Советская пожарная машина ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 – когда решали люди, а не техника
Современную цивилизацию сложно представить без пожарных частей. Именно эти герои быстро и эффективно ликвидируют возгорания, не дают им стать массовыми.
Техника решает, хотя, без людей толку от нее мало. Но и работа пожарных, несмотря на все сложности и опасности, сейчас намного легче, чем раньше. Мощные автомобили, насосы, высокие лестницы, огнезащитные костюмы. Плюс специалистов обучают и тренируют.
А ведь было время, когда в России, впрочем, как и в других европейских странах, пожары тушили своими силами. Соседи, как правило, помогали. И далеко не всегда из-за дружбы – просто переживали за свои дома и имущество.
Особо это не помогало – деревянные постройки выгорали целыми улицами, а иногда и городами. А первая пожарная служба в нашей стране была учреждена в 1803 году приказом Александра III.
Но нас интересуют автомобили отечественного производства, которые появились уже в Советском Союзе. Герой сегодняшней статьи – ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5.
Острая необходимость в производстве собственных пожарных автомобилей возникла еще во время Гражданской войны. Множество партий, города, переходящие от одной власти к другой – все это способствовало разгулу преступности. В такой обстановке пожары вспыхивали ежечасно. Нередко это оборачивалось трагедией даже для поджигателей, не говоря про добропорядочных граждан.
Поэтому уже в 1919 году в Москве был создан завод по выпуску пожарных насосов. Их устанавливали на конно-бочечный ход – специальные повозки. Но последние имели ряд недостатков:
✅ Ограниченная мощность тяговой силы
✅ Необходимость содержать и постоянно кормить лошадей
✅ Приходилось долго обучать коней не бояться пожаров
Поэтому при любой возможности использовали грузовики. На их шасси устанавливали цистерны и насосы. Но автомобилей катастрофически не хватало. Улучшилась ситуация только когда в стране наладили производство своих грузовиков.
С 1926 года оборудование начали устанавливать на полуторки АМО-Ф15. Но под переделку отдавали буквально единичные экземпляры. На заводе АМО к тому времени только пару лет как наладили серийный выпуск модели.
Называли пожарные грузовики «линейками», по аналогии с конными экипажами. Ведь предназначались они в первую очередь для доставки специалистов с необходимым оборудованием на место происшествия.
АМО-Ф15 получил скамьи, на которых могли разместиться 6 человек. Еще двое сидели в кабине, один из них – водитель.
Грузовая платформа несла на себе специальное оборудование. Это насос и цистерна. Последняя имела достаточно скромный объем – всего в 360 литров.
В 1934 году специально для пожарных создали ЗИС-11. Благодаря длинному шасси, автомобиль получился более пригодный для работы. Это универсальная машина, оснащенная не только цистерной и длинными скамейками для пожарных. У нее были «рукава» для забора и перекачивания воды, лестница, шанцевый инструмент. Автомобиль мог увезти все это без труда, в отличие от конных повозок.
Но воды по-прежнему не хватало. Ведь далеко не на каждом пожаре имелся доступ к прудам, рекам, озерам и водопроводу. А действовать в ряде ситуаций приходилось сразу.
В 1936 году появляются первые ПМЗ-2. Естественно, их делали на шасси ЗИС-5, как самых современных грузовиков того времени.
Новая пожарная установка была самой совершенной для Советского Союза. А самое главное – для нее не нужно какое-то особое шасси. ПМЗ-2 идеально монтировалось на стандартный ЗИС-5. Именно это и позволило быстро наладить массовое производство.
Главный плюс новой модели – возможность уменьшить число пожарных. Теперь расчет состоял всего из шести человек вместе с водителем. Зато цистерна с водой имела объем в 1,5 тысячи литров.
Впрочем, последнее пожарные сначала не оценили. Ведь подобные автомобили использовались, как правило, в крупных городах, а там хватало мест, где можно было подключиться к водопроводной системе.
Новая пожарная машина монтировалась на стандартное шасси ЗИС-5. В первую очередь на нем крепили автоцистерну на 1 500 литров воды. Специально за кабиной оставляли свободное место. Там расположены деревянные скамейки, предназначенные для четырех пожарных. Еще два человека размещались в кабине – водитель и пассажир.
В задней части ПМЗ-2 насос центробежного типа – Д-20. Сверху, в специальных желобах, размещались заборные рукава. Там же пристегивалась лестница. Последнюю сделали раскладной, чтобы она не выступала за габариты автомобиля.
По правую сторону кабины, в задней части, висел колокол. В него бил один из пожарных, размещенный на боковой скамейке. Это тогдашний вариант сирены, известный гражданам еще с царских времен.
По бокам автоцистерны инструментальные ящики. Сзади тоже был один – на нем висела катушка с выкидными рукавами. Снимать ничего не нужно было, как в старых моделях. Катушка удерживалась на креплениях и вращалась.
Во время тушения пожара, если приходилось «вступать в бой» немедленно, использовалась цистерна. Когда ситуация позволяла, насос подключался к водопроводу либо естественному источнику.
Создавая ПМЗ-2, инженеры даже предусмотрели особенности зимней эксплуатации. Понятно, что перед выездом автомобили простаивают в отапливаемом ангаре или гараже. Но в мороз вода может и замерзнуть. Чтобы этого не произошло, внутри цистерны проложили четыре трубы. Когда было необходимо, по ним шли выхлопные газы, подогревая воду.
ПМЗ-2 – это универсальный пожарный автомобиль. Его можно было использовать в различных ситуациях, включая обычный подвоз воды.
Завод ЗИС обеспечивал пожарных грузовиками. Но после начала Великой Отечественной войны было принято решение всю его мощность перевести на «фронтовые рельсы». Соответственно, пожарные перестали получать новые автомобили.
Как показала практика, это решение было преждевременным. Города бомбили, пожары возникали сразу во множестве мест. Да и техника выходила из строя чаще – вражеские летчики нередко специально за ней «охотились».
Пришлось в срочном порядке возобновлять производство ПМЗ-2. Благо, шасси ЗИС-5 для пожарных расчетов не требовались в больших количествах.
Нередко появлялись пожарные машины с кабинами, полностью сделанными из дерева. Металл приходилось беречь – он нужен был фронту. Кстати, после окончания ВОВ данную практику сохранили на несколько лет.
Прежде чем на смену ПМЗ-2 пришли более мощные и производительные автомобили, в Минске попробовали глобально модернизировать существующую модель. На нее установили цистерну на 2,5 тонны, а вместо насоса Д-20 использовали съемную мотопомпу.
Но идея оказалась нежизнеспособной – оборудование было малопроизводительное, да и драгоценного времени на приведение всего в «боевое состояние» уходило много.
Сейчас увидеть пожарную машину ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 можно разве что в музеях при МЧС. Благо, таких в России много.
Техника решает, хотя, без людей толку от нее мало. Но и работа пожарных, несмотря на все сложности и опасности, сейчас намного легче, чем раньше. Мощные автомобили, насосы, высокие лестницы, огнезащитные костюмы. Плюс специалистов обучают и тренируют.
А ведь было время, когда в России, впрочем, как и в других европейских странах, пожары тушили своими силами. Соседи, как правило, помогали. И далеко не всегда из-за дружбы – просто переживали за свои дома и имущество.
От ЗИС-5 так и веет надежностью. Фото: автора
Особо это не помогало – деревянные постройки выгорали целыми улицами, а иногда и городами. А первая пожарная служба в нашей стране была учреждена в 1803 году приказом Александра III.
Но нас интересуют автомобили отечественного производства, которые появились уже в Советском Союзе. Герой сегодняшней статьи – ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5.
С чего все начиналось
Острая необходимость в производстве собственных пожарных автомобилей возникла еще во время Гражданской войны. Множество партий, города, переходящие от одной власти к другой – все это способствовало разгулу преступности. В такой обстановке пожары вспыхивали ежечасно. Нередко это оборачивалось трагедией даже для поджигателей, не говоря про добропорядочных граждан.
Скамейки ПМЗ-2 рассчитаны на двух стройных пожарных каждая. Фото: автора
Поэтому уже в 1919 году в Москве был создан завод по выпуску пожарных насосов. Их устанавливали на конно-бочечный ход – специальные повозки. Но последние имели ряд недостатков:
✅ Ограниченная мощность тяговой силы
✅ Необходимость содержать и постоянно кормить лошадей
✅ Приходилось долго обучать коней не бояться пожаров
Поэтому при любой возможности использовали грузовики. На их шасси устанавливали цистерны и насосы. Но автомобилей катастрофически не хватало. Улучшилась ситуация только когда в стране наладили производство своих грузовиков.
Первые пожарные машины
С 1926 года оборудование начали устанавливать на полуторки АМО-Ф15. Но под переделку отдавали буквально единичные экземпляры. На заводе АМО к тому времени только пару лет как наладили серийный выпуск модели.
Заводились ранние пожарные автомобили с помощью кривого стартера. Фото: автора
Называли пожарные грузовики «линейками», по аналогии с конными экипажами. Ведь предназначались они в первую очередь для доставки специалистов с необходимым оборудованием на место происшествия.
АМО-Ф15 получил скамьи, на которых могли разместиться 6 человек. Еще двое сидели в кабине, один из них – водитель.
Грузовая платформа несла на себе специальное оборудование. Это насос и цистерна. Последняя имела достаточно скромный объем – всего в 360 литров.
В 1934 году специально для пожарных создали ЗИС-11. Благодаря длинному шасси, автомобиль получился более пригодный для работы. Это универсальная машина, оснащенная не только цистерной и длинными скамейками для пожарных. У нее были «рукава» для забора и перекачивания воды, лестница, шанцевый инструмент. Автомобиль мог увезти все это без труда, в отличие от конных повозок.
Но воды по-прежнему не хватало. Ведь далеко не на каждом пожаре имелся доступ к прудам, рекам, озерам и водопроводу. А действовать в ряде ситуаций приходилось сразу.
Новая пожарная машина
В 1936 году появляются первые ПМЗ-2. Естественно, их делали на шасси ЗИС-5, как самых современных грузовиков того времени.
Новая пожарная установка была самой совершенной для Советского Союза. А самое главное – для нее не нужно какое-то особое шасси. ПМЗ-2 идеально монтировалось на стандартный ЗИС-5. Именно это и позволило быстро наладить массовое производство.
Подвеска у ЗИС-5 простейшая, но при этом надежная и неприхотливая. Фото: автора
Главный плюс новой модели – возможность уменьшить число пожарных. Теперь расчет состоял всего из шести человек вместе с водителем. Зато цистерна с водой имела объем в 1,5 тысячи литров.
Впрочем, последнее пожарные сначала не оценили. Ведь подобные автомобили использовались, как правило, в крупных городах, а там хватало мест, где можно было подключиться к водопроводной системе.
Особенности ПМЗ-2
Новая пожарная машина монтировалась на стандартное шасси ЗИС-5. В первую очередь на нем крепили автоцистерну на 1 500 литров воды. Специально за кабиной оставляли свободное место. Там расположены деревянные скамейки, предназначенные для четырех пожарных. Еще два человека размещались в кабине – водитель и пассажир.
В задней части ПМЗ-2 насос центробежного типа – Д-20. Сверху, в специальных желобах, размещались заборные рукава. Там же пристегивалась лестница. Последнюю сделали раскладной, чтобы она не выступала за габариты автомобиля.
Насос Д-20 достаточно компактный. Фото: автора
По правую сторону кабины, в задней части, висел колокол. В него бил один из пожарных, размещенный на боковой скамейке. Это тогдашний вариант сирены, известный гражданам еще с царских времен.
По бокам автоцистерны инструментальные ящики. Сзади тоже был один – на нем висела катушка с выкидными рукавами. Снимать ничего не нужно было, как в старых моделях. Катушка удерживалась на креплениях и вращалась.
Воду в цистерну можно заливать несколькими способами. Самый очевидный – через верхнюю горловину. Второй и третий – с использованием пожарного насоса. Последний можно было подключить к водопроводу или любому пруду.
Во время тушения пожара, если приходилось «вступать в бой» немедленно, использовалась цистерна. Когда ситуация позволяла, насос подключался к водопроводу либо естественному источнику.
Разобраться с оборудованием ПМЗ-2 можно после пятиминутного инструктажа. Фото: автора
Создавая ПМЗ-2, инженеры даже предусмотрели особенности зимней эксплуатации. Понятно, что перед выездом автомобили простаивают в отапливаемом ангаре или гараже. Но в мороз вода может и замерзнуть. Чтобы этого не произошло, внутри цистерны проложили четыре трубы. Когда было необходимо, по ним шли выхлопные газы, подогревая воду.
ПМЗ-2 – это универсальный пожарный автомобиль. Его можно было использовать в различных ситуациях, включая обычный подвоз воды.
Военные годы и трансформация
Завод ЗИС обеспечивал пожарных грузовиками. Но после начала Великой Отечественной войны было принято решение всю его мощность перевести на «фронтовые рельсы». Соответственно, пожарные перестали получать новые автомобили.
В кабине ПМЗ-2 тесно и неудобно. Фото: автора
Как показала практика, это решение было преждевременным. Города бомбили, пожары возникали сразу во множестве мест. Да и техника выходила из строя чаще – вражеские летчики нередко специально за ней «охотились».
Пришлось в срочном порядке возобновлять производство ПМЗ-2. Благо, шасси ЗИС-5 для пожарных расчетов не требовались в больших количествах.
Автомобили военных лет отличались от тех, что были раньше. Такие машины упростили – детали для кабин больше не штамповали, а изготавливали методом гибки. Отсюда и угловатые передние крылья.
Нередко появлялись пожарные машины с кабинами, полностью сделанными из дерева. Металл приходилось беречь – он нужен был фронту. Кстати, после окончания ВОВ данную практику сохранили на несколько лет.
Кабины на послевоенные ЗИС-5 несколько лет ставили полностью деревянные. Фото: автора
Прежде чем на смену ПМЗ-2 пришли более мощные и производительные автомобили, в Минске попробовали глобально модернизировать существующую модель. На нее установили цистерну на 2,5 тонны, а вместо насоса Д-20 использовали съемную мотопомпу.
Но идея оказалась нежизнеспособной – оборудование было малопроизводительное, да и драгоценного времени на приведение всего в «боевое состояние» уходило много.
Сейчас увидеть пожарную машину ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 можно разве что в музеях при МЧС. Благо, таких в России много.
- Ульф
- Фото автора
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....