
Как появились лимузины «Жигули» для кубинской «элиты»
Советско-кубинская дружба была ярким примером взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Причем, если политические интересы выходили на одно из первых мест, то коммерческая выгода почти не извлекалась вообще.
СССР просто хотел поддержать всеми возможными способами маленькое островное государство, находившееся на другом конце земного шара. Тем более, что еще и по соседству с грозным противником, активно участвовавшем в противостоянии тех лет.
9-местный лимузин на базе ВАЗ-2101. Фото: youtube.com
А у кубинцев существовали не только промышленные и технические интересы к «большому брату». В какой-то момент накала страстей страна столкнулась с полным эмбарго на поставку ей любой автомобильной техники. Конечно, до этого на остров Свободы уже попало приличное количество огромных американских моделей. Но без возможности обновления парка, длившейся не одно десятилетие, пришлось очень туго.
Появившийся в 1949 году Совет экономической взаимопомощи как раз и подразумевал, что его члены будут поддерживать друг друга по принципу: «ты – мне, я – тебе». Но в случае с Кубой потребовалось идти на жертвы, оказывая ей одностороннюю помощь, почти без надежды на взаимность. Не считая, конечно, знаменитых гаванских сигар.
В этот процесс включилась не только наша страна, но и другие производители легковых и грузовых автомобилей из Восточной Европы. Конечно, их продукция не могла сравниться с японской, американской или западноевропейской, но выбирать особо не приходилось. И новенький «Москвич» иногда мог быть получше 30-40-летнего «Кадиллака».
Самым удивительным, наверное, является тот факт, что и сегодня ситуация мало в чем отличается от сложившейся несколько десятилетий назад. Противостояние давно позади, но Куба не отказалась от социалистического пути и наследия Фиделя Кастро. Поэтому эмбарго на поставку ей авто продолжается, а имеющиеся здесь древние американские модели однозначно можно назвать шедеврами эпохи.
Вообще отношение к ним совсем не такое, как в стране-производителе. Хозяева бережно заботятся о своей технике, стараясь максимально продлить срок эксплуатации. Вот только как снаружи, так и внутри эти транспортные средства уже очень далеки от оригинала.
Существуют и классические такси на базе более новых моделей ВАЗ. Фото: youtube.com
Все дело в том, что здесь действует тот же принцип, который применяется к маневровым тепловозам ЧМЭ3. Эти локомотивы родом из несуществующей уже четвертое десятилетие страны, давно сошли с заводского конвейера. Выпуск запасных частей также прекращен еще во времена ЧССР. Когда я задал вопрос машинисту, как они ремонтируют технику, он ответил, что в локомотивных депо «кулибины» пытаются изготавливать необходимые запчасти кустарным способом.
То же самое приходится делать и предприимчивым кубинцам. Поэтому огромные американские авто слишком часто встречаются на всевозможных местных туристических проспектах, иногда даже конкурируя с культовым портретом Че Гевары.
Вся эта техника выпущена еще в 50-е, но активно продолжает эксплуатироваться и сегодня! Удивительный парадокс, который не найдешь ни в каком другом уголке земного шара. Как ни странно, но часто данный факт является более весомым аргументом для туристов посетить Кубу, чем вся ее природная экзотика. Здесь можно увидеть ветеранов от знаменитых американских брендов прошлого:
✅ Packard
✅ Plymouth
✅ Oldsmobile
✅ Pontiac
Найдутся и ныне здравствующие: «Шевроле», «Форды», «Крайслеры» или «Бьюики». Кажется, что таких ветеранов на Кубе сохранилось больше, чем в стране, их выпускавшей. Кстати, из легковых автомобилей Восточной Европы самыми распространенными здесь являются:
✅ «Жигули»
✅ «Москвич»
✅ «Польский Фиат»
✅ «Шкода»
И здесь вас также ожидает экзотика. «Малыши», о которых уже давно забыла и Польша, и вся Европа. Или старые «Шкоды», в самой Чехии появляющиеся разве что на парадах ретро-техники. Но чаще всего мы увидим все же наши «Москвичи» и «Жигули».
Причем, то, что касается последних – особняком стоят лимузины на базе серийной техники от Волжского завода. Казалось бы, обычная «копейка», выпуск которой происходил полвека назад. И, вдруг, такой заметный элемент кубинского автопарка. И это сказано не просто для красного словца, автомобили на самом деле часто выполняют очень важную работу на острове. Но сначала посмотрим на их отличия от оригинала:
✅ заметно удлиненная база
✅ трехрядный салон
✅ шесть входных дверей
✅ другие незначительные доработки
Если для туристов (особенно, из бывшего СССР) это кажется чем-то удивительным (как поездка в прошлое на машине времени), то для Кубы – обычные будни. В свое время сюда доставлено почти 150 тысяч образцов советских автомобилей разных моделей и назначения. Большинство из них в эксплуатации и сегодня. А как иначе? Ведь в стране на 1000 человек – всего 35 авто, что в 22,85 раза меньше, чем у американских пользователей.
На улицах кубинских городов ЗИЛ – не такая уж редкость. Фото: youtube.com
Да, кубинцам особо выбирать не приходится. Именно поэтому в какой-то момент появился государственный заказ на создание вместительного лимузина на базе серийных образцов ВАЗ-2101. Так из-под рук местных мастеров вышли экзотические автомобили, которые получили:
✅ 9-местный (некоторые модификации – до 12) салон
✅ возможность работать в качестве обычных такси
✅ стать одной из визитных карточек Кубы
А как же иначе?! Ведь в любой другой стране лимузины создаются для местной элиты. В советское время это были высокие партийные чиновники. В других странах – политики, бизнесмены высокого пошиба или акулы шоу-бизнеса.
«Москвич» с советской символикой – на Кубе эра социализма продолжается. Фото: youtube.com
Здесь же – повседневные будни городских таксопарков. Скажем больше, когда необходимо встретить какую-то группу туристов, то модернизированная «копейка» вполне может посоперничать с небольшим микроавтобусом или минивэном.
Правда, иногда и этого бывает недостаточно. Поэтому предприимчивые латинос постарались дожать ситуацию. Взяв надстройку от старого «пирожка», они добавили на месте традиционного багажника пассажирскую будку. Так вместимость салона выросла до рекордных 12 человек! Так что анекдоты о том, как в остановленный гаишником «Запорожец» (или «копейку») влезло энное количество пассажиров, иногда могут иметь реальное воплощение.
Кстати, при создании диковинных автомобилей кубинские мастера использовали базовый и донорский образцы. От второго брались части кузова с одним рядом дверей. Так что у одних лимузинов – два ряда передних и один – задний. У других – наоборот.
Чтобы увидеть такую экзотику, многие желающие готовы выложить немалую сумму и отправиться за океан, к берегам острова Свободы. И кубинцы, кажется, с удовольствием и выгодой используют такую свою особенность.
Один из таких автомобилей превратили в 12-местную конструкцию. Фото: youtube.com
Но тем, кто уже решил паковать чемоданы, стоит поторопиться. Ведь такое положение вещей не сохранится вечно. На остров уже активно поступают транспортные новинки из Китая и России. Например, в центре Гаваны можно встретить современные красивые образцы, наряду со старыми кабриолетами, поддерживаемыми в хорошем состоянии. Поездка на таком шедевре обойдется в немалую копеечку. А вот прокатиться на лимузине от ВАЗ-2101 – дело обыденное для кубинцев, но очень трогательное для заставших советскую эпоху.
СССР просто хотел поддержать всеми возможными способами маленькое островное государство, находившееся на другом конце земного шара. Тем более, что еще и по соседству с грозным противником, активно участвовавшем в противостоянии тех лет.

А у кубинцев существовали не только промышленные и технические интересы к «большому брату». В какой-то момент накала страстей страна столкнулась с полным эмбарго на поставку ей любой автомобильной техники. Конечно, до этого на остров Свободы уже попало приличное количество огромных американских моделей. Но без возможности обновления парка, длившейся не одно десятилетие, пришлось очень туго.
Помощь от стран – членов СЭВ
Появившийся в 1949 году Совет экономической взаимопомощи как раз и подразумевал, что его члены будут поддерживать друг друга по принципу: «ты – мне, я – тебе». Но в случае с Кубой потребовалось идти на жертвы, оказывая ей одностороннюю помощь, почти без надежды на взаимность. Не считая, конечно, знаменитых гаванских сигар.
В этот процесс включилась не только наша страна, но и другие производители легковых и грузовых автомобилей из Восточной Европы. Конечно, их продукция не могла сравниться с японской, американской или западноевропейской, но выбирать особо не приходилось. И новенький «Москвич» иногда мог быть получше 30-40-летнего «Кадиллака».
Львиная доля поставок пришлась на советские предприятия. Поэтому и сейчас на Кубе не в диковинку «КАМАЗы» или «ЗиЛы». Но особой экзотикой стали все же лимузины на основе легендарной «копейки» – ВАЗ-2101.
Самым удивительным, наверное, является тот факт, что и сегодня ситуация мало в чем отличается от сложившейся несколько десятилетий назад. Противостояние давно позади, но Куба не отказалась от социалистического пути и наследия Фиделя Кастро. Поэтому эмбарго на поставку ей авто продолжается, а имеющиеся здесь древние американские модели однозначно можно назвать шедеврами эпохи.
Вообще отношение к ним совсем не такое, как в стране-производителе. Хозяева бережно заботятся о своей технике, стараясь максимально продлить срок эксплуатации. Вот только как снаружи, так и внутри эти транспортные средства уже очень далеки от оригинала.

Все дело в том, что здесь действует тот же принцип, который применяется к маневровым тепловозам ЧМЭ3. Эти локомотивы родом из несуществующей уже четвертое десятилетие страны, давно сошли с заводского конвейера. Выпуск запасных частей также прекращен еще во времена ЧССР. Когда я задал вопрос машинисту, как они ремонтируют технику, он ответил, что в локомотивных депо «кулибины» пытаются изготавливать необходимые запчасти кустарным способом.
То же самое приходится делать и предприимчивым кубинцам. Поэтому огромные американские авто слишком часто встречаются на всевозможных местных туристических проспектах, иногда даже конкурируя с культовым портретом Че Гевары.
Вся эта техника выпущена еще в 50-е, но активно продолжает эксплуатироваться и сегодня! Удивительный парадокс, который не найдешь ни в каком другом уголке земного шара. Как ни странно, но часто данный факт является более весомым аргументом для туристов посетить Кубу, чем вся ее природная экзотика. Здесь можно увидеть ветеранов от знаменитых американских брендов прошлого:
✅ Packard
✅ Plymouth
✅ Oldsmobile
✅ Pontiac
Найдутся и ныне здравствующие: «Шевроле», «Форды», «Крайслеры» или «Бьюики». Кажется, что таких ветеранов на Кубе сохранилось больше, чем в стране, их выпускавшей. Кстати, из легковых автомобилей Восточной Европы самыми распространенными здесь являются:
✅ «Жигули»
✅ «Москвич»
✅ «Польский Фиат»
✅ «Шкода»
И здесь вас также ожидает экзотика. «Малыши», о которых уже давно забыла и Польша, и вся Европа. Или старые «Шкоды», в самой Чехии появляющиеся разве что на парадах ретро-техники. Но чаще всего мы увидим все же наши «Москвичи» и «Жигули».
Сделали из того, что было
Причем, то, что касается последних – особняком стоят лимузины на базе серийной техники от Волжского завода. Казалось бы, обычная «копейка», выпуск которой происходил полвека назад. И, вдруг, такой заметный элемент кубинского автопарка. И это сказано не просто для красного словца, автомобили на самом деле часто выполняют очень важную работу на острове. Но сначала посмотрим на их отличия от оригинала:
✅ заметно удлиненная база
✅ трехрядный салон
✅ шесть входных дверей
✅ другие незначительные доработки
Если для туристов (особенно, из бывшего СССР) это кажется чем-то удивительным (как поездка в прошлое на машине времени), то для Кубы – обычные будни. В свое время сюда доставлено почти 150 тысяч образцов советских автомобилей разных моделей и назначения. Большинство из них в эксплуатации и сегодня. А как иначе? Ведь в стране на 1000 человек – всего 35 авто, что в 22,85 раза меньше, чем у американских пользователей.

Да, кубинцам особо выбирать не приходится. Именно поэтому в какой-то момент появился государственный заказ на создание вместительного лимузина на базе серийных образцов ВАЗ-2101. Так из-под рук местных мастеров вышли экзотические автомобили, которые получили:
✅ 9-местный (некоторые модификации – до 12) салон
✅ возможность работать в качестве обычных такси
✅ стать одной из визитных карточек Кубы
А как же иначе?! Ведь в любой другой стране лимузины создаются для местной элиты. В советское время это были высокие партийные чиновники. В других странах – политики, бизнесмены высокого пошиба или акулы шоу-бизнеса.

Здесь же – повседневные будни городских таксопарков. Скажем больше, когда необходимо встретить какую-то группу туристов, то модернизированная «копейка» вполне может посоперничать с небольшим микроавтобусом или минивэном.
12-местная «копейка»
Правда, иногда и этого бывает недостаточно. Поэтому предприимчивые латинос постарались дожать ситуацию. Взяв надстройку от старого «пирожка», они добавили на месте традиционного багажника пассажирскую будку. Так вместимость салона выросла до рекордных 12 человек! Так что анекдоты о том, как в остановленный гаишником «Запорожец» (или «копейку») влезло энное количество пассажиров, иногда могут иметь реальное воплощение.
Кстати, при создании диковинных автомобилей кубинские мастера использовали базовый и донорский образцы. От второго брались части кузова с одним рядом дверей. Так что у одних лимузинов – два ряда передних и один – задний. У других – наоборот.
Чтобы увидеть такую экзотику, многие желающие готовы выложить немалую сумму и отправиться за океан, к берегам острова Свободы. И кубинцы, кажется, с удовольствием и выгодой используют такую свою особенность.

Но тем, кто уже решил паковать чемоданы, стоит поторопиться. Ведь такое положение вещей не сохранится вечно. На остров уже активно поступают транспортные новинки из Китая и России. Например, в центре Гаваны можно встретить современные красивые образцы, наряду со старыми кабриолетами, поддерживаемыми в хорошем состоянии. Поездка на таком шедевре обойдется в немалую копеечку. А вот прокатиться на лимузине от ВАЗ-2101 – дело обыденное для кубинцев, но очень трогательное для заставших советскую эпоху.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....