
Собираем клюкву трактором
Что мы знаем о сборе клюквы? Большинству из нас представляется картина, когда человек бродит по лесу и, нагибаясь, рвет вожделенную ягоду. Иногда в руках у любителя компотов и варенья «комбайн» – нехитрое приспособление в виде кузовка с длинными «зубьями» и «забралом», открывающимся при наклоне.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).
Сборка урожая клюквы – тяжелый труд. Фото: youtube.com
Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.
МТЗ-320 лучше подходит для уборки ягод. Фото: youtube.com
А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.
Последний этап уборки – погрузка в транспортер. Фото: youtube.com
Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.
Хорошо, когда дорога с твердым покрытием рядом. Фото: youtube.com
Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
Однако, еще во времена Советского Союза в Белоруссии с 1985 года существовала организация (что-то типа совхоза), занимавшаяся выращиванием и сбором ягоды в промышленных масштабах. Сегодня это «Полесские журавины» – компания поставляющая всем желающим крупноплодный сорт клюквы. Общая площадь полей – 85 гектаров.
Как собирают урожай
В больших масштабах растить и собирать клюкву можно только с помощью специализированной техники. Правда, ручной метод тоже никто не отменял: на «выходе» это будет продукт высшего сорта – класса «А», который стоит дороже, чем ягода, выращенная механизированным способом. Однако, клюква и трактор как-то плохо сочетаются.
«Сухая» и «мокрая» технологии
Начнем с последней, когда специально подготовленные поля перед сбором урожая заливают водой. Называют их, как в Китае или Японии, где выращивают рис – чеками. У каждого из них есть свой номер (всего несколько десятков).

Посадка ягоды производится вручную: в земле делают ямку и втыкают в нее саженец. Заливка урожая производится примерно за сутки до механизированного сбора. Это дает время почти полой внутри клюкве всплыть на поверхность. Далее в дело вступает техника: мини-трактора со специальным навесным оборудованием. Что касается «сухой» технологии, здесь имеется в виду ручной сбор урожая, без использования воды.
МТЗ-320
По внешнему виду это обычная небольшая сельхозмашина тягового класса 0,6. Переднеприводной трактор приспособлен к использованию большого количества навесок. Почему для сбора клюквы предпочтение отдали именно этой модели? Все просто – мини-трактор имеет небольшую массу, что гарантирует малое давление (320 кПа – наверное, индекс трактора связан с этим числом) на почву.

А это значит, что такая техника нанесет минимальный вред ягоде и почве. Второй момент – проходимость: работать-то машине придется на полях, залитых водой. Если это необходимо, хозяйство закупает модификацию на гусеничном ходу с «треугольными» движителями. Некоторые основные характеристики МТЗ-320:
✅ вес – 1,72 т
✅ длина, ширина, высота – 3,1, 1,55 и 2,15 м
✅ двигатель – LDW 1503 NR (36 «лошадей»)
✅ трансмиссия – 16 передних передач и 8 задних
✅ клиренс – 32 см
✅ радиус разворота – 3,7м
По необходимости можно менять ширину колеи. Однако при сборе клюквы большее значение имеют не вышеперечисленные параметры, а специальные навески. После заливки чеков далеко не вся ягода всплывает наверх – ее нужно как-то поднять. За один сезон продолжительностью в месяц, хозяйство собирает до 500 т ценного продукта.
Для этого используют мотовила, типа тех, что устанавливают на зерноуборочные комбайны, только с меньшими габаритами. Трактор идет по дну и вращающимися элементами передней навески поднимает клюкву, «не пожелавшую» всплыть. В результате вся ягода оказывается наверху.

Далее к работе приступают сборщики в рыбацких сапогах. Их задача – «согнать» клюкву сетями в одно место, поближе к берегу. Там уже ждет урожай другой трактор с навешенным транспортером. В него и подают ягоду.
В России
В РФ тоже есть хозяйства, занимающиеся выращиванием и сбором клюквы. Одно из них, крупнейшее в стране, располагается в Костромской области и занимает площадь в 300 га. Место, однако, отдаленное, и проехать туда можно только на мощном тракторе или вездеходе.

Это в отличие от Белоруссии, где асфальтированная трасса проходит буквально в метрах от клюквенных чеков. А технология сбора такая же – разве что трактора используются более проходимые.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....