Как появились лимузины «Жигули» для кубинской «элиты»
Советско-кубинская дружба была ярким примером взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Причем, если политические интересы выходили на одно из первых мест, то коммерческая выгода почти не извлекалась вообще.
СССР просто хотел поддержать всеми возможными способами маленькое островное государство, находившееся на другом конце земного шара. Тем более, что еще и по соседству с грозным противником, активно участвовавшем в противостоянии тех лет.
А у кубинцев существовали не только промышленные и технические интересы к «большому брату». В какой-то момент накала страстей страна столкнулась с полным эмбарго на поставку ей любой автомобильной техники. Конечно, до этого на остров Свободы уже попало приличное количество огромных американских моделей. Но без возможности обновления парка, длившейся не одно десятилетие, пришлось очень туго.
Появившийся в 1949 году Совет экономической взаимопомощи как раз и подразумевал, что его члены будут поддерживать друг друга по принципу: «ты – мне, я – тебе». Но в случае с Кубой потребовалось идти на жертвы, оказывая ей одностороннюю помощь, почти без надежды на взаимность. Не считая, конечно, знаменитых гаванских сигар.
В этот процесс включилась не только наша страна, но и другие производители легковых и грузовых автомобилей из Восточной Европы. Конечно, их продукция не могла сравниться с японской, американской или западноевропейской, но выбирать особо не приходилось. И новенький «Москвич» иногда мог быть получше 30-40-летнего «Кадиллака».
Самым удивительным, наверное, является тот факт, что и сегодня ситуация мало в чем отличается от сложившейся несколько десятилетий назад. Противостояние давно позади, но Куба не отказалась от социалистического пути и наследия Фиделя Кастро. Поэтому эмбарго на поставку ей авто продолжается, а имеющиеся здесь древние американские модели однозначно можно назвать шедеврами эпохи.
Вообще отношение к ним совсем не такое, как в стране-производителе. Хозяева бережно заботятся о своей технике, стараясь максимально продлить срок эксплуатации. Вот только как снаружи, так и внутри эти транспортные средства уже очень далеки от оригинала.
Все дело в том, что здесь действует тот же принцип, который применяется к маневровым тепловозам ЧМЭ3. Эти локомотивы родом из несуществующей уже четвертое десятилетие страны, давно сошли с заводского конвейера. Выпуск запасных частей также прекращен еще во времена ЧССР. Когда я задал вопрос машинисту, как они ремонтируют технику, он ответил, что в локомотивных депо «кулибины» пытаются изготавливать необходимые запчасти кустарным способом.
То же самое приходится делать и предприимчивым кубинцам. Поэтому огромные американские авто слишком часто встречаются на всевозможных местных туристических проспектах, иногда даже конкурируя с культовым портретом Че Гевары.
Вся эта техника выпущена еще в 50-е, но активно продолжает эксплуатироваться и сегодня! Удивительный парадокс, который не найдешь ни в каком другом уголке земного шара. Как ни странно, но часто данный факт является более весомым аргументом для туристов посетить Кубу, чем вся ее природная экзотика. Здесь можно увидеть ветеранов от знаменитых американских брендов прошлого:
✅ Packard
✅ Plymouth
✅ Oldsmobile
✅ Pontiac
Найдутся и ныне здравствующие: «Шевроле», «Форды», «Крайслеры» или «Бьюики». Кажется, что таких ветеранов на Кубе сохранилось больше, чем в стране, их выпускавшей. Кстати, из легковых автомобилей Восточной Европы самыми распространенными здесь являются:
✅ «Жигули»
✅ «Москвич»
✅ «Польский Фиат»
✅ «Шкода»
И здесь вас также ожидает экзотика. «Малыши», о которых уже давно забыла и Польша, и вся Европа. Или старые «Шкоды», в самой Чехии появляющиеся разве что на парадах ретро-техники. Но чаще всего мы увидим все же наши «Москвичи» и «Жигули».
Причем, то, что касается последних – особняком стоят лимузины на базе серийной техники от Волжского завода. Казалось бы, обычная «копейка», выпуск которой происходил полвека назад. И, вдруг, такой заметный элемент кубинского автопарка. И это сказано не просто для красного словца, автомобили на самом деле часто выполняют очень важную работу на острове. Но сначала посмотрим на их отличия от оригинала:
✅ заметно удлиненная база
✅ трехрядный салон
✅ шесть входных дверей
✅ другие незначительные доработки
Если для туристов (особенно, из бывшего СССР) это кажется чем-то удивительным (как поездка в прошлое на машине времени), то для Кубы – обычные будни. В свое время сюда доставлено почти 150 тысяч образцов советских автомобилей разных моделей и назначения. Большинство из них в эксплуатации и сегодня. А как иначе? Ведь в стране на 1000 человек – всего 35 авто, что в 22,85 раза меньше, чем у американских пользователей.
Да, кубинцам особо выбирать не приходится. Именно поэтому в какой-то момент появился государственный заказ на создание вместительного лимузина на базе серийных образцов ВАЗ-2101. Так из-под рук местных мастеров вышли экзотические автомобили, которые получили:
✅ 9-местный (некоторые модификации – до 12) салон
✅ возможность работать в качестве обычных такси
✅ стать одной из визитных карточек Кубы
А как же иначе?! Ведь в любой другой стране лимузины создаются для местной элиты. В советское время это были высокие партийные чиновники. В других странах – политики, бизнесмены высокого пошиба или акулы шоу-бизнеса.
Здесь же – повседневные будни городских таксопарков. Скажем больше, когда необходимо встретить какую-то группу туристов, то модернизированная «копейка» вполне может посоперничать с небольшим микроавтобусом или минивэном.
Правда, иногда и этого бывает недостаточно. Поэтому предприимчивые латинос постарались дожать ситуацию. Взяв надстройку от старого «пирожка», они добавили на месте традиционного багажника пассажирскую будку. Так вместимость салона выросла до рекордных 12 человек! Так что анекдоты о том, как в остановленный гаишником «Запорожец» (или «копейку») влезло энное количество пассажиров, иногда могут иметь реальное воплощение.
Кстати, при создании диковинных автомобилей кубинские мастера использовали базовый и донорский образцы. От второго брались части кузова с одним рядом дверей. Так что у одних лимузинов – два ряда передних и один – задний. У других – наоборот.
Чтобы увидеть такую экзотику, многие желающие готовы выложить немалую сумму и отправиться за океан, к берегам острова Свободы. И кубинцы, кажется, с удовольствием и выгодой используют такую свою особенность.
Но тем, кто уже решил паковать чемоданы, стоит поторопиться. Ведь такое положение вещей не сохранится вечно. На остров уже активно поступают транспортные новинки из Китая и России. Например, в центре Гаваны можно встретить современные красивые образцы, наряду со старыми кабриолетами, поддерживаемыми в хорошем состоянии. Поездка на таком шедевре обойдется в немалую копеечку. А вот прокатиться на лимузине от ВАЗ-2101 – дело обыденное для кубинцев, но очень трогательное для заставших советскую эпоху.
СССР просто хотел поддержать всеми возможными способами маленькое островное государство, находившееся на другом конце земного шара. Тем более, что еще и по соседству с грозным противником, активно участвовавшем в противостоянии тех лет.
9-местный лимузин на базе ВАЗ-2101. Фото: youtube.com
А у кубинцев существовали не только промышленные и технические интересы к «большому брату». В какой-то момент накала страстей страна столкнулась с полным эмбарго на поставку ей любой автомобильной техники. Конечно, до этого на остров Свободы уже попало приличное количество огромных американских моделей. Но без возможности обновления парка, длившейся не одно десятилетие, пришлось очень туго.
Помощь от стран – членов СЭВ
Появившийся в 1949 году Совет экономической взаимопомощи как раз и подразумевал, что его члены будут поддерживать друг друга по принципу: «ты – мне, я – тебе». Но в случае с Кубой потребовалось идти на жертвы, оказывая ей одностороннюю помощь, почти без надежды на взаимность. Не считая, конечно, знаменитых гаванских сигар.
В этот процесс включилась не только наша страна, но и другие производители легковых и грузовых автомобилей из Восточной Европы. Конечно, их продукция не могла сравниться с японской, американской или западноевропейской, но выбирать особо не приходилось. И новенький «Москвич» иногда мог быть получше 30-40-летнего «Кадиллака».
Львиная доля поставок пришлась на советские предприятия. Поэтому и сейчас на Кубе не в диковинку «КАМАЗы» или «ЗиЛы». Но особой экзотикой стали все же лимузины на основе легендарной «копейки» – ВАЗ-2101.
Самым удивительным, наверное, является тот факт, что и сегодня ситуация мало в чем отличается от сложившейся несколько десятилетий назад. Противостояние давно позади, но Куба не отказалась от социалистического пути и наследия Фиделя Кастро. Поэтому эмбарго на поставку ей авто продолжается, а имеющиеся здесь древние американские модели однозначно можно назвать шедеврами эпохи.
Вообще отношение к ним совсем не такое, как в стране-производителе. Хозяева бережно заботятся о своей технике, стараясь максимально продлить срок эксплуатации. Вот только как снаружи, так и внутри эти транспортные средства уже очень далеки от оригинала.
Существуют и классические такси на базе более новых моделей ВАЗ. Фото: youtube.com
Все дело в том, что здесь действует тот же принцип, который применяется к маневровым тепловозам ЧМЭ3. Эти локомотивы родом из несуществующей уже четвертое десятилетие страны, давно сошли с заводского конвейера. Выпуск запасных частей также прекращен еще во времена ЧССР. Когда я задал вопрос машинисту, как они ремонтируют технику, он ответил, что в локомотивных депо «кулибины» пытаются изготавливать необходимые запчасти кустарным способом.
То же самое приходится делать и предприимчивым кубинцам. Поэтому огромные американские авто слишком часто встречаются на всевозможных местных туристических проспектах, иногда даже конкурируя с культовым портретом Че Гевары.
Вся эта техника выпущена еще в 50-е, но активно продолжает эксплуатироваться и сегодня! Удивительный парадокс, который не найдешь ни в каком другом уголке земного шара. Как ни странно, но часто данный факт является более весомым аргументом для туристов посетить Кубу, чем вся ее природная экзотика. Здесь можно увидеть ветеранов от знаменитых американских брендов прошлого:
✅ Packard
✅ Plymouth
✅ Oldsmobile
✅ Pontiac
Найдутся и ныне здравствующие: «Шевроле», «Форды», «Крайслеры» или «Бьюики». Кажется, что таких ветеранов на Кубе сохранилось больше, чем в стране, их выпускавшей. Кстати, из легковых автомобилей Восточной Европы самыми распространенными здесь являются:
✅ «Жигули»
✅ «Москвич»
✅ «Польский Фиат»
✅ «Шкода»
И здесь вас также ожидает экзотика. «Малыши», о которых уже давно забыла и Польша, и вся Европа. Или старые «Шкоды», в самой Чехии появляющиеся разве что на парадах ретро-техники. Но чаще всего мы увидим все же наши «Москвичи» и «Жигули».
Сделали из того, что было
Причем, то, что касается последних – особняком стоят лимузины на базе серийной техники от Волжского завода. Казалось бы, обычная «копейка», выпуск которой происходил полвека назад. И, вдруг, такой заметный элемент кубинского автопарка. И это сказано не просто для красного словца, автомобили на самом деле часто выполняют очень важную работу на острове. Но сначала посмотрим на их отличия от оригинала:
✅ заметно удлиненная база
✅ трехрядный салон
✅ шесть входных дверей
✅ другие незначительные доработки
Если для туристов (особенно, из бывшего СССР) это кажется чем-то удивительным (как поездка в прошлое на машине времени), то для Кубы – обычные будни. В свое время сюда доставлено почти 150 тысяч образцов советских автомобилей разных моделей и назначения. Большинство из них в эксплуатации и сегодня. А как иначе? Ведь в стране на 1000 человек – всего 35 авто, что в 22,85 раза меньше, чем у американских пользователей.
На улицах кубинских городов ЗИЛ – не такая уж редкость. Фото: youtube.com
Да, кубинцам особо выбирать не приходится. Именно поэтому в какой-то момент появился государственный заказ на создание вместительного лимузина на базе серийных образцов ВАЗ-2101. Так из-под рук местных мастеров вышли экзотические автомобили, которые получили:
✅ 9-местный (некоторые модификации – до 12) салон
✅ возможность работать в качестве обычных такси
✅ стать одной из визитных карточек Кубы
А как же иначе?! Ведь в любой другой стране лимузины создаются для местной элиты. В советское время это были высокие партийные чиновники. В других странах – политики, бизнесмены высокого пошиба или акулы шоу-бизнеса.
«Москвич» с советской символикой – на Кубе эра социализма продолжается. Фото: youtube.com
Здесь же – повседневные будни городских таксопарков. Скажем больше, когда необходимо встретить какую-то группу туристов, то модернизированная «копейка» вполне может посоперничать с небольшим микроавтобусом или минивэном.
12-местная «копейка»
Правда, иногда и этого бывает недостаточно. Поэтому предприимчивые латинос постарались дожать ситуацию. Взяв надстройку от старого «пирожка», они добавили на месте традиционного багажника пассажирскую будку. Так вместимость салона выросла до рекордных 12 человек! Так что анекдоты о том, как в остановленный гаишником «Запорожец» (или «копейку») влезло энное количество пассажиров, иногда могут иметь реальное воплощение.
Кстати, при создании диковинных автомобилей кубинские мастера использовали базовый и донорский образцы. От второго брались части кузова с одним рядом дверей. Так что у одних лимузинов – два ряда передних и один – задний. У других – наоборот.
Чтобы увидеть такую экзотику, многие желающие готовы выложить немалую сумму и отправиться за океан, к берегам острова Свободы. И кубинцы, кажется, с удовольствием и выгодой используют такую свою особенность.
Один из таких автомобилей превратили в 12-местную конструкцию. Фото: youtube.com
Но тем, кто уже решил паковать чемоданы, стоит поторопиться. Ведь такое положение вещей не сохранится вечно. На остров уже активно поступают транспортные новинки из Китая и России. Например, в центре Гаваны можно встретить современные красивые образцы, наряду со старыми кабриолетами, поддерживаемыми в хорошем состоянии. Поездка на таком шедевре обойдется в немалую копеечку. А вот прокатиться на лимузине от ВАЗ-2101 – дело обыденное для кубинцев, но очень трогательное для заставших советскую эпоху.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....