Проект 22220: на что способны самые мощные ледоколы в мире?
348

Проект 22220: на что способны самые мощные ледоколы в мире?

Атомные ледоколы проекта 22220 создавались (и продолжают строиться) для обеспечения круглогодичной навигации в сложных ледовых условиях Северного морского пути. Они способны выполнять широкий спектр задач, от сопровождения торговых и иных судов до научных экспедиций.


Проект 22220: на что способны самые мощные ледоколы в мире?Ледоколы проекта 22220 выглядят величественно и грозно. Фото: youtube.com

Особенности устройства и технические характеристики атомных ледоколов проекта 22220 явно заслуживают более подробного изучения с нашей стороны. Предлагаем этим и заняться сейчас.

Ядерная энергетическая установка


Сердце каждого атомного ледокола – его двухреакторная ядерная энергетическая установка «РИТМ-200». Она генерирует как тепловую, так и электрическую мощность судна. Основные характеристики установки выглядят следующим образом:

✅ каждый из двух реакторов вырабатывает тепловую мощность до 175 МВт, а электрическая в совокупности составляет 72 МВт
✅ реакторы могут работать без перезарядки ядерного топлива 5-7 лет, что значительно снижает расходы и увеличивает сроки автономного плавания
✅ для питания используются тепловыделяющие сборки (ТВС) российского производства, рассчитанные на длительный срок эксплуатации

Особенностью «РИТМ-200» стала его компактность по сравнению с предшественниками. Это позволило уменьшить размеры реакторного отсека, освободив место для других видов оборудования.

Система электродвижения судна


На ледоколах проекта 22220 установлена уникальная система электрического движения (СЭД), разработанная с учетом суровых арктических условий. Она отвечает за преобразование энергии от ядерных реакторов и ее дальнейшее распределение на движители. Система включает:

✅ три асинхронных гребных электродвигателя мощностью 20 МВт каждый
✅ два главных генератора, приводимых в действие паровыми турбинами
✅ систему управления возбуждением для оптимизации работы генераторов

СЭД позволяет ледоколу сохранять высокую маневренность, эффективно использовать энергию и преодолевать лед толщиной до трех метров.

Движители (гребные винты)


Каждый ледокол оснащен тремя гребными винтами фиксированного шага, которые приводятся в движение гребными электродвигателями. Для изготовления движителей используется особо легированная сталь, устойчивая к нагрузкам и низким температурам.

Основной каждого ледокола стал реактор российской разработки и сборки. Фото: youtube.com

Каждый винт имеет четыре съемные лопасти, что облегчает их замену при повреждениях или утере (внезапно, бывает и такое). Они располагаются на трех валах и обеспечивают равномерное распределение тяги.

Конструкция корпуса и не только


Корпус ледокола выполнен из легированной стали, которая выдерживает экстремальные температуры и давление льда. Толщина корпуса в критических местах достигает нескольких десятков миллиметров.

Конструкция ледоколов крайне сложная, но эффективная. Фото: youtube.com

Ключевой особенностью ледоколов проекта 22220 стала двухосадочная конструкция. Благодаря этому суда могут работать как на глубоководных участках морей, так и на мелководье рек. Достигается это с помощью балластных цистерн, которые работают следующим образом:

✅ при работе в море емкости наполняются водой, увеличивая осадку до 10,5 метров
✅ в реках балласт сливается, уменьшая осадку до 9 метров и повышая маневренность

Такой подход позволяет ледоколам замещать сразу два типа судов – тяжелые морские и речные корабли.

Ледопроходимость и маневренность


Судна проекта 22220 способны прокладывать каналы шириной до 37 метров и преодолевать лед толщиной 2,8-2,9 метра при средней скорости движения 1,5-2 узла. Максимальная толщина ледового покрова, который может «взломать» ледокол, составляет 3 метра.

Кроме технических помещений на борту есть много комфортных кают и комнат отдыха. Фото: youtube.com

Предельная скорость судна проекта 22220 на чистой воде достигает 22 узлов (около 40 км/ч). По льду толщиной 1,5 метра корабль может передвигаться, разогнавшись до 12 узлов.

Энергетическая инфраструктура


Помимо основной СЭД установлены резервные дизель-генераторы, которые могут обеспечивать работу критически важных агрегатов в случае нештатной ситуации.

Есть на борту и система противообледенения. В ее составе используются специальные устройства, которые подогревают корпус судна и предотвращают образование наледи.

Продвинутое оборудование позволяет осуществлять безопасную ночную навигацию в суровых условиях. Фото: youtube.com

Кроме того, на корабле есть система жизнеобеспечения, включающая оборудование для водоочистки, климат-контроль и автономное энергоснабжение жилых помещений.

Размеры и вместительность


Ледоколы проекта 22220 на сегодняшний день являются крупнейшими в своем классе. Их длина достигает 173,3 метра, ширина составляет 34 метра. Водоизмещение при полной загрузке – до 33540 тонн. Для управления столь крупными кораблями предусмотрен экипаж из 53 человек.

В отсутствие льдов ледоколы не менее полезны. Фото: youtube.com

Такие габариты позволяют ледоколу не только исправно выполнять свои функции, но и являться удобной платформой для научных исследований или аварийно-спасательных операций.

Инновации и российское производство


92% компонентов ледоколов – детали отечественного производства. Системы СЭД, паровые турбины, реакторы, а также элементы корпуса и оборудования разработаны и произведены на российских предприятиях, таких как ОКБМ имени Африкантова, «Балтийский завод» и ЦКБ «Айсберг».

Разработка ледоколов в рамках проекта 22220 началась в 2000-х годах, когда стало очевидно, что действующий флот требует замены. Проектирование велось на основе многолетнего опыта эксплуатации ледоколов типов «Арктика» и «Таймыр».

Для управления реактором предусмотрено отдельное помещение. Фото: youtube.com

Конструкцию разрабатывало Центральное конструкторское бюро «Айсберг», а строительство кораблей взял на себя Балтийский завод в Санкт-Петербурге. Уникальные реакторы «РИТМ-200» спроектированы ОКБМ имени Африкантова, а турбины и электротехнические системы созданы несколькими отечественными предприятиями.

Ледоколы в эксплуатации


На начало 2024 года по проекту 22220 построено четыре ледокола, из которых три уже введены в эксплуатацию. Это ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Каждое из этих судов уникально, но все они объединены общей технологической основой.

«Арктика»


Головной ледокол серии стал символом нового этапа развития российского флота. Его строительство началось в 2012 году, а введение в эксплуатацию состоялось в октябре 2020 года.

Корабль управляется с помощью большого перечня электроники. Фото: youtube.com

На этапе тестирования судно «Арктика» достигло Северного полюса, продемонстрировав свою способность преодолевать льды толщиной до трех метров. Несмотря на задержки, связанные с заменой одного из электродвигателей, корабль полностью оправдал ожидания и стал ключевым элементом обеспечения навигации в полярном регионе.

«Сибирь»


Ледокол заложен в 2015 году и передан заказчику в декабре 2021 года. «Сибирь» показала высокую готовность к суровым арктическим условиям и уже активно используется для сопровождения судов по Северному морскому пути.

«Урал»


Этот ледокол был спущен на воду в 2019 году, а в эксплуатацию вошел в ноябре 2022 года. Установленные на борту реакторы и другие системы полностью соответствуют требованиям надежности и безопасности, обеспечивая судно всем необходимым для долгих автономных плаваний. «Урал» уже успел зарекомендовать себя как эффективный инструмент в освоении арктических маршрутов.

Значение для Арктики


Ледоколы проекта 22220 стали технологическим прорывом, позволив России укрепить свое присутствие в Арктике и практически полностью устранить зависимость от иностранных комплектующих и технологий.

Хотя корабли и маневренные, иногда им нужна дополнительная помощь. Фото: youtube.com

Они заменяют устаревшие суда и обеспечивают круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Эти корабли не только экономически выгодны, но и экологически безопасны, так как атомные установки минимизируют выбросы парниковых газов.
Как вам характеристики ледоколов проекта 22220?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас