NASA+SpaseX – полет на Луну неизбежен?
Официально американскую космическую программу Artemis («Артемида») учредили в 2017 году. Она заменила предыдущую, носившую название «Созвездие» (отменена в 2010-м). Нынешняя программа представляет собой несколько миссий, базирующихся на старте ракеты-носителя (РН) от NASA Space Launch System (SLS), в котором будет находиться корабль Orion.
Каждое «мероприятие» имеет свои цели и нумерацию: от «Артемида-1» до «Артемида-9». По завершении последнего программа будет считаться выполненной. Но обо всем по порядку: расскажем о миссиях, ракете и корабле.
Это первое испытание системы без космонавтов, которое увенчалось успехом. Главная цель заключалась в достижении кораблем «Орион» лунной орбиты с последующим возвращением на Землю.
В ноябре 2022 года РН стартовала: ее вторая ступень отправила Orion к нашему естественному спутнику. На его орбите корабль провел 6 дней и вернулся к планете. Далее произошло отделение спускаемой капсулы от служебного модуля. Она вошла в атмосферу и 11.12.2022 благополучно спустилась на Землю с помощью парашютов. На все ушло 25,5 суток.
Первоначально пуск ракеты с кораблем запланировали на ноябрь этого года. Однако 9.01.2024 было объявлено, что осуществление миссии переносится на сентябрь 2025-го. Официальная причина – неготовность «Ориона» (проблемы с тепловым экраном).
Вторая часть программы «Артемида» предполагала доставку экипажа сначала на околоземную орбиту, затем – лунную. Планировалось, что вывод корабля на траекторию свободного возврата позволит ему без использования силовых установок вернуться обратно.
«Артемида-3» предполагает в 2026-м высадку на Луну четырех человек. Однако сначала на орбиту спутника будет отправлен специальный модуль системы посадки и возврата HLS (Human Landing System).
Прилетевший с Земли Orion сначала состыкуется с этим блоком, в который перейдут астронавты, чтобы спуститься на лунную поверхность, где пробудут 6,5 суток.
«Артемида-4» – миссия, запланированная на 2028 год. Сначала на орбиту естественного спутника отправится пара модулей для формирования станции Lunar Gateway. На нее и прибудут астронавты, видимо, для обустройства. «Артемида-5» и все последующие миссии вплоть до Artemis-9 предполагают создание на Луне базы с инфраструктурой и постепенное ее расширение.
Это слово нередко вносит путаницу. «Старшип» – система, состоящая из пары частей: ускорителя Super Heavy (по сути, это первая ступень РН) и корабля. Все вместе называется ракетой-носителем Starship. Для преодоления земного притяжения используется ускоритель, представляющий собой емкость с топливом, необходимых для работы 33-х двигателей.
Когда полет будет выполнен, Super Heavy вернется на Землю, где его «поймает» башня «Мехазилла» с «руками». После проверки и испытаний ускоритель снова подготовят к эксплуатации. А сам корабль (точнее, вторая ступень) полетит дальше – к Луне, Марсу либо иным космическим объектам.
Система Starship (с ускорителем) в основной версии достигает высоты 120 м: этакая «башня» с 35-этажное здание. Но это только первый вариант, а третий будет иметь длину 150 м. Подобные «монстры» были в истории мировой космонавтики. Это Saturn V (110 м), доставивший астронавтов на Луну, и советская Н-1 (105 м). Сегодняшний самый часто используемый носитель «Союз» имеет высоту всего полсотни метров. Так что «Старшип» – самая тяжелая и высокая ракета-система в мире. Кстати: число движков (33) – тоже рекордное.
Но дело не в габаритах. Илон Маск хочет сделать многоразовую мощную ракету-корабль. Ведь главная проблема полетов в космос – дороговизна аппаратов. Использование шаттлов позволит снизить стоимость пусков в более, чем в 100 раз! Вот тогда путешествия на Луну и другие планеты станет реальностью. Роль силовых агрегатов играют двигатели Raptor, работать которые должны на жидкой топливной паре – метан плюс кислород. Почему?
Обе составляющих горючего можно найти на Марсе, чтобы синтезировать из воды (льда) и углекислого газа. Сейчас на Starship используют агрегаты второго поколения. Но на подходе уже Raptor-3. Их успешно испытали весной этого года. Стоит отдать должное Маску и его компании: вместо многолетних проектов он со своей командой предпочитает все проверять на практике – пусть есть ошибки, но зато будут правильные выводы и бесценный опыт. Никто же ранее не создавал на практике многоразовые системы.
Одно дело, когда частная компания готовит аппараты для полета на Луну, Марс. И совсем другое – государственная программа, в данном случае «Артемида». Как ее собирается выполнять НАСА? Пуск с Земли планируется осуществлять с помощью ракеты Space Launch System – SLS. Однако, доставлять астронавтов с лунной орбиты на поверхность спутника будет упомянутая выше система HLS. А ее предложено разработать Маску (было несколько претендентов).
Контракт с американским космическим агентством подписан в 2020 году. SpaceX уже получила деньги в размере 2,89 млрд долларов для разработки и создания модуля, который доставит астронавтов на Луну и вернет обратно на ее орбиту.
Для высадки на поверхность Луны и возвращения на ее орбиту предполагается использовать «Старшип». Дело в том, что «Шаттлы» от НАСА очень дороги в подготовке к полету и обслуживании. Например, использование водорода в качестве топлива, которое может просочиться сквозь малейшую щелку, заставляло инженеров вручную перебирать движки RS-25 перед каждым стартом. Двигатели Маска меньше, легче, дешевле и, по его мнению, надежнее.
По спутнику надо как-то перемещаться: необходим транспорт. И он уже готовится – из трех кандидатов NASA отдало предпочтение компании Lunar Outpost. Договор подписан 21 ноября этого года. Собственно, луноход Lunar Dawn уже построен: на данный момент, по словам главы компании Дж. Сайрус, ведется его «доработка». Она вызвана выявленными недостатками на испытаниях: недавно астронавты проверили машину «на ходу» – пока, правда, на Земле.
Луноход будет сделан таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная его совместимость с транспортным средством «Старшип» (HLS), которое с орбиты доставит Lunar Dawn на наш спутник. График готовности техники и иные условия соглашения компания не раскрывает.
Первая из этих ракет совершила успешный полет, осуществляя миссию «Артемида-1». Создаваемые Маском аппараты часто взрываются, что отрицательно влияет на мнение общественности. Однако видимые неудачи – совсем не свидетельство того, что SpaceX стоит на неверном пути: все дело в подходах, которые у НАСА и Маска разные.
Чтобы разработать и построить SLS, у НАСА ушли годы и миллиарды «зеленых». Но в результате выполнение миссии «Артемида-1» прошло безупречно. Маск может все сделать быстрее и стоимость одного пуска у него будет дешевле.
Вот только успеха он достигнет после ряда провалов. Так, по мнению экспертов, SpaceX может изготовить с десяток первых ступеней ускорителя Super Heavy, пока НАСА построит одну SLS. Но если первая пятерка у Маска будет неудачной, а вторая полетит – что лучше? Скорость SpaceX или стабильность NASA, растянутая на несколько лет? Кто знает…
Каждое «мероприятие» имеет свои цели и нумерацию: от «Артемида-1» до «Артемида-9». По завершении последнего программа будет считаться выполненной. Но обо всем по порядку: расскажем о миссиях, ракете и корабле.
Artemis-1
Это первое испытание системы без космонавтов, которое увенчалось успехом. Главная цель заключалась в достижении кораблем «Орион» лунной орбиты с последующим возвращением на Землю.
РН готова к выполнению миссии Artemis-1. Фото: youtube.com
В ноябре 2022 года РН стартовала: ее вторая ступень отправила Orion к нашему естественному спутнику. На его орбите корабль провел 6 дней и вернулся к планете. Далее произошло отделение спускаемой капсулы от служебного модуля. Она вошла в атмосферу и 11.12.2022 благополучно спустилась на Землю с помощью парашютов. На все ушло 25,5 суток.
Artemis-2
Первоначально пуск ракеты с кораблем запланировали на ноябрь этого года. Однако 9.01.2024 было объявлено, что осуществление миссии переносится на сентябрь 2025-го. Официальная причина – неготовность «Ориона» (проблемы с тепловым экраном).
Капсула HLS отстыковывается от прибывшего с Земли корабля и летит на Луну (компьютерная графика). Фото: youtube.com
Вторая часть программы «Артемида» предполагала доставку экипажа сначала на околоземную орбиту, затем – лунную. Планировалось, что вывод корабля на траекторию свободного возврата позволит ему без использования силовых установок вернуться обратно.
Последующие Artemis
«Артемида-3» предполагает в 2026-м высадку на Луну четырех человек. Однако сначала на орбиту спутника будет отправлен специальный модуль системы посадки и возврата HLS (Human Landing System).
Подготовка корабля для миссии Artemis-3. Фото: youtube.com
Прилетевший с Земли Orion сначала состыкуется с этим блоком, в который перейдут астронавты, чтобы спуститься на лунную поверхность, где пробудут 6,5 суток.
Система посадки человека (HLS) представляет собой корабль, постоянно находящийся на орбите, способный доставить астронавтов на Луну и вернуть обратно.
«Артемида-4» – миссия, запланированная на 2028 год. Сначала на орбиту естественного спутника отправится пара модулей для формирования станции Lunar Gateway. На нее и прибудут астронавты, видимо, для обустройства. «Артемида-5» и все последующие миссии вплоть до Artemis-9 предполагают создание на Луне базы с инфраструктурой и постепенное ее расширение.
Что такое Starship
Это слово нередко вносит путаницу. «Старшип» – система, состоящая из пары частей: ускорителя Super Heavy (по сути, это первая ступень РН) и корабля. Все вместе называется ракетой-носителем Starship. Для преодоления земного притяжения используется ускоритель, представляющий собой емкость с топливом, необходимых для работы 33-х двигателей.
Посадка первой ступени Starship. Фото: youtube.com
Когда полет будет выполнен, Super Heavy вернется на Землю, где его «поймает» башня «Мехазилла» с «руками». После проверки и испытаний ускоритель снова подготовят к эксплуатации. А сам корабль (точнее, вторая ступень) полетит дальше – к Луне, Марсу либо иным космическим объектам.
Конструкция
Система Starship (с ускорителем) в основной версии достигает высоты 120 м: этакая «башня» с 35-этажное здание. Но это только первый вариант, а третий будет иметь длину 150 м. Подобные «монстры» были в истории мировой космонавтики. Это Saturn V (110 м), доставивший астронавтов на Луну, и советская Н-1 (105 м). Сегодняшний самый часто используемый носитель «Союз» имеет высоту всего полсотни метров. Так что «Старшип» – самая тяжелая и высокая ракета-система в мире. Кстати: число движков (33) – тоже рекордное.
Starship – 6-й испытательный полет. Фото: youtube.com
Но дело не в габаритах. Илон Маск хочет сделать многоразовую мощную ракету-корабль. Ведь главная проблема полетов в космос – дороговизна аппаратов. Использование шаттлов позволит снизить стоимость пусков в более, чем в 100 раз! Вот тогда путешествия на Луну и другие планеты станет реальностью. Роль силовых агрегатов играют двигатели Raptor, работать которые должны на жидкой топливной паре – метан плюс кислород. Почему?
Илон Маск осматривает цех по производству двигателей Raptor. Фото: youtube.com
Обе составляющих горючего можно найти на Марсе, чтобы синтезировать из воды (льда) и углекислого газа. Сейчас на Starship используют агрегаты второго поколения. Но на подходе уже Raptor-3. Их успешно испытали весной этого года. Стоит отдать должное Маску и его компании: вместо многолетних проектов он со своей командой предпочитает все проверять на практике – пусть есть ошибки, но зато будут правильные выводы и бесценный опыт. Никто же ранее не создавал на практике многоразовые системы.
NASA
Одно дело, когда частная компания готовит аппараты для полета на Луну, Марс. И совсем другое – государственная программа, в данном случае «Артемида». Как ее собирается выполнять НАСА? Пуск с Земли планируется осуществлять с помощью ракеты Space Launch System – SLS. Однако, доставлять астронавтов с лунной орбиты на поверхность спутника будет упомянутая выше система HLS. А ее предложено разработать Маску (было несколько претендентов).
Прибытие на Луну. Фото: youtube.com
Контракт с американским космическим агентством подписан в 2020 году. SpaceX уже получила деньги в размере 2,89 млрд долларов для разработки и создания модуля, который доставит астронавтов на Луну и вернет обратно на ее орбиту.
Почему NASA не хочет использовать свой «шаттл»
Для высадки на поверхность Луны и возвращения на ее орбиту предполагается использовать «Старшип». Дело в том, что «Шаттлы» от НАСА очень дороги в подготовке к полету и обслуживании. Например, использование водорода в качестве топлива, которое может просочиться сквозь малейшую щелку, заставляло инженеров вручную перебирать движки RS-25 перед каждым стартом. Двигатели Маска меньше, легче, дешевле и, по его мнению, надежнее.
Что еще доставят на Луну
По спутнику надо как-то перемещаться: необходим транспорт. И он уже готовится – из трех кандидатов NASA отдало предпочтение компании Lunar Outpost. Договор подписан 21 ноября этого года. Собственно, луноход Lunar Dawn уже построен: на данный момент, по словам главы компании Дж. Сайрус, ведется его «доработка». Она вызвана выявленными недостатками на испытаниях: недавно астронавты проверили машину «на ходу» – пока, правда, на Земле.
Так могут испытывать луноходы на Земле. Фото: youtube.com
Луноход будет сделан таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная его совместимость с транспортным средством «Старшип» (HLS), которое с орбиты доставит Lunar Dawn на наш спутник. График готовности техники и иные условия соглашения компания не раскрывает.
SLS или Starship
Первая из этих ракет совершила успешный полет, осуществляя миссию «Артемида-1». Создаваемые Маском аппараты часто взрываются, что отрицательно влияет на мнение общественности. Однако видимые неудачи – совсем не свидетельство того, что SpaceX стоит на неверном пути: все дело в подходах, которые у НАСА и Маска разные.
SLS на старте. Фото: youtube.com
Чтобы разработать и построить SLS, у НАСА ушли годы и миллиарды «зеленых». Но в результате выполнение миссии «Артемида-1» прошло безупречно. Маск может все сделать быстрее и стоимость одного пуска у него будет дешевле.
Успешное приводнение спускаемого аппарата миссии Artemis-1. Фото: youtube.com
Вот только успеха он достигнет после ряда провалов. Так, по мнению экспертов, SpaceX может изготовить с десяток первых ступеней ускорителя Super Heavy, пока НАСА построит одну SLS. Но если первая пятерка у Маска будет неудачной, а вторая полетит – что лучше? Скорость SpaceX или стабильность NASA, растянутая на несколько лет? Кто знает…
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ту-334СМ: возрождение с двигателями ПД-8?
Сегодня один Ту-334 находится на авиазаводе в Казани. Возможно ли возобновление производства лайнера в сегодняшних условиях?...
РОС: Российская орбитальная станция будет «вечной»
РФ активно создает свою орбитальную станцию РОС. Первый ее модуль полетит в 2027 году, работы по созданию других блоков идут полным ходом....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Квантовый двигатель: к Марсу за 2 дня и авто на 50 лет без заправки
Ракетное двигателестроение сегодня почти что в тупике: принципиально новых агрегатов пока нет. Но это не значит, что работы в этом направлении не ведутся....
Белорусские легковые автомобили – так выглядит местное импортозамещение
Многие российские водители знают, что в Беларуси наладили производство собственных легковых автомобилей. Они уже продаются под брендом Belgee, в том числе и в...
Еще 15 запретов для водителей: придется ездить на стоковых авто
Если планируете внести в конструкцию своего автомобиля какие-то изменения, хорошо подумайте. Установка яркого ксенона или LED-ламп, фаркопов, дефлекторов,...
Когда новая Нива оказалась лучше, чем Паджеро
В новом ролике на YouTube-канале «Combat Crew» автор решил поделиться мыслями о сложностях владения японскими внедорожниками. Дорогой ремонт становится...
Новое слово в авиации – многоцелевой ANN-6
Это универсальный самолет с гибридно-электрической силовой установкой и возможностями HeV/STOL. Подробнее об особенностях его конструкции и технических...
Низкопланы и высокопланы: зачем такая разница?
Крылья у самолета могут проходить через верх, середину или низ фюзеляжа. С чем это связано и как влияет на аэродинамику, безопасность?...
Двухтактный двигатель ВАЗ – такие тоже бывают, и они работают
Как правило, модернизация моторов преследует несколько целей. Первая – это доработка в стиле заводских конструкторов. Например, приобретаются детали от более...
«Москвич-415»: селяне не дождались, военные отказались
Этот автомобиль уже был утвержден к серийному выпуску. Хорошая проходимость, простая конструкция, унификация – все делало авто жизнеспособным....
История джипов, или когда машины были красивыми
Слово «джип» давно стало нарицательным. Термином обозначают сильные машины повышенной проходимости. Мало кто задумается, кто-то и вовсе забыл, что это марка...
Полный разбор мотоцикла GROZA DEFENDER 500 LC – китайский «Урал» удивляет
Мало кто в России знает, что китайцы еще с советских времен выпускали свои копии мотоциклов «Урал». Да, это тоже были оппозиты, примерно такие же по уровню...
Chevrolet Tahoe II в России – «прожорливый» двигатель, высокий налог, но автомобиль надежный
Подробно разберем нюансы владения и выбора старого рамного внедорожника из США. Сразу предупреждаем – моторы под капотом там только V8....
Toyota Hilux Champ – когда грузовичок превратили во внедорожник
Это официальная «переделка». Запуск серийного производства состоится в следующем году. Стоимость вполне себе бюджетная, но вот к нам это «чудо» вряд ли...
VW Tiguan: двухтактное масло – в бак и бензонасос остается целым
У некоторых авто с прямым впрыском есть распространенный недостаток: быстрый выход из строя топливного насоса. Почему так происходит? Этот агрегат, приводимый...