
Почему вертолет летает ниже самолета
Если человек, непосвященный в тонкости аэродинамики и теории воздухоплавания, начнет сравнивать самолет и вертолет, то в плане их «способностей» у него возникнут вопросы. С грузоподъемностью и скоростью все более-менее понятно (лайнеры мощнее и больше), но в отношении высоты подъема (потолка) возникают вопросы.
Почему один летательный аппарат может подниматься на огромную высоту, а другой – нет? Напомним уважаемым читателям, что рекордный потолок был достигнут 31.09.1977 года советским летчиком А. Федотовым на опытном образце самолета Е-226М, разработанного в КБ Микояна. Машина поднялась на 37650 м.
Aérospatiale SA.315B Lama готовится к полету в горах. Фото: youtube.com
Среди вертолетов тоже есть рекордсмен. Пилотируемый французом Ж. Буле Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году забрался на 12442 м.
Современные винтовые машины могут то, что многим самолетам не под силу, хотя разрыв в этом плане пытаются сократить. Вертолет может взлетать вертикально с минимальной по размерам площадки, ограниченной его габаритами, зависать над одним местом сколь угодно долго. Нынешние геликоптеры умеют летать боком и даже задом наперед. А вот высоко подниматься не способны. Максимум для большинства машин составляет 4-6 км.
У любого летательного аппарата две разновидности наибольшей высоты. Первая – статическая. Это те тысячи метров, которые вертолет способен набрать, поднимаясь вверх строго вертикально только за счет винта. У гражданских моделей статический потолок составляет от 2-х до 4-х км, у военных – 5-6 тыс. м.
Потолок одного из самых популярных вертолетов СССР и РФ Ми-8 составляет 5540 м. Фото: youtube.com
Но в реальности геликоптеры поднимаются гораздо выше. Каким же образом? Для этого необходимо использовать разгон по горизонтали, когда кинематическая энергия переходит в потенциальную. Чтобы не усложнять текст физическими и научными выкладками, скажем проще – чем сильнее разгонится машина в полете параллельно земле, тем выше она поднимется. У летчиков такой «трюк» входит в «сборник» пилотажных фигур и называется «горкой». Почему же вертолеты не летают высоко?
Самолеты удерживаются наверху благодаря подъемной силе, которую формирует особый профиль крыла. Если у лайнера винты, то они еще и тянут его вперед, а реактивные двигатели толкают туда же.
Благодаря мощной силовой установке, такой летательный аппарат может почти не задействовать крылья и подниматься вверх вертикально, как ракета. На больших высотах, где разреженный воздух, самолет передвигается не только за счет крыльев, но и двигателей.
От конструкции винта зависит подъемная сила и скорость машины. Фото: youtube.com
А что же вертолет? Он поднимается вверх благодаря вращению винтов, формирующих конус. Подъемная сила здесь имеет иную природу по сравнению с самолетом. Она получается из-за разницы давления под лопастями и над ними. При вращении они толкают воздух вниз, откуда он и давит на винты машины, «заставляя» ее подниматься. На большой высоте атмосфера разреженная: чем выше, тем ее плотность меньше. И вертолетным лопастям просто нечего толкать вниз, чтобы создать подъемную силу.
Для приготовления топливной смеси требуется не только горючее, но и кислород. А его на высоте совсем мало. В результате мотор начинает работать неустойчиво, есть риск, что он вообще заглохнет. Кстати, так и получилось с французом-рекордсменом, упомянутом выше: избежать трагедии ему удалось чудом – благодаря авторотации (это когда винты сами крутятся, при неработающей силовом агрегате).
Ми-26Т – самый мощный серийный вертолет в мире (2 движка по 11400 л. с.). Фото: youtube.com
Теоретически решить проблему можно увеличением мощности двигателя и скорости вращения винтов. Но делать бесконечно это не получится: под влиянием центробежной силы лопасти просто оторвутся.
Также это одна из причин, почему вертолеты не могут развивать «самолетной» скорости. Говоря научным языком, она ограничивается срывом обтекания на части поверхности лопастей. Если проще, то максимальная подъемная сила вертолета реализуется только при определенном угле атаки (наклону) винта (по максимуму он составляет 13°) и скорости. Чем аппарат поднимается выше, тем больше разворачиваются лопасти, чтобы обеспечить подъемную силу.
Лопасти винта могут поворачиваться вокруг оси, меняя подъемную силу. Фото: youtube.com
А что же самолеты – ведь у них двигатели тоже нуждаются в кислороде? Если говорить о поршневых моторах, то рекорд установлен в 1938 году и принадлежит итальянцу Марио Пецци. Его машина Caproni Ca.161 поднялась на «умопомрачительную» высоту в 17083 м. Это даже сегодня считается достижением, что уж говорить о том времени!
Побить рекорд удалось в 1995-м. Правда, ненамного: пилотируемый винтовой самолет Grob Strato 2C, поднялся на 18561 м (по другим данным 18552 км). Кстати, судьба у этой машины была незавидной: она совершила только 29 полетов, после чего ее эксплуатация прекратилась. Может, из-за неудачного первого слова в названии (если читать по-русски)?
Grob Strato 2C на взлете. Фото: youtube.com
Но вернемся к двигателям. Современный реактивный лайнер может летать выше вертолета не только из-за разного принципа подъемной силы. Поток воздуха попадает в ДВС на большой скорости, недостижимой для вертолета. Малое количество кислорода частично компенсируется его уплотнением с помощью турбокомпрессора. Современные пассажирские лайнеры забираются на высоту в 10-12 км для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление потоков. В итоге получается компромисс: выше забираться нельзя, т. к. движки заглохнут, а ниже быстро летать «мешает» воздух.
Вертолет не предназначен для больших высот: его конструкция, например, не приспособлена к борьбе с низкой температурой. А это опасно для гидравлики, некоторых элементов двигателя, негерметичной кабины и салона. Недостаток воздуха вынудит пилотов использовать кислородные маски, устанавливать баллоны с газом, что увеличивает массу машины.
Еще одна опасность для вертолета на высоте – сильный ветер. Фото: youtube.com
Да, все эти недостатки можно устранить. Но зачем – для установки новых рекордов? Вертолет представляет собой компактное транспортное средство для передвижения по воздуху, доставки грузов и пассажиров в труднодоступные места. По большому счету, геликоптер дешевле самолета, а по определенным техническим «способностям» лучше. Если надо забраться повыше и лететь подальше – к вашим услугам авиалайнер. Все должно быть логично и экономически целесообразно.
Нынешние вертолеты поднимаются на высоту в 3-4 км: выше им просто не надо. Более того: в ряде стран для этих воздушных машин потолок и вовсе ограничен несколькими сотнями метров. Теоретически можно сделать вертолет, который поднимется гораздо выше даже французского рекорда. Но в этом нет смысла и необходимости. Как исключение, можно упомянуть спасательные операции. Ведь даже штатные геликоптеры могут подниматься выше установленной изготовителем планки.
Sikorsky поднимается в горы. Фото: youtube.com
К примеру, тот же рекордсмен Aérospatiale SA.315B Lama рассчитан всего на потолок 5,4 км, а поднялся на 12 км. Для грузового аппарата Sikorsky CH-54 Tarhe максимальная высота составляет 5600 м, а он долетал и до 11000 м. Но это так, «баловство», причем, рискованное. Что касается полетов по спасению людей, то здесь «планку» переходят ненамного. Например, в 1970-м советский Ми-4, рассчитанный на потолок в 5500 м, эвакуировал больного с Памира на высоте 6000 м.
Почему один летательный аппарат может подниматься на огромную высоту, а другой – нет? Напомним уважаемым читателям, что рекордный потолок был достигнут 31.09.1977 года советским летчиком А. Федотовым на опытном образце самолета Е-226М, разработанного в КБ Микояна. Машина поднялась на 37650 м.

Среди вертолетов тоже есть рекордсмен. Пилотируемый французом Ж. Буле Aérospatiale SA.315B Lama в 1972 году забрался на 12442 м.
Особенности конструкции вертолета
Современные винтовые машины могут то, что многим самолетам не под силу, хотя разрыв в этом плане пытаются сократить. Вертолет может взлетать вертикально с минимальной по размерам площадки, ограниченной его габаритами, зависать над одним местом сколь угодно долго. Нынешние геликоптеры умеют летать боком и даже задом наперед. А вот высоко подниматься не способны. Максимум для большинства машин составляет 4-6 км.
Каким бывает потолок
У любого летательного аппарата две разновидности наибольшей высоты. Первая – статическая. Это те тысячи метров, которые вертолет способен набрать, поднимаясь вверх строго вертикально только за счет винта. У гражданских моделей статический потолок составляет от 2-х до 4-х км, у военных – 5-6 тыс. м.

Но в реальности геликоптеры поднимаются гораздо выше. Каким же образом? Для этого необходимо использовать разгон по горизонтали, когда кинематическая энергия переходит в потенциальную. Чтобы не усложнять текст физическими и научными выкладками, скажем проще – чем сильнее разгонится машина в полете параллельно земле, тем выше она поднимется. У летчиков такой «трюк» входит в «сборник» пилотажных фигур и называется «горкой». Почему же вертолеты не летают высоко?
Малая плотность воздуха
Самолеты удерживаются наверху благодаря подъемной силе, которую формирует особый профиль крыла. Если у лайнера винты, то они еще и тянут его вперед, а реактивные двигатели толкают туда же.
Плотность воздуха мало связана с подъемной силой самолета: она возникает из-за разницы скорости потока под и над крылом.
Благодаря мощной силовой установке, такой летательный аппарат может почти не задействовать крылья и подниматься вверх вертикально, как ракета. На больших высотах, где разреженный воздух, самолет передвигается не только за счет крыльев, но и двигателей.

А что же вертолет? Он поднимается вверх благодаря вращению винтов, формирующих конус. Подъемная сила здесь имеет иную природу по сравнению с самолетом. Она получается из-за разницы давления под лопастями и над ними. При вращении они толкают воздух вниз, откуда он и давит на винты машины, «заставляя» ее подниматься. На большой высоте атмосфера разреженная: чем выше, тем ее плотность меньше. И вертолетным лопастям просто нечего толкать вниз, чтобы создать подъемную силу.
Двигатель и его мощность
Для приготовления топливной смеси требуется не только горючее, но и кислород. А его на высоте совсем мало. В результате мотор начинает работать неустойчиво, есть риск, что он вообще заглохнет. Кстати, так и получилось с французом-рекордсменом, упомянутом выше: избежать трагедии ему удалось чудом – благодаря авторотации (это когда винты сами крутятся, при неработающей силовом агрегате).

Теоретически решить проблему можно увеличением мощности двигателя и скорости вращения винтов. Но делать бесконечно это не получится: под влиянием центробежной силы лопасти просто оторвутся.
Каждая модель геликоптера имеет максимальные значения числа оборотов лопастей и скорости, определяемые на стадии разработки после продувки в аэродинамической трубе.
Также это одна из причин, почему вертолеты не могут развивать «самолетной» скорости. Говоря научным языком, она ограничивается срывом обтекания на части поверхности лопастей. Если проще, то максимальная подъемная сила вертолета реализуется только при определенном угле атаки (наклону) винта (по максимуму он составляет 13°) и скорости. Чем аппарат поднимается выше, тем больше разворачиваются лопасти, чтобы обеспечить подъемную силу.

А что же самолеты – ведь у них двигатели тоже нуждаются в кислороде? Если говорить о поршневых моторах, то рекорд установлен в 1938 году и принадлежит итальянцу Марио Пецци. Его машина Caproni Ca.161 поднялась на «умопомрачительную» высоту в 17083 м. Это даже сегодня считается достижением, что уж говорить о том времени!
В конструкции авиамотора самолета Пецци был применен компрессор-нагнетатель для добавления кислорода в ДВС. Современные винтовые пассажирские воздушные суда имеют потолок в среднем 8-12 км.
Побить рекорд удалось в 1995-м. Правда, ненамного: пилотируемый винтовой самолет Grob Strato 2C, поднялся на 18561 м (по другим данным 18552 км). Кстати, судьба у этой машины была незавидной: она совершила только 29 полетов, после чего ее эксплуатация прекратилась. Может, из-за неудачного первого слова в названии (если читать по-русски)?

Но вернемся к двигателям. Современный реактивный лайнер может летать выше вертолета не только из-за разного принципа подъемной силы. Поток воздуха попадает в ДВС на большой скорости, недостижимой для вертолета. Малое количество кислорода частично компенсируется его уплотнением с помощью турбокомпрессора. Современные пассажирские лайнеры забираются на высоту в 10-12 км для того, чтобы уменьшить лобовое сопротивление потоков. В итоге получается компромисс: выше забираться нельзя, т. к. движки заглохнут, а ниже быстро летать «мешает» воздух.
Иные причины
Вертолет не предназначен для больших высот: его конструкция, например, не приспособлена к борьбе с низкой температурой. А это опасно для гидравлики, некоторых элементов двигателя, негерметичной кабины и салона. Недостаток воздуха вынудит пилотов использовать кислородные маски, устанавливать баллоны с газом, что увеличивает массу машины.

Да, все эти недостатки можно устранить. Но зачем – для установки новых рекордов? Вертолет представляет собой компактное транспортное средство для передвижения по воздуху, доставки грузов и пассажиров в труднодоступные места. По большому счету, геликоптер дешевле самолета, а по определенным техническим «способностям» лучше. Если надо забраться повыше и лететь подальше – к вашим услугам авиалайнер. Все должно быть логично и экономически целесообразно.
Резюме
Нынешние вертолеты поднимаются на высоту в 3-4 км: выше им просто не надо. Более того: в ряде стран для этих воздушных машин потолок и вовсе ограничен несколькими сотнями метров. Теоретически можно сделать вертолет, который поднимется гораздо выше даже французского рекорда. Но в этом нет смысла и необходимости. Как исключение, можно упомянуть спасательные операции. Ведь даже штатные геликоптеры могут подниматься выше установленной изготовителем планки.

К примеру, тот же рекордсмен Aérospatiale SA.315B Lama рассчитан всего на потолок 5,4 км, а поднялся на 12 км. Для грузового аппарата Sikorsky CH-54 Tarhe максимальная высота составляет 5600 м, а он долетал и до 11000 м. Но это так, «баловство», причем, рискованное. Что касается полетов по спасению людей, то здесь «планку» переходят ненамного. Например, в 1970-м советский Ми-4, рассчитанный на потолок в 5500 м, эвакуировал больного с Памира на высоте 6000 м.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...