суровых исландских условиях это вряд ли могло сыграть ведущую роль.

Грузовики подошли, а с «газиком» были проблемы


Таким образом СССР не только расширил географию экспорта своих транспортных средств, но и немного «подсидел» одного из важнейших политических оппонентов. Самое смешное все же не это. Как вы помните, основа исландской экономики – это вылов и обработка морепродуктов (в первую очередь – трески). Да, той, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Так вот, частично за советскую продукцию северная страна расплачивалась именно… рыбой и изделиями на ее основе.

Можно ли теперь сказать, что ГАЗ-69 идеально подошел для условий эксплуатации в Исландии? Пожалуй, нет. Самым его слабым местом стала тентованная крыша. Согласитесь, не лучшее решение, когда за бортом – минус 30-40 градусов.

Простенькая приборная панель. Фото: youtube.com

Но и эту проблему решили довольно быстро. Причем советской стороне не пришлось как-то переделывать технологию производства или ставить на конвейер специальную исландскую модификацию джипа ГАЗ-69. Местные мастеровитые и предприимчивые ребята очень скоро стали предлагать своим землякам жесткие крыши на экспортную технику. Кто не хотел мерзнуть, быстренько откликнулся на предложение и вопрос был закрыт.

Возвращаясь к общей теме хочется отметить, что советские трактора и мощные грузовики очень быстро вписались в местный колорит. Ведь исландский климат похож на условия, которые существуют на Крайнем Севере. А там «Уралы», «КрАЗы» и другая техника успешно трудилась не одно десятилетие. То же можно сказать и о спецверсиях тракторов-внедорожников, рассчитанных на использование при очень низких температурах окружающей среды.

Исландско-британское противостояние продлилось до середины 70-х. Весь этот период советская сторона обеспечивала регулярные поставки ограниченных партий различной техники. Очень скоро все превратилось в отлаженную систему. Из СССР поступали внедорожники с мягкой крышей, а еще до начала их эксплуатации, исландские мастерские заменяли ее на жесткий верх. Самое время немного вспомнить и о характеристиках ГАЗ-69:

✅ масса – 1,53 тонны (с жестким верхом он был потяжелее)
✅ вместимость – 8 человек или 2 пассажира и 500 кг груза
✅ мощность – 52 л. с
✅ максимальная скорость – 90 км/ч

Общая экспортная история данного автомобиля включала 56 государств, а его полноценная сборка проходила и на румынских или северокорейских мощностях. Кстати, для нужд советской милиции ГАЗ-69 также иногда переделывали, заменяя мягкую крышу на жесткий верх.

Некоторые ГАЗ-69 сегодня подвергают вот такому тюнингу. Фото: youtube.com

Хотя поставки в страну с суровым климатом происходили много десятилетий назад, некоторые образцы советских джипов от Горьковского завода до сих пор на ходу. Конечно сегодня они уже не находятся в постоянной активной эксплуатации. Скорее теперь это уже заготовки для трофи-рейдов или экспонаты в стиле классик-кар. Да, и любой молодой исландец, увидевший эти авто, очень сильно удивился бы тому, что изначально ГАЗ-69 выпускался с мягким верхом. В таком исполнении здесь уже не найти ни единого образца.
А вы знали, что Исландия покупала ГАЗ-69?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-32: мировые рекорды не забываем!

Як-32: мировые рекорды не забываем!

На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...