Китайский шаттл Haolong и американский Sierra Space: кто быстрее?
203

Китайский шаттл Haolong и американский Sierra Space: кто быстрее?

В ноябре текущего года на очередном авиасалоне в Чжухае Китай продемонстрировал свое новое достижение – многоразовый космический грузовик Haolong. Корабль будет возить оборудование на орбитальную станцию Tiangong и возвращать на Землю (посадка – прямо на ВПП аэродрома) результаты экспериментов.


Сейчас Китай эксплуатирует одноразовые аппараты Tianzhou, сгорающие после использования в атмосфере. Разработка и постройка шаттла показывают амбиции КНР на лидерство в мировой космической отрасли. Запуск корабля будет означать улучшение логистики и приближение к осуществлению реальных миссий по отправлению аппаратов к различным объектам в космосе – например, Луне.

Китайский шаттл Haolong и американский Sierra Space: кто быстрее?В космос шаттл полетит на ракете-носителе. Фото: youtube.com

Haolong стал одним из пары победителей конкурса, объявленного CMSA (аналог американского NASA). Цель состязания – разработка сравнительно недорогого «беспилотника», способного доставить груз на низкую орбиту, состыковаться со станцией (было объявлено, что она прослужит еще не менее 10 лет), забрать, что потребуется, и вернуться обратно.

Конструкционные особенности Haolong


Его разработкой занимался авиационный институт (г. Чэндус), входящий в корпорацию AVIC. Шаттл не имеет ничего общего с одноразовыми Tianzhou. У Haolong – аэродинамический «экстерьер»: фюзеляж с крыльями в виде треугольников, напоминающих стрелы, и скругленный тупой «передок». Шаттл объединяет в себе признаки воздушного судна и космического аппарата. На орбиту Haolong попадает посредством ракеты-носителя, на Землю возвращается, как обычный воздушный лайнер.

Сброс ракетой обтекателей. Фото: youtube.com

Общая длина шаттла составляет примерно десять, а размах крыльев – восемь метров. Весит эта махина почти семь тонн, в то время, как одноразовый Tianzhou все четырнадцать. К тому же Haolong компактнее и экономичнее. Комфорт тоже не последнее дело: раньше тайконавты возвращались на Землю вместе с результатами экспериментов и иным грузом. А в спускаемом аппарате и так тесно.

Стыковка с орбитальной станцией. Фото: youtube.com

О более подробных технических характеристиках многоразового космического корабля информации нет. Предполагаемая дата первого пуска тоже неизвестна. Однако, учитывая, что станция будет находиться в космосе еще не менее 10 лет, то, чем раньше шаттл построят, тем КНР дешевле обойдется освоение космоса. На данный момент реальный корабль проходит все необходимые проверки, предшествующие началу эксплуатации.

Как будет использоваться шаттл


Демонстрация макета «совпала» с планами КНР расширить свою орбитальную станцию. Предполагается, что она скоро получит дополнительные модули (сейчас три, будет шесть). Это превратит «Тяньгун» в целый комплекс, требующий постоянного использования, а для этого нужны челноки, которые будут поставлять на орбиту научный и иной груз. Когда стыковка завершится, тайконавты смогут войти в прибывший корабль и забрать «посылки».

Возвращение на Землю. Фото: youtube.com

После выполнения миссии и возврата на Землю Haolong пройдет тщательный технический осмотр и, по необходимости, подвергнется ремонту. Эксплуатация шаттла позволит КНР серьезно уменьшить расходы на пуски ракет с грузовиками.

Подобные разработки в других странах


Конкуренты тоже не спят: компания Sierra Space (США) строит свой «челнок» под названием Dream Chaser (в переводе – «охотник за мечтами») для полетов на МКС. По конструкции шаттл тоже объединяет в себе признаки воздушного судна и космического корабля. Американский проект стартовал в 2004 году под управлением компании SpaceDev.

Однако, в 2008-м программой стала заниматься Sierra Nevada Corporation, а с 2021-го – Sierra Space Corporation. Такой вот «футбол». На сайте разработчика утверждается, что изначально «челнок» будет беспилотным, но в последующем станет летать с экипажем. Первый старт Dream Chaser намечен на следующий год.
А вы что думаете о китайском шаттле?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Собираем клюкву трактором

Собираем клюкву трактором

Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...