
МАЗ-530: забытый советский гигант
В середине 1950-х годов Советский Союз переживал настоящий бум по добыче полезных ископаемых. Страна обладала огромными ресурсами, а перевозить их к местам переработки было не на чем. Самая большая серийная машина на то время – МАЗ-525 не справлялась с резко возросшим объемом груза.
Поэтому перед Минским автозаводом партия и правительство, а также Министерство цветной металлургии поставили конкретную задачу: в кратчайшие сроки разработать и организовать конвейерное производство более мощного авто, способного брать на борт до 40 т груза (МАЗ-525 перевозил только 25 т). Машина должна получиться простой в обслуживании, ремонте и несложной в производстве.
Особо долго не думали: за основу взяли компоновку МАЗ-525, хотя она к концу 50-х уже начала морально устаревать. Этот грузовик разработали на Ярославском заводе, но создавать там же новую модель не было возможности: предприятие переходило на выпуск дизельных двигателей. Поэтому документация «переехала» в Минск. На самосвал, получивший три оси, установили больший по габаритам кузов, в который входило 40 т груза.
Машину разработали и выпустили очень быстро – примерно за год. Фото: youtube.com
Возросшая масса и производительность гиганта потребовали использование мощного силового агрегата. Поставили такой же, что и на МАЗ-525, но при этом его характеристики «откатили» к первоначальным. На предшественнике стоял дефорсированный до 300 «лошадей» танковый двенадцатицилиндровый дизель Д-12А.
Ему вернули прежнюю мощность в 450 л. с. Крутящий момент достигал 1800 Н*м. Чтобы его передавать применили планетарную гидромеханическую трансмиссию с трехскоростной коробкой.
Танковый силовой агрегат пригодился и для мирных целей. Фото: youtube.com
Раму сделали из коробчатого профиля, задние ведущие мосты установили на балансирную подвеску. Колеса укомплектовали шинами увеличенного (18.00-32) размера. Их наружный диаметр тогда казался огромным – 1,8 м. Весной 1957 года прототип гиганта выехал из заводских ворот для проведения испытаний. Все, кто его ранее не видел, поражались габаритам махины: длина самосвала составляла 10,5, а ширина – 3,5 метра.
Колеса – в рост человека. Фото: youtube.com
Кабину немного усовершенствовали: она стала трехместной и получила обогреватель. Водительское сиденье приподняли: теперь низкорослому человеку не нужно было подкладывать фуфайку, чтобы дотянуться до руля. В остальном (расположение приборов, рычагов и т. д.) кабина оставалась такой же, как и на МАЗ-525.
После испытательного пробега, который успешно завершился, самосвал выставили в павильоне «Машиностроение» на ВСХВ (ВДНХ) СССР. Огромный самосвал собирал вокруг себя толпы посетителей. В следующем, 1958 году, МАЗ-530 отвезли в Брюссель Там проходила Всемирная промышленная выставка. На ней советский самосвал получил Гран-При.
Грузовик собирался вручную и занимал много места в цехах завода. МАЗ в то время был занят серийным производством тяжелых машин и выполнением военных заказов (собирали колесные шасси). Поэтому техдокументацию снова «отфутболили» теперь уже на БелАЗ, который тогда начинал позиционироваться, как производитель тяжелой карьерной техники.
Общая численность выпущенных машин на обоих предприятиях достигла 30 единиц техники. Но в 1963 году и это штучное производство свернули. На то были серьезные причины.
Помимо устаревшей компоновки, машина имела другие недостатки. Один из них – очень большой радиус разворота, достигавший 14 м: маневрировать в зачастую тесных карьерах с такой характеристикой было сложно. Но главное – расход горючего, который доходил до 200 л/100 км.
И все же самосвал прослужил более десятка лет. Фото: youtube.com
Это было чрезмерно много для послевоенного периода страны. К тому же БелАЗ начал переходить на выпуск более современных карьерных грузовиков. Ими и был заменен советский гигант. Последние авто сняли с эксплуатации в начале 1970-х. Ни одного экземпляра, увы, не сохранилось.
Поэтому перед Минским автозаводом партия и правительство, а также Министерство цветной металлургии поставили конкретную задачу: в кратчайшие сроки разработать и организовать конвейерное производство более мощного авто, способного брать на борт до 40 т груза (МАЗ-525 перевозил только 25 т). Машина должна получиться простой в обслуживании, ремонте и несложной в производстве.
О конструкции
Особо долго не думали: за основу взяли компоновку МАЗ-525, хотя она к концу 50-х уже начала морально устаревать. Этот грузовик разработали на Ярославском заводе, но создавать там же новую модель не было возможности: предприятие переходило на выпуск дизельных двигателей. Поэтому документация «переехала» в Минск. На самосвал, получивший три оси, установили больший по габаритам кузов, в который входило 40 т груза.

Возросшая масса и производительность гиганта потребовали использование мощного силового агрегата. Поставили такой же, что и на МАЗ-525, но при этом его характеристики «откатили» к первоначальным. На предшественнике стоял дефорсированный до 300 «лошадей» танковый двенадцатицилиндровый дизель Д-12А.
Д-12А является модификацией дизеля, стоявшего на легендарной «тридцатьчетверке».
Ему вернули прежнюю мощность в 450 л. с. Крутящий момент достигал 1800 Н*м. Чтобы его передавать применили планетарную гидромеханическую трансмиссию с трехскоростной коробкой.

Раму сделали из коробчатого профиля, задние ведущие мосты установили на балансирную подвеску. Колеса укомплектовали шинами увеличенного (18.00-32) размера. Их наружный диаметр тогда казался огромным – 1,8 м. Весной 1957 года прототип гиганта выехал из заводских ворот для проведения испытаний. Все, кто его ранее не видел, поражались габаритам махины: длина самосвала составляла 10,5, а ширина – 3,5 метра.

Кабину немного усовершенствовали: она стала трехместной и получила обогреватель. Водительское сиденье приподняли: теперь низкорослому человеку не нужно было подкладывать фуфайку, чтобы дотянуться до руля. В остальном (расположение приборов, рычагов и т. д.) кабина оставалась такой же, как и на МАЗ-525.
Триумф
После испытательного пробега, который успешно завершился, самосвал выставили в павильоне «Машиностроение» на ВСХВ (ВДНХ) СССР. Огромный самосвал собирал вокруг себя толпы посетителей. В следующем, 1958 году, МАЗ-530 отвезли в Брюссель Там проходила Всемирная промышленная выставка. На ней советский самосвал получил Гран-При.
Трудности
Грузовик собирался вручную и занимал много места в цехах завода. МАЗ в то время был занят серийным производством тяжелых машин и выполнением военных заказов (собирали колесные шасси). Поэтому техдокументацию снова «отфутболили» теперь уже на БелАЗ, который тогда начинал позиционироваться, как производитель тяжелой карьерной техники.
Некоторые считают, что на новом месте модель получила соответствующую марку. Однако, это не так: на БелАЗе автомобиль производился под прежним индексом – МАЗ-530.
Общая численность выпущенных машин на обоих предприятиях достигла 30 единиц техники. Но в 1963 году и это штучное производство свернули. На то были серьезные причины.
Итоги
Помимо устаревшей компоновки, машина имела другие недостатки. Один из них – очень большой радиус разворота, достигавший 14 м: маневрировать в зачастую тесных карьерах с такой характеристикой было сложно. Но главное – расход горючего, который доходил до 200 л/100 км.

Это было чрезмерно много для послевоенного периода страны. К тому же БелАЗ начал переходить на выпуск более современных карьерных грузовиков. Ими и был заменен советский гигант. Последние авто сняли с эксплуатации в начале 1970-х. Ни одного экземпляра, увы, не сохранилось.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....