Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
1 960

Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник

Самолет разрабатывался и создавался в рамках программы Немецкого космического агентства. Машина предназначалась для исследования атмосферы на больших высотах, а также климата. Предполагался и запуск в серию.


В 1992 году заказ было решено разместить в скромной компании Grob Aerospace, обладающей опытом по созданию летательных аппаратов с использованием композитных материалов. К тому же, фирма удачно выполняла военный заказ – постройку разведывательного самолета Grob Aerospace.

Конструкционные особенности Strato 2C


Главная из них – поршневые двигатели (их два) с толкающими винтами, т. е. развернутые назад. Заказчик представил особые требования к воздушному судну. Оно должно обеспечивать полет на высоте 24 тыс. м на протяжении не менее двух суток.

Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачникДва движка с толкающими винтами. Фото: www.flugzeug

Разработчики спроектировали самолет, у которого крылья вместе с двигателями располагались над фюзеляжем, в его конце – хвостовое оперение в виде буквы «Т». Плоскости с законцовками имели размах в 56,5 м. Фюзеляж сделали из пластика, армированного углеродными волокнами, что по тем временам было дорогим «удовольствием».

Силовая установка


Представлена парой двигателей Teledyne Continental TSIOL-555 (по другим данным, О-550) и газовым генератором от турбовинтового мотора PW127.

Самолет занимал второе место в мире по диаметру пропеллеров (19 футов и 3 дюйма, что равно 5,88 м). Рекорд принадлежит Linke-Hofmann R II (22 фута, равные 6,7 м).

Проблема недостатка кислорода на большой высоте решалась применением компрессора. Сжатый воздух позволял сохранить нужную мощность в экстремальных условиях. Основные технические характеристики:

✅ длина, высота – 23,98 и 7,76 м
✅ взлетная масса – до 13,35 т
✅ мощность двигателей – 2х400 л. с.
✅ скорость (крейсерская) – 685 (500) км/ч
✅ дальность – 18 тыс. 100 км
✅ практический потолок – 18 тыс.552 м

К изготовлению форм планера приступили осенью 1992 года, в 1994-м он был собран и начали устанавливать двигатели. Первый полет, признанный успешным, состоялся 31.03.1995.

Экипаж


Включал в себя пару пилотов и столько же ученых-исследователей. Изначально предполагалось, что летчик будет один: второго добавили в плане безопасности. Для длительного полета предусмотрены комфортные условия: в самолете было помещение для отдыха, туалет и кухня. Кроме четверых человек, в фюзеляж помещалось научное оборудование. Кабину сделали герметичной.

Почему самолет не стал серийным


Условиям немецкого агентства-заказчика он полностью удовлетворял и мог использоваться, как научное воздушное судно. Однако, для массового производства концепт не годился. Конструкция и, в частности, крылья, оказались очень тяжелыми. Да и затраты на строительство машины сильно превысили ожидания. К тому же агентство DLR по только ей известным причинам свернуло программу исследования стратосферы.

Выполнение очередного экспериментального полета. Фото: youtube.com

Всего Grob G850 Strato 2C выполнил 29 полетов с различными экспериментальными целями. Последний из них состоялся 4.07.1995 года. В этот день машина установила рекорд по высоте, достигаемой самолетами с поршневыми двигателями – 18552 м.

Если бы исследовательские полеты продолжались, не исключено, что машина достигла бы проектного потолка в 26 тыс. км.

Предыдущее достижение пилотируемого летательного аппарата относится к 1938 году: итальянец Марио Пьяцци долетел до 17083 м. И это – на биплане Caproni Ca.161, по виду похожего на наш «кукурузник»! В моторе авиатехники, кстати, тоже был применен турбонаддув.

Сегодня компания выпускает другие самолеты, но название и характерный большой размах крыльев – те же. Фото: youtube.com

В итоге самолет оказался никому не нужным: тратиться на его содержание желающих не появилось. Однако, бережливые немцы машину не забросили и не разобрали. Сегодня она находится в аэропорту компании, рядом с г. Миндельхам, что в 90 км от баварской столицы Мюнхена.
А вы что думаете о Grob G850 Strato 2C?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас