Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Уверенные в своей силе гиганты. Гордые исполины. Но сколько романтики в этих железных великанах. Грациозные, разумно устроенные, сегодня они в статусе «динозавров». Вымерли, уступили рельсы «молодым», куда более красивым, комфортабельным и быстрым железнодорожным экспрессам.
Скорость 200 км/ч паровозам только снилась. Ну да, был «англичанин» Mallard №4468, который еще в 1938-ом развивал 202,7 км/ч. А советский рекордсмен «Иосиф Сталин» в 1957-ом дотянул до 175 км/ч.
Много мы потеряли от этого отставания?.. Нисколько: чтобы перевозить то количество руды, нефтепродукта, леса, которые грузили на наши составы, спринтерские скорости не нужны. Паровые локомотивы Страны Советов пахали как… овечки. Не ослышались: модели «Ов-6640» машинисты называли «овечками». О них позднее, а пока…
Ехать придется долго – 124 тыс. километров. Такова протяженность эксплуатационных ж/д путей России. Тут мы на третьем месте после США и Китая. А Московский железнодорожный узел, сформированный еще в канун 20-го столетия, никому не собирается уступать звание крупнейшего комплекса в мире.
Однако потянуло слегка окунуться в историю. Первые паровозы начала 19-го века в шахтах по рельсам катали вагонетки с углем. Когда машины «вышли из-под земли» и ошалело поперли со скоростью 19 км/ч, их назвали «поймай меня, кто сможет». Общественность возмущалась.
Из письма озабоченного англичанина в правительство:
Самые «оптимистичные» сторонники прогресса предрекали: «Птицы исчезнут, коровы перестанут есть траву, куры – нести яйца, дома сгорят, а лошади вымрут». Так что, если ваша скотина бунтует, будьте уверены, мимо в клубах белого пара пропыхтело железное чудище с красными колесами.
Кстати! Почему именно этим цветом красили спицевые колесные центры, метельники (щитки в нижней части передка), торцы ходовых мостиков и рамы? Не поверите: для эстетики и продолжения традиции, заложенной еще в царской России. Прочие детали паровозов, в силу конструкционных особенностей, покрывались копотью и гарью. «Катки» же оставались чистыми.
Но прозаичный ответ устраивает не всех. Любители ужастиков и поклонники Джека Воробья доказывают: колеса покрывали красным с той же целью, что и палубы пиратских кораблей. Чтобы, дескать, не было видно крови попавшего под поезд человека. Веселенькое объяснение, если учесть, что советские паровозы признаны самым безопасным видом транспорта в сравнении с автомобилями, самолетами и морскими судами.
А вот еще мнение по поводу красных колес: на этом фоне, мол, лучше видны трещины. Для чего же тогда путевые обходчики сосредоточенно стучат молотками по колесам? Звонкий звук – порядок, глухой – нашел повреждение.
Остановимся, перекусим и продолжим путь.
Железные дороги – не только рельсы, которые «как водится, на горизонте сходятся». Это сложная сеть со множеством объектов и развитой инфраструктурой. В СССР было четкое деление на станции и полустанки.
Первые – крупные узлы – располагались в столицах, больших городах, промышленных центрах, местах пересечений важных ж/д маршрутов. На станциях несколько путей и платформ, крытый вокзал с кассами, залами ожидания, кафе и магазинами. Предусмотрены депо для ремонта и обслуживания локомотивов, погрузочно-разгрузочные площадки. А еще современные средства оповещения, безопасности и управления поездами.
Станция – самое место выпить чаю с коржиком и купить магнитик на холодильник, ведь полустанки лишены подобных благ. Эти объекты обеспечивают транспортную доступность мелких и удаленных населенных пунктов. Выглядят убого и стандартно: продуваемый ветрами павильон, скамейка, урна для мусора, информационное табло. Тут производится только высадка и посадка пассажиров.
События не совпадают хронологически, но вместе с паровозами из железнодорожного словаря исчезло официальное название «полустанок». Теперь девушки в красивых шалях вынуждены грустить о прошедших годах на «разъездах» и «остановках». Или уж на «станцию» пусть подаются.
Однако двигаемся дальше.
По роду службы паровозы делили на грузовые, пассажирские и маневровые. В СССР локомотивный парк принадлежал полностью государству. Машины производили на девяти заводах, считая союзные республики.
Самое крупное паровозостроительное предприятие находилось в Коломенском. Тут, кроме прочего, построили 4 монстра марки П38 длиной 22,5 метров и массой 215 тонн. В Ворошиловграде произвели рекордное количество локомотивов – 522 единицы, которые трудились в народном хозяйстве до 70-х.
Паровую эру в машиностроении завершил ХХ съезд КПСС в 1956-ом. Заводы переквалифицировались на тепловозо- и электровозостроение. Последний паровоз «уволился» с работы по старости в 1986 году. Маневровые, правда, крутились на узловых станциях до 1991-го.
Куда теперь?
Самой массовой в мире считается советская паровая железнодорожная машина серии «Э». С 1909-го по середину века в Союзе изготовили 11 тыс. единиц «Эшек». На «Эшаках» советский народ летел в светлое будущее, уверенный, что «в коммуне остановка».
Кинематографисты облюбовали «Эховские» паровозы для съемок знаковых отечественных кинолент. Василий Лановой бежал по крыше поезда в фильме «Офицеры», спеша подарить букет полевых цветов родившей сына Любе Трофимовой. Отчаянные сорванцы из «Неуловимых» совершали свои беспримерные подвиги на «Эшках». А герой Алексея Баталова из «Летят журавли» уезжал на фронт в Отечественную.
К счастью, модель «Эхо» сохранилась в масштабном «Музее железных дорог России». Санкт-Петербург собрал огромную коллекцию подвижного парового состава – 80 экспонатов. Среди них – знаменитые «овечки» (Ов-6640).
Эти показали себя неутомимыми тружениками, неприхотливыми и безотказными. Работали на всем, что горит: угле, дровах, мазуте, торфе. Уникальный локомотив в составе бронепоезда был способен проходить по разбитым и спешно отремонтированным путям.
Замечательно сохранившиеся экспонаты украшают и музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Часть исполинов стоит на постаментах близ железных дорог.
Завершим путешествие «галопом по Европам» … на погосте.
С паровыми работягами ушла целая великая эпоха. Мчались когда-то в клубах белого дыма с характерным гудком, тревожным и радостным одновременно. Теперь представляют историческую ценность.
Этих «ценностей» пруд пруди в местечке Шумково Пермского края. На запасных (отстойных) путях стоят и ржавеют десятки советских паровозов. Но даже в запущенном, плачевном состоянии машины выглядят эпично, впечатляюще.
Почему не утилизировали, не пустили на переплавку, ведь каждая единица весит десятки тонн? Сколько занятых километров рельсов можно бы использовать более рационально.
Утверждают, база служила для хранения стратегического запаса техники. Машины поначалу берегли, смазывали, укрывали рубероидом. В случае коллапса энергетической системы какие-то перевозки можно осуществлять. Тем же тепловозам нужна солярка, а тут подкинул дровишек – и вперед!
Но, оказалось, на обслуживание нужны немалые деньги. Так благое дело и забросили. Свалка в Шумково невольно стала местной достопримечательностью, музеем под открытым небом. Бродить среди призраков прошлого можно, растаскивать на сувениры нет: сторож бдит.
Тихо тут. Печально. Погост…
Скорость 200 км/ч паровозам только снилась. Ну да, был «англичанин» Mallard №4468, который еще в 1938-ом развивал 202,7 км/ч. А советский рекордсмен «Иосиф Сталин» в 1957-ом дотянул до 175 км/ч.
Много мы потеряли от этого отставания?.. Нисколько: чтобы перевозить то количество руды, нефтепродукта, леса, которые грузили на наши составы, спринтерские скорости не нужны. Паровые локомотивы Страны Советов пахали как… овечки. Не ослышались: модели «Ов-6640» машинисты называли «овечками». О них позднее, а пока…
Прокатимся на паровозе
Ехать придется долго – 124 тыс. километров. Такова протяженность эксплуатационных ж/д путей России. Тут мы на третьем месте после США и Китая. А Московский железнодорожный узел, сформированный еще в канун 20-го столетия, никому не собирается уступать звание крупнейшего комплекса в мире.
Паровоз П36-0120. Фото: YouTube.com
Однако потянуло слегка окунуться в историю. Первые паровозы начала 19-го века в шахтах по рельсам катали вагонетки с углем. Когда машины «вышли из-под земли» и ошалело поперли со скоростью 19 км/ч, их назвали «поймай меня, кто сможет». Общественность возмущалась.
Из письма озабоченного англичанина в правительство:
Что может быть нелепее локомотивов, которые двигаются в два раза быстрее дилижанса? Отдаться на милость машины, которая едет с такой скоростью, не лучше, чем выстрелить собой из пушки
Самые «оптимистичные» сторонники прогресса предрекали: «Птицы исчезнут, коровы перестанут есть траву, куры – нести яйца, дома сгорят, а лошади вымрут». Так что, если ваша скотина бунтует, будьте уверены, мимо в клубах белого пара пропыхтело железное чудище с красными колесами.
Кстати! Почему именно этим цветом красили спицевые колесные центры, метельники (щитки в нижней части передка), торцы ходовых мостиков и рамы? Не поверите: для эстетики и продолжения традиции, заложенной еще в царской России. Прочие детали паровозов, в силу конструкционных особенностей, покрывались копотью и гарью. «Катки» же оставались чистыми.
Красная звезда на передке паровоза сочеталась с цветом колес. Фото: YouTube.com
Но прозаичный ответ устраивает не всех. Любители ужастиков и поклонники Джека Воробья доказывают: колеса покрывали красным с той же целью, что и палубы пиратских кораблей. Чтобы, дескать, не было видно крови попавшего под поезд человека. Веселенькое объяснение, если учесть, что советские паровозы признаны самым безопасным видом транспорта в сравнении с автомобилями, самолетами и морскими судами.
А вот еще мнение по поводу красных колес: на этом фоне, мол, лучше видны трещины. Для чего же тогда путевые обходчики сосредоточенно стучат молотками по колесам? Звонкий звук – порядок, глухой – нашел повреждение.
Остановимся, перекусим и продолжим путь.
Кто там «на полустаночке в цветастом полушалочке»
Железные дороги – не только рельсы, которые «как водится, на горизонте сходятся». Это сложная сеть со множеством объектов и развитой инфраструктурой. В СССР было четкое деление на станции и полустанки.
Пассажирский паровоз: в «коммуне остановка» отменяется. Фото: YouTube.com
Первые – крупные узлы – располагались в столицах, больших городах, промышленных центрах, местах пересечений важных ж/д маршрутов. На станциях несколько путей и платформ, крытый вокзал с кассами, залами ожидания, кафе и магазинами. Предусмотрены депо для ремонта и обслуживания локомотивов, погрузочно-разгрузочные площадки. А еще современные средства оповещения, безопасности и управления поездами.
Станция – самое место выпить чаю с коржиком и купить магнитик на холодильник, ведь полустанки лишены подобных благ. Эти объекты обеспечивают транспортную доступность мелких и удаленных населенных пунктов. Выглядят убого и стандартно: продуваемый ветрами павильон, скамейка, урна для мусора, информационное табло. Тут производится только высадка и посадка пассажиров.
За этими машинами ухаживают, держат в рабочем состоянии. Фото: YouTube.com
События не совпадают хронологически, но вместе с паровозами из железнодорожного словаря исчезло официальное название «полустанок». Теперь девушки в красивых шалях вынуждены грустить о прошедших годах на «разъездах» и «остановках». Или уж на «станцию» пусть подаются.
Однако двигаемся дальше.
На заводы
По роду службы паровозы делили на грузовые, пассажирские и маневровые. В СССР локомотивный парк принадлежал полностью государству. Машины производили на девяти заводах, считая союзные республики.
«Л» – магистральный грузовой паровоз, названный в честь инженера-локомотивостроителя Л.С. Лебедянского. Фото: YouTube.com
Самое крупное паровозостроительное предприятие находилось в Коломенском. Тут, кроме прочего, построили 4 монстра марки П38 длиной 22,5 метров и массой 215 тонн. В Ворошиловграде произвели рекордное количество локомотивов – 522 единицы, которые трудились в народном хозяйстве до 70-х.
Паровую эру в машиностроении завершил ХХ съезд КПСС в 1956-ом. Заводы переквалифицировались на тепловозо- и электровозостроение. Последний паровоз «уволился» с работы по старости в 1986 году. Маневровые, правда, крутились на узловых станциях до 1991-го.
Куда теперь?
В кино и музеи
Самой массовой в мире считается советская паровая железнодорожная машина серии «Э». С 1909-го по середину века в Союзе изготовили 11 тыс. единиц «Эшек». На «Эшаках» советский народ летел в светлое будущее, уверенный, что «в коммуне остановка».
Кадр из фильма «Офицеры»: красноармейцы на крыше поезда ждут рождение Егора. Фото: YouTube.com
Кинематографисты облюбовали «Эховские» паровозы для съемок знаковых отечественных кинолент. Василий Лановой бежал по крыше поезда в фильме «Офицеры», спеша подарить букет полевых цветов родившей сына Любе Трофимовой. Отчаянные сорванцы из «Неуловимых» совершали свои беспримерные подвиги на «Эшках». А герой Алексея Баталова из «Летят журавли» уезжал на фронт в Отечественную.
К счастью, модель «Эхо» сохранилась в масштабном «Музее железных дорог России». Санкт-Петербург собрал огромную коллекцию подвижного парового состава – 80 экспонатов. Среди них – знаменитые «овечки» (Ов-6640).
Эти показали себя неутомимыми тружениками, неприхотливыми и безотказными. Работали на всем, что горит: угле, дровах, мазуте, торфе. Уникальный локомотив в составе бронепоезда был способен проходить по разбитым и спешно отремонтированным путям.
Легендарная «Овечка» прошла Вторую мировую. Фото: YouTube.com
Замечательно сохранившиеся экспонаты украшают и музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Часть исполинов стоит на постаментах близ железных дорог.
Завершим путешествие «галопом по Европам» … на погосте.
Кладбище паровозов
С паровыми работягами ушла целая великая эпоха. Мчались когда-то в клубах белого дыма с характерным гудком, тревожным и радостным одновременно. Теперь представляют историческую ценность.
Этих «ценностей» пруд пруди в местечке Шумково Пермского края. На запасных (отстойных) путях стоят и ржавеют десятки советских паровозов. Но даже в запущенном, плачевном состоянии машины выглядят эпично, впечатляюще.
Кладбище паровозов в Пермском крае. Фото: YouTube.com
Почему не утилизировали, не пустили на переплавку, ведь каждая единица весит десятки тонн? Сколько занятых километров рельсов можно бы использовать более рационально.
Утверждают, база служила для хранения стратегического запаса техники. Машины поначалу берегли, смазывали, укрывали рубероидом. В случае коллапса энергетической системы какие-то перевозки можно осуществлять. Тем же тепловозам нужна солярка, а тут подкинул дровишек – и вперед!
Но, оказалось, на обслуживание нужны немалые деньги. Так благое дело и забросили. Свалка в Шумково невольно стала местной достопримечательностью, музеем под открытым небом. Бродить среди призраков прошлого можно, растаскивать на сувениры нет: сторож бдит.
Тихо тут. Печально. Погост…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....