Китайский шаттл Haolong и американский Sierra Space: кто быстрее?
В ноябре текущего года на очередном авиасалоне в Чжухае Китай продемонстрировал свое новое достижение – многоразовый космический грузовик Haolong. Корабль будет возить оборудование на орбитальную станцию Tiangong и возвращать на Землю (посадка – прямо на ВПП аэродрома) результаты экспериментов.
Сейчас Китай эксплуатирует одноразовые аппараты Tianzhou, сгорающие после использования в атмосфере. Разработка и постройка шаттла показывают амбиции КНР на лидерство в мировой космической отрасли. Запуск корабля будет означать улучшение логистики и приближение к осуществлению реальных миссий по отправлению аппаратов к различным объектам в космосе – например, Луне.
Haolong стал одним из пары победителей конкурса, объявленного CMSA (аналог американского NASA). Цель состязания – разработка сравнительно недорогого «беспилотника», способного доставить груз на низкую орбиту, состыковаться со станцией (было объявлено, что она прослужит еще не менее 10 лет), забрать, что потребуется, и вернуться обратно.
Его разработкой занимался авиационный институт (г. Чэндус), входящий в корпорацию AVIC. Шаттл не имеет ничего общего с одноразовыми Tianzhou. У Haolong – аэродинамический «экстерьер»: фюзеляж с крыльями в виде треугольников, напоминающих стрелы, и скругленный тупой «передок». Шаттл объединяет в себе признаки воздушного судна и космического аппарата. На орбиту Haolong попадает посредством ракеты-носителя, на Землю возвращается, как обычный воздушный лайнер.
Общая длина шаттла составляет примерно десять, а размах крыльев – восемь метров. Весит эта махина почти семь тонн, в то время, как одноразовый Tianzhou все четырнадцать. К тому же Haolong компактнее и экономичнее. Комфорт тоже не последнее дело: раньше тайконавты возвращались на Землю вместе с результатами экспериментов и иным грузом. А в спускаемом аппарате и так тесно.
О более подробных технических характеристиках многоразового космического корабля информации нет. Предполагаемая дата первого пуска тоже неизвестна. Однако, учитывая, что станция будет находиться в космосе еще не менее 10 лет, то, чем раньше шаттл построят, тем КНР дешевле обойдется освоение космоса. На данный момент реальный корабль проходит все необходимые проверки, предшествующие началу эксплуатации.
Демонстрация макета «совпала» с планами КНР расширить свою орбитальную станцию. Предполагается, что она скоро получит дополнительные модули (сейчас три, будет шесть). Это превратит «Тяньгун» в целый комплекс, требующий постоянного использования, а для этого нужны челноки, которые будут поставлять на орбиту научный и иной груз. Когда стыковка завершится, тайконавты смогут войти в прибывший корабль и забрать «посылки».
После выполнения миссии и возврата на Землю Haolong пройдет тщательный технический осмотр и, по необходимости, подвергнется ремонту. Эксплуатация шаттла позволит КНР серьезно уменьшить расходы на пуски ракет с грузовиками.
Конкуренты тоже не спят: компания Sierra Space (США) строит свой «челнок» под названием Dream Chaser (в переводе – «охотник за мечтами») для полетов на МКС. По конструкции шаттл тоже объединяет в себе признаки воздушного судна и космического корабля. Американский проект стартовал в 2004 году под управлением компании SpaceDev.
Однако, в 2008-м программой стала заниматься Sierra Nevada Corporation, а с 2021-го – Sierra Space Corporation. Такой вот «футбол». На сайте разработчика утверждается, что изначально «челнок» будет беспилотным, но в последующем станет летать с экипажем. Первый старт Dream Chaser намечен на следующий год.
Сейчас Китай эксплуатирует одноразовые аппараты Tianzhou, сгорающие после использования в атмосфере. Разработка и постройка шаттла показывают амбиции КНР на лидерство в мировой космической отрасли. Запуск корабля будет означать улучшение логистики и приближение к осуществлению реальных миссий по отправлению аппаратов к различным объектам в космосе – например, Луне.
В космос шаттл полетит на ракете-носителе. Фото: youtube.com
Haolong стал одним из пары победителей конкурса, объявленного CMSA (аналог американского NASA). Цель состязания – разработка сравнительно недорогого «беспилотника», способного доставить груз на низкую орбиту, состыковаться со станцией (было объявлено, что она прослужит еще не менее 10 лет), забрать, что потребуется, и вернуться обратно.
Конструкционные особенности Haolong
Его разработкой занимался авиационный институт (г. Чэндус), входящий в корпорацию AVIC. Шаттл не имеет ничего общего с одноразовыми Tianzhou. У Haolong – аэродинамический «экстерьер»: фюзеляж с крыльями в виде треугольников, напоминающих стрелы, и скругленный тупой «передок». Шаттл объединяет в себе признаки воздушного судна и космического аппарата. На орбиту Haolong попадает посредством ракеты-носителя, на Землю возвращается, как обычный воздушный лайнер.
Сброс ракетой обтекателей. Фото: youtube.com
Общая длина шаттла составляет примерно десять, а размах крыльев – восемь метров. Весит эта махина почти семь тонн, в то время, как одноразовый Tianzhou все четырнадцать. К тому же Haolong компактнее и экономичнее. Комфорт тоже не последнее дело: раньше тайконавты возвращались на Землю вместе с результатами экспериментов и иным грузом. А в спускаемом аппарате и так тесно.
Стыковка с орбитальной станцией. Фото: youtube.com
О более подробных технических характеристиках многоразового космического корабля информации нет. Предполагаемая дата первого пуска тоже неизвестна. Однако, учитывая, что станция будет находиться в космосе еще не менее 10 лет, то, чем раньше шаттл построят, тем КНР дешевле обойдется освоение космоса. На данный момент реальный корабль проходит все необходимые проверки, предшествующие началу эксплуатации.
Как будет использоваться шаттл
Демонстрация макета «совпала» с планами КНР расширить свою орбитальную станцию. Предполагается, что она скоро получит дополнительные модули (сейчас три, будет шесть). Это превратит «Тяньгун» в целый комплекс, требующий постоянного использования, а для этого нужны челноки, которые будут поставлять на орбиту научный и иной груз. Когда стыковка завершится, тайконавты смогут войти в прибывший корабль и забрать «посылки».
Возвращение на Землю. Фото: youtube.com
После выполнения миссии и возврата на Землю Haolong пройдет тщательный технический осмотр и, по необходимости, подвергнется ремонту. Эксплуатация шаттла позволит КНР серьезно уменьшить расходы на пуски ракет с грузовиками.
Подобные разработки в других странах
Конкуренты тоже не спят: компания Sierra Space (США) строит свой «челнок» под названием Dream Chaser (в переводе – «охотник за мечтами») для полетов на МКС. По конструкции шаттл тоже объединяет в себе признаки воздушного судна и космического корабля. Американский проект стартовал в 2004 году под управлением компании SpaceDev.
Однако, в 2008-м программой стала заниматься Sierra Nevada Corporation, а с 2021-го – Sierra Space Corporation. Такой вот «футбол». На сайте разработчика утверждается, что изначально «челнок» будет беспилотным, но в последующем станет летать с экипажем. Первый старт Dream Chaser намечен на следующий год.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...