Собираем клюкву трактором
Что мы знаем о сборе клюквы? Большинству из нас представляется картина, когда человек бродит по лесу и, нагибаясь, рвет вожделенную ягоду. Иногда в руках у любителя компотов и варенья «комбайн» – нехитрое приспособление в виде кузовка с длинными «зубьями» и «забралом», открывающимся при наклоне.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
Как собирают урожай
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
«Сухая» и «мокрая» технологии
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Сборка урожая клюквы – тяжелый труд. Фото: youtube.com
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
МТЗ-320
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
МТЗ-320 лучше подходит для уборки ягод. Фото: youtube.com
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Последний этап уборки – погрузка в транспортер. Фото: youtube.com
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В России
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Хорошо, когда дорога с твердым покрытием рядом. Фото: youtube.com
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...