Собираем клюкву трактором
Что мы знаем о сборе клюквы? Большинству из нас представляется картина, когда человек бродит по лесу и, нагибаясь, рвет вожделенную ягоду. Иногда в руках у любителя компотов и варенья «комбайн» – нехитрое приспособление в виде кузовка с длинными «зубьями» и «забралом», открывающимся при наклоне.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
Как собирают урожай
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
«Сухая» и «мокрая» технологии
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Сборка урожая клюквы – тяжелый труд. Фото: youtube.com
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
МТЗ-320
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
МТЗ-320 лучше подходит для уборки ягод. Фото: youtube.com
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Последний этап уборки – погрузка в транспортер. Фото: youtube.com
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В России
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Хорошо, когда дорога с твердым покрытием рядом. Фото: youtube.com
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...