МАЗ-530: забытый советский гигант
В середине 1950-х годов Советский Союз переживал настоящий бум по добыче полезных ископаемых. Страна обладала огромными ресурсами, а перевозить их к местам переработки было не на чем. Самая большая серийная машина на то время – МАЗ-525 не справлялась с резко возросшим объемом груза.
Поэтому перед Минским автозаводом партия и правительство, а также Министерство цветной металлургии поставили конкретную задачу: в кратчайшие сроки разработать и организовать конвейерное производство более мощного авто, способного брать на борт до 40 т груза (МАЗ-525 перевозил только 25 т). Машина должна получиться простой в обслуживании, ремонте и несложной в производстве.
Особо долго не думали: за основу взяли компоновку МАЗ-525, хотя она к концу 50-х уже начала морально устаревать. Этот грузовик разработали на Ярославском заводе, но создавать там же новую модель не было возможности: предприятие переходило на выпуск дизельных двигателей. Поэтому документация «переехала» в Минск. На самосвал, получивший три оси, установили больший по габаритам кузов, в который входило 40 т груза.
Возросшая масса и производительность гиганта потребовали использование мощного силового агрегата. Поставили такой же, что и на МАЗ-525, но при этом его характеристики «откатили» к первоначальным. На предшественнике стоял дефорсированный до 300 «лошадей» танковый двенадцатицилиндровый дизель Д-12А.
Ему вернули прежнюю мощность в 450 л. с. Крутящий момент достигал 1800 Н*м. Чтобы его передавать применили планетарную гидромеханическую трансмиссию с трехскоростной коробкой.
Раму сделали из коробчатого профиля, задние ведущие мосты установили на балансирную подвеску. Колеса укомплектовали шинами увеличенного (18.00-32) размера. Их наружный диаметр тогда казался огромным – 1,8 м. Весной 1957 года прототип гиганта выехал из заводских ворот для проведения испытаний. Все, кто его ранее не видел, поражались габаритам махины: длина самосвала составляла 10,5, а ширина – 3,5 метра.
Кабину немного усовершенствовали: она стала трехместной и получила обогреватель. Водительское сиденье приподняли: теперь низкорослому человеку не нужно было подкладывать фуфайку, чтобы дотянуться до руля. В остальном (расположение приборов, рычагов и т. д.) кабина оставалась такой же, как и на МАЗ-525.
После испытательного пробега, который успешно завершился, самосвал выставили в павильоне «Машиностроение» на ВСХВ (ВДНХ) СССР. Огромный самосвал собирал вокруг себя толпы посетителей. В следующем, 1958 году, МАЗ-530 отвезли в Брюссель Там проходила Всемирная промышленная выставка. На ней советский самосвал получил Гран-При.
Грузовик собирался вручную и занимал много места в цехах завода. МАЗ в то время был занят серийным производством тяжелых машин и выполнением военных заказов (собирали колесные шасси). Поэтому техдокументацию снова «отфутболили» теперь уже на БелАЗ, который тогда начинал позиционироваться, как производитель тяжелой карьерной техники.
Общая численность выпущенных машин на обоих предприятиях достигла 30 единиц техники. Но в 1963 году и это штучное производство свернули. На то были серьезные причины.
Помимо устаревшей компоновки, машина имела другие недостатки. Один из них – очень большой радиус разворота, достигавший 14 м: маневрировать в зачастую тесных карьерах с такой характеристикой было сложно. Но главное – расход горючего, который доходил до 200 л/100 км.
Это было чрезмерно много для послевоенного периода страны. К тому же БелАЗ начал переходить на выпуск более современных карьерных грузовиков. Ими и был заменен советский гигант. Последние авто сняли с эксплуатации в начале 1970-х. Ни одного экземпляра, увы, не сохранилось.
Поэтому перед Минским автозаводом партия и правительство, а также Министерство цветной металлургии поставили конкретную задачу: в кратчайшие сроки разработать и организовать конвейерное производство более мощного авто, способного брать на борт до 40 т груза (МАЗ-525 перевозил только 25 т). Машина должна получиться простой в обслуживании, ремонте и несложной в производстве.
О конструкции
Особо долго не думали: за основу взяли компоновку МАЗ-525, хотя она к концу 50-х уже начала морально устаревать. Этот грузовик разработали на Ярославском заводе, но создавать там же новую модель не было возможности: предприятие переходило на выпуск дизельных двигателей. Поэтому документация «переехала» в Минск. На самосвал, получивший три оси, установили больший по габаритам кузов, в который входило 40 т груза.
Машину разработали и выпустили очень быстро – примерно за год. Фото: youtube.com
Возросшая масса и производительность гиганта потребовали использование мощного силового агрегата. Поставили такой же, что и на МАЗ-525, но при этом его характеристики «откатили» к первоначальным. На предшественнике стоял дефорсированный до 300 «лошадей» танковый двенадцатицилиндровый дизель Д-12А.
Д-12А является модификацией дизеля, стоявшего на легендарной «тридцатьчетверке».
Ему вернули прежнюю мощность в 450 л. с. Крутящий момент достигал 1800 Н*м. Чтобы его передавать применили планетарную гидромеханическую трансмиссию с трехскоростной коробкой.
Танковый силовой агрегат пригодился и для мирных целей. Фото: youtube.com
Раму сделали из коробчатого профиля, задние ведущие мосты установили на балансирную подвеску. Колеса укомплектовали шинами увеличенного (18.00-32) размера. Их наружный диаметр тогда казался огромным – 1,8 м. Весной 1957 года прототип гиганта выехал из заводских ворот для проведения испытаний. Все, кто его ранее не видел, поражались габаритам махины: длина самосвала составляла 10,5, а ширина – 3,5 метра.
Колеса – в рост человека. Фото: youtube.com
Кабину немного усовершенствовали: она стала трехместной и получила обогреватель. Водительское сиденье приподняли: теперь низкорослому человеку не нужно было подкладывать фуфайку, чтобы дотянуться до руля. В остальном (расположение приборов, рычагов и т. д.) кабина оставалась такой же, как и на МАЗ-525.
Триумф
После испытательного пробега, который успешно завершился, самосвал выставили в павильоне «Машиностроение» на ВСХВ (ВДНХ) СССР. Огромный самосвал собирал вокруг себя толпы посетителей. В следующем, 1958 году, МАЗ-530 отвезли в Брюссель Там проходила Всемирная промышленная выставка. На ней советский самосвал получил Гран-При.
Трудности
Грузовик собирался вручную и занимал много места в цехах завода. МАЗ в то время был занят серийным производством тяжелых машин и выполнением военных заказов (собирали колесные шасси). Поэтому техдокументацию снова «отфутболили» теперь уже на БелАЗ, который тогда начинал позиционироваться, как производитель тяжелой карьерной техники.
Некоторые считают, что на новом месте модель получила соответствующую марку. Однако, это не так: на БелАЗе автомобиль производился под прежним индексом – МАЗ-530.
Общая численность выпущенных машин на обоих предприятиях достигла 30 единиц техники. Но в 1963 году и это штучное производство свернули. На то были серьезные причины.
Итоги
Помимо устаревшей компоновки, машина имела другие недостатки. Один из них – очень большой радиус разворота, достигавший 14 м: маневрировать в зачастую тесных карьерах с такой характеристикой было сложно. Но главное – расход горючего, который доходил до 200 л/100 км.
И все же самосвал прослужил более десятка лет. Фото: youtube.com
Это было чрезмерно много для послевоенного периода страны. К тому же БелАЗ начал переходить на выпуск более современных карьерных грузовиков. Ими и был заменен советский гигант. Последние авто сняли с эксплуатации в начале 1970-х. Ни одного экземпляра, увы, не сохранилось.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Кузов УАЗ СГР глобально доработали – прощай, одна из основных проблем «Буханки»
Производитель обещает, что проблемы с кузовом УАЗ СГР уйдут в прошлое. Ведь штампы заменены новыми на 90%....
АВТОВАЗ начал промышленную сборку новейшей «Нивы»
Это не «светодиодные поворотники», а настоящее обновление. Уже известна дата поступления в продажу и обнародованы некоторые технические подробности....
Завершено строительство самого большого в мире подводного туннеля – это рекорд
И, не поверите, снова в Поднебесной. Все подробности об уникальном проекте, а главное, о рекордных сроках его реализации, читайте в нашем материале....
Ан-72 – почему этот советский самолет такой странный
Авиация начала развиваться стремительными темпами еще во второй половине 1930-х годов. Особенно повлияла на этот процесс Вторая мировая война. Окончание...
На КАМАЗе теперь можно будет ездить с правами категории «B»
Для этого появится новая модель. Она станет самой доступной в линейке. Уже известны первые технические подробности, а также ориентировочная дата выхода на...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
«Он улетел, но обещал вернуться» – или почему закрылся многообещающий авиационный проект
Речь о немецком стартапе Lilium, который уже в следующем году должен был начать поставки первых своих самолетов. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Полноприводный российский мотоцикл Скаут-5 – возрождение Иж возможно
Этот мотоцикл, как и все семейств «Скаут», делают в Ижевске. Только до полного цикла производства там еще далеко....
Однотактный E-REX: 35 кг и 0,5 л объема выдают 120 л. с. мощности
ДВС многие прочат скорое забвение и полный переход на электрическую тягу. Однако, так считают далеко не все: ниже – подтверждение этому....
Правда об одном «китайце» – что случилось с Geely Tugella за два года
О надежности китайских автомобилей слагают легенды. При этом в них машины скорее не хвалят, а откровенно ругают. Впрочем, сколько людей – столько и мнений....
Haven-1: США готовят к запуску первый модуль будущей станции
Мы уже рассказывали о планах России по созданию своей орбитальной станции (РОС). А что американцы делают в этом направлении?...
Почему локомотив в середине поезда?
Когда один локомотив прицепляют сзади, а другой впереди – такая картинка еще понятна. Получается, как у электрички: сначала она едет в одну сторону, а потом,...
Для строительства крупнейшего аэропорта понадобится искусственный остров
Кроме развития инфраструктуры, в сфере авиаперевозок Китая также есть новости. Самолет C919 продолжает ставить рекорды. Обо всех подробностях можно узнать из...
Прокатились на самом новом поезде в России
Обновленная «Аврора» совершила свою первую поездку. Скоростной рейс №744 проходил по маршруту из столицы в Санкт-Петербург. Отправка была с Ленинградского...
Россия разрабатывает стандарты для серийного выпуска дирижаблей
Это первая классификация такого типа в России. Стандарты охватят весь «жизненный цикл» дирижаблей и аэростатов....