Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет разрабатывался и создавался в рамках программы Немецкого космического агентства. Машина предназначалась для исследования атмосферы на больших высотах, а также климата. Предполагался и запуск в серию.
В 1992 году заказ было решено разместить в скромной компании Grob Aerospace, обладающей опытом по созданию летательных аппаратов с использованием композитных материалов. К тому же, фирма удачно выполняла военный заказ – постройку разведывательного самолета Grob Aerospace.
Главная из них – поршневые двигатели (их два) с толкающими винтами, т. е. развернутые назад. Заказчик представил особые требования к воздушному судну. Оно должно обеспечивать полет на высоте 24 тыс. м на протяжении не менее двух суток.
Разработчики спроектировали самолет, у которого крылья вместе с двигателями располагались над фюзеляжем, в его конце – хвостовое оперение в виде буквы «Т». Плоскости с законцовками имели размах в 56,5 м. Фюзеляж сделали из пластика, армированного углеродными волокнами, что по тем временам было дорогим «удовольствием».
Представлена парой двигателей Teledyne Continental TSIOL-555 (по другим данным, О-550) и газовым генератором от турбовинтового мотора PW127.
Проблема недостатка кислорода на большой высоте решалась применением компрессора. Сжатый воздух позволял сохранить нужную мощность в экстремальных условиях. Основные технические характеристики:
✅ длина, высота – 23,98 и 7,76 м
✅ взлетная масса – до 13,35 т
✅ мощность двигателей – 2х400 л. с.
✅ скорость (крейсерская) – 685 (500) км/ч
✅ дальность – 18 тыс. 100 км
✅ практический потолок – 18 тыс.552 м
К изготовлению форм планера приступили осенью 1992 года, в 1994-м он был собран и начали устанавливать двигатели. Первый полет, признанный успешным, состоялся 31.03.1995.
Включал в себя пару пилотов и столько же ученых-исследователей. Изначально предполагалось, что летчик будет один: второго добавили в плане безопасности. Для длительного полета предусмотрены комфортные условия: в самолете было помещение для отдыха, туалет и кухня. Кроме четверых человек, в фюзеляж помещалось научное оборудование. Кабину сделали герметичной.
Условиям немецкого агентства-заказчика он полностью удовлетворял и мог использоваться, как научное воздушное судно. Однако, для массового производства концепт не годился. Конструкция и, в частности, крылья, оказались очень тяжелыми. Да и затраты на строительство машины сильно превысили ожидания. К тому же агентство DLR по только ей известным причинам свернуло программу исследования стратосферы.
Всего Grob G850 Strato 2C выполнил 29 полетов с различными экспериментальными целями. Последний из них состоялся 4.07.1995 года. В этот день машина установила рекорд по высоте, достигаемой самолетами с поршневыми двигателями – 18552 м.
Предыдущее достижение пилотируемого летательного аппарата относится к 1938 году: итальянец Марио Пьяцци долетел до 17083 м. И это – на биплане Caproni Ca.161, по виду похожего на наш «кукурузник»! В моторе авиатехники, кстати, тоже был применен турбонаддув.
В итоге самолет оказался никому не нужным: тратиться на его содержание желающих не появилось. Однако, бережливые немцы машину не забросили и не разобрали. Сегодня она находится в аэропорту компании, рядом с г. Миндельхам, что в 90 км от баварской столицы Мюнхена.
В 1992 году заказ было решено разместить в скромной компании Grob Aerospace, обладающей опытом по созданию летательных аппаратов с использованием композитных материалов. К тому же, фирма удачно выполняла военный заказ – постройку разведывательного самолета Grob Aerospace.
Конструкционные особенности Strato 2C
Главная из них – поршневые двигатели (их два) с толкающими винтами, т. е. развернутые назад. Заказчик представил особые требования к воздушному судну. Оно должно обеспечивать полет на высоте 24 тыс. м на протяжении не менее двух суток.
Два движка с толкающими винтами. Фото: www.flugzeug
Разработчики спроектировали самолет, у которого крылья вместе с двигателями располагались над фюзеляжем, в его конце – хвостовое оперение в виде буквы «Т». Плоскости с законцовками имели размах в 56,5 м. Фюзеляж сделали из пластика, армированного углеродными волокнами, что по тем временам было дорогим «удовольствием».
Силовая установка
Представлена парой двигателей Teledyne Continental TSIOL-555 (по другим данным, О-550) и газовым генератором от турбовинтового мотора PW127.
Самолет занимал второе место в мире по диаметру пропеллеров (19 футов и 3 дюйма, что равно 5,88 м). Рекорд принадлежит Linke-Hofmann R II (22 фута, равные 6,7 м).
Проблема недостатка кислорода на большой высоте решалась применением компрессора. Сжатый воздух позволял сохранить нужную мощность в экстремальных условиях. Основные технические характеристики:
✅ длина, высота – 23,98 и 7,76 м
✅ взлетная масса – до 13,35 т
✅ мощность двигателей – 2х400 л. с.
✅ скорость (крейсерская) – 685 (500) км/ч
✅ дальность – 18 тыс. 100 км
✅ практический потолок – 18 тыс.552 м
К изготовлению форм планера приступили осенью 1992 года, в 1994-м он был собран и начали устанавливать двигатели. Первый полет, признанный успешным, состоялся 31.03.1995.
Экипаж
Включал в себя пару пилотов и столько же ученых-исследователей. Изначально предполагалось, что летчик будет один: второго добавили в плане безопасности. Для длительного полета предусмотрены комфортные условия: в самолете было помещение для отдыха, туалет и кухня. Кроме четверых человек, в фюзеляж помещалось научное оборудование. Кабину сделали герметичной.
Почему самолет не стал серийным
Условиям немецкого агентства-заказчика он полностью удовлетворял и мог использоваться, как научное воздушное судно. Однако, для массового производства концепт не годился. Конструкция и, в частности, крылья, оказались очень тяжелыми. Да и затраты на строительство машины сильно превысили ожидания. К тому же агентство DLR по только ей известным причинам свернуло программу исследования стратосферы.
Выполнение очередного экспериментального полета. Фото: youtube.com
Всего Grob G850 Strato 2C выполнил 29 полетов с различными экспериментальными целями. Последний из них состоялся 4.07.1995 года. В этот день машина установила рекорд по высоте, достигаемой самолетами с поршневыми двигателями – 18552 м.
Если бы исследовательские полеты продолжались, не исключено, что машина достигла бы проектного потолка в 26 тыс. км.
Предыдущее достижение пилотируемого летательного аппарата относится к 1938 году: итальянец Марио Пьяцци долетел до 17083 м. И это – на биплане Caproni Ca.161, по виду похожего на наш «кукурузник»! В моторе авиатехники, кстати, тоже был применен турбонаддув.
Сегодня компания выпускает другие самолеты, но название и характерный большой размах крыльев – те же. Фото: youtube.com
В итоге самолет оказался никому не нужным: тратиться на его содержание желающих не появилось. Однако, бережливые немцы машину не забросили и не разобрали. Сегодня она находится в аэропорту компании, рядом с г. Миндельхам, что в 90 км от баварской столицы Мюнхена.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, www.flugzeug
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...