Мировые автопроизводители терпят убытки: отрасль погружается в глубокий кризис
Уходящий 2024 год точно запомнится топ-менеджерам сразу нескольких крупных автомобильных компаний. Все чаще приходят новости о том, что производители готовятся к жестким мерам. BMW, Volkswagen, Nissan, Toyota, Peugeot и другие опубликовали неутешительные отчеты за третий квартал 2024 года.
Почти у всех мировых авто-гигантов значительно сократились продажи, а как следствие, упала и прибыль. Уже открыто говорят о сокращении рабочих предприятий и закрытии не только производственных линий, но и целых заводов.
Антирекродсменом рейтинга стала Audi. Операционная прибыль компании за третий квартал составила всего €106 млн. Это в 11 раз меньше, чем в тот же отчетный период 2023 года. За 9 месяцев 2024 года дилерам Audi удалось продать 1,25 млн новых машин, что на 10,9% меньше, чем годом ранее.
Volkswagen заявили о падении прибыли на 42%. Мировые продажи снизились на 8,2%. Баварский BMW также потерял 16% выручки. Компания смогла заработать €32,41 млрд. С похожей проблемой столкнулись и в Mercedes.
Итало-американская корпорация Stellantis, куда входят Fiat, Peugeot, Chrysler и Citroen заявила о снижении продаж по всему миру на 20%. Оборот упал на 27% и составил €33 млрд.
Да и японцы видимо решили «не отставать» от своих западных конкурентов. Toyota и Nissan также опубликовали неутешительные отчеты. Генеральный директор Nissan уже заявил о сокращении 9 тыс. работников и об урезании зарплат.
Эксперты сходятся во мнении, что это худшие показатели со времен пандемии. Но если тогда продажи падали из-за закрытых границ и ограничений передвижения, то сегодня проблемы своем другие.
Европейские гиганты, все как один, говорят о том, что снижение продаж связано с низким спросом на китайском рынке. Действительно, в топе продаж там стоят машины BYD, Chery, Geely и Changan. Несколько лет назад правительство Поднебесной «поставило» на электрокары и гибриды. Пересадить китайцев на электрички хотят из-за экономических и экологических факторов. Европейцы решили воспользоваться ситуаций и насытить китайский рынок своими электрокарами.
Но китайские автомобили в любом случае дешевле европейских. Они субсидируются государством. Да и китайцы больше предпочитают ездить на отечественных машинах. Несмотря на то, что количество продаваемых электрокаров в Китае растет год от года, все равно около 65% рынка занимают машины с ДВС.
Европейские гиганты умалчивают про конкуренцию в самой Европе. Только в 2023 году китайцы смогли продать около 900 тыс. автомобилей в Старом Свете. Восточные компании берут покупателя своей стоимостью, технологиями и дизайном. Европейский союз уже вводит различные заградительные меры, поднимает налоги и пошлины на ввоз китайских авто.
Однако, по мнению экспертов, это не спасет от повышенной конкуренции. Некоторые китайские производители открывают собственные заводы на территории ЕС. Например, шанхайская корпорация SAIC Motor успешно развивает совместные предприятия с европейскими брендами.
По схожей схеме работают Geely и BYD. К слову, последние не открывают официальные представительства в России только из-за опасений санкций. В BYD не хотят портить отношения с западными партнерами.
Еще одной значимой причиной снижения продаж европейских и японских авто, стал уход с российского рынка. В 2021 году западные бренды смогли реализовать в России около 400 тыс. автомобилей (часть из них производилась на территории страны). За 2023 году едва набралось 40 тыс. продаж новых авто. Чаще всего это был параллельный импорт.
Конечно, внутренний российский рынок нельзя назвать огромным, но он был достаточно значимым для европейских брендов. Сейчас нишу уверенно заняли китайцы. И даже если в ближайшем будущем западным компаниям удастся снова выйти на российский рынок, им придется предпринять большие усилия, чтобы вернуть себе «большого покупателя».
Рано или поздно любая развитая экономика сталкивается с проблемой повышенных издержек на производство. Особенно это видно по автомобильным корпорациям. Бренды переносят свои заводы в Китай, в страны Юго-Восточной Азии, в Мексику или в Россию. «На родине» остаются предприятия по производству дорогих или инновационных машин.
Вот и европейские концерны решили, что им надо сосредоточиться на выпуске дорогих машин и «перспективных» электрокаров. Однако, уже спустя несколько лет «электрической эйфории», покупатели снова начали отдавать предпочтение машинам с ДВС. Дешевым машинам.
Что делать, если люксовый сегмент позволить себе могут далеко не все, «электрички» мало кому нужны, а предприятия по производству автомобилей с ДВС либо закрыты, либо переориентированы? На этот вопрос топ-менеджерам брендов придется ответить в ближайшие годы.
LADA показывает рост. За 9 месяцев компания реализовала около 335 тыс автомобилей, что на 38% больше аналогичного периода прошлого года. Granta, Largus, Vesta и Niva в топах продаж.
УАЗ вырос на 4,8%, продав свыше 26 тыс. машин. Лидерство за «Буханками» – свыше 10 тыс. Дальше идут «Патриоты», «Профи», «Хантеры» и «Пикапы».
Около 15 тыс «Москвичей» продали за 9 месяцев 2024 года, это на 93% больше, чем годом ранее. Самая популярная модель – «Москвич 3», далее идут «Москвич 6» и «Москвич 3е».
Российский рынок автомобилей растет на фоне политики импортозамещения. Хотя, к этой концепции есть много вопросов. Тем не менее компании отчитываются, что уровень локализации растет. Государство продолжает поддерживать производителей заградительными пошлинами и другими мерами. Например, недавно был поднят утилизационный сбор на импортируемые машины.
Выход из сложившейся ситуации может занять несколько лет. Компании уже начали сокращение персонала, закрываются проекты по разработке новых моделей авто. Самая неприятная мера – ликвидация предприятий.
В октябре стало известно, что Volkswagen будет закрывать нерентабельные заводы в Германии и сокращать персонал. Mercedes и BMW, вероятнее всего, пойдут на «урезание» модельного ряда. Пока что неплохо продается премиальный сегмент этих брендов. Скорее всего, акцент будут делать именно на него.
В обозримом будущем, европейские гиганты «не утонут». Во-первых, это далеко не первый кризис, с которым сталкиваются автоконцерны. Во-вторых, у компаний еще есть время и ресурсы, чтобы отыграть позиции.
А вот с «японцами» все намного сложнее. Эпоха культовых авто из страны восходящего солнца давно позади. Современные японские машины во многом, если не во всем, проигрывают китайским автомобилям.
Даже долгожданная Toyota Camry 80 не смогла произвести фурор среди фанатов серии. Да и сегмент японских универсалов и внедорожников сильно страдает от китайских автомобильных компаний.
Каким будет мировой авторынок даже через несколько лет, предсказать сложно. Все будет зависеть от того, чем закончится эксперимент с электрокарами, а также как повлияют сегодняшние решения менеджмента на общие тенденции снижения продаж и выручки.
Конечно, нам бы хотелось видеть здоровую конкуренцию мировых компаний, где конечным выгодоприобретателем будет обычный автовладелец, который купит качественный и безопасный автомобиль, да еще и по хорошей цене.
Почти у всех мировых авто-гигантов значительно сократились продажи, а как следствие, упала и прибыль. Уже открыто говорят о сокращении рабочих предприятий и закрытии не только производственных линий, но и целых заводов.
Что по цифрам
Антирекродсменом рейтинга стала Audi. Операционная прибыль компании за третий квартал составила всего €106 млн. Это в 11 раз меньше, чем в тот же отчетный период 2023 года. За 9 месяцев 2024 года дилерам Audi удалось продать 1,25 млн новых машин, что на 10,9% меньше, чем годом ранее.
Volkswagen заявили о падении прибыли на 42%. Мировые продажи снизились на 8,2%. Баварский BMW также потерял 16% выручки. Компания смогла заработать €32,41 млрд. С похожей проблемой столкнулись и в Mercedes.
Завод Volkswagen. Фото: rutube.ru
Итало-американская корпорация Stellantis, куда входят Fiat, Peugeot, Chrysler и Citroen заявила о снижении продаж по всему миру на 20%. Оборот упал на 27% и составил €33 млрд.
Да и японцы видимо решили «не отставать» от своих западных конкурентов. Toyota и Nissan также опубликовали неутешительные отчеты. Генеральный директор Nissan уже заявил о сокращении 9 тыс. работников и об урезании зарплат.
Эксперты сходятся во мнении, что это худшие показатели со времен пандемии. Но если тогда продажи падали из-за закрытых границ и ограничений передвижения, то сегодня проблемы своем другие.
В чем причина падения мирового авторынка?
Европейские гиганты, все как один, говорят о том, что снижение продаж связано с низким спросом на китайском рынке. Действительно, в топе продаж там стоят машины BYD, Chery, Geely и Changan. Несколько лет назад правительство Поднебесной «поставило» на электрокары и гибриды. Пересадить китайцев на электрички хотят из-за экономических и экологических факторов. Европейцы решили воспользоваться ситуаций и насытить китайский рынок своими электрокарами.
Цех по производству электрических двигателей Audi. Фото: rutube.ru
Но китайские автомобили в любом случае дешевле европейских. Они субсидируются государством. Да и китайцы больше предпочитают ездить на отечественных машинах. Несмотря на то, что количество продаваемых электрокаров в Китае растет год от года, все равно около 65% рынка занимают машины с ДВС.
Европейские гиганты умалчивают про конкуренцию в самой Европе. Только в 2023 году китайцы смогли продать около 900 тыс. автомобилей в Старом Свете. Восточные компании берут покупателя своей стоимостью, технологиями и дизайном. Европейский союз уже вводит различные заградительные меры, поднимает налоги и пошлины на ввоз китайских авто.
Однако, по мнению экспертов, это не спасет от повышенной конкуренции. Некоторые китайские производители открывают собственные заводы на территории ЕС. Например, шанхайская корпорация SAIC Motor успешно развивает совместные предприятия с европейскими брендами.
По схожей схеме работают Geely и BYD. К слову, последние не открывают официальные представительства в России только из-за опасений санкций. В BYD не хотят портить отношения с западными партнерами.
На заводе Volkswagen. Фото: rutube.ru
Еще одной значимой причиной снижения продаж европейских и японских авто, стал уход с российского рынка. В 2021 году западные бренды смогли реализовать в России около 400 тыс. автомобилей (часть из них производилась на территории страны). За 2023 году едва набралось 40 тыс. продаж новых авто. Чаще всего это был параллельный импорт.
Конечно, внутренний российский рынок нельзя назвать огромным, но он был достаточно значимым для европейских брендов. Сейчас нишу уверенно заняли китайцы. И даже если в ближайшем будущем западным компаниям удастся снова выйти на российский рынок, им придется предпринять большие усилия, чтобы вернуть себе «большого покупателя».
Электрокары тоже «подкосили» европейский автопром
Рано или поздно любая развитая экономика сталкивается с проблемой повышенных издержек на производство. Особенно это видно по автомобильным корпорациям. Бренды переносят свои заводы в Китай, в страны Юго-Восточной Азии, в Мексику или в Россию. «На родине» остаются предприятия по производству дорогих или инновационных машин.
Вот и европейские концерны решили, что им надо сосредоточиться на выпуске дорогих машин и «перспективных» электрокаров. Однако, уже спустя несколько лет «электрической эйфории», покупатели снова начали отдавать предпочтение машинам с ДВС. Дешевым машинам.
Что делать, если люксовый сегмент позволить себе могут далеко не все, «электрички» мало кому нужны, а предприятия по производству автомобилей с ДВС либо закрыты, либо переориентированы? На этот вопрос топ-менеджерам брендов придется ответить в ближайшие годы.
А что в России?
LADA показывает рост. За 9 месяцев компания реализовала около 335 тыс автомобилей, что на 38% больше аналогичного периода прошлого года. Granta, Largus, Vesta и Niva в топах продаж.
УАЗ вырос на 4,8%, продав свыше 26 тыс. машин. Лидерство за «Буханками» – свыше 10 тыс. Дальше идут «Патриоты», «Профи», «Хантеры» и «Пикапы».
LADA Granta 2024 года. Фото: rutube.ru
Около 15 тыс «Москвичей» продали за 9 месяцев 2024 года, это на 93% больше, чем годом ранее. Самая популярная модель – «Москвич 3», далее идут «Москвич 6» и «Москвич 3е».
Российский рынок автомобилей растет на фоне политики импортозамещения. Хотя, к этой концепции есть много вопросов. Тем не менее компании отчитываются, что уровень локализации растет. Государство продолжает поддерживать производителей заградительными пошлинами и другими мерами. Например, недавно был поднят утилизационный сбор на импортируемые машины.
Что будут делать мировые бренды, чтобы выйти из кризиса
Выход из сложившейся ситуации может занять несколько лет. Компании уже начали сокращение персонала, закрываются проекты по разработке новых моделей авто. Самая неприятная мера – ликвидация предприятий.
В октябре стало известно, что Volkswagen будет закрывать нерентабельные заводы в Германии и сокращать персонал. Mercedes и BMW, вероятнее всего, пойдут на «урезание» модельного ряда. Пока что неплохо продается премиальный сегмент этих брендов. Скорее всего, акцент будут делать именно на него.
В обозримом будущем, европейские гиганты «не утонут». Во-первых, это далеко не первый кризис, с которым сталкиваются автоконцерны. Во-вторых, у компаний еще есть время и ресурсы, чтобы отыграть позиции.
А вот с «японцами» все намного сложнее. Эпоха культовых авто из страны восходящего солнца давно позади. Современные японские машины во многом, если не во всем, проигрывают китайским автомобилям.
Toyota Camry 80. Фото: rutube.ru
Даже долгожданная Toyota Camry 80 не смогла произвести фурор среди фанатов серии. Да и сегмент японских универсалов и внедорожников сильно страдает от китайских автомобильных компаний.
Каким будет мировой авторынок даже через несколько лет, предсказать сложно. Все будет зависеть от того, чем закончится эксперимент с электрокарами, а также как повлияют сегодняшние решения менеджмента на общие тенденции снижения продаж и выручки.
Конечно, нам бы хотелось видеть здоровую конкуренцию мировых компаний, где конечным выгодоприобретателем будет обычный автовладелец, который купит качественный и безопасный автомобиль, да еще и по хорошей цене.
- Андрей Карпов
- rutube.ru
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....