
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет разрабатывался и создавался в рамках программы Немецкого космического агентства. Машина предназначалась для исследования атмосферы на больших высотах, а также климата. Предполагался и запуск в серию.
В 1992 году заказ было решено разместить в скромной компании Grob Aerospace, обладающей опытом по созданию летательных аппаратов с использованием композитных материалов. К тому же, фирма удачно выполняла военный заказ – постройку разведывательного самолета Grob Aerospace.
Главная из них – поршневые двигатели (их два) с толкающими винтами, т. е. развернутые назад. Заказчик представил особые требования к воздушному судну. Оно должно обеспечивать полет на высоте 24 тыс. м на протяжении не менее двух суток.
Два движка с толкающими винтами. Фото: www.flugzeug
Разработчики спроектировали самолет, у которого крылья вместе с двигателями располагались над фюзеляжем, в его конце – хвостовое оперение в виде буквы «Т». Плоскости с законцовками имели размах в 56,5 м. Фюзеляж сделали из пластика, армированного углеродными волокнами, что по тем временам было дорогим «удовольствием».
Представлена парой двигателей Teledyne Continental TSIOL-555 (по другим данным, О-550) и газовым генератором от турбовинтового мотора PW127.
Проблема недостатка кислорода на большой высоте решалась применением компрессора. Сжатый воздух позволял сохранить нужную мощность в экстремальных условиях. Основные технические характеристики:
✅ длина, высота – 23,98 и 7,76 м
✅ взлетная масса – до 13,35 т
✅ мощность двигателей – 2х400 л. с.
✅ скорость (крейсерская) – 685 (500) км/ч
✅ дальность – 18 тыс. 100 км
✅ практический потолок – 18 тыс.552 м
К изготовлению форм планера приступили осенью 1992 года, в 1994-м он был собран и начали устанавливать двигатели. Первый полет, признанный успешным, состоялся 31.03.1995.
Включал в себя пару пилотов и столько же ученых-исследователей. Изначально предполагалось, что летчик будет один: второго добавили в плане безопасности. Для длительного полета предусмотрены комфортные условия: в самолете было помещение для отдыха, туалет и кухня. Кроме четверых человек, в фюзеляж помещалось научное оборудование. Кабину сделали герметичной.
Условиям немецкого агентства-заказчика он полностью удовлетворял и мог использоваться, как научное воздушное судно. Однако, для массового производства концепт не годился. Конструкция и, в частности, крылья, оказались очень тяжелыми. Да и затраты на строительство машины сильно превысили ожидания. К тому же агентство DLR по только ей известным причинам свернуло программу исследования стратосферы.
Выполнение очередного экспериментального полета. Фото: youtube.com
Всего Grob G850 Strato 2C выполнил 29 полетов с различными экспериментальными целями. Последний из них состоялся 4.07.1995 года. В этот день машина установила рекорд по высоте, достигаемой самолетами с поршневыми двигателями – 18552 м.
Предыдущее достижение пилотируемого летательного аппарата относится к 1938 году: итальянец Марио Пьяцци долетел до 17083 м. И это – на биплане Caproni Ca.161, по виду похожего на наш «кукурузник»! В моторе авиатехники, кстати, тоже был применен турбонаддув.
Сегодня компания выпускает другие самолеты, но название и характерный большой размах крыльев – те же. Фото: youtube.com
В итоге самолет оказался никому не нужным: тратиться на его содержание желающих не появилось. Однако, бережливые немцы машину не забросили и не разобрали. Сегодня она находится в аэропорту компании, рядом с г. Миндельхам, что в 90 км от баварской столицы Мюнхена.
В 1992 году заказ было решено разместить в скромной компании Grob Aerospace, обладающей опытом по созданию летательных аппаратов с использованием композитных материалов. К тому же, фирма удачно выполняла военный заказ – постройку разведывательного самолета Grob Aerospace.
Конструкционные особенности Strato 2C
Главная из них – поршневые двигатели (их два) с толкающими винтами, т. е. развернутые назад. Заказчик представил особые требования к воздушному судну. Оно должно обеспечивать полет на высоте 24 тыс. м на протяжении не менее двух суток.

Разработчики спроектировали самолет, у которого крылья вместе с двигателями располагались над фюзеляжем, в его конце – хвостовое оперение в виде буквы «Т». Плоскости с законцовками имели размах в 56,5 м. Фюзеляж сделали из пластика, армированного углеродными волокнами, что по тем временам было дорогим «удовольствием».
Силовая установка
Представлена парой двигателей Teledyne Continental TSIOL-555 (по другим данным, О-550) и газовым генератором от турбовинтового мотора PW127.
Самолет занимал второе место в мире по диаметру пропеллеров (19 футов и 3 дюйма, что равно 5,88 м). Рекорд принадлежит Linke-Hofmann R II (22 фута, равные 6,7 м).
Проблема недостатка кислорода на большой высоте решалась применением компрессора. Сжатый воздух позволял сохранить нужную мощность в экстремальных условиях. Основные технические характеристики:
✅ длина, высота – 23,98 и 7,76 м
✅ взлетная масса – до 13,35 т
✅ мощность двигателей – 2х400 л. с.
✅ скорость (крейсерская) – 685 (500) км/ч
✅ дальность – 18 тыс. 100 км
✅ практический потолок – 18 тыс.552 м
К изготовлению форм планера приступили осенью 1992 года, в 1994-м он был собран и начали устанавливать двигатели. Первый полет, признанный успешным, состоялся 31.03.1995.
Экипаж
Включал в себя пару пилотов и столько же ученых-исследователей. Изначально предполагалось, что летчик будет один: второго добавили в плане безопасности. Для длительного полета предусмотрены комфортные условия: в самолете было помещение для отдыха, туалет и кухня. Кроме четверых человек, в фюзеляж помещалось научное оборудование. Кабину сделали герметичной.
Почему самолет не стал серийным
Условиям немецкого агентства-заказчика он полностью удовлетворял и мог использоваться, как научное воздушное судно. Однако, для массового производства концепт не годился. Конструкция и, в частности, крылья, оказались очень тяжелыми. Да и затраты на строительство машины сильно превысили ожидания. К тому же агентство DLR по только ей известным причинам свернуло программу исследования стратосферы.

Всего Grob G850 Strato 2C выполнил 29 полетов с различными экспериментальными целями. Последний из них состоялся 4.07.1995 года. В этот день машина установила рекорд по высоте, достигаемой самолетами с поршневыми двигателями – 18552 м.
Если бы исследовательские полеты продолжались, не исключено, что машина достигла бы проектного потолка в 26 тыс. км.
Предыдущее достижение пилотируемого летательного аппарата относится к 1938 году: итальянец Марио Пьяцци долетел до 17083 м. И это – на биплане Caproni Ca.161, по виду похожего на наш «кукурузник»! В моторе авиатехники, кстати, тоже был применен турбонаддув.

В итоге самолет оказался никому не нужным: тратиться на его содержание желающих не появилось. Однако, бережливые немцы машину не забросили и не разобрали. Сегодня она находится в аэропорту компании, рядом с г. Миндельхам, что в 90 км от баварской столицы Мюнхена.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, www.flugzeug
Рекомендуем для вас

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

По Дону начнет курсировать передовой «Метеор 120Р»
Местные власти уже заключили контракт на покупку судна. На маршрут оно выйдет в этом году....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...