
Зачем нужен плавающий трактор?
Трактор относится к «чисто» сухопутной технике: летать или плавать его не «учили». Но если в небе сельхозмашины как-то не востребованы, то на воде их можно увидеть, причем, даже сегодня.
Плавающий трактор чаще всего может выполнять с/х функции и на суше. Но что ему делать в воде? Бывают, конечно, моменты, когда нужно переправиться с одного берега на другой. Например, при покосах в лугах. Сочная трава лучше растет у речек и озер. Однако, для таких случаев проще построить понтонный мост: попользовался и разобрал. Не создавать же специальную модель плавающего трактора.
С такими колесами разве утонешь? Фото: youtube.com
В реальности подобная машина может понадобится для выполнения мелиоративных работ, она принимает участие в лесосплаве. Сегодня специализированные трактора широко используют в странах Юго-Восточной Азии, где выращивают рис. А это культура, любящая влагу. Поэтому нужна техника, способная работать на затопленной почве и в сильно заболоченных местах.
Посадка риса – дело «мокрое». Фото: youtube.com
Попытки сделать серийную амфибию предпринимались в мире давно, в т. ч. и Советском Союзе.
В нашей стране плавающую технику предполагалось использовать при лесосплавах. Раньше древесину в большинстве случаев «транспортировали» по водным артериям. Нужно составлять плоты, вытаскивать затонувшие бревна и т. д. В общем, амфибия была необходима.
Плывет не катер – трактор! Фото: youtube.com
Первый патент на подобную технику («водосухопутную повозку») получил в СССР в 1924 году изобретатель Н. С. Ветчинкин. По сути, это был трактор «Фордзон» на гусеницах, помещенный в водонепроницаемую капсулу. В 40-е годы Николай Сергеевич продолжил работы и на свет появилась сначала амфибия ВЛ-1, потом – ВЛ-2. Обе модели выпускались в ограниченном количестве, а вот ВЛ-3 совсем не «повезло» – один экземпляр, и тот «не пошел». Такая же участь постигла амфибию (была и такая) «Алтаец». Но на этом идея плавающего трактора не заглохла.
Его собрали на Онежском предприятии в 1967 году. Получилась универсальная машина типа «три в одном». Трактор мог выполнять функции трелевщика, корчевателя пней и бульдозера.
Все работы машина выполняла как на суше, так и в воде. Амфибия имела впечатляющие технические характеристики. Благодаря дизельному агрегату в 90 л. с., она на земле развивала 13, в море и речках (использовались водометы) – 10 км/ч. При выходе на берег трактор спокойно преодолевал склоны до 35°. В море машина могла заплыть на несколько километров, выдерживая волнение до трех (!) баллов. При испытаниях амфибии никто не сомневался: впереди – крупномасштабное производство. Но увы! Все были не против серийного выпуска модели – просто отсутствовали незанятые мощности.
Их не так много: в основном, как уже упоминалось, это машины, работающие на плантациях по выращиванию влаголюбивых растений. Справедливости ради, конструкции точнее можно назвать «полуплавающими». Они могут ездить по мелководью или неглубокому болотцу.
Уход за клюквой требует много сил. Фото: youtube.com
В Белоруссии в хозяйстве «Полесская клюква» есть такие трактора, приспособленные под выращивание ягоды, тоже «обожающей» обильную влагу. А вот в РФ эта рыночная ниша пустовата.
Соревнования между плавающими тракторами тоже устраивают. Фото: youtube.com
Преодолевать морское волнение в три балла, как советская машина в 60-е, они, конечно, не могут, но переправиться через небольшую речку некоторые модели «умеют». В основном, благодаря широченным огромным колесам.
Claas штурмует речку. Фото: youtube.com
Например, это машина Claas Axos 320, New Holland T5.85. Тракторы, хоть и медленно, но плавают. Последняя модель делает это даже при солидном собственном весе в пять тонн.
New Holland T5.85 на «фарватере». Фото: youtube.com
Правда, перед форсированием водной преграды тракторист все-таки предпринимает некоторые меры безопасности: поднимает повыше аккумулятор, на крышку горловины топливного бака устанавливает шланг для вентиляции.
Плавающий трактор чаще всего может выполнять с/х функции и на суше. Но что ему делать в воде? Бывают, конечно, моменты, когда нужно переправиться с одного берега на другой. Например, при покосах в лугах. Сочная трава лучше растет у речек и озер. Однако, для таких случаев проще построить понтонный мост: попользовался и разобрал. Не создавать же специальную модель плавающего трактора.

В реальности подобная машина может понадобится для выполнения мелиоративных работ, она принимает участие в лесосплаве. Сегодня специализированные трактора широко используют в странах Юго-Восточной Азии, где выращивают рис. А это культура, любящая влагу. Поэтому нужна техника, способная работать на затопленной почве и в сильно заболоченных местах.

Попытки сделать серийную амфибию предпринимались в мире давно, в т. ч. и Советском Союзе.
Начало
В нашей стране плавающую технику предполагалось использовать при лесосплавах. Раньше древесину в большинстве случаев «транспортировали» по водным артериям. Нужно составлять плоты, вытаскивать затонувшие бревна и т. д. В общем, амфибия была необходима.

Первый патент на подобную технику («водосухопутную повозку») получил в СССР в 1924 году изобретатель Н. С. Ветчинкин. По сути, это был трактор «Фордзон» на гусеницах, помещенный в водонепроницаемую капсулу. В 40-е годы Николай Сергеевич продолжил работы и на свет появилась сначала амфибия ВЛ-1, потом – ВЛ-2. Обе модели выпускались в ограниченном количестве, а вот ВЛ-3 совсем не «повезло» – один экземпляр, и тот «не пошел». Такая же участь постигла амфибию (была и такая) «Алтаец». Но на этом идея плавающего трактора не заглохла.
ТП-90
Его собрали на Онежском предприятии в 1967 году. Получилась универсальная машина типа «три в одном». Трактор мог выполнять функции трелевщика, корчевателя пней и бульдозера.
Предполагалось даже использовать ТП-90 для обслуживания кораблей на Северном морском пути.
Все работы машина выполняла как на суше, так и в воде. Амфибия имела впечатляющие технические характеристики. Благодаря дизельному агрегату в 90 л. с., она на земле развивала 13, в море и речках (использовались водометы) – 10 км/ч. При выходе на берег трактор спокойно преодолевал склоны до 35°. В море машина могла заплыть на несколько километров, выдерживая волнение до трех (!) баллов. При испытаниях амфибии никто не сомневался: впереди – крупномасштабное производство. Но увы! Все были не против серийного выпуска модели – просто отсутствовали незанятые мощности.
Современные трактора-амфибии
Их не так много: в основном, как уже упоминалось, это машины, работающие на плантациях по выращиванию влаголюбивых растений. Справедливости ради, конструкции точнее можно назвать «полуплавающими». Они могут ездить по мелководью или неглубокому болотцу.

В Белоруссии в хозяйстве «Полесская клюква» есть такие трактора, приспособленные под выращивание ягоды, тоже «обожающей» обильную влагу. А вот в РФ эта рыночная ниша пустовата.

Преодолевать морское волнение в три балла, как советская машина в 60-е, они, конечно, не могут, но переправиться через небольшую речку некоторые модели «умеют». В основном, благодаря широченным огромным колесам.

Например, это машина Claas Axos 320, New Holland T5.85. Тракторы, хоть и медленно, но плавают. Последняя модель делает это даже при солидном собственном весе в пять тонн.

Правда, перед форсированием водной преграды тракторист все-таки предпринимает некоторые меры безопасности: поднимает повыше аккумулятор, на крышку горловины топливного бака устанавливает шланг для вентиляции.
- Сергей Милешкин
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....