Собираем клюкву трактором
Что мы знаем о сборе клюквы? Большинству из нас представляется картина, когда человек бродит по лесу и, нагибаясь, рвет вожделенную ягоду. Иногда в руках у любителя компотов и варенья «комбайн» – нехитрое приспособление в виде кузовка с длинными «зубьями» и «забралом», открывающимся при наклоне.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
Как собирают урожай
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
«Сухая» и «мокрая» технологии
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Сборка урожая клюквы – тяжелый труд. Фото: youtube.com
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
МТЗ-320
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
МТЗ-320 лучше подходит для уборки ягод. Фото: youtube.com
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Последний этап уборки – погрузка в транспортер. Фото: youtube.com
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В России
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Хорошо, когда дорога с твердым покрытием рядом. Фото: youtube.com
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...
В РФ запатентована уникальная спецтехника
Аналогов в мире нет. Речь идет о новой разработке, предназначенной для уборки снега и льда без нанесения какого-либо вреда дорожному покрытию. Подробнее об...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...