
Стеклоочистители: как выбрать и почему
К работе стеклоочистителей – «дворников», как их называют в народе, автолюбители относятся по-разному. Одни считают их второстепенной деталью и не очень-то торопятся с заменой. Мол, через стекло, при желании, и так все разглядеть можно. Другие – наоборот, меняют «дворники» каждый сезон.
Однако, в любом случае замена щеток неизбежна. Хотя, история у них совсем не простая и раньше обходились без них: в обиход они вошли относительно недавно, если сравнивать с иными автомобильными «удобствами».
Их изобретение – заслуга совсем не автопроизводителей, которым в начале ХХ века было не до таких «мелочей». «Дворники» разработали и сделали в 1903 году независимо друг от друга двое американцев, один британец: М. Андерсон, Р. Дуглас и Дж. Элджон. Вроде бы, готово: бери, пользуйся и радуйся. Но нет – только спустя с десяток лет автокомпании, не торопясь, начали внедрять новшество. И то, как эксперимент, не помышляя о серийном производстве.
В модели Ford A Tudor 1930 года щетка выглядит примитивно и очищает только сторону водителя. Фото: youtube.com
А ведь тогда уже на машины стали монтировать стартер, в 20-х запатентовали пневматический привод, в 1940-х начали применять гидравлику с вакуумным усилителем в тормозной системе. Каркасные «дворники» с несколькими коромыслами появились в 50-х, когда научились гнуть лобовые стекла. И только к 1960-м их совместили с электромотором. И то, многие наверняка помнят старые советские грузовики и трактора, где «очистители» нужно «активировать» вручную, в лучшем случае – через пневмопривод.
На ЗиЛ-157 стеклоочистители работали от сжатого воздуха. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что изобретатели постоянно обещают «осчастливить» человечество, создав какую-то альтернативу «дворникам» – «воз и ныне там». Сегодня мы пользуемся изобретением 1903 года, конструкция которого принципиально не изменилось. Однако, новые типы появились.
Классический вариант. Проверенная временем конструкция состоит из подвижных рычагов-коромысел, закрепленных на металлической основе. С наружной стороны у нее резинка с вмонтированной стальной полоской, с другой – поводок с пружиной, соединяемый с электромотором. Это универсальные изделия, которые можно устанавливать на любую модель – лишь бы крепления и длина были соответствующими. Когда-то щетки «в сборе» вообще меняли редко: достаточно было поставить новую резинку – конструкция допускала такой вариант. Сегодня «ребилдом» тоже занимаются, но гораздо реже. Еще один плюс – невысокая стоимость.
Щетки стеклоочистителя (дворников) каркасные, графитовые ВАЗ 2101-2107, Нива 2121 330 мм (комплект 2шт.). Цена: 189 руб. Фото: market.yandex.ru
Но минусов у таких изделий гораздо больше. Главный – сокращенный срок службы из-за наличия нескольких подвижных элементов. Сидящая в них резинка быстро истирается. Второй недостаток – плохая аэродинамика и большая парусность. На практике это означает: при высокой скорости щетки, «желающие взлететь», неплотно прилегают к стеклу и могут не выполнять свои функции.
После долгой стоянки к стеклу примерзают дворники любого типа. Фото: youtube.com
И еще одна проблема проявляется в странах с холодным климатом. Речь идет об оседании снега на «дворниках»: из-за нагрева лобового стекла осадки начинают таять, образуя на резинках лед. Приходится останавливаться, чтобы его сбить: иначе ухудшается обзор, могут появиться царапины. С обмерзанием пытались бороться, создавая водоотталкивающие материалы. Но в 1980-х изобретатели предложили более простое решение, о котором расскажем далее.
Они появились не просто так. К этому времени лобовое стекло стало еще более изогнутым, его площадь постоянно увеличивалась. Чтобы щетка качественно очищала всю поверхность, понадобилось бы сделать «дворник» с множество коромысел. А это выглядит неэстетично, ухудшает аэродинамику, снижает надежность. Так, в «угоду» дизайну, создали бескаркасную конструкцию. Главная в ней деталь – пружинистая лента из стали, повторяющая сложный профиль лобового стекла. В ней находится резинка, сверху – кожух из пластика.
Бескаркасный стеклоочиститель. Фото: youtube.com
Главный плюс – равномерное прилегание к плоскости, что гарантирует качественное очищение. Такие конструкции меньше шумят, не поддаются набегающему воздушному потоку и почти не обмерзают (остается промежуток между резинкой и металлизированной лентой).
2 щетки стеклоочистителя в комплекте для Priora, Largus и других авто. Цена: 553 руб. Фото: market.yandex.ru
А как насчет минусов? На чрезмерно большой площади щетки прижимаются плохо: в автобусах, грузовиках они практически не встречаются. На это жалуются и владельцы автомобилей с лобовыми стеклами, имеющими большой угол наклона, и, как следствие – увеличенную площадь. Еще один недостаток – более высокая, по сравнению с вышерассмотренными изделиями, цена. Причина не очень понятна – по конструкции бескаркасные щетки проще. Наверное, они считаются более «крутыми», чем продавцы и пользуются.
О первых можно сказать, что это некий компромисс между двумя рассмотренными ранее конструкциями. Базу здесь составляет резинка с полоской из металла. Но с поводком все это соединяется, как в каркасной щетке – через несколько точек крепления. Основа, как правило – из пластика. Гибридная щетка не так сильно обмерзает и лучше прилегает к стеклу на скорости.
Щетки стеклоочистителя гибридные ARTWAY для CHEVROLET Lacetti (комплект). Цена: 810 руб. Фото: market.yandex.ru
Основные недостатки – высокая стоимость и невозможность сэкономить – заменить одну резинку, а не все изделие. Зимние «дворники» отличаются наличием чехла.
В первую очередь – на тип: лучше, чтобы он соответствовал заводскому. Это связано с присутствием в конструкции особых деталей привода, а также стеклоомывателей. Все это создается в комплексе, чтобы достичь максимального эффекта. Есть и другие критерии выбора.
Она зависит от такого же параметра резинки: производители выпускают «дворники» с шагом от 5 до 10 мм. При это у авто последних годов выпуска водительская щетка обычно больше. Некоторые владельцы авто преднамеренно отступают от заводских стандартов. Одни покупают щетки длиннее, чтобы очищать большую площадь: благо, «запас» на поверхности имеется. Другие приобретают короткие «дворники» для лучшей очистки центральной части стекла. К тому же, экономия!
Их разновидностей достаточно много: поэтому, отправляясь в магазин, захватите один из «дворников» с собой. Самый распространенный способ фиксации – U-образный крючок (Hook) 9х4 или 9х3 мм. Используется на российских, японских, южнокорейских авто. Боковое крепление Side pin встречается на легковушках группы VW, BMW, Mercedes и других.
Боковая фиксация. Фото: youtube.com
Кнопку прежде всего можно увидеть на «Вольво», «Ситроен», «Форд». Еще бывает штыковой замок, боковой зажим (Bayonet lock и Pinch tab соответственно). Существуют и другие (особенно для очистителей заднего стекла) виды фиксаторов, но они менее распространены.
Щетка стеклоочистителя 650 мм (26") гибридная, 3 адаптера AWB-H-650 AIRLINE. Цена: 705 руб. Фото: market.yandex.ru
Поэтому производители вместе с щетками нередко в комплект укладывают несколько адаптеров, чтобы их продукция подходила как можно большему числу авто.
Многие, пытаясь сэкономить, заменяют на каркасных «дворниках» только резинки. Это достаточно разумное решение, но при условии, что вы приобретаете фирменное, качественное изделие. С другой стороны, при эксплуатации изнашиваются еще и подвижные детали. Конечно, их можно отремонтировать, подклепать – но надолго ли хватит? Исходя из практики, один новый каркас выдерживает 2-3 резинки. На столько же лет хватает и самого стеклоочистителя.
Резинки можно заменить и на бескаркасных дворниках. Фото: youtube.com
Теперь о спойлерах – пластиковых накладках на каркасные и гибридные «дворники». Смысл в их использовании есть в том случае, если часто приходится ездить с большой скоростью (свыше 110 км/ч). Тогда эти «элементы декора» будут действительно работать, обеспечивая плотный прижим резинок к стеклу. Некоторые производители уже заранее интегрируют спойлер в конструкцию.
Установленный спойлер. Фото: youtube.com
На любителя – установка подогревателя для щеток и наличие датчиков износа на резинках. В первом случае речь идет об опции, не предусмотренной заводом. Такое дополнение имеет смысл использовать в регионах с суровыми морозами. И то – есть риск образования трещин из-за температурного перепада. Вторая опция (появление на резинке маркера при сильном износе) позволяет вовремя заменить деталь (или «дворник» целиком) при выработке ресурса.
Однако, в любом случае замена щеток неизбежна. Хотя, история у них совсем не простая и раньше обходились без них: в обиход они вошли относительно недавно, если сравнивать с иными автомобильными «удобствами».
Как появились стеклоочистители
Их изобретение – заслуга совсем не автопроизводителей, которым в начале ХХ века было не до таких «мелочей». «Дворники» разработали и сделали в 1903 году независимо друг от друга двое американцев, один британец: М. Андерсон, Р. Дуглас и Дж. Элджон. Вроде бы, готово: бери, пользуйся и радуйся. Но нет – только спустя с десяток лет автокомпании, не торопясь, начали внедрять новшество. И то, как эксперимент, не помышляя о серийном производстве.

А ведь тогда уже на машины стали монтировать стартер, в 20-х запатентовали пневматический привод, в 1940-х начали применять гидравлику с вакуумным усилителем в тормозной системе. Каркасные «дворники» с несколькими коромыслами появились в 50-х, когда научились гнуть лобовые стекла. И только к 1960-м их совместили с электромотором. И то, многие наверняка помнят старые советские грузовики и трактора, где «очистители» нужно «активировать» вручную, в лучшем случае – через пневмопривод.

Несмотря на то, что изобретатели постоянно обещают «осчастливить» человечество, создав какую-то альтернативу «дворникам» – «воз и ныне там». Сегодня мы пользуемся изобретением 1903 года, конструкция которого принципиально не изменилось. Однако, новые типы появились.
Каркасные щетки
Классический вариант. Проверенная временем конструкция состоит из подвижных рычагов-коромысел, закрепленных на металлической основе. С наружной стороны у нее резинка с вмонтированной стальной полоской, с другой – поводок с пружиной, соединяемый с электромотором. Это универсальные изделия, которые можно устанавливать на любую модель – лишь бы крепления и длина были соответствующими. Когда-то щетки «в сборе» вообще меняли редко: достаточно было поставить новую резинку – конструкция допускала такой вариант. Сегодня «ребилдом» тоже занимаются, но гораздо реже. Еще один плюс – невысокая стоимость.

Но минусов у таких изделий гораздо больше. Главный – сокращенный срок службы из-за наличия нескольких подвижных элементов. Сидящая в них резинка быстро истирается. Второй недостаток – плохая аэродинамика и большая парусность. На практике это означает: при высокой скорости щетки, «желающие взлететь», неплотно прилегают к стеклу и могут не выполнять свои функции.

И еще одна проблема проявляется в странах с холодным климатом. Речь идет об оседании снега на «дворниках»: из-за нагрева лобового стекла осадки начинают таять, образуя на резинках лед. Приходится останавливаться, чтобы его сбить: иначе ухудшается обзор, могут появиться царапины. С обмерзанием пытались бороться, создавая водоотталкивающие материалы. Но в 1980-х изобретатели предложили более простое решение, о котором расскажем далее.
Бескаркасные щетки
Они появились не просто так. К этому времени лобовое стекло стало еще более изогнутым, его площадь постоянно увеличивалась. Чтобы щетка качественно очищала всю поверхность, понадобилось бы сделать «дворник» с множество коромысел. А это выглядит неэстетично, ухудшает аэродинамику, снижает надежность. Так, в «угоду» дизайну, создали бескаркасную конструкцию. Главная в ней деталь – пружинистая лента из стали, повторяющая сложный профиль лобового стекла. В ней находится резинка, сверху – кожух из пластика.

Главный плюс – равномерное прилегание к плоскости, что гарантирует качественное очищение. Такие конструкции меньше шумят, не поддаются набегающему воздушному потоку и почти не обмерзают (остается промежуток между резинкой и металлизированной лентой).

А как насчет минусов? На чрезмерно большой площади щетки прижимаются плохо: в автобусах, грузовиках они практически не встречаются. На это жалуются и владельцы автомобилей с лобовыми стеклами, имеющими большой угол наклона, и, как следствие – увеличенную площадь. Еще один недостаток – более высокая, по сравнению с вышерассмотренными изделиями, цена. Причина не очень понятна – по конструкции бескаркасные щетки проще. Наверное, они считаются более «крутыми», чем продавцы и пользуются.
Гибридные и зимние стеклоочистители
О первых можно сказать, что это некий компромисс между двумя рассмотренными ранее конструкциями. Базу здесь составляет резинка с полоской из металла. Но с поводком все это соединяется, как в каркасной щетке – через несколько точек крепления. Основа, как правило – из пластика. Гибридная щетка не так сильно обмерзает и лучше прилегает к стеклу на скорости.

Основные недостатки – высокая стоимость и невозможность сэкономить – заменить одну резинку, а не все изделие. Зимние «дворники» отличаются наличием чехла.
На что обращать внимание при покупке
В первую очередь – на тип: лучше, чтобы он соответствовал заводскому. Это связано с присутствием в конструкции особых деталей привода, а также стеклоомывателей. Все это создается в комплексе, чтобы достичь максимального эффекта. Есть и другие критерии выбора.
Длина
Она зависит от такого же параметра резинки: производители выпускают «дворники» с шагом от 5 до 10 мм. При это у авто последних годов выпуска водительская щетка обычно больше. Некоторые владельцы авто преднамеренно отступают от заводских стандартов. Одни покупают щетки длиннее, чтобы очищать большую площадь: благо, «запас» на поверхности имеется. Другие приобретают короткие «дворники» для лучшей очистки центральной части стекла. К тому же, экономия!
Крепление
Их разновидностей достаточно много: поэтому, отправляясь в магазин, захватите один из «дворников» с собой. Самый распространенный способ фиксации – U-образный крючок (Hook) 9х4 или 9х3 мм. Используется на российских, японских, южнокорейских авто. Боковое крепление Side pin встречается на легковушках группы VW, BMW, Mercedes и других.

Кнопку прежде всего можно увидеть на «Вольво», «Ситроен», «Форд». Еще бывает штыковой замок, боковой зажим (Bayonet lock и Pinch tab соответственно). Существуют и другие (особенно для очистителей заднего стекла) виды фиксаторов, но они менее распространены.

Поэтому производители вместе с щетками нередко в комплект укладывают несколько адаптеров, чтобы их продукция подходила как можно большему числу авто.
«Опции»
Многие, пытаясь сэкономить, заменяют на каркасных «дворниках» только резинки. Это достаточно разумное решение, но при условии, что вы приобретаете фирменное, качественное изделие. С другой стороны, при эксплуатации изнашиваются еще и подвижные детали. Конечно, их можно отремонтировать, подклепать – но надолго ли хватит? Исходя из практики, один новый каркас выдерживает 2-3 резинки. На столько же лет хватает и самого стеклоочистителя.

Теперь о спойлерах – пластиковых накладках на каркасные и гибридные «дворники». Смысл в их использовании есть в том случае, если часто приходится ездить с большой скоростью (свыше 110 км/ч). Тогда эти «элементы декора» будут действительно работать, обеспечивая плотный прижим резинок к стеклу. Некоторые производители уже заранее интегрируют спойлер в конструкцию.

На любителя – установка подогревателя для щеток и наличие датчиков износа на резинках. В первом случае речь идет об опции, не предусмотренной заводом. Такое дополнение имеет смысл использовать в регионах с суровыми морозами. И то – есть риск образования трещин из-за температурного перепада. Вторая опция (появление на резинке маркера при сильном износе) позволяет вовремя заменить деталь (или «дворник» целиком) при выработке ресурса.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....