
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
К сожалению, очень часто политические разногласия между какими-то странами сильно «аукались» в транспортной сфере. Об одном из самых ярких примеров данной зависимости мы недавно вспоминали с вами. Я имею в виду статью об американском эмбарго на поставку легковых и других автомобилей на остров Куба.
Что-то похожее произошло в 50-е годы и между малонаселенной Исландией и ее более экономически развитым соседом – Великобританией. Все дело в том, что британские моряки имели неплохой улов трески вблизи исландских берегов. В какой-то момент островное государство решило воспрепятствовать этому процессу, приняв закон о расширении собственных границ исключительной экономической зоны. Так назрел конфликт, растянувшийся на долгие годы.
ГАЗ-69: в Исландии его тент заменяли жесткой крышей. Фото: youtube.com
Кроме дипломатических и даже военных рычагов, в ход пошел и другой излюбленный метод – экономическое давление. Маленькая и холодная Исландия почти не имела собственной профильной отрасли. В то же время, ее суровый климат нуждался в специальном и выносливом транспорте. Раньше в этом отношении помогала соседняя Великобритания, поставлявшая:
✅ различную сельскохозяйственную технику
✅ мощные грузовики
✅ внедорожники Land Rover
Все эти модификации были рассчитаны специально для сурового и сырого исландского климата. Кроме того, и местные дороги можно назвать довольно специфическими. Так что полноприводная рамная техника для них – самое то.
Вот только из-за «трескового конфликта» британцы попросту приостановили поставки, чтобы образумить исландцев и склонить их на отмену принятого решения. Северным ребятам оказалось непросто и пришлось срочно искать достойную замену теперь уже недоступной британской технике. И помощь пришла откуда не ждали.
Силовой агрегат ГАЗ-69. Фото: youtube.com
Сначала сделаем небольшое отступление с экскурсом в географию и народонаселение. На тот момент в государстве, имевшем территорию в 103 тыс кв. км, проживало не более 150 тысяч человек. И подавляющее большинство из них были так или иначе связаны с рыбным промыслом или обработкой морепродуктов.
В условиях сурового климата, низкой плотности населения и отсутствия необходимой базы ни о каком развитии собственного производства не могло идти и речи. А срочно нужна была выносливая техника, способная трудиться при очень низких температурах и по доступной цене. И тогда правительству пришлось оставить в стороне какие-либо политические моменты и обратиться за помощью к СССР.
Исландское правительство начало переговоры с советским «Автоэкспортом», которые завершились быстро и положительно для обеих сторон. СССР получил возможность продавать свою транспортную продукцию хоть и далеко не в ведущую, но все же капстрану.
Конечно, ранее уже имелся опыт поставок «Москвичей» (а позже и «Жигулей») в ту же Англию. Небольшие партии покупали и другие представители западного мира. Прежде всего позарившись на очень низкую стоимость, а также сильно интересуясь, что же могут производить там, за «железным занавесом».
Классика джипа: запаска на задней стенке. Фото: youtube.com
Довольно редко в это число попадали «Волги» и «Запорожцы». Первые были не такими уж и дешевыми, тем более что заметно уступали западным аналогам. А вот «жужика» могли вообще взять только ради шутки или прикола. В такой ситуации пусть и не очень объемный, но стабильный и разнообразный исландский заказ оказался как нельзя кстати.
Так в «страну льдов» стартовали поставки советских тракторов, грузовых автомобилей и т. н. внедорожников. Под последними имелся в виду именно ГАЗ-69, выпуск которого начался в 1952 году и продлился более двух десятилетий. Как оказалось, он вполне себе может конкурировать с хваленной британской техникой, имея:
✅ лучшую проходимость
✅ большую выносливость
✅ гораздо более низкую цену
Конечно, по комфортности управления и эксплуатации советский аскетичный вариант не шел ни в какое сравнение с Land Rover того времени. Но, пожалуй, в суровых исландских условиях это вряд ли могло сыграть ведущую роль.
Таким образом СССР не только расширил географию экспорта своих транспортных средств, но и немного «подсидел» одного из важнейших политических оппонентов. Самое смешное все же не это. Как вы помните, основа исландской экономики – это вылов и обработка морепродуктов (в первую очередь – трески). Да, той, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Так вот, частично за советскую продукцию северная страна расплачивалась именно… рыбой и изделиями на ее основе.
Можно ли теперь сказать, что ГАЗ-69 идеально подошел для условий эксплуатации в Исландии? Пожалуй, нет. Самым его слабым местом стала тентованная крыша. Согласитесь, не лучшее решение, когда за бортом – минус 30-40 градусов.
Простенькая приборная панель. Фото: youtube.com
Но и эту проблему решили довольно быстро. Причем советской стороне не пришлось как-то переделывать технологию производства или ставить на конвейер специальную исландскую модификацию джипа ГАЗ-69. Местные мастеровитые и предприимчивые ребята очень скоро стали предлагать своим землякам жесткие крыши на экспортную технику. Кто не хотел мерзнуть, быстренько откликнулся на предложение и вопрос был закрыт.
Возвращаясь к общей теме хочется отметить, что советские трактора и мощные грузовики очень быстро вписались в местный колорит. Ведь исландский климат похож на условия, которые существуют на Крайнем Севере. А там «Уралы», «КрАЗы» и другая техника успешно трудилась не одно десятилетие. То же можно сказать и о спецверсиях тракторов-внедорожников, рассчитанных на использование при очень низких температурах окружающей среды.
Исландско-британское противостояние продлилось до середины 70-х. Весь этот период советская сторона обеспечивала регулярные поставки ограниченных партий различной техники. Очень скоро все превратилось в отлаженную систему. Из СССР поступали внедорожники с мягкой крышей, а еще до начала их эксплуатации, исландские мастерские заменяли ее на жесткий верх. Самое время немного вспомнить и о характеристиках ГАЗ-69:
✅ масса – 1,53 тонны (с жестким верхом он был потяжелее)
✅ вместимость – 8 человек или 2 пассажира и 500 кг груза
✅ мощность – 52 л. с
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Общая экспортная история данного автомобиля включала 56 государств, а его полноценная сборка проходила и на румынских или северокорейских мощностях. Кстати, для нужд советской милиции ГАЗ-69 также иногда переделывали, заменяя мягкую крышу на жесткий верх.
Некоторые ГАЗ-69 сегодня подвергают вот такому тюнингу. Фото: youtube.com
Хотя поставки в страну с суровым климатом происходили много десятилетий назад, некоторые образцы советских джипов от Горьковского завода до сих пор на ходу. Конечно сегодня они уже не находятся в постоянной активной эксплуатации. Скорее теперь это уже заготовки для трофи-рейдов или экспонаты в стиле классик-кар. Да, и любой молодой исландец, увидевший эти авто, очень сильно удивился бы тому, что изначально ГАЗ-69 выпускался с мягким верхом. В таком исполнении здесь уже не найти ни единого образца.
Что-то похожее произошло в 50-е годы и между малонаселенной Исландией и ее более экономически развитым соседом – Великобританией. Все дело в том, что британские моряки имели неплохой улов трески вблизи исландских берегов. В какой-то момент островное государство решило воспрепятствовать этому процессу, приняв закон о расширении собственных границ исключительной экономической зоны. Так назрел конфликт, растянувшийся на долгие годы.

Кроме дипломатических и даже военных рычагов, в ход пошел и другой излюбленный метод – экономическое давление. Маленькая и холодная Исландия почти не имела собственной профильной отрасли. В то же время, ее суровый климат нуждался в специальном и выносливом транспорте. Раньше в этом отношении помогала соседняя Великобритания, поставлявшая:
✅ различную сельскохозяйственную технику
✅ мощные грузовики
✅ внедорожники Land Rover
Все эти модификации были рассчитаны специально для сурового и сырого исландского климата. Кроме того, и местные дороги можно назвать довольно специфическими. Так что полноприводная рамная техника для них – самое то.
Британское эмбарго открыло путь для советских образцов
Вот только из-за «трескового конфликта» британцы попросту приостановили поставки, чтобы образумить исландцев и склонить их на отмену принятого решения. Северным ребятам оказалось непросто и пришлось срочно искать достойную замену теперь уже недоступной британской технике. И помощь пришла откуда не ждали.

Сначала сделаем небольшое отступление с экскурсом в географию и народонаселение. На тот момент в государстве, имевшем территорию в 103 тыс кв. км, проживало не более 150 тысяч человек. И подавляющее большинство из них были так или иначе связаны с рыбным промыслом или обработкой морепродуктов.
В условиях сурового климата, низкой плотности населения и отсутствия необходимой базы ни о каком развитии собственного производства не могло идти и речи. А срочно нужна была выносливая техника, способная трудиться при очень низких температурах и по доступной цене. И тогда правительству пришлось оставить в стороне какие-либо политические моменты и обратиться за помощью к СССР.
Советский автопром, не слишком-то избалованный вниманием заграничных потребителей, с радостью откликнулся на отличную перспективу. В далекую северную страну начались поставки всех необходимых типов техники. Но основным стал легендарный «козлик» – ГАЗ-69.
Исландское правительство начало переговоры с советским «Автоэкспортом», которые завершились быстро и положительно для обеих сторон. СССР получил возможность продавать свою транспортную продукцию хоть и далеко не в ведущую, но все же капстрану.
Советский экспорт автомобильной техники в Исландию
Конечно, ранее уже имелся опыт поставок «Москвичей» (а позже и «Жигулей») в ту же Англию. Небольшие партии покупали и другие представители западного мира. Прежде всего позарившись на очень низкую стоимость, а также сильно интересуясь, что же могут производить там, за «железным занавесом».

Довольно редко в это число попадали «Волги» и «Запорожцы». Первые были не такими уж и дешевыми, тем более что заметно уступали западным аналогам. А вот «жужика» могли вообще взять только ради шутки или прикола. В такой ситуации пусть и не очень объемный, но стабильный и разнообразный исландский заказ оказался как нельзя кстати.
Так в «страну льдов» стартовали поставки советских тракторов, грузовых автомобилей и т. н. внедорожников. Под последними имелся в виду именно ГАЗ-69, выпуск которого начался в 1952 году и продлился более двух десятилетий. Как оказалось, он вполне себе может конкурировать с хваленной британской техникой, имея:
✅ лучшую проходимость
✅ большую выносливость
✅ гораздо более низкую цену
Конечно, по комфортности управления и эксплуатации советский аскетичный вариант не шел ни в какое сравнение с Land Rover того времени. Но, пожалуй, в суровых исландских условиях это вряд ли могло сыграть ведущую роль.
Грузовики подошли, а с «газиком» были проблемы
Таким образом СССР не только расширил географию экспорта своих транспортных средств, но и немного «подсидел» одного из важнейших политических оппонентов. Самое смешное все же не это. Как вы помните, основа исландской экономики – это вылов и обработка морепродуктов (в первую очередь – трески). Да, той, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Так вот, частично за советскую продукцию северная страна расплачивалась именно… рыбой и изделиями на ее основе.
Можно ли теперь сказать, что ГАЗ-69 идеально подошел для условий эксплуатации в Исландии? Пожалуй, нет. Самым его слабым местом стала тентованная крыша. Согласитесь, не лучшее решение, когда за бортом – минус 30-40 градусов.

Но и эту проблему решили довольно быстро. Причем советской стороне не пришлось как-то переделывать технологию производства или ставить на конвейер специальную исландскую модификацию джипа ГАЗ-69. Местные мастеровитые и предприимчивые ребята очень скоро стали предлагать своим землякам жесткие крыши на экспортную технику. Кто не хотел мерзнуть, быстренько откликнулся на предложение и вопрос был закрыт.
Возвращаясь к общей теме хочется отметить, что советские трактора и мощные грузовики очень быстро вписались в местный колорит. Ведь исландский климат похож на условия, которые существуют на Крайнем Севере. А там «Уралы», «КрАЗы» и другая техника успешно трудилась не одно десятилетие. То же можно сказать и о спецверсиях тракторов-внедорожников, рассчитанных на использование при очень низких температурах окружающей среды.
Исландско-британское противостояние продлилось до середины 70-х. Весь этот период советская сторона обеспечивала регулярные поставки ограниченных партий различной техники. Очень скоро все превратилось в отлаженную систему. Из СССР поступали внедорожники с мягкой крышей, а еще до начала их эксплуатации, исландские мастерские заменяли ее на жесткий верх. Самое время немного вспомнить и о характеристиках ГАЗ-69:
✅ масса – 1,53 тонны (с жестким верхом он был потяжелее)
✅ вместимость – 8 человек или 2 пассажира и 500 кг груза
✅ мощность – 52 л. с
✅ максимальная скорость – 90 км/ч
Общая экспортная история данного автомобиля включала 56 государств, а его полноценная сборка проходила и на румынских или северокорейских мощностях. Кстати, для нужд советской милиции ГАЗ-69 также иногда переделывали, заменяя мягкую крышу на жесткий верх.

Хотя поставки в страну с суровым климатом происходили много десятилетий назад, некоторые образцы советских джипов от Горьковского завода до сих пор на ходу. Конечно сегодня они уже не находятся в постоянной активной эксплуатации. Скорее теперь это уже заготовки для трофи-рейдов или экспонаты в стиле классик-кар. Да, и любой молодой исландец, увидевший эти авто, очень сильно удивился бы тому, что изначально ГАЗ-69 выпускался с мягким верхом. В таком исполнении здесь уже не найти ни единого образца.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

По Дону начнет курсировать передовой «Метеор 120Р»
Местные власти уже заключили контракт на покупку судна. На маршрут оно выйдет в этом году....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...