Пропеллер, «кривой» стартер, 8 «лошадей» – Helica de Leyat к полету готов!
Термин «Concours d’Elegance» происходит из Франции. Переводится как «Конкурс элегантности». У этого события, красивого и значимого для автодизайнеров, глубокие корни. Еще в 17-ом веке расфуфыренная парижская знать разъезжала в роскошных каретах по Булонскому лесу, демонстрируя зевакам свое богатство. Публика оценивала красоту экипажей, убранство лошадей, глазела мимоходом на туалеты дам.
Время шло. Коней отправили в стойло. «Дилижансы» стали передвигаться на ДВС, а традиция осталась. Мероприятие радует публику в Италии, старейшее проходит близ Виллы д’Эсте. В США организуют по 60 подобных конкурсов в год. Но самый престижный ежегодно состоится в чопорной, высокомерной Великобритании.
Здесь, в Хэмптон-Корт-Палас, собираются представители высшего общества всего мира. Тема: ретромобили и винтажные авто. Судей и жюри нет, номинанта на звание самого элегантного средства передвижения выбирают участники собрания. В 2020 году звездой состязания стал предмет нашего обзора – «Гелика Леиат» (1919-1925). Старику аккурат исполнилось 100 лет.
В 10-20-х годах прошлого столетия машиностроители еще не пришли к общему концепту легкового транспорта. Да, кузов, мотор, колеса. Но автомобильные конструкции могли быть какими угодно: корыто на скатах, тарантас с двигателем, бочка с пропеллером. Последний – винт о нескольких лопастях – был, кстати, в особой чести у производителей.
Золотое время экспериментов, изобретений, проб и ошибок! Университеты и колледжи еще не учили на профессиональных автоинженеров. Разработчики, дизайнеры, конструкторы рождались из среды механиков и слесарей. Сплошная самодельщина и кустарщина. Но тем она и прекрасна: многообразие кузовов и неожиданных технических решений поражало.
Одновременно с машиностроением, вспомним, развивалось воздухоплавание. Аэростаты, воздушные шары с корзинами для пассажиров не берем во внимание. Тем более, не смотрим на мускулолеты и махолеты (орнитоптеры). Первый аппарат тяжелее воздуха, с двигателем и крыльями, взмыл к облакам 17 декабря 1903 года. Творение американских братьев Райт взбудоражило умы человечества.
Создатели «самодвижущихся экипажей», чисто сухопутного колесного транспорта, повторимся, еще только нащупывали формы, принципы, концепцию автомобилей. Многим из них идея реактивной силы тяги, создаваемой винтом-пропеллером, казалась революционной. Ведь пока что пешеходы запросто обгоняли машины. Как достичь скорости, разогнать 8-10-сильный «табун» до 100 км/ч и выше?
Началось строительство аэромобилей. Упругий, мощный поток воздуха мог придать машине головокружительное ускорение, справедливо полагали инженеры. В их число входил и француз Марсель Леиат. В прошлом он пилотировал аэропланы, но авиакатастрофа закрыла путь в небо. Умудрился собственными силами построить самолет. Но потом бывший летчик в 1913 году организовал автомобильную компанию своего имени.
Заводом назвать сложно, но мастерские располагались на набережной Гренель, Париж. Первая мировая отодвинула реализацию планов Леиата. Но уже 1919-ом машину с названием «Гелика» представили народу.
Француз, однако, не был пионером в строительстве аэромобилей. Тут первопроходца сложно отыскать. Но имена энтузиастов стоят нашей памяти. Например, американец Эдвард Пеннингтон в 1896-ом приладил пропеллер к легкому мотоциклу. А гонщик Алессандро Анзани эту же деталь через 10 лет установил на велосипед с моторчиком. Как же все замечательно просто и понятно!
Куда серьезнее подошел к вопросу в 1911 году британец Брэдшоу. Он решил задачу сложнее, чем элементарно снабдить легковое шасси вертушкой с приводом от двигателя авто, а то даже и с автономным мотором. Некоторые производители и так поступали.
Но англичанин пошел дальше. Усложнил конструкцию. На задней части «тележки» с деревянными обтекателями инженер поставил испытуемый авиамотор V8, соединенный с 2-лопастным воздушным винтом, и радиатор. Механизм весил более тонны. Неповоротливая и плохо управляемая машина марки АВС (аббревиатура от названия предприятия All-British Engine Company) развивала 100 км/ч.
Опираясь на опыт товарищей по цеху, трудился и Марсель Леиат (Лейя). Соотечественники давали разные имена его модели Helica. Аэромобиль называли наземным, бескрылым, сухопутным самолетом. Было и ласково-ироничное «аэрочертенок», и обидное «обрубок самолета».
Что же, родство с аэропланом производитель не скрывал. Фанерному кузову весом 250 кг разработчик придал узнаваемые черты воздушного судна. Современники, знавшие Лейя, уверяли, что практическое и коммерческое значение не было самоцелью начинающего автостроителя. Впрочем, недостатки модели Helica de Leyat тоже мало заботили француза. Собственно, этим он снискал славу если не сумасшедшего, то блаженного (в обывательском смысле).
Прототип, обязаны упомянуть, Марсель придумал еще в довоенные годы. Автомобиль Helicocycle («Эликоцикль» или «Геликоцикл») был уж слишком примитивным. Скажем так: бескрылый аэроплан поставили на 3 велосипедных колеса (два спереди, одно сзади). Двухлопастный винт без какой-либо защиты расположили по самолетному правилу – спереди. Двухцилиндровый оппозитный мотор на 8 сил спрятали в районе крыши.
Видя, как пропеллер затягивает воздушным потоком крупные предметы, на второй машине «блаженный» забрал конструктивный элемент в кожух. Модернизированное авто предложил военным. Про боевые подвиги «Геликоцикла», правда, сведений не сохранилось. Зато испытания на песчаных отмелях Сены, доказавшие жизнеспособность модели, задокументированы.
Тогда (а на календаре был уже 1919-ый) инженер «причесал» и «прилизал» модель. Для устойчивости поставил аппарат на 4 колеса размером, как на детской коляске. Количество лопастей увеличил тоже до четырех. «Вентилятор» диаметром 1,39 м окружил металлическим ободом и прикрыл сеткой.
Несущий кузов действительно напоминал фюзеляж аэроплана. Сходства добавляли два миниатюрных крылышка сзади. Ветровик был низким, мотор располагался где-то под пилотом. Тип 2-местного кузова обозначался как «тандем». То есть пассажир располагался за спиной водителя. Чем не самолет?
Когда мотор заводили с магнето, птицы, собаки, кошки срывались и улепетывали прочь, как угорелые, подальше от места старта «Гелика Леиат». Шарахались и окутанные тучей пыли, грязи и листьев прохожие. Лопасти раскручивались с бешеной скоростью, оглашая округу диким ревом. Казалось, вот сейчас он взлетит, этот чудной аэрочертенок. Но нет, судьбой его была земная твердь.
Трансмиссии в автомобиле на винтовой тяге не было. Какая в ней нужда? Крутящий момент не передавался на оси. Мотор марки «ABC 9HP» служил, чтобы раскрутить четырехлопастный пропеллер. Последний, что логично, закрепляли непосредственно на коленвал. Когда винт набирал обороты, он уже сам придавал дополнительное ускорение средству передвижения. Вот откуда скорость в 171 км/ч, которую демонстрировал «Гелика».
Характеристики силового агрегата:
✅ Количество цилиндров – 2 с конфигурацией V2
✅ Рабочий объем – 1 л
✅ Мощность – 8 «лошадей» при 1400-1800 об/мин
На передних неуправляемых колесах стояла подвеска из четвертьэллиптических рессор. Сзади она отсутствовала вовсе. Автомобиль управлялся задними «катками».
Механизм маневрирования был устроен следующим образом: задний неразрезной мост посредством прикрепленных к рулевой колонке тросиков вращался вокруг вертикальной оси. Виражи машина закладывала так: водитель крутил руль, трос натягивался. Ось с колесом поворачивалась, меняя вектор движения модели.
Понятно, что управлять легким, неустойчивым транспортом было одно мучение. Разгонялся долго, норовил завалиться набок. Но главная беда – сильнейший воздушный поток, который валил с ног, закладывал уши. Шансов у «сухопутных аэропланов» не было. Оставив след в автостроительной индустрии, они ушли в историю.
Наш «блаженный» построил к 1925 году 30 единиц «чертенят». Из них 23 шт. продал таким же сумасшедшим. До наших дней дошло 2 оригинальных экземпляра Helica de Leyat. Один хранится в парижском музее, второй находится в частной коллекции. Этот автомобиль и отхватил титул самого элегантного на Concours d’Elegance в поместье Хэмптон-Корт-Палас.
Время шло. Коней отправили в стойло. «Дилижансы» стали передвигаться на ДВС, а традиция осталась. Мероприятие радует публику в Италии, старейшее проходит близ Виллы д’Эсте. В США организуют по 60 подобных конкурсов в год. Но самый престижный ежегодно состоится в чопорной, высокомерной Великобритании.
Здесь, в Хэмптон-Корт-Палас, собираются представители высшего общества всего мира. Тема: ретромобили и винтажные авто. Судей и жюри нет, номинанта на звание самого элегантного средства передвижения выбирают участники собрания. В 2020 году звездой состязания стал предмет нашего обзора – «Гелика Леиат» (1919-1925). Старику аккурат исполнилось 100 лет.
Об исторической эпохе создания модели
В 10-20-х годах прошлого столетия машиностроители еще не пришли к общему концепту легкового транспорта. Да, кузов, мотор, колеса. Но автомобильные конструкции могли быть какими угодно: корыто на скатах, тарантас с двигателем, бочка с пропеллером. Последний – винт о нескольких лопастях – был, кстати, в особой чести у производителей.
Легендарный аэромобиль Helica de Leyat, созданный Марселем Леиатом. Фото: YouTube.com
Золотое время экспериментов, изобретений, проб и ошибок! Университеты и колледжи еще не учили на профессиональных автоинженеров. Разработчики, дизайнеры, конструкторы рождались из среды механиков и слесарей. Сплошная самодельщина и кустарщина. Но тем она и прекрасна: многообразие кузовов и неожиданных технических решений поражало.
Одновременно с машиностроением, вспомним, развивалось воздухоплавание. Аэростаты, воздушные шары с корзинами для пассажиров не берем во внимание. Тем более, не смотрим на мускулолеты и махолеты (орнитоптеры). Первый аппарат тяжелее воздуха, с двигателем и крыльями, взмыл к облакам 17 декабря 1903 года. Творение американских братьев Райт взбудоражило умы человечества.
Рождение модели Helica de Leyat
Создатели «самодвижущихся экипажей», чисто сухопутного колесного транспорта, повторимся, еще только нащупывали формы, принципы, концепцию автомобилей. Многим из них идея реактивной силы тяги, создаваемой винтом-пропеллером, казалась революционной. Ведь пока что пешеходы запросто обгоняли машины. Как достичь скорости, разогнать 8-10-сильный «табун» до 100 км/ч и выше?
Французские мастера воссоздали модель «Гелика Леиат» по авторским чертежам. Фото: YouTube.com
Началось строительство аэромобилей. Упругий, мощный поток воздуха мог придать машине головокружительное ускорение, справедливо полагали инженеры. В их число входил и француз Марсель Леиат. В прошлом он пилотировал аэропланы, но авиакатастрофа закрыла путь в небо. Умудрился собственными силами построить самолет. Но потом бывший летчик в 1913 году организовал автомобильную компанию своего имени.
Заводом назвать сложно, но мастерские располагались на набережной Гренель, Париж. Первая мировая отодвинула реализацию планов Леиата. Но уже 1919-ом машину с названием «Гелика» представили народу.
Застрельщики
Француз, однако, не был пионером в строительстве аэромобилей. Тут первопроходца сложно отыскать. Но имена энтузиастов стоят нашей памяти. Например, американец Эдвард Пеннингтон в 1896-ом приладил пропеллер к легкому мотоциклу. А гонщик Алессандро Анзани эту же деталь через 10 лет установил на велосипед с моторчиком. Как же все замечательно просто и понятно!
Helica de Leyat развивал скорость 171 км/ч. Фото: YouTube.com
Куда серьезнее подошел к вопросу в 1911 году британец Брэдшоу. Он решил задачу сложнее, чем элементарно снабдить легковое шасси вертушкой с приводом от двигателя авто, а то даже и с автономным мотором. Некоторые производители и так поступали.
Но англичанин пошел дальше. Усложнил конструкцию. На задней части «тележки» с деревянными обтекателями инженер поставил испытуемый авиамотор V8, соединенный с 2-лопастным воздушным винтом, и радиатор. Механизм весил более тонны. Неповоротливая и плохо управляемая машина марки АВС (аббревиатура от названия предприятия All-British Engine Company) развивала 100 км/ч.
«От винта!»
Опираясь на опыт товарищей по цеху, трудился и Марсель Леиат (Лейя). Соотечественники давали разные имена его модели Helica. Аэромобиль называли наземным, бескрылым, сухопутным самолетом. Было и ласково-ироничное «аэрочертенок», и обидное «обрубок самолета».
Разве такой профиль не достоин звания самого элегантного? Фото: YouTube.com
Что же, родство с аэропланом производитель не скрывал. Фанерному кузову весом 250 кг разработчик придал узнаваемые черты воздушного судна. Современники, знавшие Лейя, уверяли, что практическое и коммерческое значение не было самоцелью начинающего автостроителя. Впрочем, недостатки модели Helica de Leyat тоже мало заботили француза. Собственно, этим он снискал славу если не сумасшедшего, то блаженного (в обывательском смысле).
Прототип, обязаны упомянуть, Марсель придумал еще в довоенные годы. Автомобиль Helicocycle («Эликоцикль» или «Геликоцикл») был уж слишком примитивным. Скажем так: бескрылый аэроплан поставили на 3 велосипедных колеса (два спереди, одно сзади). Двухлопастный винт без какой-либо защиты расположили по самолетному правилу – спереди. Двухцилиндровый оппозитный мотор на 8 сил спрятали в районе крыши.
Гроза городских голубей
Видя, как пропеллер затягивает воздушным потоком крупные предметы, на второй машине «блаженный» забрал конструктивный элемент в кожух. Модернизированное авто предложил военным. Про боевые подвиги «Геликоцикла», правда, сведений не сохранилось. Зато испытания на песчаных отмелях Сены, доказавшие жизнеспособность модели, задокументированы.
В кабине «аэрочертенка». Фото: YouTube.com
Тогда (а на календаре был уже 1919-ый) инженер «причесал» и «прилизал» модель. Для устойчивости поставил аппарат на 4 колеса размером, как на детской коляске. Количество лопастей увеличил тоже до четырех. «Вентилятор» диаметром 1,39 м окружил металлическим ободом и прикрыл сеткой.
Несущий кузов действительно напоминал фюзеляж аэроплана. Сходства добавляли два миниатюрных крылышка сзади. Ветровик был низким, мотор располагался где-то под пилотом. Тип 2-местного кузова обозначался как «тандем». То есть пассажир располагался за спиной водителя. Чем не самолет?
Пропеллер Helica de Leyat не мешает обзору, а зеркал заднего вида не предусмотрено. Фото: YouTube.com
Когда мотор заводили с магнето, птицы, собаки, кошки срывались и улепетывали прочь, как угорелые, подальше от места старта «Гелика Леиат». Шарахались и окутанные тучей пыли, грязи и листьев прохожие. Лопасти раскручивались с бешеной скоростью, оглашая округу диким ревом. Казалось, вот сейчас он взлетит, этот чудной аэрочертенок. Но нет, судьбой его была земная твердь.
Моторы, ходовая
Трансмиссии в автомобиле на винтовой тяге не было. Какая в ней нужда? Крутящий момент не передавался на оси. Мотор марки «ABC 9HP» служил, чтобы раскрутить четырехлопастный пропеллер. Последний, что логично, закрепляли непосредственно на коленвал. Когда винт набирал обороты, он уже сам придавал дополнительное ускорение средству передвижения. Вот откуда скорость в 171 км/ч, которую демонстрировал «Гелика».
Характеристики силового агрегата:
✅ Количество цилиндров – 2 с конфигурацией V2
✅ Рабочий объем – 1 л
✅ Мощность – 8 «лошадей» при 1400-1800 об/мин
На передних неуправляемых колесах стояла подвеска из четвертьэллиптических рессор. Сзади она отсутствовала вовсе. Автомобиль управлялся задними «катками».
Автор предлагал использовать «Гелика Леиат» для доставки почты, но из-за низкой безопасности авто получил отказ. Фото: YouTube.com
Механизм маневрирования был устроен следующим образом: задний неразрезной мост посредством прикрепленных к рулевой колонке тросиков вращался вокруг вертикальной оси. Виражи машина закладывала так: водитель крутил руль, трос натягивался. Ось с колесом поворачивалась, меняя вектор движения модели.
Понятно, что управлять легким, неустойчивым транспортом было одно мучение. Разгонялся долго, норовил завалиться набок. Но главная беда – сильнейший воздушный поток, который валил с ног, закладывал уши. Шансов у «сухопутных аэропланов» не было. Оставив след в автостроительной индустрии, они ушли в историю.
Наш «блаженный» построил к 1925 году 30 единиц «чертенят». Из них 23 шт. продал таким же сумасшедшим. До наших дней дошло 2 оригинальных экземпляра Helica de Leyat. Один хранится в парижском музее, второй находится в частной коллекции. Этот автомобиль и отхватил титул самого элегантного на Concours d’Elegance в поместье Хэмптон-Корт-Палас.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...