Зачем нужен плавающий трактор?
320

Зачем нужен плавающий трактор?

Трактор относится к «чисто» сухопутной технике: летать или плавать его не «учили». Но если в небе сельхозмашины как-то не востребованы, то на воде их можно увидеть, причем, даже сегодня.


Плавающий трактор чаще всего может выполнять с/х функции и на суше. Но что ему делать в воде? Бывают, конечно, моменты, когда нужно переправиться с одного берега на другой. Например, при покосах в лугах. Сочная трава лучше растет у речек и озер. Однако, для таких случаев проще построить понтонный мост: попользовался и разобрал. Не создавать же специальную модель плавающего трактора.

Зачем нужен плавающий трактор?С такими колесами разве утонешь? Фото: youtube.com

В реальности подобная машина может понадобится для выполнения мелиоративных работ, она принимает участие в лесосплаве. Сегодня специализированные трактора широко используют в странах Юго-Восточной Азии, где выращивают рис. А это культура, любящая влагу. Поэтому нужна техника, способная работать на затопленной почве и в сильно заболоченных местах.

Посадка риса – дело «мокрое». Фото: youtube.com

Попытки сделать серийную амфибию предпринимались в мире давно, в т. ч. и Советском Союзе.

Начало


В нашей стране плавающую технику предполагалось использовать при лесосплавах. Раньше древесину в большинстве случаев «транспортировали» по водным артериям. Нужно составлять плоты, вытаскивать затонувшие бревна и т. д. В общем, амфибия была необходима.

Плывет не катер – трактор! Фото: youtube.com

Первый патент на подобную технику («водосухопутную повозку») получил в СССР в 1924 году изобретатель Н. С. Ветчинкин. По сути, это был трактор «Фордзон» на гусеницах, помещенный в водонепроницаемую капсулу. В 40-е годы Николай Сергеевич продолжил работы и на свет появилась сначала амфибия ВЛ-1, потом – ВЛ-2. Обе модели выпускались в ограниченном количестве, а вот ВЛ-3 совсем не «повезло» – один экземпляр, и тот «не пошел». Такая же участь постигла амфибию (была и такая) «Алтаец». Но на этом идея плавающего трактора не заглохла.

ТП-90


Его собрали на Онежском предприятии в 1967 году. Получилась универсальная машина типа «три в одном». Трактор мог выполнять функции трелевщика, корчевателя пней и бульдозера.

Предполагалось даже использовать ТП-90 для обслуживания кораблей на Северном морском пути.

Все работы машина выполняла как на суше, так и в воде. Амфибия имела впечатляющие технические характеристики. Благодаря дизельному агрегату в 90 л. с., она на земле развивала 13, в море и речках (использовались водометы) – 10 км/ч. При выходе на берег трактор спокойно преодолевал склоны до 35°. В море машина могла заплыть на несколько километров, выдерживая волнение до трех (!) баллов. При испытаниях амфибии никто не сомневался: впереди – крупномасштабное производство. Но увы! Все были не против серийного выпуска модели – просто отсутствовали незанятые мощности.

Современные трактора-амфибии


Их не так много: в основном, как уже упоминалось, это машины, работающие на плантациях по выращиванию влаголюбивых растений. Справедливости ради, конструкции точнее можно назвать «полуплавающими». Они могут ездить по мелководью или неглубокому болотцу.

Уход за клюквой требует много сил. Фото: youtube.com

В Белоруссии в хозяйстве «Полесская клюква» есть такие трактора, приспособленные под выращивание ягоды, тоже «обожающей» обильную влагу. А вот в РФ эта рыночная ниша пустовата.

Соревнования между плавающими тракторами тоже устраивают. Фото: youtube.com

Преодолевать морское волнение в три балла, как советская машина в 60-е, они, конечно, не могут, но переправиться через небольшую речку некоторые модели «умеют». В основном, благодаря широченным огромным колесам.

Claas штурмует речку. Фото: youtube.com

Например, это машина Claas Axos 320, New Holland T5.85. Тракторы, хоть и медленно, но плавают. Последняя модель делает это даже при солидном собственном весе в пять тонн.

New Holland T5.85 на «фарватере». Фото: youtube.com

Правда, перед форсированием водной преграды тракторист все-таки предпринимает некоторые меры безопасности: поднимает повыше аккумулятор, на крышку горловины топливного бака устанавливает шланг для вентиляции.
А вы что думаете о плавающем тракторе?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....