
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Вопрос, для чего на лобовое, заднее и боковые стекла автомобиля наносят черные точки, чаще не волнует пользователя. Кто и задумывается, находит очевидный ответ – для красоты. Точечный узор по периметру остекления воспринимается как часть декоративного оформления экстерьера машины.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.
Сетчатый рисунок на стекле называется фриттой. Фото: YouTube.com
Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.
«Кружевной» рисунок получают тем же методом, что и принты на футболках. Фото: YouTube.com
Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.
Фритта защищает клеящий материал от разрушительного действия солнечных лучей. Фото: YouTube.com
Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.
Темная полоса скрывает потеки клея-герметика. Фото: YouTube.com
Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.
Черные точки уменьшаются по мере удаления от края стекла. Фото: YouTube.com
От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.
Затемнение возле зеркала помогает водителю сосредоточенно наблюдать за ситуацией сзади автомобиля. Фото: YouTube.com
Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).
Для полной расшифровки маркировки автостекла можно скачать мобильное приложение. Фото: YouTube.com
Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.
Нестираемый ВИН-код на стекле машины. Фото: YouTube.com
Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Знакомимся с терминологией
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.

Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Важное о технологии монтажа автостекол
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.

Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.

Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.

Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
Почему точки
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.

От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Фритта – это не обязательно точки. Производитель может выбрать прямоугольник или квадрат: функционал от геометрических форм не меняется
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Другие функции фритты
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.

Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
О маркировке стекол
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).

Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Противоугонный лайфхак
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.

Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

«До 3500 тракторов в год»: во Владимирской области открылся новый завод
Первую партию выпустят уже летом. В проект вложили более 4,5 млрд рублей....

Советский КАМАЗ в лесу – последний шанс спасти почти сгнивший грузовик
Авторы канала «Taavi Liivet» однажды прогуливались в лесу и наткнулись на старый советский грузовик. Это КАМАЗ-5511, 15 лет назад брошенный гнить. Сразу...

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

АВТОВАЗ официально рассказал, что будет с «Нивой» нового поколения
Речь про Lada 4×4 Vision. На основе этого концептуального кроссовера планировали выпускать современную «Ниву»....

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

«Хочу вернуть обратно» – девушка поменяла Crown на китайскую Camry
В предыдущем выпуске этот «эпопеи» девушка-блогер решила обменять свой «старенький» Toyota Crown из Японии на новый Camry. Второй приехал из Поднебесной. Его...

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....

Россия ищет смельчаков: модернизируйте вертолеты Ансат-М и Ми-38 – деньги найдутся
Для участия в конкурсе приглашаются профильные компании. Бюджет проектов уже назван – это 5,7 млрд рублей....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

10 советских грузовиков долгожителей: почему их не хотели снимать с производства?
Советская автомобильная промышленность подарила стране немало легендарных грузовиков, которые стали неотъемлемой частью дорог и стройплощадок. Некоторые из них...

Ускоряем импортозамещение – завод производителя МС-21 модернизировали
Часть работ осуществляли без остановки цехов. Помимо этого появилась информация о количестве собранных серийных лайнеров....

LADA Aura теряет популярность: АВТОВАЗ резко сокращает производство модели
Обещали, что в 2025 году производитель соберет 8 000 автомобилей. Увы, но этого не случится....

Грузовой внедорожник из СССР – как себя «чувствует» ГАЗ-63 в 2025 году
Горьковский автомобильный завод начал проектировать эту модель еще в 1938 году, но в серию она смогла выйти только через десять лет. Ключевым преимуществом и...

Запуск ракеты «Победа» состоится 8 апреля – ее уже установили и готовят к старту
Корабль Союз-МС 27 доставит на МКС трех космонавтов. Один из них от НАСА....