Черные точки на автостеклах: назначение и функции
964

Черные точки на автостеклах: назначение и функции

Вопрос, для чего на лобовое, заднее и боковые стекла автомобиля наносят черные точки, чаще не волнует пользователя. Кто и задумывается, находит очевидный ответ – для красоты. Точечный узор по периметру остекления воспринимается как часть декоративного оформления экстерьера машины.


И это правильно. Но только отчасти. Объяснение лежит глубже, и оно неожиданное. Предлагаем разобраться: знания лишними не бывают.

Знакомимся с терминологией


Фритта (frits) – так называется предмет нашего изучения. Точечное обрамление автостекол получают методом шелкографии.

Черные точки на автостеклах: назначение и функции Сетчатый рисунок на стекле называется фриттой. Фото: YouTube.com

Схематично технология выглядит так:

✅ по периметру стекла закрепляют трафаретную сетку
✅ поверх наносят эмаль, содержащую полимеризующие и керамические наполнители
✅ отправляют деталь в термопечь для закрепления краски

После обжига стеклокерамические вкрапления эмали делают обработанную поверхность шероховатой. Фритта имеет толщину 10-500 микрон, но стереть полученный рисунок не удастся. Без повреждения стекла не сработает ни механическое, ни химическое воздействие.

Важное о технологии монтажа автостекол


Вряд ли найдется водитель, который не сталкивался с проблемой замены стекол. Камень из-под колес впереди идущего транспортного средства, фронтальный удар и прочие аварийные ситуации заканчиваются разбитым ветровиком. Путь один – к слесарю-монтажнику специализированной мастерской.

«Кружевной» рисунок получают тем же методом, что и принты на футболках. Фото: YouTube.com

Замена хрупкой прозрачной запчасти – процедура сложная и ответственная. Опустив нюансы, сосредоточимся на главном. Цель технологической операции – вставить и надежно закрепить автостекло в отведенном проеме. Для фиксации конструктивного компонента кузова применяют прочный и долговечный полиуретановый клей-герметик.

От того, насколько грамотно нанесен клеящий состав, зависит герметизация салона. Никому не нужны дождевые потоки в области лобовика. Но неприятность неизбежна: герметик за 3-4 года разрушается под действием ультрафиолетовых лучей. Материал теряет свойства, рассыхается, покрывается трещинами – входными воротами для воды.

Фритта защищает клеящий материал от разрушительного действия солнечных лучей. Фото: YouTube.com

Хуже, когда клей теряет эластичность, стекло расшатывается. Деталь может лопнуть или выпасть из рамы. Вероятность мала, но существует, ведь дело усугубляет вибрация автомобиля в движении, подскоки на «лежачих полицейских» и прочих препятствиях.

И при чем же тут черные точки?.. Разгадка в том, что фритта с ее шершавой структурой повышает адгезию – сцепление разнородных поверхностей стекла и металлической рамы. Это первое и главное назначение темной ленты.

А далее ее задача – защищать шов герметика от губительного влияния УФ-лучей. Стекло, в целом, становится более прочным и устойчивым к мелким повреждениям.

Темная полоса скрывает потеки клея-герметика. Фото: YouTube.com

Еще момент: клеевой состав, наносимый даже опытной рукой, предательски оставляет на прозрачной панели разводы и потеки. Кайма шириной 3-4 см (у профессионалов – шелкография) камуфлирует дефекты.

Почему точки


И все же, чему служит именно точечный рисунок?.. «Кружева» нужны для рассеивания тепла, контроля температуры. Будь фритта просто черной полосой, она нагреется на солнце быстрее и сильнее, чем прозрачная площадь.

Черные точки уменьшаются по мере удаления от края стекла. Фото: YouTube.com

От резкого перепада температур на границе фритты лобовик может пойти трещинами. Поэтому придумали точечный рисунок. Расположили мелкие элементы по принципу полутона: чем дальше крапинки находятся от края стекла, тем мельче они становятся. И тем больше между ними оставляют пространство.

К сведению:

Фритта – это не обязательно точки. Производитель может выбрать прямоугольник или квадрат: функционал от геометрических форм не меняется

Однако назначение точечного рисунка на этом не заканчивается.

Другие функции фритты


Солнцезащитного козырька фритта не заменит, но частично отсекает яркий свет. Особенно полезны точки в районе салонного зеркала. Создавая темный фон, они облегчают водителю обзор за кормой автомобиля.

Затемнение возле зеркала помогает водителю сосредоточенно наблюдать за ситуацией сзади автомобиля. Фото: YouTube.com

Шелкография минимизирует оптические искажения, возникающие от изогнутой формы ветровика. Темная полоса поглощает блики, которые образуются на капоте и падают на торпедо. Этот «пустяк» раздражает и способен кратковременно ослепить водителя: последствия несложно предугадать. Получается, фритта – средство пассивной безопасности.

Сказанное подадим списком. Итак, фритты на автостеклах нужны для:

✅ лучшей адгезии стекла с рамой
✅ защиты клея-герметика от влияния солнечных лучей
✅ маскировки дефектов, полученных при нанесении клеящего материала
✅ уменьшения эффекта оптического искажения остекления
✅ поглощения солнечных бликов от кузова на парприз
✅ адаптации глаз водителя, выезжающего из тоннеля на яркий свет
✅ создания затемненной зоны в районе зеркала заднего вида

Каждый рисунок на стекле неповторим. Поэтому мастер без труда отличит оригинальную деталь от контрафакта: собственник не переплатит за подделку. А криминалист, имея «меченые» фрагменты, легко сложит стекло воедино. Говорят, помогает раскрывать преступления.

О маркировке стекол


Коснувшись темы автостекол, дадим на обывательском, общеобразовательном уровне информацию о маркировке кузовных элементов. Разберемся в значении символов и кодов. Поймем, что несут в себе буквы и цифры.

Маркировку, как и фритту, невозможно стереть или вытравить химическим способом. Ее наносят в верхнем правом углу изделия (впрочем, производитель может выбрать другое место дислокации кода).

Для полной расшифровки маркировки автостекла можно скачать мобильное приложение. Фото: YouTube.com

Единого стандарта изготовители не придерживаются. Даже самое простое – дату – шифруют разным способом: либо через дробь (3/22 – март 2022 года), либо сочетанием цифры и точек. Тут сложнее, например, «7…» означает, что товар выпущен в сентябре 2007 года (к количеству точек нужно прибавить 6 месяцев).

Но общие сведения все же заложены. Это тип автостекла (повышенной прочности, многослойное, тройной обработки). Показатель отображают наклонной римской цифрой. Так же можно определить код страны – буква «Е» с цифрой, соответствующей родине бренда.

Обязательно указана пропускная способность изделия. Надпись «AS1» говорит об универсальности автокомпонента: можно ставить на ветровик, сбоку, сзади. «AS2» предупреждает: нельзя использовать в качестве лобового остекления. А затемненное стекло обозначается «AS3»: не годится для установки спереди и сбоку.

Немало водителей лично занимаются подбором остекления своего автомобиля. Подробные сведения о маркировке они найдут в специальном мобильном приложении.

Противоугонный лайфхак


Статистика показывает: угонов и краж транспортных средств становится меньше. Но за три квартала этого года зафиксировано 18 тыс. случаев попыток взлома. Закрытые границы и развитая система видеонаблюдения укоротили пыл автоворов.

Нестираемый ВИН-код на стекле машины. Фото: YouTube.com

Однако собственникам расслабляться не стоит. Особенно владельцам Kia: «корейцы» возглавляют рейтинг самых угоняемых машин. На их долю приходится 43% от общего числа украденных авто.

Поскольку наша тема сегодня автостекла, посмотрим, как можно обезопасить свое имущество именно с их помощью. Злоумышленники давно научились перебивать VIN-коды на кузове. Но пусть грабители попробуют уничтожить ВИН-номер с поверхности каждого элемента остекления.

Уникальный идентификационный номер автотранспорта обученные мастера наносят на все стекла по кругу. Процедура занимает 2 часа, стоит 1,5-2,0 тыс. рублей. Уничтожить 17 символов кода невозможно. Придется менять все прозрачные панели, в том числе, люк на крыше. Вряд ли овчинка стоит выделки, ведь машины угоняют для перепродажи. Хитроумный лайфхак, надежная мера. Но не советуем пренебрегать сигнализацией и прочими противоугонными средствами.

Знания лишними не бывают: надеемся, ваша копилка пополнилась.
А вы знали о предназначении черных точек на автостеклах?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...