Китайский шаттл Haolong и американский Sierra Space: кто быстрее?
В ноябре текущего года на очередном авиасалоне в Чжухае Китай продемонстрировал свое новое достижение – многоразовый космический грузовик Haolong. Корабль будет возить оборудование на орбитальную станцию Tiangong и возвращать на Землю (посадка – прямо на ВПП аэродрома) результаты экспериментов.
Сейчас Китай эксплуатирует одноразовые аппараты Tianzhou, сгорающие после использования в атмосфере. Разработка и постройка шаттла показывают амбиции КНР на лидерство в мировой космической отрасли. Запуск корабля будет означать улучшение логистики и приближение к осуществлению реальных миссий по отправлению аппаратов к различным объектам в космосе – например, Луне.
Haolong стал одним из пары победителей конкурса, объявленного CMSA (аналог американского NASA). Цель состязания – разработка сравнительно недорогого «беспилотника», способного доставить груз на низкую орбиту, состыковаться со станцией (было объявлено, что она прослужит еще не менее 10 лет), забрать, что потребуется, и вернуться обратно.
Его разработкой занимался авиационный институт (г. Чэндус), входящий в корпорацию AVIC. Шаттл не имеет ничего общего с одноразовыми Tianzhou. У Haolong – аэродинамический «экстерьер»: фюзеляж с крыльями в виде треугольников, напоминающих стрелы, и скругленный тупой «передок». Шаттл объединяет в себе признаки воздушного судна и космического аппарата. На орбиту Haolong попадает посредством ракеты-носителя, на Землю возвращается, как обычный воздушный лайнер.
Общая длина шаттла составляет примерно десять, а размах крыльев – восемь метров. Весит эта махина почти семь тонн, в то время, как одноразовый Tianzhou все четырнадцать. К тому же Haolong компактнее и экономичнее. Комфорт тоже не последнее дело: раньше тайконавты возвращались на Землю вместе с результатами экспериментов и иным грузом. А в спускаемом аппарате и так тесно.
О более подробных технических характеристиках многоразового космического корабля информации нет. Предполагаемая дата первого пуска тоже неизвестна. Однако, учитывая, что станция будет находиться в космосе еще не менее 10 лет, то, чем раньше шаттл построят, тем КНР дешевле обойдется освоение космоса. На данный момент реальный корабль проходит все необходимые проверки, предшествующие началу эксплуатации.
Демонстрация макета «совпала» с планами КНР расширить свою орбитальную станцию. Предполагается, что она скоро получит дополнительные модули (сейчас три, будет шесть). Это превратит «Тяньгун» в целый комплекс, требующий постоянного использования, а для этого нужны челноки, которые будут поставлять на орбиту научный и иной груз. Когда стыковка завершится, тайконавты смогут войти в прибывший корабль и забрать «посылки».
После выполнения миссии и возврата на Землю Haolong пройдет тщательный технический осмотр и, по необходимости, подвергнется ремонту. Эксплуатация шаттла позволит КНР серьезно уменьшить расходы на пуски ракет с грузовиками.
Конкуренты тоже не спят: компания Sierra Space (США) строит свой «челнок» под названием Dream Chaser (в переводе – «охотник за мечтами») для полетов на МКС. По конструкции шаттл тоже объединяет в себе признаки воздушного судна и космического корабля. Американский проект стартовал в 2004 году под управлением компании SpaceDev.
Однако, в 2008-м программой стала заниматься Sierra Nevada Corporation, а с 2021-го – Sierra Space Corporation. Такой вот «футбол». На сайте разработчика утверждается, что изначально «челнок» будет беспилотным, но в последующем станет летать с экипажем. Первый старт Dream Chaser намечен на следующий год.
Сейчас Китай эксплуатирует одноразовые аппараты Tianzhou, сгорающие после использования в атмосфере. Разработка и постройка шаттла показывают амбиции КНР на лидерство в мировой космической отрасли. Запуск корабля будет означать улучшение логистики и приближение к осуществлению реальных миссий по отправлению аппаратов к различным объектам в космосе – например, Луне.
В космос шаттл полетит на ракете-носителе. Фото: youtube.com
Haolong стал одним из пары победителей конкурса, объявленного CMSA (аналог американского NASA). Цель состязания – разработка сравнительно недорогого «беспилотника», способного доставить груз на низкую орбиту, состыковаться со станцией (было объявлено, что она прослужит еще не менее 10 лет), забрать, что потребуется, и вернуться обратно.
Конструкционные особенности Haolong
Его разработкой занимался авиационный институт (г. Чэндус), входящий в корпорацию AVIC. Шаттл не имеет ничего общего с одноразовыми Tianzhou. У Haolong – аэродинамический «экстерьер»: фюзеляж с крыльями в виде треугольников, напоминающих стрелы, и скругленный тупой «передок». Шаттл объединяет в себе признаки воздушного судна и космического аппарата. На орбиту Haolong попадает посредством ракеты-носителя, на Землю возвращается, как обычный воздушный лайнер.
Сброс ракетой обтекателей. Фото: youtube.com
Общая длина шаттла составляет примерно десять, а размах крыльев – восемь метров. Весит эта махина почти семь тонн, в то время, как одноразовый Tianzhou все четырнадцать. К тому же Haolong компактнее и экономичнее. Комфорт тоже не последнее дело: раньше тайконавты возвращались на Землю вместе с результатами экспериментов и иным грузом. А в спускаемом аппарате и так тесно.
Стыковка с орбитальной станцией. Фото: youtube.com
О более подробных технических характеристиках многоразового космического корабля информации нет. Предполагаемая дата первого пуска тоже неизвестна. Однако, учитывая, что станция будет находиться в космосе еще не менее 10 лет, то, чем раньше шаттл построят, тем КНР дешевле обойдется освоение космоса. На данный момент реальный корабль проходит все необходимые проверки, предшествующие началу эксплуатации.
Как будет использоваться шаттл
Демонстрация макета «совпала» с планами КНР расширить свою орбитальную станцию. Предполагается, что она скоро получит дополнительные модули (сейчас три, будет шесть). Это превратит «Тяньгун» в целый комплекс, требующий постоянного использования, а для этого нужны челноки, которые будут поставлять на орбиту научный и иной груз. Когда стыковка завершится, тайконавты смогут войти в прибывший корабль и забрать «посылки».
Возвращение на Землю. Фото: youtube.com
После выполнения миссии и возврата на Землю Haolong пройдет тщательный технический осмотр и, по необходимости, подвергнется ремонту. Эксплуатация шаттла позволит КНР серьезно уменьшить расходы на пуски ракет с грузовиками.
Подобные разработки в других странах
Конкуренты тоже не спят: компания Sierra Space (США) строит свой «челнок» под названием Dream Chaser (в переводе – «охотник за мечтами») для полетов на МКС. По конструкции шаттл тоже объединяет в себе признаки воздушного судна и космического корабля. Американский проект стартовал в 2004 году под управлением компании SpaceDev.
Однако, в 2008-м программой стала заниматься Sierra Nevada Corporation, а с 2021-го – Sierra Space Corporation. Такой вот «футбол». На сайте разработчика утверждается, что изначально «челнок» будет беспилотным, но в последующем станет летать с экипажем. Первый старт Dream Chaser намечен на следующий год.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....