Стеклоочистители: как выбрать и почему
К работе стеклоочистителей – «дворников», как их называют в народе, автолюбители относятся по-разному. Одни считают их второстепенной деталью и не очень-то торопятся с заменой. Мол, через стекло, при желании, и так все разглядеть можно. Другие – наоборот, меняют «дворники» каждый сезон.
Однако, в любом случае замена щеток неизбежна. Хотя, история у них совсем не простая и раньше обходились без них: в обиход они вошли относительно недавно, если сравнивать с иными автомобильными «удобствами».
Их изобретение – заслуга совсем не автопроизводителей, которым в начале ХХ века было не до таких «мелочей». «Дворники» разработали и сделали в 1903 году независимо друг от друга двое американцев, один британец: М. Андерсон, Р. Дуглас и Дж. Элджон. Вроде бы, готово: бери, пользуйся и радуйся. Но нет – только спустя с десяток лет автокомпании, не торопясь, начали внедрять новшество. И то, как эксперимент, не помышляя о серийном производстве.
А ведь тогда уже на машины стали монтировать стартер, в 20-х запатентовали пневматический привод, в 1940-х начали применять гидравлику с вакуумным усилителем в тормозной системе. Каркасные «дворники» с несколькими коромыслами появились в 50-х, когда научились гнуть лобовые стекла. И только к 1960-м их совместили с электромотором. И то, многие наверняка помнят старые советские грузовики и трактора, где «очистители» нужно «активировать» вручную, в лучшем случае – через пневмопривод.
Несмотря на то, что изобретатели постоянно обещают «осчастливить» человечество, создав какую-то альтернативу «дворникам» – «воз и ныне там». Сегодня мы пользуемся изобретением 1903 года, конструкция которого принципиально не изменилось. Однако, новые типы появились.
Классический вариант. Проверенная временем конструкция состоит из подвижных рычагов-коромысел, закрепленных на металлической основе. С наружной стороны у нее резинка с вмонтированной стальной полоской, с другой – поводок с пружиной, соединяемый с электромотором. Это универсальные изделия, которые можно устанавливать на любую модель – лишь бы крепления и длина были соответствующими. Когда-то щетки «в сборе» вообще меняли редко: достаточно было поставить новую резинку – конструкция допускала такой вариант. Сегодня «ребилдом» тоже занимаются, но гораздо реже. Еще один плюс – невысокая стоимость.
Но минусов у таких изделий гораздо больше. Главный – сокращенный срок службы из-за наличия нескольких подвижных элементов. Сидящая в них резинка быстро истирается. Второй недостаток – плохая аэродинамика и большая парусность. На практике это означает: при высокой скорости щетки, «желающие взлететь», неплотно прилегают к стеклу и могут не выполнять свои функции.
И еще одна проблема проявляется в странах с холодным климатом. Речь идет об оседании снега на «дворниках»: из-за нагрева лобового стекла осадки начинают таять, образуя на резинках лед. Приходится останавливаться, чтобы его сбить: иначе ухудшается обзор, могут появиться царапины. С обмерзанием пытались бороться, создавая водоотталкивающие материалы. Но в 1980-х изобретатели предложили более простое решение, о котором расскажем далее.
Они появились не просто так. К этому времени лобовое стекло стало еще более изогнутым, его площадь постоянно увеличивалась. Чтобы щетка качественно очищала всю поверхность, понадобилось бы сделать «дворник» с множество коромысел. А это выглядит неэстетично, ухудшает аэродинамику, снижает надежность. Так, в «угоду» дизайну, создали бескаркасную конструкцию. Главная в ней деталь – пружинистая лента из стали, повторяющая сложный профиль лобового стекла. В ней находится резинка, сверху – кожух из пластика.
Главный плюс – равномерное прилегание к плоскости, что гарантирует качественное очищение. Такие конструкции меньше шумят, не поддаются набегающему воздушному потоку и почти не обмерзают (остается промежуток между резинкой и металлизированной лентой).
А как насчет минусов? На чрезмерно большой площади щетки прижимаются плохо: в автобусах, грузовиках они практически не встречаются. На это жалуются и владельцы автомобилей с лобовыми стеклами, имеющими большой угол наклона, и, как следствие – увеличенную площадь. Еще один недостаток – более высокая, по сравнению с вышерассмотренными изделиями, цена. Причина не очень понятна – по конструкции бескаркасные щетки проще. Наверное, они считаются более «крутыми», чем продавцы и пользуются.
О первых можно сказать, что это некий компромисс между двумя рассмотренными ранее конструкциями. Базу здесь составляет резинка с полоской из металла. Но с поводком все это соединяется, как в каркасной щетке – через несколько точек крепления. Основа, как правило – из пластика. Гибридная щетка не так сильно обмерзает и лучше прилегает к стеклу на скорости.
Основные недостатки – высокая стоимость и невозможность сэкономить – заменить одну резинку, а не все изделие. Зимние «дворники» отличаются наличием чехла.
В первую очередь – на тип: лучше, чтобы он соответствовал заводскому. Это связано с присутствием в конструкции особых деталей привода, а также стеклоомывателей. Все это создается в комплексе, чтобы достичь максимального эффекта. Есть и другие критерии выбора.
Она зависит от такого же параметра резинки: производители выпускают «дворники» с шагом от 5 до 10 мм. При это у авто последних годов выпуска водительская щетка обычно больше. Некоторые владельцы авто преднамеренно отступают от заводских стандартов. Одни покупают щетки длиннее, чтобы очищать большую площадь: благо, «запас» на поверхности имеется. Другие приобретают короткие «дворники» для лучшей очистки центральной части стекла. К тому же, экономия!
Их разновидностей достаточно много: поэтому, отправляясь в магазин, захватите один из «дворников» с собой. Самый распространенный способ фиксации – U-образный крючок (Hook) 9х4 или 9х3 мм. Используется на российских, японских, южнокорейских авто. Боковое крепление Side pin встречается на легковушках группы VW, BMW, Mercedes и других.
Кнопку прежде всего можно увидеть на «Вольво», «Ситроен», «Форд». Еще бывает штыковой замок, боковой зажим (Bayonet lock и Pinch tab соответственно). Существуют и другие (особенно для очистителей заднего стекла) виды фиксаторов, но они менее распространены.
Поэтому производители вместе с щетками нередко в комплект укладывают несколько адаптеров, чтобы их продукция подходила как можно большему числу авто.
Многие, пытаясь сэкономить, заменяют на каркасных «дворниках» только резинки. Это достаточно разумное решение, но при условии, что вы приобретаете фирменное, качественное изделие. С другой стороны, при эксплуатации изнашиваются еще и подвижные детали. Конечно, их можно отремонтировать, подклепать – но надолго ли хватит? Исходя из практики, один новый каркас выдерживает 2-3 резинки. На столько же лет хватает и самого стеклоочистителя.
Теперь о спойлерах – пластиковых накладках на каркасные и гибридные «дворники». Смысл в их использовании есть в том случае, если часто приходится ездить с большой скоростью (свыше 110 км/ч). Тогда эти «элементы декора» будут действительно работать, обеспечивая плотный прижим резинок к стеклу. Некоторые производители уже заранее интегрируют спойлер в конструкцию.
На любителя – установка подогревателя для щеток и наличие датчиков износа на резинках. В первом случае речь идет об опции, не предусмотренной заводом. Такое дополнение имеет смысл использовать в регионах с суровыми морозами. И то – есть риск образования трещин из-за температурного перепада. Вторая опция (появление на резинке маркера при сильном износе) позволяет вовремя заменить деталь (или «дворник» целиком) при выработке ресурса.
Однако, в любом случае замена щеток неизбежна. Хотя, история у них совсем не простая и раньше обходились без них: в обиход они вошли относительно недавно, если сравнивать с иными автомобильными «удобствами».
Как появились стеклоочистители
Их изобретение – заслуга совсем не автопроизводителей, которым в начале ХХ века было не до таких «мелочей». «Дворники» разработали и сделали в 1903 году независимо друг от друга двое американцев, один британец: М. Андерсон, Р. Дуглас и Дж. Элджон. Вроде бы, готово: бери, пользуйся и радуйся. Но нет – только спустя с десяток лет автокомпании, не торопясь, начали внедрять новшество. И то, как эксперимент, не помышляя о серийном производстве.
В модели Ford A Tudor 1930 года щетка выглядит примитивно и очищает только сторону водителя. Фото: youtube.com
А ведь тогда уже на машины стали монтировать стартер, в 20-х запатентовали пневматический привод, в 1940-х начали применять гидравлику с вакуумным усилителем в тормозной системе. Каркасные «дворники» с несколькими коромыслами появились в 50-х, когда научились гнуть лобовые стекла. И только к 1960-м их совместили с электромотором. И то, многие наверняка помнят старые советские грузовики и трактора, где «очистители» нужно «активировать» вручную, в лучшем случае – через пневмопривод.
На ЗиЛ-157 стеклоочистители работали от сжатого воздуха. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что изобретатели постоянно обещают «осчастливить» человечество, создав какую-то альтернативу «дворникам» – «воз и ныне там». Сегодня мы пользуемся изобретением 1903 года, конструкция которого принципиально не изменилось. Однако, новые типы появились.
Каркасные щетки
Классический вариант. Проверенная временем конструкция состоит из подвижных рычагов-коромысел, закрепленных на металлической основе. С наружной стороны у нее резинка с вмонтированной стальной полоской, с другой – поводок с пружиной, соединяемый с электромотором. Это универсальные изделия, которые можно устанавливать на любую модель – лишь бы крепления и длина были соответствующими. Когда-то щетки «в сборе» вообще меняли редко: достаточно было поставить новую резинку – конструкция допускала такой вариант. Сегодня «ребилдом» тоже занимаются, но гораздо реже. Еще один плюс – невысокая стоимость.
Щетки стеклоочистителя (дворников) каркасные, графитовые ВАЗ 2101-2107, Нива 2121 330 мм (комплект 2шт.). Цена: 189 руб. Фото: market.yandex.ru
Но минусов у таких изделий гораздо больше. Главный – сокращенный срок службы из-за наличия нескольких подвижных элементов. Сидящая в них резинка быстро истирается. Второй недостаток – плохая аэродинамика и большая парусность. На практике это означает: при высокой скорости щетки, «желающие взлететь», неплотно прилегают к стеклу и могут не выполнять свои функции.
После долгой стоянки к стеклу примерзают дворники любого типа. Фото: youtube.com
И еще одна проблема проявляется в странах с холодным климатом. Речь идет об оседании снега на «дворниках»: из-за нагрева лобового стекла осадки начинают таять, образуя на резинках лед. Приходится останавливаться, чтобы его сбить: иначе ухудшается обзор, могут появиться царапины. С обмерзанием пытались бороться, создавая водоотталкивающие материалы. Но в 1980-х изобретатели предложили более простое решение, о котором расскажем далее.
Бескаркасные щетки
Они появились не просто так. К этому времени лобовое стекло стало еще более изогнутым, его площадь постоянно увеличивалась. Чтобы щетка качественно очищала всю поверхность, понадобилось бы сделать «дворник» с множество коромысел. А это выглядит неэстетично, ухудшает аэродинамику, снижает надежность. Так, в «угоду» дизайну, создали бескаркасную конструкцию. Главная в ней деталь – пружинистая лента из стали, повторяющая сложный профиль лобового стекла. В ней находится резинка, сверху – кожух из пластика.
Бескаркасный стеклоочиститель. Фото: youtube.com
Главный плюс – равномерное прилегание к плоскости, что гарантирует качественное очищение. Такие конструкции меньше шумят, не поддаются набегающему воздушному потоку и почти не обмерзают (остается промежуток между резинкой и металлизированной лентой).
2 щетки стеклоочистителя в комплекте для Priora, Largus и других авто. Цена: 553 руб. Фото: market.yandex.ru
А как насчет минусов? На чрезмерно большой площади щетки прижимаются плохо: в автобусах, грузовиках они практически не встречаются. На это жалуются и владельцы автомобилей с лобовыми стеклами, имеющими большой угол наклона, и, как следствие – увеличенную площадь. Еще один недостаток – более высокая, по сравнению с вышерассмотренными изделиями, цена. Причина не очень понятна – по конструкции бескаркасные щетки проще. Наверное, они считаются более «крутыми», чем продавцы и пользуются.
Гибридные и зимние стеклоочистители
О первых можно сказать, что это некий компромисс между двумя рассмотренными ранее конструкциями. Базу здесь составляет резинка с полоской из металла. Но с поводком все это соединяется, как в каркасной щетке – через несколько точек крепления. Основа, как правило – из пластика. Гибридная щетка не так сильно обмерзает и лучше прилегает к стеклу на скорости.
Щетки стеклоочистителя гибридные ARTWAY для CHEVROLET Lacetti (комплект). Цена: 810 руб. Фото: market.yandex.ru
Основные недостатки – высокая стоимость и невозможность сэкономить – заменить одну резинку, а не все изделие. Зимние «дворники» отличаются наличием чехла.
На что обращать внимание при покупке
В первую очередь – на тип: лучше, чтобы он соответствовал заводскому. Это связано с присутствием в конструкции особых деталей привода, а также стеклоомывателей. Все это создается в комплексе, чтобы достичь максимального эффекта. Есть и другие критерии выбора.
Длина
Она зависит от такого же параметра резинки: производители выпускают «дворники» с шагом от 5 до 10 мм. При это у авто последних годов выпуска водительская щетка обычно больше. Некоторые владельцы авто преднамеренно отступают от заводских стандартов. Одни покупают щетки длиннее, чтобы очищать большую площадь: благо, «запас» на поверхности имеется. Другие приобретают короткие «дворники» для лучшей очистки центральной части стекла. К тому же, экономия!
Крепление
Их разновидностей достаточно много: поэтому, отправляясь в магазин, захватите один из «дворников» с собой. Самый распространенный способ фиксации – U-образный крючок (Hook) 9х4 или 9х3 мм. Используется на российских, японских, южнокорейских авто. Боковое крепление Side pin встречается на легковушках группы VW, BMW, Mercedes и других.
Боковая фиксация. Фото: youtube.com
Кнопку прежде всего можно увидеть на «Вольво», «Ситроен», «Форд». Еще бывает штыковой замок, боковой зажим (Bayonet lock и Pinch tab соответственно). Существуют и другие (особенно для очистителей заднего стекла) виды фиксаторов, но они менее распространены.
Щетка стеклоочистителя 650 мм (26") гибридная, 3 адаптера AWB-H-650 AIRLINE. Цена: 705 руб. Фото: market.yandex.ru
Поэтому производители вместе с щетками нередко в комплект укладывают несколько адаптеров, чтобы их продукция подходила как можно большему числу авто.
«Опции»
Многие, пытаясь сэкономить, заменяют на каркасных «дворниках» только резинки. Это достаточно разумное решение, но при условии, что вы приобретаете фирменное, качественное изделие. С другой стороны, при эксплуатации изнашиваются еще и подвижные детали. Конечно, их можно отремонтировать, подклепать – но надолго ли хватит? Исходя из практики, один новый каркас выдерживает 2-3 резинки. На столько же лет хватает и самого стеклоочистителя.
Резинки можно заменить и на бескаркасных дворниках. Фото: youtube.com
Теперь о спойлерах – пластиковых накладках на каркасные и гибридные «дворники». Смысл в их использовании есть в том случае, если часто приходится ездить с большой скоростью (свыше 110 км/ч). Тогда эти «элементы декора» будут действительно работать, обеспечивая плотный прижим резинок к стеклу. Некоторые производители уже заранее интегрируют спойлер в конструкцию.
Установленный спойлер. Фото: youtube.com
На любителя – установка подогревателя для щеток и наличие датчиков износа на резинках. В первом случае речь идет об опции, не предусмотренной заводом. Такое дополнение имеет смысл использовать в регионах с суровыми морозами. И то – есть риск образования трещин из-за температурного перепада. Вторая опция (появление на резинке маркера при сильном износе) позволяет вовремя заменить деталь (или «дворник» целиком) при выработке ресурса.
- Сергей Милешкин
- youtube.com, market.yandex.ru
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...