Пропеллер, «кривой» стартер, 8 «лошадей» – Helica de Leyat к полету готов!
Термин «Concours d’Elegance» происходит из Франции. Переводится как «Конкурс элегантности». У этого события, красивого и значимого для автодизайнеров, глубокие корни. Еще в 17-ом веке расфуфыренная парижская знать разъезжала в роскошных каретах по Булонскому лесу, демонстрируя зевакам свое богатство. Публика оценивала красоту экипажей, убранство лошадей, глазела мимоходом на туалеты дам.
Время шло. Коней отправили в стойло. «Дилижансы» стали передвигаться на ДВС, а традиция осталась. Мероприятие радует публику в Италии, старейшее проходит близ Виллы д’Эсте. В США организуют по 60 подобных конкурсов в год. Но самый престижный ежегодно состоится в чопорной, высокомерной Великобритании.
Здесь, в Хэмптон-Корт-Палас, собираются представители высшего общества всего мира. Тема: ретромобили и винтажные авто. Судей и жюри нет, номинанта на звание самого элегантного средства передвижения выбирают участники собрания. В 2020 году звездой состязания стал предмет нашего обзора – «Гелика Леиат» (1919-1925). Старику аккурат исполнилось 100 лет.
В 10-20-х годах прошлого столетия машиностроители еще не пришли к общему концепту легкового транспорта. Да, кузов, мотор, колеса. Но автомобильные конструкции могли быть какими угодно: корыто на скатах, тарантас с двигателем, бочка с пропеллером. Последний – винт о нескольких лопастях – был, кстати, в особой чести у производителей.
Золотое время экспериментов, изобретений, проб и ошибок! Университеты и колледжи еще не учили на профессиональных автоинженеров. Разработчики, дизайнеры, конструкторы рождались из среды механиков и слесарей. Сплошная самодельщина и кустарщина. Но тем она и прекрасна: многообразие кузовов и неожиданных технических решений поражало.
Одновременно с машиностроением, вспомним, развивалось воздухоплавание. Аэростаты, воздушные шары с корзинами для пассажиров не берем во внимание. Тем более, не смотрим на мускулолеты и махолеты (орнитоптеры). Первый аппарат тяжелее воздуха, с двигателем и крыльями, взмыл к облакам 17 декабря 1903 года. Творение американских братьев Райт взбудоражило умы человечества.
Создатели «самодвижущихся экипажей», чисто сухопутного колесного транспорта, повторимся, еще только нащупывали формы, принципы, концепцию автомобилей. Многим из них идея реактивной силы тяги, создаваемой винтом-пропеллером, казалась революционной. Ведь пока что пешеходы запросто обгоняли машины. Как достичь скорости, разогнать 8-10-сильный «табун» до 100 км/ч и выше?
Началось строительство аэромобилей. Упругий, мощный поток воздуха мог придать машине головокружительное ускорение, справедливо полагали инженеры. В их число входил и француз Марсель Леиат. В прошлом он пилотировал аэропланы, но авиакатастрофа закрыла путь в небо. Умудрился собственными силами построить самолет. Но потом бывший летчик в 1913 году организовал автомобильную компанию своего имени.
Заводом назвать сложно, но мастерские располагались на набережной Гренель, Париж. Первая мировая отодвинула реализацию планов Леиата. Но уже 1919-ом машину с названием «Гелика» представили народу.
Француз, однако, не был пионером в строительстве аэромобилей. Тут первопроходца сложно отыскать. Но имена энтузиастов стоят нашей памяти. Например, американец Эдвард Пеннингтон в 1896-ом приладил пропеллер к легкому мотоциклу. А гонщик Алессандро Анзани эту же деталь через 10 лет установил на велосипед с моторчиком. Как же все замечательно просто и понятно!
Куда серьезнее подошел к вопросу в 1911 году британец Брэдшоу. Он решил задачу сложнее, чем элементарно снабдить легковое шасси вертушкой с приводом от двигателя авто, а то даже и с автономным мотором. Некоторые производители и так поступали.
Но англичанин пошел дальше. Усложнил конструкцию. На задней части «тележки» с деревянными обтекателями инженер поставил испытуемый авиамотор V8, соединенный с 2-лопастным воздушным винтом, и радиатор. Механизм весил более тонны. Неповоротливая и плохо управляемая машина марки АВС (аббревиатура от названия предприятия All-British Engine Company) развивала 100 км/ч.
Опираясь на опыт товарищей по цеху, трудился и Марсель Леиат (Лейя). Соотечественники давали разные имена его модели Helica. Аэромобиль называли наземным, бескрылым, сухопутным самолетом. Было и ласково-ироничное «аэрочертенок», и обидное «обрубок самолета».
Что же, родство с аэропланом производитель не скрывал. Фанерному кузову весом 250 кг разработчик придал узнаваемые черты воздушного судна. Современники, знавшие Лейя, уверяли, что практическое и коммерческое значение не было самоцелью начинающего автостроителя. Впрочем, недостатки модели Helica de Leyat тоже мало заботили француза. Собственно, этим он снискал славу если не сумасшедшего, то блаженного (в обывательском смысле).
Прототип, обязаны упомянуть, Марсель придумал еще в довоенные годы. Автомобиль Helicocycle («Эликоцикль» или «Геликоцикл») был уж слишком примитивным. Скажем так: бескрылый аэроплан поставили на 3 велосипедных колеса (два спереди, одно сзади). Двухлопастный винт без какой-либо защиты расположили по самолетному правилу – спереди. Двухцилиндровый оппозитный мотор на 8 сил спрятали в районе крыши.
Видя, как пропеллер затягивает воздушным потоком крупные предметы, на второй машине «блаженный» забрал конструктивный элемент в кожух. Модернизированное авто предложил военным. Про боевые подвиги «Геликоцикла», правда, сведений не сохранилось. Зато испытания на песчаных отмелях Сены, доказавшие жизнеспособность модели, задокументированы.
Тогда (а на календаре был уже 1919-ый) инженер «причесал» и «прилизал» модель. Для устойчивости поставил аппарат на 4 колеса размером, как на детской коляске. Количество лопастей увеличил тоже до четырех. «Вентилятор» диаметром 1,39 м окружил металлическим ободом и прикрыл сеткой.
Несущий кузов действительно напоминал фюзеляж аэроплана. Сходства добавляли два миниатюрных крылышка сзади. Ветровик был низким, мотор располагался где-то под пилотом. Тип 2-местного кузова обозначался как «тандем». То есть пассажир располагался за спиной водителя. Чем не самолет?
Когда мотор заводили с магнето, птицы, собаки, кошки срывались и улепетывали прочь, как угорелые, подальше от места старта «Гелика Леиат». Шарахались и окутанные тучей пыли, грязи и листьев прохожие. Лопасти раскручивались с бешеной скоростью, оглашая округу диким ревом. Казалось, вот сейчас он взлетит, этот чудной аэрочертенок. Но нет, судьбой его была земная твердь.
Трансмиссии в автомобиле на винтовой тяге не было. Какая в ней нужда? Крутящий момент не передавался на оси. Мотор марки «ABC 9HP» служил, чтобы раскрутить четырехлопастный пропеллер. Последний, что логично, закрепляли непосредственно на коленвал. Когда винт набирал обороты, он уже сам придавал дополнительное ускорение средству передвижения. Вот откуда скорость в 171 км/ч, которую демонстрировал «Гелика».
Характеристики силового агрегата:
✅ Количество цилиндров – 2 с конфигурацией V2
✅ Рабочий объем – 1 л
✅ Мощность – 8 «лошадей» при 1400-1800 об/мин
На передних неуправляемых колесах стояла подвеска из четвертьэллиптических рессор. Сзади она отсутствовала вовсе. Автомобиль управлялся задними «катками».
Механизм маневрирования был устроен следующим образом: задний неразрезной мост посредством прикрепленных к рулевой колонке тросиков вращался вокруг вертикальной оси. Виражи машина закладывала так: водитель крутил руль, трос натягивался. Ось с колесом поворачивалась, меняя вектор движения модели.
Понятно, что управлять легким, неустойчивым транспортом было одно мучение. Разгонялся долго, норовил завалиться набок. Но главная беда – сильнейший воздушный поток, который валил с ног, закладывал уши. Шансов у «сухопутных аэропланов» не было. Оставив след в автостроительной индустрии, они ушли в историю.
Наш «блаженный» построил к 1925 году 30 единиц «чертенят». Из них 23 шт. продал таким же сумасшедшим. До наших дней дошло 2 оригинальных экземпляра Helica de Leyat. Один хранится в парижском музее, второй находится в частной коллекции. Этот автомобиль и отхватил титул самого элегантного на Concours d’Elegance в поместье Хэмптон-Корт-Палас.
Время шло. Коней отправили в стойло. «Дилижансы» стали передвигаться на ДВС, а традиция осталась. Мероприятие радует публику в Италии, старейшее проходит близ Виллы д’Эсте. В США организуют по 60 подобных конкурсов в год. Но самый престижный ежегодно состоится в чопорной, высокомерной Великобритании.
Здесь, в Хэмптон-Корт-Палас, собираются представители высшего общества всего мира. Тема: ретромобили и винтажные авто. Судей и жюри нет, номинанта на звание самого элегантного средства передвижения выбирают участники собрания. В 2020 году звездой состязания стал предмет нашего обзора – «Гелика Леиат» (1919-1925). Старику аккурат исполнилось 100 лет.
Об исторической эпохе создания модели
В 10-20-х годах прошлого столетия машиностроители еще не пришли к общему концепту легкового транспорта. Да, кузов, мотор, колеса. Но автомобильные конструкции могли быть какими угодно: корыто на скатах, тарантас с двигателем, бочка с пропеллером. Последний – винт о нескольких лопастях – был, кстати, в особой чести у производителей.
Легендарный аэромобиль Helica de Leyat, созданный Марселем Леиатом. Фото: YouTube.com
Золотое время экспериментов, изобретений, проб и ошибок! Университеты и колледжи еще не учили на профессиональных автоинженеров. Разработчики, дизайнеры, конструкторы рождались из среды механиков и слесарей. Сплошная самодельщина и кустарщина. Но тем она и прекрасна: многообразие кузовов и неожиданных технических решений поражало.
Одновременно с машиностроением, вспомним, развивалось воздухоплавание. Аэростаты, воздушные шары с корзинами для пассажиров не берем во внимание. Тем более, не смотрим на мускулолеты и махолеты (орнитоптеры). Первый аппарат тяжелее воздуха, с двигателем и крыльями, взмыл к облакам 17 декабря 1903 года. Творение американских братьев Райт взбудоражило умы человечества.
Рождение модели Helica de Leyat
Создатели «самодвижущихся экипажей», чисто сухопутного колесного транспорта, повторимся, еще только нащупывали формы, принципы, концепцию автомобилей. Многим из них идея реактивной силы тяги, создаваемой винтом-пропеллером, казалась революционной. Ведь пока что пешеходы запросто обгоняли машины. Как достичь скорости, разогнать 8-10-сильный «табун» до 100 км/ч и выше?
Французские мастера воссоздали модель «Гелика Леиат» по авторским чертежам. Фото: YouTube.com
Началось строительство аэромобилей. Упругий, мощный поток воздуха мог придать машине головокружительное ускорение, справедливо полагали инженеры. В их число входил и француз Марсель Леиат. В прошлом он пилотировал аэропланы, но авиакатастрофа закрыла путь в небо. Умудрился собственными силами построить самолет. Но потом бывший летчик в 1913 году организовал автомобильную компанию своего имени.
Заводом назвать сложно, но мастерские располагались на набережной Гренель, Париж. Первая мировая отодвинула реализацию планов Леиата. Но уже 1919-ом машину с названием «Гелика» представили народу.
Застрельщики
Француз, однако, не был пионером в строительстве аэромобилей. Тут первопроходца сложно отыскать. Но имена энтузиастов стоят нашей памяти. Например, американец Эдвард Пеннингтон в 1896-ом приладил пропеллер к легкому мотоциклу. А гонщик Алессандро Анзани эту же деталь через 10 лет установил на велосипед с моторчиком. Как же все замечательно просто и понятно!
Helica de Leyat развивал скорость 171 км/ч. Фото: YouTube.com
Куда серьезнее подошел к вопросу в 1911 году британец Брэдшоу. Он решил задачу сложнее, чем элементарно снабдить легковое шасси вертушкой с приводом от двигателя авто, а то даже и с автономным мотором. Некоторые производители и так поступали.
Но англичанин пошел дальше. Усложнил конструкцию. На задней части «тележки» с деревянными обтекателями инженер поставил испытуемый авиамотор V8, соединенный с 2-лопастным воздушным винтом, и радиатор. Механизм весил более тонны. Неповоротливая и плохо управляемая машина марки АВС (аббревиатура от названия предприятия All-British Engine Company) развивала 100 км/ч.
«От винта!»
Опираясь на опыт товарищей по цеху, трудился и Марсель Леиат (Лейя). Соотечественники давали разные имена его модели Helica. Аэромобиль называли наземным, бескрылым, сухопутным самолетом. Было и ласково-ироничное «аэрочертенок», и обидное «обрубок самолета».
Разве такой профиль не достоин звания самого элегантного? Фото: YouTube.com
Что же, родство с аэропланом производитель не скрывал. Фанерному кузову весом 250 кг разработчик придал узнаваемые черты воздушного судна. Современники, знавшие Лейя, уверяли, что практическое и коммерческое значение не было самоцелью начинающего автостроителя. Впрочем, недостатки модели Helica de Leyat тоже мало заботили француза. Собственно, этим он снискал славу если не сумасшедшего, то блаженного (в обывательском смысле).
Прототип, обязаны упомянуть, Марсель придумал еще в довоенные годы. Автомобиль Helicocycle («Эликоцикль» или «Геликоцикл») был уж слишком примитивным. Скажем так: бескрылый аэроплан поставили на 3 велосипедных колеса (два спереди, одно сзади). Двухлопастный винт без какой-либо защиты расположили по самолетному правилу – спереди. Двухцилиндровый оппозитный мотор на 8 сил спрятали в районе крыши.
Гроза городских голубей
Видя, как пропеллер затягивает воздушным потоком крупные предметы, на второй машине «блаженный» забрал конструктивный элемент в кожух. Модернизированное авто предложил военным. Про боевые подвиги «Геликоцикла», правда, сведений не сохранилось. Зато испытания на песчаных отмелях Сены, доказавшие жизнеспособность модели, задокументированы.
В кабине «аэрочертенка». Фото: YouTube.com
Тогда (а на календаре был уже 1919-ый) инженер «причесал» и «прилизал» модель. Для устойчивости поставил аппарат на 4 колеса размером, как на детской коляске. Количество лопастей увеличил тоже до четырех. «Вентилятор» диаметром 1,39 м окружил металлическим ободом и прикрыл сеткой.
Несущий кузов действительно напоминал фюзеляж аэроплана. Сходства добавляли два миниатюрных крылышка сзади. Ветровик был низким, мотор располагался где-то под пилотом. Тип 2-местного кузова обозначался как «тандем». То есть пассажир располагался за спиной водителя. Чем не самолет?
Пропеллер Helica de Leyat не мешает обзору, а зеркал заднего вида не предусмотрено. Фото: YouTube.com
Когда мотор заводили с магнето, птицы, собаки, кошки срывались и улепетывали прочь, как угорелые, подальше от места старта «Гелика Леиат». Шарахались и окутанные тучей пыли, грязи и листьев прохожие. Лопасти раскручивались с бешеной скоростью, оглашая округу диким ревом. Казалось, вот сейчас он взлетит, этот чудной аэрочертенок. Но нет, судьбой его была земная твердь.
Моторы, ходовая
Трансмиссии в автомобиле на винтовой тяге не было. Какая в ней нужда? Крутящий момент не передавался на оси. Мотор марки «ABC 9HP» служил, чтобы раскрутить четырехлопастный пропеллер. Последний, что логично, закрепляли непосредственно на коленвал. Когда винт набирал обороты, он уже сам придавал дополнительное ускорение средству передвижения. Вот откуда скорость в 171 км/ч, которую демонстрировал «Гелика».
Характеристики силового агрегата:
✅ Количество цилиндров – 2 с конфигурацией V2
✅ Рабочий объем – 1 л
✅ Мощность – 8 «лошадей» при 1400-1800 об/мин
На передних неуправляемых колесах стояла подвеска из четвертьэллиптических рессор. Сзади она отсутствовала вовсе. Автомобиль управлялся задними «катками».
Автор предлагал использовать «Гелика Леиат» для доставки почты, но из-за низкой безопасности авто получил отказ. Фото: YouTube.com
Механизм маневрирования был устроен следующим образом: задний неразрезной мост посредством прикрепленных к рулевой колонке тросиков вращался вокруг вертикальной оси. Виражи машина закладывала так: водитель крутил руль, трос натягивался. Ось с колесом поворачивалась, меняя вектор движения модели.
Понятно, что управлять легким, неустойчивым транспортом было одно мучение. Разгонялся долго, норовил завалиться набок. Но главная беда – сильнейший воздушный поток, который валил с ног, закладывал уши. Шансов у «сухопутных аэропланов» не было. Оставив след в автостроительной индустрии, они ушли в историю.
Наш «блаженный» построил к 1925 году 30 единиц «чертенят». Из них 23 шт. продал таким же сумасшедшим. До наших дней дошло 2 оригинальных экземпляра Helica de Leyat. Один хранится в парижском музее, второй находится в частной коллекции. Этот автомобиль и отхватил титул самого элегантного на Concours d’Elegance в поместье Хэмптон-Корт-Палас.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....