Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Вопрос, для чего на лобовое, заднее и боковые стекла автомобиля наносят черные точки, чаще не волнует пользователя. Кто и задумывается, находит очевидный ответ – для красоты. Точечный узор по периметру остекления воспринимается как часть декоративного оформления экстерьера машины.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.
Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.
Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.
Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.
Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.
От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.
Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).
Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.
Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.
Знакомимся с терминологией
Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.
Сетчатый рисунок на стекле называется фриттой. Фото: YouTube.com
Схематично технология выглядит так:
✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски
После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.
Важное о технологии монтажа автостекол
Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.
«Кружевной» рисунок получают тем же методом, что и принты на футболках. Фото: YouTube.com
Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.
От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.
Фритта защищает клеящий материал от разрушительного действия солнечных лучей. Фото: YouTube.com
Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.
И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.
А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.
Темная полоса скрывает потеки клея-герметика. Фото: YouTube.com
Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.
Почему точки
И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.
Черные точки уменьшаются по мере удаления от края стекла. Фото: YouTube.com
От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.
К сведению:
Фритта – это не обязательно точки. Производитель может выбрать прямоугольник или квадрат: функционал от геометрических форм не меняется
Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.
Другие функции фритты
Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.
Затемнение возле зеркала помогает водителю сосредоточенно наблюдать за ситуацией сзади автомобиля. Фото: YouTube.com
Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.
Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:
✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида
Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.
О маркировке стекол
Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.
Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).
Для полной расшифровки маркировки автостекла можно скачать мобильное приложение. Фото: YouTube.com
Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).
Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.
Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.
Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.
Противоугонный лайфхак
Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.
Нестираемый ВИН-код на стекле машины. Фото: YouTube.com
Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.
Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.
Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.
Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....