Советская пожарная машина ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 – когда решали люди, а не техника
183

Советская пожарная машина ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 – когда решали люди, а не техника

Современную цивилизацию сложно представить без пожарных частей. Именно эти герои быстро и эффективно ликвидируют возгорания, не дают им стать массовыми.


Техника решает, хотя, без людей толку от нее мало. Но и работа пожарных, несмотря на все сложности и опасности, сейчас намного легче, чем раньше. Мощные автомобили, насосы, высокие лестницы, огнезащитные костюмы. Плюс специалистов обучают и тренируют.

А ведь было время, когда в России, впрочем, как и в других европейских странах, пожары тушили своими силами. Соседи, как правило, помогали. И далеко не всегда из-за дружбы – просто переживали за свои дома и имущество.

Советская пожарная машина ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 – когда решали люди, а не техникаОт ЗИС-5 так и веет надежностью. Фото: автора

Особо это не помогало – деревянные постройки выгорали целыми улицами, а иногда и городами. А первая пожарная служба в нашей стране была учреждена в 1803 году приказом Александра III.

Но нас интересуют автомобили отечественного производства, которые появились уже в Советском Союзе. Герой сегодняшней статьи – ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5.

С чего все начиналось


Острая необходимость в производстве собственных пожарных автомобилей возникла еще во время Гражданской войны. Множество партий, города, переходящие от одной власти к другой – все это способствовало разгулу преступности. В такой обстановке пожары вспыхивали ежечасно. Нередко это оборачивалось трагедией даже для поджигателей, не говоря про добропорядочных граждан.

Скамейки ПМЗ-2 рассчитаны на двух стройных пожарных каждая. Фото: автора

Поэтому уже в 1919 году в Москве был создан завод по выпуску пожарных насосов. Их устанавливали на конно-бочечный ход – специальные повозки. Но последние имели ряд недостатков:

✅ Ограниченная мощность тяговой силы
✅ Необходимость содержать и постоянно кормить лошадей
✅ Приходилось долго обучать коней не бояться пожаров

Поэтому при любой возможности использовали грузовики. На их шасси устанавливали цистерны и насосы. Но автомобилей катастрофически не хватало. Улучшилась ситуация только когда в стране наладили производство своих грузовиков.

Первые пожарные машины


С 1926 года оборудование начали устанавливать на полуторки АМО-Ф15. Но под переделку отдавали буквально единичные экземпляры. На заводе АМО к тому времени только пару лет как наладили серийный выпуск модели.

Заводились ранние пожарные автомобили с помощью кривого стартера. Фото: автора

Называли пожарные грузовики «линейками», по аналогии с конными экипажами. Ведь предназначались они в первую очередь для доставки специалистов с необходимым оборудованием на место происшествия.

АМО-Ф15 получил скамьи, на которых могли разместиться 6 человек. Еще двое сидели в кабине, один из них – водитель.

Грузовая платформа несла на себе специальное оборудование. Это насос и цистерна. Последняя имела достаточно скромный объем – всего в 360 литров.

В 1934 году специально для пожарных создали ЗИС-11. Благодаря длинному шасси, автомобиль получился более пригодный для работы. Это универсальная машина, оснащенная не только цистерной и длинными скамейками для пожарных. У нее были «рукава» для забора и перекачивания воды, лестница, шанцевый инструмент. Автомобиль мог увезти все это без труда, в отличие от конных повозок.

Но воды по-прежнему не хватало. Ведь далеко не на каждом пожаре имелся доступ к прудам, рекам, озерам и водопроводу. А действовать в ряде ситуаций приходилось сразу.

Новая пожарная машина


В 1936 году появляются первые ПМЗ-2. Естественно, их делали на шасси ЗИС-5, как самых современных грузовиков того времени.

Новая пожарная установка была самой совершенной для Советского Союза. А самое главное – для нее не нужно какое-то особое шасси. ПМЗ-2 идеально монтировалось на стандартный ЗИС-5. Именно это и позволило быстро наладить массовое производство.

Подвеска у ЗИС-5 простейшая, но при этом надежная и неприхотливая. Фото: автора

Главный плюс новой модели – возможность уменьшить число пожарных. Теперь расчет состоял всего из шести человек вместе с водителем. Зато цистерна с водой имела объем в 1,5 тысячи литров.

Впрочем, последнее пожарные сначала не оценили. Ведь подобные автомобили использовались, как правило, в крупных городах, а там хватало мест, где можно было подключиться к водопроводной системе.

Особенности ПМЗ-2


Новая пожарная машина монтировалась на стандартное шасси ЗИС-5. В первую очередь на нем крепили автоцистерну на 1 500 литров воды. Специально за кабиной оставляли свободное место. Там расположены деревянные скамейки, предназначенные для четырех пожарных. Еще два человека размещались в кабине – водитель и пассажир.

В задней части ПМЗ-2 насос центробежного типа – Д-20. Сверху, в специальных желобах, размещались заборные рукава. Там же пристегивалась лестница. Последнюю сделали раскладной, чтобы она не выступала за габариты автомобиля.

Насос Д-20 достаточно компактный. Фото: автора

По правую сторону кабины, в задней части, висел колокол. В него бил один из пожарных, размещенный на боковой скамейке. Это тогдашний вариант сирены, известный гражданам еще с царских времен.

По бокам автоцистерны инструментальные ящики. Сзади тоже был один – на нем висела катушка с выкидными рукавами. Снимать ничего не нужно было, как в старых моделях. Катушка удерживалась на креплениях и вращалась.

Воду в цистерну можно заливать несколькими способами. Самый очевидный – через верхнюю горловину. Второй и третий – с использованием пожарного насоса. Последний можно было подключить к водопроводу или любому пруду.

Во время тушения пожара, если приходилось «вступать в бой» немедленно, использовалась цистерна. Когда ситуация позволяла, насос подключался к водопроводу либо естественному источнику.

Разобраться с оборудованием ПМЗ-2 можно после пятиминутного инструктажа. Фото: автора

Создавая ПМЗ-2, инженеры даже предусмотрели особенности зимней эксплуатации. Понятно, что перед выездом автомобили простаивают в отапливаемом ангаре или гараже. Но в мороз вода может и замерзнуть. Чтобы этого не произошло, внутри цистерны проложили четыре трубы. Когда было необходимо, по ним шли выхлопные газы, подогревая воду.

ПМЗ-2 – это универсальный пожарный автомобиль. Его можно было использовать в различных ситуациях, включая обычный подвоз воды.

Военные годы и трансформация


Завод ЗИС обеспечивал пожарных грузовиками. Но после начала Великой Отечественной войны было принято решение всю его мощность перевести на «фронтовые рельсы». Соответственно, пожарные перестали получать новые автомобили.

В кабине ПМЗ-2 тесно и неудобно. Фото: автора

Как показала практика, это решение было преждевременным. Города бомбили, пожары возникали сразу во множестве мест. Да и техника выходила из строя чаще – вражеские летчики нередко специально за ней «охотились».

Пришлось в срочном порядке возобновлять производство ПМЗ-2. Благо, шасси ЗИС-5 для пожарных расчетов не требовались в больших количествах.

Автомобили военных лет отличались от тех, что были раньше. Такие машины упростили – детали для кабин больше не штамповали, а изготавливали методом гибки. Отсюда и угловатые передние крылья.

Нередко появлялись пожарные машины с кабинами, полностью сделанными из дерева. Металл приходилось беречь – он нужен был фронту. Кстати, после окончания ВОВ данную практику сохранили на несколько лет.

Кабины на послевоенные ЗИС-5 несколько лет ставили полностью деревянные. Фото: автора

Прежде чем на смену ПМЗ-2 пришли более мощные и производительные автомобили, в Минске попробовали глобально модернизировать существующую модель. На нее установили цистерну на 2,5 тонны, а вместо насоса Д-20 использовали съемную мотопомпу.

Но идея оказалась нежизнеспособной – оборудование было малопроизводительное, да и драгоценного времени на приведение всего в «боевое состояние» уходило много.

Сейчас увидеть пожарную машину ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5 можно разве что в музеях при МЧС. Благо, таких в России много.
А вы видели когда-нибудь ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...