Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Вопрос, для чего на лобовое, заднее и боковые стекла автомобиля наносят черные точки, чаще не волнует пользователя. Кто и задумывается, находит очевидный ответ – для красоты. Точечный узор по периметру остекления воспринимается как часть декоративного оформления экстерьера машины.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.
Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.
Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.
Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.
Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.
От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.
Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).
Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.
Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Знакомимся с терминологией
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.
Сетчатый рисунок на стекле называется фриттой. Фото: YouTube.com
Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Важное о технологии монтажа автостекол
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.
«Кружевной» рисунок получают тем же методом, что и принты на футболках. Фото: YouTube.com
Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.
Фритта защищает клеящий материал от разрушительного действия солнечных лучей. Фото: YouTube.com
Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.
Темная полоса скрывает потеки клея-герметика. Фото: YouTube.com
Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
Почему точки
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.
Черные точки уменьшаются по мере удаления от края стекла. Фото: YouTube.com
От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Фритта – это не обязательно точки. Производитель может выбрать прямоугольник или квадрат: функционал от геометрических форм не меняется
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Другие функции фритты
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.
Затемнение возле зеркала помогает водителю сосредоточенно наблюдать за ситуацией сзади автомобиля. Фото: YouTube.com
Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
О маркировке стекол
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).
Для полной расшифровки маркировки автостекла можно скачать мобильное приложение. Фото: YouTube.com
Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Противоугонный лайфхак
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.
Нестираемый ВИН-код на стекле машины. Фото: YouTube.com
Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...